Псалом №7 (ז)
(1) Песнь раскаяния Давида, которую воспел он Б-гу о Куше, из колена Биньямина. (2) Б-г, Всесильный мой! На Тебя я уповаю: спаси меня от всех преследователей моих и избавь меня! (3) Дабы не растерзал он, словно лев, души моей, — он сокрушает, и нет спасающего. (4) Б-г, Всесильный мой! Если я сделал это, если есть несправедливость в руках моих: (5) заплатил ли я злом тому, кто был со мною в мире, когда спас того, кто без причины стал моим врагом, — (6) то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, славу мою повергнет в прах навсегда. (7) Восстань, о Б-г, в гневе Твоем! Поднимись яростно против врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал. (8) И если община народов окружит Тебя, возвратись ввысь над ними. (9) Б-г судит народы. Суди меня, о Б-г, по правде моей и по непорочности моей во мне. (10) Зло нечестивых истреби, а праведника подкрепи, Ты испытываешь сердца и почки, Всесильный — праведник! (11) Щит мой у Всесильного, спасает прямых сердцем. (12) Всесильный судит праведника, Б-г строго взыскивает каждый день. (13) Если не раскаивается, Он меч Свой изощряет, лук Свой напрягает и направляет его, (14) приготовляет для него орудия смерти, стрелы Свои делает для преследователей. (15) Вот, зачал кривду, был чреват беззаконием и породил ложь, (16) рыл яму, и выкопал ее, упал в могилу, которую приготовил: (17) злодеяние его обратится на его голову, на его темя беззаконие опустится. (18) Восхвалю я Б-га по правде Его, воспою имя Б-га Всевышнего.
Жизнь как хвалебный гимн Богу
Хотя царь Давид назван пророком, его жизнь была далека от идеала. Он вёл войны и убивал на них, наказывал смертью своих подданных за предательство и измену, имел много жён и даже однажды соблазнил замужнюю женщину, коварно расправившись с её супругом. Дети царя пытались его убить и завладеть престолом, и тогда он был вынужден воевать против них. Тем не менее, Церковь признаёт псалмопевца святым, а Господь удостоил, чтобы именно из его рода произошёл Спаситель мира.
Большинство песен, сложенных Давидом, приурочены к каким-то событиям его жизни. Если царь впадал в грех — это была молитва покаяния. Например, 50 псалом, которым мы до сих пор выражаем своё покаянное чувство, был написан после тяжкого преступления царя Давида, когда он послал на верную смерть своего преданного воина Урию, а сам завладел его женой. Вторая книга Царств рассказывает о глубоком покаянии царя после этого поступка. Несколько дней он лежал, распростёршись на земле и посыпав голову пеплом.
В древневосточной традиции царских летописей не было подобных примеров, чтобы о ком-то из царей говорилось с неприглядной точки зрения. В вошедших в Библию книгах Царств говорится о постыдных грехах и покаянии царя Давида. Это свидетельствует о необычайном смирении царя: он совсем не умел превозноситься.
Вообще, если читать псалмы вместе с надписаниями, не покидает ощущение, что в скорби и в радости, во всех обстоятельствах жизни царь Давид в первую и главную очередь пел псалмы. Каждый раз это была новая молитва, рождавшаяся в глубине любящего Бога и алчущего Его сердца. Псалмы были образом жизни псалмопевца, а жизнь его была псалмом, возносимым к Богу.
Тематика псалмов различна, но самый главный их лейтмотив — это желание псалмопевца быть с Богом. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс. 41:2-3)
В конечном итоге не так уж важно, избавит ли Господь от врагов в этой земной жизни и где она будет продолжаться: в царских ли покоях или в убогой пещере посреди безводной пустыни. «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» (Пс
33:2) «Буду петь Господу во жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь» (Пс. 103:33).
Псалом №18 (י»ח)
(1) Руководителю . Песнь раба Б-га, Давида, который говорил слова песни этой Б-гу, когда Б-г избавил его от руки всех врагов его и от руки Шауля. (2) И сказал он: «Люблю тебя, о Б-г, сила моя! (3) Б-г — скала моя и крепость моя, убежище мое. Б-г мой — твердыня моя, на Него я уповаю, щит мой, спасение мое, опора моя. (4) Когда воззову Б-га в славословии — от врагов моих спасусь. (5) Объяли меня муки смертные, потоки бедствий пугают меня. (6) Окружили меня адские муки, впереди меня смертельная ловушка. (7) В беде моей взывал я к Б-гу, ко Всесильному моему кричал. И Он из чертога Своего слышит голос мой, вопль мой пред Ним доходит до ушей Его. (8) Земля сотряслась и загудела, основания гор содрогнулись, сотряслись, ибо разгневался Он. (9) Поднялся дым от ноздрей Его, из уст Его огонь поедающий, горящие угли от Него. (10) Наклонил Он небеса и сошел — и мгла в подножии у Него. (11) И воссел Он на вихрь, и полетел, и парил на крыльях ветра. (12) Тьму сделал укрытием Своим, сенью вокруг Себя — водную тьму, тучи неба. (13) От сияния пред Ним тучи Его прошли, град и угли огненные. (14) Возгремел на них Б-г в небесах, Всевышний подал голос Свой, град и угли огненные. (15) Стрелы Свои направил и рассеял их, молнии направил — привел их в смятение. (16) И явились мощные воды, основы вселенной обнажились — от грозного голоса Твоего, о Б-г, от дуновения духа ноздрей Твоих. (17) С высоты Он направил , взял меня и извлек меня из вод многих. (18) Избавил Он меня от врага моего могучего и от недругов моих, что сильнее меня. (19) Они опередили меня в день несчастья моего, но Б-г был мне опорой. (20) Он вывел меня на простор и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне. (21) Вознаградит меня Б-г по правде моей, по чистоте рук моих воздаст Он мне, (22) ибо хранил я пути Б-га и злодеяний не совершал пред Всесильным моим, (23) ибо все правосудие Его предо мною, от уставов Его не отступал я. (24) Я был непорочен пред Ним и остерегался греха; (25) воздал мне Б-г по правде моей, по чистоте рук моих пред глазами Его. (26) С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, (27) с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его, (28) ибо Ты народ смиренный спасаешь, а глаза надменные унижаешь. (29) Ты возжигаешь светильник мой, Б-г; Всесильный мой озаряет тьму мою. (30) С Тобой я нападаю на полк, со Всесильным моим я перехожу через стену. (31) Б-г — непорочен путь Его, слово Б-га чисто; щит Он для всех, кто уповает на Него. (32) Ибо кто есть бог, кроме Б-га, кто есть твердыня, кроме Всесильного нашего? (33) Б-г, Который опоясал меня мощью, дал мне путь непорочный. (34) Он делает ноги мои, как у ланей, на высоты мои ставит меня. (35) Руки мои Он брани обучает; мышцы мои сокрушают медный лук. (36) Ты дал мне щит спасения Твоего, десница Твоя поддерживает меня, снисходительность Твоя меня возвышает. (37) Ты расширяешь шаг мой подо мною, не споткнутся ноги мои. (38) Я буду преследовать врагов моих и настигну их, не возвращусь, пока не будут они истреблены. (39) Поражу их, не смогут они встать, попадут под ноги мои, (40) Ты опоясал меня мощью для войны, под ноги мои низложил восставших на меня. (41) Тыл врагов моих ко мне Ты обратил, истреблю недругов моих. (42) Они взывают — но нет спасающего; к Б-гу обращаются — но Он не отвечает им. (43) Разотру их, словно прах пред ветром, как грязь уличную растопчу их. (44) Ты избавил меня от войн народов, поставил меня главой иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; (45) по слухам обо они повинуются мне, сыны чужеземцев заискивают предо мною; (46) сыны чужеземцев тощают, хромают они в оковах своих. (47) Жив Б-г, благословен оплот мой! Да будет превознесен Всесильный спасения моего, (48) Б-г, мстящий за меня, покорил народы мне. (49) Ты избавил меня от врагов моих, а также вознес меня над восстающими против меня, от насильника избавил Ты меня. (50) За то буду славить Тебя, о Б-г, среди народов и имя Твое воспевать. (51) Великое спасение посылает Он королю Своему и проявляет милосердие к помазаннику Своему, Давиду, и потомству его вовеки».
Псалом №19 (י»ט)
(1) Руководителю . Песнь Давида. (2) Небеса рассказывают о славе Б-га, о творениях рук Его вещает небосвод. (3) День дню передает речь, ночь ночи открывает знание. (4) Нет речи, нет слов, не слышен голос их. (5) по всей земле проходит черта их, до окраин вселенной — слова их. Солнцу Он поставил в них шатер. (6) Оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как богатырь, пробегая путь. (7) От окраин небес исход его, оборот его до краев их — ничто не скрыто от теплоты его. (8) Закон Б-га совершенен, успокаивает душу, свидетельство Б-га верно, делает оно мудрым простака. (9) Повеления Б-га праведны, сердце веселят; заповедь Б-га светла, просвещает глаза. (10) Боязнь Б-га чиста, вовек она пребывает. Законы правосудия Б-га — истина, все они справедливы, (11) они — желаннее золота, множества чистого золота, слаще меда и капель сотов. (12) Так и раб Твой осторожен с ними, ибо в соблюдении их — великая награда. (13) Кто может уразуметь погрешности свои? От тайных моих очисти меня. (14) Также от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не властвовали надо мной. Тогда я буду совершенен и чист от множества преступлений. (15) Да будут угодны речения уст моих и думы сердца моего Тебе, о Б-г, твердыня моя и избавитель мой!
Древняя поэзия
Жанр псалмов — очень древний. Однако если песни Господу при переходе Красного моря, хвалебный гимн Анны, матери пророка Самуила, победные песни пророчицы Деворы и Иудифи воздают хвалу от имени народа, то псалмы в большинстве своём — глубоко личные тексты.
Многие исторические моменты в них, связанные с ветхозаветным мировоззрением, сегодня в свете Нового Завета невозможно понимать буквально. Читая просьбы к Богу об отмщении врагам, христиане не вспоминают обидевших их соседей, а понимают эти слова иносказательно — как молитву о защите от диавола, духовного врага. Видя призыв разбить младенцев о камни, они трактуют эти слова как призыв к борьбе с помыслами — зачатками греха.
Псалтирь привлекает своей поэтической красотой: это в полном смысле слова поэзия, хотя и очень древняя, составленная по канонам той эпохи. В ней есть лишь малая часть от привычных нам поэтических текстов: созвучия, которые напоминают современную рифму, ритм, повторы и «припевы». Псалмы 9, 11, 24, 33, 36, 110, 111, 118, 144 — акростихи, начинающиеся либо на одни и те же повторяющиеся буквы, либо на буквы алфавита по порядку. Древний акростих служил для запоминания текста.
Особый приём псалмов — параллелизм, когда смысл одной строки повторяется и глубже раскрывается в одной или нескольких последующих. Пожалуй, вместе с повторами это единственный приём, сохранившийся при переводе. Чтобы понять ритмику Псалтири, её звукопись, аллитерации, созвучия, нужно услышать псалмы в подлиннике.
Псалом №21 (כ»א)
(1) Руководителю . Песнь Давида. (2) Б-г! При могущества Твоего веселится царь и в спасении Твоем безмерно радуется. (3) Ты дал ему то, чего желало сердце его, прошения уст его не отверг вовек, (4) ибо Ты предваряешь его благословениями хорошего, возлагаешь на голову его венец из чистого золота. (5) Он просил у Тебя жизни, Ты дал ему долголетие навеки. (6) Велика слава его в спасении Твоем, Ты возложил на него честь и величие. (7) Ты возложил на него благословения навеки, возвеселил его радостью лика Твоего, (8) ибо царь уповает на Б-га и по милосердию Всевышнего не пошатнется. (9) Рука Твоя настигнет всех врагов Твоих, десница Твоя настигнет ненавидящих Тебя. (10) Во времена гнева Твоего Ты сделаешь их подобными печи огненной; в гневе Своем Б-г погубит их, пожрет их огонь. (11) Ты истребишь плод их с земли, семя их — из среды сынов человеческих, (12) ибо они предприняли против Тебя зло, составили замыслы, для них невозможные. (13) Ибо Ты поставишь их мишенью, из луков Твоих пустишь стрелы в лица их. (14) Вознесись, о Б-г, в могуществе Твоем: мы будем воспевать и славить Твое могущество.
Псалом №22 (כ»ב)
(1) Руководителю . На «утренней зари». Песнь Давида. (2) Всесильный мой, Всесильный! Зачем Ты меня оставил? Далеко спасение мое — слова вопля моего. (3) О Всесильный мой! Взывал я днем, но Ты не ответил мне, ночью — и нет мне успокоения. (4) Но Ты, святой, живешь славословиях Израиля. (5) На Тебя надеялись отцы наши, надеялись — и Ты избавлял их. (6) К Тебе взывали они — и были спасаемы, на Тебя надеялись — и не стыдились. (7) Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. (8) Все видящие меня насмехаются надо мною, устами шепчут, головой кивают. (9) Уповающий на Б-га — Он избавит его, спасет его, ибо Он благоволит к нему. (10) Ты ведь вывел меня из утробы, успокоил меня у груди матери моей. (11) На Тебя оставлен я от утробы, от чрева матери моей Ты — Всесильный мой. (12) Не удаляйся от меня, ибо беда близка, а помощника нет. (13) Множество быков обступили меня, тучные волы Башана меня окружили. (14) Раскрыли на меня пасть свою, лев, терзающий и рычащий. (15) Подобно воде пролился я, все кости мои разделились, сердце мое сделалось как воск, растаяло среди внутренностей моих. (16) Сила моя иссохла, как черепок, язык мой прилип к нёбу, Ты уготовил меня к праху смерти. (17) Ибо меня окружили псы, скопище злодеев обступило меня, словно лев руки мои и ноги мои. (18) Я могу сосчитать все кости мои, они же смотрят и делают из меня зрелище. (19) Делят одеяния мои между собою, об одежде моей бросают жребий. (20) Но Ты, о Б-г, не удаляйся; — сила моя! Поспеши на помощь мне. (21) Избавь от меча душу мою, от пса — единую мою. (22) Спаси меня от пасти льва, и от рогов буйволов Ты избавил меня. (23) Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания — славить Тебя. (24) Боящиеся Б-га, славьте Его! Все потомство Яакова, почитайте Его! Да благоговеет пред Ним все потомство Израиля, (25) ибо Он не презрел и не отверг страданий угнетенного, не скрыл от него лика Своего, но услышал его, когда тот воззвал к Нему. (26) От Тебя славословие мое в собрании великом, воздам обеты мои пред боящимися Его. (27) Есть будут кроткие и насыщаться, восхвалят Б-га ищущие Его; жить будет сердце ваше вовек! (28) Вспомнят и обратятся к Б-гу со всех краев земли, повергнутся пред Тобою все семьи народов, (29) ибо Б-гу принадлежит царство, Он властвует над народами. (30) Будут есть и поклоняться все тучные земли, преклонятся пред Ним все сходящие в прах, души своей не могущие оживить. (31) Потомство будет служить Ему, будет вещать о Г-споде поколению. (32) Они придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, о том, что сотворил .
Псалом №9 (ט)
(1) Руководителю . На смерть Лабена. Песнь Давида. (2) Восславлю я Б-га всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои. (3) Буду радоваться и торжествовать о Тебе, воспевать имя Твое, Всевышний. (4) Когда враги мои обращены назад, преткнутся и исчезнут от лика Твоего, (5) ибо Ты творил правосудие мое и суд мой; Ты воссел на престоле, Судья правды. (6) Ты вознегодовал на народы, погубил злодея, имя его изгладил на веки веков. (7) Враг! разрушенные обречены навсегда, города, которые Ты покинул, — их память погибла с ними. (8) Но Б-г пребывает вовек, престол Его уготован для правосудия. (9) Он вселенную судить будет по правде, совершит суд над народами по справедливости. (10) И будет Б-г крепостью для угнетенного, крепостью в часы бедствия; (11) и будут надеяться на Тебя знающие имя Твое, ибо Ты не оставил ищущих Тебя, о Б-г. (12) Пойте Б-гу, пребывающему в Сионе, возвещайте между народами дела Его, (13) ибо Он взыскивает за кровь, помнит ее, не забывает вопля смиренных. (14) Помилуй меня, о Б-г, воззри на страдание мое от ненавидящих меня — , возносящий меня от врат смерти, (15) дабы я возвещал все славословия Твои во вратах дочери Сиона: буду радоваться в спасении Твоем. (16) Язычники потонули в яме, которую выкопали; в той самой сети, которую они прятали, запуталась нога их. (17) Познается Б-г по правосудию, которое Он творит: когда злодей попадает в ловушку, его же руками сотворенную, об этом говорится всегда. (18) Злодеи в ад возвратятся — народы все, забывающие Всесильного. (19) Ибо не вовек забыт будет нищий, надежда бедных не навсегда потеряна. (20) Восстань, о Б-г, да не возобладает человек, народы будут судимы пред ликом Твоим. (21) Наведи, Б-г, страх на них; пусть знают народы, что люди они.
Значение псалмов по номерам
- Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
- Против нападений бесовских: 45, 67
- При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
- Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
- Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
- Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
- В благодарность за победу над врагом: 17
- Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
- При унынии и в безотчетной скорби: 90, , 101
- В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
- В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
- Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
- Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
- Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
- Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
- В болезнях: 29, 46, 69
- В смятении душевном: 30
- В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
- В утешение угнетаемым: 19
- От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
- Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
- О прощении грехов и в покаянии: , 6, 24, 56, 129
- В радости духовной: 102, 103
- Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
- Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
- В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
- Перед выходом из дома: 31
- В дороге: 41, 42, 62, 142
- Перед посевом: 64
- От покраж: 51
- От потопления: 68
- От мороза: 147
- В гонениях: 53, 55, 56, 141
- О даровании мирной кончины: 38
- О желании переселиться в вечные селения: 83
- По усопшим: 118
- Если одолевает лукавый: 142, 67
«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Книга, создававшаяся тысячу лет
Язык оригинала всех псалмов — древнееврейский. Это значит, что они принадлежат одной культуре. Псалмы составляли как минимум восемь авторов. Самый ранний из них — 89-й — принадлежит пророку Моисею. Возможно, это и есть та самая песнь, о которой упоминает книга Второзакония (31:19), сложенная пророком незадолго перед отшествием ко Господу. Самые поздние псалмы говорят о вавилонском пленении, содержат мольбы порабощённого народа и даже выражают радость народа после освобождения и восстановления Иерусалимского Храма. Таким образом, можно говорить о том, что Псалтирь писалась как минимум тысячу лет!
Изначально это были отдельные сборники песен. Исследователи чётко различают следы по меньшей мере пяти книг внутри Псалтири. В конце псалмов 40, 71, 88 и 105 идёт особое богослужебное окончание: «аминь, аминь». Перед псалмом 72 есть пометка «Кончились молитвы Давида, сына Иесеева» — когда-то 71 псалом был окончанием одного из сборников песен. В особую группу выделяются следующие по порядку «песни восхождения» — псалмы 119-133.
Объединение псалмов в группы имело богослужебное значение: в разное время исполнялись произведения из разных сборников. Например, «песни восхождения» были предначинательными: их исполняли левиты в то время, когда священники поднимались по пятнадцати высоким ступеням во двор Иерусалимского храма. Были псалмы утренние, исполняемые «при восхождении зари», и вечерние, возносимые Богу во время жертвоприношений, написанные в честь праздников или интронизации нового царя.
С богослужебным употреблением связаны и «пометки» в псалмах — их надписания. Большая часть из них гласит о том, в сопровождении какого музыкального орудия должен был исполняться псалом. Хотя слово это происходит от названия вполне определённого музыкального инструмента — струнной псалтири, — Библия их упоминает более сорока. Только 150 псалом призывает восхвалять Господа одновременно на девяти орудиях. Это был целый оркестр!
Исследователи считают, что музыкальные инструменты во время богослужения звучали в тон хору, подчёркивая голос певцов, а само исполнение псалмов чем-то напоминало григорианское пение — было таким же плавным и стройным, без скачков голоса. В Псалтири также можно найти призывы исполнять псалмы громко. Богослужения совершались при большом стечении народа: Храм в Иерусалиме был единственным храмом Бога на земле. Все собравшиеся участвовали в богослужении, повторяя вслед за певцами-левитами отдельные слова псалмов, восклицая «аминь» и «аллилуия!». Чтобы певцов услышали, им нужно было петь очень громко, буквально изо всех сил.
Слова, которыми молился Христос
Современному читателю трудно понять реалии эпохи создания псалмов, о многих из них он не догадывается. Многие образы псалмов взяты из поэзии соседних с Израилем народов, которая отражала их представления о мироздании. Если образ «Шествующего на крыльях ветра» более-менее понятен, то вопрос, кто такие «срящ и бес полуденный» из 90 псалма, до сих пор остаётся открытым для лингвистов и историков.
Ещё одну сложность представляют ошибки переводчиков, связанные с тем, что библейский иврит безвозвратно утрачен как разговорный, — в том числе неверно переведённые надписания псалмов. Достаточно сравнить два перевода: церковнославянский и русский, чтобы убедиться в том, что в понимании древнего текста могут быть варианты и даже существенные разночтения.
В псалмах много музыкальных пометок, которые также мешают их современному читателю воспринимать текст. Например, слово «сэла», которое, вероятнее всего, означало музыкальную паузу, всевозможные надписания о том, как именно, на каких музыкальных инструментах и на мотив какого произведения исполнять псалом.
Из-за этого читать Псалтирь без того, чтобы параллельно её изучать, невозможно. Всякий раз приходится прибегать к толкованиям святых отцов и современных исследователей. Иначе есть риск ошибиться и неверно понять написанное.
Несмотря на всё это, Псалтирь по-прежнему остаётся любимой книгой Церкви и каждого христианина в отдельности. Наше богослужение процентов на 80 состоит из псалмов. Многие из них прочитываются не один раз в течение дня. Без Псалтири невозможно представить чтение утреннего правила и даже молитвы перед едой. И это не случайно: если через остальные книги Библии Бог говорит с человеком, то Псалтирь — слова человека, обращённого к Богу, очень личные и искренние. В этой книге мы найдём и доверительную беседу души с Богом, и горячо изливаемую хвалу Создателю, и глубокую покаянную молитву, просьбы о спасении и покровительстве.
Ветхозаветные люди молились словами псалмов. Удаляясь на высокую гору для молитвы и воспевая песнь на пути в Гефсиманский сад, Иисус тоже обращался к псалмам. А это значит, каждый христианин сегодня имеет возможность молиться вместе с Ним и сопереживать тем же словам, которые произносил Он.
Как читать псалмы
Раньше псалмы пели на богослужении всей общиной, теперь же это обычно делает группа певчих или церковный хор. Но поют и читают их не только на богослужении.
Псалтирь считается книгой, где собраны молитвы на все случаи жизни. Более 80 из них написал сам библейский царь Давид. Но в Псалтири также есть псалмы авторства:
- Соломона,
- Моисея,
- Асафа и его потомков,
- Емана,
- Ефама,
- сынов Кореевых,
- неизвестных авторов.
Некоторые псалмы призваны прославлять Господа, иные же — просить покаяния. Знаменитый 50-ый псалом входит в состав ежедневного утреннего правила. Автором псалма стал царь Давид, совершивший преступление перед Господом. Чтобы завладеть чужой женой, он отправил ее мужа на верную гибель.
Святой Ефрем Сирин о псалмах
Святой Ефрем Сирин давал такое определение псалмам:
Читать псалмы можно келейно
Важно сосредоточиться на молитве, не отвлекаться, настроится не на монотонное чтение, а на живой разговор с Богом. Чтение псалмов не должно быть формальным, попробуйте проникнуться каждым словом и, стоящей за ней историей
Псалмы писались людьми, которые были близки к Господу, приблизиться к Нему, славить Его и просить о милости Бога — это и есть цель чтения псалмов.
Не стоит воспринимать псалмы, как волшебные заклинания. В интернете часто можно встретить «псалом, чтобы встретить свою любовь», «псалом, чтобы хорошо сдать экзамен». Вера в помощь Господа не имеет ничего общего с суевериями и представлениями псалмов, как магических заклятий. Всегда стоит читать толкования псалмов, чтобы произносить их не бездумно, а прочувствовав каждое слово всей душой.
Популярное за 7 дней
Можно ли есть яблоки до Преображения?
16.08.23 09:28
Текст службы Преображения Господня с переводом и объяснениями в текстовом формате
18.08.23 16:57
19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
19.08.23 07:16
Митрополит Антоний (Паканич): Как не стать предателем
14.08.23 20:12
Почему мы обращаемся к Кресту как к личности?
14.08.23 12:28
Митр. Антоний (Паканич): Чем актуальны церковные праздники?
19.08.23 14:44
14 августа — Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня
14.08.23 08:25
Поэтика материи Андреа Мантеньи
15.08.23 14:21
В чем состоит глубинная радость Успенского поста?
16.08.23 20:32
Преображение Господне. Икона
18.08.23 23:40
Ветхозаветное Евангелие
В книгах Царств и царских Хрониках (Паралипоменон) говорится о том, что царь Давид перенёс Ковчег Завета и скинию в отвоёванный у иевусеев Иерусалим, который он сделал столицей своего царства. При скинии он поставил певцов и упорядочил богослужение. Давид также собрал разрозненные псалмы, существовавшие в его время, воедино, добавив к ним свои.
Царю Давиду в этих богослужебных сборниках песен принадлежат 78 псалмов, Соломону три — 71, 126 и 131, — левиту Асафу 12, певцам из сынов Кореевым 11, пророку Моисею, левитам Ефаму и Еману (Идифуму) — по одному псалму. Авторство остальных песен неизвестно. По авторству большинства псалмов книгу нередко называют Псалтирью Давидовой.
Не все псалмы, написанные Давидом, вошли в Псалтирь. Немало их находим в книгах Царств и Хроник. Вероятно, были и утраченные песни. Например, сказано, что юный Давид утешал царя Саула игрой на гуслях (в подлиннике этот музыкальный инструмент назван kinnor). Возможно, игра сопровождалось пением сложенных им молитв, обращённых к Богу: ведь далее говорится о том, что бес гнева, мучивший Саула, отступал на это время.
Многие из псалмов считают пророческими, а самого псалмопевца Давида также именуют пророком. Поразительно точно описывает страдания Христа 21 псалом, который иногда называют пятым Евангелием и который особенно часто цитирует евангелист Матфей. На Кресте Спаситель молится словами псалмов. Даже «Отче! в руки Твои предаю дух Мой — цитата из 30 псалма.
Всякий, слушавший слова Христа о Добром Пастыре, вспоминал псалом 22 «Господь — Пастырь мой…». Нагорная проповедь о блаженствах будущего века тоже в значительной степени цитирует псалмы: «Блаженны непорочные» (Пс. 118:1), «кроткие наследуют землю» (Пс. 36:11), «смиренные (нищие) духом» (Пс. 33:19), «чистые сердцем» (Пс. 23:4, 50:12), «сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Пс. 125:5), ср.: «блаженны плачущие, ибо они утешатся». Пророчество, о котором фарисеям напоминает Христос во время торжественного входа в Иерусалим, «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» — это псалом 8:3. «Камень, отвергнутый строителями и ставший главой угла» — псалом 117:22.
Пророчества псалмов о Мессии были важным аргументом в споре Господа с фарисеями, против которого они не могли ничего возразить:
Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
«Что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (Мф. 22:42-46).
Апостол Пётр ссылается на пророчество Псалтири о предательстве Иуды (Деян. 1:16-20 — 68 псалом) и о Воскресении (Деян. 2:23-28 — 15 псалом), а апостол Павел в первой главе послания к Евреям приводит целых шесть цитат из псалмов.