Музыкальное изложение
Музыкальной тканью называют совокупность всех звуков музыкального произведения.
Характер этой музыкальной ткани называют фактурой, а так же музыкальным изложением или складом письма.
Музыкальное изложение может быть одноголосным и многоголосным.
Одноголосное музыкальное изложение разделяется на:
- Монодию. Монодия – это одноголосная мелодия, чаще всего ее можно встретить в народном пении.
- Удвоение. Удвоение лежит между одноголосием и многоголосием и представляет собою удвоение мелодии в октаву, сексту или терцию. Также может удваиваться и аккордами.
Многоголосное музыкальное изложение тоже имеет несколько видов:
1. Гомофония
Гомофония – состоит из главного мелодического голоса и других мелодически нейтральных голосов. Зачастую главный голос – верхний, но встречаются и другие варианты.
Гомофония может основываться на:
Ритмическом контрасте голосов
Ритмическом тождестве голосов (зачастую встречается в хоровом пении)
2. Гетерофония.
Еще может называться подголосочной или ветвистой полифонией. Чаще всего эту форму можно услышать в славянских народных песнях.
3. Полифония.
О полифонии мы поговорим далее и более подробно.
Виды сложного контрапункта
Прямые и противоположные перестановки
Вертикально подвижной контрапункт основан на перемещении контрапунктирующих мелодий на гармонический интервал. Высота между голосами меняется. Прямые перестановки — это сближение или удаление голосов относительно друг друга без обмена партиями (верхний остается верхний, нижний — нижним). Противоположный контрапункт — голоса меняются местами.
Пример противоположного контрапункта:
Пример прямой перестановки (интервал может быть любой)
При перестановке важно следить за обращением интервалов. Чтобы консонансы не стали диссонансами и наоборот
В двойном (два голоса) контрапункте наименьшие ограничения создает перестановка на октаву (интервалы сохраняют свое качество). Исключение в этом случае — кварта, которая при обращении дает квинту (при этом применение двух кварт подряд даст параллельные квинты, что недопустимо).
Вертикальные перестановки в многоголосии (больше трех голосов)
Наиболее распространенный вид многоголосных вертикальных перестановок — тройной контрапункт.
Пример тройного контрапункта —фрагмент трехголосной инвенции Баха f-moll (Симфония №9)
Четверной контрапункт также применяется, но реже. Пятерной контрапункт почти не встречается в классической музыке. Уникальный образец пятерного контрапункта в коде симфонии “Юпитер” В. А. Моцарта.
Его схема:
Горизонтально-подвижной контрапункт
Это контрапункт с изменением расстояния между вступлениями контрапунктирующих мелодий
В производном соединении одна из мелодий или обе перемещаются по горизонтали вперед или назад по сравнению с первоначальным сочетанием.
Контрапункты, допускающие удвоение
Этот вид близок вертикально-подвижному контрапункту. В нем удваивается голос на терцию, сексту или дециму. Пример — фуга И. С. Баха g-moll II.
Обратимый контрапункт
Этот вид контрапункта основан на преобразовании мелодии.
Виды преобразований мелодии:
Инверсия —— воспроизведение мелодии с изменением направления каждого из ее интервалов.
Ракоход — воспроизведении мелодии от конца к началу
Ракоходная инверсия — сочетание инверсии и ракохода.
В зависимости от способа преобразования мелодий различают контрапункты:
основанные на инверсии (или зеркальный);
ракоходный;
сочетающий признаки и того и другого — ракоходно-инверсионный или вдвойне-обратимый.
Зеркальный контрапункт
Это самый распространенный вид обратимого контрапункта. Голоса в этом виде контрапункта симметрично меняются местами (противоположная перестановка). При этом мелодия каждого голоса представляется в перевернутом виде (инверсии).
Его особенность — неизменность интервального соотношения между голосами в первоначальном и производном соединениях. Часто этот контрапункт сочетается с вертикально-подвижным, тогда интервальное расстояние меняется.
Пример зеркального контрапункта — Фуга C-dur I И. С. Баха
Ракоходный контрапункт. Вдвойне-обратимый контрапункт.
Наибольшее распространение — в музыке XX века (Хиндемит “Ludus tonalis” Fuga in F).
Контрапункт с ритмическим преобразованием
К ритмическим преобразованиям относятся: увеличение, уменьшение, изменение метра.
Увеличение — воспроизведение мелодии длительностями большими, нежели в ее первоначальном изложении.
Уменьшение, соответственно, — воспроизведение мелодии длительностями меньшими, чем в первоначальном изложении.
Полифония в новейшей музыке
Авангард в музыке двадцатого столетия имел две волны: с начала до середины века (П. Булез, К. Штокхаузен, Л. Берио, А. Шнитке, С. Губайделина) и с сороковых до конец шестидесятых годов (А. Веберн, А. Шёнберг).
Авангард, серийная музыка, пространственные представления
Представление музыки в виде линий (линия мелодии, вертикаль) развивалось вместе с музыкой. Это можно увидеть на иллюстрации И. Стравинского
(григореанский хорал, средневековая полифония, Бах, Вагнер, Веберн, Веберн, сериалисты, Стравинский)
У Веберна (представитель первой волны авангарда) исчезает мелодическая линейность. Возникает неопределенность голосовой структуры. Пример — фрагмент песни А. Веберна
Схема распределения двойного канона по партиям:
Пропоста I, начинает труба (Tromplete), затем переходит последовательно к флейте, кларнету и так далее (прямая линия).
Рипоста I в инверсии начинается кларнетом и переходит к трубе, скрипке (Geige) и т.д. (пукнктирная линия).
Пропоста II, исполняется голосом (Gesang) — утолщенная прямая.
Рипоста II в инверсии (скрипка, арфа, флейта и т.д.) — утолщенная ломаная линия.
Мелодическая линия в рипостах канона у Веберна часто искривляется. (пример — Вторая кантата Веберна op. 31 VI часть).
Также у него встречается “светывание” линий канона
Серийной композиции в современной музыке свойственна многоплановость структуры. Например, у Веберна она проявляется в возникновении “серийных нитей” окаймляющих его пуантилистические композиции. В одновременном изложении бывает несколько таких нитей, называемых “колеями”.
Ниже серийная диспозиция Симфонии op 21 Веберна (первая часть)
Полифония строгого стиля
Полифония строгого стиля появилась в эпоху Ренессанса (пятнадцатый-шестнадцатый века).
Жанры — вокально-хоровые: мессы, мотеты, шансон, позже — мадригал и инструментальные ричеркары, канцоны, фантазии, токкаты.
Полифония строгого стиля все еще основана на cantus prius factus и системе восьми григорианских ладов (в шестнадцатом веке расширена до 12), также остаются от предыдущих эпох композиция и составление многоголосия из интервальных пар. В качестве новшества появляется новый интервальный состав вертикали.
Вертикаль в ПСП.
Совершенные консонансы (октава, квинта, кварта) теперь применяются в основном в начальных и заключительных моментах композиции или во внутренних цезурах (в современном понимании — каденциях). Появляются несовершенные консонансы (терции, сексты и их производные).
Диссонансы строго регламентируются (проходящий и вспомогательный диссонансы могут появляться только на метрически слабых долях, задержание — на сильной и относительно сильной доле). Исключается свободное применение диссонансов (секунд, септим, нон, а в двухголосиях — кварт).
Диссонанс должен отвечать следующим правилам:
быть приготовленным (до этого присутствовать в качестве консонанса) и должен разрешаться. Два диссонанса подряд в одной паре голосов запрещаются.
https://www.youtube.com/watch?v=F4_t6UvEeac&ab_channel=mracquaefuoco (месса построена на основе григореанского хорала).
Каноны в ПСП развиваются, появляются: двойные, тройные, четверные, зеркальные (вертикально-инверсионные и ракоходные), пропорциональные и т.д.
Полифония
Думаем, вам знакомо само слово “полифония”, и, возможно, вы имеете представление о том, что бы оно могло значить. Мы все помним всеобщий восторг, когда появились телефоны с полифонией, и мы наконец-то сменили плоские моно-мелодии на что-то более похожее на музыку.
Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Полифония является гармоническим слиянием нескольких самостоятельных мелодий воедино. В то время, как звучание нескольких голосов в речи станет хаосом, в музыке такое звучание создаст нечто прекрасное и ласкающее слух.
Полифония может быть:
1. Подголосочной. Образуется, когда одновременно звучит и основная мелодия, и ее вариации-подголоски. Обычно такой вид полифонии встречается в народной музыке.
2. Имитационной. Такая полифония разрабатывает одну и ту же тему, которая имитационно переходит из голоса в голос. На таком принципе основаны:
- Канон – вид полифонии, где второй голос повторяет мелодию первого голоса с опозданием в такт или несколько, в то время, как первый голос продолжает свою мелодию. Канон может иметь несколько голосов, но каждый следующий голос все равно будет повторять изначальную мелодию
- Фуга – вид полифонии, в котором звучит несколько голосов, и каждый повторяет основную тему, короткую мелодию, которая проходит через всю фугу. Мелодия зачастую повторяется в немного измененном виде.
3. Контрастнотематической. В такой полифонии голоса производят самостоятельные темы, которые могут даже относиться к разным жанрам.
Упомянув выше о фуге и каноне, хотелось бы показать вам их более наглядно.
Канон Frère Jacques
Фуга до-минор, И.С. Бах
Происхождение и развитие многоголосия
Многоголосие – достаточно сложное явление в музыке, и в разных культурах оно имеет свои особенности. Так, в странах Востока многоголосие изначально имело преимущественно инструментальную основу. Другим словами, там были распространены многострунные музыкальные инструменты, струнные ансамбли, струнное сопровождение пения. В странах Запада многоголосие было чаще вокальным. Это было хоровое пение, в том числе acapella (без музыкального сопровождения).
Развитие многоголосия в начальной стадии принято называть термином «гетерофония», т.е. разнозвучие. Так, еще в 7 веке была принята практика надстройки одного, двух и более голосов над звучанием хорала, т.е. богослужебного пения.
В эпоху Средневековья и Возрождения получил распространение мотет – многоголосый вокал. Это не был хорал плюс надстройка голосов в чистом виде. Это уже было более сложное вокальное произведение, хотя элементы хорала в нем очень заметны. В целом, мотет стал гибридной музыкальной формой, вобравшей в себя традиции церковного и светского пения.
Церковное пение тоже прогрессировало в техническом плане. Так, в Средневековье получила распространение так называемая католическая месса. Она строилась на чередовании сольных и хоровых партий. В целом в мессах и мотетах образца 15-16 столетий достаточно активно использовался весь арсенал многоголосия. Настроение создавалось за счет нарастания и убывания плотности звучания, разных сочетаний высоких и низких голосов, постепенного включения отдельных голосов или групп голосов.
Развивалось и исключительно светская певческая традиция. Так, в 16 веке набирает популярность такой песенный формат, как мандригал. Это двух- или трехголосое произведение, как правило, любовного лирического содержания. Зачатки этой песенной культуры появились еще в 14 столетии, но на тот момент не получили особого развития. Мадригалам 16-17 столетия присущи разнообразие ритмов, свобода голосоведения, применение модуляции (перехода в другую тональность в конце произведения).
Говоря об истории развития традиций многоголосия в Средневековье, стоит сказать и о таком стиле как ричекар, который развивался в 16 – начале 17 века. Напомним, что, согласно принятой в российской историографии периодизации, следующий за Средневековьем период Новой истории начинается в 1640 году и связывается с началом революции в Англии в 1640 году.
Термин «ричекар» происходит от французского rechercher, что означает «поиск» (помните знаменитое Cherchez la femme?) и, применительно к музыке, может трактоваться по-разному. Изначально под термином подразумевался поиск интонации, позже – поиск и разработка мотивов. Наиболее известные формы ричекара – пьеса для клавира, произведение для инструментального или вокально-инструментального ансамбля.
Самый давний ричекар обнаружен в сборнике пьес, изданных в 1540 году в Венеции. Еще 4 пьесы для клавира найдены в сборнике произведений композитора Джироламо Каваццони, вышедшем в 1543 году. Наиболее известным считается 6-голосный ричекар из «Музыкального приношения» Баха, написанный великим гением уже в 18 столетии.
Отметим, что стили и мелодика вокальной полифонии уже в те годы были тесно связаны с текстом. Так, для лирических текстов свойственны распевы, а для коротких фраз – декламация. В принципе, развитие традиций многоголосья можно свести к двум полифоническим трендам.
Полифонические тренды Средневековья:
Строгое письмо (строгий стиль) – жесткая регламентация принципов мелодики и голосоведения на основе диатонических ладов. Применялось преимущественно в церковной музыке. | |
Свободное письмо (свободный стиль) – большая вариативность принципов построения мелодий и голосоведения, использование мажорного и минорного ладов. Применялось преимущественно в светской музыке. |
Информацию о ладах вы получили в предыдущем уроке, поэтому сейчас понимаете, о чем идет речь. Это самые общие сведения о развитии традиций многоголосия. Более подробно об истории становления многоголосия в разных культурах и полифонических трендах можно прочитать в специальной учебной литературе по курсу «Полифония» . Там же можно найти ноты к средневековым музыкальным произведениям и, если вам это интересно, разучить несколько вокальных и инструментальных партий. К слову, если вы пока не умеете петь, но хотели бы научиться, сделать первые шаги на пути к вокальному мастерству можно, изучив наш курс «Развитие голоса и речи».
Теперь самое время перейти к приемам полифонии с тем, чтобы более ясно понимать, как именно многоголосие складывается в единую мелодию.
Сложный контрапункт
Контрапункт — одновременное сочетание двух и более мелодий в голосах.
Принципы контрапунктирования
Полифоническое контрапункирование включает: ритмическое, мелодическое и звуковысотное соотнесение голосов.
Ритмическое соотнесение голосов — контраст ритмических рисунков в одновременно звучащих голосах
Осуществляется по принципу комплементарной (дополняющей) ритмики: оживленность движения в одном из голосов вызывает его замедление в другом и наоборот.Важно чтобы акценты в разных голосах не совпадали. . Мелодическое соотнесение голосов (также контрастное)
Мелодическое соотнесение голосов (также контрастное).
Контраст в мелодике:
направление мелодического движения (противоположное или косвенное голосоведение, параллельное движение голосов сводится к минимуму);
типы мелодического движения (плавное — скачкообразное);
звукорядный состав (диатоника — хроматика);
контрастность характера (жанровый “наклонений”, музыкально-ритолрических фигур);
неодновременность звуковысотных кульминаций, каденций, неодновременное вступление голосов.
Звуковысотное (гармоническое) соотнесение голосов основано на представлении о сочетании по вертикали как о наборе консонансных и диссонансных интервалов.
Простой и сложный контрапункт
Сложный контрапункт — соединение мелодий, которое при повторении дается с тем или иным изменением исходных соотношений..
Простой контрапункт — сочетания, не обладающее возможностью новых контрапунктических комбинаций.
Первоначальное соединение — исходное сочетание мелодий. Производное соединение — новая комбинация из тех же мелодий.
Из истории
Ранний период — Ars antiqua относятся к произведениям Западной христианской церкви (первые упоминания в седьмом веке, сохранившиеся манускрипты от девятого века). Особенность этого периода — отсутствие ритмической нотации. Из-за необходимости регулировать вертикальное сочетание голосов были сформированы ритмические модусы.
Органум — одно из явлений этой эпохи. Основан на хоралах и является его многоголосной интерпретацией. Ладовая система органумов основана на восьми григорианских ладах одноголосного пения. Голоса строго параллельны (в поздних версиях есть мелизматика), интервалы квинта и кварта.
Пример позднего органума — Perotin — Organum quadruplum «Sederunt principes
Виды органума:
Мотет — жанр полифонии тринадцатого века. Проиходит от корня mot, в переводе означающего “слово”. В этом жанре сочетаются напевы, с сохранением слов (в том числе языка, на котором они написаны). Это — прообраз многотемной полифонии. Изначально в качестве кантусов (сочетающихся тем) использовались григореанские хоралы. Позже — светские напевы. С точки зрения духовной философии “многоярусность” композиции было метафорой Вселенной.
Montpellier Codex — Motet : Puisque bele dame m’eime
В связи с усложнением музыкального языка начало формироваться и понятие композиции (от латинского составной, сложенный, искусно построенный).
Рондель — трехголосная форма полифонии, появившаяся в тринадцатом веке и основанная на “обмене” голосов.
Название происходит от французского слова круглый. Голоса в форма меняются “колесообразно” по одной из двух схем:
- Верхний голос перемещается в средний, затем в нижний (остальные голоса смещаются вверх),
- Нижний голос перемещается в верхний etc
ПРи этом высота звучания голосов не меняются.
Рота — разновидность ронделя.ю где голоса вступают поочередно.
“Летний канон” — разновидность ронделя. “Летний канон” — шестиголосная пьеса, сочетающая принцип ронделя в двух нижних голосах, а в верхних — принцип роты.
Запись летнего канона весьма специфическая: нижние голоса выписаны отдельно, верхние же одной линией мелодии, где обозначены места для вступления других голосов.
Расшифровка летнего канона
Техническое обеспечение
Выше мы уже начали говорить о том, что для качественного конечного результата важен качественный исходный материал. Так, для качественной записи джаза, классической и фольклорной музыки часто используется запись на стереопару микрофонов, которая впоследствии не требует сведения. Собственно, для сведения задействуют аналоговые, цифровые или виртуальные микшерные пульты (они же микшеры). Для виртуального сведения треков используют секвенсоры.
Технические требования к компьютеру обычно прописывают сами производители компьютерных программ для работы со звуком. Поэтому проверить свое устройство на предмет соответствия требованиям можно будет, когда вы определитесь с выбором софта. На сегодняшний день есть несколько популярных программ для обработки аудио и сведения звука.
Sound Forge
Во-первых, это уже упоминавшийся выше Sound Forge. Он удобен тем, что имеет набор основных функций обработки звука, и можно найти бесплатную русскоязычную версию :
Если нужно разобраться в англоязычной версии, есть подробное описание .
Audacity
Во-вторых, еще одна удобная и несложная русскоязычная программа Audacity :
Помимо бесплатной версии, к ней можно найти весьма толковый мануал .
Dehumaniser 2
В-третьих, это горячо любимый разработчиками компьютерных игр и экстрим-вокала Dehumaniser 2. Интерфейс англоязычный и заметно сложнее, но разобраться можно:
И это будет не просто сведение, но еще и возможности для саунд-дизайна .
Cubase Elements
В-четвертых, стоит обратить внимание на программу Cubase Elements . Там, помимо стандартного набора функций, есть еще панель аккордов, которая позволит создать трек «с нуля» или «довести до ума» ранее сделанную запись, применив ранее изученные полифонические приемы на практике:
Перед началом работы изучите обзор функций программы .
Effectrix
И, наконец, это секвенсор эффектов Effectrix. Для работы с ним нужен определенный опыт, однако взять эту программу на заметку стоит уже сейчас, потому что опыт при регулярной практике придет очень скоро :
Узнать больше вы сможете из статьи «Программы для сведения музыки и голоса», где рассмотрен десяток программ, в том числе для профессиональных музыкантов и ди-джеев . А сейчас поговорим о подготовке к сведению трека.
Виды полифонии
Различают 4 основных вида полифонии. Каждый из видов основывается преимущественно на определенном типе полифонических приемов. Названия видов полифонии в большинстве случаев говорят сами за себя.
Какие бывают разновидности полифонии:
1 | Имитационная – вид полифонии, в котором разные голоса по очереди воспроизводят одну и ту же мелодию. Имитационная полифония включает в себя разные приемы имитации. |
2 | Подголосочная – вид полифонии, где одномоментно звучит основная мелодия и ее вариации, так называемые подголоски. У подголосков может быть разная степень выраженности и самостоятельности, но они обязательно подчиняются общей линии. |
3 | Контрастная (разнотемная) – вид полифонии, где в общем звучании объединяются разные и весьма контрастные голоса. Контраст подчеркивается разницей ритмов, акцентов, кульминаций, скорости движения отрывков мелодии и другими способами. В то же время, единство и гармоничность мелодии обеспечиваются общей тональностью и интонационными взаимосвязями. |
4 | Скрытая – вид полифонии, в котором одноголосная мелодическая линия как бы распадается на несколько других линий, для каждой из которых свойственны свои интонационные тяготения. |
Более подробно о каждой разновидности полифонии вы можете почитать в книге «Полифония. Полифонические приемы» , так что оставляем это на ваше усмотрение
Мы же вплотную подошли к такой важной для каждого музыканта и композитора теме как сведение музыки
Еще термины по предмету «Культурология»
Базовая личность
1) особый тип интеграции человека в культурную среду. Такой тип включает в себя особенности социализации членов данной культуры и их индивидуально-личностные характеристики. 2)техника размышлений, система безопасности (т.е. стиль жизни, посредством которого человек получает защиту, уважение, поддержку, одобрение), чувства, мотивирующие согласованность (т.е. чувство стыда или вины) и отношение к сверхъестественному.
Хореография
(греч. choreia – пляска) – первоначально – запись танца, затем – искусство сочинения танца, балета, с конца ХIХ в. – танцевальное искусство в целом.
Эфемерный
греч. ephemeros – однодневный) – мимолетный, призрачный.
-
Полифония (от греч. Poly ‘много’ и phone ‘голос’, букв. ‘многоголосие’)
-
Понятие «Жития»
-
Понятие «Наука о цивилизации»
-
Спектакли «Русские сезоны» в Париже С. П. Дягилева
-
Понятие «Святая святых»
-
Абстракционизм
-
Авангард (или авангардизм)
-
Авзония
-
Авичи
-
Аврора
-
Акмеизм
-
Атрий
-
Гуманистический
-
Заупокойный культ
-
Коммуникативно-информационная функция культуры
-
Нравственность (в широком смысле)
-
Патриотизм
-
Ритор
-
Хореография
-
Эклектизм
Имитационная полифония. Канон.
Имитация — проведение одной и той же мелодии разными голосами:
- пропоста — начинающий голос;
- рипоста — имитирующий;
- противосложение — контрапункт к имитирующему голосу.
Виды имитаций
- По длительности имитирования: простая — воспроизводится часть имитируемого голоса без противосложения, каноническая — длительное непрерывное имитирования включая противосложение.
- По точности имитации — строгие и свободные имитации. Строгие сохраняют ритмическим и интервальный состав темы.
- По мелодико-ритмическим параметрам: ритмическая имитация — имитирование только ритмического рисунка тема, звуковысотная имитация — имитироватия звуковысотности без сохранения ритма.
- Имитация с преобразованием — в инверсии, ракоходе, ракоходной инверсии, в ритмическом увеличении или уменьшении.
- Количество пропост — однотемные, двойные, тройные и т.д.
Канон как вид имитации бывает строгим и свободным (с переменными показателями имитирования).