Александр дмитриевич кастальский — «васнецов в музыке»

Александр дмитриевич кастальский (alexander kastalsky)

Alexander Kastalsky

Дата рождения
28.11.1856
Дата смерти
17.12.1926
Профессия

композитор, дирижёр

Страна
Россия, СССР

Русский композитор, хоровой дирижер, исследователь русского музыкального фольклора; один из инициаторов т.н. «нового направления» в русской духовной музыке конца 19 — начала 20 вв. Родился в Москве 16 (28) ноября 1856 в семье священника. В 1876–1881 учился в Московской консерватории, но завершил курс много лет спустя — в 1893 в композиторском классе С.И.Танеева. Некоторое время преподавал и дирижировал разными хорами в провинции. С 1887 педагог фортепиано в Синодальном училище церковного пения, затем там же помощник регента Синодального хора, с 1900 регент, с 1910 директор Синодального училища и хора. После преобразования училища в Народную хоровую академию в 1918 руководил ею вплоть до закрытия в 1923. С 1922 профессор Московской консерватории, декан дирижерско-хорового отделения, заведующий кафедрой народной музыки. Умер Кастальский в Москве 17 декабря 1926.

Кастальский — автор около 200 духовных сочинений и переложений, составлявших основу клиросного (и в большой мере концертного) репертуара Синодального хора в 1900-х годах. Композитор первым сумел доказать органичность соединения древнерусских распевов с приемами народного крестьянского многоголосия, а также с традициями, сложившимися в клиросной практике, и с опытом русской композиторской школы. Нередко Кастальского называли «Васнецовым в музыке», имея в виду прежде всего роспись В.М.Васнецовым Владимирского собора в Киеве, восстановившую традиции монументальной фрески в национальном стиле: стиль духовной музыки Кастальского, где едва ощутима грань между переложением (обработкой) традиционных распевов и сочинением в их духе, также отмечен объективностью и строгостью. В качестве директора Синодального училища Кастальский осуществлял его преобразование в Академию церковной музыки, с обучением по программам, превышающим уровень консерватории.

Важным направлением его деятельности была «музыкальная реставрация»: в частности, им осуществлена реконструкция древнерусской литургической драмы «Пещное действо»; в цикле «Из минувших веков» представлено в музыкальных картинах искусство Древнего Востока, Эллады, Древнего Рима, Иудеи, Руси и др. Кастальский создал монументальную кантату-реквием для солистов, хора и оркестра «Братское поминовение героев, павших в великую войну» (1916; памяти воинов союзных армий Первой мировой войны на русские, латинские, английские и другие тексты; вторая редакция для хора без сопровождения — «Вечная память» на церковнославянский текст панихиды, 1917). Автор песнопений, сочиненных специально к интронизации патриарха Тихона на Поместном соборе Русской православной церкви 1917–1918. Среди светских произведений опера «Клара Милич» по Тургеневу (1907, поставлена в Опере Зимина в 1916), «Песни о Родине» на стихи русских поэтов для хора без сопровождения (1901–1903). Кастальский — автор теоретических трудов «Особенности народно-русской музыкальной системы» (1923), «Основы народного многоголосия» (издан в 1948). По его инициативе курс народного музыкального творчества был введен сначала в Синодальном училище, а затем в Московской консерватории.

В начале 1920-х годов Кастальский некоторое время искренно пытался соответствовать «требованиям современности» и создал несколько малоудачных произведений для хора и оркестра народных инструментов, «Сельскохозяйственную симфонию» и др., а также обработки советских «революционных» песен. Долгое время его духовное творчество находилось в полном забвении на родине; в наши дни Кастальский признан мастером «нового направления» в русской церковной музыке.

Энциклопедия Кругосвет

Научный вклад

Как теоретик музыки, Кастальский специализировался в гармонии русской народной песни, особенно пристально — в последний, советский период своей жизни. Учёный настаивал на том, что звуковысотная система русской народной музыки самостоятельна, то есть независима от «школьно-композиторской практики» (по-видимому, следует понимать — независима от западноевропейской, классико-романтической практики композиции), что она «покоится на других, своих основаниях и в устройстве звукорядов и ладов, и распределении каденций, и ритмической свободы и её богатства, и расположении голосов, и гармонических созвучий, и манеры их соединения». При том, что Кастальский категорически отвергал самую идею западного влияния на русский музыкальный фольклор, он тем не менее анализировал тот же самый фольклор с применением категорий и терминов западноевропейской тональной гармонии, находя в русской народной песне «мажор с повышенной IV ступенью» (вместо лидийского), «минор с низкой II ступенью» (вместо фригийского) и т. п. Своё представление о «народной» музыкальной системе Кастальский стремился внедрить в преподавание, в виде особого курса «русской гармонии на народно-национальной основе».

Биография

Окончил Московскую консерваторию. Ученик П. И. Чайковского и С. И. Танеева (теоретич. предметы и композиция). С 1887 преподаватель Синодального училища, с 1910 его директор, в 1901—1910 регент Синодального хора. В 1911 году вместе с Ф. П. Степановым совершил гастроли по Европе.

В центре — Ф. П. Степанов, слева — директор синодального хора А. Д. Кастальский, справа — регент Н. М. Данилин

После революции 1917 вёл активную музыкально-просветительскую работу. С 1922 профессор Московской консерватории ().

Духовная музыка составляет бо́льшую и лучшую часть творческого наследия Кастальского. Он сумел найти новый путь в развитии православной церковной музыки, сумел избежать искушения привнести законы светской музыки в нормы церковного искусства [источник не указан 815 дней]. Родившееся из церковных недр, искусство Кастальского отличалось сугубо певческим, а не инструментальным характером звуковедения и сопряжения партий, оно развивалось по законам храма, а не сцены. От роспевщиков древности Кастальский наследовал мелодику, тематику и дух их творчества, творческие принципы, основанные на нерасторжимости составных элементов храмового действа и определяющиеся задачами богослужения и церковным календарём. В обработках Кастальского знаменный распев был использован в значении музыкальной темы, подлежащей тематическому развитию, стал играть роль первоосновы музыкального языка, превратился в критерий стиля ().

Б. В. Асафьев о Кастальском:

Ещё одна цитата из Асафьева:

Могила Кастальского на Новодевичьем кладбище Москвы.

Почти каждое из духовных сочинений Кастальского существует в нескольких редакциях, возникновение которых обусловлено исполнительской практикой. Интерпретаторами хоров Кастальского были талантливые регенты Синодального хора — В. С. Орлов, Н. М. Данилин, Н.Голованов.

После Октябрьской революции писал музыку, посвящённую героической советской действительности, в том числе хоровые сочинения «Гимн труду» (1923), «В. И. Ленину. У гроба» (для чтеца, хора и симфонического оркестра, 1924).

Точное число работ Кастальского не установлено. В начале XX века было опубликовано и перечислено в каталоге П. И. Юргенсона 73 духовных хора. В конце XX века исследователи располагали сведениями о 136 духовно-музыкальных сочинениях и переложениях Кастальского.

Ближайшие предки и потомки

Прародители

Платон Иванович ? (Афинский) рождение: 1816, Дмитровсмерть: 1874, Москва

Александр Семенович Грузов рождение: 12 июль 1831профессия: Москва, священник Московской Казанской что в Сущеве, церквибрак: Анна Ивановна ? (Грузова) профессия: ок. 1869?, Москва, свящ Новодевичьевого монастырясмерть: 31 декабрь 1891, Москва, Миусское кладбище

Николай Семенович Грузов рождение: 21 октябрь 1825смерть: 2 январь 1893

Вера Семеновна Грузова (Каринская) рождение: 1843брак: Сергей Иванович Каринский смерть: 1904

Алексей Семенович Грузов рождение: 1876профессия: Москва, преподаватель Императорского технического училища

Ипполит Михайлович Богословский (Богословский-Платонов) рождение: 26 январь 1821брак: Мария Мартыновна Ловцова (Богословская-Платонова)

Михаил Михайлович Богословский рождение: 8 май 1826, Москвабрак: Мария Серафимовна ?Огарева Руданская (Баглай) обучение: с 1842 по 1848, Москва, Московская духовная семинария (22)профессия: с 1848 по 1877, Москва, писарь,.. старший бухгалтер Сохранной казны Московского Опекунского совета титул: 19 декабрь 1877, статский советникпрофессия: с 1880 по 1893, Москва, староста ц.Троицы на Арбатесмерть: 11 февраль 1893, Москва, Похоронен в Донском монастыре. Распятие на могиле — предмет поклонения

Андрей Михайлович Богословский рождение: 14 март 1832, Москваобучение: с по 1852, Москва, Московская духовная семинарияобучение: с 1852 по, Москва, Московский университет, медицинский факультетпрофессия: с 1856 по 1883, врач, и субинспектор в Московском университетесмерть: 12 апрель 1883, Москва, похоронен на Дорогомиловском кладбище вместе с братом Ипполитом

Варвара Михайловна Богословская рождение: 4 октябрь 1827, Москвапрофессия: 1876, Москва, надзирательница в 1-й жен. Гимназиисмерть: 17 февраль 1887, Москва, похоронена вместе с братом Ипполитом на Дорогомиловском кладбище

Николай Михайлович Богословский рождение: 1834, Москва

Александр Владимирович Павловский рождение: 1839профессия: Москва, врач

Алексей Владимирович Павловский рождение: 1827профессия: Дубровицы, Подольский уезд, священник

Прародители
Родители

Анна Дмитриевна Кастальская (Богословская) рождение: 1867, Москвабрак: Владимир Ипполитович Богословский смерть: 1943, Москва, Ваганьково 34 у.

Всеволод Дмитриевич Кастальский рождение: 1851брак: Александра Лаврентьевна Павловская

Екатерина Дмитриевна Кастальская рождение: 9 март 1864смерть: 14 сентябрь 1899

Сергей Дмитриевич Кастальский рождение: 1866

Николай Дмитриевич Кастальский рождение: 1852профессия: Москва, инженербрак: Мария Александровна Данилович (Кастальская) обучение: до 1876, Москва, Императорское техническое училище

Владимир Дмитриевич Кастальский рождение: 1854

Семен Дмитриевич Кастальский рождение: 1872

Лев Лаврентьевич Павловский рождение: 1856смерть: 1888

Владимир Лаврентьевич Павловский рождение: 1866смерть: 1888

Митрофан Лаврентьевич Павловский рождение: 1853, Москвапрофессия: Москва, доктор медицины, ординатор в 1-ой Градской больницебрак: Елизавета Сергеевна ? (Павловская) смерть: июнь 1898, Москва

Дмитрий Лаврентьевич Павловский рождение: 1870профессия: Москва, врачсмерть: после 1916

Александра Лаврентьевна Павловская рождение: 1851брак: Всеволод Дмитриевич Кастальский профессия: ок. 1875?, Москва, учительница

Михаил Лаврентьевич Павловский рождение: 1863смерть: после 1903

Надежда Лаврентьевна ? (Павловская) рождение: 1850, Москва

Родители
 == 3 ==

Наталья Александровна Кастальская

== 3 ==

Литература

  • Асафьев Б. В. А. Д. Кастальский // А. Д. Кастальский. Статьи. Воспоминания. Материалы. — М., 1910.
  • Асафьев Б. В. Хоровое творчество А. Д. Кастальского // А. Д. Кастальский. Статьи. Воспоминания. Материалы. — М., 1910.
  • Асафьев Б. В. . А. Кастальский. Духовно-музыкальные сочинения: Нотография // Музыка. — 1916. — № 248.
  • Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1. — М.: «Советский композитор», 1974. — С. 5-42.
  • Зверева С. Г. Александр Кастальский: Идеи. Творчество. Судьба. — М.: Вузовская книга, 1999. — 239 с.
  • Зверева С. Г. А. Д. Кастальский // История русской музыки: в 10-ти т. Том 10 А. — М.: Музыка, 1997. — С. 274—306 — ISBN 5-7140-0646-1
  • Компанейский Н. И. А. Д. Кастальский. По поводу 4-го выпуска его духовно-музыкальных сочинений // Русская музыкальная газета. — 1902. — № 13—14.
  • Липаев И. // Русская музыкальная газета. — 1898. — № 4.
  • Финдейзен Н. Ф. Синодальное училище церковного пения в Москве // Русская музыкальная газета. — 1898. — № 4. — Стлб. 347—348.

Сочинения

  • Из «семейных записок» протоиерея Димитрия Ивановича Кастальского. Академия. (1840–1844 гг.) // У Троицы в Академии. 1814–1914 гг. : Юбилейный сборник исторических материалов : Издание бывших воспитанников Московской духовной академии. М., 1914. С. 80–111

  • О богослужении : Кн. содержащая в себе: 1. Правила о домашней молитве. 2. Объяснение церковного богослужения. 3. Тропари великих праздников и ирмосы Рождества Христова и Пасхи с русским переводом / Сост. техн. училища и Константиновск. межевого ин-та законоучитель свящ. Д. Кастальский. 3-е изд. М., 1896. 116 с.

  • О домашнем чтении Слова Божия у христиан первых веков : Ист. исслед. свящ. Димитрия Кастальского. М., 1876. , 62 с.

  • Протоиерей Казанского собора Александр Иванович Невоструев : некролог / св. Дим. Кастальского. М., 1872. 14 с.

  • Сказание о чудотворной Казанской иконе Божией Матери / Московского Казанского собора протоиерея Д. Кастальскаго. М., 1889. 71 с. : ил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: