Биография
Родился 27 февраля (12 марта) 1910 года в Тифлисе (ныне — Тбилиси), в бедной семье, где отец был плотником, а мать — белошвейкой.
Работая учеником в ремесленной мастерской Марии Шевалье, изготавливавшей игрушки, и разнося заказы, узнал о балетной школе под руководством Марии Перини. По настоянию мальчика отец отдал его на обучение в эту школу.
С 1924 года, после окончания Государственной балетной школы при Тбилисском театре оперы и балета (ныне Тбилисское хореографическое училище) у М. И. Перини, начал работать в Тбилисском театре оперы и балета им. З. Палиашвили.
В 1926 году поступил в Ленинградский хореографический техникум (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) (педагоги В. А. Семёнов, В. И. Пономарёв, А. В. Ширяев), по окончании которого, с 1929 по 1941 год — артист балета Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский театр). В этом театре дебютировал как балетмейстер.
В ноябре 1933 года вмecтe c балериной Т. Вечесловой был в гастрольной поездкe в США, гдe дал свыше тридцати концертов.
С 1941 года жил в Тбилиси, где до 1973 года руководил балетной труппой Тбилисского театра оперы и балета им. З. Палиашвили. Выступал как танцовщик до 1968 года.
С 1933 года гастролировал за рубежом — США (1933, 1934, 1964), Италия (1934), Иран (1942), страны Латинской Америки (1958), Австрия (1958) и др. Ставил спектакли в Японии, Иране, Венгрии.
В 1950—1973 годах — директор Тбилисского хореографического училища (ныне — имени В. Чабукиани) и преподаватель классического танца в старших классах (с 1982 — главный консультант). В 1965—1970 годах возглавлял балетмейстерское отделение Театрального института имени Ш. Руставели (Тбилиси). Воспитал плеяду талантливых артистов: В. Цигнадзе, З. Кикалейшвили, И. Алексидзе, Е. Геловани, А. Церетели, Р. Магалашвили, Т. Санадзе, В. Гунашвили, Э. Чабукиани и многие другие.
Депутат Верховного Совета СССР 5 созыва (1958—1962).
Умер 6 апреля 1992 года в Тбилиси. Похоронен в Пантеоне деятелей грузинской культуры на горе Мтацминда.
Фильм Венецианский мавр — Отелло 1960
Фильм-балет от Уильям Шекспир трагедия Отелло
Режиссер и хореограф: Вахтанг Чабукиани Художник-постановщик: Симон (Солико) Вирсаладзе Композитор: Александр Мачавариани Дирижер: Одиссей Димитриадис Оркестр: Тбилиси Захкария Палиашвили Государственный оперный оркестр Продюсер: Тбилисская киностудия
Вахтанг Чабукиани пригласил Михаил Дудко о роли Брабанцио — это был смелый и честный поступок при советской власти.
Роль | Исполнитель |
---|---|
Отелло | Вахтанг Чабукиани |
Дездемона | Вера Цигнадзе |
Яго | Зураб Кикалеишвили |
Эмилия | Лейла Митиашвили |
Бьянка | Этер Чабукиани |
Kasio | Бекар Монавардишвили |
Brabantio | Михаил Дудко |
Премьера в Москве[править]
Атаман Шило — Георгий Фарманянц (балет «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого, балетмейстер Р. В. Захаров), Большой театр, 1941
В Москве репетиции велись почти одновременно, и балет «Тарас Бульба» был готов на несколько месяцев позже. Ставил Ростислав Захаров — тот, кто должен был ставить этот балет первоначально в Ленинграде. Он же несколько отредактировал либретто. Оркестровку к музыке В. И. Соловьева-Седова создал другой музыкант Д. Р. Рогаль-Левицкий.
Московская премьера прошла 26 марта 1941 года в Большом театре.
Художник Анатолий Петрицкий, дирижёр Юрий Файер; исполнители: Тарас Бульба — Лев Лащилин, Остап — Константин Сергеев (во втором составе Владимир Голубин), Андрий — Михаил Габович (во втором составе Анатолий Кузнецов), Оксана — Ольга Лепешинская (во втором составе Галина Петрова), Панночка — Марина Семёнова (во втором составе Ирина Тихомирнова), Ганна — Валентина Галецкая (во втором составе Надежда Капустина), Атаман Шило — Георгий Фарманянц.
Тарас — Михаил Михайлов. Балет «Тарас Бульба». Хореография Ф. В. Лопухова и И. К. Ковтунова. Ленинградский театр им. Кирова
Спектакль на сцене Большого театра успел пройти 4 раза, последнее представление было 15 апреля 1941 года. Наступало лето 1941 года. Гитлер, в нарушение всех договоренностей со Сталиным, рано утром 22 июня 1941 года напал на Советский Союз. Начавшаяся Великая Отечественная война опрокинула все творческие планы.
Вариации
La Bayadère
- Сегодня, La Bayadère представлен в основном в одной из двух версий — произведений Вахтанга Чабукиани и Владимир Пономарев возрождение 1941 года для Кировский балет, а продукция, производимая Наталья Макарова версия 1980 года для Американского театра балета; который сам является производным от версии Чабукиани и Пономарева.
- Grand pas d’action
- Для вариации Чабукиани в Grand pas d’action Легат выбрал вариацию, добавленную Минкусом в Петипа Возрождение Тальони / Оффенбаха 1874 г. Le Papillon. В 1941 году Вахтанг Чабукиани заново поставил для себя эту вариацию, которую до сих пор исполняют все танцоры, исполняющие партию Солора в спектакле. La Bayadère.
Le Corsaire
- Pas d’esclave
- Сегодня вариация исполняется в хореографии, созданной Вахтангом Чабукиани в 1931 году.
- Корсар-па-де-де
- Наиболее влиятельную руку в переработке мужского танца «Корсара па де де» приложил известный премьер-танцовщик Кировского балета Вахтанг Чабукиани. В своих выступлениях в па в 1930-е годы он придал мужской роли больше атлетических и виртуозных хореографических элементов. Его интерпретация мужской роли стала, по сути, стандартом, и остается таковой по сей день.
- К тому времени, когда в 1930-х годах премьер-исполнитель Кировского балета Вахтанг Чабукиани танцевал эту роль, персонаж был одет в костюм, который состоял из мешковатых штанов и цепей, привязанных к туловищу без рубашки. Когда Петр Гусев поставил свое возрождение «Корсара» для Малого театра в 1955 году, персонажа Раба звали Али, и ему отводилась более значительная роль в действии балета. Это изменение в характере от простого поклонника к рабу также повлекло за собой пересмотр хореографии Le corsaire pas de deux, при этом многие танцоры, выступавшие в этой роли, добавили более спортивные и экзотические элементы хореографии.
- В 1936 году балет Кирова дал еще одно возрождение «Корсара». Наталья Дудинская как Медора, Михаил Михайлов как Конрад, а Вахтанг Чабукиани как Раб (или Раб, как персонаж был известен в России). Это была первая постановка полнометражного произведения, в которую вошла редакция Вагановой «Корсар па де де» 1931 года в постановке к выпускному балету Дудинской.
Лебединое озеро
- Grand Pas d’action
- Исторически сложилось так, что знаменитая вариация принца Зигфрида была приписана великому танцору балета Кировского / Мариинского театра Вахтангу Чабукиани, который, как говорят, первым танцевал соло в 1930-х годах в Кировском театре, хотя, скорее всего, он научился вариации у Горского. . Сегодня в партитуре Кировского / Мариинского балета для «Лебединого озера» эта вариация названа с рубрикой «Вариация Чабукиани», и это же соло используется почти в каждой труппе, когда они исполняют па-де-де «Черного лебедя», хотя часто бывают различия в звучании. музыкальное сопровождение от постановки к постановке (например, версия этой музыки для балета Кирова / Мариинского театра оркестрована для гобоя соло в начале, тогда как на западе обычно играет всю скрипичную секцию).
Ла Эсмеральда
- Агриппина Ваганова для Кировского балета в 3-х действиях. Кировский театр оперы и балета, Ленинград, 3 апреля 1935 года. Возрожден специально для балерины Татьяны Вечесловой. Ваганова добавила «новое» па-д’акшн для балерины Галины Улановой и танцора Вахтанга Чабукиани, которое она аранжировала из Па-де-Диана из балета Петипа 1868 года «Царь Кандавл» (он же Le Roi Candaule) на музыку Пуни и Дриго, т. Е. известная сегодня как Дайан и Актеон Па де Де.
- Ла-Эсмеральда Pas de deux
- Когда танцор Кировского балета Вахтанг Чабукиани выступал в па-де-де «Эсмеральда» в 1930-х годах, он добавил музыку из оригинальной партитуры Пуни в качестве вариации для себя. Сегодня вариация сохранилась в пьесе и по-прежнему пользуется популярностью у танцоров.
Выдержки из статей
Нью-Йорк Таймс 13 января 1934 г. — «Шторм взял Нью-Йорк в САМЫЙ СЕНСАЦИОННЫЙ УСПЕХ СЕЗОНА!»
Джон Мартин
- Культурные отношения с СССР возобновились вчера вечером, когда Вечеслова и Чабукиани из Мариинского театра в Ленинграде дебютировали в Америке на самых веселых мероприятиях, которые украшали танцевальную эстраду за многие сезоны. Чабукиани — смуглый молодой великан с лихими манерами и способностью выполнять невероятные технические трюки. Его прыжки, его повороты, его подъемы феноменальны. Вечеслова поддерживает его в том же духе.
- Нечего беспокоиться о политическом влиянии советских танцев. Его свобода и обезоруживающий дух чрезвычайно сильны. Публика просто обожала это и искренне бравировала весь вечер. Спектакль по праву можно назвать бунтом!
Джулиан Симэн
- Стартовый успех! Благодаря чистой молодости и электрической энергии Вечеслова и Чабукиани сразу же завоевали громкое одобрение переполненного дома. Оба прошли обучение в традициях Императорского балета; оба имеют большой опыт работы в своей стране и в других странах; оба художники самого высокого ранга. Редко можно увидеть такую совершенную координацию и контроль над человеческим телом. В их движениях было что-то такое изящное и интенсивное, что я подбадривал всех остальных. Я не знаю лучшего способа восстановить веру в балет прошлого, чем увидеть эту юную девушку из советского царства.
Генриетта Вебер
- В Карнеги-холле собралась большая аудитория, которая приветствовала их бурными аплодисментами. Они это заслужили. Оба опытные танцоры, хорошо обученные техники. Чабукиани выглядит потрясающе и обладает магнетизмом, который проецируется на публику. Вечеслова также чрезвычайно хорошо обучена и опытна.
Генри Беккет
- Вечеслова и Чабукиани могут прыгать выше и кружиться быстрее, чем, возможно, любые живые танцоры, и вчера вечером их ловкость и азарт очень порадовали публику в Карнеги-холле. Судя по энтузиазму, это мероприятие, несомненно, имело кассовый успех. Это пикантно и блестяще.
Величайшая овация, вызванная любой танцевальной привлекательностью, ПОСКОЛЬКУ АМЕРИКАНСКОГО ДЕБЮТА LA ARGENTINA
- Направление тура: METROPOLITAN MUSICAL BUREAU, Inc.
- Подразделение Columbia Concerts Corporation of Columbia Broadcasting System
- 113 West 57th Street, Нью-Йорк, N.Y.
- По договоренности с ЭД ПЕРКИНС
Творчество
Ленинградский театр оперы и балета
Партии
- 1929 — «Щелкунчик» П. Чайковского — танцует вальс
- 1929 — «Ледяная дева» на музыку Э. Грига — Зимняя птица
- 1930 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Зигфрид
- 1930 — «Красный мак» Р. Глиэра — Феникс
- 1930 — «Кармен» Ж. Бизе — Поло
- 1930 — «Золотой век» Д. Шостаковича — Базиль
- 1930 — «Дон Кихот» на музыку Л. Минкуса — Базиль
- 1930 — «Раймонда» А. Глазунова — танцует венгерский танец
- 1930 — «Корсар» на музыку А. Адана, Лео Делиба, Рикардо Дриго, Ц. Пуни — Купец
- 1931 — «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни — Гений вод
- 1931 — «Красный мак» Р. Глиэра — Акробат
- 1931 — «Корсар» на музыку А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни — Раб
- 1931 — «Шопениана» М. Фокина — Юноша
- 1932 — «Жизель» А. Адана — Альберт
- 1932 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Голубая птица
- 1932 — «Пламя Парижа» Б. Асафьева — Жильбер
- 1933 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Граф
- 1934 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева — Вацлав
- 1934 — «Карнавал» на музыку Р. Шумана — Арлекин
- 1935 — «Эсмеральда» Ц. Пуни — Актеон
- 1935 — «Утраченные иллюзии» — Премьер
- 1935 — «Катерина» на музыку А. Адана, А. Рубинштейна — Владимир
- 1936 — «Пламя Парижа» Б. Асафьева — Жером
- 1937 — «Партизанские дни» Б. Асафьева — Керим
- 1937 — «Раймонда» А. Глазунова — Коломан
- 1938 — «Сердце гор» А. Баланчивадзе — Джарджи
- 1939 — «Лауренсия» А. Крейна — Фрондосо
- 1940 — «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого — Андрий
- 1940 — «Баядерка» на музыку Л. Минкуса — Солор
Постановки
- 1938 — «Сердце гор» А. Баланчивадзе
- 1939 — «Лауренсия» А. Крейна
- 1956 — «Лауренсия» А. Крейна
- 1960 — «Отелло» А. Мачавариани
Грузинский театр оперы и балета имени Палиашвили
Партии
- 1941 — «Сердце гор» А. Баланчивадзе — Джарджи
- 1947 — «Синатле» Г. Киладзе — Автандил
- 1948 — «Лауренсия» А. Крейна — Фрондосо
- 1949 — «Горда» Д. Торадзе — Горда
- 1953 — «За мир!» Д. Торадзе — Соколов
- 1957 — «Отелло» А. Мачавариани — Отелло
- 1961 — «Демон» С. Цинцадзе — Демон
- 1962 — «Болеро» на музыку М. Равеля — Кабальеро
Постановки
- 1936 — «Мзечабуки» («Сердце гор») А. Баланчивадзе
- 1941 — «Сердце гор» А. Баланчивадзе
- 1942 — «Жизель» А. Адана
- 1942 — «Шопениана» М. Фокина
- 1942 — «Вальпургиева ночь» (танцы в опере «Фауст»)Ш. Гуно
- 1943 — «Дон Кихот» на музыку Л. Минкуса
- 1944 — «Эсмеральда» Ц. Пуни
- 1945 — «Лебединое озеро» П. Чайковского
- 1946 — «Сказание о Тариэле» Ш. Мшвелидзе
- 1947 — «Синатле» Г. Киладзе
- 1948 — «Лауренсия» А. Крейна
- 1949 — «Горда» Д. Торадзе
- 1950 — «Непрошеные гости» А. Букия
- 1953 — «За мир!» Д. Торадзе
- 1957 — «Отелло» А. Мачавариани
- 1959 — «Спящая красавица» П. Чайковского
- 1961 — «Демон» С. Цинцадзе
- 1962 — «Болеро» на музыку М. Равеля
- 1966 — «Золушка» С. Прокофьева
- 1967 — «Рассвет» Ф. Глонти
- 1968 — «Баядерка» на музыку Л. Минкуса
- 1971 — «Гамлет» Р. Габичвадзе
- 1978 — «Лауренсия» А. Крейна
- 1980 — «Аппассионата» на музыку Сонаты для фортепиано № 23 Л. Бетховена
- «Поэма-балет» («Навстречу жизни», «Торкватто Тассо» (1963), «Амазонки») на музыку Ф. Листа
- «В поисках счастья» на музыку «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина
- «Приглашение к танцу» на музыку К. Вебера
Постановки
1956 — «Лауренсия» А. Крейна
Фильмография
Роли
- 1940 — Концерт на экране (фильм-спектакль) — танцует в номерах «Баядерка», «Сердце гор»
- 1941 — Киноконцерт 1941 года
- 1944 — Щит Джургая — всадник
- 1953 — Мастера русского балета (фильм-спектакль) — Филипп (сцены из балета «Пламя Парижа»)
- 1955 — Мастера грузинского балета (фильм-спектакль) — Фрондозо, Автандил, Варази
- 1960 — Венецианский мавр (фильм-спектакль) — Отелло
Режиссёр и сценарист
- 1955 — Мастера грузинского балета (фильм-спектакль)
- 1960 — Венецианский мавр (фильм-спектакль)
Участие в фильмах
1958 — Королева Бельгии Елизавета в Советском Союзе (документальный)