Основные музыковедческие и критические труды
Отдельные работы, монографии
Выделенные курсивом написаны под настоящим именем, прочие — под псевдонимом Игорь Глебов
- Русская поэзия в русской музыке (Петроград, 1921)
- Скрябин: опыт характеристики (Петроград, 1921)
- Франц Лист: опыт характеристики (Петроград, 1922)
- Инструментальное творчество Чайковского (Петроград, 1922)
- Пётр Ильич Чайковский: его жизнь и творчество (Петроград, 1922)
- Шопен: опыт характеристики (Петроград, 1922)
- Мусоргский: опыт характеристики (Петроград, 1923)
- Глазунов: опыт характеристики (Петроград, 1924)
- Речевая интонация (Москва, Ленинград, 1925)
- О полифоническом искусстве, об органной культуре и искусстве современности (Ленинград, 1926)
- Бетховен (Ленинград, 1927)
- Казелла (Ленинград, 1927)
- Сергей Прокофьев (Ленинград, 1927)
- Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников (Москва, 1929)
- Книга о Стравинском (Ленинград, 1929)
- Русская музыка от начала XIX столетия (Москва, Ленинград, 1930, переиздана в 1968)
- М. И. Глинка: К столетию со дня первого представления оперы «Руслан и Людмила» (1942)
- «Евгений Онегин». Лирические сцены П. И. Чайковского: опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии (Москва, Ленинград, 1944)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков: к столетию со дня рождения (Москва, Ленинград, 1944)
- Композиторы первой половины XIX века: русская классическая музыка (Москва, 1945)
- Глинка (Москва, 1947; Сталинская премия, переиздание — 1978)
- Григ: исследование (Ленинград, 1948, переиздание — 1986)
Сборники
- Избранные статьи о русской музыке, под ред. Н. Браудо (Москва, 1952)
- Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, под ред. Е. М. Орловой (Ленинград, 1965)
- Критические статьи, очерки и рецензии, под ред. И. В. Белецкого (Москва, 1967)
- О музыке Чайковского: избранное (Ленинград, 1972)
- О балете: статьи, рецензии, воспоминания (Ленинград, 1974)
- Об опере: избранные статьи (Ленинград, 1976)
- О симфонической и камерной музыке: пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов (Ленинград, 1981)
- О музыке XX века: пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов (Ленинград, 1982)
Биография
В 1904—1910 Асафьев учился в Петербургской консерватории по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова, параллельно также на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1908 году. После окончания консерватории работал аккомпаниатором в балетной труппе Мариинского театра. С 1919 года — советник по репертуару в Мариинском и Малом оперном театрах, в том же году совместно с Сергеем Ляпуновым организовал музыкальное отделение в Петроградском институте истории искусств, которым руководил до 1930.
С 1921 педагог по истории и теории музыки, в 1925 году Асафьев получил звание профессора Ленинградской консерватории, принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.
Асафьев был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. В рамках концертов, организованных отделением, звучали произведения композиторов Новой Венской школы, «Шестёрки», а также Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского. Активно изучая творчество последнего, Асафьев в 1929 году написал первую в истории книгу об этом композиторе на русском языке. Он также оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В 1924—1928 были поставлены «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» Берга, «Прыжок через тень» Кшенека и другие новейшие оперы.
С 1914 года статьи Асафьева (печатавшегося под псевдонимом Игорь Глебов) регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени — «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета». Наиболее продуктивным оказался период 1919—1928 годов, когда Асафьев определил основную сферу своих музыковедческих интересов: русское классическое наследие и музыка современных авторов. В этот период формируются творческие контакты Асафьева с Паулем Хиндемитом, Арнольдом Шёнбергом, Дариюсом Мийо, Артюром Онеггером и другими лидерами мирового музыкального авангарда. В 1930-е годы, после распада АСМ, Асафьев переключается на композицию и создаёт свои самые известные сочинения — балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения и др. В начале 1940-х он возвращается к исследовательской работе, продолжает трудиться во время ленинградской блокады. В 1943 года он переезжает в Москву, где возглавляет музыкальное отделение Института истории искусств АН СССР, а также научно-исследовательский кабинет при Московской консерватории. На 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов (1948) Б. В. Асафьев был избран председателем Союза композиторов СССР. В Москве жил в бывшем доме Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого Моста.
В фантастическом романе «Альтист Данилов» упоминаются слова Асафьева:
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Жизнь
Асафьев учился в Санкт-Петербургской консерватории у Николая Римского-Корсакова и Анатолия Лядова . В 1910 году стал тренером по балету Петербургского Мариинского театра . С 1921 г. заведовал музыкальным отделением Государственного института истории искусств. В 1925 году он основал музыковедческий факультет Ленинградской консерватории. С 1943 г. возглавлял Институт истории искусств в Москве.
Асафьев сочинил десять опер , множество балетов , три симфонии , две кантаты и песни . Он также проявил себя как автор музыковедческих произведений (в том числе музыкальной формы как процесса , музыки в России ).
Его именем назван ледник Асафьева в Антарктиде.
Индивидуальные доказательства
- Н. Римский-Корсаков (Ред.): Романсы С. И. Танеевы . VIII апреля Петроград 1916 г., с. 94.
- Владимир Карбусицкий : «Симфонизм», «Тематизм» и «Вокальность» как эстетические категории в творчестве Шостаковича . В: Кельнский вклад в музыкальные исследования: Международный симпозиум Дмитрия Шостаковича, Кельн, 1985 . Регенсбург 1986, стр.166 .
- ↑
личные данные | |
---|---|
ФАМИЛИЯ | Асафьев Борис Владимирович |
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА | Глобу, Игорь (псевдоним); Асафьев, Борис Владимирович (русский); Асафьев Борис Владимирович (научная транслитерация) |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | Русский композитор |
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ | 29 июля 1884 г. |
МЕСТО РОЖДЕНИЯ | Санкт-Петербург |
ДАТА СМЕРТИ | 27 января 1949 г. |
МЕСТО СМЕРТИ | Москва |
Борис Асафьев о жанре романс (sub nom de plume Игорь Глебов)
Очерк Игоря Глебова на различные романсы Сергея Ивановича Танеева находится в специализированном буклете «Музыкальный современник», вышедшем в апреле 1916 года и обнаруженном в «Русской библиотеке Цюриха». Он анализирует с точки зрения композиции, когда пишет:
«Если вы хотели особенно посвятить себя сути русского сольного пения под аккомпанемент фортепиано Сергея Ивановича Танеева, то можете начать с его оп-духовного напряжения
Мне кажется, не оценивая важность лирического или музыкального содержания, не осознавая при этом границ своего вклада в жанр романса, все творчество композитора как таковое не может быть изображено в достаточно характерной манере ». (…) Значение Сергея И
Танеева как композитора камерной ансамблевой музыки основывалось на исторических моделях жанра с точки зрения композиционной технологии, но также было пронизано новыми творческими идеями. Но именно Сергей Иванович Танеев достиг идеала как композитор вокальной музыки — и то всего несколькими неудачными попытками сочинения. Это могло быть связано с классическим балансом, органической целеустремленностью цикличности расположения форм, его концепциями струнного квартета и струнного квинтета, которые следует отметить как особенность. Профиль текста, поэтические метафоры и содержание, развитие лирических сюжетов, относящихся к интимным, лирическим стихам Афанасия Фца композитору, к тонкой, духовно непосредственной насыщенности метафор писателя Алексея Толя. стой, к плагиату. Прием западных моделей Шеллинг-Бальмонтом («Бессмертник», изд. Фон Эллис), о сложной, одухотворенной поэзии священной поэзии Ярослава Полонского; они продемонстрировали целеустремленность, намерение поддерживать баланс между жизнью и работой, что означало творчество, вдохновленное музыкой, но также и борьбу за музыкальное творчество ».