Личная жизнь
Личная жизнь актера находится под пристальным вниманием поклонников. Так как Олег ранее предпочитал не афишировать свои сердечные увлечения, в прессе появлялось много слухов, приписывающих ему романы с коллегами. В СМИ, в частности, публиковались статьи, сообщающие, что в 2016 году «разрушитель женских сердец» сочетался браком с некой Анастасией Гаас (в девичестве Паниной)
В СМИ, в частности, публиковались статьи, сообщающие, что в 2016 году «разрушитель женских сердец» сочетался браком с некой Анастасией Гаас (в девичестве Паниной).
Однако фото свадьбы не появились, а в Сети фанаты нашли только один снимок с предполагаемой женой артиста. Позже в одном из интервью Олег признался, что у него есть девушка — актриса Евгения Розанова. Молодые люди познакомились в 2016 году на съемках сериала «Нити судьбы». Первое свидание получилось нестандартным — в этот день у парня прихватило спину.
Олег Гаас и Евгения Розанова / @pustoi_jenya
Женя планировала пойти с коллегой в кафе, но, узнав, что приключилось с Гаасом, отправилась в аптеку, купила обезболивающие и даже сделала укол, чем поразила Олега в самое сердце. Пара начала встречаться, а в скором времени влюбленные поселились вместе.
В свободное от съемок и спектаклей время Олег отдыхает с семьей и друзьями, выкладывает фото и видео в «Инстаграм» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской).
Биография[править | править код]
Начальные годы
Родилась 14 сентября 1942 года в Тбилиси.
В 1950—1960 годах училась в Средней специальной музыкальной школе имени З. П. Палиашвили, в 1960—1966 — в Тбилисской консерватории у своей бабушки А. Д. Вирсаладзе, пианистки и педагога, профессора, народной артистки Грузинской ССР (1960). В 1966—1968 годах училась в аспирантуре Московской консерватории, где её педагогами были Г. Г. Нейгауз и Я. И. Зак.
С 1959 года — солистка Тбилисской, с 1977 — Московской филармонии.
Творческая деятельность
В репертуар пианистки входят сочинения западноевропейских композиторов XVIII—XIX веков (Моцарт, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Шопен), а также произведения П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.
Выступала с Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии и Лондонским филармоническим оркестром в Европе, США, Японии. Работала с такими дирижёрами, как Р. Б. Баршай, К. П. Кондрашин, Е. Ф. Светланов, Ю. Х. Темирканов, Р. Мути, К. Зандерлинг, В. Заваллиш и др. Выступала в камерных ансамблях с С. Т. Рихтером, Н. Г. Гутман, О. М. Каганом и другими выдающимися музыкантами.
Её мастерство высоко оценил С. Т. Рихтер, особенно выделяя её интерпретацию произведений Р. Шумана.
Осуществила многочисленные записи, изданные фирмами «Мелодия», «Русский диск», «Live classic» и др.
Начиная с 1975 года — члeн жюри многочисленных международных конкурсов, в их числе — имени П. И. Чайковского, имени королевы Елизаветы (Брюссель), имени Ф. Бузони (Больцано), имени Гезы Анды (Цюрих), имени Вианы да Мота (Лиссабон), имени А. Рубинштейна (Тель-Авив), имени Р. Шумана (Цвиккау) и др..
Педагогическая деятельность
С 1967 года преподает в Московской консерватории (с 1977 года — доцент, с 1993 — профессор). Профессор Высшей Школы Музыки в Мюнхене (1995—2011). С 2010 года — профессор Музыкальной школы Фьезоле (Scuola di Musica di Fiesole) под Флоренцией (Италия). Дает мастер-классы во многих странах мира.
Среди её учеников — лауреаты крупнейших международных конкурсов Б. Березовский, Е. Воскресенская, В. Броневецкий, Я. Кацнельсон, А. Володин, Д. Каприн, М. Коломийцева, А. Осминин, А. Хачатурян, С. Хегай, Л. Акопова, М. Нахапетов, Т. Черничка, О. Мачератини, Э. Миркасимова, Д. Клинтон, Д. Шишкин и другие.
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Ильи Максимова
23.03.2006 в 19:55, количество просмотров:
2967
Вторая часть анимационной трилогии, начатая картиной «Алеша Попович и Тугарин Змей», вышла в прокат. Снял ее Илья Максимов, до того совместно с питерской студией «Мельница» и компанией СТС дебютировавший в полнометражном анимационном кино фильмом «Карлик Нос». Как и в «Алеше Поповиче…», нам демонстрируют подвиги русского богатыря, который если уж спит, так беспробудным сном, а уж если врага крушит, то последнему мало не покажется. Богатырская во всех смыслах жизнь, одним словом. Представляя фильм на премьере в ЦДЛ, Сергей Сельянов назвал его смешным и недлинным, что и подтвердилось.
Сделан он в лучших традициях всех времен и народов. Начинается вполне высокохудожественной и веселой рекламой кваса «Добрыня». Смешно будет детям часто не там, где взрослым, а уж взрослым и вовсе не там, где их отпрыскам. Вот княжеская племянница Забава проводит время со своим возлюбленным Елисеем, послушаешь из-за кустов, бог знает что пригрезится. «Сделай губы трубочкой» — чему только не научат юную и неопытную девушку, а оказывается, голубки-то пузыри мыльные пускают. И так сплошь и рядом. Отправляют Добрыню на дела ратные, извиняясь «за испорченные выходные». У него, как и у нас, есть трудовая неделя и вроде субботы с воскресеньем предусмотрено для редких свиданий с любимой и слегка ворчливой женушкой, недовольной, что вечно Добрыня сгорает на работе.
Богатырь этот из нашей с вами жизни, как если бы жил на одной лестничной клетке. Нестандартность его в том, что Змею Горынычу он старинный приятель, а Горыныч — тоже весьма своеобразное созданье, на верблюде ездит, которого воспринимают тут как самого уродливого коня. Вопросы звучат «вечные», к которым приучила нас компания СТВ еще на картинах «Брат» и «Брат»-2. Звучали они и в «Алеше Поповиче…»: «В чем сила, брат?» Ответ: «Во сне». Вот и спит Добрыня по-богатырски, сил набирается, чтобы крушить нечисть, мешающую русскому человеку жить спокойно.
Былинные сказания посажены на современную почву, крылатые фразы российского кино соседствуют с голливудскими штампами, в этом-то и состоит особая прелесть фильма, хотя он все же воспринимается как нечто производное от своего предшественника «Алеши Поповича…». Утрачен элемент новизны, как во всяком сиквеле, притом что «Добрыня…» — вроде бы вполне самостоятельное произведение, которое доступно и тем, кто первого фильма не видел.
Сценарий написан режиссером совместно с одним из продюсеров картины Александром Боярским и Максимом Свешниковым, тем самым неизвестным никому молодым автором, приславшим некогда по электронной почте свой сюжет об Алеше Поповиче.
Картина прелестно озвучена Сергеем Маковецким (у него роль неверного и корыстного князя Владимира), Натальей Даниловой (княжеская племянница Забава), а также Андреем Толубеевым, Валерием Соловьевым (это Добрыня), Юрием Тарасовым.
Бюджет фильма составил 1,5 миллиона долларов, то есть чуть меньше, чем первой части богатырской трилогии, а жизнь-то за два года дешевле не стала. Съемки третьего фильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник» на подходе.
Светлана Хохрякова
О финансировании конкурсов
Для того, чтобы вам давали деньги, вы должны быть приближенными к сильным мира сего — и у вас будут деньги. В свое время, когда мне хотелось найти финансирование и продолжить конкурс имени Рихтера — я считала, что это вообще очень нужное дело, — мне не могли достать денег. А конкурс был действительно уникальным, потому что у нас не было лимита возрастного.
На первом конкурсе выступал 70-летний пианист из Германии. И вообще было безумно интересно, и публика к этому отнеслась очень горячо. Потом это прекратилось — потому что не было денег.
В 2020-ом году в Казани пройдет конкурс имени Юрия Егорова. Егоров был очень хорошим, я бы даже сказала — более, чем хорошим, — замечательным пианистом. Кстати, он ученик Якова Израилевича. Егоров остался в Европе, и его нельзя было приглашать. Он скончался лет 20 назад, если не больше. И вот в Казани, откуда он родом, будет его конкурс. Слава Богу — нашли деньги. Нынешний конкурс будет не первым, и Слава Богу, что он будет! Потому что именно в этих регионах это нужно как воздух.
В Челябинске пройдет конкурс имени Станислава Нейгауза — тоже невозможно было достать деньги, с трудом нашли их. Такая несправедливость!
И конкурс Чайковского, который имеет столько денег, что просто я не знаю… Конкурса Скрябина нет — потому что нет денег. Конкурса Рахманинова нет — потому что нет денег.
Почему я назвала эти 2 города — Челябинск и Казань, особенно Челябинск, потому что Казань все-таки ближе к столице и, в общем, центр. Челябинск — это совсем и совершенно не музыкальная столица. Вы не представляете, как необходимы для этого региона вот такие события! Тамошние педагоги работают просто на энтузиазме, у них нет никаких денег. И они привозят работы своих учеников — можно с ума сойти, какой уровень! И какие они талантливые! Вот там нужны такие события.
Но у нас же ничего не понимают… — по-настоящему не понимают, что надо. И поэтому бьются эти люди, но их не будет потом. Биться как рыба об лед и не иметь никакого результата… очень сложно. Люди устают от этого, они не хотят больше этим заниматься. Музыка не исключение. У нас так происходит во всех отраслях.
«Классический entertainment»
(После упоминания популярной в Youtube пианистки)
На сегодняшний день меня не удивляет, потому что очень многие так играют — настолько фривольное отношение к тексту, например. Я считаю, это недопустимо. Пусть бы эти люди (я уже говорила об этом в одном интервью), которые себя так хорошо чувствуют хозяевами на сегодняшний день — у них все есть, они много играют — подписывали: «entertainment» (от англ. — «развлечение», прим. ред.).
Это не классическая музыка. Это развлекательная музыка в классической музыке. Во всяком случае, это было бы нормально. Но когда вы это преподносите…
Знаете, для кого это плохо? Не для профессионалов, которые все улыбаются, когда о такой категории идет речь, разводят руками — никаких комментариев. Это плохо для молодых, которые начинают и которые еще не понимают.
В свое время у нас тоже были подобные исполнители, ставшие очень популярными — безумно популярными. Да, они очень талантливы, некоторые из них и по сей день очень популярны. И на них равнялись молодые — потому что хорошо жить хотят все. Зарабатывать хотят тоже все — я тоже хочу зарабатывать неплохо. У меня 7 собак и 4 кошки. Конечно же, мне нужно зарабатывать деньги, чтобы их кормить.
В принципе хотеть зарабатывать — это нормально. Когда кто-то говорит: «Ах, мне деньги не нужны»… Нет, деньги нужны всем.
Сахаров
В 89-ом году был знаменитый Съезд народных депутатов. Трансляция по телевидению начиналась в 10. Я занималась со студентами дома с 8 до 10 (я не ходила в консерваторию), смотрела трансляцию до какого-то времени, затем был перерыв и вечернее заседание.
Я все помню! Каждый день. Более того, я находилась в состоянии какого-то невероятного восхищения, когда слышала, что они там говорили. Я прыгала от восторга: это говорят не на кухне, это по телевизору, на экране! Это на самом деле было невероятно. Я все помню.
Для меня главным героем Съезда был Сахаров, конечно. Хотя ему потом … — бедный Михаил Сергеевич — пальцем указывал: «Что Вы себе позволяете». Хотя я Горбачева очень уважаю. Очень. Он разрушил монстра, которого больше нет, слава Богу.
Выступление академика Сахарова на Первом Съезде народных депутатов СССР, 9 июня 1989 года
Театр
Окончив СПбГАТИ в 2015 году, юноша через год получил приглашение от МХТ им. А. П. Чехова в спектакль «Леха» по пьесе Юлии Поспеловой. Работа актера понравилась как публике, так и руководству театра, поэтому в 2017-м Гааса приняли в труппу в качестве стажера. Постепенно репертуар артиста пополнялся ролями в таких постановках, как «Бунтари», «Мальва», «Правда — хорошо, а счастье лучше» и других.
В октябре 2019 года Олег появился на сцене в «Светлом пути», где его коллегами стали Игорь Верник, Ирина Пегова и другие. А в ноябре артист отправился на гастроли по России со спектаклем «Северный ветер». Вместе с Гаасом в постановке участвовала Рената Литвинова. Этот проект стал режиссерским дебютом актрисы в театре, ее первой пьесой о Севере, Смерти и Любви.
Он выходит на сцену как гений
Я не была на концертах Курентзиса, но по телевизору слушала. Впечатление от него… не очень положительное.
Во-первых, мне вообще не нравятся такие типы, как он — даже как он относится, как он разговаривает. Это очень субъективно. Он, безусловно очень талантливый человек. Есть один момент. Когда он выходит на сцену (конечно, он личность — безусловно) — он выходит как гений. Уже первые шаги его на сцене — шаги гениального человека. Он в это так верит, что публика тоже верит.
Я согласна, что исполнителю это нужно. Особенно дирижеру — столько народу в оркестре, ты должен верить в то, что ты гениален, что ты можешь этих людей вместе собрать. Но когда ты выходишь…
Не знаю, может быть, я ошибаюсь. Может, я совсем несправедлива. Я не видела вживую, каким был Фуртвенглер, но то, что я видела в записи… Или тот же гениальный Карлос Клайбер — то, что он давал ощущать… Вы послушайте! Когда вы слушаете произведение, про которое знаете абсолютно все — и слышите, как будто в первый раз. Вот это и есть настоящее.
Опера Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие» прозвучит в Мариинке
06.02.2015 в 12:43, количество просмотров:
13709
В рамках цикла «Рожденные в СССР» оперы советских композиторов в концертном исполнении представляют солисты Академии молодых оперных певцов и симфонический оркестр Мариинского театра. 8 февраля прозвучит опера Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие».
камерный вокальный абонемент Академии молодых певцов в залах Мариинского-2 и цикл концертного исполнения опер советских композиторов в Концертном зале.
Ушедшая эпоха, о которой долгое время старались не вспоминать, сегодня возвращается из забвения, возрождаются имена талантливых советских композиторов, многие произведения которых после 1990-х годов не исполнялись. Темы, которые они затрагивали, – Революция, сложное время становления Советской страны, Великая отечественная война и послевоенный период возрождения, последние два десятилетия могли быть непопулярными или не соответствовать «настрою» масс, однако
8 февраля прозвучит опера Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», написанная в 1973 году (премьера: Большой театр) по одноименной повести Бориса Васильева.
Кирилл Владимирович Молчанов (1922 – 1982) был крупным советским композитором, автором восьми опер, нескольких балетов, инструментальных произведений и огромного количества музыки для театра и кино. Сегодня его имя известно, пожалуй, только профессионалам. Но очень многие знают строчки, неотделимые от мелодий: «Вот солдаты идут по степи опалённой…», «Парней так много холостых…» и другие песни, которые стали почти народными. Его музыка звучала во многих любимых кинофильмах: «На семи ветрах», «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие».
По словам самого композитора,
В основу последней оперы Молчанова легла пронзительная повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» о подвиге девушек-зенитчиц – один из тысячи эпизодов той войны. Одаренный оперный композитор и драматург (автор либретто своих опер), Молчанов замечательно ощущает специфику музыкального театра, но при этом, не изменяет песенной природе своего дара. Музыкальный язык оперы насыщен цитатами – от эстрадных песен до музыки барокко, характеризуя каждого персонажа соответственно его индивидуальности.
В рамках цикла «Рожденные в СССР» также прозвучат: оперетта Дмитрия Шостаковича «Москва — Черемушки», 26 февраля; опера Тихона Хренникова «В бурю», 19 марта.
На сайте Мариинского театра будет online-трансляция оперы.
Пресс-релиз Мариинского театра
Детство и юность
Олег родился в северном городе Нижневартовске 9 февраля 1994-го (Водолей по знаку зодиака), где провел самые ранние годы жизни. Когда ему исполнилось 13 лет, подросток вместе с родителями переехал в Омск. О карьере актера Гаас довольно долгое время не задумывался.
Тем не менее после 9-го класса такое желание сформировалось. Олег отдыхал в летнем лагере, в котором все ребята должны были участвовать в концертах и капустниках. Стандартные мероприятия творческой самодеятельности вызвали у Гааса в душе невероятный отклик: он впервые почувствовал, что сцена — это действительно дело его жизни.
Однако юноша столкнулся с сопротивлением родителей. Мать хотела, чтобы сын посвятил себя пластической хирургии, а отец настаивал на экономическом образовании и дальнейшей работе в банковской сфере. В итоге именно он сумел найти наиболее убедительные доводы, и Олег после окончания школы отправился в Санкт-Петербург подавать документы в инженерно-экономический университет.
И тут в дело вмешалась рука судьбы. Молодой человек ради интереса решил испытать себя и умудрился без какой-либо серьезной подготовки стать студентом Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Парень попал в мастерскую Арвида Михайловича Зеланда. Во время учебы он играл в большом количестве студенческих спектаклей, а позднее, уже в Москве, дебютировал в постановке Художественного академического театра имени А. П. Чехова.
В Петербурге открылся Музей-квартира Шостаковича
Гюляра Садых-заде, 27.11.2006 в 10:13, количество просмотров:
10538
В год столетия Дмитрия Шостаковича несть числа акциям, посвященным его личности и творчеству. Фестивали и научные конференции идут своим чередом, между тем, события, происходившие субботним утром на улице Марата, явно выделялись из общего ряда — в городе открывали новый музей.
Три маленькие комнатки, оклеенные цветастыми обоями: в первой стоит
заляпанный письменный стол, покрытый зеленым сукном, и тяжелый
секретер, уставленный семейными фотографиями. Вторая комната
украшена большой хрустальной люстрой с синим стеклом внутри — это
не оригинал, Галина Вишневская подбирала похожую по стилю. Такие
люстры висели практически в каждой квартире у интеллигентных
петербуржцев в 20—30-х годах прошлого века. В углу — гарнитур
красного дерева с «цветочной» обивкой: по воспоминаниям
родственников, он стоял в гостиной именно здесь. Гарнитур был
куплен у племянницы Нины Васильевны Варзар, первой жены Мити
Шостаковича. Уезжая в эвакуацию, семья Шостаковичей, как водится,
раздала самые ценные вещи по квартирам родственников и друзей.
Поэтому многое удалось найти и купить, например, межоконное зеркало
в тяжелой раме было приобретено у семьи Фредериксов.
В третьей комнате стоит кабинетный «Блютнер», не тот самый рояль,
но очень похожий, с номерами на деке, близкими к стоявшим на
оригинальном инструменте.
Дмитрий Дмитриевич жил в квартире с 1914 по 1933 год, иначе говоря,
с восьми лет. Детство его и отрочество прошли здесь, в центре
Петербурга, в двух шагах от Невского. Здесь, за этим письменным
столом, были написаны его первые симфонии и гениальная опера «Леди
Макбет Мценского уезда». Впрочем, в первые годы семья Шостаковичей
располагалась в просторной семикомнатной квартире. С приходом
большевиков семейство «уплотнили» — отрезали перегородкой четыре
комнаты из семи. В ту часть квартиры ведет теперь дверь из
прихожей, но функция ее чисто декоративная. После постановки «Леди
Макбет» в Москве молодой Митя Шостакович отделился, купив на
гонорар от оперы собственную квартиру в жилтовариществе на
Петроградской стороне. Эпоха нэпа догорала, но Митя успел — вскоре
жилтоварищества были упразднены.
В 2002 году Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, давние друзья
и почитатели Дмитрия Дмитриевича, выкупили квартиру, не без труда
расселив коммуналку. Три семьи получили квартиры и разъехались, сам
же Мстислав Леопольдович получил головную боль и неприятности:
соседи снизу заявили, что у них пошел трещинами потолок, обвинили в
этом ремонтников (те настилали новые полы в будущем музее) и
потребовали от четы Ростроповичей неимоверной денежной компенсации.
Разразился шумный скандал. Ростропович созвал пресс-конференцию и
объявил, что на шантаж не поддастся. Свою позицию он подтвердил и
при открытии музея, а на вопрос о том, получили ли компенсацию
жильцы, ответил: «Не получили, и не получат».
В любом случае теперь это не будет головной болью Ростроповича:
музей торжественно передан в дар городу Санкт-Петербургу и заботу о
нем возьмет на себя Музей театрального искусства. В состав его
органично войдет Музей-квартира Шостаковича.
Внизу, у парадной двери, укреплена мемориальная доска. А стены
квартиры густо увешаны фотографиями и шаржами, афишами и вырезками
из газет. На видном месте красуется пожелтевшая страница из
экземпляра «Правды», в которой была опубликована печально
знаменитая статья «Сумбур вместо музыки» (1936). В другой комнате
висит партийное постановление 1948 года «Об опере Мурадели «Великая
дружба», окончательно придавившее некогда веселого и
задорно-бесшабашного Митю Шостаковича тяжким гнетом идеологических
обвинений.
Со стен отовсюду смотрит худенький, востроносый Митя, в круглых
очечках: один и с друзьями, с сестрой и с родителями. Вот Митя
примостился на стуле, а тут Митя в компании Мейерхольда,
Маяковского и Родченко обсуждает музыку к «Клопу», увлеченно тыча в
ноты за роялем.
В последней комнате висит знаменитый портрет Шостаковича кисти
Таира Салахова — трагический портрет ушедшего в себя человека с
отрешенным взглядом.
Ниже — фотография, запечатлевшая самого художника в процессе работы
и его трагическую модель. Такие документы эпохи чрезвычайно важны и
поистине бесценны. Ростроповичи отдали музею самое дорогое —
бережно собиравшиеся годами архивы Шостаковича, его письма,
купленные на западных аукционах, уникальные фотографии и афиши,
порой сохраненные в единственном экземпляре. Музей будет открыт для
публики, однако прозвучала мысль о том, что было бы неплохо создать
при нем и исследовательский центр, который будет заниматься
изучением и сохранением наследия композитора.
Три дня в августе
К Ельцину вначале я испытывала очень положительные чувства. Я вообще считаю, что он и демократы упустили момент после путча, когда они могли (речь идет об Августовском путче 1991 г. — прим. ред.). Потому что тогда было невероятное настроение в Москве.
В дни, когда это происходило, я была в Италии с моей дочерью. Мне звонили из Франции мои знакомые- журналисты и спрашивали, не хочу ли я остаться, не ехать обратно в Москву. Было очень напряженное состояние. Они могли что-то сделать все-таки.
Но могли бы… это сослагательное наклонение меня не интересует. Не сделали. Не получилось, то что должно было получиться.
Амбиции: детей, родителей, педагогов
Потом: страшная амбициозность родителей и педагогов, которая наступила, наверное, лет 30 назад. С детства рекламировать своих детей, сажать с репетиторами, чтобы они учились музыке — а потом сразу же на конкурс их выпускать. Различные благотворительные фонды, толкающие себя в грудь, что они что-то делают, поддерживают молодых…Это я бы вовсе убрала — не только у нас, но и вообще во всем мире. Убрала, чтобы не травмировать маленьких несчастных детей, которые в 10-12 лет (или еще раньше) имеют успех. И они потом несчастные, я знала очень много таких случаев.
Был один пианист, грек — вдруг, как звезда, появился. Через 3 года он исчез. Поэтому амбиции — колоссальная проблема на сегодня, я считаю. И не только это.
Олег Гаас сейчас
Весной 2022 года актер приступил к съемкам детектива «Тень». В проекте ему досталась главная роль сотрудника контрразведки, а партнерами выступили Филипп Янковский, Андрей Ильин, Татьяна Бабенкова. По словам режиссера, кастинг и на главные, и на второстепенные роли был масштабным, актеров выбирали из 186 кандидатов.
Специфика профессии персонажа Гааса потребовала максимального в нее погружения. Перед началом производственного процесса создатели ленты консультировались с контрразведчиками, чтобы впоследствии достоверно показать зрителю нюансы этой работы. Локациями для съемок были выбраны окрестности Москвы и Стамбула.
Осенью 2022 года Олег стал участником спортивно-развлекательного реалити-шоу «Вызов» на телеканале ТНТ.
Natalia Gutman
Дата рождения
14.11.1942
Профессия
инструменталистка
Страна
Россия, СССР
Наталию Гутман по праву называют «королевой виолончели». Ее редкий дар, виртуозное мастерство и удивительное обаяние покорили слушателей самых знаменитых концертных залов мира.
Наталия Гутман родилась в семье музыкантов. Ее мама, Мира Яковлевна Гутман, была талантливой пианисткой, закончившей консерваторию на кафедре Нейгауза; дед Анисим Александрович Берлин был скрипачом, учеником Леопольда Ауэра и одним из первых педагогов Наталии. Самым же первым учителем был ее отчим Роман Ефимович Сапожников, виолончелист и методист, автор «Школы игры на виолончели».
Наталия Гутман окончила Московскую консерваторию у профессора Г.С.Козолуповой и аспирантуру у М.Л.Ростроповича. Еще в годы учебы она стала лауреатом сразу нескольких крупных музыкальных соревнований: Международного виолончельного конкурса (1959, Москва) и международных конкурсов — имени А.Дворжака в Праге (1961), имени П.Чайковского в Москве (1962), конкурса камерных ансамблей в Мюнхене (1967) в дуэте с Алексеем Наседкиным.
Среди партнеров Наталии Гутман по выступлениям — замечательные солисты Э.Вирсаладзе, Ю.Башмет, В.Третьяков, А.Наседкин, А.Любимов, Э.Бруннер, М.Аргерих, К.Кашкашьян, М.Майский, выдающиеся дирижеры К.Аббадо, С.Челибидаке, Б.Хайтинк, К.Мазур, Р.Мути, Е.Светланов, К.Кондрашин, Ю.Темирканов, Д.Китаенко и лучшие оркестры современности.
Отдельного упоминания заслуживает творческое сотрудничество Наталии Гутман с великим пианистом Святославом Рихтером и, конечно, с ее мужем Олегом Каганом. Дуэту Наталии Гутман и Олега Кагана посвятили свои сочинения А.Шнитке, С.Губайдулина, Э.Денисов, Т.Мансурян, А.Виеру.
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии России, Премии Триумф и премии имени Д.Д.Шостаковича, Наталия Гутман ведет обширную и многообразную деятельность в России и странах Европы. Вместе с Клаудио Аббадо в течение десяти лет (1991–2000) она руководила фестивалем «Берлинские встречи», а последние шесть лет принимает участие в Люцернском фестивале (Швейцария), играя в оркестре под управлением маэстро Аббадо. Также Наталия Гутман является бессменным художественным руководителем двух ежегодных музыкальных фестивалей памяти Олега Кагана — в Кройте, Германия (с 1990) и в Москве (с 1999).
Наталия Гутман не только активно концертирует (с 1976 года она — солистка Московской филармонии), но и занимается педагогической деятельностью, являясь профессором Московской консерватории. В течении 12 лет она преподавала в Высшей Школе музыки в Штутгарте, в настоящее время проводит мастер-классы во Флоренции, в музыкальной школе, организованной известным альтистом Пьеро Фарулли.
Дети Наталии Гутман — Святослав Мороз, Мария Каган и Александр Каган — продолжили семейную традицию, став музыкантами.
В 2007 году Наталия Гутман награждена орденом за заслуги перед Отечеством IV степени (Россия) и орденом за заслуги перед Отечеством I степени (Германия).
Публикации
Записи 1960-х годов Владимира Ашкенази 06.07.2020 в 15:25
Интервью Элисо Вирсаладзе 70-летию Олега Кагана 23.07.2016 в 23:07
Интервью Элисо Вирсаладзе к 100-летию Святослава Рихтера 10.02.2015 в 16:37
Музыкальное приношение Юрию Фалику 12.03.2009 в 13:58
Завершился X Сахаровский фестиваль 26.06.2008 в 22:26
Завершился фестиваль памяти Олега Кагана 06.12.2007 в 19:22
Открылся VII Международный фестиваль «Посвящение Олегу Кагану» 23.11.2006 в 22:12
Три концерта в залах Московской консерватории 13.01.2005 в 13:49
Олег Каган: дорога без конца 27.11.2003 в 15:12
Алексей Наседкин: «Продлить бы сутки хоть на четыре часочка» 14.08.2003 в 23:04
Наталья Гутман: «Меня радует, что камерная музыка сейчас востребована» 05.12.2002 в 17:23
Фестиваль памяти Олега Кагана 05.12.2002 в 16:53
Фильмы
Творческая биография актера началась еще в университете. Первый раз на экраны Олег попал на последнем курсе вуза, сыграв Рому Карпова в мыльной опере «Письма на стекле». Вскоре последовала и главная роль в кинофильме «Полное превращение». Интересно, что изначально лента задумывалась режиссерами как фантастическая драма, но впоследствии бюджет был сильно урезан, поэтому сценаристы переделали сюжет в комедию.
Таким образом, актер проходил кастинг на брутального и мужественного героя, а в итоге преобразился в продавца-неудачника Дмитрия Шахматова. Настоящий прорыв произошел в 2016 году. Гаас участвовал в полудюжине проектов, например в спортивной драме Николая Кудряшова «Спарта». Вместе с Олегом в ленте снялись Александр Петров, Артем Ткаченко, Ольга Сутулова и др.
С Григорием Сиятвиндой и Еленой Ксенофонтовой актер снимался в ситкоме «Отель “Элеон”», спин-оффе популярного комедийного сериала «Кухня». Гаас исполнил роль бармена Юры.
Олег Гаас и Мила Сивацкая / кадр из сериала «Нити судьбы»
А самой яркой работой этого года оказалась социальная драма о чувствах школьника к преподавательнице «Любимая учительница», где его партнершей стала Алина Сергеева. Вместе с Гаасом в мелодраме снялась и молодая актриса Анна Адамович. Она представила вниманию зрителей сложного женского персонажа. Героиня Анны испытывает внутреннюю трагедию — влюблена в Калинина, который затем становится убийцей ее брата. Социальная драма показала развитие персонажей в критических условиях, а Гаас достоверно передал на экране попытки вчерашнего школьника не потерять себя и свои чувства и не поддаться системе.
Еще одной работой, закрепившей популярность актера, стала мелодрама «Нити судьбы» — украинская адаптация корейского сериала «Туфельки для Золушки». Олег воплотил на экране образ Ивана, а возлюбленную его героя сыграла Мила Сивацкая. Также в 2016 году актер появился во второстепенной роли в криминальной драме «Мажор-2».
Тогда же Олег предстал в образе пранка в фильме ужасов «Дизлайк». Восемь популярных звезд Интернета собираются на выездную дегустацию энергетического напитка в загородном коттедже и обнаруживают, что попали в ловушку к неизвестному маньяку. Блогеры заперты в доме и должны искать ответ на вопрос, кто же заказал их убийство, причем каждый неправильный вариант карается смертью одной жертвы.
В 2017 году актер снова вернулся к франшизе сериала «Кухня». Но, в отличие от ситкома «Отель “Элеон”», в полнометражном фильме «Кухня. Последняя битва» Олег Гаас сыграл эпизодическую роль гвардейца.
Помимо этого, Гаас перевоплотился в эпизодического персонажа — парня в гараже в детективной драме «Тайны города “Эн”». В 2018 году на экраны вышел фильм «Отдай мою мечту», в которой артист сыграл в дуэте с Анастасией Ивановой.
В 2019-м фильмография знаменитости пополнилась яркой ролью в сериале «Шифр». Это проект режиссера Ольги Поповой, с которой Олег уже успел поработать в картине «Девушка с косой». Партнерами по ленте стали Сергей Пускепалис, Марьяна Спивак, Екатерина Вилкова, Елена Панова и другие.
В амплуа главного героя артист появился в сериале «Регби» вместе с Маргаритой Аброськиной. Название ленты говорило само за себя — в сюжете речь шла о «настоящем мужском спорте», как охарактеризовал регби актер. В интервью Олег поделился, что он старался быть в кадре настоящим викингом. Молодому человеку пришлось уделить значительное время физической подготовке — он занимался боями без правил и тайским боксом, кроме того, что осваивал и правила самой игры. Также Гаас вместе с командой посещал тренировки клуба ЦСКА и наглядно видел, как ведут себя на поле профессионалы.
Большой неожиданностью для поклонников отечественного кинематографа стало продолжение проекта «Елки» — 8-я часть вышла в конце 2021 года. Новогодняя эпопея закончилась еще в 2018-м, но Сергей Светлаков пояснил: из-за событий, связанных с коронавирусной инфекцией, еще одна часть была обязана выйти. В комедии наряду с устоявшимся кастом актеров появился и Олег Гаас.
Пианисты прошлого и пианисты настоящего
Главная причина победы виртуозности над индивидуальностью — сегодня очень много исполнителей, во всех специальностях. Очень выросла техника вообще. Но я должна сказать, что в начале XX века были непревзойденные виртуозы, возможно, еще лучше сегодняшних.
На сегодняшний день уже многие склоняются к тому, чтобы делать живые записи, а не студийные. Раньше ведь была совсем другая техника записи — без монтажа, записывали от начала и до конца. Старые записи — они все «живые», потом стали монтировать. Например, есть 20 вариантов одного и того же куска, который не получается, и можно выбрать лучший.
Не могу обсуждать, насколько сегодня возросла виртуозность… Каким гениальным был Хейфец! Ни одному скрипачу сегодня и не снилось — играть так, как играл Хейфец. А говорят, что тогда — так, а сегодня — так.
В целом… Просто количество, к сожалению, не переходит в качество. Исполнителей стало гораздо больше. И если раньше были проблемы со студентами, которые приходили в консерваторию и не могли технически справиться с какими-то элементарными вещами, то сейчас этого нет.
Вот сегодня и вчера у меня были мастер-классы в Рижской консерватории, меня спрашивали о состоянии исполнительского искусства. И как раз речь шла о том, что раньше, когда играли пианист или скрипач, мы узнавали их по почерку. А сегодня одно и то же произведение могут играть 4 человека, и вы не поймете, кто из них кто.