Титов василий поликарпович

Василий верещагин

Библиография

  • Лозовая И. Е., Шевчук Е. Ю. Церковное пение // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М..: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. 0 (специальный). — С. 599—610. — 656 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-005-6.
  • Разумовский Д. В. // Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее / Под ред. Г. Д. Филимонова. — М.: Общество древнерусского искусства при Московском публичном музее, 1873. — С. 153–181 (1-я паг.). — , 183, 39, 50 с.
  • Романовский Н. В. Хоровой словарь.— М.: Музыка, 2000.
  • Плотникова Н. Ю. «Царственный мастер» В. Титов // Музыка и время. 2011. № 5.
  • Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — первой половины XVIII века. Службы Божии Василия Титова: исследование и публикация. М.: Издательство ПСТГУ, 2012.
  • Плотникова Н. Ю. Полифония Василия Титова. Учебное пособие. М.: МГК, 2014.
  • Протопопов В. В. Творения Василия Титова — выдающегося русского композитора конца XVII — начала XVIII вв. // Musica antiqua. Acta scientifica. — Bydgoszcz, 1972.
  • // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2016. — Т. 32. — С. 171—172. — 767 с. — 35 000 экз. — ISBN 978-5-85270-369-9.
  • // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — 102 200 экз.
  • Финдейзен Н. Ф. // Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века. — М.Л.: Госиздат, Музсектор, 1928. — Т. 1/3. — С. 325—336. — 364 с.
  • Abraham G. // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by L. Macy. — 2001. — Т. 25. (платный доступ)
  • Dolskaya-Ackerly, Olga. Vasilii Titov and the «Moscow» Baroque // Journal of the Royal Musical Association (JRMA), cxviii (1993), pp. 203–222.
  • Jensen, Claudia. Review of Vasily Titov and the Russian Baroque: Selected Choral Works by Olga Dolskaya // Notes (2nd Ser.), Vol. 53, No. 3. (Mar., 1997), pp. 981–982.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в бедной крестьянской семье в 1868 году в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губернии.

Начальное образование получил в народной школе Сергея Александровича Рачинского в селе Татево. Живописи Богданов-Бельский обучался сначала в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, а в 1884-1889 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.

Окончил Училище Богданов-Бельский в 1889 году, в качестве дипломной работы представив картину «Будущий инок». За эту картину Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль а также звание «классного художника». В 1890 году полотно молодого художника участвовало в выставке передвижников. Картину высоко оценил знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Повторение картины было выполнено для Павла Михайловича Третьякова, а сама картина была передана императрице Марии Федоровне Романовой.

В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона.

В 1890-е годы Богданов-Бельский создает ряд произведений о народной школе Рачинского. Наиболее известные из них «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897). В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1899 году художник пишет портрет императрицы Марии Федоровны по ее просьбе. 27 октября 1903 года Богданов-Бельский получает звание академика.

С 1907 года художник возглавил общество Архипа Ивановича Куинджи, занимавшееся поддержкой молодых художников, руководил которым вплоть до 1921 года.

В 1914 году Богданов-Бельский был избран действительным членом Российской Академии художеств. В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем покидает Россию и перебирается в Латвию.

В 1928 году по инициативе Николая Богданова-Бельского и поддержке Ильи Репина в европейских столицах и многих крупных городах Старого Света проходят выставки русской живописи, на которых выставлялись картины Жуковского, Коровина, Малявина, Билибина и других художников.

В 1930-е годы художник много и увлеченно работает, картины его хорошо покупаются, а в 1938 году семидесятилетие художника было отмечено персональной выставкой.

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель.

Экспедиция по библейским местам

В 1881 году Василий Поленов, картины которого уже пользовались популярностью у коллекционеров и ценителей живописи, отправился в важную поездку с целью сбора материалов для будущего масштабного полотна на тему Евангелие. Воодушевлённый «Явлением Христа народу» Александра Иванова, Поленов задумал очеловечивание главного героя, изображение Христа не божеством, а почти обычным, но всё же особенным человеком. В Палестине, Египте, Константинополе и Сирии художник кропотливо изучал материалы: архитектуру, костюмы, типажи людей, сделал много зарисовок и этюдов. Эта работа с периодическими поездками за границу заняла у художника почти два десятка лет. Появилась возможность осуществить мечту – обзавестись собственным имением – продажа картины «Христос и грешница» принесла необходимые средства.

Стиль

Титов написал более 200 произведений, все вокальные произведения. В их числе полные настройки Богослужения (Службы Божие, Службы Божие) и псалтыря (Симеона Полоцкого), а также многочисленные вокальные концерты в праздничные дни. Его произведения варьируются от коротких трехголосных пьес до масштабных произведений для 12- и 24-голосных хоров

Титов был одним из самых важных последователей Николай Дилецкий с Идея грамматики музыкальной (1679), влиятельный трактат о композиции.Знаменный распев было еще одно важное влияние на творчество Титова: он даже написал сеттинг службы, полностью основанный на песнопении

В музыке Титова текст является наиболее важным элементом, поскольку он определяет как общую форму, так и форму мелодических линий, иногда приводя к завершенной словесной живописи. Музыкальный язык в основном тональный; мелодические линии трактуются индивидуально, горизонтально, с множеством мотивных орнаментов. Фактуры Титова в его крупномасштабных работах предполагают, что эти произведения были предназначены не для разделения хоров в переделке, а для их объединения, поэтому прямой связи с ними нет. антифонный стиль вестерн Барокко. Характерной чертой является так называемая вариантность, соединение мелодических мотивов непрерывными тонкими изменениями, что также является важным элементом русского песнопения и народной полифонической традиции.

Священник Многая лета (Многая лета), или же Большое многолетие (Большое многолетие) оказалось самым живым из сочинений Титова, возможно, потому, что его полифония была более простой и, следовательно, соответствовала идеалам Эпоха классической музыки. Его пели в русских церквях до Октябрьская революция.

Интересные факты

№1. В 1926 году в Чинли, штат Аризона, родился Дэвид Паладин, будущий солдат-картограф. В военные годы его взяли в плен, и молодой человек оказался в концлагере. Он терпел все возможные издевательства, пока однажды узников не освободили. Поскольку Паладин не проявлял признаков жизни, его в числе сотен других повезли хоронить. В пути солдат зашевелился. В срочном порядке его доставили в госпиталь.

Василий Кандинский во Франции

Два с половиной года молодой человек пробыл в коме, а когда пришел в сознание, представился Василием Кандинским на чистом русском языке. В доказательство честности произнесенных слов теперь уже бывший солдат нарисовал картину, которую искусствоведы сочли подходящей стилю великого абстракциониста.

Выйдя из госпиталя, Дэвид, получивший прозвище Новый Кандинский, продолжил рисовать, устроился преподавателем в колледж искусств Аризоны, а потом открыл собственную школу. Под подписью Кандинского он написал более 130 полотен.

Василий Кандинский в старости

Говорят, что однажды Паладина ввели в гипноз. Он рассказал о «своей» биографии: родился в Москве в семье коммерсанта, учился в Одессе, имел трех жен. И все это – голосом Кандинского. В конце сеанса молодой человек произнес:

№2. Кузен Василия Кандинского, Виктор, — прославленный психиатр, единственным пациентом которого был он сам. В 30 лет у Виктора произошел первый приступ болезни, которая позже стала известна как шизофрения. Психиатра мучили звуковые и образные галлюцинации, бред, синдром «открытых мыслей». Он, осознав, что не здоров, начал исследования. На их основе Виктор Кандинский написал трактаты «О псевдогаллюцинациях», «К вопросу о невменяемости», которые доказали, что шизофрения поддается лечению.

Психиатр Виктор Кандинский

Правда, на практике биография больного имела печальный конец — во время очередного приступа психиатр вел такую запись:

Виктор умер в 40 лет.

№3. Василий Кандинский писал стихи в прозе. В 1913 году вышел сборник «Звуки», куда вошли семь произведений.

Триумфы Василия Сурикова

Заряжённый желанием писать картины о русской истории и его народе, Василий Иванович создаёт свои основные шедевральные работы.

  • Портрет Меньшикова стал демонстрацией сильного характера. Через личную драму художник пытался показать российскую трагедию судеб отдельных её людей. Суриковский Меньшиков – сильный и властный фаворит Петра I, отправленный в ссылку, достоин других масштабов, ему тесно в избёнке с низкими потолками и крохотным оконцем. Через вписанных в картину троих детей талантливый Суриков сумел выразить тонкие человеческие чувства. Замысел о написании работы возник у автора в переломные для России периоды переворотов и самовластия. «Меньшиков» прямо на выставке был куплен Третьяковым.
  • Боярыню Морозову, как признавался автор, он задумал задолго до Меньшикова. Эскиз картины появился в 1881 году, а к работе художник приступил лишь через три года. Всё потому, что мастер кисти долго не мог подобрать прототипа боярыни, которым стала потом его собственная тётка. И снова на полотне трагическая судьба сильной натуры, которая встала против церковных реформ – историческая сцена из раскола церкви. Твёрдость духа, мужественность и красота русской души показана здесь Суриковым через цвет, пейзаж и композицию. Высоко поднятая рука героини холста – как жест прощания со старой Русью. В первый раз картину увидели на 15-й выставке передвижников, и публика сразу же оценила её мощь и колорит.
  • «Взятие снежного городка» появилось в 1891 году как протест художника унынию при возвращении в родной Красноярск после смерти жены. Желая поднять настроение, вспоминая игры из детства, Суриков после трёх серьёзных картин создаёт жизнерадостное полотно, где героями выступили обычные селяне, а снежный городок вырос прямо во дворе его дома. Полная жизнелюбия работа была с восторгом встречена ценителями искусства и направилась на французскую выставку, где была отмечена именной медалью.
  • Продолжением серьёзной работы стало «Покорение Сибири Ермаком», написанное при возвращении в Москву. Изображённую на картине битву Суриков сумел при помощи кисти описать как встречу двух стихий. Вдохновлённый силой духа, привезённой из Сибири, где он наблюдал за жизнью и бытом местных жителей, художник изобразил всё величие подвига русского народа во главе с предводителем. Полностью полотно было закончено в 1895 году.
  • Историческую тему творчества знаменитого художника продолжила ещё одна работа, посвящённая переходу Суворова через Альпы, продолжающая тему героизма Ермака. Работу над полотном мастер начал, будучи в родном Красноярске, а продолжил после поездки в Швейцарию, где этюды к картине писал уже на месте свершившегося перехода, в горах. Художник постарался передать зрителю все трудности перехода, проникнуться подвигом суворовских воинов, сделав ставку на главные детали, как считает автор, — движение и храбрость. Творческая работа завершилась как раз к столетию итальянского похода в 1899 году. Выставленный в Петербурге и Москве «Суворовский переход» был приобретён российским императором Николаем II.
  • «Степан Разин» стал завершающим большим холстом Василия Сурикова. Над ним автор работал несколько лет и даже возвращался к написанию после того, как картина была представлена публике. Художник всё пытался усилить образ главного героя, даже ездил в Сибирь и на Дон, где родились картинные этюды, чтобы найти нужные прообразы и черты. В результате дума казачьего атамана на холсте подчёркнута природной красотой при помощи перламутровых переливов красок и солнца. Задачей художника было — передать внутренний мир мятежника.

Происхождение

Родился в Санкт-Петербурге 1 июня 1844 года в дворянской семье, известной в русском просвещённом обществе. Предки будущего художника занимались науками, юриспруденцией и внесли достойный вклад в развитие Отечества. Отец, Дмитрий Васильевич, был уважаемым дипломатом, в культурном плане разносторонним человеком, как и мать, Мария Алексеевна. Василий и Вера (двойняшки) были первыми детьми супругов Поленовых, в будущем семья станет многодетной: родятся ещё сыновья Алексей и Константин и дочь Елена.

Детство

Можно сказать, биография Поленова-художника началась с ранних лет – родители всегда внимательно относились к природным наклонностям детей, к тому же мать в молодости сама увлекалась живописью. Поэтому, видя явное дарование старшего сына, родители занялись его художественным образованием всерьёз, для него нанимались лучшие учителя. В будущем кроме него живописью увлечётся и младшая Елена, которая станет первой в России женщиной, владеющей профессией художника.

Из детских воспоминаний Василия Поленова наиболее яркие связаны с долгими месяцами, проведёнными с семьёй в имениях родственников (на Тамбовщине и Русском Севере). Именно здесь Василий, городской житель, сблизился с природой особенным образом, полюбил её и научился различать сотни неуловимых оттенков зелени, за которые и получит множество похвал в будущем. Игры детей тоже были непосредственно связаны с живописью: бабушка по материнской линии, женщина властная, но безгранично любившая внуков, устраивала для них конкурсы с наградами. В них, впрочем, всегда побеждал Вася.

Учёба

После окончания гимназии Петрозаводска в 1863 году Василий поступил в университет Санкт-Петербурга на физмат, а по вечерам ходил на лекции и практические занятия в Императорскую академию художеств. Кроме того, творчество Поленова распространялось и на музыку: он посещал музыкальные представления, пел сам и даже писал музыкальные пьесы.

Вскоре точные науки были на время вытеснены занятиями так манившей живописью. В 1867 году с серебряными медалями слушатель натурного класса Поленов закончил курс художественной академии. Затем он предпринял попытки заработать золотые медали по классу исторической живописи. Снова пришлось выделить время на университет (очень настаивали родители), с 1868 по 1872 год он изучает юриспруденцию и успешно защищается. В тот же период с победной наградой заканчивает Академию художеств.

Работа над восточными сюжетами

В начале 70-х годов XIX века Верещагин Василий Васильевич, картины которого хорошо известны поклонникам, переезжает в Мюнхен и начинает работать над восточными сюжетами.

В 1873 году он провел персональную выставку в Лондоне. Она состоялась в Хрустальном дворце. Через полгода работы были выставлены в Петербурге. Эти работы вызвали резкое неудовольствие в отечественных патриотичных кругах. Верещагина заподозрили в сочувствии к врагу и антипатриотических чувствах. Недовольным остался лично император Александр II.

Несмотря на это академия художеств присвоила мастеру звание профессора. Верещагин от него отказался. Непонятый на родине, он уезжает в Тибет, где проводит два года. Только после этого мастер возвращается в Париж.

В 1877 году художник узнает о начале русско-турецкой войны. Сразу поступает в расположение действующей армии. Его включают в число адъютантов главнокомандующего на Дунайском направлении. Верещагин лично принимает участие в некоторых сражениях.

Биография

Точных данных о датах рождения и смерти Титова нет. Предполагается, что композитор родился около 1650 года.

В 1678 году он впервые упоминается как певчий в Хоре Государевых певчих дьяков. Судя по архивным данным, певец вскоре занял в хоре Ивана V ведущее положение — очевидно, благодаря не только вокальному, но и композиторскому дарованию. Александр Албычев на TAdviser SummIT — об эволюции ИТ-ландшафта и пяти приоритетах цифровизации Казначейства 34.1 т

Вероятно, уже к середине 1680-х Титов был достаточно известен как композитор. Титов сочинил музыку к «Стихотворной Псалтыри» Симеона Полоцкого (экземпляр этой рукописи с посвящением композитор подарил правительнице царевне Софье), а также к сборнику Полоцкого «Месяцеслов». «Псалтирь рифмотворная» — сборник трёхголосных обработок Псалтири, над которой Титов работал в 1682—1687 годах (по другим данным: в 1680 году, после 1682 года, во 2-й половине 1680-х годов), была опубликована в 1687 году.

Полный текст «Псалтири Рифмотворной»

Псальмы Титова на эти тексты и считаются в российском музыкознании началом кантовой традиции в русской музыке, хотя, видимо, дальнейшее и частично уже начавшееся изучение различных архивов позволит установить и более ранние памятники этого жанра.

До 1698 года Титов продолжал служить певчим дьяком (до роспуска хора), затем был инспектором в Московской ратуше и, вероятно, заведовал певческой школой. Рукопись рубежа XVII-XVIII вв. называет Титова также «царственным мастером, что у Спаса в Нове» (т.е. в одном из соборов Московского Кремля) «верьховым дьяком».

Используя тексты религиозного характера, композитор сумел преодолеть их ограниченность и создать музыку искреннюю и полнокровную, обращенную к человеку. Примером тому служит праздничный хоровой концерт «Рцы нам ныне» (1709), в аллегорической форме прославляющий победу русского оружия в Полтавской битве, — одна из вершин произведений Титова. Пронизанный ощущением светлого торжества, мастерски передающий настроение массового ликования, этот концерт запечатлел непосредственный отклик композитора на важнейшее событие его времени.

О дальнейшей судьбе музыканта документальных сведений нет. Некоторые исследователя вслед за историком музыки Н. Финдейзеном относят дату смерти Титова предположительно между 1710 и 1715 годами.

Обширное творчество Титова охватывает различные жанры партесного пения. Опираясь на опыт старшего поколения мастеров партесного письма — Дилецкого, Давидовича, С. Пекалицкого — Титов придает своим хоровым партитурам барочную пышность и сочность. Его музыка завоевывает широчайшее признание. Судить об этом можно по многочисленным спискам произведений Титова, сохранившимся во многих рукописных хранилищах.

Композитор создал более 200 крупных произведений, среди которых такие монументальные циклы, как службы (литургии), «Догматики», «Богородичны воскресни», а также многочисленные партесные концерты (ок. 100).

«Службы Божии Василия Титова». Н.Ю.Плотникова, 2012 г

Точное число сочинений Титова установить трудно, поскольку в нотных рукописях XVII-XVIII вв. часто не указывалось имя автора.

Музыкант использовал разнообразные исполнительские составы: от скромного трехголосного ансамбля кантового типа в «Стихотворной Псалтыри» до многоголосного хора, включающего 12, 16 и даже 24 голоса.

Будучи опытным певчим, Титов глубоко постиг секреты выразительного, богатого нюансами хорового звучания. Хотя в его произведениях не участвуют инструменты, умелое использование возможностей хора создает сочную, многотембровую звуковую палитру. Красочность хорового письма особенно характерна для партесных концертов, в которых мощные возгласы хора соперничают с прозрачными ансамблями различных голосов, эффектно сопоставляются разные типы многоголосия, возникают контрасты ладов и размеров.

Живая эмоциональность, теплая задушевность музыки Титова сохраняют силу воздействия на слушателя и в наши дни. Однако вскоре после смерти Титова музыкальные вкусы русской публики изменились, и композитор, как и традиция, которую он представлял, были практически забыты. В 2022 году музыка Титова входит в репертуар концертных хоровых коллективов, в храмах звучит его «Большое многолетие».

биография

Скудные биографические материалы указывают на то, что Титов родился в 1650-х годах. Он присоединился к царит Федору хор с, Gosudarevy Pevchie Diaki (Государев Певчие Дьяки, The Царского ‘Singers) , когда он был в двадцатых годах; его зарплата зафиксирована в 1678 году. Он быстро стал известен как певец и композитор. В 1680-х годах он сотрудничал с Симеоном Полоцким (прославленным церковником, литератором и наставником детей царя Алексея Михайловича ), создавая музыкальные декорации к псалтырю Полоцкого и альманаху священной поэзии. В 1680-е годы Титов также присоединился к хору царя Ивана .

После смерти царя Федора в 1682 году Титов сохранил свое место в хоре царя Ивана. Царь Иван умер в 1696 году, а в 1698 году хор был распущен. Что произошло рядом с Титовым, точно неизвестно. Возможно, он занял должность хормейстера в церкви Московского Кремля и / или руководителя музыкальной школы в Москве. О его последних годах ничего не известно, кроме того, что он написал несколько сочинений, связанных с Полтавской битвой 1709 года и вскоре умер.

Детство и молодость

Василий Васильевич Кандинский родился 4 (16) декабря 1866 года в Москве в знатной семье. Отец, прославленный коммерсант Василий Сильвестрович, происходил из древнего кяхтинского рода Кандинских, которые считались потомками царей мансийского Кондинского княжества. Прабабушка — княжна из тунгусского рода Гантимуровых.

Портрет Василия Кандинского

Большую часть состояния семья тратила на путешествия. В течение первых 5 лет после рождения Василия они объездили Россию и Европу, в 1871 году поселившись в Одессе. Здесь будущий художник получил классическое образование, одновременно развиваясь творчески. Частный преподаватель учил его игре на фортепиано и виолончели, рисованию. В юном возрасте мальчик умело обращался с кистью, сочетал, казалось, несочетаемо яркие цвета. Позже эта особенность легла в основу развиваемого им стиля живописи — абстракционизма.

Родители таланта сына не рассмотрели. По их воле в 1885 году Василий Кандинский поступил в Московский университет на юридический факультет, кафедра политической экономики и статистики. Пропустив два года по болезни, в 1893 году успешно завершил обучение.

Преподавателям Кандинский зарекомендовал себя как способного ученика и многообещающего ученого. Сразу после выпуска ему предложили преподавать на кафедре. В процессе образовательной деятельности получил звание доцента.

С 1895 года работал в московской типографии «Товарищество И. Н. Кушневера и Ко» художественным директором. В 1896 году поступило приглашение занять место профессора юриспруденции в Дерптском университете, но Василий Васильевич отказался в пользу реализации себя как художника.

Взрыв Храма Христа Спасителя и спасенное полотно

Дорога от Красноярска до Петербурга тогда занимала три месяца.

Кузнецов продолжал помогать художнику и во время учебы. Он купил его первую большую работу «Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади». Меценат заплатил за нее 100 рублей, это были большие деньги, после смерти отца семья Суриковых жила на 13 рублей в месяц. Василий сразу же отправил 50 рублей домой.

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

Также во время учебы художник написал несколько работ на библейские сюжеты. После работы «Пир Валтасара» о Сурикове в Петербурге некоторое время говорили. За картину «Милосердный самарянин» художник получил золотую медаль и подарил своему благодетелю Кузнецову. После окончания академии Суриков оказался в числе лучших выпускников, которым предложили большой государственный заказ – написание картин для Храма Христа Спасителя.

«Пир Валтасара»

Для работы Сурикову пришлось переехать в Москву. И он написал несколько картин о Вселенских соборах, которые проходили начиная с 325 года. С этими работами связана еще одна загадка. Когда Храм Христа Спасителя был взорван, все работы оказались уничтожены.

А в ХХ веке, после Великой Отечественной войны одна из картин, на которой изображен четвертый Вселенский собор, была обнаружена в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге. Кто, когда, при каких обстоятельствах вынес из храма полотно размером четыре на четыре метра, до сих пор остается загадкой.

Четвертый Вселенский Собор

За работу над оформлением храма Суриков получил огромные деньги – 10 000 рублей.

Время действия, которое изображено на картине, датируется 325 годом, когда большинство христиан были евреями, армянами, сирийцами и греками. Соответственно тип лица у них сильно отличается от европейского. И, чтобы изобразить своих персонажей, Суриков ходил на базар, знакомился с греками, армянами и писал с натуры.

Однако заказчикам такой ход не понравился, и художнику во многом пришлось подстраиваться под их требования. Это был его первый и последний опыт работы на заказ.

Биография писателя

Отец его был помещик, отставной гусар, служил управляющим имением матери писателя В. А. Соллогуба; мать — француженка, дочь погибшего на гильотине во время террора роялиста де Вармона. Григорович рано лишился отца, устроившего семью в Каширском уезде Тульской губернии, и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему французское воспитание. 8 лет его отвезли в Москву, где он пробыл около 3 лет во французском же пансионе «Монигетти», по окончании оного в 1836 поступил в Санкт-петербургское инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет), в котором проучился до 1840 г., и где познакомился с Ф.М.Достоевским. Наполовину француз, Григорович в ранней молодости неудовлетворительно владел русским языком, долго говорил с французским акцентом. Не имея к точным наукам никаких предпочтений, позже переводится в Академию художеств. Здесь он довольно близко познакомился с Тарасом Шевченко.

В 1858—1859 годах Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».

Первые литературные опыты Григоровича рассказы «Собачка», «Театральная карета», напечатанные в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“», были ещё очень слабы в художественном отношении. Около 1841 г. он познакомился с Некрасовым, в то время издававшим разные юмористические сборники: «Первое апреля», «Физиология Петербурга» и др

Позже в них и появились первые серьёзные произведения молодого писателя — «Штука полотна» 1846 и «Петербургские шарманщики» 1845, которыми он обратил на себя внимание Белинского. Также писал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле». В сущности, мало и плохо зная быт крестьянства, под влиянием кружка Бекетовых, в неполные 23 года он берётся за большую повесть, и в конце 1846 г

была напечатана (в «Отечественных Записках») «Деревня», сразу давшая Григоровичу литературное имя, а в 1847 году в «Современнике» — знаменитый «Антон Горемыка». «По прочтении этой трогательной повести, — говорил Белинский, — в голове читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные». Григорович первый посвятил большую повесть ежедневному быту самого серого простонародья — не того, «лубошного», а народа во всей его неприглядности. Жизненность, с которой в «Деревне» обрисован народный быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ только в прославлениях его величавости, усмотрели в повести Григоровича унижение народа.За ним последовал ряд небольших повестей из столичной жизни

В сущности, мало и плохо зная быт крестьянства, под влиянием кружка Бекетовых, в неполные 23 года он берётся за большую повесть, и в конце 1846 г. была напечатана (в «Отечественных Записках») «Деревня», сразу давшая Григоровичу литературное имя, а в 1847 году в «Современнике» — знаменитый «Антон Горемыка». «По прочтении этой трогательной повести, — говорил Белинский, — в голове читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные». Григорович первый посвятил большую повесть ежедневному быту самого серого простонародья — не того, «лубошного», а народа во всей его неприглядности. Жизненность, с которой в «Деревне» обрисован народный быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ только в прославлениях его величавости, усмотрели в повести Григоровича унижение народа.За ним последовал ряд небольших повестей из столичной жизни.

В начале 1860-х гг., когда в редакции «Современника» произошёл раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Григорович был всецело с первой группой и вышел из «Современника». Чернышевский в своей статье «Не начало ли перемены?» подверг резкой критике Тургенева и Григоровича. По мнению современников, с тех пор Григорович к Чернышевскому, лидеру радикалов, относился с ненавистью.

С 1864 года Григорович надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу по «Обществу поощрения художеств», деятельным секретарем которого он оставался долгое время. За долголетние труды по обществу Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия.

Образование

Говоря о биографии Дмитрия Васильевича Григоровича, важно отметить, какое образование было у писателя. Когда мальчику исполнилось восемь лет, мать решила отправить его в Москву, где он мог бы учиться во французском пансионе. Решение было принято

Решение было принято.

После окончания пансиона Дмитрий Васильевич Григорович уже определился с тем, как он хочет устроить свою жизнь. Писатель переехал в Санкт-Петербург и продолжил свое образование в инженерном училище. Именно там Григорович познакомился с выдающимся писателем – Федором Михайловичем Достоевским.

У Дмитрия не было интереса к точным и естественным наукам, поэтому он решил попробовать свои силы в искусстве. Молодой человек перевелся в Академию художеств, где завел знакомство с еще одним талантливым писателем – Тарасом Шевченко.

Собственная усадьба

В 1890-м на Оке в Тульской губернии Поленов купил имение, в тиши сосен выстроил дом (проект обдумывался уже давно) и назвал усадьбу Борок (сосновый бор ласково). Василий Дмитриевич очень полюбил эти привольные места, перебрался сюда, что-то постоянно строил и обустраивал: то мастерскую с огромным окном, то класс, где занимался с сельскими ребятишками. В будущем мечтал превратить Борок в гнездо искусства, а затем и в музей, первый общедоступный в провинции. Близ усадьбы в селе Бёхово по проектам Поленова построены церковь, школа и народный театр – художник искренне радел за просвещение крестьян и воспитание у их детей художественного вкуса.

Сегодня усадьба носит имя художника – в Поленово дом-музей, он открылся ещё при жизни художника. Здесь сохранена обстановка и предметы быта тех времён. Первым директором дома-музея стал сын художника Дмитрий.

Живопись и творчество

Как писал Василий Кандинский в дневниках, на решение стать художником повлияли два события: выставка французских импрессионистов 1895 года, где демонстрировался в числе прочего «Стог сена» Клода Моне, и опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре. На момент, когда будущий великий художник и теоретик искусства понял истинное предназначение, ему исполнилось 30 лет.

Картина Василия Кандинского «Двое на лошади»

В 1896 году Кандинский поступил в частную школу Антона Ажбе в Мюнхене. Там он получил первые советы по построению композиции, работе с формой и цветом. Необычность его работ стала предметом для насмешек коллег по кисти. Реалист Игорь Грабарь вспоминал:

Не пришлось по вкусу буйство красок и немецкому живописцу Францу фон Штуку, у которого Василий Васильевич обучался в Мюнхенской академии художеств. Из-за этого весь 1900 год Кандинский рисовал черно-белые произведения, сосредоточиваясь на графике. Спустя год будущий абстракционист открыл школу Münchner Malschule Phalanx, где познакомился с Габриэль Мюнтер, молодой многообещающей художницей. Она стала для Кандинского музой и любовницей.

Картина Василия Кандинского «Синяя гора»

В тот период из-под кисти Василия Васильевича выходили насыщенные цветами пейзажи: «Старый город», «Синяя гора», «Улица в Мурнау с женщинами», «Осенний пейзаж» и др. Нашлось место и портретам, например, «Двое на лошади».

В 1911 году Кандинский написал первую книгу «О духовном в искусстве». По факту трактат стал первым теоретическим обоснованием появления такого жанра, как абстракционизм. Василий Васильевич рассуждал о средствах воплощения творчества: цвет, форма, толщина линий. В 1914 году абстракционист начал работать над вторым теоретическим трудом, который получил название «Точка и линия на плоскости». Он увидел свет в 1926-м.

Книги Василия Кандинского «Точка и линия на плоскости» и «О духовном в искусстве»

Война 1914 года заставила Кандинского вернуться на родину, в Москву. Он преподавал в Свободных мастерских, затем — Высших художественно-технических мастерских. На занятиях пропагандировал свободный стиль написания, из-за чего часто вступал в конфликт с коллегами-реалистами. Василий Васильевич возражал:

Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом». Кандинский продолжил продвигать абстракционизм студентам берлинского «Баухауза». В доказательство того, что абстрактные картины не уступают реалистическим, в 1910-1920 годы художник написал произведения «Белый овал», «Белая линия», «Фуга», «Красная площадь», «Голубой сегмент», «Знак».

Картина Василия Кандинского «Белый овал»

После закрытия «Баухауза» в 1933 году Кандинский иммигрировал в Париж. Во Франции абстракционизм как жанр отсутствовал в принципе, поэтому новаторские творения художника общественность не приняла. Стараясь подстроиться, Василий Васильевич сделал ставку на форму и композицию, смягчая яркие, броские цвета. Он создал картины «Небесно-голубое», «Сложное-простое», играя на контрастах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: