Геннадий рождественский: я никогда не занимаюсь «хореографией»

Геннадий рождественский: я никогда не занимаюсь «хореографией» | музыкальная жизнь

Начало карьеры

Толчком к тому, чтобы посвятить себя дирижерству, стал один случай. В музыкальной школе, идя по коридору, он услышал, что учащимся сложно дается произведение. Он зашел в аудиторию, начал дирижировать и понял, что его помощь нужна им. Это ощущение нужности и значимости захватило Геннадия. Именно в тот момент он понял, что значит слово «призвание» и какое оно в жизни у него. Еще в консерватории он начал дирижировать, а всего лишь в 20 лет он стал балетным дирижером в Большом театре. Дебютом стал балет «Спящая красавица».


Во времена правления партии Рождественский стал единственным, которому разрешили работать в Европе. В 1974 году он немного повздорил с руководством, так как на него пришло анонимное письмо с доносом, что он якобы потакает евреям. Геннадий не стал ждать, когда его уволят, и сам написал заявление. Безработная жизнь его совсем не прельщала, но и тут ему улыбнулась удача. На прогулке он встретил режиссера Покровского, который и пригласил его на репетицию одной из известных опер, а после и вовсе предложил сотрудничество в Театре камерной оперы. На протяжении долгих лет он работал и снова в Большом театре, и в симфонических оркестрах, и даже сам создал свой собственный оркестр. На его счету более двух тысяч собственных сочинений, он объездил с концертами весь мир, а о премиях, званиях и наградах даже страшно говорить, ведь их просто невозможно сосчитать! Рождественский особен тем, что исполняет не чужие композиции, делает это не так, как все, а особенно, по-другому. Его даже прозвали «музыкальным археологом» за то, что он любил исполнять не популярные композиции, а неизвестные шедевры и доносить их к публике. Более 150 композиций он исполнил первым в мире.

Личная жизнь

Несмотря на то, что Рождественский практически жил своей работой, у него сложилась счастливая семейная жизнь. Естественно, жена была из круга музыкантов – по-другому и быть не могло. Виктория Постникова –  талантливая пианистка, а ее сын от первого брака с Владимиром Спиваком – Александр – носит фамилию Рождественского и стал скрипачом. Иногда они выступали вместе под руководством главы семьи. Как признается Виктория, это приносило всем огромную радость и наслаждение. Отношения между всеми членами были очень трепетные и уважительные.

Виктория  Постникова – жена и единомышленник Рождественского.

Маэстро ушел из жизни 16 июня 2018 года в возрасте 87 лет и похоронен на Введенском кладбище г. Москвы.

Последнее выступление Геннадия Рождественского в Москве

Последний раз Геннадий Рождественский появился перед московской публикой чуть больше года назад. Перед этим впервые за много лет без его абонемента прошел сезон Московской филармонии: из двух объявленных концертов один провел другой дирижер, второй не состоялся вовсе.

Тем временем Рождественский был приглашен открывать летний абонемент «Истории с оркестром», и до последнего никто точно не знал, выйдет ли он на сцену. К радости зала он все же появился и за несколько минут рассказал о Скрябине, Островском, Чехове, Станиславском, Пикассо, Муссолини.

Представляя Вторую симфонию Скрябина, Рождественский выступил как полноправный соавтор, предложив собственные представления о темпах. Дирижер словно заставлял Госоркестр играть так медленно, как только возможно, заменяя драму с ее неизбежными законами развития чем-то вроде грандиозной медитации.

Специально для этого исполнения Рождественский сократил партитуру на 31 страницу, и все равно симфония шла 57 минут. Но привычные разговоры о том, что медленные темпы — признак позднего стиля Рождественского, оказались не к месту: здесь темпы были средством проникнуть в иное измерение, где действует свое музыкальное время. Чуть оптимистичнее, но не затмив впечатления от симфонии, прозвучал «Прометей». Таким оказался последний концерт Геннадия Рождественского в Москве.

Илья Овчинников, “КоммерсантЪ“

Кстати

Большой театр получил сообщение о «минировании»

Два юбилея Павла Сорокина

В Большом театре – любовь на фоне мобилизации

Шедевры камерной музыки для струнных прозвучат на фестивале «Gnessin air»

Артисты Большого театра выступили в «Сириусе»

Рахманинов в Русской Палестине

Награды и звания

Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, 24 мая 2017 года

Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, 29 декабря 2011 года

Почётные звания:

  • Заслуженный артист РСФСР (15 сентября 1959 года) — за заслуги в области советского искусства
  • Народный артист РСФСР (24 мая 1966 года) — за заслуги в области советского искусства
  • Народный артист СССР (25 мая 1976 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР

Государственные награды Российской Федерации и СССР:

  • Герой Социалистического Труда (18 октября 1990 года) — за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (13 февраля 2017 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (22 апреля 2011 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства, многолетнюю педагогическую и творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (31 января 2007 года) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 апреля 2001 года) — за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства
  • Орден Ленина (18 октября 1990 года) — за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность
  • Орден Трудового Красного Знамени (27 октября 1967 года) — за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры
  • Орден Трудового Красного Знамени (4 мая 1981 года) — за заслуги в области советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения

Премии:

  • Ленинская премия в области литературы, искусства и архитектуры 1970 года (в области театрального искусства, 9 апреля 1970 года) — за балетный спектакль «Спартак» в Государственном академическом Большом театре Союза ССР
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (в области музыкального и хореографического искусства, 27 мая 1996 года) — за создание и исполнение на юбилейном музыкальном фестивале «Альфред Шнитке фестиваль» (1994 год, г. Москва) Третьей и Четвертой симфоний, Концерта для альта с оркестром, Концерта № 2 для виолончели с оркестром, Кончерто гроссо № 5, трех духовных хоров («Богородице Дево радуйся», «Иисусе Христе», «Отче наш»), кантаты «История доктора Иоганна Фауста»

Иностранные награды:

  • Орден «Кирилл и Мефодий» (НРБ, )
  • Офицер ордена Почётного легиона (Франция, )
  • Орден Восходящего солнца 3 класса (Япония, )
  • Почётный командор Превосходнейшего ордена Британской империи ()

Прочее:

  • Почётный член Шведской королевской музыкальной академии ()
  • Почётный академик Английской Королевской академии музыки ()
  • Гран-при фирмы «Chant du Mondе» за многочисленные записи
  • Диплом Академии Шарля Кро в Париже () — за исполнение всех симфоний Прокофьева
  • Золотая медаль Г. Рождественского (Ярославский симфонический оркестр, 2011)
  • Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»

Карьера

На самом деле, карьера великого музыканта началась еще во время его учебы в консерватории – вместе со студенческим оркестром он появлялся на ведущих концертных площадках страны. А с 20 лет он прошел конкурс на стажировку в Большом театре в качестве балетного дирижера. За время этой работы он участвовал примерно в сорока постановках, в число которых входили знаменитые произведения Чайковского, Щедрина, Бизе, Хачатуряна, Чайковского, Прокофьева.

Рождественский начал работать в Большом театре с 20 лет.

Вся его жизнь была связана с концертной и преподавательской деятельностью. В разные годы жизни он был главным дирижером и худруком всех известных ведущих советских и зарубежных коллективов. 

Параллельно музыкально-концертной он занимался просветительской деятельностью и преподавал в консерватории и с 2001 года был заведующим кафедрой. То, что маэстро – прирожденный дирижер и педагог, подтверждает случай из его детства, о котором он рассказывал в своих интервью. Однажды, еще обучаясь в музыкальной школе, совсем юный Гена случайно услышал, что ученики, исполняя один из секстетов Чайковского, не могут справиться с произведением. Мальчик импульсивно начал дирижировать, стараясь им помочь. У него все получилось, и он навсегда запомнил это чувство – он на своем месте.

Талантливый педагог воспитал достойных преемников. Его ученики имеют много наград и известны в мире музыки.

Маэстро воспитал плеяду достойных дирижеров.

Рождественский не только исполнял произведения других композиторов, но и сам писал музыкальные сочинения. А многогранность его таланта подтверждает тот факт, что успешен он был и как писатель – его перу принадлежат книги не только о музыке и дирижировании, но и мемуары «Треугольники». 

Геннадий Рождественский сейчас

В настоящее время дирижер не прекращает своей профессиональной деятельности, он развивается и растет. Он выпускает диски с симфониями разным композиторов, проводит авторские циклы, занимается педагогической деятельностью и иногда пишет книги. Личная жизнь Геннадия Рождественского хоть и спокойна, но не менее счастлива – у Геннадия есть жена и ребенок. Жена, Виктория Постникова, также музыкант, она успешная пианистка. У нее огромный репертуар, она с легкостью сыграет все, что душа пожелает.


У пианистки это второй брак (первый муж – Владимир Спиваков). Виктория Постникова и Геннадий Рождественский очень любят друг друга и до сих пор, несмотря на возраст, трепетно относятся к своей второй половинке. Известная семья иногда радует зрителей совместными выступлениями со своим сыном скрипачом Александром. Виктория признается, что выступать под руководством мужа безумно приятно и легко. Главным своим достоинством Геннадий считает то, что он ни разу за всю жизнь не изменял своих убеждений в художественной сфере. Это действительно редкость, когда человек не поддается влияниям извне, а слушает только себя и свое сердце. Рождественский – гениальный человек. Он дирижировал в 37 странах, более 200 городах. На его счету сотни оркестров, неисчислимое количество концертов и выступлений. Ни один из дирижеров не может похвастаться даже половиной из них. Геннадий заслуживает счастья. В своей профессии он состоялся на двести процентов, поэтому остается ему пожелать, чтоб личная жизнь Геннадию Рождественскому приносила уют, взаимопонимание и поддержку.

Интересные факты

Несколько любопытных фактов:

  • Одно из воспоминаний детства — пианино, которое во время эвакуации семьи было закопано в землю, чтобы спасти его от немцев. После окончания войны семья вернулась и откопала музыкальный инструмент. Он полностью сохранился, и именно на нем мальчик обучался музыке.
  • Известный дирижер является потомком Николая Добролюбова, о чем свидетельствует генеалогическое дерево в музее Н. Добролюбова в нижнем Новгороде.
  • Маэстро считал, что «дирижер обязан быть диктатором, который ласково сможет убедить оркестрантов в правоте своей идеи и заставит поверить в замысел, придерживаясь генеральной линии, заложенной композитором».
  • В Париже, на доме, где какое-то время жил Рождественский, 4 июня этого года установили памятную доску великому музыканту.

Легенда в мире музыки 20 века.

https://youtube.com/watch?v=VwXzAtQGX9U

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 17 июня 2018.
  2. Рождественский стал самым молодым главным дирижёром Большого театра за всю его историю
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 октября 2012.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 октября 2012.
  5.  (недоступная ссылка). Новости Mail.Ru. Дата обращения: 16 июня 2018.
  6. . Дата обращения: 18 июня 2018.
  7. Штильман Артур В Большом театре и Метрополитен-опера. Годы жизни в Москве и Нью-Йорке
  8. . Дата обращения: 16 июня 2018.
  9. . Дата обращения: 16 июня 2018.
  10. . Дата обращения: 16 июня 2018.
  11. . Дата обращения: 19 июня 2018.
  12. . Дата обращения: 19 июня 2018.
  13. . Дата обращения: 19 июня 2018.
  14. . Дата обращения: 19 июня 2018.
  15. . Дата обращения: 16 июня 2018.
  16. . Дата обращения: 16 июня 2018.
  17. . Дата обращения: 8 июля 2010.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 июня 2018.

Музыка

Ещё во времена обучения в консерватории Рождественский возглавлял студенческий оркестр, с которым много выступал на больших сценах. В возрасте 20 лет Геннадий стажировался в Большом театре, где после жесткого отбора он занял пост балетного дирижера. Дебютом стала «Спящая красавица» Чайковского, за 5 лет работы в Большом театре оркестр исполнил 40 опер и балетов. Параллельно Рождественский возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения.

Геннадий Николаевич стал первым дирижером из СССР, который работал в Европе. В 70-х годах его выпустили с гастролями в Стокгольм, после чего маэстро получил приглашение возглавить Королевский филармонический оркестр Швеции.

Изначально Министерство культуры перечеркнуло мечты дирижера, но вскоре после предложения с официальным визитом в Швецию отправился председатель Совмина СССР. На приеме премьер-министр Швеции попросил отпустить Рождественского. По возвращении в Москву было отдано распоряжение выпустить дирижера. Такого никто не ожидал, больше того – случай стал прецедентом.

В 1974 году главный дирижер Большого симфонического оркестра Геннадий Николаевич ушел с должности. Причиной стало крайне негативное отношение к музыкантам еврейской национальности. Когда началась волна эмиграции евреев в Израиль, 3 музыканта из оркестра вернулись на родину. Тогда председатель Гостелерадио Сергей Лапин вызвал Рождественского в кабинет и склонял к тому, чтобы заменить евреев в коллективе на русских музыкантов.

У Лапина даже имелась цифра – 42 человека, которых нужно было уволить за нарушение дисциплины или погрешности в исполнении. Дирижер достойно держался во время аудиенции, а через 2 дня получил анонимку. Её автор говорил, что оркестр Рождественского – не музыкальная команда, а сионистский центр, где он «потакает жидам» и «пренебрегает русскими музыкантами».

Дабы не быть участником этих неприятных событий, Рождественский подал заявление на увольнение, которое через 2 недели было подписано Лапиным. Вскоре новое руководство «очистило» оркестр от лиц неугодной национальности.

Намечающиеся перспективы были не радужные, но случайная встреча с режиссером Борисом Покровским стала для маэстро знаменательной. Оказалось, что режиссер в то время занимался подготовкой постановки оперы Шостаковича «Нос». Покровский не отказал дирижеру в присутствии на репетиции, больше того – предложил совместный проект на сцене Театра камерной оперы. Постановка имела успех и резонанс в обществе.

После Рождественский на несколько лет стал оперным дирижером Большого театра, работал приглашенным режиссером в симфоническом оркестре BBC. Также Геннадий возглавлял Венский симфонический оркестр, а позже создал оркестр Минкультуры СССР, руководя им до 1992 года.

За это время зрителям посчастливилось посмотреть уникальные концертные программы, сделаны коллекции записей выдающихся композиторов. Дирижер объехал с выступлениями весь мир, у него был удивительный репертуар из 2000 сочинений. Рождественский стал авторитетным дирижером мира. Под взмахи палочки Геннадия выступали знаменитые коллективы, а наградам, званиям и премиям нет счета.

Он исполнял только особенную музыку, не боялся осуждения и критики. Рождественский всегда выбирал у композиторов такие произведения, которые не играет никто другой: он доставал сокровища из музыкальных недр.

Именно по этой причине Геннадия Николаевича часто называли музыкальным археологом, ведь он не боялся приобщать зрителей к композиторам XX века: исполнил больше 150 произведений в первый раз. По мнению маэстро, призвание театров — воспитывать публику репертуаром, а не следовать её запросам.

Рождественский выпустил диски с записями симфоний композиторов. За многолетнюю службу маэстро не изменял художественным убеждениям своего сердца — этот критерий считался для Геннадия главным. Статистика творческой жизни дирижера зашкаливает, подобных достижений нет ни у кого. Геннадий — разносторонний человек, поэтому, помимо дирижерской деятельности, он успевал писать книги.

Наследники традиций Геннадия Рождественского

В свое время из дирижеров помоложе Рождественский выделял троих — Саймона Рэттла, Пааво Ярви и особенно Владимира Юровского, даже появлялся на его концертах.

В более поздних интервью Рождественский предпочитал отмечать своих учеников и ассистентов, выделяя Филиппа Чижевского, хотя и критикуя его за «авангардный крен». Между тем сегодня именно Юровский — самый прямой и очевидный наследник лучших традиций Рождественского: в составлении интригующих программ, в блистательных преамбулах, во внимании к незаслуженно забытым партитурам прошлого и к самой новой музыке.

То, что год назад Юровский пригласил к участию в «Историях с оркестром» именно Геннадия Рождественского и Александра Лазарева, а они приняли его приглашение, говорит о взаимном ощущении преемственности между тремя поколениями дирижеров.

Отменив свой собственный филармонический абонемент, 86-летний Рождественский нашел силы последний раз выйти на сцену именно в абонементе Юровского: это выглядело как символическое благословение.

Отношения Геннадия Рождественского с критикой

Абонемент «Туманный Альбион» Рождественский завершил оперой Чарльза Вильерса Стэнфорда «Критик». Накануне концерта дирижер нагнетал интригу, обещая поразмышлять о музыкальной критике, которую не жаловал никогда.

Их отношения особенно обострились в сезоне-2000/01, когда одна из газет написала об отмене программы Рождественским, в ответ он прочитал целую речь перед очередным концертом. В рецензии на него, в свою очередь, была допущена ошибка, и Рождественский бросил все силы на борьбу с автором.

Дирижер вспомнит об этом и 13 лет спустя так, будто обидная рецензия вышла накануне. В отношениях с критикой Рождественский словно застрял в 2001 году. Воюя с прошлым, он молчал о том, что из газет, писавших о музыке, одни закрыты, другим эта тема не нужна, а третьи оценивают материалы количеством лайков.

Обращаясь к тысячной аудитории, Рождественский разворачивал веер цитат, называя критиков то подлецами, то ослами. Вот чем запомнилось незаурядное исполнение оперы «Критик», к которому было приложено столько труда.

Детство и учеба

Геннадий родился в семье музыкантов, и, казалось, сама судьба распорядилась его будущим. Мать, Наталья Рождественская, солистка Всесоюзного радио. Отец, Николай Аносов, был известным дирижером, педагогом, историком и теоретиком дирижирования. 

Мальчик рос в атмосфере искусства, родители учили его нотам, пели песни и знакомили с азами дирижирования. Благодаря огромному участию родителей и раннему приобщению к профессии, Гена овладел редким искусством  – он умел управлять оркестром без рук, дирижируя одними глазами, чему он впоследствии учил своих студентов.

Великая Отечественная война прервала планы семьи, как, впрочем, и всех советских людей. В одном из интервью Геннадий Рождественский признавался, что воспоминание об объявлении войны и щемящее чувство безысходности преследовали его всю жизнь.

Война началась, когда Геннадию было 10 лет, поэтому в музыкальную школу он пришел гораздо позже.

В день победы 1945 года мальчик поступил в музыкальную школу, где до 1947 года учился у Е. Гнесиной.

1947 – 1949гг – продолжил обучение в музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

1949 – 1954гг – получал дальнейшее музыкальное образование в Московской консерватории. 1954 – 1957гг – обучение в аспирантуре.

Всесторонне развитый, с образованием, полученным у мэтров в лучших заведениях страны, Геннадий Рождественский с энтузиазмом приступил к своей карьере.

Биография

Родился в семье дирижёра Николая Аносова и певицы Натальи Рождественской. Музыкальное образование получил в Музыкальной школе имени Гнесиных у Елены Гнесиной и в Центральной музыкальной школе по классу фортепиано. В 1949 году поступил в Московскую консерваторию — в класс фортепиано Льва Оборина и оперно-симфонического дирижирования, где профессором был его отец Николай Аносов. В 1954 году окончил консерваторию, в 1957 году — аспирантуру.

Дебют Рождественского в качестве дирижёра состоялся уже в 1951 году: в Большом театре под его управлением был исполнен балет Чайковского «Спящая красавица».

Более полувека руководил советскими, российскими и зарубежными музыкальными коллективами, вёл активную педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. С 1974 года — преподаватель на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 года — профессор, с 2001 года — заведующий кафедрой. Среди учеников — Владимир Понькин, Валерий Полянский, Валентин Кожин, Тимур Зангиев, Айрат Кашаев, Сергей Кондрашов, Александр Хватынец, Толепберген Абдрашев.

В сезоне 2000—2001 годах — художественный руководитель Большого театра. 1 сентября 2012 года возглавил Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского.

Геннадий Рождественский скончался 16 июня 2018 года после продолжительной болезни. Вдова — пианистка Виктория Постникова.

Биографические данные

С самого детства мальчик рос творческим и интеллигентным, ведь с такими родителями иначе быть не могло. Мама – солистка радио и отец-дирижер с младенчества прививали маленького Гене любовь к искусству – учили ноты, пели песенки… Затем война, разруха, эвакуация. «Самое большое впечатление детства», — признается Геннадий – «Это то, что хозяйка их съемной квартиры спрятала от фашистов пианино в земле, просто закопала его. По возвращению в город мы его откопали. И Кстати, оно до сих пор в рабочем состоянии». В 1945 году по собственному желанию Гена пошел в музыкальную школу, затем поступил в консерваторию. Отец, конечно, времени зря не терял и учил сына дирижерскому искусству. Именно благодаря ему Рождественский может управлять многочисленным оркестром абсолютно без помощи рук, одними лишь глазами.

Просветительские программы Геннадия Рождественского

Участие Рождественского в абонементе «Истории с оркестром» не случайно: этот цикл задуман дирижером Владимиром Юровским как продолжение просветительских абонементов Рождественского — легендарных циклов «Брукнер и его время», «Мартину и чешская музыка XX века» и других. Их программы, частично вошедшие в книгу Рождественского «Преамбулы», заставляли тосковать о временах, когда были возможны столь масштабные проекты, казалось, неосуществимые сегодня.

Геннадий Рождественский. Фото – Эрик Шахназарян

Однако, начиная с сезона-2004/05, Рождественский нашел оптимальную для себя форму присутствия в московской музыкальной жизни: абонемент из четырех концертов, следующих друг за другом на протяжении пары недель,— своего рода мини-фестиваль.

Абонементы Рождественского могли быть как монографическими, так и разноплановыми. Цикл «Семеро их» посвящался Прокофьеву, Скрябину, Рахманинову, Стравинскому, Мясковскому, Шнитке и Шостаковичу, «Скандинавская триада» — Нильсену, Григу, Сибелиусу. Был и абонемент Чайковского, и цикл малоизвестных сочинений и обработок Шуберта. Самый масштабный абонемент последних лет, «Туманный Альбион», посвящался малоизвестной британской музыке последнего столетия: сорок сочинений двадцати авторов за три сезона.

Следующий и последний цикл, «Моцарт и…», представлял ранние мессы Моцарта в сочетании с лучшими страницами музыки ХХ века. Сегодняшний интерес публики к просветительским программам — заслуга Рождественского, чьи абонементы много лет играли в сезонах филармонии определяющую роль.

Работа за «железным занавесом»

Выступать за границей во времена Советского Союза было практически невозможным, и редко кому удавалось заслужить такое доверие партии. Тем более удивительно, что такое позволили Геннадию Рождественскому. Дело в том, что, являясь музыкантом от природы, он не смешивал искусство с политикой и исполнял и те произведения, с которыми другие не решились бы работать, чтобы не навлечь на себя гнев государства. Он ценил не только признанные шедевры и популярные произведения, но и творчество авангардистов и неизвестные композиции.

После гастролей в Стокгольме в 1972 году Геннадия Рождественского узнал и оценил по достоинству зарубежный зритель, и маэстро пригласили возглавить Королевский Филармонический оркестр Швеции. Министерство культуры отказало оркестру с мировым именем. Но после официального визита в эту страну А. Косыгина «лед тронулся», и Фурцева получила от него указание дать музыканту разрешение на выезд. Этот был беспрецедентный случай в истории СССР, но так была проложена «тропинка» в Европу артистам и музыкантам.

Геннадий был первым советским дирижером, которого выпустили работать в Европе.

Творчество

Геннадий Рождественский в Праге. 2007 год.

Под руководством Рождественского оркестр Большого театра сыграл около 40 опер и балетов, в том числе премьеры: балеты «Конёк-горбунок» Р. К. Щедрина (1960), «Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе в оркестровке Р. К. Щедрина (1967), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968), Щелкунчик П. И. Чайковского (1966), оперы «Человеческий голос» Ф. Пуленка, мировая премьера первой редакции оперы С. С. Прокофьева «Игрок» (2001). Дирижировал балетами «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева, «Сказ о каменном цветке» С. С. Прокофьева; участвовал в постановках ряда оперных спектаклей, среди них «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» С. С. Прокофьева (1982).

Популяризировал сочинения современных авторов, музыка которых в то время в СССР практически не исполнялась, — Ф. Пуленка, П. Хиндемита, К. Орфа. Под его управлением состоялись премьеры в СССР балета И. Ф. Стравинского «Весна священная» и оперы Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь». Также дирижёр исполнял произведения С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, имевших репутацию «опальных» после Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели», но в годы карьеры дирижёра уже вернувшихся в официальный концертный репертуар. В частности, первым после постановления Политбюро 1948 года исполнил в СССР в 1974 году оперу Шостаковича «Нос». Долгое время был единственным исполнителем оркестровой музыки А. Шнитке, в частности, в 1974 году в Горьком именно под его управлением состоялась премьера Первой симфонии композитора. На основе музыки С. С. Прокофьева к спектаклям «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и фильму «Пиковая дама» создал оркестровую сюиту «Пушкиниана» (1961).

Вёл активную гастрольную деятельность, в частности, ещё в 1956 году руководил оркестром Большого театра на гастролях в Лондоне, а в 1971 году дирижировал Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии в трёх «Променад-концертах» в Королевском Альберт-холле.

Выступая со многими ведущими оркестрами мира, исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 — впервые в мире.

Помимо сочинений современных авторов, исполнял и классический оркестровый репертуар, а также возрождал забытые произведения композиторов прошлого, не исполнявшиеся в течение многих лет.

Только за последние годы им осуществлены исполнения с ведущими исполнительскими коллективами и солистами мира таких зарубежных сочинений, как:

  • Вторая симфония Э. Донаньи
  • Concerti grossi op. 6 Ф. Генделя (2002)
  • Оратория «Гильгамеш» Б. Мартину
  • Опера «Средство Макропулуса» Л. Яначека (впервые в России)
  • Музыка к балету «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса
  • «Лирическая симфония» А. Цемлинского (2003)
  • Опера «Летучий Голландец» Р. Вагнера (театр La Scala)
  • Оратория «Stabat mater» А. Дворжака
  • «Венгерская фантазия» Ф. Листа
  • Музыка Ф. Мендельсона к трагедии Ж. Расина «Аталия»
  • «Мученичество Св. Себастьяна» К. Дебюсси
  • «Заклинания» А. Русселя
  • «Ода Наполеону» А. Шёнберга
  • Шестая симфония А. Виеру (посвящена Г. Н. Рождественскому)

Впервые в России исполнил несколько кантат Л. ван Бетховена («Прекрасное мгновение», «Коронационная», «На смерть Иосифа II») (2004).

Дискография дирижёра включает более 800 дисков и пластинок, записанных с разными оркестрами. Среди записей — произведения Л. ван Бетховена, И. Брамса, А. Брукнера (все симфонии почти во всех редакциях), Й. Гайдна, С. А. Губайдулиной, А. К. Глазунова (все симфонии), А. Дворжака, С. С. Прокофьева (все симфонии, все балеты), Я. Сибелиуса (все симфонии), В. Стенхаммара, В. Флейшмана, П. И. Чайковского (все симфонии), А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича (все симфонии, все сценические произведения).

Автор нескольких сочинений, среди которых наиболее известна оратория «Заповедное слово русскому народу» на слова А. М. Ремизова.

Автор нескольких книг. Увлекался историей и культурой Испании. В период работы в Большом театре одним из первых был приглашён выступить в Творческом клубе Большого театра — с искусствоведческой лекцией «Испанское искусство эпохи Возрождения».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: