3 часть, Allegro ma non troppo (f-moll)
Тем трагичнее воспринимается Финал (f-moll), вторгающийся attacca резким протестующими возгласами. 13 раз повторяется ум VII4/3 на котором замерло Andante, как сигнал к буре, динамика при этом резко переключается от рр к ff. Мало услышать в буре финала только бушевание стихийных сил природы – это бури и вихрь душевных страстей. В отличие от победных финалов героико-драматических симфоний Бетховена, в последней части Аппассионаты мрак сгущается, драматизм становится предельным.
Сонатная форма финала (точнее, сонатная с эпизодом, т.е. новой темой в разработке) очень своеобразна:
- в ней нет протяженных законченных мелодий. На фоне безостановочного потока вздымающихжя и низвергающихся волн пассажей возникают краткие мотивы, то героические, горделивые, призывные (в гл.п.), то мучительно-скорбные (секундовый мотив в побочной, особенно же – новая тема в b-moll из разработки);
- отсутствуют и рельефные остановки, цезуры. Стремительный волнообразный вихрь приостанавливается лишь однажды (затишье перед репризой). Финал весь – порыв, движение, борьба.
- при всей индивидуальности различных тем финала, в нем нет отчетливых образных контрастов. Характерно, что побочная начинается так же, как и главная, только в c-moll (тт. 72 – 96).
Смысловым итогом всей сонаты является кода (presto). В ней нашла выражение идея, которая с новой силой прозвучит в 5 симфонии: только в единении с другими людьми, с массами человек способен победить, обрести силы. Тема коды – новая, ее не было ни в экспозиции, ни в разработке финала. Это могучий богатырский пляс в простом ритме, создающий образ народа.
Сквозное применение «неаполитанской» гармонии можно наблюдать и в сонатах № 14, 17.
Претворение в лирических темах героических интонаций – характерная черта зрелой бетховенской мелодики (ср. с т. Аndante из Пятой симфонии).
Ее начало аналогично второму элементу главной темы I части.
Navigation etc.
Beethoven Piano Sonatas | |
|
|
General Information
Work Title | Piano Sonata No.23 |
---|---|
Alternative. Title | Appassionata |
Name Translations | Piano Sonata No. 23; Sonata per a piano núm. 23; Klaviersonate Nr. 23; Sonata para piano n.º 23; Pianoarentzako 23. sonata; سونات ۲۳ پیانو; Pianosonaatti nro 23; Sonate pour piano nº 23 de Beethoven; סונאטה מס’ 23 של בטהובן; Sonata per pianoforte n. 23; ピアノソナタ第23番; 피아노 소나타 23번; Pianosonate nr. 23; Sonata fortepianowa nr 23 f-moll op. 57; Соната для фортепиано № 23; Klavirska sonata br. 23; Pianosonat nr 23; Соната для фортепіано № 23; 第23钢琴奏鸣曲; Appassionta; السوناتا العاطفية; Σονάτα για πιάνο No. 23; Klaversonate nr. 23; Sonato por piano n-ro 23; سۆناتای ژمارە ٢٣ بۆ پیانۆ; Sonata Rhif 23 i’r Piano |
Name Aliases | Piano Sonata No. 23 in F Minor, Op. 57; Appassionata (apocrifo); Sonata fortepianowa nr 23 Beethovena; Pianosonate nr. 23 (Beethoven); Sonata para piano n.º 23 en fa menor, Op. 57 |
Authorities | |
Composer | Beethoven, Ludwig van |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | Op.57 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | ILB 184 |
Key | F minor |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 3 movements:
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1804–06 |
First Publication. | 1807 |
Dedication | Graf Franz von Brunsvik |
Composer Time PeriodComp. Period | Classical |
Piece Style | Classical |
Instrumentation | piano |
Related Works | The melody of the 2nd movement is used in Beethoven’s Hymne an die Nacht. |
External Links | Wikipedia article |