Контекст
Соната для фортепиано н о 1 является первой сонатой опубликованного Бетховена, но молодой Людвиг уже сочинил три маленькие сонат для курфюрста из Кельна, между и , в то время как он был еще в Бонне . Эти три пьесы до сих пор известны как Сонаты курфюрста и являются одними из самых первых его сочинений (WoO 47).
Эта соната была написана одновременно с n костями 2 и . Эти три произведения являются одними из первых значительных страниц Бетховена, которому на момент публикации было двадцать пять лет. Композитор посвятил их Йозефу Гайдну, который был его учителем с ноября 1792 года по январь 1794 года . Критики и публика тепло приветствовали их, а их приверженцев чуть меньше: «У вас нет недостатка в таланте, но вам все еще нужно учиться», — сказал бы Гайдн Бетховену, который только что сыграл для него сонаты . Мы знаем, что отношения между двумя мужчинами не всегда были легкими, и что Гайдн с трудом переносил дерзость и недисциплинированность своего ученика.
Navigation etc.
Beethoven Piano Sonatas | |
|
|
Navigation etc.
Beethoven Piano Sonatas | |
|
|
Navigation etc.
Beethoven Piano Sonatas | |
|
|
Navigation etc.
Beethoven Piano Sonatas | |
|
|
Piano Variations
Композитор
Людвиг ван Бетховен
Жанр
фортепианные
Страна
Германия
Список сочинений Бетховена →
Фортепианное наследие Бетховена, помимо сонат, содержит более двадцати циклов вариаций, три сборника багателей, четыре рондо, около сорока мелких фортепианных пьес, в том числе множество бытовых танцев (вальсы, лендлеры, экосезы, менуэты). Первое место среди этих произведений занимают вариации.
Бетховен начинал свое фортепианное творчество с вариаций («9 вариаций на марш Дресслера») и ими же кончил его («33 вариации на вальс Диабелли»). После сонаты это была наиболее излюбленная им форма.
В детских и юношеских вариациях, сочинявшихся преимущественно на темы популярных арий, Бетховен еще подражал своим предшественникам; он почти не выходил за рамки орнаментирования темы. Но в дальнейшем, начиная с «15 вариации с фугой» Es-dur (op. 35, 1802) на тему контрданса из балета «Прометей», Бетховен дает новую, углубленную трактовку этого старинного инструментального жанра.
«32 вариации» (1806–1807) на собственную тему принадлежат к числу самых выдающихся фортепианных произведений Бетховена. Содержательность этого цикла во многом предопределена его замечательной темой, бетховенской по своему мощному и суровому трагизму и вместе с тем имеющей глубокие исторические корни. Она впитала в себя некоторые характернейшие выразительные средства, которые еще начиная с XVII столетия сложились для изображения трагических образов (прием хроматического нисходящего basso ostinato, типичного для пассакалии, чаконы или арии lamento, ритм сарабанды, см., например, «Crucifixus» из мессы h-moll Баха):
В процессе варьирования тема подвергается существенным изменениям. В композиции всего цикла нет и следа механического чередования эпизодов. В нем обнаруживается сонатная драматическая конфликтность, сонатное нагнетание и даже очертания сонатной формы (это произведение во многом предвосхитило пассакалию Четвертой симфонии Брамса).
Еще более монументальны «33 вариации на вальс Диабелли» (1823) — одно из наиболее выдающихся фортепианных произведений позднего бетховенского стиля. Это своеобразный цикл из тридцати трех миниатюр, резко контрастных между собой, но связанных определенной драматургической линией развития. В основе цикла лежит принцип жанровой трансформации темы, что стало впоследствии типичным приемом романтиков. Заурядный вальс Диабелли преображается у Бетховена то в торжественный марш, то в острое скерцо, то в музыку глубокого размышления, то в величественный хорал, то в импровизацию или фугу. Эти выразительные образы, каждый раз в новом вариационном изменении образуя перекрестные интонационные связи, с нарастающим драматизмом проходят через весь цикл:
В. Конен
- Фортепианное творчество Бетховена →
- Фортепианные сонаты Бетховена →
- Концерты Бетховена →
Вариaции для фортепиано:
9 вариаций на тему марша Э. К. Дреслера (c-moll, WoO 63, 1782)
6 лёгких вариаций на тему швейцарской песни (F-dur, WoO 64, ок. 1790)
24 вариации на тему ариетты «Venni Amore» Ригини (D-dur, WoO 65, 1790)
12 вариаций на тему менуэта из балета «La Nozze disturbato» Гейбеля (C-dur, WoO 68, 1795)
13 вариаций на тему ариетты «Es war einmal ein alter Mann» из зингшпиля «Красная шапочка» («Das rote Käppchen» Диттерсдорфа, A-dur, As-dur, WoO 66, 1792)
9 вариаций на тему из оперы «Мельничиха» («La Molinara», Дж. Паизиелло, A-dur, WoO 69, 1795)
6 вариаций на тему дуэта из той же оперы (G-dur, WoO 70, 1795)
12 вариаций на тему русского танца из балета «Лесная девушка» («Das Waldmädchen» P. Враницкого, A-dur, WoO 71, 1796)
8 вариаций на тему из оперы «Ричард Львиное Сердце» Гретри (C-dur, WoO 72, 1796-1797)
10 вариаций на тему из оперы «Фальстаф» А. Сальери (B-dur, WoO 73, 1799)
6 вариаций на собств тему (G-dur, WoO 77, 1800)
6 вариаций (F-dur, op. 34, 1802)
15 вариаций с фугой на тему из балета «Творения Прометея» (Es-dur, op. 35, 1802)
7 вариаций на тему англ. пеcни «God save the King» (C-dur, WoO 78, 1803)
5 вариаций на тему англ песни «Rule Britannia» (D-dur, WoO 79, 1803)32 вариации на собственную тему (c-moll, WoO 80, 1806)33 вариации на тему вальса А. Диабелли (C-dur, op. 120, 1819-1823) 6 вариаций для фортепиано или с сопровождением флейты или скрипки на темы 5 шотландских и одной австрийской народных песен (ор. 105, 1817-1818)10 вариаций на темы 2 тирольских песен 6 шотландских, украинских и русских народных песен (ор. 107, 1817-1818) и др.
Форма
I. Mit Lebhaftigkeit und durchaus mit Empfindung und Ausdruck II. Nicht zu geschwind und sehr singbar vorgetragen Исполняет Артур Шнабель |
|
Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ . |
Большинство фортепианных сонат Бетховена состоит из трех или четырех частей, но в этой только две. Оба снабжены инструкциями по эксплуатации на немецком языке. Некоторые из произведений Бетховена этого периода содержали аналогичные инструкции вместо традиционных итальянских отметок темпа.
- Mit Lebhaftigkeit und durchaus mit Empfindung und Ausdruck («С живостью, чувством и выражением во всем»)
- Nicht zu geschwind und sehr singbar vorgetragen («Не слишком быстро и в певческой манере»)
Первая часть ми минор в 3 4время. Его беспокойный характер был отмечен многими комментаторами, в том числе Дональдом Фрэнсисом Тови , который назвал его «полным страстной и одинокой энергии», и Чарльзом Розеном , который писал о его «отчаянном и страстном» настроении. Движение находится в форме сонаты, в которой экспозиция не повторяется, а раздел развития почти полностью основан на первом предмете.
Второе движение является нежным сонатой-рондо движения в Й мажоре и2 4время. Ее романтический характер, который, в частности, предвещает стиль Шуберта , давно отмечается многими музыкантами и музыковедами, например Уильямом Киндерманом , Барри Купером и Розеном, которые называли основную мелодию «изысканно красивой» и одной из самых совершенных мелодий Бетховена.
По словам Уилфрида Меллерса , «Opus 90 не принадлежит ни к середине , ни к его поздней фазе. Денис Мэтьюз считает, что произведение имеет« больше притязаний на родство с великими сонатами последнего периода, чем с предыдущими ». Ганс фон Бюлов заявил, что это произведение, «с которого начинается серия фортепианных произведений так называемого« последнего периода »Мастера»
Пианист Андрас Шифф обратил внимание на очевидную связь между финалом этой сонаты, которая замыкается в тональности. из E:
Бетховен, Соната для фортепиано No. 27, концовка
и аккорд ми мажор, открывающий сонату ля мажор, соч. 101, сочиненный в 1816 г .:
Бетховен Соната для фортепиано 28 начало
Шифф заметил: «Если я перейду к следующей сонате, она будет звучать как продолжение предыдущей».
Полное исполнение сонаты занимает около 13–14 минут. Ни в одном из движений нет повторов.
В то время, когда Бетховен сочинял сонату, самой низкой нотой на фортепиано была фа 1 . Это было проблемой для работы в тональности ми, так как басовая часть инструмента отставала на один полутон от тоники . Розен утверждал, что исполнитель на современном пианино должен внести изменения в партитуру Бетховена, чтобы использовать низкую E 1, которую Бетховен не мог.
Navigation etc.
Beethoven Piano Sonatas | |
|
|
Кому посвящена соната №13
Тринадцатая соната посвящена богатой даме благороднейшего дамского ордена Звёздного креста, Йозефине Софии Лихтенштейн (полное ее имя — Мария Йозефа София фон Лихтенштейн).
Йозефина родилась в Вене предположительно 20 (может быть, 21) июня 1776 года в семье ландграфа Иоахима Эгона Фюрстенберга-Вайтрского и его супруги, графини Софии Терезии Эттинген-Валлерштейнской.
Известно, что 12 апреля 1792 года Йозефина вышла замуж за знаменитого полководца Иоганна фон Лихтенштейна (1760—1836), который позже стал известен, как десятый и последний правитель княжества Лихтенштейн в составе Священной Римской Империи, а также известен многократными отличиями при войнах с французами, начиная с Первой коалиции, и вплоть до момента подписания «Шёнбруннского мира» (который, кстати говоря, именно он и подписал от имени Австрии, вследствие чего позже был обвинен в «плохих навыках дипломатии» и, дослужившись до «фельдмаршала», завершил военную карьеру, посвятив себя правлению княжеством Лихтенштейн).
Известно, что у Йозефины и Иоганна фон Лихтенштейна родилось четырнадцать детей: семеро мальчиков и семь девочек, правда три девочки не пережили детский возраст (две из них умерли еще в возрасте до трех лет). Сама Йозефина, как известно, умерла 23 февраля 1848 года.
К сожалению, об отношениях Йозефины Лихтенштейн с Людвигом ван Бетховеном мы знаем очень мало. Большинство биографов-бетховеноведов полагают, что Людвига с Йозефиной познакомил Карл Лихновский, влиятельный аристократ, друг и один из первых меценатов композитора. Есть также данные, что Бетховен преподавал Йозефине уроки игры на фортепиано, однако мы этого, к сожалению, никак подтвердить не можем, хотя это вполне вероятно.
Судя по всему, Йозефина была очень добра, а также очень хорошо относилась к Бетховену. Нам известно, что в 1805 году композитор написал Йозефине письмо, в котором просил ее оказать финансовую помощь своему ученику и другу Фердинанду Рису, испытывавшему на тот момент тяжелое финансовое положение. Однако считается, что молодой Рис то ли из-за стеснения, то ли из принципа не передал это письмо Йозефине и самостоятельно выбирался из кризисного положения.
Еще песни БЕТХОВЕН:
Детское издательство «Елена» – Лунная соната. Бетховен
06:20
Детское издательство «Елена» – К Элизе. Бетховен
03:01
Ludwig van Beethoven – Piano Sonata No. 14 in C-Sharp Minor, Op. 27 No. 2 «Moonlight» III. Presto agitato
07:48
Ludwig van Beethoven – Symphony No. 9 in D Minor, Op. 125 III. Adagio molto e cantabile in D Minor
19:32
Монах Авель – Соната 17 Буря — 3 часть (Л.Бетховен)
05:19
Ludwig van Beethoven – Symphony No. 5 In C Minor Op. 67 I. Allegro con brio
07:53
Ludwig Van Beethoven, Classical Music, Классическая Музыка – Symphony No 5
08:04
Moonlight Sonata – Moonlight Sonata
05:38
Moonlight Sonata, Mondscheinsonate – Moonlight Sonata (Sonata Nr. 14 C# Minor)
05:38
Mondscheinsonate, Beethoven Academy Orchestra, Fur Elise – Mondscheinsonate (Klaviersonate Nr. 14)
05:38
Clair de Lune, Sonates de Beethoven, Pour Elise – Sonate Clair de lune (Sonate pour piano nº 14)
05:38
Sonata ao Luar, Musica Classica – Sonata ao Luar (Sonata para piano n.º 14)
05:38
Sonata Księżycowa, Muzyka Klasyczna – Sonata Księżycowa (Sonata fortepianowa nr 14)
05:38
Måneskinnssonaten, Klassisk Musikk – Måneskinnssonaten (Pianosonate nr. 14 i cis-moll)
05:38
クラシック音楽 – 月光ソナタ
05:38
Månskenssonaten, Klassisk Musik Orkester – Månskenssonaten (Piano sonata Nr. 14)
05:38
Chiaro di Luna, Musica Classica, Per Elisa – Sonata al chiaro di luna (Sonata per pianoforte n. 14)
05:38
Claro de Luna, Quasi Una Fantasia, Para Elisa – Claro de luna (Sonata para piano n.º 14)
05:38
Лунная Соната, Людвиг ван Бетховен, классическая музыка – Лунная Соната (Соната для фортепиано 14)
05:38
Maanlichtsonate, Klassieke Muziek – Maanlichtsonate (Pianosonate nr. 14)
05:38
Moonlight Sonata, Ludwig van Beethoven, Classical Instrumentals – Moonlight Sonata (Piano Sonata No. 14)
05:38
Ludwig Van Beethoven – Autumn Rain
03:14
Ludwig van Beethoven – 1-я Соната, Фа Минор, Соч. 2, 1. 1 Часть—Аллегро
03:42
Ludwig Van Beethoven – Wedding Song
02:10
Arioso Players – Canon in D — solo piano (Johann Pachelbel)
03:23
Ludwig Van Beethoven – Canon in D
03:23
Монах Авель – К Элизе (Л.Бетховен)
03:00
Beethoven – Symphony #7 — Movement 2
02:18
Ludwig Van Beethoven, Classical Music, Классическая Музыка – Egmont Overture
10:17
Ludwig van Beethoven – Piano Sonata No. 23 in F Minor, Op. 57 «Appassionata» I. Allegro assai
10:39
Kenndog – Beethoven
02:25
Sylvia Capová – Bagatelle for Piano in A Minor «Für Elise», WoO 59
02:56
Г. фон Караян, Берлинскии филармоническии оркестр, Людвиг ван Бетховен – Symphony #5 — III. Allegro
13:19
Ludwig van Beethoven – Symphony No. 7 in A Major, Op. 92 II. Allegretto
09:43
Ludwig Van Beethoven – Solfeggietto
01:07
Г. фон Караян, Берлинскии филармоническии оркестр, Людвиг ван Бетховен – Symphony #3 — II. Marcia funebre. Adagio assai
16:31
Sviatoslav Richter – Beethoven Piano Sonata No. 11 in B-Flat Major, Op. 22 — 1. Allegro con brio
07:28
Святослав Рихтер – Фортепианная соната 11 си-бемоль мажор, соч. 22 I. Allegro con brio (Записана в 1963 году)
07:28
Wedding Maestro, Classical Study Music, Fantasy Wedding Piano, Music Box Angels, Pianissimo Brothers, Relaxing Music, Ludwig van Beethoven – Ode to Joy
03:47
Ludwig Van Beethoven, Classical Music, Классическая Музыка – Fur Elise
04:59
Ludwig van Beethoven, Inger Södergren – Piano Sonata No. 21, Op. 53 «Waldstein» II. Introduzione. Adagio molto
04:15
Clair de Lune, Sonates de Beethoven, Pour Elise – Sonate Clair de lune (Sonate pour piano nº 14)
05:38
Лунная Соната, Людвиг ван Бетховен, классическая музыка – Лунная Соната (Соната для фортепиано 14)
05:38
Moonlight Sonata, Ludwig van Beethoven, Classical Instrumentals – Moonlight Sonata (Piano Sonata No. 14)
05:38
Igor Oistrakh – Romance No. 2 in F Major, Op. 50
08:40
Igor Oistrakh – Romance No. 2 in F Major, Op. 50
08:39
Ludwig van Beethoven – Symphony No. 9 in D Minor, Op. 125 II. Molto vivace in D Minor
12:00
Ludwig Van Beethoven – Clair De Lune
02:05
Camper Van Beethoven – Peace & Love
02:40
Ludwig Van Beethoven – Arioso
01:37
Музыка по алфавиту:
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
- 0-9
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ё
- Ж
- З
- И
- Й
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Ы
- Э
- Ю
- Я
Состав
Соната состоит из четырех частей, ее исполнение длится немногим менее 20 минут:
- Аллегро
- Адажио
- Менуэтто; Аллегретто
- Престиссимо
Первая часть: Аллегро
Первая часть, в (), написана в форме сонаты . Первая тема является арпеджио восходящей, который напоминает о первых мерах в финале 25 — е симфонии из Моцарта . Вторая тема, в А — бемоль мажор, сопровождается на на октаву в восьмом . Завершается выставка двумя кодеттами, состоящими из двух серий нисходящих гамм ля-бемоль мажор. Развитие начинается с начальной темы, на этот раз ля-бемоль мажор, но в основном это вторая тема, которую мы находим там, фа минор. Повторная экспозиция мало отличается от экспозиции, за исключением того, что она остается в фа минор. Кода короткая.
Вторая часть: Адажио
Вторая часть открывается лирической темой 3/4 фа мажор. За ним следует анимированный переходный отрывок ре минор, затем отрывок до восьмых до мажор. Затем первая тема возвращается в орнаментированной форме. Движение заканчивается фа-мажорной вариацией ранее услышанной части до-мажор.
Третья часть: Менуэтто; Аллегретто
Третья часть — менуэт фа минор классической формы. Он состоит из двух повторяющихся частей, за которыми следует трио фа мажор также в двух повторяющихся частях. Движение заканчивается возвращением к первой теме.
Четвертая часть: Престиссимо
Четвертая часть похожа на первую в сонатной форме фа минор и 2/2. Выставка сопровождается беспрерывными тройками восьмых нот. Первая тема основана на трех аккордах, сыгранных стаккато в четвертной ноте . Переходный отрывок приводит к столь же живой, но более лиричной теме до минор. Аккорды первой темы возвращаются, чтобы завершить выставку. Пока мы ждем начала разработки, в A flat появляется совершенно новая тема. Затем следует ретрансляция на основе первой темы. Повторная выставка посвящена первой и второй темам фа минор. Нет кода, кроме простого нисходящего арпеджио — тройными восьмыми нотами — чтобы завершить пьесу.
Обратите внимание на близость темы к песне Poupée de Wax, кукле звука, написанной Сержем Генсбуром .
Движения
Соч. 27 Соната №1 состоит из четырех частей:
- Анданте — Аллегро — Анданте в пяти частях форма рондо (ABACA); в E♭ основной, второй эпизод (С) в До мажор.
- Allegro molto e vivace в До минор находится в модифицированном Форма скерцо, раздел трио в А♭ основной.
- Adagio con espressione в♭ основной. также в троичная форма (ABA)
- Allegro vivace в E♭ майор находится в форма сонаты рондо (AB′ACAB)
Первые четыре такта первой части: Анданте.
Первая часть в пяти частях форма рондо вместо сонатная форма, необычное для Бетховена. Темп медленный, прерывается быстрым медиальным отделом.
Вторая часть — это скерцо и имеет троичную форму (норма для скерци). Главный тема состоит в основном из четвертных нот в параллельных октавах. Когда он возвращается после раздела трио, левая рука играет стаккато, а ноты партии правой руки (все еще легато) смещаются на половину доли позже. Движение включает краткое coda и завершается аккордом до мажор, а Пикардия третья.
Третья часть медленная по темпу и имеет лирическую, благородную тему, противопоставленную восьмая нота сопровождение (позднее 16-е). Движение не завершается тоник ключ, но вместо этого достигает финала каденция что ведет прямо к финалу. Движение краткое, и поэтому некоторые слушатели могут его услышать как введение к финальной части, а не как самостоятельное движение.
В финал это наиболее протяженное движение произведения; Чарльз Розен отмечает: «Этой частью Бетховен начал эксперимент, к которому он продолжал возвращаться и развиваться на протяжении многих лет, по смещению некоторой части веса произведения с начальной части на финал». Работа идет в быстром темпе и в форма сонаты рондо. В разделе кода кратко возвращается основная тема медленной части, за которой следует короткая каденция. Далее следует короткий заключительный раздел, помеченный как Presto, основанный на сильно сжатой версии основной темы.
Типичное исполнение произведения длится 15 минут.