Краткое содержание: Сильфида
Платон Михайлович перебрался в деревню. Он жил в доме умершего дяди. В первое время он жил хорошо. Ему очень нравились большие дядюшкины кресла. Я очень удивился, когда узнал, что Платон перебрался в деревню. В общем, он завёл новых друзей и новую философию. Он нравился людям своей простоватостью. Он всем говорил, что лучше мало знать и иметь хорошее пищеварение. Через пару месяцев ему стало скучно. Он понял, что невежество не спасение. Ему надоело смотреть, как все эти люди пытаются получить взятку или отомстить кому-то. Они любили играть в карты, пьянствовать – и это самые невинные для них занятия. Платон Михайлович закрылся дома и никого не пускал
Он обратил внимание на старинные шкафы. Там лежали книги
Тётушка сказала, что надо запечатать шкафы и не трогать их вообще. С большим трудом, но новый хозяин уговорил слугу открыть шкафы. Тот говорил, что будет грешно открыть их, но всё-таки слуга сделал это. Как оказалось, в шкафах прятались книги великих мистиков и алхимиков. Платон Михайлович ушел с головой в книги. Он не только читал их, он всё это мне рассказывал. Среди множества книг он нашел одну рукопись. Там было написано, как модно вызвать духа. Любой другой человек посмеялся б над этим, но не Платон Михайлович. Он поставил у окна сосуд с водой, который собирал солнечные лучи. Он считал, что это поможет вступить в связь с духом солнца, который поможет открыть ему глаза для неведомого мира. Он захотел обручиться с Сильфридой и бросил свой перстень в воду. Позже он увидел какое-то движение. Перстень начал рассыпаться и превращаться в мелкие искры. Начали появляться золотые нити, которые заполнили сосуд. Вода окрашивалась в золотой цвет. Как только ваза была поставлена на своё место, перстень снова лежал на дне. Он захотел рассказать это другим людям. Он познакомился с девушкой Катей, которая была дочерью его соседа. Он долго не мог понять, почему она такая застенчивая. Она всегда краснела, когда Платон Михайлович пытался с ней заговорить. Познакомившись ближе, он понял, что она любит его. Он подумал: а не жениться ли ему на ней. Катя ему нравилась. Она была послушной и мало разговаривала. В своём письме я одобрил его женитьбу и сказал, что очень рад за них обоих. Платон Михайлович пошел к Реженским, сделал предложение и назначил день свадьбы. Он был очень горд тем фактом, что понимает свою невесту лучше, чем её отец . Но я себя начал чувствовать как то неуверенно. Какие-то странные письма ко мне приходили. После иск, о которых мне писал Платон Михайлович, начали появляться розы. А в лепестках розы он увидел женщину. Он смотрел как она спит. В последнем письме он писал, что посвящает себя исследованию мира Сильфриды. Позже мне написал Гаврило Реженский. Он писал, что Платон Михайлович забыл о свадьбе. Я ему сообщил, что он заперся и никого не пускает. Отец Катеньки забеспокоился не на шутку. Он вспомнил, что дядечку Платона Михайловича раньше прозвали чернокнижником. Сам он во всё это не верил, но узнав, что тот целыми днями только и делает, что смотрит на сосуд с водой, решил, что Платон Михайлович болен. Со всеми этими письмами я пошел к одному доктору. Он всё выслушал и сказал мне, что Платон Михайлович просто сошел с ума и рассказал мне, как это произошло. Я пригласил его к своему другу. Мы нашли его в постели. Он пару дней не ел, не пил. Он даже не узнал меня! Возле него лежали какие-то листочки. Там были записаны его беседы с Сильфридой. Она звала его к себе. По чуть-чуть мы вывели его с этого состояния. Он начал поправляться. Я говорил с ним о вещах, которые существуют. О чём-то положительном. Он всё слушал, но участие в беседе не принимал. Ему больше нравилось говорить о нашем прошлом. Как мы любили гулять, и какие были у нас приключения. Платон Михайлович полностью выздоровел, и я напомнил ему о Кате. Он был согласен. Я пошел к Реженскому, а друга одел в мундир. Через какое-то время я решил навестить Платона и Катю. Он сидел в халате и курил, а Катенька наливала чай. Он даже обрадовался, что я приехал, но радости не показал. Когда его жена вышла, я спросил у него: «Ну как? Ты счастлив?» Он мне сказал, что любой другой человек был бы счастлив, ведь у него красивая и любящая жена, хороший дом, денег хватает, но это всё не для него. Он сказал, что он художник искусства, которого ещё нет. Уже ничего не вернуть и всё замрёт на долгие годы. В общем, это был его последний припадок. Потом всё пошло в гору. Он занялся хозяйство. Правда, стал больше пить и не даёт проходу горничной, но это ерунда. Главное, что он такой же человек, как и все другие.
Краткое содержание романа «Сильфида» пересказала Осипова А. С.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Сильфида». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты
Шоллар Л. Ф.
ШОЛЛÁР (Вильтзак) Людмила Францевна (Фёдоровна) (15.3.1888 1978, Сан-Франциско), рус. артистка, педагог. В 1906 окончила Петерб. театр. уч-ще (ученица М. М. Фокина и K. M. Куличевской). В 19061921 танцовщица Мариинского т-ра (Петрогр. т-р оперы и балета). В 191416 сестра милосердия на фронте (была дважды ранена). В 190914 участвовала в Русских сезонах за границей. Дарование Ш. наиболее полно проявилось в балетах: М. М. Фокина «Евника» (1907, Актея), «Карнавал» (1910, Эстрелла), «Петрушка» (1911, Балерина), «Бабочки» (1912); В. Ф. Нижинского «Игры» Дебюсси (1913). С 1921 жила за границей (с 1936 в США). В 192125 солистка труппы Русский балет Дягилева. В 192535 в т-ре «Колон» (Буэнос-Айрес), в труппе И. Л. Рубинштейн и другие. В 1936 совм. с А. И. Вильтзаком организовала балетную школу в Нью-Йорке (существовала до кон. 40-х гг.). Затем (до 1963) работала в Нью-Йорке в Школе американского балета, школе «Балле тиэтр», в 196365 в Вашингтоне, с 1965 в Сан-Франциско. Лит.: Красовская В. М., Русский балетный театр нач. XX в., 2 Танцовщики, Л., 1972, с. 33336. Г. Д. Андреевская. |
Музыка к балету
Ж. М. Шнейцхоффер (1785–1852) был потомственным музыкантом. Сначала он просто играл в составе оркестра парижской оперы на литаврах, но редкостная музыкальность позволила ему стать хормейстером в театре, а затем с 1818 года он стал сочинять музыку для различных балетмейстеров. Это было новшество. До него музыка для балета компоновалась из различных опер. К 1832 году он уже написал четыре партитуры.
Работая вместе с Тальони, он создал новые мелодии к спектаклю «Сильфида» (балет). Композитор написал, тонко разработав ритмику, мелодичную изящную музыку, отражающую различные чувства, охватывающие героев. Именно благодаря этому балету он остался в истории и проложил новую дорогу для Адольфа Адана («Жизель»), Лео Делиба («Коппелия») и Петра Чайковского.
Воздух
В отличие от остальных стихий, воздух невидим. Его нельзя взвесить (по крайней мере, так думали древние) или уничтожить, но он может быть легко вытеснен другими элементами и становится осязаем при малейшем своем движении. Вода — основа любой жизни, однако без воздуха человек может прожить лишь несколько минут. Будучи самым легким и неуловимым элементом, воздух — ведущая сила воображения, вдохновения, мечтания и свободы.
Согласно Парацельсу, элементали воздуха — сильфы (женские особи — сильфиды). Вероятнее всего, автор выдумал их, как и гномов. Подобно последним, сегодня сильфы считаются не алхимическими духами воздуха, а некоей разновидностью своих ближайших мифологических родичей — спрайтов и фей (тех, которые представляются нам крохотными крылатыми человечками).
Сильф (ролевая игра Dungeons & Dragons). |
Упоминания о благостном воздушном народе имелись еще в античности. Сократ устами Платона (диалог «Федон») сообщает, что все люди живут в «углублениях» земли, считая ее поверхностью планеты, однако где-то очень высоко, на «крайнем рубеже воздуха» имеется еще один мир. Для нас он выглядит совсем иначе, ведь рыбы, высунувшиеся из воды, также увидят небо другим — чистым и ярким.
Воздушные элементали отличаются скоростью и масштабами разрушений — по сути, это маленькие ураганы. |
Согласно средневековым поверьям, сильфы часто путешествуют, используя для этого облака или собственные крылья, придают форму снежинкам, умеют менять облик (даже превращаются в обычных людей), никогда не старятся, по природе своей умны, дружелюбны и веселы, но идут на контакт нечасто, предпочитая другим собеседникам поэтов, артистов, художников и прочих представителей творческих профессий.
В ролевой игре Dungeons & Dragons есть существа генази — помесь людей и элементалей (на картинках: воздушные, земные, огненные и водные генази). |
Воздушные элементали встречаются даже в фантастике. Аэрион — одна из героинь фильма «Хроники Риддика» — принадлежит к их роду (по крайней мере, так сказал один из некромонгеров). Она состоит из плотного воздуха и не имеет веса, что позволяет ей воспарять над землей при малейшем дуновении ветра. Воздушные элементали вселенной Риддика — существа бесстрастные и высокоразумные, привыкшие действовать по заранее составленному плану и избегающие военных конфликтов. Если верить Алану Дину Фостеру, адаптировавшему фильм в книжный формат, элементали — боковая ветвь человечества, причем во вселенной существуют не только воздушные, но также огненные, земные и водные существа.
Аэрион. |
История создания балета
Толчком к созданию либретто послужило небольшое романтическое произведение в прозе Ш. Нодье «Трильби». Либреттист А. Нурри значительно изменил новеллу. Музыку написал Жан Шнейцхоффер. А балетмейстер Филиппо Тальони отказался от канонов XVIII века, устранил мимические действия актеров, заменив их танцами, наполненными поэтическим содержанием.
Поэтому первое представление, когда балет «Сильфида» предстал перед парижанами в Гранд-Опера, поразило французов новизной, свежестью взгляда и настроением, которое было созвучно тому времени: бытовая реальная жизнь и мечта не могли существовать вместе. Премьера, которая прошла 12.03.1832 года, открыла перед французской публикой эпоху романтизма на балетной сцене.
Штраус Р.
ШТРÁУС (Strauss) Рихард (11.6.1864, Мюнхен, 8.9.1949, Гармиш-Партенкирхен), нем. композитор и дирижёр. Изучал теорию композиции у Ф. В. Мейера (187580). Концертировал в Нидерландах, Испании, Бельгии, Франции, Швейцарии и России. Вёл интенсивную деятельность в Байрёйтском т-ре, пропагандируя творчество Р. Вагнера. Богатое наследие Ш. включает оперы, симфонич., инструм. и вок. соч., а также балеты «Легенда об Иосифе» (1914, Русский балет Дягилева, балетм. М. М. Фокин) и «Взбитые сливки» (1924, Венская гос. опера, балетм. Г. Крёллер). Основные достоинства музыки Ш. связь с традициями европ. программного симфонизма, яркость и выразительность тематизма, богатство и разнообразие оркестровых средств привлекали мн. балетмейстеров. Среди балетов на музыку разл. произв. Ш.: «Тиль Уленшпигель» (на муз. одноим. симфонич. поэмы, 1916, Русский балет Дягилева, балетм. В. Ф. Нижинский; 1933, балетм. Л. В. Якобсон; 1949, балетм. Ж. Бабиле; 1951, балетм. Дж. Баланчин), «Куперен-сюита» (1923, Вена, балетм. Крёллер), «Танец Саломеи» (на муз. из оперы «Саломея», 1921, Большой т-р, балетм. A. A. Горский), «Мещанин во дворянстве» (на муз. одноим. сюиты, 1932, «Балле рюс де Монте-Карло», балетм. Баланчин; 1936, Гос. опера, Берлин, балетм. Л. Маудрик; 1968; Королев. балет, Лондон, балетм. А. Тюдор, под назв. «Странствующий рыцарь»), «Смерть и просветление» (на муз. одноим. симфонич. поэмы, 1934, Аугсбург, балетм. А. Миллош; 1975, Нидерландский нац. балет, балетм. Р. ван Данциг, под назв. «Унесённые лёгким ветерком»), «Дон Жуан» (на муз. одноим. симфонич. поэмы, 1938, Берлин, балетм. Т. Гзовская; 1944, Рим, балетм. Миллош; 1948, «Сэдлерс-Уэллс балле», балетм. Ф. Аштон; 1957, Бонн, балетм. М. Луйпарт), «Тусклый свет» (на муз. Бурлески для фп. с оркестром, 1943, «Балле тиэтр», балетм. Тюдор; 1971, «Американ балле компани», балетм. Э. Фелд, под назв. «Театр»), «Метаморфозы» (на муз. одноим. произв. для оркестра, 1962, Ганновер, балетм. И. Георги), «Четыре последние песни» (на муз. одноим. вок. цикла для сопрано и оркестра, 1966, Королевский швед. балет, балетм. Б. Макдональд; 1970, Балет XX века, балетм. М. Бежар, под назв. «Быть может это Смерть?»; 1971, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Лорка Мясин, под оригинальным назв.; 1977, Нидерландский нац. балет, балетм. Р. ван Данциг, под оригинальным назв.). В. М. Паппе. |
В популярной культуре
- Уиллоу, персонаж серии романов Терри Брукса « Волшебное королевство Ландовера » (1986), сильфида и жена главного героя Бена Холидея . Она дочь Повелителя реки и деревянного элементаля, благодаря чему у нее бледно-зеленая кожа и изумрудные волосы. Ее двойственная природа отражается в том факте, что она должна превращаться в иву каждые 21 день, чтобы поддерживать свою жизненную силу. У нее напряженные и отдаленные отношения со своим отцом, поскольку ее существование служит ему постоянным напоминанием о коротких отношениях, которые он желает восстановить, но никогда не может. И поэтому она обращается за советом к своей матери.
- Компания Silph, занимающая видное место во франшизе Pokémon , производит устройство под названием Silph Scope, которое позволяет пользователю видеть призрачные сущности, иначе не идентифицируемые невооруженным глазом. Некоторые покемоны известны тем, что их вдохновляли сильфиды.
- В серии романов Брэндона Сандерсона « Архив штормового света » (2010) персонаж Сильфрена представлен как ветровый шлепок, существо, которого привлекает стихия ветра и ее характеристики. Как и другие ветроспрены, Сильфрена (Силь) обладает способностью свободно перемещаться по воздуху и изменять свою форму, позволяя ей принимать черты человека, зверя или всего, что она пожелает, включая ленту света.
- В тексте песни Prefab Sprout «Desire As» из их альбома 1985 года Стив МакКуин упоминает «существо в форме сильфиды, которое меняет свое мнение». Этот же текст цитируется в песне LYR под названием «Winter Solstice» с участием поэта-лауреата Саймона Армитиджа .
БАЛЕТ ВИДЕО, МУЗЫКА
Либретто балета «Сильфида»
Сильфида
Балет в двух действиях
Автор балета — Жан Мадлен Шнейцхоффер (Шнейцгоффер)
Либретто А. Нурри, перевод с французского А. Паскаль. Балетмейстер Ф. Тальони.
Действующие лица: Сильфида. Джемс Рюбен, крестьянин-шотландец. Анна Рюбен, его мать. Эффи, крестьянка. Гюрн, крестьянин-шотландец. Старая Мадж, ведьма. Сильфиды, шотландские крестьяне, старики, ведьмы, звери.
Действие происходит в Шотландии.
Действие IЗамок в Шотландии Утром, в день своей свадьбы с Эффи, Джеймс дремлет в кресле. Рядом с ним коленопреклоненная крылатая фигура — Сильфида. Она целует его в лоб, и он в смущении просыпается. Завороженный видомвоздушной девы, он пытается ее поймать, но она ускользает от него; на минуту задерживается у камина и улетает в трубу. Взволнованный Джеймс будит своих товарищей, но никто из них не видел Сильфиду.Появляется Гурн, соперник Джеймса, и узнает, что кто-то другой, а не Эффи, завладел мыслями Джеймса.
Приготовления к свадьбе в самом разгаре. Но Джеймс едва замечает Эффи; ее расположения пытается добиться Гурн, которого она не замечает. Джеймс присоединяется к свадебным хлопотам. Эффи предаетсямечтам о замужестве, но Джеймс постепенно осознает, что его мысли далеки от происходящего в замке. Незаметно в дом проникает старуха Мэдж, чтобы погреться у огня. Джеймс, ощутив ее зловещее присутствие, не может сдержать неудовольствия. Ему невыносимо видеть старуху сидящей на том же месте, где онв последний раз видел Сильфиду. Он приказывает ей уйти, но Эффи успокаивает жениха и убеждает его разрешить Мэдж погадать гостям. Мэдж предсказывает Эффи свадьбу с Гурном. Обозленный Джеймс угрожаетстарухе, та проклинает его. Эффи уходит переодеваться к свадьбе, оставляя Джеймса одного, в сильном смятении.
Сильфида снова является Джеймсу, объявляя свою любовь к нему. Она утверждает, что они должны принадлежать друг другу. Входит Гурн в надежде, что он застанет Джеймса за разговором с другой женщиной.Он пытается открыть Эффи глаза на эту странную ситуацию, но она не слушает его.
Однако стоит начаться свадебным торжествам, Сильфида появляется вновь. Не в силах сопротивляться ее чарам, Джеймс следует за ней в лес, оставив Эффи с разбитым сердцем.
Действие IIПоляна в лесуВ глухой чаще скрытая туманом Мэдж строит планымести. В волшебном котле сотворит она шарф, чарам которого ничто не сможет сопротивляться. Когда туман рассеивается, появляются Джеймс и Сильфида, которая показывает ему свое царство. Она подноситему ягоды и воду, но избегает его объятий. Чтобы развеять его грусть, Сильфида зовет своих сестер. Лес наполняется девами воздуха, они танцуют для Джеймса. Но ни разу ему не удается дотронуться доСильфиды.
Эффи и друзья Джеймса ищут его по всему лесу. Гурн находит его берет, но Мэдж убеждает его хранить молчание. Гурн делает Эффи предложение, и та принимает его с одобрения старухи Мэдж. Все покидаютлес, чтобы сыграть свадьбу Эффи и Гурна. Отчаявшийся Джеймс ищет свою Сильфиду. Мэдж убеждает его, что сотканный ею волшебный шарф поможет поймать ее. Появляется Сильфида: она и в самом деле не может сопротивляться чарам шарфа. Онапозволяет Джеймсу накинуть его на плечи, и в этот миг он целует ее. Но его объятия смертельны: крылышки Сильфиды опадают на землю. В отчаянии Джеймс видит вдали свадебную процессию, героем котороймог бы быть он сам. Мэдж заставляет его смотреть на то, что он потерял, и Джеймс понимает, что потерял все в погоне за недостижимым.
Шнейцхоффер
ШНЕЙЦХÓФФЕР, Шнейцгоффер (Schneitzhoeffer, Schneitzhöffer) Жан Мадлен (1785, Париж, 1852, там же), франц. композитор. Работал в парижской Опере (вначале литаврщик в оркестре, позже хормейстер), с 1833 профессор хорового класса Парижской консерватории. Написал 6 балетов (все пост. в парижской Опере): «Прозерпина» (балетм. П. Гардель), «Деревенский соблазнитель, или Клер и Мекталь» (балет-пантомима, балетм. Альбер), оба 1818; «Земира и Азор» (1824, балетм. Ж. Ж. Деэ), «Марс и Венера, или Сети Вулкана» (1826, балетм. Ж. Б. Блаш), «Сильфида» (1832, балетм. Ф. Тальони), «Буря, или Остров духов» (1834, балетм. Ж. Коралли). Совм. с Ф. Сором написал также балет «Сицилиец, или Любовь-живописец» (1827, парижская Опера, балетм. Анатоль). Творческая деятельность Ш. приходится на время формирования и расцвета франц. романтич. балета; он был одним из прямых предшественников Адана и Делиба. Особой известностью пользуется «Сильфида», сценическое долголетие которой объясняется не только высоким качеством хореографии Тальони, но и достоинствами партитуры: музыка балета изящна и мелодична, тонко разработана ритмически, гибко следует за действием, воплощая разнообразные эмоциональные состояния героев. Лит.: Guest I., The romantic ballet in Paris, L., 1966. B. A. Кулаков. |
Шпаремблек М.
ШПÁРЕМБЛЕК (Šparemblek) Милко (р. 1.12.1928; Фарна-Вас, Словения), югосл. артист и балетмейстер. Учился в Загребе у А. Ройе, затем в Париже у О. И. Преображенской и С. Перетти. Работал в труппах Ж. Шарра (195456), М. Мишковича (195658); Л. Чериной (1958). Первая пост.: «Лестница» (1957, Труппа Мишковича). Др. балеты: «Квартет» на муз. де Бенфилда (1957), «Герой и его зеркало» (1959); «Семь смертных грехов мещанина» Вейля (1962), «Орфей» на муз. Монтеверди (1960), «Зигфрид-идиллия» на муз. Вагнера (1965), телефильм-балет «Федра» Орика (1968), «Отсутствие» на муз. Малеца (1969), «Симфония псалмов» на муз. Стравинского (1972) и др. Балетмейстер-репетитор брюссельского «Театра де ла Монне» (19601963), заместитель гл. балетмейстера труппы Балет XX века (196364). Руководил португальской труппой «Гульбенкян балле» (19701972) и балетной труппой «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (197075). |
Описание
Элементаль ветра, рожденный от слияния «элементов ветра» с демонической энергией монстра. Так на свет появляется монстр с обликом женщины и ветреными свободолюбивым характером. Обычно сильфы скрывают себя, летая по небу с ветром, так что их довольно сложно обнаружить. Однако они частенько неожиданно для себя спускаются вниз.
Сильфы образуют союз с человеческим мужчиной через половой акт. Мужчина, вошедший в союз с элементалем, зовётся элементалистом, способным использовать «силу ветра» сильфа. Даже после образования союза сильфы всегда держатся поблизости от союзника, внезапно выскакивая из ниоткуда, неожиданно целуя, обнимая мужчину и ласкаясь к нему, доводя его по белого каления этими причудами и своим недостатком сдержанности.
Элементали ветра с самого начало питают огромный интерес к романтическим отношениям и сексу с мужчинами и женщинами, так что когда они находят приглянувшегося им мужчину, они ищут любовных утех и союза подобно ребенку, умоляющему, чтобы с ним поиграли. Даже после образования союза сильфы сохраняют любопытство о сексе, поэтому подсматривают за совокуплениями других девушек-монстров, а потом не прочь попробовать проделать то же самое со своим союзником. Благодаря соитию с ними, союзник получает мощь ветра, необходимую для применения силы через их тела. Таким образом сильфа может получал духовную энергию от своего союзника, тогда как их элементальная мощь и сила ветра, применяемая союзником, становится еще эффективней. Однако получаемая сильфами духовная энергия, в свою очередь, приводит к росту концентрации демонической энергии монстра, от чего их тела со временем становятся все чувствительней, побуждая их стремиться получать наслаждение как можно чаще, и сильфы сходят с ума от страсти к своему союзнику, охватывающей их подобно внезапной буре и заставляющей как можно чаще искать воссоединения с ним. Вдобавок сильфы будут пользоваться своей властью над ветром для соблазнения и заваливания мужчин, создавая внезапные порывы ветра, задирающие их юбки и юбки других женщин, а дыхание сильфов содержит демоническую энергию, и они будут навевать её на мужчину, дуя на шею и уши, тем самым очаровывая его.
Поскольку сильфы — это плоть от плоти природы, их искажение равносильно искажению окружающего мира. Ветер, дуновением своим подгоняющий корабли и разносящий семена, будет приносить людям и монстрам огромные количества демонической энергии. Соприкоснувшись с людьми, оскверненный демонической энергией ветер сдувает прочь здравый смысл, сдержанность и ограничения, стоящие на пути к сексу, взамен даруя невероятное ощущение свободы. Люди теряют устойчивость к желанию и чувство отвращения к телесным отношениям с монстрами и станут сходить с ума на почве секса. Так ветра сильфов позволяют царству демонов расширить свою территорию.
[править] Среди последующих известных постановок балета
Балет «Сильфида» обошел сцены многих музыкальных театров и до сих пор признается одним из мировых шедевров балетного искусства. К нему не раз обращались и продолжают обращаться выдающиеся хореографы. В 1892 году в Санкт-Петербурге в Мариинском театре балет в хореографиии Ф. Тальони поставил Мариус Петипа (с добавлением музыки Риккардо Дриго; главные роли исполнили Варвара Никитина и Павел Гердт).
В 1922 году в Петрограде (тот же Санкт-Петербург в 1914—1924 гг.) балет возобновил для выпускного спектакля хореографического училища В. И. Пономарев. В 1946 году «Сильфида» появилась на сцене парижского театра «Балет Елисейских полей» в постановке В. Гзовского, исполнители главных партий — Нина Вырубова и Ролан Пети; затем снова в Париже в 1953 году спектакль показала труппа «Гран балле дю марки де Куэвас» (постановка Х. Ландера).
Фильм по балету La Sylphide (Pierre Lacotte) — «Сильфида» (Пьер Лакотт), по хореографии Ф. Тальони. 2004
В 1971 году балет по хореографии Ф. Тальони с музыкой Жана Шнейцгоффера воссоздал хореограф Пьер Лакотт — сначала в телеверсии, а в следующем 1972 году эта постановка заняла место на сцене Парижской оперы. В 2004 году вышел новый фильм с повторением версии Пьера Лакотта (см. фильм справа).
В 1975 году «Сильфида» вновь вернулась в Россию — но впервые в редакции Августа Бурнонвиля (Х.Левенсхольда): постановку в Ленинградском Малом театре оперы и балета (Михайловский театр) осуществила датский балетмейстер Эльза-Марианн фон Розен, когда-то сама исполнявшая партию Сильфиды.
1 декабря 1981 года на сцене бывшего и нынешнего Мариинского театра (тогда Ленинградский Государственный Академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова) в Ленинграде (бывший и нынешний Санкт-Петербург) прошла премьера балета по хореографии А. Бурнонвиля с музыкой Хермана Левенсхольда. А в 1984 году студия «Лентелефильм» создала киноверсию балета на основе этого спектакля. Режиссер Олег Ерышев, в главных партиях Сергей Бережной, Ирина Колпакова.
Балет неоднократно возобновлялся в обеих версиях в других городах России и других странах.
Сильфида (балет) — это… Что такое Сильфида (балет)?
Сильфида (фр. La Sylphide) — романтический балет в двух действиях.
История
Сюжет балета основан на фантастической новелле французского писателя Шарля Нодье «Трильби» (1822). Премьера балета на музыку французского композитора Жана Шнейцхоффера в постановке балетмейстера Филиппо Тальони состоялась в 1832 году в Гранд-Опера в Париже. Главную партию исполнила дочь Ф. Тальони, известная балерина Мария Тальони, Эффи — Лиз Нобле, в других партиях Жозеф Мазилье, Жорж Эли, Луиза Эли. Затем балет был показан в лондонском Ковент-Гардене 26 июля 1832 года, 18 сентября 1837 года — в Санкт-Петербурге, а 19 мая 1841 года — в миланском «Ла Скала».
Вторая известная нам версия появилась 28 ноября 1836 года в Королевской опере в Копенгагене. Музыка была написана Херманом Лёвенскьольдом (норв. Herman Løvenskiold), обогатившим партитуру исконными шотландскими мелодиями, хореография принадлежала датскому балетмейстеру Августу Бурнонвилю и основывалась на первоначальной версии Тальони. Главную партию исполнила семнадцатилетняя Люсиль Гран, роль Джеймса исполнял сам Бурнонвиль. Данная постановка вошла в историю балета и до сих пор ставится на всех крупнейших сценах мира. Однако её появление было чистой случайностью. По иронии судьбы, изначально Август Бурнонвиль планировал показать оригинальную версию балета в исполнении Датского королевского балета, однако Парижская опера заломила столь высокую цену за партитуру Шнейцхоффера, что Бурнонвиль был вынужден обратиться к другому композитору.
Действующие лица и исполнители
- Сильфида — дух воздуха
- Анна — вдова фермера
- Джеймс — сын Анны
- Эффи — племянница Анны и невеста Джеймса
- Нэнси — подруга Эффи
- Гюрн — крестьянин
- Мэдж — колдунья
- Другие персонажи: сильфиды, шотландские крестьяне, старики, дети, ведьмы, звери
Действие 1
Молодому шотландцу Джеймсу, накануне его свадьбы с Эффи, является Сильфида — пленительный дух воздуха. Она порхает вокруг дремлющего у камина Джеймса и будит его поцелуем. Джеймс, очарованный Сильфидой, полюбившей его, пытается поймать её, но она исчезает. Когда собираются гости, Сильфида появляется вновь — невидимая никому, кроме Джеймса. Колдунья Мэдж предсказывает Эффи совсем другого жениха — Гюрна. Джеймс прогоняет колдунью, которая уходит, затаив на него обиду. Во время свадебного празднества вновь появляется Сильфида и похищает обручальное кольцо. Не в силах противостоять её чарам, Джеймс устремляется за ней, покинув убитую горем Эффи.
Действие 2
Колдунья Мэдж ворожит, склоняясь над кипящим котлом, у неё в руках длинный прозрачный шарф. Царство сильфид в зачарованном лесу. Джеймс следует за ускользающей от него Сильфидой, но никак не может удержать её. Она возникает перед ним, подает воду из родника, ягоды. Джеймс пытается поймать её, но она недосягаема. Тогда колдунья предлагает Джеймсу волшебный шарф, с помощью которого он сможет пленить неуловимую Сильфиду. Когда Джеймс накидывает шарф на плечи Сильфиды, она теряет свои крылья и не может улететь. Но и жить она тоже не может. Подруги уносят погибшую Сильфиду в облака… Вдали проходит свадебное шествие — это Эффи и Гюрн… Джеймс понимает, что потерял земное счастье в погоне за призрачной мечтой.
- ↑ Кружась в сказочном танце… // автор Дмитрий Бабиченко
Шумилова Э. И.
ШУМИ́ЛОВА Эмилия Ивановна (р. 7.1.1929, Ярославль), сов. балетовед. Кандидат искусствоведения (1967). Чл. КПСС с 1954. Окончила Московское хореографич. уч-ще (1947), ГИТИС (1954), аспирантуру Академии обществ. наук при ЦК КПСС (1967). С 1947 в труппе Новосибирского т-ра, с 1957 директор и худ. рук. Новосибирского хореографич. уч-ща. В 196364 зам. нач. Управления культуры Новосибирского облисполкома. В 196771 начальник методич. отдела Мин-ва культуры РСФСравни В 197175 старший науч. сотрудник Ин-та истории иск-в (Москва). С 1975 старший преподаватель Минского ин-та культуры. Соч.: Реалистические тенденции современного балета, в сб.: Обогащение метода социалистического реализма и проблема многообразия советского искусства, М., 1967; Национальное в советском балете, в сб.: Музыка и хореография современного балета, вып. 1, M., 1974; Общее и особенное в хореографии профессиональной и самодеятельной, в сб.: Искусство миллионов, М., 1976; Правда балета, М., 1976; Национальное своеобразие балета, М., 1976; Балетная симфония, в буклете «Сотворение мира», М., 1977. В. В. Ванслов. |
Шмок П.
ШМОК (Šmok) Павел (р. 22.10.1927, Левоча), чехосл. артист и балетмейстер. В 1953 окончил хореографич. отделение Пражской консерватории. В 195253 солист Армейского ансамбля им. В. Неедлы (Прага), в 19531958 т-ра в Пльзене, в 195861 возглавлял балетную труппу в т-ре Усти-над-Лабой, в 196164 работал в Остраве, затем в труппе Балет-Прага (в 196470 балетмейстер, с 1968 худ. рук.). В 197073 возглавлял балетную труппу в Базеле (Швейцария), в 197579 работал в разл. пражских т-рах, с 1979 балетмейстер Нац. т-ра в Праге. Партии: Вацлав; Петя («Берег юности» Чулаки), Ли Шанфу («Красный мак»), Форлипополи () и др. Пост.: «Слуга двух господ» Бургхаузера (1959, Усти-над-Лабой), «Новая Одиссея» Брунса (1960, там же), «Голубая рапсодия» на муз. Тершвина (1962, Брно), «Фрески» на муз. Мартину (1965), «Недбалиана» на муз. Недбала (1966), «Интимные письма» на муз. Яначека (1968, ), «Симфониетта» на муз. Яначека, «Дон Жуан» Глюка (оба 1971, Базель), «Жар-птица» (1973, Братислава), «Американский квартет» на муз. Дворжака (1977), «1-й квартет» на муз. Яначека (1978) оба в т-ре «Рококо» (Прага) и мн. др. Руководил труппой пражского т-ра «Рококо». Ставил балеты в ФРГ, Австрии, Франции и другие. Как балетмейстер работал в кино и на телевидении. В. Вашут. «Интимные письма» на муз. Л. Яначека. Балетм. П. Шмок «Интимные письма» на муз. Л. Яначека. Балетм. П. Шмок |
Интересные факты
«Сильфида» — это первый балет, в котором танец кордебалета в ряде эпизодов повторяет па исполнителей главных партий. Благодаря такому эффекту усиливается впечатление от спектакля. Другие интересные факты о спектакле:
- Первая исполнительница главной партии Мария Тальони впервые встала на полупальцы. Такая манера исполнения сделала образ Сильфиды легким и невесомым. Именно этой балерине современные танцовщицы обязаны появлением пуантов, а многослойная газовая юбка стала называться пачкой.
- Среди поклонников известной французской балерины Марии Тальони, исполнившей роль сказочной девушки, были знаменитые русские писатели Гоголь, Белинский, Огарев, Герцен.
- Русский писатель Владимир Одоевский, вдохновленный балетной постановкой и успехом спектакля, написал фантастическую повесть «Сильфида».
- В русском языке имя главной героини балета стало нарицательным. Им стали называть изящных женщин и девушек с красивой фигурой.
Балетный спектакль «Сильфида». Признанный шедевром эпохи романтизма, не утратил своего очарования. Он продолжает покорять зрителей сказочным сюжетом и красотой хореографического исполнения. Постановка дарит эстетическое наслаждение и заставляет задуматься о настоящих ценностях.
Реванш
Земным богам достается не менее горькая чаша, чем простым смертным. И Тальони пришлось испить ее до дна. Она поддалась на уговоры неугомонного отца, который настаивал на реванше. Тот придумал номер, смысл которого заключался в танце Марии на стебельках цветов. Разумеется, розы, анемоны, тюльпаны были закреплены на упругой пружине, за прочность которой можно было поручиться. Но здесь в хореографию вплелся избыток трюкачества. Номер, показанный в Лондоне, успеха не имел.
Раздраженная Мария поспешила перебраться в Италию и тут в миланском театре Ла Скала продолжала борьбу за пальму первенства среди балетных прим. Как горько заметил один критик, «Тальони забыла, что для танцовщицы существует только одно время года весна, и очень редко удается ей захватить еще небольшую часть лета».
В театральных календарях Парижа отмечены две даты последних появлений Тальони на публике 1840 и 1844 годы. Но «бывшая воздушная «Тень» была действительно только тенью прежней легкокрылой танцовщицы».
В 1870-х годах Тальони поселилась в Лондоне, давая уроки в аристократической среде. В частности, она учила танцевать сына королевы Виктории принца Уэльского. Считала ли она это делом престижным или все-таки вынужденным? Известно только, что к концу жизни от ее крупного состояния ничего не осталось, и она вынуждена была считать каждый грош теперь уже из-за насущной необходимости.
Как переносила она полное исчезновение своей фантастической популярности? Впрочем, у нее хватало переживаний, перед которыми все крах и суета. Во время Франко-прусской войны Тальони получила сообщение о гибели сына. Оно оказалось ошибочным он был только тяжело ранен. Но это надо было пережить. Наступала та пора жизни, когда все прошлые триумфы, блеск и поклонение кажутся сказкой, рассказанной про кого-то другого.
Мария Тальони умерла 22 апреля 1884 года в канун своего 80-летия.
Памятью о ней будет каждая новая Сильфида в белоснежной пачке и венчике на голове, совершающая свой полет в дерзкой надежде уподобиться той, что стала вечным символом красоты и благородства.
Людмила Третьякова
Семейство Тальони
Итальянец по национальности, танцор во втором поколении, Филиппо Тальони (1777–1871) скитался по Европе. Из городов Италии он ненадолго переехал в Париж. Затем было приглашение на три года в Стокгольм. Он женился на шведской танцовщице. Через год родилась дочь Мария (1804–1884). И опять пошли скитания: Вена, Кассель, города Германии. Наконец они прибыли в Париж.
Мария, артистка балета в третьем поколении, обладала упорностью при совершенно не балетной внешности: сутулость, плечи и ноги с дефектами. Отец умело скрывал ее недостатки под сценическими костюмами. Пока дочь успешно танцевала, у Ф. Тальони родилась идея поставить фантастический балет «Сильфида». Главная партия была написана для дочери. В Париже был фурор, когда состоялась премьера. Не только Мария, но и кордебалет произвели огромное впечатление на ценителей. Спустя восемь лет карьера дочери пошла на спад. В 1847 году Мария оставила сцену и, ранее выйдя замуж (1832), жила в основном в Италии. Умерла незабываемая балерина в Марселе. Но ее могилу почему-то ищут на кладбище Пер-Лашез в Париже, где похоронена ее мать. У молодых танцоров принято оставлять на ней свои первые пуанты.