Симфоническая картина. симфоническая картина

Симфоническая картина

Разновидности

Усиление влияния живописного начала на музыку, коснувшееся жанра музыкальной картины в 1920-е (Западная Европа, США) −1950-е (Россия) гг. приводит к жанровой дифференциации

Производными становятся:

музыкальные эскизы: Гомоляка В. Б. Закарпатские эскизы. 1950 (Россия); Готлиб М. Московские эскизы: симфонический эскиз. 1975 (Россия); Оловников В. Куранты Брестской крепости. 1975 (Россия). Пистоу У. Три эскиза Новой Англии. 1959 (США); Мыцельский З. Пять симфонических эскизов, 1945 (Польша);

фрески: Чистяков В. П. Прометей: симфоническая фреска. 1963 (Россия); Гецелев Б. Фреска. 1970 (Россия); Успенский В. А. Симфонические фрески. 1976 (Россия); Цотгер М. Фреска: симфоническая картина (Россия);

Щедрин Р. Фрески Дионисия: для девяти инструментов. 1981 (Россия); Меремкулов О. Фрески: для баяна. 1985 (Россия); Рябов В. Рождественская звезда: симфоническая фреска. 1993 (Россия); Брайнер П. Позволь осветить тебе путь: вокально-симфоническая фреска на стихи Р. Тагора. 1986 (Чехия); Блох Э. Гельвеция: симфоническая фреска. 1929 (США);

акварели: Смирнова Т. Японские акварели: сюита для скрипки, флейты, гобоя, виолончели и клавесина. 1972 (Россия); Губа В. Акварель: для фортепианного трио. 1981 (Россия); Крейн Ю. Г. Три русские акварели: для фортепиано. 1982 (Россия); Ларин А. Январская акварель: для фортепиано и камерного оркестра. 1991 (Россия); Мохов Н. Поэтические акварели: вокальный цикл для сопрано, тенора и инструментального ансамбля. 1993 (Россия); Ларин А. Две акварели: на стихи Бунина. 1996 (Россия);

лубки: Шлег Л. Лубочек: для трубы и фортепиано. 1975 (Россия); Агафонников В. Владимирский лубок. 1983 (Россия);

пейзажи : Васк П. Белый пейзаж: для фортепиано; Пейзаж с птицами: для флейты соло. 1981 (Россия); Кейдж Дж. Воображаемый пейзаж № 4: для оркестра. 1951 (США);

портреты : Цымбалист Е. А. Портрет артиста: симфоническая сюита. 1945 (США);

витражи: Дмитриев Г. Витражи: для квартета деревянных духовых инструментов. 1983 (Россия); Респиги О. Витражи собора: для оркестра. 1926 (Италия); Мессиан О. Витражи и птицы: для оркестра. 1990 (Франция);

барельефы: Гецелев Б. Барельефы: симфония для органа. 1985 (Россия);

мозаики: Беляев В. В. Российская мозаика: сюита для оркестра русских народных инструментов. 1989 (Россия);

эстампы: Понсе М. М. Ночные эстампы: для оркестра. 1923 (Мексика); Росселини Р. Эстампы старого Рима: для оркестра. 1937 (Италия);

гравюры: Уолтон У. Т. Портстут-Пойнт: увертюра по гравюре Т. Роулендсона. 1925 (Англия);

иконы: Казанджиев В. И. Живые иконы: симфонический цикл. 1970 (Болгария);

фотографии: Барбер С. Поблекшая фотография давней сцены: для оркестра. 1971 (Норвегия);

миражи: Малипьеро Р. Миражи: для оркестра. 1966 (Италия); Нюстедт К. Мираж: для оркестра. 1974 (Норвегия).

Симфоническая картина | Belcanto.ru

Симфоническая картина — род симфонического, б. ч. одночастного программного произведения (см. Программная музыка). С. к. близка к симфонической поэме; в отличие от последней, С. к. обычно не связана с к.-л. сюжетом и отражает объекты и явления действительности, не претерпевающие существ. изменений, напр. пейзажи, жанровые сцены, батальные картины. В подобного рода С. к. большое значение приобретают средства муз. изобразительности (см. Звукопись). К области С. к. принадлежат и портретные зарисовки, раскрывающие характерные, устойчивые внеш. и внутр. качества героя, а не перипетии его судьбы; такие зарисовки могут запечатлевать и образы лит. героев. В С. к. зачастую главенствует один муз. образ; если же она складывается из неск. эпизодов, они немногочисленны и контраст их не носит антагонистич. характера — они скорее сопоставляются, чем противопоставляются, в связи с чем главенствующий образ обычно возвращается без существ. изменения его характера. С. к. богато представлены в рус. музыке. В числе их авторов — А. Г. Рубинштейн («музыкально-характеристич. картины» «Фауст», 1854, «Иван Грозный», 1868, «Дон Кихот», до 1871, и др.), Н. А. Римский-Корсаков («Садко», «эпизод из былины», 1867), А. П. Бородин («В Средней Азии», 1880), А. К. Глазунов (3-частная С. к. «Кремль», 1880; «Весна», 1891), Вас. С. Калинников («Кедр и пальма», 1898), А. К. Лядов («Баба-Яга», 1904; «Волшебное озеро», 1909; «Кикимора», 1910), А. А. Спендиаров («Три пальмы», 1905), С. В. Рахманинов («Остров мёртвых», 1909), Р. М. Глиэр («Запорожцы», 1921) и др. С. к. встречаются и в качестве составных частей оперных сочинений — У П. И. Чайковского («Полтавский бой» в «Мазепе», 1883), Н. А. Римского-Корсакова («Ночь на горе Триглав» в «Младе», 1890, «Три чуда» в «Сказке о царе Салтане«, 1900) и др. В заруб. музыке термин «С. к.» не получил распространения, хотя среди носящих др. назв. одночастных симф. произв. встречаются и такие, к-рые по своему характеру близки к С. к.

Я рекомендую

Это интересно

Твитнуть

Симфоническая картина: понятие и значения

Симфоническая картина – это жанр музыкального произведения, в котором композитор стремится воплотить в звуке определённую картину, эмоцию или идею. Основная задача симфонической картины – передача образа или настроения, которые могут быть ассоциированы с определённым событием, местом или исторической эпохой.

Симфоническая картина – это не формально построенная симфония, а музыкальное произведение, в котором композитор использует различные музыкальные средства, чтобы создать звуковое полотно, отражающее определённое содержание или настроение. В своих произведениях композиторы могут использовать разнообразные приёмы и техники, чтобы передать живописные образы или исторические события, а также провести слушателя через разные эмоциональные состояния.

Симфонические картины могут быть очень разнообразными по своему содержанию и форме. Некоторые композиторы создают произведения, в которых звуковая картина представляет собой отчетливые мелодические и гармонические образы, а другие – создают объёмные звуковые пейзажи, которые нужно слушать, чтобы понять их эмоциональное содержание.

Симфоническая картина может рассказывать историю или передавать символическое значение с помощью музыки. Она может описывать природные явления, как это делает Клаудио Джулиани с его «Темпеста де мор». А может и быть отражением глубинных мыслей и настроений композитора, как наблюдается в музыке Рихарда Штрауса.

Симфоническая картина – это прекрасный жанр музыкального искусства, который позволяет композитору передать свои мысли и настроения, а слушателям – ощутить их через непосредственное восприятие звука и музыки.

Значение и влияние

Симфоническая картина играет значительную роль в развитии музыкальной культуры и имеет существенное влияние на развитие композиторского искусства. Вот несколько причин, почему симфоническая картина имеет такое значение:

  1. Выразительность: Симфоническая картина позволяет композитору создать впечатляющую и многогранную музыкальную картину, передать определенные эмоции и настроение слушателю. Она способна вызывать сильные эмоции, передвигаться от спокойных и меланхоличных моментов до энергичных и ярких.
  2. Изображение событий и сцен: Симфоническая картина позволяет композитору изображать события, места или пейзажи через музыку. Она помогает передать на слух то, что трудно передать словами или изобразительным искусством.
  3. Новаторство: Симфонические картины часто являются одной из форм, в которой композиторы проверяют новые музыкальные идеи и экспериментируют с звуковыми эффектами. Они позволяют использовать новые инструменты и методы композиции, что способствует развитию музыкальной техники и творчества.

Симфоническая картина оказывает влияние на другие жанры музыки и произведения других композиторов. Она часто вдохновляет других музыкантов на создание своих собственных симфонических картин, а также влияет на развитие других жанров, таких как оперные постановки, балеты и саундтреки к фильмам. Известные композиторы, такие как Модест Мусоргский, Морис Равель и Игорь Стравинский, написали ряд выдающихся симфонических картин, которые оказались важными в развитии музыки в целом.

Как симфонические картины влияют на слушателя

Симфонические картины — это произведения классической музыки, которые имеют своеобразное художественное содержание. Они создают особую атмосферу, впечатляющую слушателя своим разнообразием тем, настроениями и музыкальными образами.

Влияние симфонических картин на слушателя может быть разнообразным:

  • Эмоциональное воздействие: Симфонические картины могут вызывать широкий спектр эмоций у слушателя, таких как радость, грусть, восторг, тревога и многое другое. Музыкальные образы и настроения, переданные в произведениях, способны глубоко переживаться слушателем и влиять на его настроение.
  • Изображение исторических и жизненных событий: Симфонические картины могут воспроизводить в музыкальной форме исторические или жизненные события, описание природы, путешествия и многое другое. Они позволяют слушателю окунуться в прошлое или представить себя в определенной ситуации.
  • Размышления и фантазии: Симфонические картины оставляют много места для воображения слушателя. Они позволяют каждому творчески интерпретировать музыкальные образы и настроения, создавая собственные картинки, фантазии и размышления на основе услышанного.

Симфонические картины оказывают не только эмоциональное воздействие на слушателя, но и способны расширять его музыкальные горизонты и развивать восприятие музыки. Их слушание может стать духовным и эстетическим открытием, которое вдохновляет и привносит красоту в жизнь каждого слушателя.

Влияние симфонической картины на развитие музыки

Симфоническая картина является одним из наиболее важных жанров в музыке, оказавшим огромное влияние на ее развитие. Этот жанр объединяет музыку и искусство живописи, позволяя композитору передать определенное настроение, эмоции или сюжет с помощью музыкальных средств.

Основное влияние симфонической картины на развитие музыки заключается в следующем:

  • Новаторство в оркестровом искусстве: Симфоническая картина стимулировала развитие оркестровой музыки, внося в нее новые звуки и техники исполнения. Композиторы искали новые звуковые комбинации и аранжировки, чтобы передать определенные образы или эмоции.
  • Эксперименты со структурой и формой: Симфоническая картина позволяет композитору свободно экспериментировать с формой и структурой произведения. В отличие от классической симфонии, где присутствует строгий сонатный цикл, симфоническая картина имеет более свободную форму, позволяющую композитору рассказать историю или передать определенное настроение.
  • Синтез музыки и живописи: Симфоническая картина объединяет два вида искусства — музыку и живопись. Композитор использует музыкальные средства, чтобы передать определенные импрессии и впечатления, вызванные произведением живописи. Это позволяет слушателю визуализировать происходящее через звуки.

Примеры симфонической картины, которые оказали большое влияние на развитие музыки, включают такие произведения, как:

  1. «Болеро» Мориса Равеля: Это произведение, написанное в 1928 году, стало одним из самых известных симфонических картин. В нем Равель исследует повторяющуюся мелодию и ритмическую структуру, создавая эффект постепенного нарастания интенсивности и динамики.
  2. «Испанский город» Эммануэля Шабриэ: Это произведение, написанное в 1911 году, описывает жизнь в фантазийном испанском городе. Шабриэ использовал яркие и экзотические музыкальные образы, чтобы передать атмосферу Испании.
  3. «Фотографии с выставки» Модеста Мусоргского: Это произведение, написанное в 1874 году, основано на серии картин знаменитого художника Виктора Гартмана. Мусоргский использовал музыкальные средства, чтобы передать настроение и образы, изображенные на картинах.

Эти и другие симфонические картины оказали огромное влияние на развитие музыки, внося новые звуки, структуры и идеи в область композиции

Они продолжают быть важной частью современной музыкальной культуры и вдохновляют новое поколение композиторов

Исполнение и постановка

Симфоническая картина обычно исполняется симфоническим оркестром под руководством дирижера. Исполнение данного жанра требует высокой мастерской техники и музыкального понимания со стороны музыкантов.

Для постановки симфонической картины важно, чтобы оркестр правильно передал эмоциональное содержание произведения. Дирижер играет важную роль в интерпретации музыки и дает указания музыкантам относительно динамики, темпа и выразительности исполнения

При постановке симфонической картины дирижер и оркестр особенно внимательно относятся к смене настроения, созданию образов и передаче различных эмоций. Исполнение должно быть точным и выразительным, чтобы передать целостность искусства и интерпретацию композитора.

Для создания определенной атмосферы и передачи образов дирижер может использовать различные музыкальные приемы, такие как изменение громкости, скорости, тембра и динамики звучания оркестра.

Благодаря правильной постановке и высокому уровню мастерства исполнителей, симфоническая картина может передать слушателю широкий спектр эмоций и создать неповторимую атмосферу, в которую он погружается во время прослушивания.

СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА — это… Что такое СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА?

Музыкальный словарь Римана. — Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.

  • SYMPHONIAE JUCUNDAE
  • СИМФОНИЯ

Смотреть что такое «СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА» в других словарях:

  • СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА — (см. ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА, СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА) …   Музыкальный словарь

  • Симфоническая картина —         род симфонического, б. ч. одночастного программного произведения (см. Программная музыка). С. к. близка к симфонической поэме; в отличие от последней, С. к. обычно не связана с к. л. сюжетом и отражает объекты и явления действительности,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Садко (симфоническая картина) — Садко симфоническая картина Композитор Н. А. Римский Корсаков Сочинение op.5 Первое исполнение 9 декабря 1867 года, Санкт Петербург Инструменты 2 …   Википедия

  • Симфоническая музыка —         музыка, предназначенная для исполнения симф. оркестром; наиболее значительная и богатая область инстр. музыки, охватывающая и крупные многочастные произв., насыщенные сложным идейно эмоциональным содержанием, и мелкие муз. пьесы. Симф.… …   Музыкальная энциклопедия

  • СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА — Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение «симфоническая поэма» своему оркестровому сочинению «Тассо», первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел… …   Музыкальный словарь

  • Симфоническая поэма —         (нем. symphonische Dichtung, франц. poиme symphonique, англ. symphonic poem, итал. poema sinfonica) одночастное программное симф. произведение. Жанр С. п. полностью сложился в творчестве Ф. Листа. От него исходит и само назв. С. п. .… …   Музыкальная энциклопедия

  • Остров мёртвых (симфоническая поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Остров мёртвых …   Википедия

  • Финляндия (симфоническая поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Финляндия (значения). Финляндия …   Википедия

  • Мусоргский, Модест Петрович — Модест Петрович Мусоргский Основная информация Дата рождения …   Википедия

  • Гевиксман, Виталий Артемьевич — Виталий Гевиксман Виталий Артемьевич Гевиксман …   Википедия

История развития

Как самостоятельное музыкальное жанро, симфоническая картина появилась в середине XIX века. Ранее, в период классической эпохи, симфония была основным форматом для оркестровых произведений, где музыканты создавали связанный цикл музыкальных частей. Однако вторая половина XIX века стала периодом, когда композиторы начали экспериментировать с формой и структурой музыки.

Первые симфонические картины были созданы французским композитором Акселем Сен-Сансом, который использовал этот жанр для изображения определенных событий, мест или настроений. В работе Сен-Санса «Данс макабра» (1874 г.) первая симфоническая картина, представляет собой мрачное и жуткое описание смерти, со звуками трещащих костей и приглушенными мелодиями флейты.

Однако настоящей расцвет симфонических картин приходится на период после Сен-Санса. Другой французский композитор – Клод Дебюсси – создал несколько симфонических картин, таких как «Море» (1905 г.) и «Приключение» (1903 г.), где музыка без слов изображает морской пейзаж и приключения маленького сатира.

Популярность жанра симфонической картины продолжила расти в XX веке. Сюита Леонарда Бернстайна «Вест-Сайдастория» (1957 г.) дает легендарное представление о Нью-Йорке, его стилях жизни и противоречиях. Другой известной композицией является «Страшная сказка» Дмитрия Шостаковича (1961 г.), которая изображает оккупацию во время Второй Мировой войны и ее последствия.

Современные композиторы также продолжают писать музыку в жанре симфонической картины, используя новые технологии и звуковые эффекты. Этот жанр остается популярным и привлекательным для слушателей и музыкантов, так как он позволяет передать конкретные образы и настроения через музыку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: