Записи
Марат Бисенгалиев (скрипка), Эндрю Пенни (дирижер), Royal Northern Sinfonia (1996), Naxos 8.553844 (1998)
Angèle Dubeau (скрипка), Joseph Rescigno (дирижер), Orchester Métropolitain (Монреаль) (1997), FL 2 3098 (??)
Сергей Крылов (скрипка), В. Чарнацкий (дирижер), Камерный оркестр Юго-Западной Германии (Пфорцхайм), запись 1996 г., AG 69
Альберто Лизи (скрипка), Камерата Lysy (Гштаад), 1999, Клавес 509213
Виктория Муллова (скрипка) Невилл Марринер (дирижер), Академия Святого Мартина в полях, записано в 1990 г., Philips 432-077-2
Маюми Сейлер (виол in), Ричард Хикокс (дирижер), Лондонский Сити Симфония, запись 1991, VCL 2-61504
Ливиу Прунару (скрипка), Концертгебау Каммерорчестер, Авротрос Классик, 2016
Изабель ван Кеулен (скрипка), (дирижер), запись 1995 г., BIS CD-935
История
Фердинанд Давид, скрипач, который представил это произведение и чье сотрудничество сыграло важную роль в рождении концерта.
После его назначения в 1835 году директором дирижер из Лейпцигский Гевандхаус Оркестр, Мендельсон назвал своего друга детства Фердинанд Давид как оркестр концертмейстер. Работа возникла в результате профессионального сотрудничества. В письме от 30 июля 1838 года Мендельсон писал Давиду: «Я хотел бы написать для вас следующей зимой скрипичный концерт. В моей голове пробегает один ми минор, начало которого не дает мне покоя».
Концерт длился еще шесть лет. Есть много возможных причин задержки, в том числе неуверенность в себе, его третья симфония и несчастливый период в Берлине по просьбе короля Фридрих Вильгельм IV Прусский. Тем не менее, Мендельсон и Дэвид все это время поддерживали регулярную переписку. Мендельсон обратился за советом по технике и композиции. Действительно, этот скрипичный концерт был первым из многих, написанных с участием профессионального скрипача, и повлиял на многие будущие совместные работы. Партитура с автографом датирована 16 сентября 1844 года, но Мендельсон все еще просил совета у Дэвида до премьеры. Концерт впервые прозвучал в Лейпциг 13 марта 1845 года с Фердинандом Давидом в качестве солиста. Мендельсон не смог дирижировать из-за болезни, и премьерой дирижировал датский композитор. Нильс Гейд. Мендельсон впервые дирижировал концертом 23 октября 1845 года, снова с Фердинандом Давидом в качестве солиста.
Рукопись с автографом концерта вновь появилась в 1989 г. Biblioteka Jagiellonska в Краков, что приводит к некоторому научному скептицизму относительно правдивости Breitkopf & Härtel Издание 1862 года опубликованной партитуры. Некоторые заметные различия включают характер темпа первой части, записанной как «Allegro con fuoco«а не банальность»Allegro molto appassionato», а также значительные изменения в сочинении сольных скрипичных пассажей.
Анализ
Концерт во многих отношениях новаторский. Только в первой части Мендельсон отходит от типичной формы классического концерта во многих отношениях, самым непосредственным из которых является вступление солиста почти с самого начала, что также происходит в его творчестве. Первый фортепианный концерт. Хотя первая часть в основном в традиционном сонатная форма, У Мендельсона первая тема исполняется солирующей скрипкой, а затем оркестром. Классические концерты обычно начинаются с оркестрового вступления, за которым следует версия того же материала, что и солист.
Каденция также нова тем, что написана как часть концерта. и находится до перепросмотра. В типичном классическом концерте каденция импровизирована солистом-исполнителем и происходит в конце части, после перепросмотра и непосредственно перед финальной кодой. Письменная каденция Мендельсона не была включена в первую опубликованную версию концерта, а вместо этого была представлена «обтекаемая» версия Фердинанда Давида без контрапункт сложность оригинала. Сегодня это самая популярная версия, хотя некоторые исполнители, например Арабелла Штайнбахер, сыграйте оригинал Мендельсона.Джошуа Белл исполняет концерт со своей каденцией.
Концерт для скрипки отличается от предыдущих концертов связанными частями. Между первой и второй частями нет перерыва, между ними проходит нота фагота. Переходный переход между двумя последними движениями начинается почти сразу после медленного движения. Мелодия похожа на мелодию открытия, которая намекает на циклическая форма части. Связь была разработана, чтобы исключить аплодисменты между движениями. Это стало бы сюрпризом для аудитории Мендельсона, которая, в отличие от сегодняшней, привыкла аплодировать между движениями.
Концерт также призывает солиста работать в качестве концертмейстера оркестра в течение продолжительных периодов времени, например, рикошетом арпеджио в начале перепросмотра. Это тоже было в новинку для скрипичного концерта того времени.
Музыка
Первые уроки игры на скрипке Иегуди, у которого обнаружили безупречный слух, брал еще в детстве: в четыре года родители записали первенца к Зигмунду Анкеру, спустя два года учителем юного дарования стал Луис Персинджер. Первый сольный концерт в качестве солирующего скрипача в сопровождении симфонического оркестра Сан-Франциско Менухин дал в семь лет.
Спустя два года маленький гений дебютировал в Нью-Йорке на сцене оперного театра Манхэттена и впервые отправился на гастроли в Европу. Скрипач исполнял концерты Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса и завораживал публику. Газетные критики писали о выступлении Иегуди: «На сцену выходит толстый светловолосый мальчик, нелепо, как пингвин, передвигая ногами. Но подождите: вы перестанете смеяться, как только он приложит смычок к скрипке».
Первую запись концерта Менухин сделал в 15 лет, затем много сотрудничал с известными лейблами, называвшими его мастером. Спустя два года Иегуди начал выступать дуэтом с сестрой Хефцибой, аккомпанировавшей на пианино. Весь 1935 год музыкант провел в мировом турне, в рамках которого гастролировал по Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке и Европе, а после взял отпуск на полтора года.
Embed from Getty ImagesИегуди Менухин, первая жена Нола Николас и дочь Замира
В молодости Иегуди застал Вторую мировую войну. Скрипач выступал для солдат союзных войск и выживших узников концлагерей, дал более 500 концертов. Для поддержки американских военнослужащих сняли музыкальную драму «Солдатский клуб», события в которой сопровождаются выступлениями звезд того времени. В картине Иегуди исполнил Ave Maria Франца Шуберта и «Полет шмеля» Николая Римского-Корсакова.
В 1945-м Менухин отправился на гастроли в Москву, став первым зарубежным исполнителем в Советском Союзе после войны, и исполнил двойной концерт Баха вместе с советским скрипачом Давидом Ойстрахом. Двумя годами позже Иегуди выступил в Берлине в знак примирения, став первым евреем, сделавшим это после холокоста.
До преклонных лет скрипач продолжал выходить на сцену как солист и как американский дирижер, занимался благотворительностью и миротворчеством, устраивал конкурсы и фестивали для молодых талантов, обучал начинающих музыкантов. В репертуаре Менухина были не только классические произведения. Так, Иегуди записал альбом «Запад встречается с Востоком» в дуэте с индийским виртуозом-ситаристом Рави Шанкаром. Также работал с французским джазовым скрипачом Стефаном Граппелли. Последний сольный концерт Менухин дал вскоре после 80-летнего юбилея.
Рекомендации
- ^ Мендельсон, Ф. Концерт для скрипки ми минор, соч. 64, Дуврские миниатюрные партитуры (1999)
- Хамфри Бертон (2000), Иегуди Менухин, Жизнь. Ливан, Нью-Гэмпшир: Northeastern University Press (UPNE)
- ^ Мерсер-Тейлор, П. Дж. Кембриджский компаньон Мендельсона, КУБОК (2004)
- ^ «Фердинанд Давид», Музыкальные времена, Vol. 47, № 761
- ^ Д-р Риц, Дж. Письма Феликса Мендельсона, 1833–1847 гг., Айер (1970)
- ^ Киф, Саймон П. Кембриджский компаньон к концерту, КУБОК (2005)
- ^ Стейнберг, Майкл. Концерт: Путеводитель слушателя, ОУП (1998)
- Якобсон, Дж. Х. Опыт классической музыки, Sourcebooks, Inc. (2002).
- ^ Керман, Дж. Концертные беседы, HUP (1999)
- ^ Стоуэлл Р. Кембриджский компаньон для скрипки, КУБОК (1992)
- ^ Мендельсон, Ф. Концерт для скрипки ми минор, соч. 64, Bärenreiter (2005)
- Уилсон, К. Заметки о Мендельсоне: 20 важнейших работ, Книги Эрдмана (2005)
- Мендельсон, Ф. Концерт для скрипки ми минор, соч. 64, Миниатюрные партитуры Эйленберга
- Монсенжон, Б. (директор) и NVC Arts Великие выступления — Искусство скрипки, Warner Music Vision (2000)
Похожие песни
-
- слушать
- (скачать)
Felix Mendelssohn — Violin Concerto in E minor, Op. 64 — III. Allegretto non troppo — Allegro molto vivace
-
- слушать
- (скачать)
felix mendelssohn — violin concerto in e minor, op.64: III. allegretto non troppo-allegro molto vivace
-
- слушать
- (скачать)
Felix Mendelssohn — Violin Concerto in E minor, op. 64: III. Allegretto non troppo — Allegro molto vivace
-
- слушать
- (скачать)
Felix Mendelssohn — Violin Concerto in E minor, Op. 64: III. Allegretto non troppo — Allegro molto vivace
-
- слушать
- (скачать)
Felix Mendelssohn — Violin Concerto in E minor, Op. 64 — III. Allegretto non troppo – Allegro molto vivace
-
- слушать
- (скачать)
Felix Mendelssohn — Violin Concerto in E minor, Op. 64, III Allegretto non troppo – Allegro molto vivace (E major) (Jasc
-
- слушать
- (скачать)
Felix Mendelssohn — Violin Concerto in E minor, Op. 64, III Allegretto non troppo – Allegro molto vivace (E major) (Hila
-
- слушать
- (скачать)
Felix Mendelssohn — Violin Concerto in E minor, Op. 64 — III. Allegretto non troppo — Allegro molto vivace (Joshua Bell
-
- слушать
- (скачать)
Yehudi Menuhin — violin, Berliner Philharmoniker — Felix Mendelssohn-Violin Concerto in E minor, Op.64-III. Allegretto non troppo — Allegro molto vivac
-
- слушать
- (скачать)
Felix Mendelssohn-Bartholdy — Violin Concerto in E Minor, Op. 64: III. Allegretto non troppo — Allegro molto vivace
дальнейшее чтение
- Эрл, Бен. 2003. «Вкус, сила и попытки понять соч. 36: Британские попытки популяризировать Шенберга». Музыка и письма 84, нет. 4 (ноябрь): 608–43.
- Холл, Энн С. 1975. «Сравнение рукописных и печатных партитур скрипичного концерта Шенберга». Перспективы новой музыки 14, вып. 1 (Осень-Зима, 1975): 182–96.
- Клемм, Эберхардт. 1966. «Zur Theorie einiger Reihen-Kombinationen». Archiv für Musikwissenschaft 23, нет. 3: 170–212.
- Вилкер, Ульрих. 2015. «Aus der Neuen Welt. Традиции и инновации в Шенбергах». Концерт для скрипки с оркестром op. 36 «. Журнал Центра Арнольда Шёнберга 12 (2015): 105–121.
Движения [ править ]
Внешний звук |
---|
Исполняет Ицхак Перлман с оркестром Концертгебау под управлением Бернарда Хайтинка |
И. Форшпиль (Allegro moderato) |
II. Адажио |
III. Финал (Allegro energico) |
Концерт в трех частях :
- Форшпиль : Allegro moderato ( соль минор )
- Первая часть необычна тем, что является форшпилем , прелюдией ко второй части и напрямую связана с ней. Пьеса начинается медленно, сначала мелодия исполняется флейтами , а затем становится слышно соло скрипки с короткой каденцией . Это повторяется снова, служа введением в основную часть движения, которая содержит сильную первую тему и очень мелодичную и, как правило, более медленную вторую тему. Движение заканчивается так же, как и началось, двумя короткими каденциями, более виртуозными, чем прежде, и заключительное tutti оркестра перетекает во вторую часть, соединенную одной низкой нотой из первых скрипок.
-
Адажио ( ми-бемоль мажор )Медленное второе движение часто восхищаются за его мелодии, и , как правило , считается сердцем концерта. Темы, представленные скрипкой, подчеркнуты постоянно движущейся оркестровой партией, поддерживая движение и помогая ему переходить от одной партии к другой.
-
Финал: Allegro energico ( соль мажор )Третья часть, финал, открывается интенсивным, но тихим оркестровым вступлением, которое уступает место заявлению солиста об энергетической теме в блестящих двойных остановках. Это очень похоже на танец, который движется в комфортно быстром и энергичном темпе. Второй предмет — прекрасный пример романтического лиризма, более медленная мелодия, которая несколько раз прерывается в движении, прежде чем танцевальная тема возвращается с фейерверком. Пьеса заканчивается огромным аччелендо, приводящим к яркому финалу, который становится все выше по мере того, как он становится все быстрее и громче, и в конечном итоге завершается двумя короткими, но грандиозными аккордами.
Личная жизнь
Первой женой музыканта стала Нола Николас, дочь австралийского промышленника и сестра первого мужа Хефцибы Менухин. В браке родились двое детей: в 1939-м — дочь Замира, годом позже — сын Кров. Во взрослом возрасте Замира вышла замуж за британского пианиста китайского происхождения Фоу Цонга.
В 1944-м, во время второго военного визита в Великобританию, Иегуди познакомился с английской балериной Дианой Гулд, с которой в дальнейшем связал личную жизнь. После развода с Нолой в 1947 году Менухин сразу же женился на Диане, свадьба прошла в Лондоне. Во втором браке родились двое мальчиков: Джерард и Джереми. Третий сын Алексис умер вскоре после рождения. Впоследствии наследники Менухина тоже прославились: старший известен как правый активист и отрицатель холокоста, младший стал пианистом.
В первой половине 50-х Иегуди открыл для себя йогу и позже стал ее популяризатором на Западе. Музыкант путешествовал по Индии, где познакомился с влиятельным йогом Айенгаром, которого привез в Европу, чтобы тот преподавал. Также Менухин брал уроки у Индиры Деви, открывшей первую студию йоги в Лос-Анджелесе. В 1953-м журнал Life публиковал фотографии Иегуди в различных позах эзотерической йоги. А на 100-летии Берлинского филармонического оркестра музыкант стоял на голове и дирижировал ногой.
Embed from Getty ImagesИегуди Менухин и жена Диана Гулд
Также скрипач был известным филателистом, три десятилетия собирал марки и даже руководил международной организацией Philatelic Music Circle. В 2001-м была учреждена премия Иегуди Менухина за лучшую марку на музыкальную тематику.
В середине 60-х Менухин получил звание почетного рыцаря Британской империи, спустя 20 лет принял британское гражданство и стал сэром Иегуди, а его супруга — леди Дианой. Позже музыкант стал бароном и занял место в британской палате лордов. Также скрипач получил почетное швейцарское гражданство.
История жизни талантливого музыканта не раз была рассказана им самим и запечатлена в искусстве. В 1977-м Менухин опубликовал автобиографию «Неоконченное путешествие», посмертно вышла книга его мемуаров «Странствия». В середине 90-х скрипач рассказал о себе в фильме французского режиссера Бруно Монсенжона «Скрипка века», съемки которого проходили в его доме в Греции. Посвящены жизни музыканта и другие документальные картины, сериалы и телепередачи, в том числе выпуск из цикла «Великие имена» на российском канале «Культура», который показали в январе 2022-го.
Неизменная популярность
Брух также написал еще два скрипичных концерта, но ни один из них не приобрел такой же известности, как его первый, который по-прежнему пользуется большой популярностью как в репертуаре, так и в аудитории. Это было источником большого разочарования для Бруха, который написал Симроку:
«Ничто не сравнится с ленью, тупостью и тупостью многих немецких скрипачей. Каждые две недели ко мне приходит еще один с желанием сыграть первый концерт. Я стал грубым; и сказали им: «Я не могу больше слушать этот концерт — может быть, я написал только этот? Уходите и сыграйте раз и навсегда другие концерты, которые так же хороши, если не лучше ».
В 1903 году Брух посетил Неаполь, и местные скрипачи собрались неподалеку от того места, где он остановился, чтобы поприветствовать его. Брух пожаловался:
«Они стоят на углу Виа Толедо, готовые выступить с моим первым скрипичным концертом, как только я позволю себе быть увиденным. (Они все могут пойти к черту! Как будто я не написал других, не менее хороших концертов!) »
В 1996 году она была признана работой номер один в Classic FM (UK) Hall of the Слава слушателей радиостанции. В своем профиле Бруха Classic FM охарактеризовал концерт для скрипки как «одно из лучших произведений романтического периода».
В октябре 2019 года концерт был предметом BBC Radio 4 «Сказки из посоха» с Джошуа Беллом, впервые увидевшим оригинал.
Музыка
Внешний звук |
---|
Исполняет Изабель Фауст с оркестром Моцарта под управлением Клаудио Аббадо |
Берг описал структуру концерта в письме Арнольду Шенбергу . Он состоит из двух частей, каждая из которых разделена на две части:
-
- Анданте (Прелюдия)
- Аллегретто (Скерцо)
-
- Аллегро (Каденция)
- Адажио (Хоральные вариации)
Произведение начинается с Andante в форме классической сонаты , за которым следует Allegretto , танцевальная секция. Вторая часть начинается с Аллегро, в значительной степени основанного на одной повторяющейся ритмической ячейке ; этот раздел был описан как подобный каденции , с очень сложными пассажами в сольной партии. Оркестровка становится довольно жестокой в своей кульминации (которая буквально отмечена в партитуре как «Высшая точка Аллегро»); четвертый и последний раздел, помеченный Adagio , находится в гораздо более спокойном настроении. Первые две части предназначены для представления жизни, двух последних — смерти и преображения .
Мелодия «Плач» и ее построение из полей РИ-5 и Р-8.
Как и ряд других произведений Берга, это произведение сочетает в себе технику двенадцати тонов , типичную для сериалистической музыки, полученной от его учителя Арнольда Шенберга, с отрывками, написанными в более свободном, более тональном стиле. В партитуре замечательным образом сочетаются сериализм и тональность. Вот тоновый ряд Берга:
- Ваш браузер не поддерживает воспроизведение звука. Вы можете скачать аудиофайл .
Хотя он содержит все двенадцать нот хроматической гаммы , есть сильный тональный подтекст: первые три ноты ряда составляют трезвучие соль минор ; ноты с третьего по пятый — трезвучие ре мажор ; ноты с пятого по седьмой — трезвучие ля минор ; ноты седьмого по девятый — это трезвучие ми мажор ;
- Ваш браузер не поддерживает воспроизведение звука. Вы можете скачать аудиофайл .
а последние четыре ноты (B, C ♯ , E ♭ , F) и первая (G) вместе составляют часть целой шкалы тонов . Корни четырех трезвучий соответствуют открытым струнам скрипки, которые выделены в первом отрывке пьесы.
- Ваш браузер не поддерживает воспроизведение звука. Вы можете скачать аудиофайл .
Таким образом, получающиеся трезвучия связаны пятой частью и образуют каденцию , которую мы слышим непосредственно перед тем, как скрипка впервые сыграет ряд. Кроме того, четыре хорды выше подразумевает последовательность примечание B (B ♭ ) — А — С — Н (В ♮ ) , который образует BACH мотива , таким образом соединяя часть к Баху , чья музыка играет решающую роль в этом концерте.
Последние четыре ноты ряда, восходящие целые тоны, также являются первыми четырьмя нотами хоральной мелодии « Es ist genug » («Достаточно»), другой частью всей шкалы тонов. Бах сочинил четырехчастную установку гимна Франца Иоахима Бурмейстера с мелодией Иоганна Рудольфа Але, чтобы завершить свою кантату O Ewigkeit, du Donnerwort , BWV 60 (О вечность, ты, слово грома). Первые четыре такта показаны ниже.
- Ваш браузер не поддерживает воспроизведение звука. Вы можете скачать аудиофайл .
Берг цитирует этот хорал прямо в последней части пьесы, где гармонизация Баха звучит в кларнетах .
Есть еще один прямо цитируемый тональный отрывок в произведении в форме народной песни Каринтии во второй части первой части, которая ненадолго возвращается перед кодой во второй части. Это, пожалуй, единственный раздел, материалы которого не выводятся из ряда.
- Ваш браузер не поддерживает воспроизведение звука. Вы можете скачать аудиофайл .
Энтони Попл описывает работу как «менее серийную, чем Lulu », содержащую первоначально серийный материал, позже повторенный или разработанный вне этих рамок, в дополнение к небольшим изменениям во всем, чтобы избежать голых октав.
Возрождение концерта
Иегуди Менухин, скрипач-виртуоз, весной 1951 года показал рукопись концерта в Лондоне Альби Розенталем., скрипач-любитель и продавец раритетов. Он купил права на концерт у членов семьи Мендельсонов, проживающих в Швейцарии. Менухин отредактировал концерт для исполнения и издал его в Peters Edition.
4 февраля 1952 года Менухин представил концерт аудитории Карнеги-холла со «струнным оркестром», дирижируя концертом со скрипки. Менухин часто играл это произведение в сольном концерте, и сделал три его записи. Первый был сделан сразу после нью-йоркской премьеры, когда он дирижировал струнным оркестром RCA Victor (его дирижерский дебют зарегистрирован), второй — в следующем году с сэром Адрианом Боултом и оркестром Филармонии, последний в 1971 году с Рафаэлем Фрюбеком де Бургосом.
Критики остались довольны нью-йоркской премьерой
The New York Times восхитилась его «живым шутливым финалом в цыганском стиле», в то время как New York Sun назвала его «совершенно восхитительным» и поблагодарила Менухина за то, что он привлек внимание к рукописи.. Сам Менухин любил концерт и думал, что Мендельсон, вероятно, очень им гордится. Он также нашел точки сходства с более поздним концертом ми минор
Он сказал:
Он также нашел точки сходства с более поздним концертом ми минор. Он сказал:
- «Оба они в минор, в несколько беспокойном настроении: записанные каденции второй и третьей частей; длинный сольный отрывок из коротких нот в последней части, напоминающий отрывок третьей части ми минор, который открывает повторение…
- «Концерт ре минор полон изобретений и никоим образом не сдерживается слишком строгими традиционными концепциями. На самом деле он демонстрирует удивительную свободу и эластичность формы. Есть, например, сгущение и усиление с шубертарианскими модулями экспозиции в перепросмотре первой части, а также полностью спонтанная обработка третьей части ».
Однако концерт не утвердился в качестве основного продукта репертуар скрипки, как и Концерт ми минор.
Violin Concerto No. 1 (g-moll), Op. 26
Композитор
Макс Брух
Год создания
1866
Дата премьеры
24.04.1866
Жанр
концертные
Страна
Германия
Имя Макса Бруха (1838—1920) не столь громко звучит в музыкальном мире, как имена Мендельсона и Брамса. Но его Скрипичный концерт № 1 соль минор, соч. 26, занимает достойное место в родословной великих романтических шедевров. Макс Брух родился в том самом году, когда Мендельсон сделал первые наброски своего Скрипичного концерта ми минор. Премьера Концерта Бруха прошла десять лет спустя после смерти Шумана. Десятилетием позже появился знаменитый Концерт для скрипки с оркестром Брамса. Однако есть еще один великий музыкант, чье искусство объединило названные скрипичные концерты в непрерываемую на протяжении столетия традицию. Его звали Йозеф Йоахим. На титульном листе партитуры Скрипичного концерта Бруха стоит посвящение: Йозефу Йоахиму в знак дружбы.
Эскизы концерта соль минор, возможно, относятся к 1857 году, когда 19-летний Брух закончил консерваторию в Кёльне, где его учителями были Фердинанд Хиллер и Карл Рейнеке. В 20 лет Брух уже преподает в консерватории музыкально-теоретические предметы. Одна за другой следуют премьеры его опер, ораторий, симфоний, инструментальных концертов, камерных анамблей, вокальных циклов… Особенной популярностью пользуются в Германии хоры Бруха. Он дирижирует оперными представлениями и симфоническими концертами в различных городах Германии и за границей. Среди учеников Макса Бруха – представители национальных композиторских школ, такие выдающиеся мастера ХХ века, как итальянец Отторино Респиги, англичанин Ральф Воан-Уильямс.
Интерес к национальным истокам музыки, к экзотическим культурам – родовая черта романтизма. К числу популярных произведений Бруха принадлежат «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром, Adagio на кельтские темы, еврейская мелодия «Кол Нидрей» для виолончели с оркестром, обработки русских и шведских песен и танцев… Современники высоко ценили дарование Бруха – пылкого романтика, превосходного и яркого мелодиста, мастера отточенной музыкальной формы, эрудита, блистательного профессионала. В один год (1893) с Чайковским, Сен-Сансом, Григом и Бойто ему было присвоено звание почетного доктора музыки Кембриджского университета. Летом 1864 года Брух, задумывая Концерт, вернулся к давним эскизам. Премьера первой редакции соль-минорного концерта cостоялась под управлением автора 24 апреля 1866 года в Кобленце. Автор, однако, продолжал совершенствовать сочинение. Рукопись переработанного концерта он послал летом 1866 года Йозефу Йоахиму, который впервые исполнил его в окончательной версии 7 января 1868 года в Бремене. Вскоре он прозвучал и в других городах. Его включили в свой репертуар Фердинанд Давид и Леопольд Ауэр, а затем и другие крупнейшие скрипачи мира.
Необычно строение концерта: все его части выдержаны в сонатной форме. В глухом рокоте литавр рождается вступление – поддержанный оркестром речитатив скрипки, напоминающий эпический рассказ рапсода. Ритмически упругий страстный «взлет» скрипки соло и широкая экспрессивно насыщенная лирическая мелодия – обе темы Allegro moderato подвергаются разработке в диалоге солиста и оркестра, в пассажах то лирико-элегических, то бурных, виртуозно-драматических. Краткая сольная каденция скрипки (на материале вступления) «незаметно» без перерыва вливается во вторую часть – божественное Adagio, подлинную жемчужину, впечатляющую редкой красотой мелодических образов. Напряженно пульсирующий ритм вступительных тактов Allegro energico предвосхищает размашистую горделивую главную тему финала. В ее отчетливо венгерском характере можно усмотреть своеобразный «комплимент» Йозефу Йоахиму (спустя годы так же поступит Брамс в финале своего Скрипичного концерта). В облике второй, широкой патетической темы преобладают гимнические черты. Концерт венчает энергичная блестящая кода.
Иосиф Райскин, mariinsky.ru
Премьеры
- Мировая премьера: 19 апреля 1936 года, Palau de la Música Catalana , Барселона , на XIV фестивале ISCM . Луи Краснер исполнил сольную партию, а оркестром Пау Казальса дирижировал Герман Шерхен .
- Антон Веберн должен был быть дирижером. Отчеты разнятся относительно того, был ли он болен или был эмоционально неспособен справиться с предметом музыки. В любом случае Шерхен оказался на фестивале, и его призвали буквально в 11-м часу. Впервые он увидел партитуру в 11 часов вечера накануне премьеры, а на следующее утро у него было время всего на получасовую репетицию.
- Частная британская премьера: 1 мая 1936 года, Лондон , на концерте только по приглашениям. Краснер снова был солистом (по приглашению продюсера BBC Эдварда Кларка , присутствовавшего на мировой премьере в Барселоне), а Антон Веберн дирижировал Симфоническим оркестром BBC . Этот спектакль записан на ацетатные диски, которые сохранились в коллекции Краснера. Спектакль транслировался по BBC в день столетнего юбилея Берга, 9 февраля 1985 года, а затем был выпущен на компакт-диске.
- Австрийская и европейская премьера: 25 октября 1936 года, Вена , Краснер с Венской филармонией под управлением Отто Клемперера . Скрипач Арнольд Розе вышел на пенсию и возглавил струнную секцию. Этот спектакль тоже был записан.
- Британская публичная премьера: 9 декабря 1936 года, Лондон, в Королевском зале на концерте BBC. Краснер снова был солистом, а сэр Генри Вуд дирижировал Симфоническим оркестром BBC.
Пересмотренный вариант
Берг не успел пересмотреть счет и исправить ошибки. Наконец, в 1990-х годах это сделал профессор , старший преподаватель академических исследований Королевского северного музыкального колледжа в Манчестере. Премьера переработанной версии состоялась в Вене в 1996 году, солист Даниэль Хоуп . Хоуп также сделал первую запись этой версии в 2004 году с Симфоническим оркестром BBC под управлением Пола Уоткинса .
Движения
Концерт состоит из трех частей со следующими темп маркировка:
Концерт для скрипки ми минор, соч. 64 Allegro molto appassionato Анданте Allegretto non troppo — Allegro molto vivace Исполняет Франциска Фрю с Симфонический оркестр Фульды |
|
Проблемы с воспроизведением этих файлов? Видеть помощь СМИ. |
- Аллегро Молто аппассионато (Ми минор )
- Анданте (До мажор )
- Allegretto non troppo — Allegro molto vivace (Ми мажор )
Allegro molto appassionato
12–14 минут
Вместо оркестрового тутти, концерт открывается почти мгновенным вступлением соло скрипки, играющей самую мелодию в Ми минор это не давало Мендельсону покоя. После бравура с быстро восходящими нотами, вступительная тема затем воспроизводится оркестром. Затем наступает неистовый хроматический переходный переход как музыка стихает и модулирует в спокойную вторую тему в Соль мажор. Первоначально мелодия исполняется деревянными духовыми инструментами, а солист педаль примечание на . Мелодию играет сама скрипка соло перед коротким заканчивает секция открывающего движения. Затем первые две темы объединяются в раздел, где музыка развивается до инновационных каденция, которую Мендельсон выписал полностью, не позволяя солисту импровизировать. Каденция набирает скорость за счет ритмических переходов от дрожь к квартер-тройня и наконец полукваверы, которые требуют от солиста рикошетного поклона. Это ссылка на , где вступительная мелодия исполняется оркестром в сопровождении продолжающихся рикошетных арпеджио солиста. Во время перепросмотра вводные темы повторяются со второй темой, играемой в ми мажоре, прежде чем вернуться к ми минору для закрытия части. Музыка набирает обороты в коде, обозначенной «Presto», перед вариантом исходного хроматического перехода отрывок заканчивает первую часть.
Анданте
7–9 минут
Фагот выдерживает свою си от финального аккорда первой части перед движением вверх полутон к средний C. Это служит ключевым переходом от вступительной части ми минор к лирической До мажор медленное движение. Движение в троичная форма и напоминает собственные произведения Мендельсона. Песни без слов. Тема для более темной средней части в Несовершеннолетний сначала исполняется оркестром перед скрипкой, а затем одновременно звучит и мелодия, и аккомпанемент. В дрожащий сопровождение требует от солиста ловкой ловкости, прежде чем музыка вернется к основной лирической теме до мажор, на этот раз ведущей к безмятежному завершению.
Allegretto non troppo — Allegro molto vivace
6–7 минут
После второй части следует короткий переходный пассаж из 14 тактов ми минор только для скрипки соло и струнных. Это приводит к живому и искрометному финалу, который целиком выполнен в ми мажоре и в начале которого отмечается труба фанфары. Это движение в форма сонаты рондо с вступительной темой, требующей от солиста быстрой работы по переходу. Открытие экспозиции ведет к короткой секунде. Си мажор Тема, которую играет солист, строится из серии быстро восходящих и нисходящих арпеджио, напоминающих каденцию из первой части. Затем оркестр играет вариацию вступительной мелодии, после чего музыка переходит в небольшую секцию развития в Соль мажор. Перепросмотр по сути похож на изложение, за исключением добавления контр-мелодия в струнах. Вторая тема повторяется, на этот раз в домашней тональности ми мажор. Ближе к концу части есть почти небольшая каденция, когда деревянные духовые инструменты играют основную мелодию на фоне протяженных трелей сольной скрипки. Затем концерт завершается лихорадочной кодой.
Концепция и композиция
Пьеса написана по заказу скрипач Луи Краснера. Когда он впервые получил заказ, Берг работал над своей оперой Лулу, и он не начинал работу над концертом в течение нескольких месяцев. Событием, которое побудило его писать, была смерть от полиомиелита 18-летней Манон Гропиус, дочери Альмы Малер (некогда Густава Малера ). жена) и Вальтер Гропиус. Берг отложил Лулу для написания концерта, который он посвятил «Памяти ангела».
Берг работал над пьесой очень быстро, завершив ее за несколько месяцев; Считается, что именно его работа над концертом во многом повлияла на то, что ему не удалось завершить Лулу перед смертью 24 декабря 1935 года. Концерт для скрипки был последним произведением, завершенным Бергом. В письме Краснеру от 16 июля 1935 года Берг признался:
Вчера я закончил сочинение нашего Скрипичного концерта. Я, наверное, удивлен больше, чем вы (…) работа доставляла мне все больше и больше радости. Я надеюсь — нет, я твердо уверен — что мне это удалось.