Творчество середины 1970-х — 2000-х годов
С середины 1970-х годов Пендерецкий выступает как дирижёр, в том числе с исполнением собственных сочинений. В 1972—1987 годах Пендерецкий — ректор Краковской консерватории.
С середины 1970-х годов музыкальный стиль Пендерецкого эволюционирует в сторону большей традиционности, тяготеет к неоромантизму, обнаруживает влияние Франца Шуберта, Яна Сибелиуса, Густава Малера, Дмитрия Шостаковича
Основное внимание композитор уделяет крупным вокально-симфоническим и симфоническим произведениям («Польский реквием», 1980—2005; «Credo», 1998; два скрипичных концерта, 1977, 1992—1995; симфонии № 2-5, 7, 8). Седьмая («Семь врат Иерусалима», 1996) и Восьмая симфонии включают в себя вокальные партии, отсылая тем самым слушателя к традициям Малера и Шостаковича.
Одно из крупнейших сочинений позднего Пендерецкого — «Польский реквием» — писалось в течение нескольких десятилетий (1980—2005). В 1980 году появился его первый фрагмент — «Lacrimosa», написанная в память о гданьских докерах, расстрелянных во время восстания против тоталитарного режима десятью годами раньше; композитор посвятил эту музыку Леху Валенсе и возглавляемому им союзу «Солидарность». В 1981 году появился «Agnus Dei», посвящённый памяти глубоко почитаемому в Польше кардиналу Вышинскому; в 1982 — «Recordare Jesu pie», написанный по случаю причисления к лику блаженных священника Максимилиана Кольбе, который в 1941 году, спасая другого пленника, добровольно пошёл на смерть в Освенциме. В 1984 году — в сороковую годовщину Варшавского восстания против нацистской оккупации — был создан «Dies Irae». Первая редакция «Польского реквиема» впервые прозвучала в Штутгарте в сентябре 1984 года под управлением Мстислава Ростроповича. В 1993 году композитор дописал к партитуре «Sanctus» (в таком виде «Польский реквием» был исполнен на фестивале Пендерецкого в Стокгольме 11 ноября 1993 года под управлением автора). В 2005 году Пендерецкий дописал к реквиему Чакону для струнного оркестра памяти Папы Иоанна Павла II.
Музыка Кшиштофа Пендерецкого использована в фильмах Уильяма Фридкина «Экзорцист», Стэнли Кубрика «Сияние», Анджея Вайды «Катынь», Мартина Скорсезе «Остров проклятых», Дэвида Линча «Внутренняя империя», Альфонсо Куарона «Дитя Человеческое».
дальнейшее чтение
- Биландер, Синди (2004). Кшиштоф Пендерецкий: биобиблиография . Вестпорт, Коннектикут: Praeger. ISBN 978-0-313256-58-5. OCLC .
- Мацеевский, Б.М. (1976). Двенадцать польских композиторов . Лондон, Англия: Allegro Press. ISBN 978-0-950561-90-5. OCLC .
- Робинсон, Рэй (1983). Кшиштоф Пендерецкий: справочник по его произведениям . Принстон, Нью-Джерси: Prestige Publications. ISBN 978-0-911009-02-6. OCLC .
- Томас, Адриан (1992). «Пендерецкий, Кшиштоф». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь оперы New Grove . Лондон, Англия. ISBN 978-0-333-73432-2.
- Томас, Адриан (2008). Польская музыка со времен Шимановского . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-44118-6.
Авангардный период
Пендерецкий преподавал полифонию и композицию в Кракове, Эссене и Йеле. Среди его учеников в этот период — Антони Вит, Пётр Мосс.
Первый успех Пендерецкого как композитора — победа в 1959 году на всепольском композиторском конкурсе, организованном Союзом польских композиторов: Пендерецкий представил жюри свои сочинения «Строфы», «Эманации» и «Псалмы Давида».
В начале 1960-х годов Пендерецкий получил всемирную известность как один из главных представителей восточноевропейского музыкального авангарда. Композитор регулярно участвует в международных фестивалях современной музыки в Варшаве, Донауэшингене, Загребе.
В раннем творчестве Пендерецкий экспериментировал в области современных свойств выразительности — главным образом сонорики, активно применял кластеры, нетрадиционные способы пения (в том числе хорового) и игры на музыкальных инструментах, имитировал музыкальными средствами различные крики, стоны, свисты, шёпоты. Для адекватного воплощения музыкального замысла композитор использовал в партитурах специально придуманные знаки. Среди характерных сочинений этого периода — «Плач по жертвам Хиросимы» (1960), Симфония № 1 (1973).
Главная художественная задача композитора в ранних сочинениях — достижение максимально эмоционального воздействия на слушателя, а главными темами становились страдание, боль, истерия. Так, например, сочинение для 48 струнных «Полиморфия» (1961) было основано на энцефалограммах больных людей, сделанных во время прослушивания ими «Плача по жертвам Хиросимы». Единственная опера этого периода — «Дьяволы из Людена» (1966, по одноименному роману Олдоса Хаксли) повествует о массовой истерии среди монахинь женского монастыря и отличается четкостью, графичностью в передаче ситуации эротического помешательства.
Вместе с тем уже в этот период проявилось характерное для Пендерецкого увлечение религиозной тематикой («Stabat Mater», 1962; «Страсти по Луке», 1965; «Утреня», 1970—1971), благодаря которой в его сочинениях появляются музыкальные интонации григорианского пения, православной литургической традиции и И. С. Баха.
Годы учебы и первый успех
В 50-е годы Кшиштоф окончательно определился со своим будущим – он выбрал профессию музыканта, поэтому для продолжения учебы переехал в Краков. Здесь он занимается в музыкальной школе и одновременно является слушателем в университете. Он изучает классическую филологию, философию, греческий язык и латынь, античную культуру.
В 1955 году Кшиштоф Пендерецкий стал студентом краковской Высшей музыкальной школы, а его музыкальным руководителем был известный композитор и дирижер Артур Малявский. Именно во время учебы педагоги помогли начинающему музыканту осознать то, что являлось основой его таланта – умение слышать полноту и своеобразие звуков современного мира. После окончания учебы Пендерецкому предложили место ассистента на кафедре этой же школы, и он стал преподавать композицию.
В 1959 году Союз польских композиторов проводил конкурс среди молодых музыкантов, и жюри было несказанно удивлено, когда оказалось, что три анонимные партитуры, получившие I, II и III премии, принадлежат одному и тому же молодому композитору – Кшиштофу Пендерецкому. Это были произведения Строфы. Эманация и Псалмы Давида. Вскоре партитура Строф была издана в одном из немецких издательств, и произведение зазвучало на многих европейских сценах.
Детские годы будущего композитора
23 ноября 1933 года в небольшом провинциальном местечке Дембица на юге Польши в семье адвоката Пендерецкого родился сын Кшиштоф. Семья была довольно патриархальной — там занимались домашним музицированием, пением, чтением. Несмотря на юридическое образование, его отец прекрасно играл на скрипке, поэтому с ранних лет стал приобщать к музыке и сына, который обладал необычайно тонким слухом. Обучение начали с пианино, но этот инструмент не пришелся по душе юному музыканту. И он сам выбрал для себя скрипку. Первые свои произведения, а это были этюды, Кшиштоф стал писать в 7 лет.
В небольшом городке, где проживали Пендерецкие, был неплохой духовой оркестр. Там впервые и попробовал свои силы юный скрипач. А во время обучения в гимназии, он создал собственный коллектив, где выполнял функции не только скрипача, но и дирижера.
Мировое признание и всемирный успех
После этих, крайне авангардистских сочинений, в творчестве Пендерецкого появляются крупные музыкальные произведения, свидетельствующие о возвращении к традиционности и романтизму.
Довольно неожиданным было обращение композитора к религиозному жанру. Пендерецкий написал ряд произведений церковного жанра – «Stabat Mater», «Утреня», «Положение во гроб», «Страсти по Луке», «Магнификат». И, несмотря на то, что многими слушателями эти сочинения воспринялись только, как религиозные, смысл их был намного глубже и трагичнее.
Первая симфония была написана Кшиштофом в канун своего 40-летия. Этим сочинением он как бы подвел итог своей многолетней деятельности авангардного композитора, и теперь в его произведениях чувствовалось влияние таких великих музыкантов, как Шуберт, Шостакович, Малер, Сибелиус.
На одно из своих крупнейших творений — «Польский реквием», состоящий из нескольких фрагментов, композитор потратил несколько десятилетий. Он посвятил их отдельным трагическим страницам новейшей истории Польши: жертвам тоталитарного режима и движению «Солидарность», кардиналу Вышинскому, герою Освенцима священнику Максимилиану Кольбе, Варшавскому восстанию и папе Иоанну Павлу II. Этим произведением музыкант обозначил свою позицию в обществе, и указал на свои политические симпатии.
За годы творчества Пендерецкий написал 8 симфоний и 3 симфониетты, множество вокально-симфонических, камерных, оркестровых и хоровых сочинений, 5 опер, а также множество другой музыки.
Среди самых популярных его произведений можно выделить Скрипичный концерт, оперы «Потерянный рай» и «Черная маска», вокальные симфонии «Песнь песней» и «Te Deum», Рождественскую симфонию.
80-летний композитор до сих пор находится на самом гребне славы. Он продолжает создавать изумительную музыку, ведет преподавательскую деятельность, гастролирует по миру, организовывает музыкальные фестивали.
Мировоззрение композитора
Музыка Пендерецкого всегда рассчитана на широкого слушателя и выгодно отличается от многих элитарных произведений композиторов XX века относительной доступностью музыкального языка. В произведениях атонального периода творческое высказывание Пендерецкого всегда было открыто лапидарным; в более поздних произведениях обнаруживает сложившиеся под влиянием Шостаковича серьёзность, ясный пафос и внутреннее напряжение.
Творчество Пендерецкого проникнуто идеями экуменизма. Будучи католиком, Пендерецкий нередко обращается к православной традиции («Утреня», 1970—1971; «Слава святому Даниилу, князю Московскому», 1997).
С большим интересом Пендерецкий относится к русской культуре, что проявилось при создании сочинений «Слава святому Даниилу, князю Московскому» (1997), «Страсти по Иоанну» (на тексты из Библии, Булгакова и Достоевского; в настоящее время не окончено) и оратории на тексты Сергея Есенина (не окончена, точное название неизвестно).
Большинство сочинений позднего Пендерецкого написаны на заказ. Среди музыкантов, в расчёте на мастерство которых созданы произведения композитора — Мстислав Ростропович. Впрочем, необходимость следования заказам никак не ограничивает творческую свободу композитора.
Авангардное творчество Кшиштофа Пендерецкого
Но сенсационный успех и всемирная известность пришли к начинающему композитору после исполнения его знаменитого произведения «Памяти жертв Хиросимы», написанному для 52 инструментов струнного оркестра. С помощью музыки и специальных звуковых эффектов автору удалось выразить эмоциональный накал произошедшей трагедии, и слушатели смогли ощутить и пережить посредством музыки те страшные события.
Пендерецкий заслужил славу композитора, создающего авангардную музыку. В этот период он пишет инструментальные сочинения, музыку к фильмам и театральным постановкам, читает лекции и участвует в международных музыкальных фестивалях.
В 60-е годы прошлого столетия были написаны два необычных эксцентричных произведения – «Полиморфия» и «Флуоресценция». При создании первого композитор использовал энцефалограммы людей, сделанные во время прослушивания его Плача о Хиросиме. Затем он удивил музыкальный мир очередным авангардным произведением, где кроме симфонического оркестра использовал необычные звуки трещотки, пишущей машинки, пилы, свистка, сирен, ударов по металлу, трение напильником и прочие.
История жизни Кшиштофа Пендерецкого
Голоса солиста — баса и чтеца переходят друг в друга, сливаются. Сонорные эффекты создают ощущение гулкого, открытого пространства площади, стереофоничности, многослойное звукового выражения. Сочинение настолько «театрально», что было неоднократно инсценировано. Обобщенность замысла, его современное звучание подтвердил и композитор «Страсти» — это муки и смерть Христа, но также и муки и смерть Освенцима, трагические испытания человечества середины XX века».
В 1966 году композитор едет на фестиваль музыки стран Латинской Америки, в Венесуэлу, и впервые посещает СССР, куда впоследствии приезжает неоднократно в качестве дирижера, исполнителя собственных сочинений. В 1966—1968 годах он ведет композиторский класс в Эссене (ФРГ), в 1969— в Западном Берлине.
В том же году в Гамбурге и Штутгарте ставится новая опера Пендерецкого «Дьяволы из Людена», которая вскоре появляется на сценах 15 городов мира. В 1970 году Пендерецкий завершает одно из самых впечатляющих и эмоциональных своих сочинений — «Заутреню». Обращаясь к текстам и напевам православной службы, автор применяет средства новейшей композиторской техники. Первое исполнение «Заутрени» в Вене (1971) вызвало огромный энтузиазм слушателей, критики и всей музыкальной общественности Европы.
По заказу ООН композитор, пользующийся большим авторитетом во всем мире, создает для ежегодных концертов ООН ораторию «Космогония», построенную на высказываниях философов древности и современности о происхождении вселенной и устройстве мироздания — от Лукреция до Ю. Гагарина. Пендерецкий много занимается педагогикой с 1972 года он ректор краковской Высшей музыкальной школы, одновременно ведет класс композиции в Йельском университете (США).
К двухсотлетию США композитор пишет оперу «Потерянный рай» по поэме Дж. Мильтона. Из других крупных сочинений 1970-х годов можно выделить Первую симфонию (1973), ораториальные сочинения «Магнификат» (1974) и «Песнь песней Соломона» (1973).
И все же скрипач остается скрипачом! После всех громких и новаторских сочинений Пендерецкий пишет свой Скрипичный концерт (1977), используя во многом традиционную технику композиции, обычные выразительные средства, но достигая при этом огромного эмоционального воздействия. Музыка концерта в лучшем смысле слова традиционна, понятна массовому слушателю.
В 1980 году композитор пишет Вторую симфонию и «Те Deum». В последние годы Пендерецкий много концертирует, занимается со студентами-композиторами из разных стран. В своем классе он предельно строг никаких экспериментов, никаких новшеств, пока студент не овладел в совершенстве профессиональными навыками, теми традициями, которые оставлены прошлыми мастерами.
В Штутгарте (1979) и Кракове (1980) проходят фестивали его музыки, а в местечке Люславицы Пендерецкий сам организует международный фестиваль камерной музыки молодых композиторов. Контрастность, зримость музыки Пендерецкого объясняет его постоянный интерес к музыкальному театру. Третья опера композитора, «Черная маска» (1986) по пьесе Г. Гауптмана, соединяет нервную экспрессивность с элементами ораториальности, психологическую точность и глубину вневременной проблематики. «Я писал «Черную маску» так, как будто это мое последнее сочинение, — сказал Пендерецкий в одном из интервью. — Для себя я решил завершить период увлечения поздним романтизмом».
Работает
Произведения Пендерецкого включают оперы, симфонии, хоровые произведения, а также камерную и инструментальную музыку.
Музыка из фильмов и телевидения
Кшиштоф Пендерецкий в период с 1959 по 1968 год написал оригинальную музыку как минимум к одиннадцати документальным и художественным фильмам, а также к двадцати пяти анимационным фильмам для взрослых и детей.
Часть музыки Пендерецкого была адаптирована для саундтреков к фильмам. «Экзорцист» (1973) представляет струнный квартет и « Канон для оркестра и кассеты» ; фрагменты Концерта для виолончели и Лудена «Бесы» . Кинокритик The New Republic писал об «Экзорцисте» , что «даже музыка безупречна, по большей части она принадлежит Кшиштофу Пендерецкому, который, наконец, стал тем, кем он является». Стэнли Кубрик «S Сияющий (1980) имеет шесть кусков музыки Пендерецкого: Utrenja II: Ewangelia , Utrenja II: Канон Paschy , пробуждение Иакова , De Natura Sonoris No. 1 , De Natura Sonoris No. 2 и Polymorphia . Дэвид Линч использовал музыку Пендерецкого в саундтреках к фильмам « Дикие сердцем» (1990), « Внутренняя империя» (2006) и сериалу « Твин Пикс» (2017). В фильме Питера Вейра « Бесстрашный» (1993) часть « Полиморфия» снова использовалась для сцены крушения самолета, увиденной с точки зрения пассажира, которого сыграл Джефф БриджесПытки» Пендерецкого по жертвам Хиросимы также использовались в одном из заключительных эпизодов фильма « Дети мужчин» (2006). Пендерецкий написал музыку к фильму Катынь , номинированному на премию Оскар в 2007 году Анджею Вайде , а в фильме Мартина СкорсезеОстров затвора» (2010) представлены его Симфония № 3 и Флуоресценции .
Некоторые из Пендерецкого творчества вдохновила Jonny Greenwood из Radiohead выпустить альбом, который впоследствии появился в его счет для Там будет кровь , А 2007 Пол Томас Андерсон фильм.