Струнные инструменты народного оркестра
Важнейшую роль в возрождении этнической музыки в России сыграл струнный народный оркестр. Он пополняется инструментами из трех семейств:
- балалаек;
- гуслей;
- домр.
Домра
У трехструнного русского музыкального инструмента несколько подвидов. В оркестрах, как правило, можно встретить домру-пикколо, малую и басовую.
Балалайка
Это самый первый инструмент в русском оркестре. Ведь все начиналось с «Кружка любителей игры на балалайке», из которого выросло мощное движение, возрождающее русскую этническую музыку. Привлекательность трехструнного инструмента с треугольным корпусом объясняется звонким и мягким звучанием, теплотой и нежностью тембра.
Балалайки в народном оркестре до сих пор значимы. И не только прима с секундой, но и альт с басом и контрабасом.
Гусли
Если спросить обычного россиянина, какие инструменты входят в состав русского оркестра, то можно не сомневаться, что он вспомнит о гуслях. По большей части оркестранты пользуются клавишными или щипковыми. Но возможно также применение звончатых (крыловидных).
Интересные факты
- В нынешнее время балалайка является одним из самых популярных сувениров, которые иностранные туристы любят приобретать на память о посещении России.
- В разных странах мира к русским народным инструментам относятся с большим интересом. Например, в Японии есть оркестр с названием «Токийская балалайка». Он организован по типу оркестра русских народных инструментов и музицируют в нём только жители «Страны восходящего солнца». В США тоже есть общество любителей музицирования на русских инструментах, а небольшая книжечка о том, как изготовить балалайку, вызвала у американцев настолько большой интерес, что переиздавалась более десяти раз.
- В 1551 году, во время правления Ивана IV Грозного, решением Стоглавого собора все гусли, балалайки и дудки как греховные и бесовские попали под запрет, а почти через сто лет, в 1648 году, по указу царя Алексея Михайловича Романова, эти скоморошьи инструменты были собраны и публично сожжены на берегу Москва-реки. Костёр был настолько большой, что пылал несколько дней.
- Балалайка и домра — это две разновидности одного старинного струнного инструмента. В древние времена его корпус изготавливали из очищенной от мякоти тыквы.
- В России лучшими исполнителями на народных духовых инструментах: жалейках, свирелях и рожках — всегда признавались не профессиональные музыканты, а простые пастухи.
- Ученые предполагают, что самыми древними музыкальными инструментами на Земле являются струнные. Считается, что первым таким инструментом был… охотничий лук! Именно звучание тетивы натолкнуло людей на мысль о создании струн и первого полноценного струнного инструмента — арфы.
- Однако самый старый инструмент, дошедший до нашего времени, является не струнным, а духовым. Это флейта, обнаруженная в 2009 году при раскопках на юго-западе Германии. Её возраст составляет свыше 35 тысяч лет.
- Балалайка не зря получила статус народного инструмента. Корень в слове «балалайка» такой же, как и в «балакать», т. е. ненавязчиво говорить. Инструмент и впрямь чаще всего выступал в качестве аккомпаниатора для досуга крестьян.
- Точный предок гуслей доподлинно неизвестен, но бытует мнение, что инструмент произошёл от древнегреческой кифары. Издревле их использовали в качестве аккомпанемента для голоса солиста.
- Русскую гармонь — язычковый инструмент не следует путать с аккордеоном и баяном. Изделие попало в нашу страну вместе с нашествием татаро-монгол. Прародителем гармони является китайский инструмент под названием шен. Массовую популярность и народную любовь изделие получило лишь в 1830 году, пройдя длинный путь из Азии в Россию.
- Чем гармонь отличается от аккордеона и баяна? Компактными размерами, меньшим количеством октав, на стандартной модели исполнитель извлекает лишь диатонические звуки, в исключительных случаях к ним прибавляются хроматические.
В завершение хочется сказать, что инструменты русского народного оркестра — вечны. И мы верим в это. Они попадали в опалу, но заново возрождались. Сегодня к ним относятся весьма трепетно.
Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.
Народная музыка, созданная с помощью русских музыкальных инструментов, продолжает радовать своим звучанием слушателей как в огромных концертных залах нашей страны, так и за её пределами.
P.S. Для тех, кто особенно увлекается народными инструментами, мы настоятельно рекомендуем прочитать почти художественную книгу «Рассказы о русских народных инструментах». Вы прочувствуете их поэтичность, глубину и историю, и, возможно, ваши дети (или вы сами) захотите выбрать один из русских народных инструментов для изучения: книга по ссылке →
Иллюстрация: «Маленький концерт с балалайкой» Н. П. Богданов-Бельский
Баяны и гармоники
При Советской власти этническая музыка, как и всякое искусство народного происхождения, оказалась в почете, ее поддерживали официально и популяризовали. А состав народного оркестра стало нелегко представить без гармоник, важнейшим представителем которых заслуженно стал баян.
Удачная конструкция кнопочного аккордеона, способного заменить целый оркестр, привела к его повсеместному распространению. В России его именуют исключительно баяном, ценя за:
- широту диапазона (5 октав);
- богатство тембра.
У специальных гармоник, в отличие от баяна с двусторонней клавиатурой, она одна – правая. Помимо стандартных альта, тенора, сопрано и контрабаса можно послушать гармоники, у которых тембровый окрас звучания (как у флейты, валторны, и т. д.) Оригинально звучание гармоник, нареченных областными, не получившими более широкого распространения, к примеру, ливенской.
The Ossipov Balalaika Orchestra
Город
Москва
Год основания
1919
Тип
оркестры
Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова основан в 1919 виртуозом-балалаечником Б. С. Трояновским и П. И. Алексеевым (в 1921-39 дирижёр оркестра). В составе оркестра было 17 музыкантов; первый концерт состоялся 16 августа 1919 (в программе — обработки русских народных песен и сочинений B. В. Андреева, Н. П. Фомина и др.). С этого года началась концертная и музыкально-просветительская деятельность Русского народного оркестра.
В 1921 оркестр вошёл в систему Главполитпросвета (состав его увеличился до 30 исполнителей), в 1930 зачислен в штат Всесоюзного радиокомитета. Расширяется его популярность, усиливается влияние на развитие художественной самодеятельности. С 1936 — Государственный оркестр народных инструментов СССР (состав оркестра увеличился до 80 человек).
В конце 20-х и в 30-е годы репертуар Русского народного оркестра пополняется новыми сочинениями советских композиторов (многие из которых написаны специально для этого оркестра), в т. ч. С. Н. Василенко, H. H. Крюкова, И. В. Морозова, Г. Н. Носова, Н. С. Речменского, Н. К. Чемберджи, M. M. Черёмухина, а также переложениями симфонических произведений русских и западно-европейских классиков (М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, С. В. Рахманинова, Э. Грига и др.).
Среди ведущих исполнителей — И. А. Моторин и В. М. Синицын (домристы), О. П. Никитина (гусляр), И. А. Балмашев (балалаечник); оркестровщики — В. А. Дитель, П. П. Никитин, Б. М. Погребов. Оркестром дирижировали M. M. Ипполитов-Иванов, Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, А. В. Гаук, Н. С. Голованов, оказавшие благотворное влияние на рост его исполнительского мастерства.
В 1940 Русский народный оркестр возглавил виртуоз-балалаечник Н. П. Осипов. Он ввёл в оркестр такие русские народные инструменты, как гусли, владимирские рожки, свирель, жалейки, кугиклы. По его инициативе появились солисты на домре, на гуслях звончатых, были созданы дуэты гуслей, дуэт баянов. Деятельность Осипова заложила основы создания нового оригинального репертуара.
С 1943 коллектив носит название Русского народного оркестра; в 1946, после смерти Осипова, оркестру присвоено его имя, с 1969 — академический. В 1996 году Русский народный оркестр переименован в «Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова».
С 1945 главным дирижёром стал Д. П. Осипов. Он усовершенствовал некоторые народные музыкальные инструменты, привлёк к работе с оркестром композитора Н. П. Будашкина, произведения которого (в т. ч. «Русская увертюра», «Русская фантазия», 2 рапсодии, 2 концерта для домры с оркестром, концертные вариации для балалайки с оркестром) обогатили репертуар оркестра.
В 1954-62 Русским народным оркестром руководил В. С. Смирнов, с 1962 по 1977 годы его возглавлял народный артист РСФСР В. П. Дубровский, под управлением которого оркестр достиг высокой исполнительской культуры, технического мастерства, ансамблевой слаженности.
С 1979 г. по 2004 г. во главе оркестра — Николай Калинин. С января 2005 г. по апрель 2009 г. художественным руководителем и главным дирижером оркестра являлся известный дирижёр, профессор — Владимир Александрович Понькин. В апреле 2009 года пост художественного руководителя и главного дирижера оркестра занял Народный артист России, профессор Владимир Андропов.
Репертуар Русского народного оркестра необычайно широк — от обработок народных песен до мировой классики. Значительный вклад в программы оркестра — произведения советских композиторов: поэма «Сергей Есенин» Э. Захарова, кантата «Коммунисты» и «Концерт для дуэта гуслей с оркестром» Муравлёва, «Увертюра-фантазия» Будашкина, «Концерт для ударных инструментов с оркестром» и «Концерт для дуэта гуслей, домры и балалайки с оркестром» Шишакова, «Русская увертюра» Пахмутовой, ряд сочинений В. Н. Городовской и др.
С оркестром выступали ведущие мастера советского вокального искусства — Е. И. Антонова, И. К. Архипова, В. В. Барсова, В. И. Борисенко, Л. Г. Зыкина, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. П. Максакова, Л. И. Масленникова, М. Д. Михайлов, А. В. Нежданова, А. И. Орфёнов, И. И. Петров, А. С. Пирогов, Л. А. Русланова и др.
Оркестр гастролировал в городах России и за рубежом (Чехословакия, Австрия, Франция, ФРГ, Швейцария, Великобритания, США, Канада, Австралия, Латинская Америка, Япония и др.).
В. Т. Борисов
Какие инструменты входят в состав русского оркестра
Исполнители, по мере сил популяризующие музыку с помощью инструментов, происхождение которых уходит вглубь отечественной истории, заслуживают всяческого уважения. Они сберегают национальное наследие, помогают осознать, каковы источники происхождения отечественной культуры.
Такие коллективы немалочисленные, так как народные музыканты, как это ни удивительно, пользовались немалым арсеналом творческих орудий. Поэтому в оркестр русских народных инструментов входят целых четыре оркестровых группы:
- струнных;
- духовых;
- ударных;
- гармоник.
Группы духовых и ударных удачно дополняются получившими распространение в России музыкальными инструментами европейского происхождения, а не состоят исключительно из этнических.