Триоли, квинтоли, и другие необычные длительности нот

Особые виды ритмического деления

Примечания

  1. «Rhythmic groupings of notes that are NOT metric groupings are known as tuplets». Цит. по: Gerou T., Lusk L. Essential dictionary of music notation. : Alfred Publishing Co., 1996, p.155. В 2002 году в «Учебнике фортепиано» Карла Хамфриза (2002) термин tuplet объясняется как «…любой ритм, возникающий при делении доли на равные длительности, количество которых отличается от количества, диктуемого тактовым размером (англ. …any rhythm that involves dividing the beat into a different number of equal subdivisions from that usually permitted by the time-signature). Цит. по: Humphries C. The piano handbook. San Francisco, CA: Backbeat Books, 2002, p. 266.
  2. ↑ — В статье рассматриваются и объясняются все ходовые «мультиоли».
  3. Термин «мультиоль» впервые использован в статье: Лебедев С.Н. Умный Шарпай // Музыка для синтезатора, № 2 (2006), с. 33.
  4. Триоли, дуоли, квартоли, квинтоли и секстоли объяснены и проиллюстрированы нотными примерами из художественной литературы во всех учебниках «Элементарной теории музыки», например, у В. А. Вахромеева (см. список литературы) на с. 40—44.

Ритм

Понятие времени неразрывно связанно с понятием ритма, обозначающим циклически воспроизводящиеся процессы. В мифологическом контексте ритм — это прежде всего ритм жизни, проявляющийся во всех ее феноменах и на всех уровнях. Барабанный ритм — это рисунок, состоящий из распределения акцентированных ударов и предполагающий его многократное повторение. В музыке ритм — это скелет, её несущая конструкция. Чувство ритма — вид памяти, который хранит соотношения длительностей. То есть нужно запомнить (почувствовать), сколько времени должно пройти между двумя событиями, в нашем случае ударами по барабану. Значит, чувство ритма — это разновидность памяти, а память можно развивать. Для развития ритмической памяти можно использовать технику проговаривания ритмов с одновременным прохлопыванием тактовых долей. В индийской традиции подобная техника речевого ритма называется «коннакол». Персидские и андалузские ритмы также произошли от поэтических форм, выраженных в ритме.

https://youtube.com/watch?v=Npnqczi_-zY

Статьи о ритме и барабанах

  • Интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF).
  • Интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).
  • Интервью Сергея Кузнецова для барабанов мира-2015
  • Мастера дарбуки
  • Барабаны мира: исторический очерк.
  • Хроники этнической музыки и восточного танца в России.
  • История беллиданса его музыки.
  • Драмминг для танцоров
  • Барабаны мира: классификация.
  • Мифы о барабанах и магические ритуалы с барабанами
  • Барабаны Африки. (Лоуренс Грин)
  • Ближневосточные барабаны
  • Музыкальная археология древней и средневековой Средней Азии: ударные инструменты (PDF)
  • Персидская и турецкая музыка
  • Японские барабаны
  • История русских военных барабанов (Сергей Мищенко)
  • О русском военном оркестре и военных барабанах (PDF)
  • Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада ал-Фараби (PDF)
  • Барабанный юмор
  • Стихи про барабаны
  • К этимологии слова «Перкуссия»

Музыкальный Метр

Метр описывает общее ощущение ритма или распределение акцентированных ударов на метрономной сетке. Важнейшей характеристикой метра является его размер, а именно набор из двух чисел. Первое определяет число стандартных долей в такте, второе — относительную длительность стандартной доли. Иногда говорят о двойном или тройном метре для описания деления ритма на доли. Если такты имеют однотипную структуру, то размер метра справедлив для всего произведения. Если разную, то размер нужно указывать для каждого такта. По умолчанию, доли в пределах каждого такта имеют разную степень акцентированности, пусть даже и условной. Соответственно выделяются сильные и слабые доли. Акцентированность сильных долей тоже неоднородна в пределах такта.

Однако для этнической и восточной музыки понятие метра и его размера являются условностью, так как изначально понятие метра на Востоке связано с поэтическим ритмом. В случае балканских ритмов распределение сильных долей на метрономной сетке носит ассиметричный характер и, например, ритм аналогичный турецкой карсиламе на 9/8 может восприниматься как ритм на 4, у которого 4-я доля растянута.

Следует добавить, что исполнитель может в своей интерпретации допускать некоторое отклонение от формально записанного метра для более тонкого выявления ритма. Некоторые удары ритма могут не совпадать с сильными и даже слабыми долями.

Цифры над строкой
означают метрическую строку на 4/4. Плюсик означает слабую долю «и». При работе с метрономом каждая цифра является сигналом и соответствующим счётом. Полезно также при игре ритмов считать вслух и чувствовать ритм телом, например отбивать удары метронома ногой. Однако следует помнить, что во время выступлений лишние движения ногами будут отвлекать зрителя.

Темп

Cкорость исполнения ритма, определяемого частотой (количество ударов в минуту) основных долей.
Базовый темп для человека равен ритму спокойного сердцебиения — 60 ударов в минуту.
Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempus» — время.
Для точного измерения темпа служит метроном.
Чтобы вырабатывать стабильное чувство темпа, следует играть под метроном, с длительными паузами между ударами для проверки точности возвращения в ритм.
На сегодняшний день шкала градаций темпов по метроному Мельцеля остаётся наиболее эффективным темповым обозначением в классической музыке. Основные темпы классической европейской музыки в порядке возрастания:

Медленные темпы:
граве: 40–48, значительно, торжественно, тяжело;
ларго: 44–52, широко;
адажио: 48–56, спокойно;
ленто: 50–58, медленно;

Cредние темпы:
анданте: 58–76, в характере шага (букв. «идущий»)
модерато: 76–96, умеренно, сдержанно;

Высокие темпы:
анимато: 96–120, оживлённо;
аллегро: 120–168, весело;
виво: 168–192, живо;
престо: 184–210, быстро.
Как можно видеть из таблицы, диапазоны темпов, соответствующих разным характерам исполнения, могут пересекаться. Это связано с тем, что , во-первых, темп указывается приблизительно, а, во-вторых, важен не столько темп, сколько именно характер исполнения, выражаемый отнюдь не только формальной скоростью.

Для прослушивания разных темпов, вы можете воспользоваться метрономом-онлайн.

В наше время также актуальны темпы электронной музыки.

Транс (Trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 90-е. Отличительными чертами стиля являются: темп от 130 до 150 ударов в минуту (bpm). В трансе обычно используется прямой бит.

Подстили транса:
Full on: 140-150
Psy : 146-155
Dark: 160 и более ударов в минуту.

Драм-энд-бэйс (Drum and bass) — жанр электронной музыки. Drum and bass возник, когда музыканты стали смешивать бас из регги с ускоренным брейкбитом из хип-хопа. . Из-за ломаных ритмов может быть очень сложным определение темпа этого стиля. Драм-энд-бейс звучит начиная от 140 ударов в минуту и может достигать аж 200.

Хаус (House) — жанр электронной музыки, зародившийся дэнс-диджеями в начале 1980-х годов в Чикаго. Темп этой музыки довольно статичен. Обычно он колеблется около 130 ударов.

Техно (Techno) — это жанр электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов в Детройте. Он характеризуется искусственностью звука, акцентом на механических ритмах. Для техно характерен темп от 135 ударов до 145 ударов в минуту.

В ближневосточной музыке одни и те же ритмические структуры с разными темпами называются по-разному. Например, быстрый «максум» называется фаллахи, а быстрая «вахда» называется «мальфуф».

Ритмические фигуры нечетного деления

Конечно, «музыкальная конституция» разрешает делить ноту и на девятнадцать частей и на двадцать восемь, и на тридцать пять, но все-таки есть еще и «традиции». Есть такие «неправильные» ритмические фигуры, которые среди всех остальных встречаются чаще всех, за ними закрепились определенные названия, и их-то мы как раз сейчас и разберем. Итак, все по порядку.

ТРИОЛИ – они образуются при делении какой-нибудь длительности не на две части, а на три. Например, четвертную ноту можно разделить не на две восьмых, а на три, и они, конечно же, будут скорее по сравнению с четными восьмушками. Аналогично половинную ноту можно разделить на три четвертных ноты вместо двух, а целую – на три половинных.

Восьмые-триоли, как правило, собираются по три штуки в одну группу под одно ребро («крышу»). Сверху или снизу ставится число три, которое и указывает на подобный способ деления. Также оформляются и шестнадцатые ноты триоли. А более крупные длительности, то есть четверти и половинные, которые никогда не соединяются ребрами, тоже группируются по три штуки, только с помощью квадратной скобочки. И число три в этом случае – также обязательный атрибут.

КВИНТОЛИ – эти длительности возникают, когда какая-нибудь нота разделятся на пять частей вместо четырех. Вот, например, четверть можно раздробить на четыре шестнадцатых ноты, но можно, оказывается и на пять. Подобное – с половинной: ее можно разделить на четыре восьмых, или на пять квинтолей-восьмых. А целую длительность можно разделить, соответственно, на пять четвертей вместо четырех.

ВАЖНО! Принцип оформления всех нот нечетного деления универсальный. Ноты, которые соединяются в группу с помощью ребер, просто помечаются нужной цифрой сверху или снизу (квинтоли – цифрой пять)

Если же нотки записываются по отдельности каждая (четверти, половинные или те же восьмые, но с хвостами), тогда группу нужно показывать квадратной скобкой и числом.

Триоли и квинтоли из нечетных длительностей применяются, пожалуй, чаще всего. Принцип нечетного деления вам понятен? Отлично! Давайте перечислим еще несколько случаев, с которыми музыканты сталкиваются чуть реже.

СЕКСТОЛЬ – деление ноты на шесть частей вместо четырех. По сути секстоль можно образовать, сложив две триоли. Например, разделение четверти на шесть шестнадцатых вместо четырех.

СЕПТОЛЬ – деление ноты на семь частей вместо восьми или вместо четырех. В первом случае – это будут слегка замедленные длительности, а во втором – наоборот, ускоренные.

НОВЕМОЛЬ – деление ноты на девять частей вместо восьми. Пример: раздробление половинной длительности на девять шестнадцатых нот вместо восьми.

ДЕЦИМОЛЬ – деление длительности на десять частей вместо восьми. Допустим, в целой ноте вообще умещается восемь восьмых, но можно разместить и десять, тогда они будут чуть более торопливыми по сравнению с обычными.

Виды ритмического деления

В музыке существует два принципа ритмического деления длительностей нот и пауз: четное (основное) и нечетное (произвольное). Давайте разберемся поподробнее.

ЧЕТНОЕ (или ОСНОВНОЕ) ДЕЛЕНИЕ – это такой принцип, по которому следующая меньшая по длительности нота образуется при делении целой ноты на число 2 в какой-нибудь математической степени (то есть на 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512 или 1024 частей).

Длительности нот четного деления вы хорошо знаете. Это давно ставшие привычными для вас половинные, четвертные, восьмые ноты, или те, которые мельче их – шестнадцатые, тридцать вторые и т.д.

НЕЧЕТНОЕ (или ПРОИЗВОЛЬНОЕ) ДЕЛЕНИЕ – это принцип, по которому целую или какую-нибудь другую ноту можно раздробить на любое количество частей: на три, пять, девять или шестнадцать, на девятнадцать или на двадцать две и т.д.

«Разделить ноту на 22 части? Хм! Звучит как-то неправдоподобно», – возможно, подумаете вы. Однако мы вас уверим, что примеров подобного деления в музыке огромное количество. Вот, например, знаменитый польский композитор Фридерик Шопен очень любил вводить подобные «штуки» в свои фортепианные пьесы. Вот мы откроем первый его ноктюрн (фрагмент нотной записи смотрите ниже). И что мы видим? На первой же строчке группа из 11 нот, на второй – из 22. И массу таких примеров можно найти не только у Шопена, но и у многих других композиторов.

Длительность

Условная продолжительность звуков, измеряемая долями, не зависящая от времени. Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (секунда, минута, века), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. Длительностью могут выражаться как звуки, так и паузы.

Существуют такие длительности как целая нота, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая и т.д. В целой ноте умещается две половинных, 4 четвертных, 8 восьмых, 16 шестнадцатых, и 32 тридцатьвторых.

Возьмем, например, ритм Максум на 4/4
T— является четвертной, D- является восьмой, а t — шестнадцатой. Как видно, чтобы поместить тридцатьвторую нужно либо удлинять строку, либо вводить дополнительные обозначения. В нашей школе для компактной формы записи используется ряд обозначений с роллами ~ или r. В арабской технике ролл ~ означает быстрое kk, в турецкой быстрое kkk (триоль).

Если за буквой R следуют серия ударов, то она означает TK или KT, если же это одиночный символ, то ногтевой ролл правой с завершением левой. M в зависимости от следующих ударов означает DK или KD, m — dd
M в зависимости от следующих ударов означает DK или KD, m — dd

Примеры

Используются также особые виды ритмического деления, при которых деление ритмических длительностей не совпадает с их основным делением.

К такому делению относятся:
Дуоль — деление на 2 вместо 3-х
Триоль — деление на 3 вместо 2-х
Квартоль — деление на 4 вместо 3-х
Квинтоль — деление на 5 вместо 4-х
Секстоль — деление на 6 вмест 8-ми
Септоль — деление на 7 вмест 8-ми
Новемоль — деление на 9 вместо 8-ми
Децимоль — деление на 10 вместо 8-ми
Ундецоль — деление на 11 вмест 8-ми (в нашей школе на занятиях вы можете услышать ундецоль с замедлением)

В восточноазиатских ритмах встречаются также рисунки с замедлением или ускорением, где длительность нот меняется по логарифмической шкале (звук отскакивающего мячика).

Знак равенства = в сочетании с цифрами означает операцию «размазывания», в случае если нужно показать, что определенное количество ударов приходится на несколько тактов. Например, 3=== означает, что на четыре такта приходится 3 удара (триоль). Если вместо тройки использовать 5 или 7, то это будет означать использование квинтоли или септоли. Если используется быстрая триоль, то знак равенства может опускаться.

t3k3 означает tktktk (арабская триоль), а t3t3 или t=3=t=3= означает t13t13 (турецкая триоль).

Когда возникает необходимость детализировать сложные заполнения, можно использовать так называемую модульную нотацию, разработанную Антонио Грамши. В этой нотации заполнение отдельной доли можно ограничить точками.

Пример 1

1. Компактная форма

2. Модульная запись с триолями:

3. Модульная запись в столбик

4. Линеная нотация более длинная:

Преимущество модульной нотации состоит в том, что очень сложные ритмы можно записывать в компактной форме, однако такая запись будет нелинейной относительно тактовой строки. На занятиях в школе мы используем форму записи в столбик, так как она очень удобна для записи на доске, к тому же в ней можно легко отделить базовый ритм от наполнений. Но её сложно сохранить в виде линейного текста, например для того, чтобы перенести запись в плеер ритмов, поэтому в учебнике используется линейная форма нотации.

Проблема термина

В конце XX века в англоязычном музыкознании появился собирательный термин tuplet, которым обозначается любая метрически обособленная группа длительностей, в сумме составляющих одну или несколько долей регулярного (заданного размером) такта. Термин родился в среде программистов, в связи с разработкой прикладных компьютерных программ для нотного набора (так называемых «нотаторов») из «суффикса» -plet для отдельных (существующих) терминов, обозначающих частные случаи метрического обособления (например, triplet, quintuplet, sextuplet), и математического (английского) термина tuple (упорядоченная n-ка, см. кортеж). В англоязычных музыкальных словарях «Harvard Dictionary of Music» (2003), «The Oxford Companion to Music» (2002), а также в «Музыкальном словаре Гроува» (2001) слова tuplet ещё нет. Одно из первых музыковедческих определений термина tuplet находится в пособии «Essential dictionary of music notation» Тома Джеру и Линды Ласк (1996). Впервые англоязычная энциклопедическая cтатья «Tuplet» появилась в онлайновой версии Гроува в 2013 году.

В других европейских языках и в русском родового и обобщающего термина для указанного феномена музыкальной ритмики нет. По русской традиции для обозначения частных случаев особого ритмического деления используются морфологически приспособленные к русскому языку французские термины, которые образованы из сочетания числительного (как правило, порядкового) и суффикса «-оль» (например, рус. «квартоль» из фр. quartolet).

Например, триоль (русский термин от фр. triolet, англ. triplet) 3:2 представляет собой группу из трёх нот одинаковой длительности, в сумме по времени звучания равных 2 нотам той же длительности. Квинтоль (от фр. quintolet, англ. quintuplet) 5:4 — группа из пяти нот, в сумме по времени звучания равных 4 нотам той же длительности (при такте 4/4) или 5:3 — равных 3 нотам той же длительности (при такте 6/8).

Ритмические упражнения с триолями и квинтолями

Все, что касается музыки, нужно познавать не только умом, но и слухом, то есть музыкально. Именно поэтому мы стараемся предлагать вам не только сухой теоретический материал, но и хотя бы совсем простые упражнения, чтобы вы могли не только узнать о триолях, но и послушать, как это звучит.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «ТРИОЛИ». Чаще всего в музыке встречаются триоли-восьмушки. В предлагаемом упражнении будут разные длительности, мы раскачаемся постепенно. В первом такте будут ровные четверти – равномерные удары пульса, дальше пойдут обычные, четные восьмушки, а в третьем такте – триоли. Вы их узнаете по характерной группировке и по числу три в нотном примере. Послушайте аудиозапись примера и постарайтесь уловить разницу этих ритмов.

Отработайте ритмы разных длительностей отдельно. Вы, наверное, уловили слухом разные виды движения. Услышали, как четко пульсируют триоли? В них явно ощущается биение типа «раз-два-три, раз-два-три» и т.д., первая нота триоли чуть активнее, сильнее последующих двух. Попробуйте простучать этот ритм, ощущения нужно запомнить.

Еще одно аналогичное упражнение с другим мелодическим рисунком.

УПРАЖНЕНИЕ №2 «СЛУШАЕМ БЕТХОВЕНА». Одно из самых известных в мире произведений классической музыки – это «Лунная соната» Бетховена. Оказывается, ее первая часть насквозь пронизана движением триолей. Мы предлагаем вам послушать кусочек начала первой части и проследить за ритмом фрагмента по нотам.

Именно спокойное покачивание триолей в музыке Бетховена одновременно и гипнотизирует, и создает настрой, располагающий к размышлению.

УПРАЖНЕНИЕ №3 «СЛУШАЕМ ТАРАНТЕЛЛУ». Но триоли могут звучать и совершенно иначе, чем в предыдущем примере. Например, есть такой итальянский народный танец – тарантелла. По характеру он очень подвижный, слегка нервозный и очень зажигательный. А для создания такого характера часто вводится быстрое движение триолями.

В качестве примера мы вам покажем знаменитую «Тарантеллу» Ференца Листа из цикла «Годы странствий». Ее главная тема построена на четком триольном движении. Будет очень быстро, успевайте следить!

УПРАЖНЕНИЕ №4 «КВИНТОЛИ». Бывает сложно уложить в одну единицу времени, в одну долю сразу пять мелких длительностей. Сложно, но этому нужно научиться. В примере, который приведен ниже будут встречаться шестнадцатые-квинтоли, которые получились от деления на пять частей четвертной ноты. Сначала даются ровные четверти, а потом ритмические последовательности с квинтолями.

Кстати, в нотном тексте этого примера вам встретились знаки диеза, бемоля и бекара. Вы не забыли, что это такое? Если подзабыли, то повторить можно ЗДЕСЬ.

УПРАЖНЕНИЕ №5 «ПОДТЕКСТОВКА». Знаем, что сразу ритм квинтолей освоить трудно. У кого-то не получается успеть сыграть пять нот за отведенное время, у кого-то квинтоли получаются кривоватыми – неодинаковыми по длительности. Чтобы исправить положение, предлагаем вам упражнение с подтекстовкой.

Что такое подтекстовка? Это когда под музыку подбираются слова и выражения с таким же ритмом. И затем ритм слов, которые нужно пропевать или произносить вслух, помогает усвоению ритма музыкального.

Возьмем те же ритмические фигуры квинтолей, что и в задании выше, и подберем для них подходящие слова. Тут можно придумать что угодно, главное – чтобы в слове или словосочетании было всего пять слогов, и первый слог был ударным. Нам подходят, например, такие выражения: небо синее, солнце яркое, море теплое, лето жаркое.

Попробуем? Тем возьмем чуть помедленнее. На каждую ноту – один слог.

Дорогие друзья, напоследок предлагаем вам послушать немного хорошей музыки: фортепианную «Тарантеллу» Сергея Прокофьева из цикла «Детская музыка». Попробуйте и в ней уловить зажигательнее ритмы триолей.

Орнаментика ритма

Орнаментика или орнаментация — звуки относительно мелкой длительности, украшающие основной ритмический рисунок. К сфере орнаментики относятся роллы, тремоло (последовательность 32-х), аппликатура. Орнаментика при помощи роллов и тремоло (~, r) является изюминкой игры на дарбуке, что отличает ее от других видов барабанов. Как правило, роллы являются форшлагами — украшением перед сильной долей. Иногда встречаются роллы от сильного удара (нахшлаг).
В разделе ритмов орнаментика не прописана (см. учебник по дарбуке).

Орнаментика детализирует ритм, насыщает его экспрессией, увеличивает плавность переходов. Искусство орнаментики связано с импровизацией: опытные исполнители могут менять наполнение ритма и орнаментику по ходу исполнения, не повторяясь, при этом сохраняя основной ритмический рисунок. Чем выше уровень исполнительского мастерства, тем искуснее орнаментика

Важно помнить, что в оркестровом случае не стоит переусердствовать с заполнениями и орнаментикой, оставляя для мелодии воздушное пространство

Синкопа

Ударение, падающее на слабую долю такта. Таким образом ударение вступает в противоречие с метрическим акцентом, образуя ритмическую сбивку — синкопу. Ощущение синкопы возникает только при наличии 2-х условий: 1) если предшествующее ритмическое движение вынуждает слушателя делать внутренний акцент на сильной доле такта; 2) если акцент на слабой доле такта будет не просто более сильным звуком, а подлинным ритмическим акцентом, вызывающим у слушателя внутренний толчок. Если же не будет этих 2-х внутренних акцентов, слушатель воспримет не синкопу, а сдвиг тактовой черты или нечто ритмически неоформленное.

В некоторых народных ритмах (грузия, средняя азия) присутствует едва заметное микроритмическое синкопированное опережение или запаздывание в соотнесении с основным метробитом, придавая некоторую живость ритму за счет естественной хромоты.
Пример синкопы в ритме Халиджи
1-+-2-+-
D-kD-kTk:

Такт

Такт — единица музыкального метра, начинающаяся с наиболее сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе. Такт объединяет в себе ритм (соотношение длительностей) и метр (сочетание сильных и слабых долей). В классической нотной записи такты отделены чертой. В учебнике такты отделены двоеточием или переносом.
Если после двоеточия стоит цифра, это означает повторение такта означенное количество раз. Если в конце строки двоеточия не стоит, это означает, что фраза заканчивается на другой строке.

Пример 1

Знак :x с цифрой означает повторение блока указанное количество раз

Пример 2

Пример 3

Если ритмический рисунок начинатся со слабой доли, то вначале образуется неполный такт — затакт. Затакт — это неполный такт, с которого может начинаться музыкальное произведение. Чаще всего это последняя доля такта, что очень характерно для латиноамериканской музыки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: