Густав малер: биография и семья

Малер. симфония no. 5

Интересные факты

1. великая одержимость

Малер всю жизнь был одержим навязчивой идеей: стать Бетховеном XX века. В его поведении и манере одеваться было нечто бетховенское: за стеклами очков в глазах Малера горел фанатичный огонь, одевался он крайне небрежно, а длинная шевелюра была непременно всклокочена. В жизни он был до странности рассеян и нелюбезен, шарахался от людей и экипажей, словно в лихорадке или нервическом припадке. О его удивительной способности наживать себе врагов ходили легенды. Его ненавидели все: от оперных примадонн до рабочих сцены. Оркестр он мучил нещадно, и сам мог стоять за дирижерским пультом по 16 часов, нещадно ругаясь и разнося всех и вся. За странную и конвульсивную манеру дирижирования его называли «одержимой судорогами кошкой за дирижерским пультом» и «гальванизирующей лягушкой».

2. по высочайшему повелению…

Однажды к Малеру пришла певица, претендовавшая на место солистки Венской оперы, и первым делом протянула маэстро записку… Это была высочайшая рекомендация — сам император настаивал, чтобы Малер принял певицу в театр.
Внимательно прочитав послание, Малер не спеша изодрал его в клочья, сел за рояль и вежливо предложил претендентке:
— Ну-с, сударыня, а теперь, пожалуйста, спойте!
Прослушав ее, он сказал:
— Видите ли, уважаемая, даже самое горячее расположение императора Франца-Иосифа к вашей особе еще не освобождает вас от необходимости иметь голос…
Франц-Иосиф, узнав об этом, устроил директору оперы грандиозный скандал. Но, конечно, не лично, а через своего министра.
— Она будет петь! — в приказном порядке передал министр Малеру. — Так пожелал император.
— Хорошо, — осерчав, отозвался Малер, — но в афишах я прикажу напечатать: «По Высочайшему повелению!»

3. маленький конфуз

В конце прошлого века Венская консерватория проводила конкурс вокалистов. Председателем конкурсной комиссии был назначен Густав Малер.
Первую премию, как это частенько случается, чуть было не получила певица, имевшая большие придворные связи, но едва ли не совершенно безголосая… Но конфуза не случилось: восстал Малер, свято преданный искусству и несклонный играть в такие игры он настоял на своем. Победительницей конкурса стала молодая талантливая певица, которая по чести этого заслуживала.
Позже кто-то из знакомых спросил Малера:
— Неужели это правда, что госпожа Н. чуть не стала лауреатом конкурса?
Малер серьезно ответил:
— Чистейшая правда! Весь двор был за нее, и даже эрцгерцог Фердинанд. Ей не хватило только одного голоса — ее собственного.

4. сделайте мне пофиолетовее!

Густав Малер обычно обращался на репетиции к оркестрантам в таком роде:
-Господа, здесь играйте голубее, а это место сделайте фиолетовым по звучанию…

5. традиции и новаторство…

Однажды Малер присутствовал на репетиции новаторской «Камерной симфонии» Шенберга. Музыка Шенберга считалась новым словом и была вся построена на диссонансах, которые для «классика» Малера были диким набором звуков, какофонией… По окончании репетиции Малер обратился к оркестру:
— А теперь, умоляю вас, господа, сыграйте мне, старику, обыкновенную нотную гамму, иначе я не смогу сегодня спокойно заснуть…

6. это очень просто

Однажды кто-то из журналистов задал Малеру вопрос, сложно ли писать музыку? Малер отвечал:
— Да нет, господа напротив, это очень просто!… Знаете, как делают трубу? Берут дырку и обвивают ее медью. Ну вот, примерно так же обстоит дело и с сочинением музыки…

7. наследство

Густав Малер возглавлял Королевский оперный театр в Вене десять лет. То были годы расцвета его дирижерской деятельности. Летом 1907 года он уехал в Америку. Покидая дирекцию венского театра, Малер оставил в одном из ящиков стола в принадлежавшем ему кабинете все свои ордена…
Обнаружив их, сотрудники театра решили, что он забыл свои драгоценные регалии случайно, по рассеянности, и поспешили сообщить об этом Малеру.
Ответ из-за океана пришел нескоро и был довольно неожиданным.
«Я оставил их своему преемнику», — написал Малер…

8. знак свыше

В последнее лето жизни Малеру было грозное предупреждение о приближающемся финале. Когда композитор работал в маленьком домике в Толбахе, в комнату с шипением, шумом и клекотом ворвалось что-то огромное и черное. Малер выскочил из-за стола и в ужасе прижался к стене. Это был орел, который неистово кружил по комнате, издавая зловещее шипение. Покружив, орел будто растворился в воздухе. Едва орел исчез, как из-под дивана выпорхнула ворона, отряхнулась и тоже улетела.
— Орел, погнавшийся за вороной, — это неспроста, знак свыше… Неужели я и есть та самая ворона, а орел — моя судьба? — приходя в себя, проговорил ошеломленный композитор.
Через несколько месяцев после этого случая Малер скончался.

Малер и иудаизм

Т. Манн назвал Малера человеком, «в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени». Гуманизм Малера и формы его претворения в творчество проистекают, хотя и не всегда явственно, из самой сущности иудаизма, из философской системы, религии, этики и психологии еврейства.

Первым еврейское начало в музыке Малера отметил в 1915 г. М. Брод (статья в пражской газете «Дер юде»), который неоднократно писал о еврейских корнях его творчества, за что обвинялся в «насквозь сионистском подходе» к проблеме. Сочинения Малера являются «прекрасным образцом еврейской музыки, глубоко еврейской творческой силы», — писал М. Брод и доказывал это анализом партитур композитора.

Так, маршеобразные темы, преобладающие у Малера (например, в первых частях Первой, Третьей, Шестой, в заключительных частях Второй, Шестой, Седьмой симфоний и других), напоминают хасидскую музыку, для которой характерно воплощать в маршеподобных мелодиях различные образы и настроения (часто также и скорбные). Музыку Малера с хасидской роднят и отображение злого начала средствами гротеска и иронии, черты скепсиса, «смех сквозь слезы», пристрастие к мелизмам (украшениям), часто колеблющимся между минорным и мажорным ладами, а также некоторые особенности разработки музыкальных тем.

Чтобы возглавить Венскую оперу, Малер принял католичество, и этот шаг стал причиной его постоянных душевных мук. В письмах Малера, в воспоминаниях друзей и близких неоднократно возникает вопрос о его отношении к религии. Его жена, Альма Малер (талантливая пианистка и композитор), вспоминала, что он никогда не забывал о своем происхождении, считал себя евреем-христианином и всю жизнь страдал от вынужденной раздвоенности. «Я трижды лишен родины, — писал Малер, — как чех в Австрии, как австриец среди немцев и как еврей во всем мире. Я повсюду незваный гость, везде я нежеланен».

Густав Малер интересные факты и краткая биография

Густав Малер краткая биография

Густав Малер появился на свет 7 июля 1860 года в Калиште (Чехия) в семье мелкого торговца. Через несколько лет семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву в Южной Моравии. В детстве Малер брал уроки игры на фортепиано и аккордеоне, рано начал писать музыку, а в 10 лет он сыграл свой первый концерт.

В 15 лет поступил в Венскую консерваторию. Его педагогами были Юлиус Эпштейн (фортепиано), Роберт Фукс (гармония) и Франц Кренн (композиция). Затем в 1880 году началась его карьера капельмейстера. Работал дирижёром в театрах Праги, Лейпцига, Будапешта, Гамбурга. В творчестве Малера главное – симфонии и песенные циклы. В 1891 году Малер стал главным дирижером Гамбургской оперы. Успех породил спрос на концерты Густава: с гастролями он побывал в Голландии, Италии, Франции и России.

В 1897 году Малера назначили директором Венской оперы. Но для этого композитору, урожденному еврею, пришлось стать католиком. Десять лет, которые Малер провел на этом посту, многие музыковеды считают золотым веком Венской оперы: начав свою деятельность в качестве третьего дирижера придворной оперы, он через несколько месяцев занял пост директора и приступил к реформам, которые выдвинули Венскую оперу на первые роли среди европейских театров. В 1907 году в результате интриг его директорство закончилось. А год спустя музыкант принял предложение поработать в Метрополитен Опера, где провел один сезон.

В 1909 году Малер стал главным дирижером реорганизованного Нью-Йоркского филармонического оркестра и на этом посту оставался до конца жизни. Но несмотря на успех в Новом Свете, он часто бывал в Европе. После очередного возвращения в Нью-Йорк 20 февраля 1911 года у него поднялась температура и сильно заболело горло. Вра обнаружил значительный гнойный налет на миндалинах и рекомендовал Малеру пока не выступать и не работать. Но композитор не считал это заболевания опасным. Но через некоторое время ангина дала осложнения на сердце. Малер несмотря на проблемы со здоровьем продолжал работать, пока не оказался в больнице. 18 мая 1911 года он скончался в Вене, где и был похоронен на Гринцингском кладбище.

Густав Малер интересные факты

Густав Малер был вторым из 14 детей, лишь шестерым из них было суждено достичь зрелого возраста. Отец Густава Бернхард Малер был торговцем и продавал спиртные напитки, сахар и домашние изделия, а мать Мария Герман происходила из семьи мелкого фабриканта, который изготавливал мыло.

Он любил далекие путешествия и купание в ледяной воде.

Он ввел в симфонический оркестр новые инструменты, такие, как гитара, мандолина, челеста, коровий колокольчик.

Грандиозная Восьмая симфония Малера, требует для исполнения около 1000 участников – около 150 участников оркестра и более 800 хоровых певцов.

Малер, как было известно, страдал от нервного напряжения, скептицизма и одержимости смертью.

Густав Малер сочинял рано утром, а позже днем ​​плавал, бегал и катался на велосипеде.

По рассказам, с Малером было трудно работать. У него был высокий носовой голос, он был авторитарным и склонным к гневу, и он обращал внимания даже на незначительные детали.

Густав Малер никогда не пользовался популярностью как композитор при жизни. Пока Малер был жив, он был больше известен как дирижер, а не композитор. Он считается одним из величайших дирижеров в истории музыки.

Симфония Густава Малера № 3 является одной из самых длинных симфоний, когда-либо созданных, и длится примерно 95 минут.

Во время пребывания в Вене Густава Малера окружали молодые композиторы, в том числе Шенберг, Берг, Веберн и Землинский. Он часто поддерживал и поощрял их работу.

Густав Малер личная жизнь

Он был безумно влюбчивым: в каждом новом городе Малер увлекался очередной красавицей. Конец этим похождениям положила Альма Шиндлер, приемная дочь известного австрийского художника Карла Молля. Встретив ее, Густав решил остепениться. Она была на восемнадцать лет моложе мужа, занималась музыкой. Они обвенчались 9 марта 1902 года в Вене в церкви Карлскирхе. У супругов родились две дочери, одна из них Мария- Анна умерла от дифтерии в возрасте четырех лет, а вторая, Анна, впоследствии стала скульптором. Ветреной Альме в скором времени наскучила жизнь с Густавом, и она изменила ему с архитектором Гропиусом. Новость о неверности жены стала для Малера настоящим ударом.

Timeline

  • 1860 — 1911
    The life of the Bohemian-Austrian composer Gustav Mahler.
  • 7 Jul 1860
    Gustav Mahler is born in Kalište in Bohemia.
  • 1870
    Gustav Mahler gives his first public piano recital.
  • 1871 — 1872
    Gustav Mahler attends a boarding school in Prague.
  • 1875 — 1878
    Gustav Mahler studies at the Vienna Conservatory.
  • 1883
    Gustav Mahler, now established as a conductor, moves to Kassel in Germany.
  • 1883
    Gustav Mahler composes his Lieder eines fahrenden Gesellen.
  • 1885
    Gustav Mahler lives in Prague for one year.
  • 1886
    Gustav Mahler moves to Leipzig and completes the Carl Maria von Weber opera Die drei Pintos.
  • 1888
    Gustav Mahler is appointed the conductor at the Royal Opera in Budapest.
  • 1889
    The premiere of Gustav Mahler’s First Symphony.
  • 1891
    Gustav Mahler conducts Tristan und Isolde in Hamburg.
  • 1892
    Gustav Mahler conducts at London’s Covent Garden.
  • 1895
    The premiere of Gustav Mahler’s Second Symphony, with Mahler conducting, in Berlin.
  • 1897
    Gustav Mahler is appointed the director of the Vienna State Opera.
  • 1898 — 1901
    Gustav Mahler is the conductor of the Vienna Philharmonic Orchestra.
  • 1902
    Gustav Mahler marries Alma Schindler.
  • 1907
    Gustav Mahler’s daughter dies of scarlet fever, he resigns from the Vienna State Opera, and he is diagnosed with a serious heart complaint.
  • 1907
    Gustav Maher is appointed the conductor of the Metropolitan Opera House in New York.
  • 1909
    Gustav Mahler composes Das Lied von der Erde (‘The Song of the Earth’).
  • 1909 — 1910
    Gustav Mahler is the conductor of the New York Philharmonic Orchestra.
  • 1910
    Gustav Mahler conducts the premiere of his Eighth Symphony in Munich.
  • 18 May 1911
    Gustav Mahler dies in Vienna.

Bibliography

  • Arnold, Denis. The New Oxford Companion to Music . Oxford University Press, 1983.
  • Kimberley, Nick. «Liner Notes — Mahler The Symphonies CD Boxset.» Deutsche Grammophon, 2010.
  • Mahler FoundationAccessed 12 May 2023.
  • Osborne, Richard. «Liner Notes — Mahler Symphony No. 6 LP Boxset.» Deutsche Grammophon, 1978.
  • Sadie, S. et al. Classical Music Encyclopedia& Expanded Edition . Flame Tree Music, 2014.
  • Schonberg, Harold C. The Lives of the Great Composers. Time Warner Books Uk, 1998.
  • Steen, Michael. The Lives and Times of the Great Composers. Oxford University Press, 2004.
  • Thompson, Wendy. Illustrated History of Great Composers. Lorenz Books, 2022.
  • Wade-Matthews et al. The Encyclopedia of Music. Lorenz Books, 2020.

World History Encyclopedia is an Amazon Associate and earns a commission on qualifying book purchases.

Подробности личной жизни композитора Gustav Mahler

Безусловно, маэстро пользовался популярностью у женщин. Любовь не только вдохновляла его, но и приносила душевную боль. В 1902 году он Густав взял в официальные жёны девушку, по имени Альма Шиндлер. Как выяснилось, она на целых 19 лет младше супруга. Малер сделал ей предложение на 4-м свидании. Альма родила мужу сына и дочь.

Семейная жизнь пары напоминала идиллию. Они ладили друг с другом. Супруга поддерживала старания Густава. Но вскоре в их дом постучалась беда. В 4-летнем возрасте скончалась дочка. На фоне переживаний здоровье композитора сильно пошатнулось. Врачи сказали, что у него возникли серьёзные проблемы с сердцем. Тогда же он сочинил произведение «Песни об умерших детях».

Семейная жизнь дала трещину. Альма, которая пережила одну из самых больших утрат в своей жизни – неожиданно поняла, что совсем забыла о талантах молодости. Женщина растворилась в супруге и совсем перестала развиваться. До знакомства с Густавом она была востребованной художницей.

Вскоре Малер узнал о том, что супруга неверна ему. У неё случился роман с местным архитектором. Несмотря на это пара не рассталась. Они продолжили жить под одной крышей вплоть до смерти маэстро.

Работа в оркестрах

Дирижировал оперными оркестрами в Бад-Халль (1880), Любляне (1881–82), Касселе (1883–85), Праге (1885), Будапеште (1888–91), Гамбурге (1891–97). В 1897 г., 1902 г. и 1907 г. выезжал на гастроли в Россию.

В 1897–1907 гг. был художественным директором и главным дирижером Венской оперы, достигшей благодаря Малеру небывалого расцвета. Малер по-новому прочел и поставил оперы В. А. Моцарта, Л. Бетховена, В. Р. Вагнера, Дж. А. Россини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Б. Сметаны, П. И. Чайковского (назвавшего Малера гениальным дирижером), добиваясь синтеза сценического действия и музыки, театрального и оперного искусства.

Его реформа была восторженно встречена просвещенной публикой, но конфликты с чиновниками, интриги недоброжелателей и нападки бульварной прессы (в том числе антисемитские) побудили Малера покинуть Вену. В 1908–1909 гг. он был дирижером «Метрополитен-опера», в 1909–11 гг. руководил Филармоническим оркестром в Нью-Йорке.

Великий мастер

Музыка Густава Малера сложна, эмоциональная и не всегда понятна. Но она несет в себе те переживания, которые испытывал композитор, создавая свои нетленные шедевры.

Густав Малер (1860-1911) — сочетал в своем лице гениального композитора-симфониста и гениального дирижера. Он был исполнителем почти всего симфонического репертуара своего времени и гастролировал во многих странах мира (в том числе трижды бывал в России).

Наиболее плодотворной была деятельность Малера на посту главного дирижера Венского придворного оперного театра. Последние 4 года жизни композитор провел в Америке. Он стал дирижером Metropolitan Opera, а также руководителем Нью-Йоркского филармонического оркестра.

Творческие интересы Малера сосредоточились на двух жанрах — симфонии и песне. Он автор 9 симфоний (10-я осталась не завершенной) и не менее 40 песен (в том числе — для голоса с оркестром). Среди его вокальных сочинений — циклы «Песни странствующего подмастерья» (на собственные стихи), «Волшебный рог мальчика» (на народные тексты, собранные «гейдельбергскими» писателями-романтиками Арнимом и Брентано), «Песни об умерших детях» (на слова Ф. Рюккерта), «7 песен последних лет».

Песня и симфония в творчестве Малера всегда были нераздельно связаны: мелодии песен неоднократно становились важнейшими темами его симфоний, либо целиком включались в симфонию в качестве самостоятельных вокальных эпизодов. В конце творческого пути песенный цикл и симфония сплавились воедино в симфонии-кантате «Песнь о земле», написанной на тексты китайских поэтов VIII века (1908). Все 6 ее частей вокальны (солируют поочередно тенор и контральто или баритон).

На рубеже XIX-XX веков Малер был одним из немногих композиторов Австрии и Германии, чьи произведения пронизаны глубокой философской проблематикой. Все его творчество — это непрерывные поиски ответа на коренные вопросы человеческого бытия. Предельная искренность, глубокое сострадание каждому человеку сближают музыку Малера с творчеством Ф. М. Достоевского, которое композитор хорошо знал и любил.

Главное, что роднит Малера с Достоевским — это жажда справедливости, непримиримость к малейшим проявлениям зла, ощущение своей причастности ко всему, что делается в мире. Он говорил: «Существует общеевропейский порок: повсюду говорят — меня это не касается…Но ведь так может утверждать не человек, а глиняная куча! Нет, меня всё касается, весь мир…».

Для того чтобы облегчить слушателю восприятие своих философских идей, Малер часто включал в симфонии поэтические тексты, поручая их исполнение хору или певцам-солистам. Во 2-4-й симфониях это тексты народных песен из «Волшебного рога мальчика», а также стихи немецкого поэта Клопштока (во 2 симфонии) и строки Ф. Ницше (в 3 симфонии); 8-я симфония опирается на текст заключительной сцены «Фауста» Гёте.

Другие малеровские симфонии (1-я, 5-7-я, 9-я) являются чисто инструментальными, но и их замыслы родились из песен. Так, например, в 1-ой симфонии использован музыкальный материал вокального цикла «Песни странствующего подмастерья»; симфонии среднего периода (5-7-я) связаны с песенными циклами на слова Рюккерта.

Именно песня (в сольном, хоровом либо оркестровом изложении) в симфониях Малера является главным носителем обобщённой идеи.

К типичным особенностям малеровского стиля относится также опора на бытующие жанры народной и городской музыки (это песня, танец, чаще всего лендлер и вальс, военный или похоронный марш, военный сигнал, хорал).

В большинстве симфоний Малер отказывается от классического, 4-частного строения: во 2-й и 5-й симфониях — пять частей; в 3-й — шесть, в 8-й — всего две. Изменяются также традиционная последовательность частей и их темповые соотношения. В оркестре Малера нашли воплощение две тенденции, характерные для начала ХХ века: с одной стороны, расширение оркестрового аппарата (особенно мощный оркестр в 8 симфонии, которую называют «Симфонией для тысячи участников»), с другой — зарождение камерного оркестра.

Завершая век романтизма, Малер предвосхитил многие явления современной музыки (в частности, эмоциональную обостренность ). Особенно сильное влияние он оказал на Шостаковича.

Новая должность

Рабочие успехи Малера в Гамбурге заметили даже в Вене. Правительство хотело видеть маэстро в своей стране. В 1897-го Густав крестился в католицизм. В том же году он подписал контракт с Придворной оперой. Он получил должность третьего дирижёра.

Спустя некоторое время Густаву удалось занять пост директора Придворной оперы. Популярность маэстро в Вене зашкаливала. На волне успеха он презентовал поклонникам своего творчества Пятую симфонию. Это произведение разделило общество на два лагеря. Одни превозносили Густава за новаторство, а другие открыто обвиняли Малера в вульгарности и откровенной безвкусицы. Но сам маэстро не интересовался мнением современников. Он выпустил Шестую, Седьмую и Восьмую симфонии.

Кроме того, в театре Густав установил новые правила. Не всем нравились новые законы Малера, но те, кто хотел работать в Придворной опере дальше – были вынуждены принимать условия. И если ранее публика, войдя в театр, чувствовала себя как дома, то с наступлением правления Густава вступил в силу запрет входить в театр, когда вздумается.

Театру он отдал более 10 лет своей жизни. В последние годы Густав почувствовал сильное недомогание, которое было вызвано на фоне постоянных стрессов и тяжелого рабочего графика. Он был вынужден оставить работу.

Руководство театра назначило маэстро пенсию с одним условием – Малер не должен больше работать ни в одной из опер Австрии. Он подписал контракт, но когда увидел какое жалование его ждёт, то был разочарован. Он понял, что трудиться ему всё равно придётся, но уже не в австрийских театрах.

Вскоре он поступил на работу в Метрополитен-оперу (Нью-Йорк). Тогда же состоялась премьера произведения «Песнь о земле» и Девятой симфонии. В этот период времени на его творчество повлияли работы таких писателей как Ницше, Шопенгауэр и Достоевский

Влияние Малера на мировую культуру

Художественное наследие Малера как бы подытожило эпоху музыкального романтизма и послужило отправной точкой для многих течений современного музыкального искусства, в том числе экспрессионизма так называемой Новой венской школы (А. Шёнберг и его последователи), для творчества А. Онеггера, Б. Бриттена и в еще большей мере — Д. Шостаковича.

Малер создал тип так называемой симфонии в песнях, с солистами-певцами, хором или несколькими хорами. Часто Малер использовал в симфониях свои песни (некоторые на собственные тексты). В некрологе на кончину Малера было отмечено, что он «преодолел противоречия между симфонией и драмой, между абсолютной и программной, вокальной и инструментальной музыкой».

Композиции

Сочинением Малер занимался главным образом в летние месяцы. Основное содержание произведений Малера — ожесточенная, чаще всего неравная борьба доброго, гуманного начала со всем низменным, лживым, лицемерным, уродливым. Малер писал: «Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном — могу ли я быть счастливым, когда где-то еще страдает другое существо?». Как правило, в творчестве Малера выделяют три периода.

Художественными документами эпохи стали его потрясающие драматизмом и философской глубиной монументальные симфонии:

  • Первая (1884–88), навеянная идеей слияния человека с природой,
  • Вторая (1888–94) с ее программой «Жизнь—Смерть—Бессмертие»,
  • Третья (1895–96) — пантеистическая картина мира,
  • Четвертая (1899–1901) — горькое повествование о земных бедствиях,
  • Пятая (1901–1902) — попытка представить героя в «высшей точке жизни»,
  • Шестая («Трагическая», 1903–1904),
  • Седьмая (1904–1905),
  • Восьмая (1906), с текстом из «Фауста» Гете (так называемая симфония «тысячи участников»),
  • Девятая (1909), прозвучавшая как «прощание с жизнью», а также
  • симфония-кантата «Песня о земле» (1907–1908).

Десятую симфонию Малер не успел закончить.

Любимыми писателями Малера, повлиявшими на его мировоззрение и идеалы, были И. В. Гете, Жан Поль (И. П. Ф. Рихтер), Э. Т. А. Гофман, Ф. Достоевский, некоторое время Ф. Ницше.

Краткая биография

  1. В 1880 г. впервые выступил как дирижёр, хотя этому искусству не обучался. Но постоянного места дирижёра в Вене не нашёл и уехал в провинцию (Ольмюц). Дирижировал операми Мейербера и Верди.
  2. В 1881 г. впервые участвовал в Бетховенском конкурсе как композитор, представив на суд жюри «Жалобную песнь». Но не получил первую премию и тяжело пережил эту неудачу.
  3. В 1883 г. получил место второго дирижёра и хормейстера в театре города Кассель в Германии.
  4. В 1885 г. начал работу дирижёром в Немецкой опере в Праге и имел успех.
  5. Заключил контракт на сезон 1886/87 гг. с лейпцигским Новым театром.
  6. Первый композиторский триумф в 1888 г.: по просьбе внука композитора К. Вебера Малер дописал незавершённую оперу его деда «Три Пинто». Опера была благожелательно принята и ставилась на многих сценах Германии.
  7. В 1888 г. написал свою Первую симфонию.
  8. 1889 год был очень тяжёлым для Малера: умер его отец, через несколько месяцев – мать, а затем старшая сестра. Малер взял на себя заботу о 16-летнем младшем брате и двух сёстрах.
  9. В 1891 г. был приглашён в качестве дирижёра в городской театр Гамбурга (Германия). Окончена Вторая симфония. Написана Третья симфония.
  10. В 1892 г. в Гамбург приехал П.И. Чайковский, чтобы дирижировать своей оперой «Евгений Онегин». Но отказался от этого, познакомившись с Малером. Чайковский назвал его гениальным дирижёром.
  11. В 1893 г. Малер начал исполнять свои симфонии. Постепенно их стали принимать и слушатели, и критика.
  12. В 1897 г. Малер крестился и перешёл в католицизм.
  13. В 1897 г. его пригласили в Придворную оперу Вены дирижёром. Вскоре он стал её директором. Его популярность быстро росла.
  14. В 1901 г. окончил Четвёртую симфонию и сам дирижировал.
  15. В 1902 г. обвенчался с Альмой Шиндлер.
  16. В 1902 г. на музыкальном фестивале в Крефельде его Третья симфония одержала победу. Его сочинением заинтересовались другие дирижёры – так постепенно стали узнавать Малера-композитора.
  17. Но его Пятая симфония снова подверглась критике. Её обвиняли в вульгарности, банальности, безвкусии, бесформенности. От критики не воздержался даже французский писатель и учёный-музыковед Ромен Роллан.
  18. Ещё несколько своих симфоний (Шестую, Седьмую, Восьмую) он написал в Вене, но после такой резкой критики не спешил их представлять публике. Восьмая симфония была уникальной составу музыкантов: помимо большого оркестра, восьми солистов в ней участвовали ещё три хора.
  19. В 1907 г. Малер решил покинуть Придворную оперу, т.к. его строгий стиль и высокие требования к исполнению были не всем понятны, многие считали, что театр создан для удовольствия, а не для серьёзных размышлений. Усилились нападки антисемитской прессы.
  20. 12 июля 1907 г. умерла от скарлатины (дифтерии?) его старшая дочь Мария.
  21. В этом же году он переезжает в Нью-Йорк и подписывает контракт с Метрополитен-оперой. Позже стал дирижёром Нью-Йоркского филармонического оркестра.
  22. В 1908 г. у Малера начались проблемы с сердцем.
  23. В 1909 г. окончил Девятую симфонию. Её считали лучшей из всего им созданного.
  24. 21 февраля 1911 г. Малер в последний раз встал за пульт.
  25. Больного композитора перевезли сначала в Париж, затем в Вену, но врачи были бессильны.
  26. Умер 18 мая 1911 г. от эндокардита, вызванного затяжными ангинами. Эндокардит (воспаление внутренней оболочки сердца) тогда ещё лечить не могли. Был похоронен рядом с дочерью на Гринцингском кладбище.

Композитор Густав Малер

Ранние годы

Сын бедного торговца. В семье было 11 детей, которые часто болели, и некоторые из них умерли.

Через несколько месяцев после его рождения семья переехала в соседний город Иглава (нем. Iglau), где Малер провел свое детство и юность. Отношения в семье были плохие, и у Малера с детства развилась неприязнь к отцу и психологические проблемы. У него было слабое сердце (что и привело к ранней смерти).

Музыкой увлёкся с четырёх лет. С шести лет учился музыке в Праге. С 10 лет начал выступать как пианист, в 15 лет был принят в Венскую консерваторию, там учился в 1875–78 гг. у Ю. Эпштейна (фортепиано), Р. Фукса (гармония) и Т. Кренна (композиция), слушал лекции по гармонии А. Брукнера, с которым затем дружил.

Занимался сочинением музыки, зарабатывая преподаванием. Когда на смог выиграть премию конкурса Бетховена, решил стать дирижёром, а композицией заниматься в свободное время.

Детство

Родился 7 июля 1860 г. в общине Калиште в Чехии в небогатой еврейской семье. Отец – Бернхард Малер (1827-1889) – мелкий торговец (трактирщик?). Мать – Мария Германн (1837-1889) – дочь мелкого предпринимателя.

В семье родились 14 детей, из них 8 умерли в младенчестве или в раннем детстве. Густав был вторым ребёнком. Вскоре семья переехала в Йиглаву (Чехия). Здесь рано проявились его музыкальные способности. В этом небольшом старинном городке проживало много немцев, существовал свой уклад и свои культурные традиции, был даже театр, в котором иногда ставили оперы. Музыкально одарённому мальчику повезло: заметив его интерес к музыке, родители сразу же начали обучать его игре на фортепьяно (с 6 лет), а в 4 года он сам начал подбирать на губной гармонике услышанные мелодии.

Густав Малер в детстве

В 1870 г., в возрасте 10 лет, Густав впервые выступил в концерте. Примерно в этом же возрасте он начал сочинять музыку.

Учебные предметы в гимназии его интересовали мало, он весь был во власти музыки, а чуть позже – литературы. Мудрый отец понял, что Густав не будет продолжать его торговое дело, что его жизнь должна быть связана с музыкой. Он отвёз 15-летнего сына в Вену к известному австрийскому пианисту и педагогу консерватории Юлиусу Эпштейну.

Оценка музыки Малера в XX-XXI веке

При жизни Малер как композитор не был оценен по достоинству, поскольку его внешне красивая и благозвучная музыка оказалась сложна не только для широкого восприятия, но и не была принята многими профессиональными музыкантами.

Но новаторство в музыкальных построениях, постепенный отказ от гармонических принципов развития, свойственных музыке XIX в., и повышенное внимание к полифонии и контрапункту (являющее собой возврат к принципам композиции XVI–XVIII вв.) предопределили постепенно нарастающий интерес к творчеству Малера: от А. Шёнберга и Д

Шостаковича до композиторов конца XX в., один из которых, А. Шнитке, сказал, что «музыка Малера предопределила развитие музыки на протяжении всего XX века».

В наши дни сочинения Малера исполняют все симфонические оркестры мира. В 1955 г. в Вене создано Общество пропаганды наследия Малера. В Израиле Малер входит в число самых исполняемых композиторов, нередко его симфонии звучат в дни знаменательных государственных праздников и событий.

Детство и юность

Будущий композитор и дирижер родился в австро-венгерской, а ныне чешской Богемии летом 1860 года. Густав — второй ребенок евреев по национальности Марии Германн и Бернхарда Малера. Всего в семье родились 14 детей, но 8 умерли от болезней и бедности маленькими. Сложно представить семью, менее располагавшую к развитию в ребенке творческого начала. Отец, как и дед Густава по отцовской линии, — трактирщик. Мама — дочь мелкого фабриканта.

Шанс развить врожденный талант и связать биографию с музыкальным искусством появился у мальчика в 4 года, когда семья перебралась из провинциальной глуши в старинный город Йиглава на востоке Чехии, населенный преимущественно немцами. Здесь Густав впервые услышал духовой оркестр и посетил оперу. Юный Малер тут же повторил некоторые мелодии на губной гармонике, дав понять родителям, что в нем есть искра таланта.

В 6 лет Густава усадили за фортепиано, наняв учителя музыки. В 10 мальчик написал первые сочинения и появился на сцене: талантливого музыканта пригласили участвовать в городском концерте. Первое упоминание о Малере как композиторе датируется 1874 годом. Пораженный смертью 13-летнего брата, Густав сочинил оперу, но рукопись не сохранилась. В гимназии подросток сосредоточил силы на музыке и литературе: больше Малера ничего не интересовало.

Отец, мечтавший вырастить помощника в семейном бизнесе, попытался переключить внимание сына и заинтересовать науками, переведя в престижную пражскую гимназию, но усилия провалились. Малер-старший капитулировал и отвез отпрыска в Вену, передав на попечение именитого пианиста и педагога Юлиуса Эпштейна

Профессор отметил талант провинциального юноши и рекомендовал поступить в Венскую консерваторию. Густав учился под началом Эпштейна по классу фортепиано.

В том же 1875-м Густав Малер ощутил, что попал в музыкальную столицу Европы. На полтора месяца в Вене остановился Рихард Вагнер, всколыхнув культурную элиту столицы. Ни одной оперы, постановками которых он руководил, восхищенный студент консерватории не пропустил. В Вене витал дух Бетховена и Шуберта, творил композитор и пианист Иоганнес Брамс, оказавший влияние на раннее творчество Малера.

На сцене оперного блистали Аделина Патти и Паолина Лука, на концертах дирижировал Ханс Рихтер, а композитор и органист Антон Брукнер давал лекции, которые Густав Малер с удовольствием посещал. Спустя 4 года молодой композитор сочинил кантату «Жалобная песнь», в которой чувствовалось влияние двух мэтров — Вагнера и Брукнера.

Кроме обучения в консерватории, Густав проявил интерес к философии. Два года посещал лекции по предмету в Венском университете. Чтобы сводить концы с концами, музыкант давал уроки фортепианной игры. Уже тогда Малеру пророчили блестящее будущее как пианисту. Композиторские опыты консерваторские преподаватели принимали скептически.

Ранние годы

Сын бедного торговца. В семье было 11 детей, которые часто болели, и некоторые из них умерли.

Через несколько месяцев после его рождения семья переехала в соседний город Иглава (нем. Iglau), где Малер провел свое детство и юность. Отношения в семье были плохие, и у Малера с детства развилась неприязнь к отцу и психологические проблемы. У него было слабое сердце (что и привело к ранней смерти).

Музыкой увлёкся с четырёх лет. С шести лет учился музыке в Праге. С 10 лет начал выступать как пианист, в 15 лет был принят в Венскую консерваторию, там учился в 1875–78 гг. у Ю. Эпштейна (фортепиано), Р. Фукса (гармония) и Т. Кренна (композиция), слушал лекции по гармонии А. Брукнера, с которым затем дружил.

Занимался сочинением музыки, зарабатывая преподаванием. Когда на смог выиграть премию конкурса Бетховена, решил стать дирижёром, а композицией заниматься в свободное время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: