Виды сложного контрапункта
Прямые и противоположные перестановки
Вертикально подвижной контрапункт основан на перемещении контрапунктирующих мелодий на гармонический интервал. Высота между голосами меняется. Прямые перестановки — это сближение или удаление голосов относительно друг друга без обмена партиями (верхний остается верхний, нижний — нижним). Противоположный контрапункт — голоса меняются местами.
Пример противоположного контрапункта:
Пример прямой перестановки (интервал может быть любой)
При перестановке важно следить за обращением интервалов. Чтобы консонансы не стали диссонансами и наоборот
В двойном (два голоса) контрапункте наименьшие ограничения создает перестановка на октаву (интервалы сохраняют свое качество). Исключение в этом случае — кварта, которая при обращении дает квинту (при этом применение двух кварт подряд даст параллельные квинты, что недопустимо).
Вертикальные перестановки в многоголосии (больше трех голосов)
Наиболее распространенный вид многоголосных вертикальных перестановок — тройной контрапункт.
Пример тройного контрапункта —фрагмент трехголосной инвенции Баха f-moll (Симфония №9)
Четверной контрапункт также применяется, но реже. Пятерной контрапункт почти не встречается в классической музыке. Уникальный образец пятерного контрапункта в коде симфонии “Юпитер” В. А. Моцарта.
Его схема:
Горизонтально-подвижной контрапункт
Это контрапункт с изменением расстояния между вступлениями контрапунктирующих мелодий
В производном соединении одна из мелодий или обе перемещаются по горизонтали вперед или назад по сравнению с первоначальным сочетанием.
Контрапункты, допускающие удвоение
Этот вид близок вертикально-подвижному контрапункту. В нем удваивается голос на терцию, сексту или дециму. Пример — фуга И. С. Баха g-moll II.
Обратимый контрапункт
Этот вид контрапункта основан на преобразовании мелодии.
Виды преобразований мелодии:
Инверсия —— воспроизведение мелодии с изменением направления каждого из ее интервалов.
Ракоход — воспроизведении мелодии от конца к началу
Ракоходная инверсия — сочетание инверсии и ракохода.
В зависимости от способа преобразования мелодий различают контрапункты:
основанные на инверсии (или зеркальный);
ракоходный;
сочетающий признаки и того и другого — ракоходно-инверсионный или вдвойне-обратимый.
Зеркальный контрапункт
Это самый распространенный вид обратимого контрапункта. Голоса в этом виде контрапункта симметрично меняются местами (противоположная перестановка). При этом мелодия каждого голоса представляется в перевернутом виде (инверсии).
Его особенность — неизменность интервального соотношения между голосами в первоначальном и производном соединениях. Часто этот контрапункт сочетается с вертикально-подвижным, тогда интервальное расстояние меняется.
Пример зеркального контрапункта — Фуга C-dur I И. С. Баха
Ракоходный контрапункт. Вдвойне-обратимый контрапункт.
Наибольшее распространение — в музыке XX века (Хиндемит “Ludus tonalis” Fuga in F).
Контрапункт с ритмическим преобразованием
К ритмическим преобразованиям относятся: увеличение, уменьшение, изменение метра.
Увеличение — воспроизведение мелодии длительностями большими, нежели в ее первоначальном изложении.
Уменьшение, соответственно, — воспроизведение мелодии длительностями меньшими, чем в первоначальном изложении.
Сложный контрапункт
Контрапункт — одновременное сочетание двух и более мелодий в голосах.
Принципы контрапунктирования
Полифоническое контрапункирование включает: ритмическое, мелодическое и звуковысотное соотнесение голосов.
Ритмическое соотнесение голосов — контраст ритмических рисунков в одновременно звучащих голосах
Осуществляется по принципу комплементарной (дополняющей) ритмики: оживленность движения в одном из голосов вызывает его замедление в другом и наоборот.Важно чтобы акценты в разных голосах не совпадали. . Мелодическое соотнесение голосов (также контрастное)
Мелодическое соотнесение голосов (также контрастное).
Контраст в мелодике:
направление мелодического движения (противоположное или косвенное голосоведение, параллельное движение голосов сводится к минимуму);
типы мелодического движения (плавное — скачкообразное);
звукорядный состав (диатоника — хроматика);
контрастность характера (жанровый “наклонений”, музыкально-ритолрических фигур);
неодновременность звуковысотных кульминаций, каденций, неодновременное вступление голосов.
Звуковысотное (гармоническое) соотнесение голосов основано на представлении о сочетании по вертикали как о наборе консонансных и диссонансных интервалов.
Простой и сложный контрапункт
Сложный контрапункт — соединение мелодий, которое при повторении дается с тем или иным изменением исходных соотношений..
Простой контрапункт — сочетания, не обладающее возможностью новых контрапунктических комбинаций.
Первоначальное соединение — исходное сочетание мелодий. Производное соединение — новая комбинация из тех же мелодий.
Полифония в новейшей музыке
Авангард в музыке двадцатого столетия имел две волны: с начала до середины века (П. Булез, К. Штокхаузен, Л. Берио, А. Шнитке, С. Губайделина) и с сороковых до конец шестидесятых годов (А. Веберн, А. Шёнберг).
Авангард, серийная музыка, пространственные представления
Представление музыки в виде линий (линия мелодии, вертикаль) развивалось вместе с музыкой. Это можно увидеть на иллюстрации И. Стравинского
(григореанский хорал, средневековая полифония, Бах, Вагнер, Веберн, Веберн, сериалисты, Стравинский)
У Веберна (представитель первой волны авангарда) исчезает мелодическая линейность. Возникает неопределенность голосовой структуры. Пример — фрагмент песни А. Веберна
Схема распределения двойного канона по партиям:
Пропоста I, начинает труба (Tromplete), затем переходит последовательно к флейте, кларнету и так далее (прямая линия).
Рипоста I в инверсии начинается кларнетом и переходит к трубе, скрипке (Geige) и т.д. (пукнктирная линия).
Пропоста II, исполняется голосом (Gesang) — утолщенная прямая.
Рипоста II в инверсии (скрипка, арфа, флейта и т.д.) — утолщенная ломаная линия.
Мелодическая линия в рипостах канона у Веберна часто искривляется. (пример — Вторая кантата Веберна op. 31 VI часть).
Также у него встречается “светывание” линий канона
Серийной композиции в современной музыке свойственна многоплановость структуры. Например, у Веберна она проявляется в возникновении “серийных нитей” окаймляющих его пуантилистические композиции. В одновременном изложении бывает несколько таких нитей, называемых “колеями”.
Ниже серийная диспозиция Симфонии op 21 Веберна (первая часть)
Имитационная полифония. Канон.
Имитация — проведение одной и той же мелодии разными голосами:
- пропоста — начинающий голос;
- рипоста — имитирующий;
- противосложение — контрапункт к имитирующему голосу.
Виды имитаций
- По длительности имитирования: простая — воспроизводится часть имитируемого голоса без противосложения, каноническая — длительное непрерывное имитирования включая противосложение.
- По точности имитации — строгие и свободные имитации. Строгие сохраняют ритмическим и интервальный состав темы.
- По мелодико-ритмическим параметрам: ритмическая имитация — имитирование только ритмического рисунка тема, звуковысотная имитация — имитироватия звуковысотности без сохранения ритма.
- Имитация с преобразованием — в инверсии, ракоходе, ракоходной инверсии, в ритмическом увеличении или уменьшении.
- Количество пропост — однотемные, двойные, тройные и т.д.
Канон как вид имитации бывает строгим и свободным (с переменными показателями имитирования).
Полифония свободного стиля
Свободный стиль повился в семнадцатом века и просуществовал до первой половины восемнадцатого. Он развивался в эпоху барокко и эстетика этой эпохи: во главе угла концепция — musica poetica с опорой на ораторское слово. Музыкальная форма развивается — характерна трехчастность или многочастность. Появляются формы с разделом экспонирования.
С развитием оперы появляется гомофонно-гармонический склад фактуры. Устанавливается система генерал-баса. Развивается инструментальная форма и появляется виртуозный концертирующий стиль: в контексте стиля появляются новые ритмические и мелодические фигуры — мелкие длительности и скачки.
В вертикали образуется мажорно-минорная ладовая система (включающая в себя хроматизмы). Появилась форма — хроматические фантазии, ричеркары и объединенные жанры.
Гармоническая вертикаль допускает свободное введение диссонансов (септим и секунд) с их последующим плавным разрешением. Диссонанс может быть неподготовленным.
Полифония строгого стиля
Полифония строгого стиля появилась в эпоху Ренессанса (пятнадцатый-шестнадцатый века).
Жанры — вокально-хоровые: мессы, мотеты, шансон, позже — мадригал и инструментальные ричеркары, канцоны, фантазии, токкаты.
Полифония строгого стиля все еще основана на cantus prius factus и системе восьми григорианских ладов (в шестнадцатом веке расширена до 12), также остаются от предыдущих эпох композиция и составление многоголосия из интервальных пар. В качестве новшества появляется новый интервальный состав вертикали.
Вертикаль в ПСП.
Совершенные консонансы (октава, квинта, кварта) теперь применяются в основном в начальных и заключительных моментах композиции или во внутренних цезурах (в современном понимании — каденциях). Появляются несовершенные консонансы (терции, сексты и их производные).
Диссонансы строго регламентируются (проходящий и вспомогательный диссонансы могут появляться только на метрически слабых долях, задержание — на сильной и относительно сильной доле). Исключается свободное применение диссонансов (секунд, септим, нон, а в двухголосиях — кварт).
Диссонанс должен отвечать следующим правилам:
быть приготовленным (до этого присутствовать в качестве консонанса) и должен разрешаться. Два диссонанса подряд в одной паре голосов запрещаются.
https://www.youtube.com/watch?v=F4_t6UvEeac&ab_channel=mracquaefuoco (месса построена на основе григореанского хорала).
Каноны в ПСП развиваются, появляются: двойные, тройные, четверные, зеркальные (вертикально-инверсионные и ракоходные), пропорциональные и т.д.
Из истории
Ранний период — Ars antiqua относятся к произведениям Западной христианской церкви (первые упоминания в седьмом веке, сохранившиеся манускрипты от девятого века). Особенность этого периода — отсутствие ритмической нотации. Из-за необходимости регулировать вертикальное сочетание голосов были сформированы ритмические модусы.
Органум — одно из явлений этой эпохи. Основан на хоралах и является его многоголосной интерпретацией. Ладовая система органумов основана на восьми григорианских ладах одноголосного пения. Голоса строго параллельны (в поздних версиях есть мелизматика), интервалы квинта и кварта.
Пример позднего органума — Perotin — Organum quadruplum «Sederunt principes
Виды органума:
Мотет — жанр полифонии тринадцатого века. Проиходит от корня mot, в переводе означающего “слово”. В этом жанре сочетаются напевы, с сохранением слов (в том числе языка, на котором они написаны). Это — прообраз многотемной полифонии. Изначально в качестве кантусов (сочетающихся тем) использовались григореанские хоралы. Позже — светские напевы. С точки зрения духовной философии “многоярусность” композиции было метафорой Вселенной.
Montpellier Codex — Motet : Puisque bele dame m’eime
В связи с усложнением музыкального языка начало формироваться и понятие композиции (от латинского составной, сложенный, искусно построенный).
Рондель — трехголосная форма полифонии, появившаяся в тринадцатом веке и основанная на “обмене” голосов.
Название происходит от французского слова круглый. Голоса в форма меняются “колесообразно” по одной из двух схем:
- Верхний голос перемещается в средний, затем в нижний (остальные голоса смещаются вверх),
- Нижний голос перемещается в верхний etc
ПРи этом высота звучания голосов не меняются.
Рота — разновидность ронделя.ю где голоса вступают поочередно.
“Летний канон” — разновидность ронделя. “Летний канон” — шестиголосная пьеса, сочетающая принцип ронделя в двух нижних голосах, а в верхних — принцип роты.
Запись летнего канона весьма специфическая: нижние голоса выписаны отдельно, верхние же одной линией мелодии, где обозначены места для вступления других голосов.
Расшифровка летнего канона