General Information
Work Title | Waltzes |
---|---|
Alternative. Title | 3 Valses pour le piano |
Name Translations | Waltzes, Op. 64; Walce op. 64; Valses, opus 64; 3 Valzer op. 64; Три вальса, соч. 64; Walzer, Op. 64 |
Composer | Chopin, Frédéric |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | Op.64 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | IFC 119 |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 3 waltzes:
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1846-47 |
First Publication. | 1847 |
Dedication |
see below
|
Composer Time PeriodComp. Period | Romantic |
Piece Style | Romantic |
Instrumentation | piano |
External Links | Wikipedia article No.1Wikipedia article No.2Wikipedia article No.3 No.1 No.2 No.3 No.1 No.2 No.3 All |
Trois Valses Brillantes, Op. 34
Композитор
Фридерик Шопен
Год создания
1838
Жанр
фортепианные
Страна
Польша
Вальс ор. 34 No. 1, ля-бемоль мажор
Вальс ор. 34 No. 2, ля минор
Вальс ор. 34 No. 3, фа мажор
Вальс ор. 34 № 1, As-dur (сочинен в 1835 году, опубликован в 1838 году) — первая попытка „симфонизации» вальса у Шопена, поскольку вальс ор. 18 был „по-венски» сюитен, а другие ранние вальсы сравнительно миниатюрны. Вальс этот сочинен Шопеном в Дечине, но первоначальная его редакция значительно уступает окончательной. Сравнивая их, можно увидеть, сколь требовательно и тонко умел Шопен отделывать как будто уже законченное.
Общий тональный план вальса плагален (центры As и Des), но в деталях ярко выражены доминантовые элементы. Характерно, в частности, блестящее доминантовое вступление. С такта 33 — прототип пассажей вальса As-dur ор. 42. Тут же колоритные подголоски среднего голоса. Это одно из тех увлекательно-жизнерадостных „вечных движений» Шопена, которые следует играть певучим легато и которые в распространенных изданиях порою снабжаются (например, у Клиндворта) рубленой фразировкой.
Видимо, к 1831 году относится сочинение вальса ор. 34 № 2, a-moll. Окутанный сумраком грусти, он был любимым вальсом самого Шопена. На редкость удачен тут синтез всепроникающей народности (выраженной характерными попевками, плагальностью, „волыночными» басами и т. п.) и утонченной романтики, пластичного, „говорящего» мелодического речитатива. Это подлинно польский вальс — хотя бы потому, что в нем мелькают ритмические отзвуки куявяка и мазура.
Замысел основан и на прямой контрастности и на ряде мягких, порою едва уловимых эмоциональных переходов. Исходная точка и заключение — элегичность, которая служит стержнем всей пьесы. Но от этого стержня ветвятся и кокетливо-игривые, и мечтательно-светлые настроення. В тактах 21-26 замечательный пример ритмически свободной орнаментальной мелодики. Такты 68-69 — редкий у Шопена случай перехода мелодии из мажора в одноименный минор (гармоническая вариация). Колоритно (в духе виолончельного голоса) мелодизирован бас перед заключительной репризой первой темы. Нетрудно понять, почему Шопен особенно любил этот вальс. Любил, конечно, за мучительно сладкую игру то набегающих, то удаляющихся тихих волн печали. В этом была только часть искусства Шопена, но часть важная и значительная.
Вальс ор. 34 № 3, F-dur (сочинен в 1838 году). Если вальс ор. 34 № 1 представителен, монументален, то этот полон задорного, почти озорного блеска. Тональный план плагален. Вначале — доминантовое вступление со стремительной рябью хроматизмов. В первой части — полиритмия (двухдольность и трехдольность), впоследствии типичная для парижского вальса (см. Дюрана, Вальдтейфеля). Динамические форшлаги в средней части и в конце напоминают соответственные эффекты из вальса ор. 18. Очень свежо и ярко звучит тоническое сопоставление B-Des в тактах 112-113. Колоритна и энгармоническая плагальность альтерированного секундаккорда второй ступени перед концом вальса.
Характерно, что в отличие от ряда сюит мазурок сюита вальсов ор. 34 начинается и завершается жизнерадостным блеском. А посередине ее находится печальный вальс a-moll. Не символично ли такое построение в плане гегемонии „парижского» над „варшавским» в данной сюите? Ведь из трех вальсов ор. 34 только второй носит ярко выраженный польский характер. Напротив, первый и третий вальсы отмечены стилем Парижа. Шопен, несмотря на свое польское происхождение, явился одним из выдающихся творцов парижского вальса.
В истории последнего заметна ярко самобытная тенденция. Томным чувственным вздохам и мерным ритмическим ударам вальсов Вены Париж противопоставил блестящую ритмическую оживленность и пластическое, остро рельефное разнообразие. Эти черты позднее выступают у Сен-Санса, Дюрана, Делиба, Годара и у многих других. Даровитый Эмиль Вальдтейфель превратил их в звонкую ходячую монету и стал соперником Иоганна Штрауса-сына. Однако задолго до этого Шопен уверенно и поэтично сформулировал все основные элементы парижского вальса.
Ю. Кремлев
Вальсы Шопена →
Описания вальсов
В вальсы являются танцы три раза . Самый известным будет состоять, поздний Фредерик Шопен, по Иоганну Штраусу . Вальсы Шопена нетрадиционны; фактически, только три из них предназначены для танцев: Grande Valse brillante op. 18, Вальс соч. 64 п о 2 и Valse оп. 70 п о 2.
Они не были написаны последовательно и их состав, натянутым между и . Всего восемь из них были изданы при жизни музыканта. Некоторые, неопубликованные, являются ранними произведениями (например, опус 70). Есть еще два вальса, последний из которых, написанный в 1848 году, утерян.
Сетрак, открыватель потерянных разделов, цитирует девять вальсов, состоящий Фредерика Шопена (источник разделов на 28 — й Chopin вальса, Сетрак обзор, опубликованный Le Chant дю Монд ): Waltz п о 20 до мажор (1824), вальса п о 21 мажор (1826), Вальс п о 22 — бемоль мажор (1827), Вальс п о 23 ре минор (1828 Partenza ), вальса п о 24 — бемоль мажор (1829), вальс п о 25 — бемоль мажор (1829) .
В дополнение к этому списку еще два вальсы, которые были сделаны в Англии и сегодня принадлежат к конкретному: Waltz п о 26 ля минор, посвященный графине Lubienska (24 августа 1824 г.), Waltz п о 27 си мажор, посвященной миссис Эрскин (этот вальс был обнаружен Артур Хедли ).
Наконец, последний вальс приписаны Шопен и что бы были найдены в работах Падеревский был записан и опубликован Сетрак в Le Chant дю Монд 1983: Waltz п уплотнительное 28 фа — диез минор.
Характерные черты вальса
Изначально вальс был танцем для светских салонов. Изысканные дамы в пышных нарядах по вечерам собирались во дворцах, чтобы насладиться волшебной музыкой и двигаться в такт. Постепенно распространился и в народ. Его даже можно было лицезреть на городских площадях. Родиной считается Австрия. Основное распространение получил в Германии, Франции, а оттуда уже по всему миру. «Walzen» (нем. «прокатывать») – отсюда один из характерных признаков – плавность. Народные танцы были с шероховатостями и подпрыгиваниями. Вальс на гитаре же славится своей элегантностью.
Самое главное, что его выделяет – трёхдольный размер. В числителе дроби находится тройка, а в знаменателе цифра кратная четвёрке (например, ¾, 3/8 или 6/8). Чаще всего он размеренный и неторопливый. Но многие вальсы бывают и быстрыми. Как раз в таких прописывается размер с «шестёркой» или «девяткой» в числителе.
Отличительными особенностями также являются лиричность и проникновенность. Танец всегда изящный с красивой мелодической линией. Часто линия мелодии постепенно развивается и к концу фразы (куплета, припева) «взмывается» вверх.
Список вальсов Шопена или приписываемых ему
Серии номер | Ключ | Составлен | Опубликовано | Номер Опуса | коричневый | Кобылянская | Хоминский | Преданность | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Ми-бемоль мажор | 1831 (?) | 1834 (июнь) | Соч. 18 | B.62 | Лаура Хорсфорд | Большой блестящий вальс; используется в Les Sylphides | ||
2 | Ля-бемоль мажор | 1835 | 1838 | Соч. 34/1 | B.94 | Йозефина фон Тун-Хоэнштайн | В три вальса, Соч. 34 были также опубликованы как Grandes valses brillantes, но это название обычно зарезервировано для вальса ми-бемоль мажор, соч. 18 | ||
3 | Несовершеннолетний | 1831 | 1838 | Соч. 34/2 | B.64 | Баронесса К. д’Иври | |||
4 | Фа мажор | 1838 или ранее | 1838 | Соч. 34/3 | B.118 | Mlle. А. д’Эйхталь | |||
5 | Ля-бемоль мажор | 1840 | 1840 | Соч. 42 | B.131 | Большой вальс; иногда называют 2/4 вальс так как основная мелодия звучит как бы в 2/4 раза против 3/4 баса. | |||
6 | Ре-бемоль мажор | 1846-1847 | XI 1847 г. | Соч. 64/1 | B.164 / 1 | Графиня Дельфина Потоцкая | Valse du petit chien так Шопен назвал этот вальс, широко известный как Минутный вальс | ||
7 | До-диез минор | 1846-1847 | XI 1847 г. | Соч. 64/2 | B.164 / 2 | Баронесса Натаниэль де Ротшильд (= Шарлотта де Ротшильд) | Используется в Les Sylphides и Секрет | ||
8 | Ля-бемоль мажор | 1846-1847 | XI 1847 г. | Соч. 64/3 | B.164 / 3 | Графиня Катаржина Браницкая (или Броницкая) | |||
9 | Ля-бемоль мажор | 1835 г. (24 сентября) | 1855 | Соч. posth. 69/1 | B.95 | Шарлотта де Ротшильд, мадам Перуцци и Мария Водзинская | L’adieu | ||
10 | Си минор | 1829 | 1852 (Краков) | Соч. posth. 69/2 | B.35 | Вильгельм Кольберг | |||
11 | Соль-бемоль мажор | 1833 | 1855 | Соч. posth. 70/1 | B.92 | Используется в Les Sylphides | |||
12 | Фа минор / ля-бемоль мажор | 1841 (июнь) | 1852 (Краков) | Соч. posth. 70/2 | B.138 | Мари де Круднер, мадам Ури, Элиза Гавар и графиня Эстерхази | |||
13 | Ре-бемоль мажор | 1829 г. (3 октября) | 1855 | Соч. posth. 70/3 | B.40 | ||||
14 | Ми минор | 1830 | 1868 | Соч. Posth | B.56 | KK IVa / 15 | P1 / 15 | Автограф не существует | |
15 | Ми мажор | 1829 | 1861 Львов, Украина | — | B.44 | KK IVa / 12 | P1 / 12 | Автограф не существует | |
16 | Ля-бемоль мажор | 1827 | 1902 | — | B.21 | KK IVa / 13 | P1 / 13 | Эмилия Эльснер | |
17 | Ми-бемоль мажор | 1827 | 1902 | В 46 | KK IVa / 14 | P1 / 14 | Эмилия Эльснер | ||
18 | Ми-бемоль мажор | 1840 | 1955 | — | B.133 | KK IVb / 10 | Эмиль Гайяр | Возглавлял «Состенуто»; не всегда классифицируется как вальс. С 1938 г. присутствует в «Консерватории Парижа». | |
19 | Несовершеннолетний | 1847–49 ( ? ) | 1955, 1958 | Соч. Posth | B.150 | KK IVb / 11 | P2 / 11 | Шарлотта де Ротшильд или дочь | Неотредактированное издание паб. Париж 1955 г .; изд. Джек Вернер 1958. С 1901 года работает в «Bibliotheque du Conservatoire de Paris». |
20 | Фа-диез минор | 1838 (?) | 1932 | — | KK Ib / 7 | A1 / 7 | Не Шопен; впервые опубликовано в 1861 г., а в 1986 г. опубликовано под названием Вальс меланколик к Станислав Дыбовский в выходящем раз в две недели «Ruch Muzyczny», но в 2012 году обнаружил Лука Кьеричи быть сокращенной версией произведения Чарльз Майер названный Le Régret, op. 332. | ||
— | До мажор | 1824 (?) | — | — | KK Vb / 8 | Потерял | |||
— | Несовершеннолетний | 1824 | — | — | — | KK Vf | Графиня Любенская | Потерял | |
— | До мажор | 1826 | — | — | KK Vb / 3 | РС уничтожен; сохранилась копия первой строки, сделанная сестрой Шопена Людвикой. | |||
— | Ля-бемоль мажор | 1827 | — | — | KK Vb / 4 | РС уничтожен; сохранилась копия первой строки, сделанная сестрой Шопена Людвикой. | |||
— | Ре минор | 1828 | — | — | KK Vb / 6 | La Partenza; РС уничтожен; сохранилась копия первой строки, сделанная сестрой Шопена Людвикой. | |||
— | Несовершеннолетний | 1829 | — | — | Открыт 1937 г .; находился во владении Х. Хинтербергера из Вены, но теперь считается уничтоженным | ||||
— | Несовершеннолетний | 1829 (?) | — | — | — | — | Наброски к краткой прелюдии и основной теме | ||
— | Ля-бемоль мажор | 1829–30 (к 21 декабря 1830 г.) | — | — | KK Vb / 5 | Упоминается в письме Шопена семье от 21 декабря 1830 г .; РС уничтожен; сохранилась копия первой строки, сделанная сестрой Шопена Людвикой. | |||
— | Ми-бемоль мажор | 1829–30 | — | — | KK Vb / 7 | РС уничтожен; сохранилась копия первой строки, сделанная сестрой Шопена Людвикой. | |||
— | До мажор | 1831 | — | — | РС уничтожен; сохранилась копия первой строки, сделанная сестрой Шопена Людвикой. | ||||
— | ? | 1845 (по) | — | — | — | KK Ve / 12 | Упоминается в дневнике Л. Недевецкого. | ||
— | Си мажор | 1848 г. (12 октября) | — | — | B.166 | KK Va / 3 | Мадам Эрскин | Согласно письму Артура Хедли (10 марта 1960 г.)
рукопись в частной коллекции (Лондон) |
|
— | Ми-бемоль мажор | 1829-30 | — | — | KK Vb / 7 | Упоминается в письмах Брейткопфа Изабеле Барцинской в 1878 году. | |||
— | ? | ? | — | — | — | KK Ve / 10 | Включено в каталог аукциона, Париж, март 1906 г. | ||
— | ? | ? | — | — | — | KK Ve / 11 | Упоминается в письмах Брейткопфа Изабеле Барцинской в 1878 году. | ||
— | ? | ? | — | — | — | KK Vf | Несколько вальсов; потерял |
Вальс №7 cis-moll (op.64 №2)
Это один из самых поздних вальсов композитора, ставший, пожалуй, наиболее известным. Он был опубликован в 1847 году. Спустя полвека Александр Глазунов включил этот вальс в свою оркестровую сюиту из сочинений Шопена – «Шопениану» (ор. 46, 1892).
Вся музыка вальса полна поэзии и изящества, импровизационной свободы ритма и мелодики. Основная тема, начинающаяся широким ходом на «романсовую» сексту, сочетает мягкость секундовых «вздохов» и грацию коротких мотивов в пунктирном ритме. Романтическую мечтательность музыки подчеркивает гармония: септаккорд двойной доминанты в самом начале, обилие нонаккордов, ладовая переменность.
Трехчастная форма вальса обогащается добавочным рефреном, который завершает каждую из трёх частей (a+b c+ba+b). Основная тема, изложенная в форме большого периода повторного строения (16+16 тактов), сменяется легкой, воздушной мелодией в той же тональности cis-moll. Ее мелодический рисунок строится на формуле «кружения», а безостановочный бег шестнадцатых усиливает ощущение полётности. Именно эта новая тема и выступает в вальсе в роли рефрена; появляясь трижды, припев придаёт форме черты рондо .
Певучая лирика средней, мажорной части вальса (Piú lento, Des-dur) близка по настроению к ноктюрну. В ее основе – певучая кантилена, в которой танцевальность «затушевывается» множеством междутактовых синкоп (и в мелодии, и в аккомпанементе).
Первый, Des-dur’ный вальс из op. 64, посвященный Дельфине Потоцкой, тоже является одним из наиболее репертуарных вальсов Шопена. Он сам часто включал его в свои поздние концертные программы, которые, вообще говоря, довольно мало варьировались. Вальс отличается стремительностью вихревого движения и лаконичной простотой композиции (трехчастная форма с песенным лирическим трио в той же тональности Des-dur) .
Фон
Изучающих вальсы Шопена интересуют тридцать шесть произведений, но сегодня пианист, записывающий вальсы Шопена, играет всего 19 вальсов.
За свою жизнь Шопен опубликовал восемь вальсов, и, поскольку он был очень критичен, он попросил не публиковать неопубликованные произведения. Однако сестра Шопена Людвика и Джулиан Фонтана решили опубликовать вальсы 9-13. Еще шесть вальсов (сочиненные 1826-1831 гг.), Присутствовавшие в доме в Париже, сохранились, но позже были уничтожены во время пожара 1863 года в доме Людвики. Публикация вальсов 14-19 произошла позже. Шопен передал их родственникам и не охранял рукописи.
В вальсе есть пьеса без названия; это в 3/4 времени с указанием темпа Состенуто, и у него есть некоторые характеристики вальса, поэтому он часто (но не всегда) каталогизируется с вальсами. (Кроме того, последняя вариация его Вариаций на немецкий айр, op. Posth., Оформлена в форме вальса.)
Кроме того, остаются:
- Сохранившиеся вальсы находятся в частных руках и недоступны для исследователей.
- Вальсы считались разрушенными.
- Вальсы считали потерянными.
- Вальсы, документальные свидетельства которых существуют, но не сохранились MSS.
Waltzes
Композитор
Фридерик Шопен
Жанр
фортепианные
Страна
Польша
Список вальсов:
Op. 18 Большой блестящий вальс Es-dur (1831)Op. 34 Три блестящих вальса As-dur, a-moll, F-dur (1831—1838)Op. 42 Большой вальс As-dur (1840)Op. 64 Des-dur, cis-moll, As-dur (1847)Op. posth. 69 As-dur, h-moll (опубл. 1852)Op. posth. 70 Ges-dur, f-moll, Des-dur (опубл. 1855) As-dur, Es-dur (1827)Op. posth. e-moll (1830), E-dur (ок. 1829), a-moll (кон. 1820-х гг.)
Вальс в качестве бытового танца получил в первые десятилетия XIX века чрезвычайно широкое распространение во всех странах и городах Европы.
В высоком художественном претворении вальс прозвучал уже в творчестве Шуберта, Вебера. Все же в вальсах композиторов начала века еще очень значительна зависимость от бытовых танцевальных образов и форм. В эволюции вальса наблюдается тот же процесс, который происходил со многими бытовыми танцами (например, с менуэтом в XVIII веке). Постепенно вальс становится самостоятельным видом художественного творчества и начинает проникать в симфоническую литературу. В «Фантастической симфонии» Берлиоза, написанной в 1830 году, вальс уже занимает целую часть симфонии.
В русской музыке богатое и интересное развитие вальса особенно заметным становится с середины XIX века. Высокой поэтизации вальс достигает в области вокальной лирики; печать одухотворения этого бытового танца лежит на выдающемся симфоническом сочинении Глинки «Вальс-фантазия». Многообразное эмоционально-психологическое истолкование получил вальс в музыке Чайковского.
В творчестве Шопена вальс представляет сольную фортепианную пьесу, в которой бытовые корни и прикладное значение этого жанра стушевываются. Поэтическое претворение получает самый ритм вальса, его кружащееся движение — то скользящее, воздушное, то вихревое, полетное. Вальсы Шопена, подобно его этюдам, перерастают в концертные пьесы, вдохновенные и глубокие, изящные и блестящие, в которых мастерски использован весь арсенал современной техники и виртуозного пианизма.
Семнадцать вальсов Шопена разнохарактерны и различны по содержанию и средствам выражения. Среди них встречаются мечтательные, с поющей, широкого дыхания мелодией, как, например, a-moll, ор. 34 или f-moll, ор. 70; есть вальсы эстрадно-виртуозного типа, эффектные, темпераментные, как «большой блестящий вальс» Es-dur, ор. 18 или As-dur, ор. 42. Вальс cis-moll, ор. 64 раскрывает тонкую поэзию скорбно-меланхолических образов Шопена. Поэзия вальсовой стихии, поднятая Шопеном, открыла неисчерпаемые перспективы развития этого жанра, который всесторонне разрабатывали Лист, Верди, Чайковский, Глазунов, Скрябин, советские композиторы.
В. Галацкая