Макаров, аскольд анатольевич

Макаров, аскольд анатольевич

Биография

Родился 3 мая 1925 года (по другим источникам — 3 апреля) на хуторе Ново-Масальское (ныне — в Ржевском районе, Тверская область). Из дворянского рода.

С начала 1930-х годов с матерью жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В школе закончил семилетнее обучение. Мать Ольга Анатольевна была инженером, а её подруга Анна Михайловна Щевелева работала в пошивочных мастерских Ленинградского театра оперы и балета им. С. Кирова (ныне Мариинский театр). Именно она привела мальчика проконсультироваться с самой А. Я. Вагановой. Консультация прошла успешно и в 1939 году он был принят в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), где учился в одном классе с М. Мазун, Л. Войшнис, И. Бельским. Его педагогами были Л. Петров, А. Пушкин, А. Лопухов, Н. Ивановский, Б. Шавров, А. Писарев и В. Пономарёв. С началом войны вместе со студентами старших курсов и преподавательским составом училища был эвакуирован в Пермь. В 1942 году был зачислен в стажёрскую группу Ленинградского театра оперы и балета им. С. Кирова и начал выступать в кордебалете. В 1943 году окончил училище.

С 1943 года — артист балета, в 1947—1970 годах — солист балета Ленинградского театра оперы и балета им. С. Кирова, где танцевал ведущие партии классического и современного репертуара. Особенно плодотворным стало его сотрудничество с балетмейстером Л. В. Якобсоном, в балетах которого стал первым исполнителем многих партий.

В 1957 году заочно окончил актёрский факультет ГИТИСа, в 1964 — Заочную высшую партийную школу при ЦК КПСС. В 1969 году в Академии общественных наук при ЦК КПСС защитил диссертацию на тему «Проблемы создания героического образа в советском балете» на соискание звания кандидата искусствоведения.

В 1970—1983 годы преподавал дисциплину «Классическое и советское наследие» на балетмейстерском отделении Ленинградской консерватории (с 1976 года — профессор).

После смерти Л. В. Якобсона в 1976 году стал художественным руководителем — директором Санкт-Петербургского государственного академического театра балета им. Л. Якобсона. Приложил все усилия, чтобы сохранить в театре творчество его основателя. Но в 1990-х годах авторские права отсудила вдова хореографа и А. Макарову пришлось восполнять репертуар собственными редакциями классических балетов. В то же время он привлекал к сотрудничеству современных хореографов. По его приглашению в театре ставили Г. Алексидзе, Л. Лебедев, К. Рассадин, А. Полубенцев, Н. Волкова, Д. Зейфферт, Э. Хатчинсон, Л. Шереги, П. Шмок.


Могила А. А. Макарова на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Был председателем Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга, членом Всемирного клуба петербуржцев, поддерживал дружеские отношения с редакцией Российского ритуально-духовного журнала «Реквием».

Автор многих научных и научно-популярных статей о балете, музыке для хореографического искусства, рассказов о современных балетных постановках.

Скончался 25 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 2004 году на могиле был открыт памятник, созданный на благотворительные средства, собранные на концерте артистов балета в Большом зале Санкт-Петербургской консерватории.

Семья

  • Жена — Нинель Александровна Петрова (род. 1924), артистка балета, солистка Ленинградского театра оперы и балета им. С. Кирова (1944—1968), педагог Ленинградского хореографического училища (1968—1977), преподаватель кафедры хореографии Санкт-Петербургской консерватории (с 1971 года), педагог-репетитор труппы Санкт-Петербургского театра балета им. Л. Якобсона (1976—2001). Народная артистка России(1999)..
  • Сын — Александр Макаров (род. 1962), артист балета Большого театра (1980—1987), солист труппы Санкт-Петербургского театра балета им. Л. Якобсона (1987—2001). Заслуженный артист РФ (2002).

Партии

  • 1947 — «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция Ф. Лопухова — Гений вод
  • 1947 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Вацлав
  • 1947 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа — жених Авроры
  • 1948 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, редакция В. Пономарёва, В. Чабукиани — Солор
  • 1949 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа — Голубая птица
  • 1949 — «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, редакция Ф. Лопухова — Принц Зигфрид
  • 1949 — «Весенняя сказка» Б. Асафьева, балетмейстер Ф. Лопухов — Добрый молодец
  • 1949 — «Красный мак» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров — Ма Ли-чен (первый исполнитель)
  • 1950 — «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского — Вакх
  • 1950 — «Али-Батыр» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон — Али-Батыр — первый исполнитель
  • 1950 — «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, редакция К. Сергеева — Принц Зигфрид
  • 1951 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Гирей
  • 1951 — «Лауренсия» А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани — Фрондосо
  • 1951 — «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер К. Сергеев — Принц
  • 1952 — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева — Жан де Бриен
  • 1953 — «Родные поля» Н. Червинского, балетмейстеры А. Андреев и Н. Стуколкина — Андрей
  • 1953 — «Пламя Парижа» Б. Асафьева, балетмейстер В. Вайнонен — Филипп
  • 1955 — «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, балетмейстер Б. Фенстер — Остап (первый исполнитель)
  • 1956 — «Дон Кихот» М. Минкуса, хореография А. Горского — Базиль
  • 1956 — «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон — Спартак (первый исполнитель)
  • 1957 — «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович — Данила
  • 1958 — «Хореографические миниатюры», миниатюра «Прометей» на музыку В. Цытовича, балетмейстер Л. Якобсон — Прометей (первый исполнитель)
  • 1959 — «Берег надежды» А. Петрова, балетмейстер И. Бельский — Рыбак (первый исполнитель)
  • 1960 — «Отелло» А. Мачавариани, балетмейстер В. Чабукиани — Отелло
  • 1962 — «Клоп» Ф. Отказова и Г. Фиртича, балетмейстер Л. Якобсон — Поэт (первый исполнитель)

Библиография

  • Аскольд Макаров. XXX лет творческой деятельности. — Л.: Искусство, 1973. — 2000 экз.
  • Ильичёва M. Аскольд Макаров. — Л.: Искусство, 1984. — 194 с. — (Солисты балета). — 25 000 экз. — автограф
  • Иордан О. Мастерство танца // Комсомольская правда : газета. — М., 1964. — № 13 февраля.
  • Золотницкий Д. Аскольд Макаров // Ленинградский балет сегодня. — Л.—М.: Искусство, 1967. — Т. 1-й. — 288 с. — 60 000 экз.
  • Григорович Ю. Служение балету // Советская культура : газета. — М., 1972. — № 16 декабря.
  • Колпакова И. Сто сорок солнц // Советская культура : газета. — М., 1983. — № 8 февраля.
  • Золотницкий Д. Энергия поиска // Правда : газета. — М., 1985. — № 21 июля.
  • Карп П. Неформальный лидер // Мариинский театр : газета. — СПб., 1995. — № 5.
  • Аскольд Макаров и его театр // Купеческая гавань : газета. — Таллин, 1998. — № 2 апреля.
  • Халтурина М. Аскольд Макаров: «На самом деле я добрый!» // Час : газета. — Рига, 1998. — № 15 апреля. Архивировано 16 января 2008 года.
  • Яковлева Ю. Умер Аскольд Макаров // Коммерсантъ : газета. — М., 2000. — № 26 декабря.
  • Золотницкий Д. Первый Спартак балетной сцены // Ballet Art : журнал. — СПб., 2001. — № 1.
  • Свешникова А. Аскольд Макаров // Мариинский театр : газета. — СПб., 2001. — № 1—2.
  • Красовская В. Профили танца. — СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 1999. — С. 251—256. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой). — 2000 экз. — ISBN 5-93010-001-2.
  • Кузьмина О. Наш земляк — корифей балета // Тверские ведомости : газета. — Тверь, 2011. — № 21 января. (недоступная ссылка)
  • Балстон (Орегон)
  • Секрет, Антон Геннадьевич
  • Микатарра
  • Гедвига София Бранденбургская
  • 35А-002 (автодорога)
  • Мастерс, Оксана
  • Катанга (провинция)
  • Коркина и Остроухов
  • ZIP-код
  • Лесные духи в польской мифологии

Askold Makarov

Дата рождения
03.05.1925
Дата смерти
25.12.2000
Профессия

танцовщик, балетмейстер, педагог

Страна
СССР

Лауреат (1-я премия) Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Берлин, 1951), заслуженный артист РСФСР (1954), народный артист РСФСР (1957), народный артист СССР (1983), лауреат Сталинской премии (1951), кандидат искусствоведения (1969), профессор (1976).

Окончил ЛХУ в 1943 (ученик А. Пушкина, А. Писарева, А. Лопухова, В. Пономарева), заочное отделение актерского факультета ГИТИСа (1957), Заочную партийную школу при ЦК КПСС (1964), защитил диссертацию на тему: «Проблемы создания героического образа в советском балете».

В 1943-70 в Театре им. Кирова. Первый исполнитель партий: Рыбак («Берег надежды»), Данила, Спартак; Поэт («Клоп»), Али-Батыр; Отелло («Отелло»), Ма Личен, Остап; Андрей («Родные поля»), «Прометей» («Хореографические миниатюры»); др. партии: Солор; Добрый молодец («Весенняя сказка»), Базиль, Зигфрид; Жан де Бриен, Трубадур («Раймонда»), Фрондосо; Принц («Золушка»), Вацлав, Гирей; Филипп («Пламя Парижа»), Голубая птица, Жених («Спящая красавица»), Гений вод («Конек-Горбунок»), Вакх.

С 1970 педагог балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории, преподает дисциплину «Классическое и советское наследие».

Классический танцовщик ярко выраженного героического амплуа. Встреча с Якобсоном стала значительной для обоих: не только артист нашел своего балетмейстера, но и балетмейстер нашел создателя задуманных образов. Он явился самым интересным исполнителем роли Али-Батыра, наполнив свой танец радостью и ликованием жизни. «Спартака» Якобсон ставил в расчете на творческую индивидуальность Макарова. Ф. Лопухов писал: «Якобсоновского «Спартака» трудно отделить от Спартака Аскольда Макарова».

Образ Маяковского был новой творческой победой артиста. Стремление к обобщенной масштабности образа сделало Макарова создателем главной роли в балете совсем другого направления — в «Береге надежды», где он воплотил современную героическую тему.

Ф. Лопухов писал об артистической индивидуальности Макарова: «У нас были и будут танцовщики лучше Макарова в техническом и пластическом отношении, но Макаров был и остается пока что лучшим и единственным в своей сфере — там, где надо крупными штрихами нарисовать волевой, мужественный, активный образ героя в полном смысле этого слова — героя, который не столько даже нарисован, сколько вылеплен. Скульптурность пластики Макарова — качество не частое в артистической среде. Творческий опыт Макарова надо ценить и изучать, хотя, как известно, самое драгоценное проявление индивидуальности нельзя ни перенять, ни повторить».

С 1976 художественный руководитель труппы «Хореографические миниатюры», репертуар которой состоит из работ Л. Якобсона и молодых балетмейстеров.

Сочинения: Первые встречи с народным героем.— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1974, вып. 1; Неистовый Якобсон.— Там же. Л., 1977, вып. 2; В поисках героя.— Театр, 1968, № 7; Мой Спартак,— Сов. музыка, 1968, № И; Герой и героика.— Сов. балет, 1982, № 4; Искусство вечно молодое,— Веч. Ленинград, 1985, 3 марта.

Литература: А. А. Макаров. XXX лет творческой деятельности.— Л., 1972; Ильичева М. Аскольд Макаров,— Л., 1984; Золотницкий Д. Аскольд Макаров.— В кн.: Ленинградский балет сегодня. Л., 1967, вып. 1; Танк Е. Аскольд Макаров.— Смена, 1954, 26 мая; Дьяконов А. Аскольд Макаров.— Театр. Ленинград, 1957, № 3; Иордан О. Мастерство танца.— Комсомольская правда, 1964, 13 февр.; Золотницкий Д. Богатырская сюита.—Нева, 1965, № 10; Григорович Ю. Служение балету.— Сов. культура, 1972, 16 дек.; Карп П. Актер счастливой судьбы.— Смена, 1972, 17 дек.; Колпакова И. Сто сорок солнц,— Сов. культура, 1983, 8 февр.; Ильичева М. Аскольд Макаров.— Сов. балет, 1983, № 3; Красовская В. Щедрость танца.— Ленингр. правда, 1985, 4 марта; Золотницкий Д. Энергия поиска,— Правда, 1985, 21 июля; Емельяненко Л. Жизнь актера — жизнь героя.— Сов. культура, 1985, 29 авг.

А. Деген, И. Ступников

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: