История и определение термина
Среди первых, кто использовал термин Sinfonietta, были Иоахим Рафф ( Sinfonietta op.188 для десяти духовых инструментов , 1873), Николай Андреевич Римский-Корсаков ( Sinfonietta на русские темы ля минор , op.31, 1880-84) и Луи Теодор. Гуви ( Симфониетта ре мажор op.80 , ок . 1886 ).
Однако большинство симфонических оркестров датируются первой половиной 20 века, в том числе Симфониетта (1926) Леоша Яначека , которая считается самым известным произведением этого жанра. Он возник в результате фанфар фестиваля, посвященного конгрессу в Брно, и часто интерпретируется как выражение патриотической радости молодой Чехословацкой республики .
Некоторые симфонии вполне сопоставимы по размеру и инструментарию симфонии. Сюда входит Симфониетта ля мажор op.90 (1904/05) Макса Регера , чей беззаботный характер и стилистическая близость к оркестровой серенаде объясняют ее название. Симфониетту си мажор op.5 (1912) по Корнгольд также достигается формат симфонии.
С другой стороны, короткие симфонии автоматически не называются симфониеттой. Например, названия « Kleine Sinfonie» (1932) Ханнса Эйслера или « Короткая симфония» (1932/33) Аарона Копленда отражают симфонические устремления соответствующих композиторов.
Камерная симфония начала 20 века все же должна отличаться от Симфониетты , которая как жанр также может быть помещена между симфонией и камерной музыкой , но обычно остается в одной части. Там, где камерная симфония состоит из нескольких частей , например, во 2-й Камерной симфонии Арнольда Шёнберга (1909/39) , граница между жанрами стирается.
Пресс-релизы
16.06.2021
Проект юных кузбасских музыкантов «Симфониетта» признан одним из лучших в стране
Единственный в Сибири детско-юношеский оркестр «Симфониетта» вошел в число победителей конкурса «100 грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства». Кузбасские музыканты получили 1 миллион рублей, средства пойдут на реализацию проекта.
На полученный грант музыканты «Симфониетты» планируют приобрести кларнет, фагот и гобой, что позволит возродить традиции исполнительского искусства на духовых инструментах: специальность не преподается в музыкальных школах области более 60 лет. Также в планах закупить контрабасы, они необходимы для более полного и гармоничного звучания оркестра.
Средства президентского гранта поступят в ближайшее время, инструменты планируют закупить за период летних каникул, чтобы в новом учебном году открыть музыкальные классы обучения по новым направлениям.
Сводный детско-юношеский симфонический оркестр «Симфониетта» создан в преддверии 300-летия Кузбасса. В его составе 45 солистов — лучшие учащиеся школ художественного образования города Кемерово, учащиеся филиала Центральной музыкальной школы «Сибирский» и студенты Кемеровского областного музыкального колледжа.
За несколько месяцев работы коллектив подготовил концертную программу, получившую высокую оценку зрителей и специалистов. Первый концерт «Симфониетты» состоялся в День России на главной площади Кузбасса. Ребята выступили с известными произведениями детской классической музыки. Солисты по классу фортепиано, скрипки, виолончели, флейты, саксофона, академического вокала, кларнета, ксилофона исполнили произведения Баха, Моцарта, Вивальди, Крейслера, Монти, Иттуральде, Гаврилина.
Другие новости
16.08.2023
21 августа стартует Всероссийская фотоакция «Мое культурное лето»
21 августа стартует Всероссийская фотоакция «Мое культурное лето»
С 21 по 25 августа 2023 г. в рамках межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников» пройдет Всероссийская фотоакция «Мое культурное лето».
16.08.2023
В Кузбасском центре искусств торжественно открылась персональная выставка члена Союза художников России Натальи Спесивцевой
В Кузбасском центре искусств торжественно открылась персональная художественная выставка «Моей вселенной острова» члена Новокузнецкого городского отделения ВТОО «Союз художников России» Натальи Спесивцевой. На экспозиции – 50 образцов уникальной станковой графики. Автор впервые выставляет коллекцию своих работ в Кемерове. Характер этих произведений настраивает на созерцание, погружение в разгадывание символических образов.
16.08.2023
Музеи Кузбасса ко дню Шахтера подготовили выставочные проекты
Музеи Кузбасса ко дню Шахтера подготовили интересные выставочные проекты
Ко Дню Шахтера 43 музея региона организовали серию выставочных проектов, где посетители могут увидеть предметы и работы художников. Выставки открыты для посетителей уже сейчас и будут доступны до середины сентября.
16.08.2023
Образовательные учреждения сферы культуры и искусств готовятся к новому учебному году
Образовательные учреждения сферы культуры и искусств готовятся к новому учебному году
По поручению Сергея Цивилева к 1 сентября все образовательные учреждения КуZбасса пройдут проверку. В колледжах и детских школах искусств региона проходят осмотры на предмет пожарной и антитеррористической безопасности, соответствие санитарным требованиям, а также доступности образовательной среды.
16.08.2023
Участники II Международный детский культурный форума стали участниками программы «Акценты» телеканала «Кузбасс 1»
Sinfonietta on Russian Themes (a-moll), Op. 31
Композитор
Николай Римский-Корсаков
Год создания
1885
Жанр
симфонические
Страна
Россия
Работа над Симфониеттой и «Сказкой» началась одновременно, летом 1879 года. Первый замысел реализовался сначала в форме четырехчастного Струнного квартета на русские темы с программными подзаголовками («В поле», «На девичнике», «В хороводе», «В монастыре»), но при проигрывании на репетиции квартетного собрания сочинение не удовлетворило автора и не было им допущено к публичному исполнению. Летом 1880 года параллельно с окончанием и инструментовкой «Сказки» и сочинением «Снегурочки» Римский-Корсаков занимался инструментовкой первых двух частей квартета, летом 1884-го работа была продолжена, и результатом ее стала Симфониетта ля минор.
Симфониетта продолжает линию Увертюры на русские темы как в плане жанровом (сочинение с программой необъявленной, но заданной народными темами), так и в складе оркестрового письма (тип партитуры глинкинский по ясности, прозрачности красок). Но если в Увертюре композитор брал народные темы в балакиревских обработках, то в Симфониетте он использовал собственный опыт творческого осмысления народного искусства. Во второй половине 70-х годов, в процессе составления двух песенных собраний им был выработан индивидуальный стиль интерпретации интонационных, ладовых, структурных закономерностей национального фольклора. В Симфониетте стиль обработок вступает во взаимодействие с иными тенденциями творчества композитора этого периода — тяготением к классически ясной форме, к развитию принципов сонатности, к насыщению ткани имитационно-полифоническим движением. Как и в сборнике «100 русских народных песен», откуда взяты почти все темы Симфониетты, предпочтение отдается песням обрядовым и игровым: именно они определяют образный строй сочинения и его инструментальный колорит, нередко связанный с воплощением «идеальных» звучаний народных инструментов или их ансамблей.
Симфониетта — одно из совершеннейших созданий композитора. Как и «Сказка», она является симфонической вариацией на тему «Снегурочки», но если «Сказка» соотносится с образами народных поверий и ее герои — потаенные обитатели лесов и вод, то Симфониетта — это образы народного быта не в этнографических или исторических, а в идеально-прекрасных его формах, своего рода пастораль или «северная идиллия», как на картине Константина Коровина, близкой музыке Римского-Корсакова своей элегически-свирельной интонацией. Характерны ладовое наклонение Симфониетты — мягкий, «элегический» минор, тип фактуры — виртуозное плетение орнаментальных подголосков, тип интонационности — «мерцающие» пентатонические попевки, наконец, тип инструментального письма — опора на струнную группу, интонирование многих тем сольными тембрами деревянных духовых, валторны или их «хорами», тип формы — сонатная с неконтрастными темами и лаконичными, вариационного характера разработками.
Исследователями отмечено, что в ряде случаев Римский-Корсаков дает темам иное художественное освещение, чем в собственных обработках в сборнике, однако важно подчеркнуть, что изменения эти не произвольны: они обусловлены программой каждой части, которая, в свою очередь, выведена из жанра и содержания песен. Особенно глубоко претворено такое соответствие в медленной части, «На девичнике», которая вся построена на песнях свадебного цикла и создает столь цельный образ народного обряда, сколь это возможно в чисто инструментальной форме
М. Рахманова
Иллюстрация: Константин Коровин. «Северная идиллия», 1886