Биография бетховена

Ludwig van beethoven

Фламандские корни

Хотя будущий классик венской школы родился в Бонне, в его фамилии присутствует приставка “ван”. Это легко объясняется: семья ван Бетховен происходит из Фландрии. Дед-капельмейстер, в честь которого музыкант получил имя, был родом из Мехелена – города в Бельгии, между Брюсселем и Антверпеном. Отсюда и приставка перед фамилией.

В маленьком курфюршестве семейство хранит воспоминания о Мехельне, Лувене и Антверпене. Говорят, что “ван Бетховен” означает “грядка с красной свеклой”.

Дедушка Людвиг – был человеком добропорядочным, всеми уважаемым. На портрете, который Бетховен хранил у себя в Вене, дед изображен в берете, в шубе, отороченной мехом, и весь его фламандский облик полон достоинства. Бетховен относился к нему с большим почтением.

Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)

Пьеса-багатель (простое произведение) по популярности может сравниться с Пятой симфонией, так как ее мотив известен во всем мире и используется по сей день.

Доподлинно неизвестно, кому конкретно посвящена пьеса: ее обнаружили уже после смерти композитора.

Несмотря на то, что в рукописи имелась надпись «Элизе на долгую память», существует версия, что нашедший ее Людвиг Ноль (биограф Бетховена) просто неверно разобрал почерк.

Поэтому некоторые историки считают, что музыка могла быть написана для Терезы Малфатти, которая училась у немца, или даже для Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра I.

Ранняя жизнь

Бетховен родился примерно 16 декабря 1770 года в городе Бонне, в курфюршестве Кельн, княжестве Священной Римской империи. Хотя точная дата его рождения неизвестна, Бетховен был крещен 17 декабря 1770 года. Согласно закону и обычаю, младенцы в то время крестились в течение 24 часов после рождения, поэтому 16 декабря-его наиболее вероятная дата рождения. Однако сам Бетховен ошибочно полагал, что родился двумя годами позже, в 1772 году, и упрямо настаивал на неправильной дате, даже когда ему предъявляли официальные документы, доказывавшие вне всяких разумных сомнений, что 1770 год был его истинным годом рождения.

У Бетховена было два младших брата, которые дожили до зрелого возраста: Каспар, родившийся в 1774 году, и Иоганн, родившийся в 1776 году. Мать Бетховена, Мария Магдалена ван Бетховен, была стройной, благородной и глубоко нравственной женщиной. Его отец, Иоганн ван Бетховен, был посредственным придворным певцом, более известным своим алкоголизмом, чем какими-либо музыкальными способностями. Однако дед Бетховена, крестный отец и тезка, капельмейстер Людвиг ван Бетховен, был самым преуспевающим и выдающимся музыкантом Бонна, источником бесконечной гордости для молодого Бетховена.

В промежутке между рождением двух младших братьев отец Бетховена начал учить его музыке с необычайной строгостью и жестокостью, которые повлияли на него на всю оставшуюся жизнь. Соседи рассказывали, как маленький мальчик плакал, играя на клавире, стоя на скамеечке для ног, чтобы дотянуться до клавиш, а отец бил его за каждое колебание или ошибку. Почти ежедневно Бетховена пороли, запирали в подвале и лишали сна на дополнительные часы занятий. Он учился игре на скрипке и клавире вместе с отцом, а также брал дополнительные уроки у местных органистов. Несмотря на драконовские методы своего отца или благодаря им, Бетховен с самых ранних лет был невероятно талантливым музыкантом.

Надеясь, что его маленький сын будет признан музыкальным вундеркиндом а-ля Вольфганг Моцарт, отец Бетховена организовал свой первый публичный концерт 26 марта 1778 года. Объявленный «маленьким сыном 6 лет» (возраст Моцарта, когда он дебютировал для императрицы Марии Терезии), хотя на самом деле ему было 7 лет, Бетховен играл впечатляюще, но его сольный концерт не получил никакой прессы.

Между тем музыкальный вундеркинд посещал латинскую начальную школу под названием Тироциний, где один из его одноклассников сказал: «Не было обнаружено ни малейшего признака той искры гения, которая так ярко вспыхнула в нем впоследствии».

Бетховен, который всю свою жизнь боролся с арифметикой и орфографией, был в лучшем случае средним студентом, и некоторые биографы предположили, что у него, возможно, была легкая дислексия. Как он сам выразился, «Музыка приходит ко мне с большей готовностью, чем слова».

В 1781 году, в возрасте 10 лет, Бетховен ушел из школы, чтобы изучать музыку полный рабочий день с Кристианом Готлобом Нифе, недавно назначенным придворным органистом, а в возрасте 12 лет Бетховен опубликовал свое первое сочинение, набор фортепианных вариаций на тему малоизвестного классического композитора по имени Дресслер.

К 1784 году, когда его алкоголизм обострился, а голос ослабел, отец Бетховена больше не мог содержать свою семью, и Бетховен попросил официального назначения помощником придворного органиста. Несмотря на молодость, его просьба была принята, и Бетховен был зачислен в придворное жалованье со скромным годовым окладом в 150 флоринов.

Beethoven and Mozart

There is only speculation and inconclusive evidence that Beethoven ever met with Mozart, let alone studied with him. In an effort to facilitate his musical development, in 1787 the court sent Beethoven to Vienna, Europe’s capital of culture and music, where he hoped to study with Mozart.

Tradition has it that, upon hearing Beethoven, Mozart said, «Keep your eyes on him; someday he will give the world something to talk about.”

After only a few weeks in Vienna, Beethoven learned that his mother had fallen ill and he returned home to Bonn. Remaining there, Beethoven continued to carve out his reputation as the city’s most promising young court musician.

Премьера

Бетховен посвятил симфонию двум своим покровителям — князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому . Посвящение было напечатано в первом издании произведения в апреле 1809 года .

Первое публичное исполнение Пятой симфонии состоялось 22 декабря 1808 года в венском «Театр ан дер Вин » на громадном концерте-бенефисе , целиком состоявшем из премьер произведений Бетховена под управлением самого автора. В программе значились две симфонии, которые исполнялись в порядке, обратном их нынешним номерам: Пятая нумеровалась как № 6, а Шестая — как № 5. Программа включала в себя:

2 стр., 783 слов

Людвиг ван Бетховен: произведения

… оркестром; пять концертов для фортепиано с оркестром. Симфония № 5 – самое знаменитое сочинение для оркестра из тех, что написал Бетховен. Произведения подобной силы трудно найти в истории классической … В ней отражены героические и возвышенно-романтические мотивы. Для скрипки и фортепиано также нередко писал Бетховен. Произведения эти отличаются особенной силой, контрастностью и красотой звучания. …

  1. Арию «О, изменник» («Ah, perfido»), Op. 65;
  2. Части Kyrie и Gloria из Мессы до мажор;
  3. Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (в исполнении самого Бетховена);

(антракт)

  1. (значилась в программе как «Большая симфония до минор »);
  2. Части Sanctus и Benedictus из Мессы до мажор;
  3. Хоральную фантазию.

Премьера была неудачной. Концерт длился четыре часа — с 18:30 до 22:30. В зале царил холод, публика устала от массы нового материала, и в начале второго отделения вряд ли могла полноценно воспринимать любое произведение, тем более такое новаторское, как Пятая симфония. Первоначально планировалось завершить вечер симфонией до минор, но Бетховен, справедливо опасаясь, что и слушатели, и оркестранты будут утомлены, просто добавил после неё ещё несколько произведений, чтобы она не была последней. Репетиций было недостаточно, и качество исполнения оставляло желать лучшего (исполняя в конце Хоральную фантазию, музыканты допустили ошибку, в результате чего её пришлось начать сначала, таким образом ещё больше удлинив концерт) .

Произведения[]

  • 9 симфоний: № 1 (1799—1800), № 2 (1803), № 3 «Героическая» (1803—), № 4 (1806), № 5 (1804—1808), № 6 «Пасторальная» (1808), № 7 (1812), № 8 (1812), № 9 (1824).
  • 8 симфонических увертюр, среди которых «Леонора» № 3.
  • 5 концертов для фортепиано с оркестром.
  • музыка к драматическим спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан», «Король Стефан»
  • 6 юношеских сонат для фортепиано.
  • 32 сонаты для фортепиано, «32 вариации до-минор» и около 60 пьес для фортепиано.
  • 10 сонат для скрипки и фортепиано.
  • концерт для скрипки с оркестром, концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром («тройной концерт»).
  • 5 сонат для виолончели и фортепиано.
  • 16 струнных квартетов.
  • 6 трио.
  • Балет «Творения Прометея».
  • Опера «Фиделио».
  • Торжественная месса.
  • Вокальный цикл «К далёкой возлюбленной».
  • Песни на стихи разных поэтов и обработки народных песен.

Начало карьеры в Вене

В 1792 году с помощью курфюрста Бетховен снова приезжает в Вену. Вероятно, он уже был представлен Йозефу Гайдну в конце 1790, когда тот во время путешествия в Лондон остановился в Бонне на Рождество, и они точно встречались на обратном пути Гайдна из Лондона в Вену в июле 1792. Поэтому вполне вероятно, что тогда же появилась договоренность о том, что Бетховен будет учиться у прославленного мастера. За это время Бетховен написал значительное количество работ (ни одна из них не была тогда опубликована, и большинство не имеют опуса), которые демонстрируют растущее разнообразие и зрелость стиля. Так, в цикле вариаций 1791 года исследователи (Barry Cooper. Beethoven.) находят истоки тем его третьей «Героической» симфонии. В ноябре 1792, на фоне слухов о войне против Франции, Бетховен покидает Бонн и едет в Вену, а вскоре после прибытия узнает, что его отец умер. Граф Вальдштейн в своей прощальной записке Бетховену написал: «Благодаря непрерывному усердию, Вы обретете дух Моцарта из рук Гайдна». Впрочем, Бетховен внутренне поддержал широко распространенное отношение к себе как к преемнику недавно умершего Моцарта, в течение ближайших нескольких лет изучая его работы, и придерживаясь в своем творчестве моцартовского стиля.

Портрет Бетховена, предположительно 1800 год

В Вене Бетховен далеко не сразу получил известность как композитор, несмотря на то, что он много времени уделял именно занятиям композицией. Под руководством Гайдна он стремился овладеть мастерством контрапункта. Кроме того, он брал уроки игры на скрипке у Игнаца Шуппанцига (Ignaz Schuppanzigh) и уроки итальянского вокального письма у Антонио Сальери. Занятия с Сальери продолжались, как минимум, до 1802, а возможно, и до 1809. После отъезда Гайдна в Англию в 1794, Бетховен должен был вернуться в Бонн, к курфюрсту. Но он предпочел остаться в Вене, продолжая обучение контрапункту у Иоганна Альбрехтсбергера. Он перестал получать стипендию от курфюрста, однако множество венских вельмож уже признали его талант и предложили финансовую поддержку. В их числе были князь Йозеф Франц Лобковиц (Joseph Franz Lobkowitz), князь Карл Лихновский (Karl Lichnowsky) и барон Готфрид ван Свитен (Gottfried van Swieten).

К 1793 году Бетховен уже зарекомендовала себя как импровизатор в салонах знати, кроме того, известно, что он часто исполнял прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха. Его друг Николай Зимрок начал публиковать его сочинения, и первыми, как считается, были изданы вариации для фортепиано на тему из оперы «Красная Шапочка» (Woo 66). Бетховен провел весь 1793 год и большую часть 1794 за сочинением, однако, видимо, воздерживался от «официальной» публикации своих работ.

Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось в марте 1795, где он дебютировал со своим фортепианным концертом. Точно не установлено, был ли это первый, или второй концерт, оба они находились в этот момент в состоянии, близком к завершению, и оба были закончены и опубликованы через несколько лет. Вскоре после этого выступления Бетховен опубликовал свой первый опус — Фортепианные трио Opus 1, с посвящением его тогдашнему покровителю князю Лихновскому. Издание имело финансовый успех, так что прибыли Бетховена было почти достаточно для покрытия его годовых расходов.

Самые известные произведения Бетховена

Музыку Бетховена можно слушать бесконечно. Все его произведения оставляют неизгладимое впечатление, но тут мы рассмотрим лишь малую часть из них.

  • Симфония №5, ор. 67 (1808). Одна из самых известных и часто исполняемых симфоний. Эту симфонию Бетховен начал писать, когда ему было 35 лет(1804). В это время у него уже были большие проблемы со слухом. Работа над этим шедевром у него продвигалась медленно, он часто прерывался для написания других произведений (Соната №23, Симфония №4 и другие). «Так судьба стучится в дверь» – говорил Бетховен про главный мотив первой части симфонии. В 1809 году Бетховен написал посвящение к симфонии – князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому. Симфония была закончена в 1808 году, и в том же году состоялось первое публичное исполнение. Симфония стала одним из символов классической музыки.
  • Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната» (1801). Одно из самых известных классических музыкальных произведений и наверное трудно найти человека, который ни разу в жизни не слышал «Лунную сонату». Эту сонату Бетховен закончил в 1801 году, испытывая сильные душевные муки. Он терял слух, уже в это время ему приходилось подходить ближе к оркестру, что бы слышать высокие звуки. И вторым ударом был разрыв с молодой графиней Джульеттой Гвиччарди, в которую Бетховен был влюблен и хотел на ней жениться. Эту сонату он посвятил ей. Своему названию соната обязана музыкальному критику Людвигу Рельштабу, который сравнил ее с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». При этом многие музыкальные критики считают, что в этой сонате нет ничего «лунного» и название «Лунная соната» совсем не отражает духа произведения. Сам Бетховен называл это произведение «сонатой в духе фантазии».
  • Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise») (приблизительно 1810 год). Еще одно всемирно известное произведение Бетховена. Широко используется при обучении, и входит в обязательную программу в музыкальных школах всего мира. Эту пьесу-багатель впервые опубликовали в 1867 году, после смерти композитора. В 1865 году рукопись нашел биограф Бетховена Людвиг Ноль. По его словам там стояла дата 27 апреля без года. Так же на рукописи были наброски к «Эгмонту» (op. 84), и поэтому «К Элизе» датировали 1810 годом. Сама рукопись утеряна. Есть несколько версий кому посвящен этот багатель. По одной версии, из-за неразборчивого почерка, Ноль не правильно прочитал надпись, а на самом деле на рукописи была надпись «К Терезе», и посвятил ее Бетховен своей ученице Терезе фон Дроссдик (Мальфатти), в которую был влюблен. По другой версии, Бетховен посвятил это произведение Элизабет Рекель, близкая подруга Бетховена, которую в Вене называли Элиза. Еще по одной версии, пьеса посвящена жене российского императора Александра I Елизавете Алексеевне. В 2009 году исследователь творчества Бетховена Лука Кьянторе предположил, что Бетховен мог не быть автором «К Элизе» в том виде, в котором ее опубликовал Людвиг Ноль, хотя бесспорно тема произведения и практически весь материал принадлежат Бетховену.
  • Симфония №9 Ре минор, Op. 125 (1824). Эту симфонию еще называют «Хоральной». Последняя законченная симфония Бетховена. Он начал писать ее в 1822 году, хотя тема второй части была написана еще в 1815 году. Первое публичное исполнение симфонии состоялась в Вене в 1824 году. Лев Толстой отрицательно отнесся к симфонии, написав в своем эссе: «Произведение это принадлежит к дурному искусству». Фрагмент из этой симфонии «Ода к радости» сейчас является гимном Евросоюза. В Японии существует традиция исполнять эту симфонию в канун Нового года. Так же с симфонией связанно одно суеверие: «Проклятие девятой симфонии» – каждый композитор, начиная с Бетховена, написавший девятую симфонию, вскоре умирает. И некоторые композиторы серьезно относятся к этому, хотя в мире много примеров, не подтверждающих это суеверие.
  • «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84 (1810) – увертюра и музыка к одноименной трагедии Гете. Бетховен получил заказ на музыку от Венского Придворного театра в 1809 году. И в 1810 году состоялась премьера. В пьесе Гете описывается восстание народа Нидерландов под предводительством Эгмонта против испанцев. В результате главный герой погибает, но народ Нидерландов получает независимость.

Был ли Бетховен глухим?

В то самое время, когда Бетховен сочинял некоторые из своих самых бессмертных произведений, он изо всех сил пытался примириться с шокирующим и ужасным фактом, который он отчаянно пытался скрыть: он оглох.

На рубеже xix века Бетховен с трудом разбирал слова, произносимые им в разговоре.

В душераздирающем письме 1801 года Бетховен писал своему другу Францу Вегелеру: «Я должен признаться, что веду жалкую жизнь. Почти два года я не посещаю никаких общественных мероприятий только потому, что не могу сказать людям: я глухой. Если бы у меня была какая-нибудь другая профессия, я мог бы справиться со своей немощью, но в моей профессии это ужасное препятствие».

Временами, доведенный горем до крайности, Бетховен описывал свое отчаяние в длинной и пронзительной ноте, которую скрывал всю свою жизнь.

Датированная 6 октября 1802 года и именуемая «Завещанием Гейлигенштадта», она, в частности, гласит: «О вы, люди, которые думают или говорят, что я злонамерен, упрям или человеконенавистник, как сильно вы обижаете меня. Вы не знаете тайной причины, которая заставляет меня казаться вам таким, и я бы покончил с собой — только мое искусство удерживало меня. Ах, казалось невозможным покинуть этот мир, пока я не проявлю все, что чувствую внутри себя».

Почти чудесным образом, несмотря на быстро прогрессирующую глухоту, Бетховен продолжал сочинять в бешеном темпе.

А был ли мальчик?

Само рождение немецкого гения окутано тайной. Он был крещен 17 декабря. Датой его рождения в прошлом считалось 16 декабря, так как по католической традиции младенцев крестили на следующий день после появления на свет. Его семья также праздновала день рождения мальчика 16-го. Однако, нет никаких письменных доказательств, что он родился именно в этот день.

Еще один миф из “раннего Бетховена”: считалось, что мать Людвига была больна туберкулезом, а отец – сифилисом. Первый их ребенок родился слепым, второй умер во время родов, третий был глухонемой, а четвертый болел туберкулезом.

О заболеваниях в семье Бетховен доподлинного ничего не известно. Уровень развития медицины в то время был низким, дети действительно часто погибали при рождении или в первые годы жизни. К тому же существуют свидетельства того, что отец семейства был алкоголиком. Это увеличило риск смертности среди новорожденных: из семи детей четверо умерли в младенческом возрасте.

Причины смерти[]

Файл:Teltscher-beethoven.jpg

Бетховен на смертном ложе (рисунок Йозефа Эдуарда Тельчера)

29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы вывести жидкость), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведённые Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача.

Образование

Надеясь, что его маленький сын будет признан музыкальным вундеркиндом как Вольфганг Моцарт , отец Бетховена организовал свой первый публичный концерт 26 марта 1778 года. Объявлен как «маленький сын 6 лет» (возраст Моцарта, когда он дебютировал для императрицы Марии) Терезия ), хотя ему было фактически 7 лет, Бетховен играл впечатляюще, но его сольный концерт не получил никакой прессы.

Тем временем музыкальный вундеркинд посетил латинскую начальную школу под названием Tirocinium, где одноклассник сказал: «Не было обнаружено никаких признаков той гениальной искры, которая впоследствии так ярко светилась в нем». 

Бетховен, который боролся с суммами и написанием всей своей жизни, в лучшем случае был средним учеником, и некоторые биографы выдвинули гипотезу, что у него, возможно, была легкая дислексия. Как он сам выразился, «музыка приходит ко мне легче, чем слова».

В 1781 году, в возрасте 10 лет, Бетховен отошел от школы, чтобы полностью посвятить себя музыке вместе с Кристианом Готтлобом Неефе, недавно назначенным придворным органистом, а в 12 лет Бетховен опубликовал свою первую композицию, набор фортепианных вариаций на тему неизвестный классический композитор по имени Dressler.

К 1784 году, когда его алкоголизм ухудшился, а голос ухудшился, отец Бетховена уже не мог содержать семью, и Бетховен официально запросил официальное назначение помощника судебного организатора. Несмотря на молодость, его просьба была принята, и Бетховен был зачислен на заработную плату суда со скромной годовой зарплатой в 150 флоринов.

«Эгмонт»(«Egmont»), op. 84

История отважного полководца Эгмонта была написана Иоганном Гёте в 1788 году, но поставить по ней масштабную пьесу решили только через 20 лет. Директор придворных театров в Вене решил заказать музыку у Бетховена, который закончил ее в 1810 году (спустя 2 года после завершения Пятой симфонии)

Директор придворных театров в Вене решил заказать музыку у Бетховена, который закончил ее в 1810 году (спустя 2 года после завершения Пятой симфонии).

Сюжет трагедии повествует об отважном герое, который нашел в себе мужество открыто выступить против инквизиции, которая в XVIII веке сжигала людей без разбора. К сожалению, в этой трагедии один в поле не воин: Эгмонта посадили в тюрьму и впоследствии казнили

На этом моменте музыка приобретает похоронные ноты и становится грустной

К сожалению, в этой трагедии один в поле не воин: Эгмонта посадили в тюрьму и впоследствии казнили. На этом моменте музыка приобретает похоронные ноты и становится грустной.

Выдающиеся достижения музыканта

Людвиг ван Бетховен сыграл выдающуюся роль в развитии музыкальных жанров своих предшественников. Он впустил как можно больше свободы в исполнение квартетов, симфоний и сонат, создав ощущение пространства и времени.

Композитор своими произведениями ввел каждый инструмент так, что исполнителю просто необходимо стало владеть им досконально.

Так был оттеснен клавесин, что сделало фортепиано главным инструментом, который своим расширенным диапазоном гасит его скромное изящество, и требует профессиональной отдачи.

В мелодию композитор так же ввел новшество – неожиданное импульсивное и контрастное исполнение, со сменой темпов и ритмов, что было подчас трудно принять современникам.

Бетховен стал музыкальным революционером, затмивший своими творениями былую традиционную направленность, создав новое направление в музыкальном искусстве.

Debut Performance

Beethoven won many patrons among the leading citizens of the Viennese aristocracy, who provided him with lodging and funds, allowing Beethoven, in 1794, to sever ties with the Electorate of Cologne. Beethoven made his long-awaited public debut in Vienna on March 29, 1795.

Although there is considerable debate over which of his early piano concerti he performed that night, most scholars believe he played what is known as his «first» piano concerto in C Major. Shortly thereafter, Beethoven decided to publish a series of three piano trios as his Opus 1, which were an enormous critical and financial success.

In the first spring of the new century, on April 2, 1800, Beethoven debuted his Symphony No. 1 in C major at the Royal Imperial Theater in Vienna. Although Beethoven would grow to detest the piece — «In those days I did not know how to compose,» he later remarked — the graceful and melodious symphony nevertheless established him as one of Europe’s most celebrated composers.

As the new century progressed, Beethoven composed piece after piece that marked him as a masterful composer reaching his musical maturity. His Six String Quartets, published in 1801, demonstrate complete mastery of that most difficult and cherished of Viennese forms developed by Mozart and Haydn.

Beethoven also composed The Creatures of Prometheus in 1801, a wildly popular ballet that received 27 performances at the Imperial Court Theater. It was around the same time that Beethoven discovered he was losing his hearing.

Heiligenstadt Testament

At times driven to extremes of melancholy by his affliction, Beethoven described his despair in a long and poignant note that he concealed his entire life.

Dated October 6, 1802, and referred to as «The Heiligenstadt Testament,» it reads in part: «O you men who think or say that I am malevolent, stubborn or misanthropic, how greatly do you wrong me. You do not know the secret cause which makes me seem that way to you and I would have ended my life — it was only my art that held me back. Ah, it seemed impossible to leave the world until I had brought forth all that I felt was within me.»

Almost miraculously, despite his rapidly progressing deafness, Beethoven continued to compose at a furious pace.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: