Биография яши хейфеца

Хейфец яша (иосиф робертович)

Яша Хейфец, игра и личность

Яша Хейфец играет на скрипке-трости.

Игра Хейфеца, которую часто описывают как холодную, лишенную чувств и исключительно виртуозную, очень рано подверглась критике, которая, несомненно, имела отношение к личности несравненной резкости и строгости. Но Ицхак Перлман выразил противоположную точку зрения. Это правда, что многие из его учеников описывают его как тиранического, иногда жестокого учителя, и что никто никогда не хвастался, что видел улыбку Хейфеца на публике, но его кристально чистый тон и необычайно теплое вибрато , поведение предложений необычайной чувствительности пусть думают, что это никогда не было вопросом только предрассудков. Его игра, несравнимой виртуозность, не уступает тщеславия или к цирковому, о чем свидетельствует качество его записей «жанровых произведений», в частности , его транскрипция в Динике в Хоре стаккато . Он также был прекрасным пианистом и аккордеонистом.

Несмотря на репутацию легендарного жадности и антипатии, многие, кто его близко знал, соглашаются найти в нем необычайный юмор и ум. Пьер Амояль расскажет, как однажды Хейфец трезво предложил ему Гварнери . Его мастер-классы, снятые американским телевидением, остаются прекрасными моментами «холодного юмора», смешанного с строгостью и устрашающим спросом. «Вы не можете быть более требовательными к другим, чем к себе» , сказал однажды учитель. Это, безусловно, подводит итог загадочности и психологии этого необыкновенного человека.

Рудольф Кёльман и Яша Хейфец в Лос-Анджелесе , 1979 год .

Хейфец был профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (1975), после Университета Южной Калифорнии (1962), со своими друзьями Грегором Пятигорским и Уильямом Примроузом . Он провел много мастер-классов в своей частной студии в Беверли-Хиллз. Сегодня эта студия является основной локацией школы Colburn , где проводятся мастер-классы в духе Хейфеца. За свою карьеру учителя у Хейфеца было много учеников, самыми известными сегодня являются: Пьер Амояль , Эрик Фридман, Юджин Фодор , Адам Хан-Горски, Клэр Ходжкинс, Юкико Камеи, Рудольф Кёльман, Поль Розенталь и Юваль Ярон.

Во время своих концертов у него было много престижных партнеров, таких как Артуро Тосканини , Эмануэль Фейерманн , Уильям Капелл , Фриц Райнер , Димитри Митропулос , Джордж Селл , Серж Кусевицкий , Уильям Примроуз , Томас Бичем , Джон Барбиролли , Чарльз Мунк , Пол Парай … с другой стороны, он сотрудничал только один раз, на частном концерте в 1930-х годах, со своим альтер-эго для фортепиано Владимиром Горовицем . Все попытки воссоединить их позже не увенчались успехом.

Самые известные из его коллег восхищались им: Давид Ойстрах , Иегуди Менухин , Леонид Коган , Ида Гендель , Руджеро Риччи , Исаак Стерн , Иври Гитлис , Аарон Росанд , Ицхак Перлман , Хенрик Шеринг …

Цитировать

«  Вы знаете, что вундеркинды — если позволите себе слово — это болезнь, которая обычно заканчивается смертельным исходом. Я был одним из немногих, кому посчастливилось выжить. Но у меня было преимущество в том, что у меня был прекрасный учитель в лице профессора Ауэра и семья, которая инстинктивно высоко ценила музыку, обладала очень хорошим вкусом и ужасалась посредственности.  » — Яша Хейфец

«Вы знаете, детское одаренность — если можно так выразиться — это обычно смертельная болезнь. Я был одним из немногих, кому посчастливилось там выжить. Но мне посчастливилось иметь прекрасного учителя в лице профессора Ауэра и семью, которая инстинктивно высоко ценила музыку, обладала очень хорошим вкусом и ужасом посредственности. «

Рекомендации

  1. и
  2. Регистрация Вильнюсского государственного архива (LVIA): LVIA / 728/4/77. Копия записи хранится на микрофильме в архиве семейной истории Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Солт-Лейк-Сити (No 2205068, фото — 795.
  3. (in) Роджер Кан , «  Скрипач на полке  » , Life , Vol.  67, п о  18,31 октября 1969 г., стр.  59–67
  4. ↑ и
  5. ↑ и , стр.  461
  6. и на jaschaheifetz.com
  7. ↑ и (ru) Николаус де Палезье, Яша Хейфец — The Supreme , рекордный буклет из компиляции RCA Victor (2000).
  8. ↑ и
  9. , стр.  66
  10. Рекордный буклет MCA Classics  : Jascha Heifetz, The Decca Masters (1988) ( OCLC ) .
  11. , стр.  68
  12. Le Дофин Либер , некролог от 12 декабря 1987.
  13. В документальном фильме «Искусство скрипки» . Идеальная аудитория / Художники IMG / La Sept-Arte, 2000.
  14. и

Скрипки Яши Хейфеца

В начале своей карьеры он играл на Карло Тонони , итальянский инструмент в XVIII — го  века, с которой он сделал свой дебют в США. Тогда он купил в 1922 году, знаменитый Давид , Гварнери дель Джезу (1742) , который принадлежал к Фердинанда Давида , затем Пабло де Сарасате и август Вильгельми . У него также было три Страдивари : Пиль (1731 г.), Дельфин (1714 г.), который также был инструментом Миши Мишакова , и Гохштейн (1715 г.), на котором играли Йозеф Иоахим и Франц Кнайзель . Тонони перешел во владение его помощницы Шерри Клосс после его смерти. Гварнери 1742 года является собственностью музея Почетного легиона Сан-Франциско согласно завещанию Хейфеца. Его могут использовать только в «особых случаях» достойные музыканты. Дельфином сегодня пользуется Акико Суванаи .

В Америке

В 1917 г. поселился в США. Его первый концерт состоялся в Карнеги-Холл (в Нью-Йорке). В 1920-е гг. гастролировал в Европе, Латинской Америке, странах Ближнего Востока, в том числе в Эрец-Исраэль в 1926 г. Выручка от концертов в Тель-Авиве пошла в фонд культурных нужд города (один из концертных залов города был назван именем Хейфеца).

После обретения Израилем независимости Хейфец неоднократно приезжал в страну (1950, 1953, 1967, 1970), выступал в сольных концертах, камерных ансамблях и в сопровождении Израильского филармонического оркестра. (На одном из выступлений в 1953 г. он исполнил сонату Р. Штрауса, нарушив негласный бойкот произведений композитора, обвинявшегося в сотрудничестве с нацистами, и подвергся нападению юного экстремиста, ударившего скрипача по руке.)

Начало жизни

Научился игре у отца-клезмера, Рувима Хейфеца, в 1905–1909 гг. брал уроки у Э. Малкина (впоследствии — ученика Л. Ауэра). Стал играть на слух еще до того, как выучился нотной грамоте. Публично выступал с пяти лет, в шестилетнем возрасте исполнил в Ковно на трехчетвертной скрипке (скрипке неполного размера, предназначенной для детей) концерт Ф. Мендельсона в сопровождении оркестра. Через год принял участие в концертах Общества еврейской народной музыки в Петербурге.

К десяти годам в репертуаре Хейфеца были многочисленные пьесы, а также концерты для скрипки с оркестром М. Бруха, П. Чайковского и других. В 1911–16 гг. учился в Петербургской консерватории у И. Налбандяна и Л. Ауэра. По предложению Ауэра директор консерватории А. Глазунов зачислил «студентом» также отца юного музыканта, чтобы тот имел возможность получить право жительства в столице и присматривать за сыном.

В 1912 г. Хейфец впервые выступил за границей, в Берлине, с оркестром под управлением А. Никиша. Затем с большим успехом выступал с сольными концертными программами в Гамбурге, Лейпциге, Праге, Христиании (Осло) и других городах. В годы учебы совершил также несколько турне по городам России.

Библиография

  • (ru) Герберт Р. Аксельрод, Heifetz , Neptune City, Paganiniana Publications,1976 г., 506  с. ( ISBN   , OCLC   )Неавторизованная биография Генри Рота с отзывами и анализами.
  • (ru) Артур Вешлер-Веред, Яша Хейфец , Нью-Йорк, Schirmer Books,1986 г., 240  с. ( ISBN   , OCLC   )
  • (ru) Шерри Клосс, Яша Хейфец Моими глазами: глаза — зеркало души , Манси, Клосс Классикс,2000 г., 166  с. ( ISBN   , OCLC   )
  • (ru) Эйке Агус, Heifetz As I Knew Him , Портленд, Amadeus Press,2001 г., 260  с. ( ISBN  157467062X , OCLC   )
  • (ru) Борис Шварц и Маргарет Кембелл, Словарь музыки и музыкантов New Grove (под редакцией Стэнли Сэди): Heifetz, Jascha , London, Macmillan , второе издание, 29 томов. 2001 г., 25000  с.
  • Марк Виньяль , Музыкальный словарь , Париж, Ларусс,2005 г., 1516  с. , стр.  461.
  • Жан-Мишель Molkhou, Великие скрипачи XX — го  века , т.  1: От Крейслера до Кремера, 1875-1947 , Париж, Бюше-Шастель,2011 г., 382  с. ( ISBN   , OCLC   ) , стр.  115–122.
  • (ru) Еврейские скрипачи

Особенности музыки Хейфеца

Музыкальная критика единодушно признала исполнительское мастерство Хейфеца уникальным явлением искусства 20 в. Непревзойденная техника, чарующая красота звука и величавость сценической позы и жеста производили незабываемое впечатление на слушателей многих стран. Под маской невозмутимости, за образом «скрипача-автомата» скрывалась огненно-страстная и романтическая натура. Вопреки своему широко известному скептицизму и язвительному остроумию, Б. Шоу сказал об игре Хейфеца: она «опровергает аксиому, что в этом мире нет ничего совершенного».

Творческое наследие Хейфеца (свыше 170 пластинок, магнитных записей и видеолент) охватывает все наиболее значительные произведения мировой скрипичной музыки. Он впервые сыграл посвященные ему произведения композиторов-современников: концерт М. Кастельнуово-Тедеско для скрипки с оркестром («Пророки», 1933; дирижер А. Тосканини), его же Фантазию на темы оперы Россини «Севильский цирюльник»; концерт № 3 И. Ахрона (в 1939 г.), а также концерты У. Уолтона (в 1939 г.), Л. Грюнберга (1884–1964; в 1944 г.), Э. В. Корнгольда (1897–1957; в 1945 г.). Благодаря исполнению Хейфеца вошли в мировую классику ранее редко исполнявшиеся концерты Я. Сибелиуса, Э. Элгара и концерт № 2 С. Прокофьева. Однако Хейфецу казалось чуждым творчество А. Шёнберга, и в 1936 г. он отказался исполнять предложенный ему концерт композитора.

Высочайшее мастерство проявил Хейфец в области исполнения камерных произведений, выступая с такими партнерами, как А. Рубинштейн, Г. Пятигорский, И. Фридман (1882–1948, виолончелист Э. Фойерман, альтист У. Примроз. Он выступал также в качестве пианиста, дирижера, композитора.

Хейфец успешно занимался музыкальной транскрипцией. Ему принадлежат свыше 100 обработок для скрипки произведений Я. Н. Гуммеля, К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Динику и многих других композиторов.

С 1962 г. Хейфец занимался педагогической работой, вел мастер-класс игры на скрипке в университете штата Калифорния в Лос-Анджелесе. Среди его учеников: Э. Фридман, лауреат Международного конкурса имени Чайковского в Москве в 1966 г., и Э. Фодор, лауреат того же конкурса в 1974 г. (второе место при неприсужденном первом).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: