Бетховен. струнный квартет no. 2

Струнный квартет № 2 (бетховен) — string quartet no. 2 (beethoven)

String Quartet No. 2 (G-dur), op. 18, No. 2

Композитор
Людвиг ван Бетховен
Год создания
1800
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Германия

Второй квартет еще в большей степени, чем первый, отразил влияние Гайдна и Моцарта. Этот квартет отличается большей однородностью настроения, чем многие другие сочинения Бетховена. Преобладающее в нем настроение — ясное и беспечное. В среде музыкантов квартет получил наименование «квартета комплиментов» в значительной степени вследствие впечатления, производимого темой главной партии первой части (Allegro, 2/4, четверть по метроному = 96):

При слушании этой части воображение невольно рисует зал эпохи рококо, открытие в нем торжественного приема с последующими церемонными поклонами и приветствиями. Иногда беседа оживляется, и, быть может, господа в париках и косичках, разгорячившись, вступают в спор, но все сковано рамками этикета. Как музыкальная обрисовка эпохи первая часть очень характерна.

Более оригинальна вторая часть, написанная в сложной трехчастной форме. Она состоит из трех контрастных разделов: благородного, проникновенного Adagio cantabile (3/4, восьмая = 72), за которым следует веселое праздничное Allegro 2/4, половинка = 69), после чего возвращается Adagio с более богатыми фигурациями. Сопоставления контрастных разделов Adagio и Allegro внутри части, столь характерные впоследствии для зрелых квартетов Бетховена (ор. 74, ор. 130), здесь используются в жанре квартета впервые.

Третья часть (Allegro, 3/4, половинная с точкой = 52) названа скерцо, хотя это скорее веселый менуэт в стиле Гайдна. Чисто бетховенским приемом является неожиданное появление тональности H-dur в начале второго раздела скерцо, значительно расширенного по сравнению с первым. Трио C-dur заимствует мотив из второго раздела скерцо, но по-новому освещает его. Одновременное проведение триолей и дуолей, появляющееся в трио, придает ему шутливую окраску. Быть может, наиболее интересным моментом в скерцо, а пожалуй, во всем квартете, следует признать появление в трио при переходе от него к главной теме скерцо нисходящего хода целыми нотами от до малой октавы до ре большой октавы в нюансе pianissimo, что придает музыке своеобразный колорит.

Тематический материал экспозиции в разработке претерпевает различные изменения: проводится в уменьшении, увеличении, обращении. Оригинальна и гармонизация, например модуляция g-moll — As-dur.

Финал (Allegro molto quasi Presto, 2/4, половинная = 92) написан в сонатной форме. Он возвращает нас в атмосферу стиля рококо первой части квартета. Вместе с тем в нем ярче чувствуется непосредственность, народно-жанровая струя. Беззаботная тема главной партии (пример 9) используется поистине неисчерпаемым образом.

В побочной партии, изложенной вначале синкопами, Бетховен достигает поразительных эффектов посредством имитационно-полифонического развития простой мелодической фигуры, содержащейся в следующих двух тактах:

Этот тональной план способствует усилению радостного и веселого настроения в репризе и коде. Местами последняя: часть квартета довольно явственно напоминает финал музыки балета «Прометей», написанного Бетховеном в 1800 году.

Продолжительность исполнения квартета 21 минута: I ч. — 8 мин., II ч. — 4 мин., III ч. — 4 мин., IV ч. — 5 мин.

П. Долгов

  • Струнные квартеты, Op. 18 →
  • Струнные квартеты Бетховена →

Презентация работы

Князь Лобковиц

В-третьих, по порядку композиции, зарисовки этого квартета смешаны с эскизами из вариаций для фортепиано в четыре руки WoO 74, написанных в мае 1799 года для Жозефины и Терезы де Брауншвейг . Бетховен, говоря однажды о четвертой части, нашел ее «Aufgeknöpft» (расстегнутой).

Первоначальное издание шести квартетов Op.18 было предоставлено в Вене Транквилло Молло двумя партиями, в июне и октябре 1801 года . Название на французском: «Шесть квартетов для двух скрипок, альта и виолончели, сочиненных Луи ван Бетховеном и посвященных его Высочеству монсеньору, правящему принцу Лобковица».

В нем четыре движения:

  1. Аллегро, в, соль мажор
  2. Adagio cantabile, на, до мажор
  3. Скерцо . Аллегро, в, соль мажор
  4. Allegro molto, quasi Presto, в, соль мажор

Его время работы составляет примерно 23 минуты.

Библиография

Роберт Винтер, Роберт Мартин ред. (1994). Компаньон по квартету Бетховена. Калифорнийский университет Press. ISBN  0-520-08211-7..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}; особенно эссе Майкл Стейнберг (стр. 155–159)

Слушаем произведение по частям

Как и в случае с первой сонатой данного опуса, вторая соната состоит из четырех частей:

  1. Allegro vivace
  2. Largo appassionato (Ре мажор)
  3. Scherzo: Allegretto
  4. Rondo: Grazioso

Часть 1. Allegro vivace

Первая часть представляет собой достаточно яркое и богатое произведение, сочетающее в себе как шутливые нотки сонат Гайдна (буквально с первых нот), так и серьезные виртуозные элементы, включая гаммообразные движения 16-ми триолями в главной партии.

Однако на смену игривому «гайдновскому» вступлению, а также ритмически четкой и в то же время жизнерадостной игре уже «бетховеновских» кадансов, поначалу обещающих веселье и радость, постепенно приходит почти что романтичная побочная партия, начинающаяся в ми-миноре. 

Минорное начало побочной партии взволнованно идет вперед и, как бы, поднимаясь по нарастающей, становится все тревожнее и тревожнее. И вдруг, уже у самой кульминации, как бы обманывая слушателя, мелодия кричит: «Ну что, слушатель, повелся на обман? — Нечего грустить, это же мажор!»  — и с этого момента мы вновь слышим нотки радости.

В общем, послушайте сами:

Часть 2. Largo appassionato (Ре мажор)

Достаточно редкий случай в репертуаре бетховеновских сочинений, когда композитор использует такую медленную маркировку темпа, как «Largo».  

В этом движении очевидна высокая степень контрапунктического мышления самого Бетховена при минимальном влиянии стиля старших композиторов.

С первых нот мелодия волей неволей навязывает ассоциацию с каким-нибудь квартетом. Такое ощущение, будто бы мелодия, действительно, была сначала написана для струнного квартета, а затем ее просто перенесли на клавиатуру фортепиано.

Интересно представить, каково было пианистам того времени воплотить эту задумку композитора в реальность, учитывая особенности звукоизвлечения на тогдашних инструментах!

В общем, послушать часть 2 второй сонаты Бетховена можно на видео ниже:

Часть 3. Scherzo: Allegretto

Хотя «Скерцо» здесь используется, можно сказать, вместо традиционного менуэта, все-таки уж очень сильно оно напоминает менуэт.

Короткое и, при этом, изящное движение, начинающееся с веселых и шутливых нот и заканчивающееся ими же,  посередине разбавлено достаточно контрастным и интересным «Трио».

Часть 4. Rondo: Grazioso

С одной стороны — красивое и лиричное рондо, но с другой стороны, многие музыковеды считают его некой «уступкой» молодого Бетховена.

Если в первых двух частях этой сонаты еще проглядывается бетховеновская эмоциональность, то в четвертой части многие наблюдают чуть ли ни математически спланированное логическое завершение.

Будто бы Бетховен в этой части выразил не свои эмоции, а показал то, что венская публика привыкла и хотела слышать. Есть даже мнение, что Бетховен таким образом как бы насмехается над венской публикой, мол «Раз хотели такую музыку, так получайте!».

Хотя, в некоторых деталях все-таки проглядывается бетховеновский темперамент. Только здесь буря не сметает все на своем пути, а лишь иногда дает о себе знать!

Рекомендации

  1. ↑ и Барри Купер, Словарь Бетовена, JCLattès,1991 г., 613  с. ( ISBN  978-2-7096-1081-0 ), стр.  394
  2. Элизабет Бриссон, Путеводитель по музыке Бетховена, Файард, сб.  «Незаменимые в музыке»,20 апреля 2005 г., 878  с. ( ISBN  978-2-213-62434-1 ), стр.  191
  3. Жан Массен и Брижит Массен, Людвиг ван Бетховен, Файард ,1967, 845  с. ( ISBN  978-2-213-00348-1 ), стр.  614
  4. Элизабет Бриссон, Путеводитель по музыке Бетховена, Файярд, сб.  «Незаменимые в музыке»,20 апреля 2005 г., 878  с. ( ISBN  9 782213 624341 ), стр.  194
  5. Средняя продолжительность на основе цитируемых записей
  6. Запись, приветствуемая Diapason d’or в обзоре Diapason n ° 379 от февраля 1992 г.
  7. «Одна из великих интерпретаций истории записи» . Руководство на компакт-диске 1996 года: Том 1, Классический репертуар, Марабу,1996 г.( ISBN  978-2-501-02361-0 ), стр.  69
  8. «Полный текст Végh является абсолютным справочником для квартетов Бетховена» . Руководство на компакт-диске 1996 года: Том 1, Классический репертуар, Марабу,1996 г.( ISBN  978-2-501-02361-0 ), стр.  69
  9. « Квартет Альбана Берга преуспел как никто другой в восхождении на эту гималайскую постановку Бетховена: ясность, интенсивность, выразительность, острое чувство архитектуры характеризуют эту версию» . Идеальный ночной клуб: под руководством Бертрана Дермонкура, Арль / Париж, Actes Sud ,2012 г., 280  с. ( ISBN  978-2-330-00216-9 ), стр.  37
  10. Запись, приветствуемая Diapason d’or в обзоре Diapason в декабре 2012 г., стр.  74
  11. Запись отмечена выбором редактора Gramophone в журнале Gramophone за апрель 2004 г.
  12. Запись, приветствуемая Diapason d’or в обзоре Diapason в декабре 2011 г., стр.  73
  13. Запись с упоминанием 5 камертонов в обзоре Diapason за декабрь 2012 г., стр.  81 год

Краткая характеристика сонаты №2.

Известный музыковед Дональд Тови охарактеризовал данное произведение, как «Безупречно выполненное произведение, находящееся за гранью традиций Гайдна и Моцарта с точки зрения как гармонии, так и драматической мысли, за исключением Финала».

Данное произведение вступает в сильный контраст между первой и третьей сонатами, опубликованными под этим же опусом. На самом деле, если противопоставить характер второй сонаты большинству других произведений Бетховена, то можно предположить, что в те времена (а это были первые годы в Вене) композитор как бы искал некий компромисс.

С одной стороны задатки «позднего Бетховена» мы наблюдаем уже в первых произведениях композитора, включая Сонату №1 из этого же опуса, где агрессивный (в хорошем смысле) бетховеновский темперамент просто невозможно не заметить. Но с другой стороны бурно разрастающаяся слава молодого пианиста-виртуоза и знакомство его с влиятельными венскими аристократами как бы «держали эмоции композитора в узде», заставляя подражать формату композиции того времени.

Ведь Бетховен в те времена был известен не столько в качестве композитора, сколько, как пианист-виртуоз. Поэтому выплескивать весь свой темперамент на нотный лист пока еще не совсем состоявшемуся композитору было рано — да и, скорее всего, слушатели бы его не поняли.

Более того, соната была посвящена не кому-нибудь, а самому Гайдну, который, как мы знаем, был убежденным консерватором в области композиции и не особо одобрял новаторские веяния своего ученика — Людвига. Поэтому молодой композитор на тот момент пока еще не мог себе позволить выпустить всю свою затаившуюся в тени композиторскую мощь на творческую свободу. Тем более, что в первой сонате Бетховен итак оставил видимый отпечаток характерного ему темперамента.

И вправду, если быстрым взглядом сравнить все части этого произведения с «Первой сонатой», то можно сразу обнаружить, что в совокупности «Вторая соната» совершенно не наполнена тем самым, свойственным поздним произведениям композитора драматизмом, который мы с Вами отчетливо наблюдаем в предыдущем произведении.

Напротив, во второй бетховеновской сонате тот самый «мажор» мы видим не только в ключе, но также и наблюдаем его в характере самого произведения. Однако даже в этой, казалось бы, компромиссной сонате местами все же проскакивает бетховеновский стиль. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: