Демественный распев
Самым торжественным пением на Руси считался демественный распев (от позднегреческого «doméstikos» — деместик, руководитель хора и его солист в Византии), впервые упомянутого в Воскресенской летописи 1441 года в связи с описанием смерти Димитрия Красного, внука Дмитрия Донского: умирающий князь, придя в сознание, «начат пети демеством», хотя, по косвенным свидетельствам, существовало на Руси оно намного раньше.
Пример записи демественного пения
О происхождении демественного пения высказывались разные мнении: В. В. Стасов считал его византийским по происхождению, В. М. Металлов стоял на позиции, что демественное пение было продуктом творчества «мирских певцов, приспособленных к церковному пению», а Д. В. Разумовский полагал этот вид пения византийским, занесенным в Киевское государство балканскими славянами и употреблявшимся до XVI века русскими в домашнем быту их как «ежедневное благочестивое упражнение домашней церкви».
Этот вид пения, не подчинённый системе осьмогласия, отличался «цветистым» рисунком и сложностью ритма. Если знаменное пение строилось на основе гласовых попевок, то демественные напевы создавались на основе оригинальных интонаций. С XVI века демественное пение утверждается в богослужебной практике, но первоначально демеством пели в храме лишь величания, стихиры и многолетия.
Запись знаменного пения
Для записи знаменного распева пользовались определённой системой знаков – «крюков», которые иначе именовались столповыми знамёнами. Каждый знак обозначал от одного до восьми звуков. При этом сообщалось точное понятие о высоте, продолжительности, окраске и силе звучания.
Начиная с 15 века в рукописях фиксируются названия этих знаков. При расшифровке становилось очевидно, что за каждым звуком стоял определённый образ. Например, «крюк» – самый распространённый знак, давший название всему пению, «параклит» (утешитель), с возглашения которого начиналось пение», «стапица» –знак речитации, когда слова не поются, а произносятся «говорком», «два в челну» изображал лодку (челн) и двух сидящих в ней людей и т. д.
Примеры обозначения знаков знаменного распева
Продолжительные участки распева обозначались особыми знаками – фитами. Распев фиты – это время духовного созерцания, когда человек мог сердцем воспринят содержание молитвы. Такое начертание называлось тайнозамкненным. Фиты, как и знаки, имели имена.
Путевой распев
Первые рукописи с записью путевой нотации относятся к XV веку. По одной из версий, путевой распев был создан певчими Иоанна Грозного. Царский хор состоял из двадцати семи певчих и славился талантливыми и знающими мастерами.
Иоанн Грозный
О происхождении термина у учёных до сих пор нет единого мнения. Большинство полагает, что «путевой», иначе «путный» означало «толковый», «доброгласный», «хороший». Этот распев отличала большая протяженность, чем столповой. Как и знаменный, он находился в системе осьмогласия и имел аналогичное строение, но все попевки и обороты были более распевны.
Путевой распев исполнялся в великие праздники. Со временем сформировалась собственная путевая нотация, терминология, определявшая принадлежность песнопений путевому распеву, появилась путевая музыкальная азбука.
Понятие о знаменном распеве
Понятие «распев» – чисто русское. Это – не музыка, сопровождающая богослужение и не переложение церковного текста на музыку. В сущности, слова не пелись, а произносились нараспев.
Одной из важнейших основ столпового знаменного распева было строгое одноголосие, однако, это не означало, что исполнять песнопения мог только один человек. Напротив, главная особенность состояла в том, что все «едиными усты и единым сердцем» пели «единый глас». Одноголосный хор вёл и оканчивал песнопения обязательно только в унисон или октавами. Ритм песнопений был всецело подчинён ритму распеваемого текста.
«Поёт ли один человек, или много – голос словно исходит из одних уст», – писал о молитвенном пении свт. Иоанн Златоуст. Именно такая простая и целостная мелодия знаменного пения сосредоточивала ум и собирала его на молитве.
Строчное пение
Пение по строкам, когда существуют одновременно две или три мелодические линии, получило название строчного пения. В отдельные моменты они могут пересекаться, но всегда среди них выделяется главная. В сущности, в строчном пении на основную линию, исполняемую столбовым распевом, накладываются две или три дополнительных, исполняемых выше или ниже. На Руси этот род богослужебного пения хорошо знали и любили, его красоту сравнивали с многоцветьем красок.
Первые упоминания о строчном пении были найдены в чиновнике новгородского Софийского собора в XVI веке, где указывалось, что в дни памяти местных святых поётся строчная новгородская Литургия, а в дни памяти общерусских святых – строчная московская. В некоторые праздники правый клирос пел демественную, а левый – строчную Литургию.
Софийский собор в Новгороде (современный вид)
Разнообразие строчного пения порой заставляли исследователей сомневаться в самом факте его существования. Сегодня этот род пения – наименее изученная разновидность русского богослужебного пения.
Все эти виды богослужебного пения существовали до конца XVII века, когда в Русской церкви произошёл раскол. В дальнейшем началось активное насаждение многоголосного партесного пения, вытеснившее древнерусскую традицию, сохранившуюся только у старообрядцев. Сегодня проявляется большой интерес к возрождению древнего богослужебного пения.
Кондакарное пение
Особое место в древнерусском богослужебном пении занимало кондакарное пение. Название поисходило от термина «кондак», переводимого с греческого языка как κοντάκι(ον) от κόνταξ , «палочка, жердь», имевшего первоначальное значение «пергаментный свиток с текстом песни, намотанный на палочку», поскольку древние тексты записывались на свитках.
В древней Византии кондак играл весьма важную роль. Это было многострофное развёрнутое сочинение – богословская поэма в звуках. Он занимал довольно много времени от богослужения. Кондакарным пением владели только искусные мастера: протопсалт – главный певчий – выходил на середину храма, восходил на диаконский амвон, и с него воспевал Христа, Божью Матерь или святых в сочинённом им самим кондаке. Кондакарное пение считалось элитным, и передавалось от мастера к мастеру.
Запись кондакарного пения несколько отличалась от записи знаменного распева – здесь присутствовали две строки, а также знаки, подчёркивавшие торжественность этого вида пения. Его точная расшифровка записи недоступна до сего дня.
Русские монахи-песнотворцы опирались на греческие книги – кондакари. Поскольку русское богослужение, в подражание Византии, тяготело к пышности и царственной роскоши, первые праздничные кондаки пели особым торжественным распевом. Расцвет кондакарного пения на Руси приходится на XI—XII века, но к XIV веку оно исчезло, вероятно, по причине упадка церковной жизни, связанного с татаро-монгольским нашествием.
Крещение Руси
После официального принятия Православия великий князь Владимир тал активно созидать и обустраивать церкви, не забывая и о богослужебном пении – привёз с собой из Византии певцов славянского происхождения. К этому времени Болгария адаптировала византийское богослужебное пение на старославянский язык, бывший в то время разговорным, поэтому болгарская система пения была русичам ближе и понятнее, чем греческая.
Св. равноап. князь ВладимирПринцесса Анна ВизантийскаяДесятинная церковь в Киеве (реконструкция)
В то же время, при его супруге, византийской царевне Анне, был создан греческий хор, получивший название «Царицын». Постепенно утвердилась традиция – в Десятинной церкви Киева пели два хора: один по-гречески, а другой, строящий напротив, – по-славянски.
Три направления
Первоначально русские певцы только учились пению по византийским, в основном, болгарским, образцам. О первых создателях древнерусского распева сохранилось немного сведений. Известно лишь, что это были монахи, обучавшиеся пению «из уст в уста». Постепенно на Руси возникло множество певческих школ: киевская, новгородская, ростовская, и уже летописи 11 века повествуют о «гораздых» певцах.
Со временем выделилось три направления:
- «провизантийское»;
- «прорусское»;
- «компромиссное».
К первому направлению принадлежала киевская знать и высшее византийское духовенство, прибывшее с православной миссией на Русь. Его сторонники не вносили никаких поправок и дополнений в византийскую манеру пения. По сути, это была «кальки» с греческих распевов.
Противоположной точки зрения придерживались сторонники русской старины: они предлагали использовать только тексты, которые «накладывали» на национальные мелодии.
Представители третьего течения – образованные люди, принадлежавшие к разным сословиям – купцы, духовенство, военные, имевшие контакты с Византией, воспринимали из греческого певческого искусства тексты, нотацию, осьмогласие, композиционные приёмы. В то же время ладо-интонационный фонд был заимствован из русской музыки.
Так, путём осмысления лучших образцов певческого искусства Византии и «привития» его на русскую почву появился знаменный столповой распев – основа основ русского богослужебного пения.