Признание и триумф
Рубинштейн снова дает гастроли в Европе. Концерты проходят под бурные овации, газеты рассыпаются в восторженных рецензиях.
В 1937 пианист решается на вторую поездку в США с гастролями, и на этот раз его визит становится триумфальным.
В трагические годы Второй мировой войны в Освенциме погибли трое его сестер и двое братьев. Сам Рубинштейн с семьей с 1941 года поселяется в Калифорнии.
Его человеческое обаяние притягивает к нему людей. Такие дружеские и творческие узы связывают его со многими знаменитыми современниками:
- писателями Бернардом Шоу и Гербертом Уэллсом,
- Альбертом Эйнштейном,
- Чарли Чаплиным,
- композиторами Клодом Дебюсси и Морисом Равелем,
- художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.
Кстати, перу Пикассо принадлежат 24 портрета великого пианиста.
По окончании войны Артур Рубинштейн создал фонд Шопена, целью которого было оказание помощи пострадавшим в годы войны артистам и музыкантам.
В 1954 году пианист возвращается на постоянное место жительства в Париж.
В России Рубинштейн давал концерты в разных городах еще в 1910-1912 годах, в 30-х еще дважды посетил страну Советов, а третий визит его состоялся в 1964 году в возрасте 77 лет.
Прекрасную профессиональную форму Рубинштейн держал и в преклонном возрасте. Еще в 75 лет за год он дал около 100 многочасовых концертов.
Самый счастливый человек на свете
Пианиста Артура Рубинштейна многие считали баловнем судьбы, как и Владимира Горовица, эмигрировавшего в штаты в свое время.
И действительно, внешне так и казалось. Провидение одарило его редчайшими музыкальными способностями. Музыка сопутствовала ему и помогала говорить с миром на особом языке, выражающем глубину и таинственную красоту чувств во всем спектре их оттенков.
Долгая и плодотворная жизнь позволила ему побывать во многих странах, дарить людям возвышенные ощущения прикосновения к прекрасному. В одном из множества своих интервью Артур Рубинштейн признался, что он «самый счастливый на свете человек». Блестящая карьера, верные и знаменитые друзья, красавица-жена, прекрасные дети…
Но даже гениям, а может, им особенно, ничто в мире не дается просто так. На пути к музыкальному Олимпу пианист преодолевал значительные трудности и препятствия.
В 1905 году состоялись первые гастроли Рубинштейна в Париже. Композитор Камиль Сен-Санс, представляя исполнителя, назвал его «великим артистом» и пророчил ему блестящее будущее. Но избалованные парижане отнеслись к музыканту довольно сдержанно. Первые гастроли в Америке в 1906 году и 40 концертов, включая выступления в Карнеги-холл, принесли ему не более чем просто благосклонность публики.
Во время Первой мировой войны Рубинштейн находился в Лондоне, был призван на военную службу и работал переводчиком при армейском штабе, отказавшись, разумеется, от концертной деятельности. Вернуться к музыке он смог лишь в 20-х годах, и именно это время подарило ему истинное признание.
Биографические сведения
Был седьмым ребенком в семье владельца текстильной фабрики, позднее разорившегося. Три сестры и два брата Рубинштейна погибли впоследствии в Освенциме. По просьбе отца выдающийся скрипач и педагог Й. Иоахим прослушал четырехлетнего Рубинштейна и дал высокую оценку его дарованию. С шести лет Рубинштейн учился в Варшаве у А. Ружицкого, затем в берлинской Высшей музыкальной школе у К. Барта и Р. Брейтхаупта по классу фортепиано и у М. Бруха и Р. Кана (1865–1951) по композиции, в Швейцарии брал уроки у польского пианиста И. Падеревского.
Концертная деятельность Рубинштейна была исключительно интенсивной в течение 75 лет. Дебют Рубинштейна в Париже (1905) прошел без особого успеха, но уже в 1906 г. пианист дал 40 концертов в США, в том числе в Карнеги-холл в Нью-Йорке; гастролировал по городам России (1910, 1911, 1912). В 1910 г. был награжден почетным дипломом на Международном конкурсе имени Антона Рубинштейна в Петербурге.
Во время Первой мировой войны Рубинштейн дал 120 концертов в нейтральной Испании (1916), выступал на разных континентах, в том числе в Африке и в Южной Америке. В 1930-х гг. Рубинштейн демонстративно отказался концертировать в нацистской Германии и с тех пор никогда не приезжал в эту страну. В Советский Союз Рубинштейн приезжал с концертами в 1932, 1935 и 1964 гг. В 1968 г. осудил вторжение Советского Союза в Чехословакию, после чего больше не приезжал в СССР. В 1939 г. переехал в США, с 1954 г. жил в Париже.
Рубинштейн выступал не только как солист, но и в камерных ансамблях (его партнерами были скрипачи Э. Изаи, П. Коханьский /1887–1934/, Я. Хейфец, Г. Шеринг, виолончелисты П. Казальс, Г. Пятигорский и Э. Фейерман). Игре Рубинштейна были присущи, наряду с безупречным вкусом, блестящей техникой и неподдельным темпераментом, черты импровизационности и истинно аристократической элегантности.
В начале своей карьеры Рубинштейн играл преимущественно классические фортепьянные произведения — В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана и, больше всего, И. Брамса. Произведения Ф. Шопена Рубинштейн начал исполнять в 1930-е гг., будучи уже вполне зрелым артистом. В отличие от других интерпретаторов Шопена, он подчеркивал в этой музыке не столько трагическое, сколько светлое, восторженно-романтическое, порой героико-возвышенное начало. Рубинштейн высоко ценил, исполнял и пропагандировал сочинения современных испанских композиторов И. Альбениса, Э. Гранадоса и М. де Фальи. Испанская музыка, возникшая на основе сплава романских, мавританских, еврейских и цыганских элементов, была созвучна собственному эстетическому идеалу Рубинштейна.
Рубинштейн часто исполнял произведения И. Стравинского (для него специально написаны пьеса «Пианорегмюзик» и переложение для фортепиано трех танцев из балета «Петрушка»), Дж. Гершвина, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Мийо, классика бразильской музыки Э. Вила Лобоса. Рубинштейн поддерживал личные и творческие связи с крупнейшими деятелями науки, искусства и литературы, такими как Б. Шоу, А. Эйнштейн, Г. Уэллс, Ч. Чаплин, Т. Манн, Кл. Дебюсси, М. Равель, М. Шагал, П. Пикассо (который нарисовал 24 портрета Рубинштейна), Я. Ивашкевич, Ю. Тувим. Рубинштейн публично выступал против проявлений антисемитизма в до- и послевоенной Польше, был убежденным сионистом (см. Сионизм) и другом Израиля, куда много раз приезжал с концертами, выступал в защиту Израиля перед Шестидневной войной.
Рубинштейн жертвовал средства на культурные нужды Израиля (в частности, на создание в 1963 г. музыковедческого отделения в Еврейском университете в Иерусалиме), дал согласие на то, чтобы Международный конкурс пианистов в Израиле (проводится, начиная с 1974 г., один раз в три года) носил его имя. Рубинштейн присутствовал на первых двух конкурсах. В 1976 г. он был удостоен степени почетного доктора Научно-исследовательского института имени Х. Вейцмана, в 1977 г. — звания Почетный сын Иерусалима. Прах Рубинштейна, согласно его завещанию, похоронен в Иудейских горах близ Иерусалима.
Рубинштейн написал автобиографию в двух частях: «Мои юные годы» (Н.-Й., 1969; поставленный по ней кинофильм «Любовь к жизни» получил премию «Оскар» в 1970 г.) и «Мои счастливые годы» (Н.-Й., 1980).