Театр балета имени леонида якобсона

Якобсон, леонид вениаминович - ladycaramelka

Леонид Якобсон[править]

Подробнее см. ст. Леонид Вениаминович Якобсон

Творческий путь Леонида Вениаминовича Якобсона складывался непросто — его постановки сразу же вошли вразрез с общепринятыми понятиями о хореографии времени. Прославленные мэтры ополчились против него в самом прямом смысле этого слова: фактически ему не давали возможности работать, и он поставил всего несколько больших балетов. Однако на разных сценах он занимался маленькими балетами — миниатюрами. Сегодня эти балеты-миниатюры признаются хореографическими шедеврами. Собственно, многие хореографы и в те годы понимали, что имеют дело с выдающимся талантом и потому делали все возможное для возвращения Л. Якобсона на сцену. К таким мастерам, прежде всего, относятся Ф. Лопухов и П. Гусев, балетмейстеры Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (Мариинский театр), неоднократно спасавшие и самого Леонида Якобсона, и его спектакли от нападок партийного руководства и начальства. Именно благодаря им хоть какие-то постановки Леонида Якобсона появились в Ленинградском театре им. Кирова, в том числе и балет-концерт «Хореографические миниатюры».

На следующий год после появления этого спектакля на ленинградской сцене был снят фильм по миниатюрам Л. Якобсона с тем же названием (см. видеоролик в верхней части данной статьи). Фильм получил приз «Золотая нимфа», 1961, Монте-Карло; Якобсон удостоен диплома Парижского университета танца, 1961).

Однако следующие постановки, созданные Леонидом Якобсоном в Ленинградском театре им. Кирова, были отвергнуты — их закрыла государственная приемная комиссия.

Правда, к этому времени Леонид Вениаминович Якобсон уже официально признавался крупным советским мастером хореографии и, воспользовавшись этим, он решил просить министерство Культуры СССР о выделении ему отдельного театра. Просил он долго. В конце концов, в 1966 году, ленинградские власти театр выдали — но не ему, а П. Гусеву, Гусев назвал театр «Камерный балет» и тут же пригласил на работу Леонида Якобсона.

А еще через три года, в 1969 году, руководство министерства Культуры СССР передало театр полностью Леониду Якобсону. Театр получил название «Хореографические миниатюры». На этой новой сцене Леонид Якобсон не только возобновил спектакль своих миниатюр, он поставил множество новых маленьких балетов и драматических танцевальных номеров, включив их в это же представление. Форма концертной программы позволяла легко заменять одни номера другими.

Список хореографических миниатюр[править]

Список составлен по Энциклопедии Русский балет (БРЭ, «Согласие», 1997), статье «ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ», информации сайта «Балет в лицах» (фотографии также любезно предоставлены сайтом Балет в лицах):

Алла Шелест и Игорь Чернышёв — миниатюра «Слепая» на музыку М. Понсе в обработке Я. Хейфеца, 1941. Балет «Хореографические миниатюры»

Ирина Певзнер и Алексей Миронов — миниатюра «Влюблённые», 1959

Геннадий Селюцкий, Любовь Войшнис, Игорь Чернышёв — миниатюра «Конькобежцы» на музыку Б. П. Кравченко, 1959. Балет «Хореографические миниатюры»

Миниатюра «Свадебный кортеж» на музыку Д. Д. Шостаковича, 1971

Миниатюра «Средневековый танец с поцелуями» на музыку С. С. Прокофьева, 1971

  • «Птица и охотник» на музыку Э. Грига (1940)
  • «Слепая» на музыку М. Понсе в обработке Я. Хейфеца (1941)
  • «Альборада» на музыку М. Равеля (1946)
  • «Размышление» на музыку П. И. Чайковского (1948), для студентов Ленинградского хореографического училища Аллы Осипенко и Роберта Клявина
  • «Мечта» на музыку Ф. Листа (1951), исполнители И. А. Колпакова, В. Г. Семёнов
  • «Венский вальс» на музыку И. Штрауса (1954), исполнители Н. М. Дудинская и К. М. Сергеев
  • «Бродяжка» на музыку К. Дебюсси (1955), исполнительница Ирина Певзнер-Якобсон
  • «Кумушки» на музыку Ш. Б. Аранова (1955)
  • «Любительница абсента» на музыку Шостаковича (1959)
  • «Бродяжки» на музыку О. И. Каравайчука (1959)
  • «Последняя песнь» на музыку М. Равеля (1959), первая исполнительница Н. А. Петрова
  • «Конькобежцы» на музыку Б. П. Кравченко (1959), первые исполнители Л. Войшнис, И. А. Чернышёв, Г. Н. Селюцкий
  • «Тройка» на музыку И. Ф. Стравинского (1959), первые исполнители И. Г. Генслер, И. Н. Утретская, О. Л. Заботкина, А. В. Гридин
  • «Встреча» на музыку Б. П. Кравченко (1959), первые исполнители Л. Войшнис, Ю. Мальцев
  • «Сильнее смерти» на музыку И. И. Шварца (1959), первые исполнители А. Гридин, И. А. Чернышёв, Ю. Мальцев
  • «Снегурочка» на музыку С. С. Прокофьева (1959), первая исполнительница И. А. Колпакова
  • «Прометей» на музыку В. И. Цытовича (1959), первые исполнители А. Е. Осипенко, А. А. Макаров
  • «Мать» (1959), первая исполнительница О. Н. Моисеева
  • «Подхалим» на музыку В. И. Цытовича (1959), первый исполнитель К. Рассадин
  • Триптих на темы Родена — «Вечная весна» (первые исполинтели Петрова, С. В. Викулов), «Поцелуй» (первые исполинтели А. Осипенко, В. Д. Ухов), «Вечный идол» (первые исполнители А. Я. Шелест, И. Чернышёв) на музыку К. Дебюсси (1959)
  • «Влюблённые» (1959)
  • «Полётный вальс» на музыку Шостаковича (1960)
  • «Отчаяние» на музыку С. С. Прокофьева (1963)
  • «Хореографическая картинка по мотивам карикатур Бидструпа» С. П. Баневича (1964)
  • «Шут и купец» на музыку Прокофьева(1964)
  • «Минотавр» на музыку С. М. Слонимского (1964)
  • «Баба-Яга» на музыку М. П. Мусоргского (1965)
  • «Танец домовых» на музыку Д. Д. Шостаковича (1965)
  • «Озорные бабы» на музыку Р. К. Щедрина (1965)
  • «Матрёшки» на музыку А. С. Даргомыжского (1965)
  • «Проходящая красотка» Слонимского (1967)
  • «Кающаяся Магдалина» на музыку А. А. Кнайфеля (1967)
  • «Снежная королева» на музыку Грига (1969)
  • «Деревенский Дон Жуан» Ю. М. Зарицкого (1969)
  • «Вестрис» Г. И. Банщикова (1969) — для исполнения Михаилом Барышниковым на Первом международном конкурсе артистов балета
  • «Па де де» на музыку В.-А.Моцарта; здесь и далее — в театре «Хореографические миниатюры»
  • «Полёт Тальони» на музыку В.-А.Моцарта (1971), первые исполнители Алла Осипенко и Джон Марковский
  • «Па де труа» на музыку Дж. Россини
  • «Па де катр» на музыку В. Беллини
  • «Средневековый танец с поцелуями» на музыку Прокофьева (1971)
  • «Качуча» на музыку П. Сарасате
  • «Минотавр и нимфа» на музыку А.Берга (1971), первые исполнители Алла Осипенко и Джон Марковский
  • «Паоло и Франческа» на музыку А. Берга (1971)
  • «Измятая лилия» на музыку А. Веберна
  • «Бродячий цирк» на музыку Стравинского
  • «Контрасты» на музыку Стравинского (1971)
  • «Негритянский концерт» на музыку Стравинского
  • «Мёртвая царевна» на музыку Стравинского
  • «Экзерсис XX» на музыку И.-С.Баха (1971), первые исполнители Алла Осипенко и Джон Марковский
  • «Свадебный кортеж» на музыку Шостаковича (1971)
  • «Жар-птица» И. Стравинского (1971), первые исполнители Алла Осипенко и Джон Марковский
  • «Симфония бессмертия» на музыку Тищенко (1972)
  • «Город» на музыку Веберна (1972)
  • «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса (1972), первые исполнители Алла Осипенко и Джон Марковский
  • «Блестящий дивертисмент» на музыку Глинки (1973), первая исполнительница А. Осипенко
  • «Романтическое па де де» на музыку Россини (1973)
  • «Моцартиана» на музыку Моцарта (1974)
  • «Сюрприз» на музыку И. Гайдна (1974)
  • цикл «Шесть па де де» на музыку Россини, Ф. Шопена, А. Онеггера, Б. Бриттена, Ф. Легара, Г. Доницетти (1974)
  • «Экстаз» на музыку Прокофьева (1975)

Библиография

  • Леонид Якобсон: Творч. путь балетмейстера, его балеты, миниатюры, исполнители. — Л.—М., 1965.
  • Добровольская Г. Н. Балетмейстер Леонид Якобсон. — Л.: Искусство, 1968. — 176 с. — 5000 экз.
  • Кремшевская Г. Хореографический театр Леонида Якобсона // Театр : журнал. — М., 1971. — № 12.
  • Кремшевская Г. Хореографический театр Леонида Якобсона // Советская эстрада и цирк : журнал. — М., 1975. — № 12.
  • Забытые спектакли. Переписка Л.В. Якобсона и его сотрудников с Б.В. Асафьевым (1935–1946). Публ., вступ. статья и коммент. Н.А. Коршуновой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В.В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 629–662.
  • Театр Леонида Якобсона. Статьи,Воспоминания,Фотоматериалы /Изд-во Лики России,Санкт-Петербург,2010/ Редактор — составитель Н.Зозулина.

Биография

Леонид Якобсон родился 2  января года в Санкт-Петербурге, в еврейской семье. Его отец Бениамин Самуилович Якобсон (?—1915), был агентом по сбору объявлений «Торгово-промышленной газеты»; мать, Вера Михайловна Якобсон (в девичестве Торина, ?—1931), домохозяйкой. Семья жила на 5-й Рождественской линии, дом 49. В Петербурге не позднее 1890-х годов поселился с семьёй его дед — скрипач оркестра Мариинского театра Самуил Вульфович Якобсон (1822—1904).

В 11 лет остался без отца. Окончил 102 СЕТШ I и II ступени Володарского района Ленинграда (ныне гимназия № 155 Центрального района города). Участник вынужденного кругосветного путешествия Петроградской детской питательной колонии. Балетное образование получил в Ленинградском театральном училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) (педагог — В. И. Пономарёв). В 1926—1933 годах — танцовщик, в 1942—1950 и в 1955—1975 годах — балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (с которым во время войны находился в эвакуации в Молотове).

Вместе с Петром Гусевым был инициатором создания ленинградской балетной труппы «Хореографические миниатюры» (ныне Театр балета имени Леонида Якобсона). С года и до своей смерти был её балетмейстером и художественным руководителем.

Л. В. Якобсон умер 17 октября 1975 года на 72-м году жизни в Кремлёвской больнице в Москве. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: