Римский-корсаков николай андреевич

Римский-корсаков николай андреевич | биография, музыка

Biography

Born at Tikhvin (near Novgorod) into an aristocratic family, Rimsky-Korsakov showed musical ability from an early age, but studied at the Russian Imperial Naval College in Saint Petersburg and subsequently joined the Russian Navy. It was only when he met Mily Balakirev in 1861 that he began to concentrate more seriously on music. Balakirev encouraged him to compose and taught him when he was not at sea (a fictionalized episode of Rimsky-Korsakov’s sea voyages forms the plot of the motion picture Song of Scheherazade, the musical score adapted by Miklós Rózsa). He also met the other composers of the group that were to become known as «The Five,» or «The Mighty Handful,» through Mily Balakirev.

While in the navy (partly on a world cruise), Rimsky-Korsakov completed his first symphony (1861-1865), which some have (mistakenly) deemed the first such piece to be composed by a Russian, although Anton Rubinstein composed his own first symphony in 1850. Before resigning his commission in 1873, Rimsky-Korsakov also completed the first version of his well known orchestral piece, the opera Sadko (1867) as well as the opera The Maid of Pskov (1872). These three are among several early works which the composer revised later in life.

Nadezhda Purgold, Rimsky-Korsakov’s wife

In 1871, despite his lack of conservatory training, Rimsky-Korsakov became professor of composition and orchestration at the Saint Petersburg Conservatory. The next year he married Nadezhda Nikolayevna Purgol’d (1848-1919), who was also a pianist and composer. During his first few years at the conservatory, Rimsky-Korsakov assiduously studied harmony and counterpoint in order to make up for the lack of such training, despite his informal education during his years with The Mighty Handful.

In 1883 Rimsky-Korsakov worked under Balakirev in the Court Chapel as a deputy. This post gave him the chance to study Russian Orthodox church music. He worked there until 1894. He also became a conductor, leading Russian Symphony Concerts sponsored by Mitrofan Belyayev as well as some programs abroad.

Rimsky-Korsakov’s grave at Tikhvin Cemetery

In 1905 Rimsky-Korsakov was removed from his professorship in Saint Petersburg due to his expression of political views contrary to the authorities (1905 proved a turning point in the popularity of the Imperial government due to the events of Bloody Sunday and the Revolution of 1905, a precursor to the events of 1917). This sparked a series of resignations by his fellow faculty members, and he was eventually reinstated. The political controversy continued with his opera The Golden Cockerel (Le Coq d’Or) (1906-1907), whose implied criticism of the monarchy upset the censors to the extent that the premiere was delayed until 1909, after the composer’s death.

Towards the end of his life Rimsky-Korsakov suffered from angina. He died in Lyubensk in 1908, and was interred in Tikhvin Cemetery at the Alexander Nevsky Monastery in St. Petersburg. His widow, Nadezhda, spent the rest of her life preserving the composer’s legacy.

The Rimsky-Korsakovs had seven children: Mikhail (b.1873), Sofia (b.1875), Andrey (1878-1940), Vladimir (b.1882), Nadezhda (b.1884), Margarita (1888-1893), and Slavchik (1889-1890). Nadezhda married another Russian composer, Maximilian Steinberg in 1908. Andrey Rimsky-Korsakov was a musicologist who wrote a multi-volume study of his father’s life and work, which included a chapter devoted to his mother Nadezhda. A nephew, Georgy Mikhaylovich Rimsky-Korsakov (1901-1965), was also a composer.

Опера и зрелое творчество

Желая продолжить свою деятельность в искусстве, Римский-Корсаков вновь оказался под опекой Балакирева. По совету своего учителя он продолжал работать и серьезно дорабатывать свою Первую симфонию. Произведение композитора было опубликовано в 1865 году.

Н. Римский-Корсаков в молодости

В ранние годы Римский-Корсаков ориентировался на произведения зарубежных композиторов, таких как Г. Берлиоз и Ф. Лист. Однако в его произведениях прекрасно сочетались зарубежные и русские народные мотивы, что со временем стало визитной карточкой композитора.

В 1867 году Николай Андреевич написал «Садко». Его фрагменты позже были частично включены в структуру одноименной оперы; год спустя родилась сюита «Антар». Римский-Корсаков вступил в период профессионального и зрелого творчества.

Помимо сочинительства, он занимался повседневными делами. А именно, аранжировка и оркестровка чужих произведений. В основном это работы коллег по музыкальному сообществу.

В начале 1970-х годов Римский-Корсаков нашел свою нишу. Он начал работать в оперном жанре. Позже эта форма композиции стала его любимой: в 1872 году этот талантливый музыкант написал свою первую оперу «Псковитянка» по пьесе Льва Мая.

Этот жанровый дебют стал знаменитым и узнаваемым. Римский-Корсаков приобрел заслуженную славу и был высоко оценен широкой публикой. Профессиональные круги включали.

Незадолго до этого музыкант был принят на должность профессора Санкт-Петербургской музыкальной консерватории; с 1970-х годов он также назначался на административные должности, такие как директор и инспектор консерватории. Римский-Корсаков также руководил оркестрами и дирижировал ими.

Несмотря на очевидный успех, композитор вскоре понял, что у него нет специальной подготовки для действительно серьезной творческой работы. Николай Андреевич начал интенсивно изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории.

Он смог довольно быстро компенсировать отсутствие формального образования. В результате музыкант смог улучшить свои композиторские навыки. Его усилия не пропали даром и привели к созданию ряда произведений, в том числе Симфонии № 3.

В новом десятилетии 1980-х годов Римский-Корсаков начал работать с новой силой. После долгой работы родились две оперы — «Белоснежка» и «Майская ночь». Помимо других работ других видов.

В 1980-е годы, помимо композиторской работы, Николай Андреевич занимался административными вопросами и провел ряд

Трудолюбие и неустанные усилия сыграли свою роль. Из-за переутомления и груза личных проблем Римский-Корсаков пережил творческий кризис.

В начале 1990-х годов активность композитора пошла на спад. В этот период он прочитал много книг, заинтересовался философией, писал статьи и публицистику. Он практически не сочинял и пытался найти выход из кризиса.

Возвращение к профессиональному творчеству было на удивление быстрым. Уже в середине 1990-х годов С.Римский-Корсаков начал активно сочинять. Как будто судьба вознаградила его за настойчивость и позволила наверстать упущенные годы.

Вторая половина десятилетия стала для композитора периодом выдающейся творческой активности. Одно за другим из-под его пера выходили новые произведения.

Среди произведений того времени — оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт», «Сальери», «Ночь перед Рождеством» и «Садко». Ни один из них не стал знаменитым благодаря своему прочному постоянству вскоре после первого появления.

В последующие годы Николай Андреевич написал еще семь крупных опер. Он работал до конца своей жизни.

Помимо своей композиторской деятельности и музыкального таланта, композитор известен как человек с активной социальной позицией, поборник перемен и справедливости.

Римский-Корсаков с энтузиазмом приветствовал реакционные и репрессивные действия царского режима, давление властей и революционные события 1905-1907 годов. Он открыто поддерживал студентов, выступавших против ужесточения правил и казарменных занятий в университете.

В знак протеста он уволился из консерватории в Санкт-Петербурге и вернулся на свое место только тогда, когда события были более или менее подавлены и власти пошли на поблажки. Это характеризует композитора как личность.

Список сочинений

  • Псковитянка (1873; 1878; 1892; пост. 1895)
  • Майская ночь (1880)
  • Снегурочка (1881)
  • Млада (1892)
  • Ночь перед Рождеством (1895)
  • Садко (1896)
  • Моцарт и Сальери (1898)
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка») (1898)
  • Царская невеста (1899)
  • Сказка о царе Салтане (1900)
  • Сервилия (1902)
  • Кащей Бессмертный (1902)
  • Пан воевода (1904)
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904)
  • Золотой петушок (1907)
  • Симфония № 1 (1865; 1884)
  • Сказка (симфоническая пьеса) (1880)
  • Симфониетта на русские темы (1885)
  • Увертюра на темы трех русских песен (D-dur, op. 28, 1866, окончательная редакция — 1880)
  • Антар (первоначально — Симфония № 2) (1868; 1875; 1891)
  • Симфония № 3 (1873; 1886)
  • Шехеразада (симфоническая сюита) (1888)
  • Испанское каприччио, (1897)
  • Светлый праздник (увертюра)
  • Садко, (1896)
  • Снегурочка (сюита)
  • Ночь перед Рождеством (сюита)
  • Концерт для фортепиано с оркестром

Вокальные сочинения

  • 79 романсов
  • хоры с оркестром и a capella
  • сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен».(собранных Т. Филипповым) (1882)
  • Летопись моей музыкальной жизни (1909)
  • Практический учебник гармонии (1885)
  • Основы оркестровки (1913)

Коллективные сочинения Римского-Корсакова

  • «Всенощная» — совместно с учителями Придворной капеллы Смирновым, Азеевым, Копыловым и Сырбуловым
  • Квартет на тему B-la-ef к именинам Митрафана Петровича Беляева: первая часть —Римский-Корсаков, скерцо — Лядов, серенада — Бородин, финал — Глазунов, а также сюита «Именины» в трёх частях (Римский-Корсаков создал 3-ю часть — «Хоровод»)
  • В оркестровке оперы «Князь Игорь» участвовали и Дютш, братья Блуменфельды (Феликс и Сигизмунд)

Примечания

  1. Римский-Корсаков Н. А. Из семейной переписки. — СПб.: Композитор, 2008. — С. 8. — 248 с.
  2. , с. 28—30.
  3. , с. 34.
  4. В. А. Вахромеев. . «Belcanto.ru». Проект Ивана Фёдорова. Дата обращения: 8 октября 2019.
  5. А. П. Бородин. . Журнал «Sovfarfor». Дата обращения: 8 октября 2019.
  6. . Дата обращения: 3 августа 2020.
  7. Е. Гордеева. . «Санкт-Петербургская филармония им. Д. Д. Шостаковича». Дата обращения: 8 октября 2019.
  8. . Большая Российская энциклопедия. Дата обращения: 8 октября 2019.
  9. . www.rimski-korsakov.narod.ru. Дата обращения: 12 декабря 2017.
  10. . Дата обращения: 16 октября 2008.
  11. . Национальный Фонд подготовки кадров. Информатизация системы образования. Дата обращения: 8 октября 2019.
  12. Стасов В. В. Статьи о музыке. Выпуск четвертый. — М.: Музыка, 1978. — С. 35.
  13. И. Стравинский. Публицист и собеседник. — М.: Советский композитор, 1988. — С. 72.
  14. Шерих Д. Ю. «Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда.» К 290-летию Санкт-Петербурга. Издательство «Петербург — XXI век». 224 с., тираж 30000 экз. ISBN 5-85490-036-X
  15. . Сетевое издание «Киномания Ру (Kinomania.ru)».

Первые музыкальные пробы

Творческая биография Римского-Корсакова началась примерно в 1855 году, когда он только стал учиться в кадетском корпусе. На тот момент молодому человеку было всего 11 лет. Ранние опусы были незрелыми и подражательными.

Все изменилось к началу 60-х. Стараниями своего преподавателя фортепиано Канилле Николай Андреевич познакомился с известным музыкантом Милием Балакиревым.

Милий Алексеевич Балакирев, учитель Римского-Корсакова

Помимо композиторской и дирижерской деятельности, он занимался тем, что направлял молодые дарования двигаться верным путем. Римский-Корсаков вошел в состав кружка, созданного мэтром. Позже это сообщество композиторов получило название «Могучей кучки».

Помимо начинающего сочинителя в числе членов объединения входили Цезарь Кюи, Модест Мусоргский и другие, чье имя также вошло в историю мировой классической музыки.

Балакирев показывал себя не только как композитор, но и как талантливый, чуткий педагог. В судьбе младших коллег он принимал непосредственное, тесное, почти отеческое участие. Помогал выбрать правильные ходы, подсказывал, как лучше оформить инструментовку и пр. Такое наставничество очень помогало.


Молодой Н.А. Римский-Корсаков

Под руководством Балакирева Николай Римский-Корсаков начал серьезную работу над своим дебютным произведением, Первой симфонией. Известно, что писать ее автор начал еще в годы обучения, но добиться успеха сумел лишь позже.

На заре 60-х молодой человек окончил кадетское училище, после чего поступил на службу на судно. Времени на сочинительство оставалось очень мало. В экспедициях график был крайне напряженным, обязанностей хватало с головой.

Кое-как Римский-Корсаков умудрялся выкраивать время на сочинительство, работу над своей Первой симфонией, но быстро понял, что не успевает и отложил сочинительство на потом.

С 1862 по 1865 композитор служил на флоте, полностью отдавая себя мореходству. За этот период в несколько лет Николай Андреевич успел объехать полмира. Впечатления от путешествия позже отразились в его произведениях.

Римский-Корсаков – гардемарин

В середине 60-х Римский-Корсаков возвращается в Россию. Он принимает решение уйти со службы и посвятить все свое время искусству и сочинительству. Прибыв на родную землю композитор вновь налаживает контакты с «Могучей кучкой».

За годы его странствий кружок существенно разросся. В него вошли новые участники. В числе таковых были А. Бородин, Л. Шестакова, а также А. Даргомыжский.

В тот же период Николай Александрович познакомился с Петром Чайковским, который был идейным противником сообщества, но поддерживал тесные контакты с коллегами.

Николай андреевич римский-корсаков полёт шмеля.

Приглашаю в музыкальную гостиную немного поговорить об очень известном музыкальном произведении. Оно называется – «Полет шмеля» и явлется частью оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) с удовлетворением воспринял предложение русского писателя Владимира Вельского о сотрудничестве в создании оперы, предназначавшейся для исполнения во время празднования 100-летия А.С. Пушкина. Темой оперы выбрали пушкинскую «Сказку о царе Салтане». Птица-Лебедь превращает Гвидона в шмеля, чтобы он смог слетать к своему отцу, который не знает, что он жив. Царевич Гвидон летит к своему отцу, царю Салтану, а заодно, пользуясь своим превращением, хочет ужалить, т. е., наказать старуху Бабариху.Композитор сумел музыкальными средствами передать полет, и даже жужжание насекомого. Этот симфонический эпизод из третьего акта известен нам как «Полет шмеля», хотя в партитуре нет такого названия. Этот эпизод стал самостоятельным очень популярным музыкальным произведением, переработанным для сольного исполнения на различных инструментах — аккордеон, баян, фортепиано, гитара и т.п. Есть, хоровые исполнения, есть, воообще, оригинальные наборы инструментов, некоторые из них представлены в посте, например, «Полет шмеля» исполняется одновременно на 8 роялях. Однако, лучше всего звучит первоначальный вариант исполнения, где сольная партия исполняется на флейте, с нее мы и начнем.

Продолжим наши полеты с солистами Кремлевского оркестра

Музыканты, как известно, народ горячий, поэтому наряду с переложением произведения на другие инструменты, шла прямо-таки нешуточная борьба за наиболее быстрое исполнение произведения. Одни устанавливали рекорды, други били эти рекорды скорости, устанавливая свои. Об этом можно прочесть. На сегодняшний день максимальная скорость исполнения составляет 750 ударов в минуту, она принадлежит Тьяго Делла Вега. Много желающих исполнить это вирутозное произведение, но не у всех это получается хорошо.

Игру С.В. Рахманинова я всегда принимаю как эталон.

Память

Памятники, музеи, учреждения

Памятник Н. А. Римскому-Корсакову на Театральной площади в Санкт-Петербурге. Скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал

  • Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
  • Центральный концертный образцовый оркестр Военно-Морского Флота Российской Федерации им. Н. А. Римского-Корсакова
  • Консерватория имени Римского-Корсакова в эквадорском городе Гуаякиль (исп. Conservatorio Superior de Música Rimsky-Korsakov)

В Ленинграде в 1971 году был открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Объект культурного наследия № 7810522000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.

Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Объект культурного наследия № 4710152000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.

  • В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
  • В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу было присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
  • В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
  • Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
  • Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Могилёве
  • В 2016 году в Тихвине возле ДК им. Римского-Корсакова был установлен памятник композитору (скульптор В. Н. Селиванов).

Топонимы

Россия

  • Проспект Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Улица Римского-Корсакова в Москве.
  • Улица Римского-Корсакова в Липецке.
  • Улица Римского-Корсакова в Нижнем Новгороде.
  • Улица Римского-Корсакова в Новосибирске.
  • Улица Римского-Корсакова в Тихвине.
  • Улица Римского-Корсакова в Луге.
  • Улица Римского-Корсакова в Плюссе (Плюсской район, Псковская область)

Другие страны

  • Улица Римского-Корсакова — улица в Донецке.
  • Улица Римского-Корсакова — улица в Сумах.
  • Улица Римского-Корсакова — улица в Алматы.
  • Улица Римского-Корсакова — улица в Сибиу.

Транспортные средства

  • В 1956 году построенному для Советского Союза в Чехословакии теплоходу было присвоено имя — Римский-Корсаков.
  • Airbus A320 Аэрофлота с номером VP-BWE носит имя Римского-Корсакова.

В филателии

Преподавательская деятельность

Участливость, а также чуткость Балакирева, неформального учителя помогли Римскому-Корсакову стать тем, кем он оказался в будущем. Примечательно, что и сам композитор в зрелые годы начал готовить музыкантов, раскрывая таланты своих подопечных.

Римский-Корсаков стал основателем собственной школы, направления. За сравнительно малый срок, Николай Андреевич дал путевку в жизнь более чем 2 сотням учеников.

Среди его подопечных были Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Михаил Ипполитов-Иванов и множество других талантливых людей, которые позже приобрели всемирную известность и заслуженную славу.

По воспоминаниям студентов, Николай Андреевич всегда умел найти правильные слова, сделать полезные замечания, дать бесценные советы.

Н. Римский-Корсаков, фото 1904 г.

При этом как педагог он отличался суровостью, местами даже жесткостью и никогда не хвалил своих подопечных.

Впрочем, те всегда и без лишних слов понимали, чего от них хочет учитель, и как он настроен.

Мультимедийный зал

Мультимедийная экспозиция располагается в экспозиционном зале музея, состоит из пяти интерактивных зон, аудио-зоны и экспозиционной части.

«Основы дирижирования» позволяют стать настоящим руководителем оркестра, послушать рекомендации дирижера, исполнить три сочинения Римского-Корсакова, попробовать держать темп, делать ауфтакт, включать группы инструментов и следить за динамикой.

«Цветной слух» при помощи пяти калейдоскопов наглядно иллюстрирует феномен синестезии, или, как называл его сам Н. А. Римский-Корсаков, «звукосозерцания».

«Световой орган» помогает исследовать собственные ассоциации между цветом и звуком и создать свою цветомузыкальную композицию.

«Основы оркестровки» дают представление о составе и звучании симфонического оркестра. Здесь можно послушать каждый инструмент, отдельные группы струнных и духовых, полнозвучный оркестр Римского-Корсакова, а также составить свою палитру инструментов на основе сочинения композитора и сравнить результат.

«Основы аранжировки» дают возможность создать новое произведение, опираясь на отрывки из сочинения Римского-Корсакова. К предложенным фрагментам можно будет применить эффекты обработки звука и на основе различных комбинаций сконструировать свой музыкальный коллаж.

По всему залу расположены зоны для прослушивания, в которых собраны сотни записей сочинений Н. А. Римского-Корсакова в различных интерпретациях.

Экспозиционная часть зала дополнена новыми фотоматериалами.
Проект выполнен по заказу Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Автор, куратор проекта – Лидия Адэр
Куратор, рецензент – Нина Костенко

Благотворительный проект «Я вижу музыку» 

Благотворительный проект «Я вижу музыку» ориентирован на детей с особенностями развития (синдром Дауна и аутизм). Проект существует с 2015 года и представляет собой серию интерактивных концертов для особых детей.
В 2016 году проект был отмечен почетным дипломом жюри на ежегодном конкурсе «Музейный Олимп» в номинации «Музей-детям».
Проект инициирован сотрудниками Мемориального музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова и осуществляется при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.Подробнее

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Nikolai_Rimsky-Korsakov  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Nikolai Rimsky-Korsakov»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Римский корсаков оперы. Сказочные оперы Н.А. Римского-Корсакова

Снегурочка, Ночь перед Рождеством, Садко, Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Кащей Бессмертный, Пан воевода, Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, Золотой петушок, все это бессмертные произведения великого Русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.

Николай Андреевич Римский-Корсаков — композитор-сказочник: большая часть творчества написана на сказочный сюжет — оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь» и др. — в которых отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это не удивительно: с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже ещё не видя его.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6(18) марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге. По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее кругосветное путешествие. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.

В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, а несколько позднее— А. П. Бородин.

Общение Римского-Корсакова с Балакиревским кружком было на время прервано кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество.

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий. Теперь Петербургская консерватория носит имя Н.А.Римского-Корсакова. Слева около здания Консерватории — на Театральной площади — есть памятник Римскому-Корсакову.

Ещё одним памятным местом Петербурга является музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова на Загородном проспекте. Музей Римского-Корсакова был открыт во второй половине 20 века по инициативе его потомков. Квартира композитора была перестроена и разделена на два больших помещения. В одном из них была устроена экспозиция, состоящая из нотных рукописей Римского-Корсакова и различных документов, по которым можно проследить историю его жизни и творчества. А во втором в настоящее время работает концертный зал, где вновь, как и сто лет назад, проходят «Корсаковские среды» с выступлением современных музыкантов, оперных певцов и эстрадных исполнителей.

В гостях у Римского-Корсакова бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала 20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, а также художники В. А. Серов и И.Е. Репин, певец Ф. И. Шаляпин и другие деятели искусства. Римский-Корсаков любил устраивать дома музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть «Корсаковскими средами».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: