String Quartet No. 2 (G-dur), op. 18, No. 2
Композитор
Людвиг ван Бетховен
Год создания
1800
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Германия
Второй квартет еще в большей степени, чем первый, отразил влияние Гайдна и Моцарта. Этот квартет отличается большей однородностью настроения, чем многие другие сочинения Бетховена. Преобладающее в нем настроение — ясное и беспечное. В среде музыкантов квартет получил наименование «квартета комплиментов» в значительной степени вследствие впечатления, производимого темой главной партии первой части (Allegro, 2/4, четверть по метроному = 96):
При слушании этой части воображение невольно рисует зал эпохи рококо, открытие в нем торжественного приема с последующими церемонными поклонами и приветствиями. Иногда беседа оживляется, и, быть может, господа в париках и косичках, разгорячившись, вступают в спор, но все сковано рамками этикета. Как музыкальная обрисовка эпохи первая часть очень характерна.
Более оригинальна вторая часть, написанная в сложной трехчастной форме. Она состоит из трех контрастных разделов: благородного, проникновенного Adagio cantabile (3/4, восьмая = 72), за которым следует веселое праздничное Allegro 2/4, половинка = 69), после чего возвращается Adagio с более богатыми фигурациями. Сопоставления контрастных разделов Adagio и Allegro внутри части, столь характерные впоследствии для зрелых квартетов Бетховена (ор. 74, ор. 130), здесь используются в жанре квартета впервые.
Третья часть (Allegro, 3/4, половинная с точкой = 52) названа скерцо, хотя это скорее веселый менуэт в стиле Гайдна. Чисто бетховенским приемом является неожиданное появление тональности H-dur в начале второго раздела скерцо, значительно расширенного по сравнению с первым. Трио C-dur заимствует мотив из второго раздела скерцо, но по-новому освещает его. Одновременное проведение триолей и дуолей, появляющееся в трио, придает ему шутливую окраску. Быть может, наиболее интересным моментом в скерцо, а пожалуй, во всем квартете, следует признать появление в трио при переходе от него к главной теме скерцо нисходящего хода целыми нотами от до малой октавы до ре большой октавы в нюансе pianissimo, что придает музыке своеобразный колорит.
Тематический материал экспозиции в разработке претерпевает различные изменения: проводится в уменьшении, увеличении, обращении. Оригинальна и гармонизация, например модуляция g-moll — As-dur.
Финал (Allegro molto quasi Presto, 2/4, половинная = 92) написан в сонатной форме. Он возвращает нас в атмосферу стиля рококо первой части квартета. Вместе с тем в нем ярче чувствуется непосредственность, народно-жанровая струя. Беззаботная тема главной партии (пример 9) используется поистине неисчерпаемым образом.
В побочной партии, изложенной вначале синкопами, Бетховен достигает поразительных эффектов посредством имитационно-полифонического развития простой мелодической фигуры, содержащейся в следующих двух тактах:
Этот тональной план способствует усилению радостного и веселого настроения в репризе и коде. Местами последняя: часть квартета довольно явственно напоминает финал музыки балета «Прометей», написанного Бетховеном в 1800 году.
Продолжительность исполнения квартета 21 минута: I ч. — 8 мин., II ч. — 4 мин., III ч. — 4 мин., IV ч. — 5 мин.
П. Долгов
- Струнные квартеты, Op. 18 →
- Струнные квартеты Бетховена →
Презентация работы
Князь Лобковиц
В-третьих, по порядку композиции, зарисовки этого квартета смешаны с эскизами из вариаций для фортепиано в четыре руки WoO 74, написанных в мае 1799 года для Жозефины и Терезы де Брауншвейг . Бетховен, говоря однажды о четвертой части, нашел ее «Aufgeknöpft» (расстегнутой).
Первоначальное издание шести квартетов Op.18 было предоставлено в Вене Транквилло Молло двумя партиями, в июне и октябре 1801 года . Название на французском: «Шесть квартетов для двух скрипок, альта и виолончели, сочиненных Луи ван Бетховеном и посвященных его Высочеству монсеньору, правящему принцу Лобковица».
В нем четыре движения:
- Аллегро, в, соль мажор
- Adagio cantabile, на, до мажор
- Скерцо . Аллегро, в, соль мажор
- Allegro molto, quasi Presto, в, соль мажор
Его время работы составляет примерно 23 минуты.
Библиография
Роберт Винтер, Роберт Мартин ред. (1994). Компаньон по квартету Бетховена. Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-08211-7..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}; особенно эссе Майкл Стейнберг (стр. 155–159)
Слушаем произведение по частям
Как и в случае с первой сонатой данного опуса, вторая соната состоит из четырех частей:
- Allegro vivace
- Largo appassionato (Ре мажор)
- Scherzo: Allegretto
- Rondo: Grazioso
Часть 1. Allegro vivace
Первая часть представляет собой достаточно яркое и богатое произведение, сочетающее в себе как шутливые нотки сонат Гайдна (буквально с первых нот), так и серьезные виртуозные элементы, включая гаммообразные движения 16-ми триолями в главной партии.
Однако на смену игривому «гайдновскому» вступлению, а также ритмически четкой и в то же время жизнерадостной игре уже «бетховеновских» кадансов, поначалу обещающих веселье и радость, постепенно приходит почти что романтичная побочная партия, начинающаяся в ми-миноре.
Минорное начало побочной партии взволнованно идет вперед и, как бы, поднимаясь по нарастающей, становится все тревожнее и тревожнее. И вдруг, уже у самой кульминации, как бы обманывая слушателя, мелодия кричит: «Ну что, слушатель, повелся на обман? — Нечего грустить, это же мажор!» — и с этого момента мы вновь слышим нотки радости.
В общем, послушайте сами:
Часть 2. Largo appassionato (Ре мажор)
Достаточно редкий случай в репертуаре бетховеновских сочинений, когда композитор использует такую медленную маркировку темпа, как «Largo».
В этом движении очевидна высокая степень контрапунктического мышления самого Бетховена при минимальном влиянии стиля старших композиторов.
С первых нот мелодия волей неволей навязывает ассоциацию с каким-нибудь квартетом. Такое ощущение, будто бы мелодия, действительно, была сначала написана для струнного квартета, а затем ее просто перенесли на клавиатуру фортепиано.
Интересно представить, каково было пианистам того времени воплотить эту задумку композитора в реальность, учитывая особенности звукоизвлечения на тогдашних инструментах!
В общем, послушать часть 2 второй сонаты Бетховена можно на видео ниже:
Часть 3. Scherzo: Allegretto
Хотя «Скерцо» здесь используется, можно сказать, вместо традиционного менуэта, все-таки уж очень сильно оно напоминает менуэт.
Короткое и, при этом, изящное движение, начинающееся с веселых и шутливых нот и заканчивающееся ими же, посередине разбавлено достаточно контрастным и интересным «Трио».
Часть 4. Rondo: Grazioso
С одной стороны — красивое и лиричное рондо, но с другой стороны, многие музыковеды считают его некой «уступкой» молодого Бетховена.
Если в первых двух частях этой сонаты еще проглядывается бетховеновская эмоциональность, то в четвертой части многие наблюдают чуть ли ни математически спланированное логическое завершение.
Будто бы Бетховен в этой части выразил не свои эмоции, а показал то, что венская публика привыкла и хотела слышать. Есть даже мнение, что Бетховен таким образом как бы насмехается над венской публикой, мол «Раз хотели такую музыку, так получайте!».
Хотя, в некоторых деталях все-таки проглядывается бетховеновский темперамент. Только здесь буря не сметает все на своем пути, а лишь иногда дает о себе знать!
Рекомендации
- ↑ и Барри Купер, Словарь Бетовена, JCLattès,1991 г., 613 с. ( ISBN 978-2-7096-1081-0 ), стр. 394
- Элизабет Бриссон, Путеводитель по музыке Бетховена, Файард, сб. «Незаменимые в музыке»,20 апреля 2005 г., 878 с. ( ISBN 978-2-213-62434-1 ), стр. 191
- Жан Массен и Брижит Массен, Людвиг ван Бетховен, Файард ,1967, 845 с. ( ISBN 978-2-213-00348-1 ), стр. 614
- Элизабет Бриссон, Путеводитель по музыке Бетховена, Файярд, сб. «Незаменимые в музыке»,20 апреля 2005 г., 878 с. ( ISBN 9 782213 624341 ), стр. 194
- Средняя продолжительность на основе цитируемых записей
- Запись, приветствуемая Diapason d’or в обзоре Diapason n ° 379 от февраля 1992 г.
- «Одна из великих интерпретаций истории записи» . Руководство на компакт-диске 1996 года: Том 1, Классический репертуар, Марабу,1996 г.( ISBN 978-2-501-02361-0 ), стр. 69
- «Полный текст Végh является абсолютным справочником для квартетов Бетховена» . Руководство на компакт-диске 1996 года: Том 1, Классический репертуар, Марабу,1996 г.( ISBN 978-2-501-02361-0 ), стр. 69
- « Квартет Альбана Берга преуспел как никто другой в восхождении на эту гималайскую постановку Бетховена: ясность, интенсивность, выразительность, острое чувство архитектуры характеризуют эту версию» . Идеальный ночной клуб: под руководством Бертрана Дермонкура, Арль / Париж, Actes Sud ,2012 г., 280 с. ( ISBN 978-2-330-00216-9 ), стр. 37
- Запись, приветствуемая Diapason d’or в обзоре Diapason в декабре 2012 г., стр. 74
- Запись отмечена выбором редактора Gramophone в журнале Gramophone за апрель 2004 г.
- Запись, приветствуемая Diapason d’or в обзоре Diapason в декабре 2011 г., стр. 73
- Запись с упоминанием 5 камертонов в обзоре Diapason за декабрь 2012 г., стр. 81 год
Краткая характеристика сонаты №2.
Известный музыковед Дональд Тови охарактеризовал данное произведение, как «Безупречно выполненное произведение, находящееся за гранью традиций Гайдна и Моцарта с точки зрения как гармонии, так и драматической мысли, за исключением Финала».
Данное произведение вступает в сильный контраст между первой и третьей сонатами, опубликованными под этим же опусом. На самом деле, если противопоставить характер второй сонаты большинству других произведений Бетховена, то можно предположить, что в те времена (а это были первые годы в Вене) композитор как бы искал некий компромисс.
С одной стороны задатки «позднего Бетховена» мы наблюдаем уже в первых произведениях композитора, включая Сонату №1 из этого же опуса, где агрессивный (в хорошем смысле) бетховеновский темперамент просто невозможно не заметить. Но с другой стороны бурно разрастающаяся слава молодого пианиста-виртуоза и знакомство его с влиятельными венскими аристократами как бы «держали эмоции композитора в узде», заставляя подражать формату композиции того времени.
Ведь Бетховен в те времена был известен не столько в качестве композитора, сколько, как пианист-виртуоз. Поэтому выплескивать весь свой темперамент на нотный лист пока еще не совсем состоявшемуся композитору было рано — да и, скорее всего, слушатели бы его не поняли.
Более того, соната была посвящена не кому-нибудь, а самому Гайдну, который, как мы знаем, был убежденным консерватором в области композиции и не особо одобрял новаторские веяния своего ученика — Людвига. Поэтому молодой композитор на тот момент пока еще не мог себе позволить выпустить всю свою затаившуюся в тени композиторскую мощь на творческую свободу. Тем более, что в первой сонате Бетховен итак оставил видимый отпечаток характерного ему темперамента.
И вправду, если быстрым взглядом сравнить все части этого произведения с «Первой сонатой», то можно сразу обнаружить, что в совокупности «Вторая соната» совершенно не наполнена тем самым, свойственным поздним произведениям композитора драматизмом, который мы с Вами отчетливо наблюдаем в предыдущем произведении.
Напротив, во второй бетховеновской сонате тот самый «мажор» мы видим не только в ключе, но также и наблюдаем его в характере самого произведения. Однако даже в этой, казалось бы, компромиссной сонате местами все же проскакивает бетховеновский стиль.