Происхождение и развитие многоголосия
Многоголосие – достаточно сложное явление в музыке, и в разных культурах оно имеет свои особенности. Так, в странах Востока многоголосие изначально имело преимущественно инструментальную основу. Другим словами, там были распространены многострунные музыкальные инструменты, струнные ансамбли, струнное сопровождение пения. В странах Запада многоголосие было чаще вокальным. Это было хоровое пение, в том числе acapella (без музыкального сопровождения).
Развитие многоголосия в начальной стадии принято называть термином «гетерофония», т.е. разнозвучие. Так, еще в 7 веке была принята практика надстройки одного, двух и более голосов над звучанием хорала, т.е. богослужебного пения.
В эпоху Средневековья и Возрождения получил распространение мотет – многоголосый вокал. Это не был хорал плюс надстройка голосов в чистом виде. Это уже было более сложное вокальное произведение, хотя элементы хорала в нем очень заметны. В целом, мотет стал гибридной музыкальной формой, вобравшей в себя традиции церковного и светского пения.
Церковное пение тоже прогрессировало в техническом плане. Так, в Средневековье получила распространение так называемая католическая месса. Она строилась на чередовании сольных и хоровых партий. В целом в мессах и мотетах образца 15-16 столетий достаточно активно использовался весь арсенал многоголосия. Настроение создавалось за счет нарастания и убывания плотности звучания, разных сочетаний высоких и низких голосов, постепенного включения отдельных голосов или групп голосов.
Развивалось и исключительно светская певческая традиция. Так, в 16 веке набирает популярность такой песенный формат, как мандригал. Это двух- или трехголосое произведение, как правило, любовного лирического содержания. Зачатки этой песенной культуры появились еще в 14 столетии, но на тот момент не получили особого развития. Мадригалам 16-17 столетия присущи разнообразие ритмов, свобода голосоведения, применение модуляции (перехода в другую тональность в конце произведения).
Говоря об истории развития традиций многоголосия в Средневековье, стоит сказать и о таком стиле как ричекар, который развивался в 16 – начале 17 века. Напомним, что, согласно принятой в российской историографии периодизации, следующий за Средневековьем период Новой истории начинается в 1640 году и связывается с началом революции в Англии в 1640 году.
Термин «ричекар» происходит от французского rechercher, что означает «поиск» (помните знаменитое Cherchez la femme?) и, применительно к музыке, может трактоваться по-разному. Изначально под термином подразумевался поиск интонации, позже – поиск и разработка мотивов. Наиболее известные формы ричекара – пьеса для клавира, произведение для инструментального или вокально-инструментального ансамбля.
Самый давний ричекар обнаружен в сборнике пьес, изданных в 1540 году в Венеции. Еще 4 пьесы для клавира найдены в сборнике произведений композитора Джироламо Каваццони, вышедшем в 1543 году. Наиболее известным считается 6-голосный ричекар из «Музыкального приношения» Баха, написанный великим гением уже в 18 столетии.
Отметим, что стили и мелодика вокальной полифонии уже в те годы были тесно связаны с текстом. Так, для лирических текстов свойственны распевы, а для коротких фраз – декламация. В принципе, развитие традиций многоголосья можно свести к двум полифоническим трендам.
Полифонические тренды Средневековья:
Строгое письмо (строгий стиль) – жесткая регламентация принципов мелодики и голосоведения на основе диатонических ладов. Применялось преимущественно в церковной музыке. | |
Свободное письмо (свободный стиль) – большая вариативность принципов построения мелодий и голосоведения, использование мажорного и минорного ладов. Применялось преимущественно в светской музыке. |
Информацию о ладах вы получили в предыдущем уроке, поэтому сейчас понимаете, о чем идет речь. Это самые общие сведения о развитии традиций многоголосия. Более подробно об истории становления многоголосия в разных культурах и полифонических трендах можно прочитать в специальной учебной литературе по курсу «Полифония» . Там же можно найти ноты к средневековым музыкальным произведениям и, если вам это интересно, разучить несколько вокальных и инструментальных партий. К слову, если вы пока не умеете петь, но хотели бы научиться, сделать первые шаги на пути к вокальному мастерству можно, изучив наш курс «Развитие голоса и речи».
Теперь самое время перейти к приемам полифонии с тем, чтобы более ясно понимать, как именно многоголосие складывается в единую мелодию.
Техническое обеспечение
Выше мы уже начали говорить о том, что для качественного конечного результата важен качественный исходный материал. Так, для качественной записи джаза, классической и фольклорной музыки часто используется запись на стереопару микрофонов, которая впоследствии не требует сведения. Собственно, для сведения задействуют аналоговые, цифровые или виртуальные микшерные пульты (они же микшеры). Для виртуального сведения треков используют секвенсоры.
Технические требования к компьютеру обычно прописывают сами производители компьютерных программ для работы со звуком. Поэтому проверить свое устройство на предмет соответствия требованиям можно будет, когда вы определитесь с выбором софта. На сегодняшний день есть несколько популярных программ для обработки аудио и сведения звука.
Sound Forge
Во-первых, это уже упоминавшийся выше Sound Forge. Он удобен тем, что имеет набор основных функций обработки звука, и можно найти бесплатную русскоязычную версию :
Если нужно разобраться в англоязычной версии, есть подробное описание .
Audacity
Во-вторых, еще одна удобная и несложная русскоязычная программа Audacity :
Помимо бесплатной версии, к ней можно найти весьма толковый мануал .
Dehumaniser 2
В-третьих, это горячо любимый разработчиками компьютерных игр и экстрим-вокала Dehumaniser 2. Интерфейс англоязычный и заметно сложнее, но разобраться можно:
И это будет не просто сведение, но еще и возможности для саунд-дизайна .
Cubase Elements
В-четвертых, стоит обратить внимание на программу Cubase Elements . Там, помимо стандартного набора функций, есть еще панель аккордов, которая позволит создать трек «с нуля» или «довести до ума» ранее сделанную запись, применив ранее изученные полифонические приемы на практике:
Перед началом работы изучите обзор функций программы .
Effectrix
И, наконец, это секвенсор эффектов Effectrix. Для работы с ним нужен определенный опыт, однако взять эту программу на заметку стоит уже сейчас, потому что опыт при регулярной практике придет очень скоро :
Узнать больше вы сможете из статьи «Программы для сведения музыки и голоса», где рассмотрен десяток программ, в том числе для профессиональных музыкантов и ди-джеев . А сейчас поговорим о подготовке к сведению трека.
Полифонические приемы
В любом учебном курсе полифонии можно встретить такой термин как контрапункт. Он происходит от латинского словосочетания punctum contra punctum, что означает «точка против точки». Или, применительно к музыке, «нота против ноты», «мелодия против мелодии».
Это никак не отменяет тот факт, что у термина «контрапункт» есть несколько разных значений. И теперь давайте рассмотрим несколько основных приемов полифонии.
Имитация
Имитация – это когда к начальному одноголосному звучанию через какое-то время присоединяется второй (имитирующий) голос, который повторяет ранее прозвучавший отрывок на той же самой или другой ноте. Схематически это выглядит следующим образом:
Уточним, что используемый на схеме термин «противосложение» – это голос, сопутствующий другому голосу в полифонической мелодии. Гармоническое созвучие достигается при помощи различных техник: дополнительный ритм, смена мелодического рисунка и т.д.
Каноническая имитация
Каноническая, она же непрерывная имитация – более сложный прием, при котором повторяется не только ранее прозвучавший отрывок, но и противосложение. Вот как это выглядит схематически:
Термином «звенья», который вы видите на схеме, как раз и обозначают повторяющиеся части канонической имитации. На вышеприведенной иллюстрации мы видим 3 элемента начального голоса, которые повторяет имитирующий голос. Значит, тут 3 звена.
Конечный и бесконечный канон
Конечный канон и бесконечный канон – это разновидности канонической имитации. Бесконечный канон предполагает возвращение первоначального материала в какой-то момент времени. Конечный канон таких возвратов не предполагает. На вышеприведенном рисунке представлен вариант конечного канона. А теперь посмотрим, как выглядит бесконечный канон, и поймем разницу:
Поясним, что под бесконечным каноном 1-го разряда подразумевается имитация с 2-мя звеньями, а под бесконечным каноном 2-го разряда – имитация с количеством звеньев от 3-х и более.
Простая секвенция
Простая секвенция – это перемещение полифонического элемента на другую высоту звука, при этом соотношение (интервал) между составными частями элемента не изменяется:
Так, на схеме буква «А» условно обозначает начальный голос, буква «В» обозначает имитирующий голос, а цифры 1 и 2 – первое и второе перемещение полифонического элемента.
Сложный контрапункт
Сложный контрапункт – это полифоническая техника, объединяющая множество полифонических приемов, которые позволяют генерировать из первоначальной полифонии новые мелодии путем либо изменения соотношения голосов, либо внесения изменений в мелодии, составляющие первоначальную полифонию.
Разновидности сложного контрапункта:
- Подвижной контрапункт – образование новых мелодий путем перестановки неизменяемых мелодических голосов относительно друг друга.
- Обратимый контрапункт – образование новых мелодий путем изменения собственно мелодий, составляющих полифонию.
В зависимости от направления перестановки мелодических голосов различают вертикальные, горизонтальные и двойные (одновременно вертикальные и горизонтальные) подвижные контрапункты.
На самом деле, сложный контрапункт только называется «сложным». Если вы хорошо проработаете материал следующего урока по развитию музыкального слуха, вы без труда распознаете эту полифоническую технику на слух.
Главный признак – наличие хотя бы двух способов соединения мелодических линий, когда есть некая первоначальная полифония и затем следует видоизмененное соединение мелодических линий. Если послушать музыку более внимательно, вы сможете распознать и подвижной, и обратимый контрапункт.
Это лишь некоторые наиболее простые для понимания начинающего музыканта полифонические приемы. Узнать больше об этих и других полифонических приемах вы можете из учебного пособия музыковеда, члена Союза композиторов России, член-корреспондента Петровской академии наук и искусств Валентины Осиповой «Полифония. Полифонические приемы» .
После того как мы изучили некоторые приемы полифонии, нам будет проще разобраться в классификации видов полифонии.
Полифония свободного стиля
Свободный стиль повился в семнадцатом века и просуществовал до первой половины восемнадцатого. Он развивался в эпоху барокко и эстетика этой эпохи: во главе угла концепция — musica poetica с опорой на ораторское слово. Музыкальная форма развивается — характерна трехчастность или многочастность. Появляются формы с разделом экспонирования.
С развитием оперы появляется гомофонно-гармонический склад фактуры. Устанавливается система генерал-баса. Развивается инструментальная форма и появляется виртуозный концертирующий стиль: в контексте стиля появляются новые ритмические и мелодические фигуры — мелкие длительности и скачки.
В вертикали образуется мажорно-минорная ладовая система (включающая в себя хроматизмы). Появилась форма — хроматические фантазии, ричеркары и объединенные жанры.
Гармоническая вертикаль допускает свободное введение диссонансов (септим и секунд) с их последующим плавным разрешением. Диссонанс может быть неподготовленным.
Полифония в новейшей музыке
Авангард в музыке двадцатого столетия имел две волны: с начала до середины века (П. Булез, К. Штокхаузен, Л. Берио, А. Шнитке, С. Губайделина) и с сороковых до конец шестидесятых годов (А. Веберн, А. Шёнберг).
Авангард, серийная музыка, пространственные представления
Представление музыки в виде линий (линия мелодии, вертикаль) развивалось вместе с музыкой. Это можно увидеть на иллюстрации И. Стравинского
(григореанский хорал, средневековая полифония, Бах, Вагнер, Веберн, Веберн, сериалисты, Стравинский)
У Веберна (представитель первой волны авангарда) исчезает мелодическая линейность. Возникает неопределенность голосовой структуры. Пример — фрагмент песни А. Веберна
Схема распределения двойного канона по партиям:
Пропоста I, начинает труба (Tromplete), затем переходит последовательно к флейте, кларнету и так далее (прямая линия).
Рипоста I в инверсии начинается кларнетом и переходит к трубе, скрипке (Geige) и т.д. (пукнктирная линия).
Пропоста II, исполняется голосом (Gesang) — утолщенная прямая.
Рипоста II в инверсии (скрипка, арфа, флейта и т.д.) — утолщенная ломаная линия.
Мелодическая линия в рипостах канона у Веберна часто искривляется. (пример — Вторая кантата Веберна op. 31 VI часть).
Также у него встречается “светывание” линий канона
Серийной композиции в современной музыке свойственна многоплановость структуры. Например, у Веберна она проявляется в возникновении “серийных нитей” окаймляющих его пуантилистические композиции. В одновременном изложении бывает несколько таких нитей, называемых “колеями”.
Ниже серийная диспозиция Симфонии op 21 Веберна (первая часть)
Полифония строгого стиля
Полифония строгого стиля появилась в эпоху Ренессанса (пятнадцатый-шестнадцатый века).
Жанры — вокально-хоровые: мессы, мотеты, шансон, позже — мадригал и инструментальные ричеркары, канцоны, фантазии, токкаты.
Полифония строгого стиля все еще основана на cantus prius factus и системе восьми григорианских ладов (в шестнадцатом веке расширена до 12), также остаются от предыдущих эпох композиция и составление многоголосия из интервальных пар. В качестве новшества появляется новый интервальный состав вертикали.
Вертикаль в ПСП.
Совершенные консонансы (октава, квинта, кварта) теперь применяются в основном в начальных и заключительных моментах композиции или во внутренних цезурах (в современном понимании — каденциях). Появляются несовершенные консонансы (терции, сексты и их производные).
Диссонансы строго регламентируются (проходящий и вспомогательный диссонансы могут появляться только на метрически слабых долях, задержание — на сильной и относительно сильной доле). Исключается свободное применение диссонансов (секунд, септим, нон, а в двухголосиях — кварт).
Диссонанс должен отвечать следующим правилам:
быть приготовленным (до этого присутствовать в качестве консонанса) и должен разрешаться. Два диссонанса подряд в одной паре голосов запрещаются.
https://www.youtube.com/watch?v=F4_t6UvEeac&ab_channel=mracquaefuoco (месса построена на основе григореанского хорала).
Каноны в ПСП развиваются, появляются: двойные, тройные, четверные, зеркальные (вертикально-инверсионные и ракоходные), пропорциональные и т.д.
Пресловутые договоры
В вопросе контрапункта нет абсолютной истины. Дух и основы остаются прежними, но определенные правила, определяющие начало и конец достижений, неполные соглашения, лицензии … немного различаются от одного договора к другому.
Таким образом, в своей книге Cours de contrepoint Мишель Барон уточняет, сформулировав правила:
— Мишель Барон, курс строгого контрапункта — § Общие правила
Фернандо де лас Инфантас
Если этот испанский композитор не написал трактата на эту тему, то как защитник григорианского песнопения Фернандо де лас Инфантас привел множество примеров. В своих публикациях в 1578 и 1579 годах он оставил 101 такую работу. В 2004 году издательство « Ут Орфей» переиздало их в современной нотации. Эти уже очень развитые произведения действительно свидетельствуют о происхождении этого жанра, возникшего в результате григорианского пения (теперь простого пения ), в котором литургический мелодический мотив становится cantus firmus (то есть «твердой песней», вокруг которой все сосредоточено. .. разворачивается).
Иоганн Йозеф Фукс
Самый известный трактат-контрапункт, написанный в то время, когда он имел первостепенное значение, — это Gradus ad Parnassum (1725 г.) австрийского композитора Иоганна Йозефа Фукса .
Для классификации Фукс выделяет пять видов контрапункта, в зависимости от того, как другие голоса ведут себя по отношению к основной части ( cantus firmus ):
- 1. каждая нота соответствует ноте cantus firmus ;
- 2. две ноты соответствуют одной ноте cantus firmus;
- 3. три или четыре ноты соответствуют ноте cantus firmus ;
- 4. Преходящий диссонанс разрешается в созвучии с нотой cantus firmus;
- 5. Цветочный контрапункт: сочетание четырех предшествующих видов.
Каждый вид содержит варианты (например, ноты разной продолжительности).
Другие договоры на французском языке
- 1835: Луиджи Керубини , Курс контрапункта и фуги .
- 1901: Теодор Дюбуа , Трактат о контрапункте и фуге (Париж, Heugel).
- 1927: Чарльз Кёхлин , Точность правил контрапункта .
- 1938: Марсель Дюпре , курс Гармонии, контрапункт и фуга .
- 1964: Марсель Битч , Контрапункт .
- 1997: Ален Вебер , Синоптические таблицы правил контрапункта .
Основы сведения музыки
Понятие «полифония» напрямую связано со сведением музыки и получением готового аудиотрека. Ранее мы узнали, что под полифонией подразумевается принцип сложения звуков (голосов и мелодий) на основе функционального равноправия. Это так называемое многоголосие, т.е. одновременное звучание двух и более мелодий и/или голосов. Полифония подразумевает гармоническое слияние нескольких самостоятельных голосов и/или мелодий в единое музыкальное произведение.
Собственно говоря, сведение музыки – это та же полифония, только на компьютере, а не на нотном стане. Сведение тоже предполагает взаимодействие минимум двух музыкальных линий – вокала и «минусовки» либо сопровождения музыкального инструмента. Если инструментов много, сведение превращается в организацию взаимодействия множества мелодических линий, каждая из которых может быть либо непрерывной на протяжении всего произведения, либо же появляться и периодически исчезать.
Если вы вернетесь чуть назад и посмотрите еще раз схематическое изображение полифонических приемов, то увидите много общего с интерфейсом большинства компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком. Точно так, как большинство полифонических приемов изображено по схеме «один голос – одна дорожка», в программах обработки звука для каждой мелодической линии предназначена отдельная дорожка. Вот как может выглядеть простейший вариант сведения двух дорожек в программе Sound Forge:
Соответственно, если нужно будет свести, к примеру, голос, электрогитару, бас-гитару, синтезатор и ударные, дорожек будет 5. А если нужно будет сделать студийную оркестровую запись, там уже будет несколько десятков дорожек из расчета по одной под каждый инструмент.
Процесс сведения музыки – это не просто следование нотной записи и точное расположение начала и окончания музыкальных линий относительно друг друга. Хотя и это непросто, если в записи много шестнадцатых, тридцать вторых и шестьдесят четвертых нот, в которые «попасть» сложнее, чем в целые.
Само собой, саунд-продюсер должен услышать и нейтрализовать вкрапления посторонних звуков, которые могут появиться даже при записи в хорошей студии, не говоря уже о записях, сделанных в домашних условиях или, наоборот, во время концертов. Хотя, концертная запись тоже может быть очень качественной.
В качестве примера можно привести концертный альбом HAARP британской рок-группы Muse. Запись была сделана на стадионе Wembley. Тогда с разницей в 1 день прошли 2 концерта группы: 16 и 17 июня. Интересно, что для аудиоверсии на CD взяли запись от 16 июня, а для видеоверсии на DVD использовали запись концерта, прошедшего 17 июня 2007 года:
В любом случае звукорежиссеру или саунд-продюсеру придется немало поработать, чтобы даже хорошо записанное сложное многоголосие превратилось в полноценное законченное произведение. Это воистину творческий процесс, в котором приходится учитывать массу нюансов. Но, как мы уже многократно убеждались, музыка описывается вполне конкретными исчисляемыми категориями – герцами, децибелами и т.д. И критерии качественного сведения трека тоже есть, причем там используются и объективные технические, и субъективные художественные понятия.
Сложный контрапункт
Контрапункт — одновременное сочетание двух и более мелодий в голосах.
Принципы контрапунктирования
Полифоническое контрапункирование включает: ритмическое, мелодическое и звуковысотное соотнесение голосов.
Ритмическое соотнесение голосов — контраст ритмических рисунков в одновременно звучащих голосах
Осуществляется по принципу комплементарной (дополняющей) ритмики: оживленность движения в одном из голосов вызывает его замедление в другом и наоборот.Важно чтобы акценты в разных голосах не совпадали. . Мелодическое соотнесение голосов (также контрастное)
Мелодическое соотнесение голосов (также контрастное).
Контраст в мелодике:
направление мелодического движения (противоположное или косвенное голосоведение, параллельное движение голосов сводится к минимуму);
типы мелодического движения (плавное — скачкообразное);
звукорядный состав (диатоника — хроматика);
контрастность характера (жанровый “наклонений”, музыкально-ритолрических фигур);
неодновременность звуковысотных кульминаций, каденций, неодновременное вступление голосов.
Звуковысотное (гармоническое) соотнесение голосов основано на представлении о сочетании по вертикали как о наборе консонансных и диссонансных интервалов.
Простой и сложный контрапункт
Сложный контрапункт — соединение мелодий, которое при повторении дается с тем или иным изменением исходных соотношений..
Простой контрапункт — сочетания, не обладающее возможностью новых контрапунктических комбинаций.
Первоначальное соединение — исходное сочетание мелодий. Производное соединение — новая комбинация из тех же мелодий.
Критерии качественной аудиозаписи
Эти критерии разработала существовавшая во второй половине 20 века Международная организация телевидения и радиовещания (OIRT), и они известны как Протокол OIRT, а положения Протокола и сегодня берут за основу оценки качества аудиозаписей многие структуры. Рассмотрим вкратце, каким же критериям должна соответствовать качественная запись согласно этому Протоколу.
Обзор положений Протокола OIRT:
1 |
Пространственное впечатление – подразумевается, что запись должна звучать объемно и естественно, эхо не должно заглушать звук, реверберационные отражения и прочие спецэффекты не должны мешать восприятию музыки. |
2 |
Прозрачность – подразумевается разборчивость текста песни и различимость звучания всех и каждого участвующего в записи инструмента. |
3 |
Музыкальный баланс – комфортное соотношение громкости голосов и инструментов, различных частей произведения. |
4 |
Тембр – комфортное звучание тембра голосов и инструментов, естественность их сочетания. |
5 |
Стереофоничность – подразумевается симметрия положения прямых сигналов и отражений, равномерность и естественность расположений звуковых источников. |
6 |
Качество звукового образа – отсутствие дефектов, нелинейных искажений, помех, посторонних шумов. |
7 |
Характеристика исполнения – попадание в ноты, ритм, темп, верное интонирование, хорошая ансамблевая сыгранность. Допускается отклонение от темпа и ритма с целью достижения большей художественной выразительности. |
8 |
Динамический диапазон – подразумевает соотношение полезного сигнала и шумов, соотношение уровня звука на пиках и самых тихих участках записи, соответствие динамики предполагаемым условиям прослушивания. |
Соответствие критериям Протокола оценивается по 5-балльной шкале. Наиболее четко Протоколу OIRT следуют при оценке классической, народной и джазовой музыки. Для электронной, поп- и рок-музыки единого протокола оценки качества звучания не существует, а положения Протокола OIRT носят более рекомендательный характер. Так или иначе, чтобы сделать качественную запись, нужны определенные технические условия. Поговорим о них подробнее.
Из истории
Ранний период — Ars antiqua относятся к произведениям Западной христианской церкви (первые упоминания в седьмом веке, сохранившиеся манускрипты от девятого века). Особенность этого периода — отсутствие ритмической нотации. Из-за необходимости регулировать вертикальное сочетание голосов были сформированы ритмические модусы.
Органум — одно из явлений этой эпохи. Основан на хоралах и является его многоголосной интерпретацией. Ладовая система органумов основана на восьми григорианских ладах одноголосного пения. Голоса строго параллельны (в поздних версиях есть мелизматика), интервалы квинта и кварта.
Пример позднего органума — Perotin — Organum quadruplum «Sederunt principes
Виды органума:
Мотет — жанр полифонии тринадцатого века. Проиходит от корня mot, в переводе означающего “слово”. В этом жанре сочетаются напевы, с сохранением слов (в том числе языка, на котором они написаны). Это — прообраз многотемной полифонии. Изначально в качестве кантусов (сочетающихся тем) использовались григореанские хоралы. Позже — светские напевы. С точки зрения духовной философии “многоярусность” композиции было метафорой Вселенной.
Montpellier Codex — Motet : Puisque bele dame m’eime
В связи с усложнением музыкального языка начало формироваться и понятие композиции (от латинского составной, сложенный, искусно построенный).
Рондель — трехголосная форма полифонии, появившаяся в тринадцатом веке и основанная на “обмене” голосов.
Название происходит от французского слова круглый. Голоса в форма меняются “колесообразно” по одной из двух схем:
- Верхний голос перемещается в средний, затем в нижний (остальные голоса смещаются вверх),
- Нижний голос перемещается в верхний etc
ПРи этом высота звучания голосов не меняются.
Рота — разновидность ронделя.ю где голоса вступают поочередно.
“Летний канон” — разновидность ронделя. “Летний канон” — шестиголосная пьеса, сочетающая принцип ронделя в двух нижних голосах, а в верхних — принцип роты.
Запись летнего канона весьма специфическая: нижние голоса выписаны отдельно, верхние же одной линией мелодии, где обозначены места для вступления других голосов.
Расшифровка летнего канона
Имитационная полифония. Канон.
Имитация — проведение одной и той же мелодии разными голосами:
- пропоста — начинающий голос;
- рипоста — имитирующий;
- противосложение — контрапункт к имитирующему голосу.
Виды имитаций
- По длительности имитирования: простая — воспроизводится часть имитируемого голоса без противосложения, каноническая — длительное непрерывное имитирования включая противосложение.
- По точности имитации — строгие и свободные имитации. Строгие сохраняют ритмическим и интервальный состав темы.
- По мелодико-ритмическим параметрам: ритмическая имитация — имитирование только ритмического рисунка тема, звуковысотная имитация — имитироватия звуковысотности без сохранения ритма.
- Имитация с преобразованием — в инверсии, ракоходе, ракоходной инверсии, в ритмическом увеличении или уменьшении.
- Количество пропост — однотемные, двойные, тройные и т.д.
Канон как вид имитации бывает строгим и свободным (с переменными показателями имитирования).