История создания
«Драматическая симфония с хором, вокальными соло и прологом в хоровом речитативе, написанная по мотивам трагедии Шекспира» — так звучит полное название, данное произведению Берлиозом. Автограф на партитуре гласит: «эта симфония, начатая 24 января 1839 года, была закончена 8 сентября того же года и впервые исполнена в консерватории под руководством композитора 24 ноября».
Однако история создания началась значительно раньше — в 1827 году, когда в театре «Одеон» в Париже Берлиоз увидел спектакль «Ромео и Джульетта» (в версии Дэвида Гаррика). Роль Джульетты исполнялась ирландской актрисой Гарриет Смитсон.
В мемуарах Берлиоз описывает электрифицирующее действие драмы: «…погрузиться в огненное солнце и прохладные ночи Италии, созерцать драму этой страсти, стремительной, как мысль, пылающей, как лава, сияющей чистотой, как взгляд ангела, властной, неотразимой, видеть бушующие вендетты, отчаянные поцелуи, безумную борьбу любви и смерти — это больше, чем я мог вынести … Могу добавить, что в то время я не знал ни слова по-английски … Но сила игры, особенно Джульетты, быстрый поток сцен, мимика, голос и жесты сказали мне больше и дали мне гораздо более глубокое понимание идей и страстей оригинала, чем слова моего бледного и искаженного перевода…»….
Есть множество свидетельств того, что Берлиоз постепенно разрабатывал план «Ромео и Джульетты» во время своего пребывания в Италии (1830—1832). Ещё в феврале 1831 года после просмотра во Флоренции оперы Беллини «I Capuleti e i Montecchi», он мельком рассказывал о том, как будет сочинять музыку для истории «Ромео и Джульетты». В ней, по его словам, будет бой на мечах, концерт любви, пикантное шутовство Меркуцио, ужасная катастрофа и торжественная клятва двух конкурирующих семей.
Непосредственное создание произведения стало возможным благодаря щедрому дару Никколо Паганини в 20 000 франков в декабре 1838 года. Услышав исполнение «Гарольда в Италии» в Парижской консерватории 16 декабря 1838 года, великий виртуоз публично преклонил колени перед Берлиозом и приветствовал его как наследника Бетховена, а через два дня, 18 декабря, прислал ему чек на значительную сумму
Благодаря этому дару Берлиоз вернул долги, а оставшиеся деньги использовал, чтобы сосредоточиться на «действительно важной работе». 8 сентября 1839 года он объявил работу законченной.
С этого времени и до первого исполнения произведения он был занят непосредственной подготовкой к премьере: были скопированы партии, литографированы партии хора, начались репетиции. Тенор Ализар и задействованный в Прологе хор — все из Парижской оперы — репетировали, когда не были заняты в выступлениях. Берлиоз работал с оркестром по новой системе, разработанной им самим: он работал отдельно с каждой из групп оркестра, а затем провёл две общие репетиции, чтобы отточить детали.
Премьера состоялась после двухмесячных репетиций с огромным оркестром (160 человек), хором (98 человек) и солистами театра Grand Opera 24 ноября 1839 года под руководством автора. Впоследствии композитор внёс несколько исправлений в соответствии с рекомендациями советников и друзей, и полная партитура была опубликована в 1847 году. Однако во второе издание партитуры в 1858 году Берлиоз внёс ещё некоторые дополнения и изменения. Это было его последнее слово в музыкальном тексте.
Во многих отношениях «Ромео и Джульетта» является наиболее автобиографической из работ Берлиоза. Одна её часть стала для него наиболее любимой: «Если вы сейчас спросите меня, какую из моих пьес я предпочитаю, мой ответ будет таким: я разделяю мнение большинства художников: я предпочитаю Адажио (сцена любви) из „Ромео и Джульетты“».
Сочинение
1839. Произведение посвящено Никколо Паганини , который после посещения французского композитора вручил французскому композитору чек на 20 000 франков.Декабрь 1838 г.на концерте, на котором Берлиоз дирижировал Фантастической симфонией и Гарольдом в Италии .
Бытие
Первоначальное вдохновение пришло из спектакля « Ромео и Джульетта» (в переработанной версии Дэвида Гаррика ) в театре Одеон в Париже. Харриет Смитсон , которая также вдохновила Фантастическую симфонию , была частью труппы. В « Воспоминаниях» Берлиоз описывает возбуждающий эффект драмы.
Диапазон чувств, эмоций, а также поэтические и формальные изобретения, которые Берлиоз находит в Шекспире , оказали сильное влияние на его музыку, что делает эту прямую адаптацию одного из его произведений естественной. Фактически, он планировал постановку « Ромео и Джульетты» задолго до 1838 года, но тем временем его занимали другие проекты. Эмиль Дешам , автор либретто , сказал, что работал с Берлиозом над симфонией вскоре после сезона 1827-1828 годов «Одеона». В самом деле, вполне вероятно, что генезис « Ромео и Джульетты» связан с составом других произведений, написанных до его приезда на премию « Prix de Rome» в 1830–1832 годах. Это объясняет, почему « Сарданапал» , кантата, с которой Берлиоз окончательно завоевал Римскую премию в 1830 году, включает мелодии из сольной партии Ромео во второй части и из « Большого праздника Капулетти» .
Есть много улик, которые предполагают, что Берлиоз постепенно придумывал схему для Ромео и Джульетты во время своего пребывания в Италии. ВФевраль 1831 г., В обзоре Капулетти и Монтекки по Беллини , он подчеркивает , как он будет сочинять музыку для Ромео и Джульетта : меч бой, концерт для любви, колючие проделки Меркуцио, страшную катастрофу, и торжественная клятва две соперничающие семьи. Небольшой отрывок из этого текста также войдет в либретто симфонии.
Сценический прием, который он использует там, является продолжением того, что Берлиоз опробовал в « Лелио» : в этой лирической монодраме оркестр был помещен на сцену за занавесом, а актер занял свое место на авансцене. Музыка, услышанная акустически , была той, которая находила отклик в воображении персонажа. В « Ромео и Джульетте» Берлиоз сохраняет ту же аранжировку (оркестр на сцене, персонажи, то есть Капулетти, Монтекки и жители Вероны на авансцене)
Он снимает занавеску и просит погасить всеобщее внимание. Таким образом организованы два пространства, и вся цель работы — визуально объединить симфоническую музыку и театральную игру.
Оригинальность
Берлиоз хочет вызвать драму Шекспира, но без показа одноименных персонажей: как он говорит в своем предисловии, их любовь слишком «возвышенна», чтобы ее могли представить актеры или певцы. Это также способ продемонстрировать вызывающую воспоминания силу симфонической музыки, способную создавать полноценные «персонажи» из театра, даже не показывая их на сцене. При этом произведение также можно рассматривать как Берлиоза и театральную реакцию на хоровую симфонию ( 9- ю симфонию ) Бетховена. Инструментальные пьесы следуют образцу симфонии (аллегро, медленная часть, скерцо, финал), но Берлиоз включает спетые, а затем драматические эпизоды. Финал написан как финал оперы, только без постановки. Но эта «многогранность» вдохновляет и хореографов. Морис Бежар сделал хореографию в исполнении балета в XX — го века , который дается во Дворце спорта21 декабря 1966 г.. Саша Вальц в свою очередь сочинила постановку-балет к спектаклю Валерия Гергиева в Опере Бастилии в 2007 году.
Дискография
- Глэдис Свартут , Джон Гаррис, Никола Москона, Хор и симфонический оркестр NBC, реж. Артуро Тосканини . LP RCA VictorФевраль 1947 г. (моно) отчет CD Исторический отчет Гильдии GHCD 2218/20 — 1992 отчет 2008.
- Ирма Коласси , Джозеф Пейрон, Люсьен Ловано, Хор и оркестр Французского радио и телевидения, реж. Чарльз Мунк . Отчетный CD (моно) Cascavelle, коллекция Flash-Back — VEL 3112 — 2011, отчетный бокс-сет «Незабываемые записи» 2019 (концерт25 июня 1953 г.).
- Маргарет Роггеро, Лесли Чабай, Йи Квей Сзе, Harvard Glee Club, Хоровое общество Рэдклиффа, Бостонский симфонический оркестр , реж. Чарльз Мунк . LP RCAФевраль 1953 г. (моно) отчет CD BMG 1991 и 1996 гг.
- Нэнси Эванс, Рене Сомаес, Дэвид Уордс, Симфонический оркестр BBC, Хор BBC, реж. Альфред Валленштейн , (на немецком языке), 2 CD Cameo classic6 января 1956 г. отсрочка 2019
- Андре Обери-Лучини, Камилла Моран , Хайнц Рехфус , Симфонический оркестр и Коро ди Рома делла RAI, реж. Лорин Маазель. Отчет LP 1958 года CD Andromeda 2010.
- Солисты, хор и оркестр RTF, режиссер Лорин Маазель, записывает Ina Archives du 19 ноября 1959 г. отчет 2015.
- Бено Блахут, В. Крылова, Л. Мраз, CPO хора и оркестра, реж. Лорин Маазель . Запись в прямом эфире в Праге, 1960 год, отчет CD Radioservis live (www.CDmusic.cz).
- Розалинд Элиас , Чезаре Валетти , Джого Тоцци, Хор консерватории Новой Англии, Бостонский симфонический оркестр, реж. Чарльз Мунк . LP RCAАпрель 1961 г. (стерео) отчет CD BMG 1997.
- Регина Резник , Андре Терп , Дэвид Уорд, Лондонский симфонический хор, Лондонский симфонический оркестр, реж. Пьер Монте . LP (стерео)Июнь 1962 г. ; доклад CD Millenium classics или Гелиодора Вестминстера как наследие 2001 года.
- Джон Ширли-Куирк , Роберт Тир, Патрисия Керн, Лондонский симфонический оркестр , Хор Джона Аллдиса, реж. Колин Дэвис. Отчет Philips CD за 1968 год, 1990 год.
- Криста Людвиг , Мишель Сенешаль , Николай Чиауров , солисты хоров ORTF, Венский государственный оперный театр , Венская филармония , реж. Лорин Маазель . Отчет LP Decca 1973 CD Decca. 1993 г. (зарегистрирован вДекабрь 1972 г.).
- Ballet du XXème Siècle, хореография Мориса Бежара , совместная постановка RAI и Бельгийской национальной оперы. DVD Hardy classic video 1972 г.
- Джесси Норман , Джон Алер , Саймон Эстес, Хор Весминстера, Филадельфийский оркестр, режиссер Рикардо Мути . CD Emi 1986 сообщает Warner classics 2008.
- Флоренс Кивар, Альберто Купидо, Том Краузе , Монреальский вокальный ансамбль Тюдоров, Монреальский симфонический оркестр , реж. Шарль Дютуа . CD Decca 1986.
- Брижит Фассбендер , Николай Гедда , Джон Ширли-Куирк , Венский государственный оперный театр, оркестр ORF Chor und Symphonicorchester, реж. Ламберто Гарделли . CD Орфей 1987
- Чикагский симфонический оркестр , реж. Карло Мария Джулини (только инструментальная музыка). КД Эми 1987.
- Анна Рейнольдс , Камилла Моран, Коро делла Ортф, Национальный оркестр Франции, режиссер Лорин Маазель. DVD Dupli Video sound 1990.
- Энн Софи фон Оттер , Филип Лэнгридж , Джеймс Моррис , РИАС Каммеркор (Маркус Крид, дирижер) и Эрнст-Зенфф-Чор (Эрнст Зенфф, дирижер), Берлинский филармонический оркестр, режиссер Джеймс Левин . CD DG 1990 (записано вНоябрь 1988 г.).
- Надин Дениз , Винсон Коул , Роберт Ллойд , RIAS Kamerchor Berlin, Радио-симфонический оркестр Франкфурта, реж. Элиаху Инбал . CD Denon 1990 докладывает Блестящая классика 2003 года.
- Ивонн Минтон , Криста Людвиг , Франсиско Арайса , Жюль Бастин , Хор и оркестр Парижа, реж. Даниэль Баренбойм . 2 CD DG 1980 report 2019.
- Ольга Бородина , Томас Мозер , Аластер Майлз, Chor des Bayerischen Rundfunks, Венский филармонический оркестр, реж. Колин Дэвис . CD Newton Classics 1993, 1996 отчет 2011 (Philips).
- Даниэла Барчеллона, Кеннет Тарвер, Орлин Анастасов, Лондонский симфонический оркестр, хор и оркестр, реж. Колин Дэвис. CD LSO live 2002.
- Мелани Динер, Кеннет Тарвер, Денис Седов, Кливлендский оркестр и хор, реж. Пьер Булез . CD DG 2003.
- Катрин Роббин, Жан-Поль Фушекур , Хор Монтеверди , Революционный и романтический оркестр, реж. Джон Элиот Гардинер . CD Decca 2012.
- Мишель Лозье , Сэмюэл Боден, Дэвид Соар, BBC Symphony, Хор, реж. Эндрю Дэвис . CD Chandos 2016.
- Катия Драгоевич, Эндрю Стейплс, Симфонический оркестр Датского радио и Хор Шведского радио, реж. Робин Тиччати — 2 CD LiNN пластинки 2016 года.
- Ольга Бородина, Кеннет Тарвер, Евгений Никитин, певцы Guildhall School, Лондонский симфонический хор, Лондонский симфонический оркестр, реж. Валерий Гергиев , LSO Live SACD 2016.
- Саша Кук, Николас Фан, Лука Писарони , SFS Chorus, Симфонический оркестр Сан-Франциско, реж. Майкл Тилсон Томас . SACD SFS Media 2018.
- Марион Лебек, Жюльен Бер, Фредерик Катон, хоры и солисты Лиона, Лионский национальный оркестр, реж. Леонард Статкин . Naxos 2019.
Navigation etc.
Compositions and Literary Works by Hector Berlioz | |
---|---|
Operas |
Les francs-juges, H 23 · Benvenuto Cellini, H 76 · Les Troyens, H 133 · Béatrice et Bénédict, H 138 |
Symphonies |
Symphonie fantastique, H 48 · Harold en Italie, H 68 · Roméo et Juliette, H 79 · Grande symphonie funèbre et triomphale, H 80 |
Concert Overtures |
Grande ouverture de Waverley, H 26 · Grande ouverture du Roi Lear, H 53 · Intrata di Rob-Roy MacGregor, H 54 · Le carnaval romain, H 95 · Le Corsaire, H 101 |
Liturgical works |
Messe solennelle, H 20 · Grande messe des morts, H 75 · Te Deum, H 118 |
Other choral works |
Lélio, ou le retour à la vie, H 55 · La damnation de Faust, H 111 · Tristia, H 119 · Vox populi, H 120 · L’enfance du Christ, H 130 |
Songs and cantatas |
Herminie, H 29 · Cléopâtre, H 36 · Irlande, H 38 · Les nuits d’été, H 81 · Feuillets d’album, H 121 · Fleurs des landes, H 124 |
Writings |
Grand traité d’instrumentation et d’orchestration modernes · Les Soirées de l’Orchestre · Les Grotesques de la Musique · À Travers Chants · Mémoires |
Navigation etc.
Compositions and Literary Works by Hector Berlioz | |
---|---|
Operas |
Les francs-juges, H 23 · Benvenuto Cellini, H 76 · Les Troyens, H 133 · Béatrice et Bénédict, H 138 |
Symphonies |
Symphonie fantastique, H 48 · Harold en Italie, H 68 · Roméo et Juliette, H 79 · Grande symphonie funèbre et triomphale, H 80 |
Concert Overtures |
Grande ouverture de Waverley, H 26 · Grande ouverture du Roi Lear, H 53 · Intrata di Rob-Roy MacGregor, H 54 · Le carnaval romain, H 95 · Le Corsaire, H 101 |
Liturgical works |
Messe solennelle, H 20 · Grande messe des morts, H 75 · Te Deum, H 118 |
Other choral works |
Lélio, ou le retour à la vie, H 55 · La damnation de Faust, H 111 · Tristia, H 119 · Vox populi, H 120 · L’enfance du Christ, H 130 |
Songs and cantatas |
Herminie, H 29 · Cléopâtre, H 36 · Irlande, H 38 · Les nuits d’été, H 81 · Feuillets d’album, H 121 · Fleurs des landes, H 124 |
Writings |
Grand traité d’instrumentation et d’orchestration modernes · Les Soirées de l’Orchestre · Les Grotesques de la Musique · À Travers Chants · Mémoires |
Структура
Акт I
1. Введение: Битвы — Мятеж — Вмешательство принца —
- Пролог : Строфы — Скерцетто
Акт II
2. Один Ромео — Печаль —
- Далекие звуки концерта и бала —
- Большая вечеринка у Капулетти
3. Любовная сцена — Безмятежная ночь —
- Сад Капулетти, тихий и безлюдный —
- Молодые Капулетти покидают вечеринку поют мелодии из бальной музыки
4. Скерцо: Королева Маб, королева снов.
Акт III
5. Погребальный конвой Джульетты: «Бросьте цветы истекшей девственнице».
6. Ромео у гроба Капулетти —
- Призыв — Пробуждение Джульетты — Безумная радость, отчаяние, последние страдания и смерть двух влюбленных
7. Финал:
- Толпа на кладбище устремляется —
- Капулетти и Монтегю —
- Речитатив и воздух отца Лоуренса: «Бедные дети, я плачу» —
- Клятва примирения: «Итак поклянись августейшим символом» .