Ремо джадзотто “adagio albioni” (адажио альбинони): история самой большой мистификации

Адажио — что означает этот музыкальный термин

Знаменитые музыкальные композиции, основанные на адажио

Одним из самых исполняемых произведений XX века стало адажио соль минор для струнных инструментов и органа, больше известное как «Адажио Альбинони». Музыкальное произведение было впервые опубликовано в 1958 году и заявлено как реконструкция фрагмента начала XVIII века. На сегодняшний день искусствоведы считают пьесу мистификацией и не подтверждают авторство Томазо Альбинони.

Другие известные адажио XX века:

  • Сара Брайтман – «Anytime, Anywhere»;
  • Лара Фабиан – «Adagio»;
  • The Doors – «Albioni’s Adagio In G Minor»;
  • Хосе Каррерас – «Amore Perduto»;
  • The Doors – «A Feast Of Friends»;
  • Демис Руссос – «Adagio»;
  • Tiesto – «Athena»;
  • Мирей Матье – «Enfants d’amour et d’avenir (Vivir de sueños)».

Мне кажется, что испытывать меланхолическую грусть и нежность можно только в ритме адажио. Очень хрупкое, ускользающее чувство, которое пробуждает подобная музыка сравнимо только с впечатлением от искусства art nuoveau с его плавными витиеватыми линиями и бледными красками.

“Adagio Albioni” (Адажио Альбинони) от Ремо Джадзотто

Но давайте вернёмся к его знаменитому на весь мир „Adagio“. Оно было использовано во многих фильмах, начиная от «Процесса» 1962-го года и заканчивая «Американской историей преступлений», вышедшей в 2017-м году.

„Adagio“ известно во всём мире не только в инструментальном варианте, но и в вокальном, причём на разных языках, включая английский и итальянский. Известный российский поэт-песенник Симон Осиашвлили написал русский текст: 

Я окна в ночь открою,

Чтоб встретиться с тобою –

Пусть я не знаю тебя,

Мне скажет шепот дождя,

Что ты грустишь обо мне

И что придешь

Однажды…

Ты был дождем и снегом,

Слезами был и небом –

Ты стал моею мечтой,

Но ты мне нужен живой,

Чтоб раствориться в тебе –

И ты будешь здесь

Однажды!

Ты не можешь не прийти,

Дать любви отцвести –

Ты слишком мой,

Чтоб быть с другой –

И слова не нужны,

Если будем нежны,

Наконец, мы с тобой.

Ты слышишь: сердце бьется,

Оно вот-вот сорвется

И полетит за тобой,

Чтоб стать твоею душой –

Не дай разбиться ему,

Подхвати его

И своим теплом

Согрей его!..

Не дай погаснуть в ночи

Огню последней свечи,

Дай мне дыханье свое,

Скажи мне: «Да!»,

Чтоб навсегда

Ты стал моим,

НАВСЕГДА!

В заключение данной заметки хочу предложить вашему вниманию версию Лары Фабиан на итальянском языке, что логично, учитывая национальность обоих композиторов. Самое интересное, что тест написан самой певицей: 

ПО ТЕМЕ — Мнение экспертов о Пушкинской карте. Как получить Пушкинскую карту и что можно оплачивать ей?

Адажио и классическая музыка

В XVIII веке вторая или третья часть сонаты, симфонии или другого крупного инструментального произведения создавалась в медленном темпе. Такой прием был необходим, чтобы сделать смысловой контраст между быстрыми отрывками.

В адажио предполагался большой размер музыкальных тактов, чтобы автор мог развивать вариации на тему заданной мелодии. Считается, что именно в адажио раскрывается полнота таланта и мастерства композитора, именно здесь улавливаются неуловимые полутона и полунамеки.

Даниэль Ф. Герхартц «Скрипач»

Безымянные медленные части симфонии или сонаты, узнаваемые даже обывателями, иногда выделяют в отдельные произведения под общим названием адажио. Приведу маленький список моих любимых классических музыкальных отрывков в ритме адажио:

  • Mozart – Clarinet Concerto in A Major, K. 622: II. Adagio;
  • Haydn – Cello Concerto No. 1 in C Major, Hob. VII b: 1: II. Adagio;
  • Rota – Concerto per archi: III. Aria. Allegretto quasi adagio;
  • Dvorak – Symphony No. 9 in E Minor, Op. 95, B. 178 “From the New World”: II Largo;
  • Vivaldi – Concerto for Strings in D Major, RV 121: II. Adagio;
  • Weber – Piano Concerto No. 2 in E-Flat Major, Op. 32, J. 155: II. Adagio;
  • Strauss I – Piano Sonata in B Minor, Op. 5: II. Adagio cantabile.

Зачем Ремо Джадзотто соврал о “Adagio Albioni” (Адажио Альбинони)

                                                 Томазо Альбинони

Конечно, у многих возникает закономерный вопрос: зачем Джазотто нужно было придумывать историю о том, что он нашёл рукопись Альбиони, учитывая тот факт, что тот сам был композитором. Возможно, он из скромности отказался от авторства, в том числе и от выплат авторского вознаграждения, что, учитывая огромную популярность „Adagio“ во всём мире и частоту исполнения, могло существенно повысить его благосостояние. Можно предположить, что таким образом Джазотто просто хотел «спрятаться» за спиной самого Альбиони, переложив груз ответственности на давно умершего композитора, а нам остаётся лишь догадываться об истинных причинах, побудивших Джазотто приписать своё авторство Альбиони.  

Сам Альбиони и его музыка мало кому известны, хотя им написано около 50 опер. Значительная часть его творческого наследия действительно находилось в Дрезденской государственной библиотеки и была навсегда утрачена, чем и воспользовался Ремо Джазотто.

Балет

Танцевальный фрагмент под медленную музыку или последовательность упражнений у балетного станка в мире классического танца также называют адажио.

Удивительной красоты постановки Мариуса Петипа на музыку Петра Чайковского известны во всем мире. Adagio балетов «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» позволяют нам, зрителям, войти во внутренний мир персонажей, ощутить глубину переживаемых ими эмоций. Сдержанная музыка помогает выразить красоту и грацию движений.

Упражнения на середине зала служат для развития силы и выносливости, проработки различных поз, наклонов и вращений. Именно такой экзерсис позволяет развить музыкальность и художественную выразительность.

Адажио из балета «Лебединое озеро» / Jack Devant / jackdevant.com/Алина Сомова (Россия) в роли Одиллии-Одетты, Данила Корсунцев (Россия) в роли принца Зигфридана Новой сцене Мариинского театра в 2015 году

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: