В чувашской государственной филармонии споет классик-группа «belcanto»

Происшествие на Ричмондской ярмарке

История про скучающую аристократку леди Гарриет и ее компаньонку Нэнси, переодевшихся в служанок, обошла с момента создания оперы «Марта» композитором фон Флотовым наверное все сцены мира. Но популярность растаяла с наступлением XX столетия: милый сюжет с обманами, бюргерскими сентиментальными переживаниями, сладкой арией «Марта, Марта, где ты скрылась?» оказался отодвинут пацифистскими трагедиями и философскими притчами. В наши дни, когда публика вновь ждет от оперы развлечения, «Марта» Флотова имеет все шансы вернуть утраченные позиции.

Идея обратиться к раритету принадлежала дирижеру Феликсу Коробову. В своем интервью он рассказал почти детективную историю взаимоотношений с этим сочинением: как впервые услышал арию оттуда в исполнении Хосе Кура, как нашел в библиотеке «Новой Оперы» партитуру с пометками Евгения Колобова – основателя театра. И справедливо отметил, что на «Крещенском фестивале» происходит «сбыча мечт» – исполняется то, что «быть может никогда бы не появилось в репертуаре театра, или то, что не могло рассчитывать на долгий зрительский успех».

Что касается «Марты», то ее благополучие безусловно зависит от хороших голосов. Мелодичная, с прихотливыми фиоритурами музыка очарует, если ее классно споют и сыграют, и покажется поверхностной при посредственной интерпретации

К счастью, в «Новой Опере» собрался сильный состав – что особенно важно, если речь идет о концертном исполнении. Хотя в программке значилось имя режиссера Екатерины Одеговой, но фактически никакой «движухи», кроме выходов и уходов певцов к пультам, не происходило

Зато первый же дуэт парочки главных героинь заставил «навострить» уши: голоса Елены Терентьевой – леди Гарриет и Анны Синицыной – Нэнси звучали обворожительно. Сразу стало понятно, что перед нами две щебечущие проказницы, от которых только и жди подвоха. Фон Флотов – немец по происхождению, но его стиль близок итальянскому бельканто середины XIX века, да и сама опера поется на итальянском языке, что облегчает певцам всю технологию.

Однако опера прославилась не столько за счет виртуозных штучек, сколько благодаря своим чарующе красивым мелодиям. Для многих «Марта» вообще известна через Романс Лионеля; легко запоминается и лейт-тема оперы – песня ирландца Джона Стивенсона «Последняя роза лета» – намеренно простая и трогательная. Ее текст несет в себе главную идею оперы – об одиноких сердцах, которые угасают без любви и должны соединиться.

Лионель – Георгий Фараджев и Плюмкетт – Илья Кузьмин, два молодых фермера, нанявших на свою голову мнимых служанок-аристократок, показались не столь обаятельными тембрально и скупы на эмоции. Крепкие, надежные солисты, но все же в самые патетичные моменты объяснения в любви Фараджеву не хватало искренности и теплоты, которые возвысили бы его персонаж. Ведь по либретто в конце оперы выясняется, что Лионель вовсе не крестьянин, а сын опального графа Дерби, скрывавшего от ребенка их благородное происхождение. Более убедительным показался Алексей Антонов в роли глуповатого лорда Тристана Майклфорда, скучного в своем преданном обожании леди Гарриет. Партитура «Марты» богата ансамблевыми номерами – трио, квартетами,– и самые лестные слова стоит сказать об их выучке: тут певцы проявили себя безупречно, и голоса сливались в гармоничную вертикаль.

Отсутствие сценографии компенсировалось живостью исполнения: Феликс Коробов установил драйвовый темп действия, какой принят в итальянских операх-буффа, заставив всех участников быть активными и выразительными в каждый момент оперы. И если солисты справлялись с предложенной трактовкой без труда, то хор, изображавший крестьян на Ричмондской ярмарке, бывало и отставал, не успевая за эффектными крещендо «à la Россини». Впрочем, это издержки концертного исполнения и сжатых репетиционных сроков… Остается пожелать «Марте», как и другим операм фестивальной программы, обрести свой дом в «Новой Опере» уже в сценических одеждах. Выбор этого года оказался чрезвычайно удачным.

Вчера — на телевидении, завтра — на сцене

…Москва, январь 2023 года. В павильоне телеканала «Звезда» идут съемки очередного сезона всероссийского вокального конкурса «Новая звезда», собравшего лучших исполнителей из восьмидесяти девяти регионов страны. «На сцене — классик-группа «Belcanto», Чувашская Республика!» — торжественно объявил ведущий проекта Оскар Кучера, и в объективах телевизионных камер появились Динара Юнисова, Маргарита Финогентова, Татьяна Васильева, Иван Снигирев, Юрий Катков и Сергей Кузнецов… Показ долгожданного выпуска программы, когда наших артистов можно будет поддержать онлайн-голосованием, состоится 20 мая. А завтра, 19 апреля, они дадут большой сольник в Чувашской государственной филармонии.Репертуар секстета уникален тем, что здесь представлены самые разные стили и жанры, от старинных романсов до оперных арий. Солисты не боятся пробовать, экспериментировать и браться за свежий материал, органично сочетая академический и эстрадный вокал. В концерте, к которому они готовились несколько месяцев, зрители услышат и знаменитое кубинское болеро «Besame mucho», и популярную итальянскую песню «Volare» (Летать), знакомую в исполнении прославленных Доменико Модуньо и Джонни Дорелли.Особое место в программе занимает хит 1930-х годов «Рио-Рита», написанный немецким композитором Энрике Сантеухини незадолго до прихода нацистов к власти и звучавший на танцплощадках по всему Советскому Союзу. Его-то наши артисты и спели на конкурсе, получив высокую оценку жюри в составе композитора Максима Дунаевского, телеведущего Юрия Николаева, генерального директора «Европейской медиагруппы» Романа Емельянова, певиц Юлии Савичевой и Зары.Произвести яркое впечатление помогли и костюмы, сшитые специально для поездки. По замыслу известного чебоксарского дизайнера Кати Тонюшкиной, также разработавшей эскизы к мюзиклу «Двенадцать стульев», они передают дух эпохи и превращают обычный концертный номер в настоящий спектакль. «Несмотря на то, что это был не прямой эфир, а запись, каждый участник имел право на один-единственный дубль, когда требовалось максимально собраться и выдать результат. Никакого второго шанса, съемка шла нон-стопом», — рассказывают конкурсанты.Впрочем, петь для родных чебоксарцев для «Belcanto» не менее волнительно. Тем более что певица и педагог из Новоуральска Елена Максимова, дающая нашим артистам уроки по вокалу, привезла для них четыре новых партитуры. Ранее были разучены еще два произведения, которые пока не исполнялись на публике. «Хотя все шестеро давно зарекомендовали себя в качестве солистов, коллектив полностью состоялся и как ансамбль, где есть чувство партнерского плеча, командный дух, и желание вместе идти вперед — ведь нет предела совершенству, — делится впечатлениями Елена Викторовна. — Поэтому мы практически безостановочно репетируем по семь часов в день, оттачиваем детали и через мелодию, ритм, интонацию, тембровые краски пытаемся создать в каждой песне свой музыкальный образ. Все заряжены на работу, что мне невероятно нравится».

Новые публикации

Знай наших! Юрий Лисянский и его кругосветное плавание 19.08.2023

250 лет исполнилось выдающемуся русскому мореплавателю, капитану шлюпа «Нева» во время первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 гг. Юрию Фёдоровичу Лисянскому. Хотя он оказался в тени своего товарища и главы экспедиции И. Ф. Крузенштерна, его вклад в успешное завершение морской кругосветки, пожалуй, не менее значителен.

Нескучный русский. Рай, земля обетованная, элизиум, эдем… 18.08.2023

Известное выражение «земля обетованная» закрепилось в речи как обозначение места, куда люди мечтают и стремятся попасть, потому что там нет печалей и голода, всего в изобилии, а находящиеся там счастливцы ни в чём не знают нужды.

Знай русский! Выбражуля, плацкарт, консерва – слова вне нормы 18.08.2023

Предлагаем рассмотреть ещё несколько лексем, которые встречаются в речи, но не соответствуют нормам литературного русского языка. К примеру, слово плацкарт, содержащее в себе сразу две ошибки: грамматическую и лексическую.

Кругосветка по правилам. Как житель Тамбова пересёк все континенты на велосипеде 17.08.2023

Велопутешественник из Тамбова Александр Осипов проехал на своём велосипеде уже более 70 тысяч километров – он объехал вокруг Земли и пересёк все континенты. О своей любви к путешествиям Александр рассказал «Русскому миру».

Холм чести 17.08.2023

20 августа в армянском городе Гюмри в тринадцатый раз пройдут памятные мероприятия на главном историческом месте – историко-мемориальном комплексе «Холм чести». В августе 2010 года мемориал открыли два президента – Дмитрий Медведев и Серж Саргсян.

Антон Дельвиг: лучший друг Пушкина, автор «Соловья», ленивый гений… 17.08.2023

Русский поэт и публицист, лучший друг Пушкина, Антон Антонович Дельвиг родился ровно 225 лет назад – 6 (17) августа 1798 г. Всего на год старше Пушкина, он закончил свой земной путь на несколько лет раньше. По словам Александра Сергеевича, «жизнь его богата не романтическими приключениями, но прекрасными чувствами, светлым, чистым разумом и надеждами».

«Выстраивать оборону против лжи». Издана книга «Украинские преступления против человечности (2022 – 2023)» 16.08.2023

Издание, уверены его авторы, станет одним из свидетельств на будущих процессах по делам о преступлениях неонацистов на Украине.

Знай русский! Главным образом, главным делом – нужны ли запятые? 15.08.2023

Сегодня рассмотрим случаи применения на письме слова главное, которое может употребляться как самостоятельно, так и в составе выражений главным делом, главным образом.

Стиль сегодня

В украшениях сегодня певец всегда должен быть в курсе правильного стиля. Нужно не только найти правильные каденции и декоративные приемы, подходящие голосу; но также нужно осознавать огромные различия в стиле между такими композиторами, как Гендель и Беллини. Здесь нельзя бросать наугад. Орнамент должен соответствовать как голосу, так и музыке, и его нужно петь убедительно, а не поверхностно.

Каденция, например, не может звучать как нечто постороннее; она должна звучать как естественная часть музыки, как будто ее написал сам композитор. Певцы, для которых Доницетти и Беллини писали свои оперы, часто имели и написанные именно для них украшения. Но они всегда помнили о стиле и намерениях композитора. Каждая смена актерского состава в этих операх изменяла орнамент в соответствии с новыми голосами и вокальным стилем. Часто композитор просто писал паузу в музыке, и певец мог делать то, что он или она хотели, чтобы показать свой голос.

Временами и в XVIII, и в XIX веках каденции становились такими же длинными, как сама ария, но это было украшение, преувеличенное до смешного. Певцы должны помнить об эмоциональном качестве каденций. Есть опасность излишних украшений и потери основной вокальной линии и мелодии. Красиво то, что основано на музыкальном вкусе. И это главный ключ к выбору украшений.

При восстановлении стиля бельканто сегодня простого подражания будет недостаточно, и это не вопрос аутентичности

Самое важное — сделать эти техники и стили нашими собственными, для нашего собственного времени. Это то, что подходит музыке и что подходит определенному голосу в диапазоне определенного стиля

В результате не может быть жестких правил относительно способов украшения мелодии. 

Группетто также похоже на свой инструментальный аналог, используя саму ноту и ноты, ее окружающие. В барочном орнаменте группетто начинается выше ноты, в то время как в следующем столетии стиль требовал группетто на самой ноте. Еще одним различием между двумя веками было размещение украшений. В XVIII веке орнаментация начинается в такт, тогда как в XIX веке орнаментация начинается до такта.

В большей части подобной музыки украшения используются как вариации к основной мелодии. Например, в такой арии, как “Аh, non giunge” из “Сомнамбулы” Беллини, первый куплет поется без каких-либо украшений — мелодическая линия определена. В повторениях сопрано создает свою собственную музыку, дополняя линию музыкально, эмоционально и технически. Именно это создание, слой за слоем обрастая украшениями, показывает искусство певца и воссоздает музыку так, как задумал композитор.

P. S. Если вам интересна эта тема, рекомендуем почитать книгу «Стиль вокального исполнительства» профессора Парижской консерватории Уильяма Хаслама:

Влияние инструментальной музыки

Во времена Баха, Генделя и Моцарта инструментальные исполнительские техники сильно повлияли на вокальный стиль. Певцы того времени научились петь инструментальные фигуры и обороты, такие как 16-е ноты, которые часто нелегко ложатся в голос. У Моцарта, к слову, фигуры для фортепиано и скрипки идентичны фигурам его вокальной музыки.

Сегодня вопрос стиля и украшений стал таким же запутанным в вокальной музыке, как и в инструментальной. Сегодняшние пианисты так же неверны Моцарту, как большинство наших современных певцов — Генделю, Доницетти и Беллини. Наши зрители уже привыкли к эмоциональному типу пения, а не к техническому. Оперы конца XIX века, то есть оперы Вагнера, Пуччини, Массне и Штрауса изменили вкусы любителей оперы. Больший акцент был сделан на оркестре, и, как следствие, требовалось, чтобы большие голоса были слышны через сложную оркестровую ткань. Бельканто оказалось отброшено в сторону в пользу больших и захватывающих звуков и эмоциональной подачи.

Доницетти, Беллини и Россини — композиторы бельканто

Врата в вечность

Одна из вершинных опер стиля бельканто и, пожалуй, лучшее и одно из наипопулярнейших произведений Гаэтано Доницетти – «Лючия ди Ламмермур» – стала третьим опусом этого мастера в репертуаре «Новой Оперы». С его раритетной тогда для России «Марии Стюарт» Евгений Колобов начинал строить свой театр, позже, уже после смерти отца-основателя к ней добавился хитовый «Любовный напиток». На сей раз маятник вновь пошел в обратку: от комического Доницетти к трагическому.

В театре на Каретном с бельканто работают не впервые: помимо Доницетти здесь ставили Россини и Беллини, раннего Верди – как полноценные спектакли, так и концертные и полусценические версии. Здесь дважды обращались к русскому бельканто – к «Руслану и Людмиле» Глинки,– и в следующем сезоне предстоит встреча с «Жизнью за царя» того же автора. Претензии театра на самый рафинированный и требовательный музыкальный стиль, предполагающий исключительное певческое мастерство, в целом оправданные: голоса здесь ценят, с ними работают, их развивают и берегут. Несмотря на иногда имевшие место ходки на территорию эпатажной режиссуры все‑таки «Новая» остается театром в первую очередь дирижерским, как она когда‑то и задумывалась – музыке и пению здесь отдается явный приоритет.

Данная премьера целиком и полностью подтверждает верность концепции: главное и самое ценное в новом спектакле – это вокально-актерские работы солистов, хороший ансамбль певцов, как ведущих, так и компримарио, как всегда великолепно звучащий хор (хормейстер Юлия Сенюкова), в целом неплохой баланс между сценой и ямой, хотя трактовка главного дирижера театра Яна Латама-Кёнига чуть более яркая и экспрессивная, чем того хотелось бы от нежной доницеттиевской партитуры.

Главное достоинство режиссуры Ханса-Йоахима Фрая – ее оперность. Вся сила этой музыки, весь ее посыл реализуется через прекрасное пение, и задача режиссера здесь – не мешать певцам изливать свое искусство в полную силу, на какую они способны. Не мешать, а лучше – помогать: придумать удобные мизансцены, желательно фронтальные, удобные разводки хора и солистов и пр. Именно этим Фрай и занят, демонстрируя глубокое понимание стиля, с которым он работает. Москва знает этого постановщика как минимум по двум спектаклям («Царь и плотник» Лорцинга и «Ариадна на Наксосе» – обе в Театре Покровского), многие видели его минского «Летучего голландца»: когда материал позволяет, у режиссера есть свои нетривиальные идеи, своя концепция, свои оригинальные ходы. И если бы не отношение Фрая к тому материалу, за который он взялся, то, полагаю, он тоже мог бы поместить героев «Лючии», скажем, в рокерский бар и среду брутальных мафиози (как то делал, например, Михаил Панджавидзе в памятной казанской постановке с Альбиной Шагимуратовой) или что‑нибудь еще почище.

Но нет: перед нами Шотландия XVII века, огромные ренессансные ворота с барельефами, яркие «мушкетерские» костюмы на солистах и артистах хора (сценограф Петр Окунев). Почти все действие разворачивается под сенью этого циклопического портала, который в финале и правда окажется «вратами в вечность» – именно через них уйдут в надмирные сферы загубленные души двух любящих сердец – Лючии и Эдгардо. Отношения между героями традиционны и предсказуемы, но главная заслуга такого режиссерского решения – абсолютная адекватность музыкальному строю оперы и идеям либретто. Постановщик сосредоточился не на новациях, углубленной аналитике, но на донесении первосмыслов Доницетти до публики – и тем самым выиграл, ибо ушел в тень, дав дорогу музыке.
В этих условиях буквально расцвело вокальное и актерское мастерство молодых солистов «Новой Оперы». Трепетной и нежной, надломленной с самого первого выхода предстала Ирина Боженко в партии титульной героини: архисложная, примадонская роль была сыграна естественно и сердечно. Неистовой экспрессией одарил своего Эдгардо Алексей Татаринцев – при этом не теряя белькантовой стильности и превосходно взяв все верхние ноты коварной партии. Шедевром не побоюсь назвать работу Алексея Богданчикова: его Энрико вокально безупречен, но и актерски выразителен, парадоксально совмещая кавалерскую галантность и звериную жестокость.

Бельканто сегодня

Теперь, когда мы прошли эру Вагнера и веризма, мы имеем возможность рассмотреть различные оперные школы и оценить каждую из них по достоинству. Оперная сцена должна быть способна вместить как веризм, так и бельканто, как Генделя, так и Рихарда Штрауса. Пуччини прекрасен для голоса, особенно своей эмоциональной широтой, которую он предлагает певцу. Но также прекрасны и оперы Беллини и Доницетти, особенно техническими требованиями, которые они предъявляют к голосу.

Лейтмотивом сегодняшнего пения бельканто является то, чем оно всегда было: стиль и вкус. Как и в случае с пением в целом, техника и обучение наиболее важны в долгосрочной перспективе. Для изучения стиля и техники бельканто певцу требуется, по крайней мере, около семи лет, хотя есть исключения… Сегодня мы видим, что происходит, когда певцы не основывают свою карьеру на надежной школе. Многие дебютируют на минимуме техники и обилии естественного (природного) голоса. Но они быстро покидают сцену. После 30 лет певцу нужна надежная школа, на которую он или она может опереться. В противном случае их ждут серьезные неприятности.

У певца в традиции бельканто должен быть полный голос. В прошлые дни сопрано было абсолютным сопрано. Она не была тем высоким, легким сопрано, которое сегодня мы называем колоратурным. У нее был диапазон от двух с половиной до трех октав, и начинался он от ми малой. Это был полный диапазон с большой гибкостью. К этому она добавляла техническое мастерство и совершенство контроля дыхания, необходимые для длинных, устойчивых гамм, которые являются основой, на которой строятся орнаментальные конструкции.

Мария Малибран (1808-1836) — певица эпохи бельканто, soprano assoluta

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: