Типы и разновидности органов[править]
Существуют различные типы и разновидности органов, отличающиеся друг от друга устройством, принципом работы, а также какими-то своими специфическими особенностями:
|
|
|
Известные органы[править]
Самыми большими органами мира являются:
- Wanamaker Organ (Филадельфия, Murray M. Harris/Los Angeles Art Organ Co., 1904; Wanamaker Organ Shop, 1914—1917, 1924—1927): 6 мануалов, 461 клавиш, 396 регистров, 28 482 трубы.
- Convention Hall Organ (Атлантик сити, Midmer-Losh, Opus 5550, 1929): 7 мануалов, 449 клавиш, 337 регистров, 33 114 труб.
- First Congregational Church Organ (Лос-Анджелес, E. M. Skinner Opus 856, 1931; Schlicker, 1969; Meunch, 1994; Robert David, 1995): 5 мануалов, 346 клавиш, 233 регистра, более 20000 труб.
Cовременный Фоккер-орган в Амстердаме выделяется своей системой, несущей необычную темперацию 31 равного деления октавы (31РДО). По крайней мере два органа подобной системы (XVI век, не сохранились) существовали в Италии ещё при жизни Вичентино; он сам, именуя их архиорганами, добился постройки одного инструмента в Риме и другого в Милане.
История возникновения[править]
Один из основоположников инструментоведения немецкий ученый М. Преториус (1571—1621) в своем знаменитом труде «Сочинение о музыке» писал: «Кто был первым изобретателем этих необыкновенно изящных, великолепных инструментов — неизвестно».
Гуго Риман полагал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.): «Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий».
Зародыш органа можно разглядеть также во флейте Пана.
В качестве прототипа органа, обладающего его характерными свойствами, А. Модр рассматривает древний китайский духовой инструмент шэн (или ченг), существовавший еще в XV столетии до нашей эры и дошедший до настоящего времени.
Некоторые исследователи полагают, что прообразом современного органа явился гидравлический орган (Гидравлос), который первоначально приводился в движение двумя поршневыми насосами (один закачивал воздух внутрь, а другой подавал его к трубам) и использовал резервуар с водой для выравнивания давления. Создание «Гидравлоса» приписывается «отцу пневматики» — древнегреческому изобретателю и математику Ктезибию Александрийскому (—222 годы до н. э.).
Термин «органум» обозначает как древнюю полифоническую музыкальную практику, так и музыкальный инструмент «орган», который в средние века имел дроновые («гудящие») трубы. Органум относится к «библейским инструментам Иеронима» (Instrumentus Hieronimus), изображенным и описанным в так называемых посланиях Св. Иеронима Дарданам (Epistel ad Dardanum Sancti Hieronimi De diversis generibus musicorum) — разрозненных рукописях с иллюстрациями, созданных предположительно в IX—X вв. (эпоха Каролингов). В основе этих посланий лежат комментарии к книге Даниила (3:5; 3:7; 3:15), создателем которых традиционно считается Св. Иероним — автор Вульгаты, чьи многочисленные письма находились в рукописях Псалтыря. Рукописи многократно копировались в течение X—XIV вв. Большая часть текста совпадает с главой De musica et partibus eius из MS 843 «De universo» Рабануса Мавра.
Ссылки[править]
- An Introduction to Drawbars (английский). www.hammond-organ.com. Проверено 8 февраля 2013.
- Apel Willi . — The Harvard Dictionary of Music. 2nd edition. — USA: Harvard University Press, 1969. — ISBN 0-674-37501-7.
- Bröcker, Marianne Die Drehleier (английский). Olympic Musical Instruments and the Bröcker Tranlation Group (2005). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2013. Проверено 31 января 2013.
- HammondWiki Drawbars (английский). www.dairiki.org (June 10, 2011 8:32 am). Проверено 8 февраля 2013.
- Randel Don Michael / Randel, Don Michael. — The Harvard Dictionary of Music. 4th edition. — USA: Harvard University Press, 2003. — P. 978. — ISBN 0674011635.
- Spillane Daniel . — The Popular Science Monthly. — March 1892. — P. 623-46.
- Браудо Исайя Александрович Об органной и клавирной музыке. — Ленинград: Музыка, 1976.
- Камнеедов, Модест Легендарные электроклавиши. Hammond Organ. Часть 1. Maxpark.com (16 ноября 2012, 20:07). Проверено 8 февраля 2013.
- Electronic Organ Constructor’s Society
- Rodgers Instruments (stereo digital sampled organs and hybrid digital/pipe organs)
- Roland Eberlein. Die Geschichte der Orgel. Köln: Siebenquart, 2011. ISBN 978-3-941224-01-8
- Bérnard Sonnaillon. L’orgue. Instrument et musiciens. Paris: Office du Livre, Editions Vilo, 1984. ISBN 2-7191-0211-3
- William Leslie Sumner. The Organ. Its Evolution, Principles of Construction and Use. New York: St. Martin’s Press, 1981
- Peter Williams. The Organ in Western Culture 750—1250. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. ISBN 0-521-61707-3
- Wolfgang Adelung. Einführung in den Orgelbau. 2., überarb. u. erw. Wiesbaden: Auflage, Breitkopf & Härtel, 1992. ISBN 978-3-7651-0279-0
- Hans Klotz. Das Buch von der Orgel. 13. Auflage. Kassel: Bärenreiter, 2000. ISBN 978-3-7618-0826-9
- Michael Bosch, Klaus Döhring, Wolf Kalipp. Lexikon Orgelbau. Kassel: Bärenreiter, 2007. ISBN 978-3-7618-1391-1
- Alfred Reichling (Hrsg.). Orgel. MGG Prisma. Kassel u. a.: Bärenreiter, 2001. ISBN 978-3-7618-1622-6
- Bernhard Ader. Orgelkunde // Hans Musch (Hrsg.). Musik im Gottesdienst. Band 2. Regensburg: ConBrio, 1994, S. 256ff. ISBN 978-3-930079-22-3
- Winfred Ellerhorst. Handbuch der Orgelkunde. Einsiedeln: 1936; Buren: Frits Knuf, 1986 (3. Repr.). ISBN 9060275195
- Различные виды и модификации органов
дальнейшее чтение
- Различные статьи, в том числе «Organum», «Musica enchiriadis», «Hucbald», «St Martial» в словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 т. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- «Ad organum faciendum» (около 1100 г.) Джей А. Хафф, изд. и пер., Ad organum faciendum et Item de Organo, Музыкальные теоретики в переводе , т. 8 Институт средневековой музыки, Бруклин, Нью-Йорк )
- Старинная музыкальная книга Сент-Эндрюса (W1, ранняя г-жа Полифонии Нотр-Дам) Дж. Х. Бакстер, 1931
- Magnus Liber Organi , (F) Pluteo 29.1, Bibliotheca Mediceo-Laurenziana, Firenze, факсимиле Института средневековой музыки. Бруклин: средневековые рукописи в воспроизведении. Тт. 10 и 11, изд. Лютер Диттмер.
- Ричард Х. Хоппин, Средневековая музыка . Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1978. ISBN 0-393-09090-6
- Магнус Либер Органи, Парижская литургическая полифония двенадцатого и тринадцатого веков , 7 томов, главный редактор Эдвард Х. Рознер. Монако: Les Éditions de l’Oiseau-Lyre , 1988–1993.
- Гюстав Риз. Музыка в средние века . Нью-Йорк: WW Norton & Co., ISBN 0-393-09750-1
- Дональд Дж. Гроут и Клод В. Палиска. История западной музыки . Нью-Йорк: WW Norton & Co., ISBN 0-393-97527-4
- Оливер Странк. Источники чтения в истории музыки . Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1950. ISBN 0-393-09742-0
- Клод В. Палиска, изд. Musica enchiridas и Scolica enchiridas . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1995.
- Дом Ансельм Хьюз, изд. Новая Оксфордская история музыки 2: Ранняя средневековая музыка до 1300 года . Лондон, Нью-Йорк и Торонто: Oxford University Press, 1954.
- Ричард Крокер и Дэвид Хили, ред. Новая Оксфордская история музыки 2: раннее средневековье до 1300 года . Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1990. ISBN
Общие положения[править]
Лучшие духовые органы (работы немецких мастеров эпохи высокого барокко и французских мастеров эпохи высокого романтизма) действительно поражают грандиозностью своих выразительных возможностей: богатством тембральной палитры, масштабностью звучания, широтой частотного и звукового диапазона.. Возникновение новых национальных культур и форм музицирования, характер идейно-эстетических концепций, контрастность стилистических направлений, масштаб новаторских поисков — все это и многое другое апеллирует к сонористическим возможностям большого трубного органа с его неповторимыми акустическими феноменами.
Органы — это по преимуществу клавишные музыкальные инструменты, принцип звукоизвлечения при игре на которых отличается от принципа звукоизвлечения при игре на фортепиано, клавесине, вёрджинеле, спинете и других ударно-молоточковых и струнно-щипковых клавишных музыкальных инструментах.
Необходимой особенностью музыкальных инструментов из группы органов является способность издавать непрерывный незатухающий звук любой желаемой длительности, то есть, будучи однажды взятым, органный звук не затухает без каких-либо последующих действий исполнителя. Таким образом, из-за неподвижности, механистичности и неизменности органного звучания, при игре на органе имеют решающее значение малейшие временные соотношения, требующие хронометрической точности движений исполнителя, так как время остаётся единственным пластическим материалом техники органного исполнения.
В отличие от остальных клавишных инструментов, органы могут иметь более двух (до семи) ручных клавиатур (мануалов), а также ножную (педальную) клавиатуру, но существуют и определённые виды органов, у которых нет никаких клавиатур вообще.
В настоящее время выражение «органная педаль» связано уже не только с органами, но имеет в музыковедении значение более ёмкое и широкое.
Орган – единственный акустический инструмент, который предоставляет исполнителям широкие возможности работы с тембровой регистровкой. Самые крупные духовые органы имеют до 400 регистров.
Принципы работы и назначение[править]
Устройство, принципы звукообразования и другие характеристики того или иного органа напрямую зависят от его типа и вида.
В акустических органах (духовых, паровых, губных, ветряных, гидравлических, механических и т. д.) звук образуется благодаря вибрации воздуха в специальных органных трубах — металлических, деревянных, бамбуковых, тростниковых и т. д., которые могут быть с язычками, либо без язычков. При этом воздух может нагнетаться в трубы органа различными способами — в частности, с помощью специальных мехов.
На протяжении нескольких столетий для исполнения почти всей церковной музыки, как и музыкальных произведений, написанных в других жанрах, использовались исключительно духовые органы. Однако известно о церковном и светском применении и органиструма, не духового, а струнного клавишного инструмента с органными свойствами.
Электрический орган изначально был создан для электронной имитации звучания духовых органов, но затем электроорганы по их функциональному назначению стали разделять на несколько видов:
- Церковные электроорганы, возможности которых максимально адаптированы для исполнения духовной музыки в культовых храмах.
- Электроорганы для концертного исполнения популярной музыки, в том числе джаза и рока.
- Электроорганы для любительского домашнего музицирования.
- Программируемые электроорганы для профессиональной студийной работы.