Борис владимирович асафьев

Борис владимирович асафьев

Основные музыковедческие и критические труды

Отдельные работы, монографии

Выделенные курсивом написаны под настоящим именем, прочие — под псевдонимом Игорь Глебов

  • Русская поэзия в русской музыке (Петроград, 1921)
  • Скрябин: опыт характеристики (Петроград, 1921)
  • Франц Лист: опыт характеристики (Петроград, 1922)
  • Инструментальное творчество Чайковского (Петроград, 1922)
  • Пётр Ильич Чайковский: его жизнь и творчество (Петроград, 1922)
  • Шопен: опыт характеристики (Петроград, 1922)
  • Мусоргский: опыт характеристики (Петроград, 1923)
  • Глазунов: опыт характеристики (Петроград, 1924)
  • Речевая интонация (Москва, Ленинград, 1925)
  • О полифоническом искусстве, об органной культуре и искусстве современности (Ленинград, 1926)
  • Бетховен (Ленинград, 1927)
  • Казелла (Ленинград, 1927)
  • Сергей Прокофьев (Ленинград, 1927)
  • Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников (Москва, 1929)
  • Книга о Стравинском (Ленинград, 1929)
  • Русская музыка от начала XIX столетия (Москва, Ленинград, 1930, переиздана в 1968)
  • М. И. Глинка: К столетию со дня первого представления оперы «Руслан и Людмила» (1942)
  • «Евгений Онегин». Лирические сцены П. И. Чайковского: опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии (Москва, Ленинград, 1944)
  • Николай Андреевич Римский-Корсаков: к столетию со дня рождения (Москва, Ленинград, 1944)
  • Композиторы первой половины XIX века: русская классическая музыка (Москва, 1945)
  • Глинка (Москва, 1947; Сталинская премия, переиздание — 1978)
  • Григ: исследование (Ленинград, 1948, переиздание — 1986)

Сборники

  • Избранные статьи о русской музыке, под ред. Н. Браудо (Москва, 1952)
  • Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, под ред. Е. М. Орловой (Ленинград, 1965)
  • Критические статьи, очерки и рецензии, под ред. И. В. Белецкого (Москва, 1967)
  • О музыке Чайковского: избранное (Ленинград, 1972)
  • О балете: статьи, рецензии, воспоминания (Ленинград, 1974)
  • Об опере: избранные статьи (Ленинград, 1976)
  • О симфонической и камерной музыке: пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов (Ленинград, 1981)
  • О музыке XX века: пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов (Ленинград, 1982)

Биография

В 1904—1910 Асафьев учился в Петербургской консерватории по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова, параллельно также на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1908 году. После окончания консерватории работал аккомпаниатором в балетной труппе Мариинского театра. С 1919 года — советник по репертуару в Мариинском и Малом оперном театрах, в том же году совместно с Сергеем Ляпуновым организовал музыкальное отделение в Петроградском институте истории искусств, которым руководил до 1930.

С 1921 педагог по истории и теории музыки, в 1925 году Асафьев получил звание профессора Ленинградской консерватории, принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.

Асафьев был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. В рамках концертов, организованных отделением, звучали произведения композиторов Новой Венской школы, «Шестёрки», а также Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского. Активно изучая творчество последнего, Асафьев в 1929 году написал первую в истории книгу об этом композиторе на русском языке. Он также оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В 1924—1928 были поставлены «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» Берга, «Прыжок через тень» Кшенека и другие новейшие оперы.

С 1914 года статьи Асафьева (печатавшегося под псевдонимом Игорь Глебов) регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени — «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета». Наиболее продуктивным оказался период 1919—1928 годов, когда Асафьев определил основную сферу своих музыковедческих интересов: русское классическое наследие и музыка современных авторов. В этот период формируются творческие контакты Асафьева с Паулем Хиндемитом, Арнольдом Шёнбергом, Дариюсом Мийо, Артюром Онеггером и другими лидерами мирового музыкального авангарда. В 1930-е годы, после распада АСМ, Асафьев переключается на композицию и создаёт свои самые известные сочинения — балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения и др. В начале 1940-х он возвращается к исследовательской работе, продолжает трудиться во время ленинградской блокады. В 1943 года он переезжает в Москву, где возглавляет музыкальное отделение Института истории искусств АН СССР, а также научно-исследовательский кабинет при Московской консерватории. На 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов (1948) Б. В. Асафьев был избран председателем Союза композиторов СССР. В Москве жил в бывшем доме Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого Моста.

В фантастическом романе «Альтист Данилов» упоминаются слова Асафьева:

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Жизнь

Асафьев учился в Санкт-Петербургской консерватории у Николая Римского-Корсакова и Анатолия Лядова . В 1910 году стал тренером по балету Петербургского Мариинского театра . С 1921 г. заведовал музыкальным отделением Государственного института истории искусств. В 1925 году он основал музыковедческий факультет Ленинградской консерватории. С 1943 г. возглавлял Институт истории искусств в Москве.

Асафьев сочинил десять опер , множество балетов , три симфонии , две кантаты и песни . Он также проявил себя как автор музыковедческих произведений (в том числе музыкальной формы как процесса , музыки в России ).

Его именем назван ледник Асафьева в Антарктиде.

Индивидуальные доказательства

  1. Н. Римский-Корсаков (Ред.): Романсы С. И. Танеевы . VIII апреля Петроград 1916 г., с. 94.
  2. Владимир Карбусицкий : «Симфонизм», «Тематизм» и «Вокальность» как эстетические категории в творчестве Шостаковича . В: Кельнский вклад в музыкальные исследования: Международный симпозиум Дмитрия Шостаковича, Кельн, 1985 . Регенсбург 1986, стр.166 .
личные данные
ФАМИЛИЯ Асафьев Борис Владимирович
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА Глобу, Игорь (псевдоним); Асафьев, Борис Владимирович (русский); Асафьев Борис Владимирович (научная транслитерация)
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ Русский композитор
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ 29 июля 1884 г.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ Санкт-Петербург
ДАТА СМЕРТИ 27 января 1949 г.
МЕСТО СМЕРТИ Москва

Борис Асафьев о жанре романс (sub nom de plume Игорь Глебов)

Очерк Игоря Глебова на различные романсы Сергея Ивановича Танеева находится в специализированном буклете «Музыкальный современник», вышедшем в апреле 1916 года и обнаруженном в «Русской библиотеке Цюриха». Он анализирует с точки зрения композиции, когда пишет:

«Если вы хотели особенно посвятить себя сути русского сольного пения под аккомпанемент фортепиано Сергея Ивановича Танеева, то можете начать с его оп-духовного напряжения

Мне кажется, не оценивая важность лирического или музыкального содержания, не осознавая при этом границ своего вклада в жанр романса, все творчество композитора как таковое не может быть изображено в достаточно характерной манере ». (…) Значение Сергея И

Танеева как композитора камерной ансамблевой музыки основывалось на исторических моделях жанра с точки зрения композиционной технологии, но также было пронизано новыми творческими идеями. Но именно Сергей Иванович Танеев достиг идеала как композитор вокальной музыки — и то всего несколькими неудачными попытками сочинения. Это могло быть связано с классическим балансом, органической целеустремленностью цикличности расположения форм, его концепциями струнного квартета и струнного квинтета, которые следует отметить как особенность. Профиль текста, поэтические метафоры и содержание, развитие лирических сюжетов, относящихся к интимным, лирическим стихам Афанасия Фца композитору, к тонкой, духовно непосредственной насыщенности метафор писателя Алексея Толя. стой, к плагиату. Прием западных моделей Шеллинг-Бальмонтом («Бессмертник», изд. Фон Эллис), о сложной, одухотворенной поэзии священной поэзии Ярослава Полонского; они продемонстрировали целеустремленность, намерение поддерживать баланс между жизнью и работой, что означало творчество, вдохновленное музыкой, но также и борьбу за музыкальное творчество ».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: