Описание Работы
Состав и продолжительность выступления
Помимо сольной скрипки и сольной виолончели, для двойного концерта требуется следующая оркестровая партитура: 2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета , 2 фагота , 4 валторны , 2 трубы , литавры и струнные .
Спектакль длится от 32 до 35 минут.
Музыка
Двойной концерт Брамса, сочиненный через два года после его 4-й симфонии , — последнее оркестровое произведение композитора. Формально — в отличие от 2- го фортепианного концерта с четырьмя частями — он снова основан на обычной концертной форме с тремя частями. Состав с двумя солистами и оркестром отсылает к барокко и концертной симфонии классического периода, но произведение выделяется сильным переплетением партий солиста с оркестровой обстановкой. Мотивно-тематический материал обработан в типичной для композитора манере с большой экономией.
И. Аллегро
Широкая, плотно обработанная первая часть открывается вступлением с четырьмя тактами тутти , за которым следует каденционное вступление двух солистов, а затем следует настоящая экспозиция тутти . Вторичная тема, озвученная ветрами, явно отсылает к началу 22-го скрипичного концерта ля минор Джованни Баттиста Виотти , произведения, которое Брамс и Йозеф Иоахим высоко ценили. В исполнении доминирует солистка. В перепросмотре вторичная тема превращается в ля мажор, прежде чем короткая кода снова замыкает часть ля минор.
II. Анданте
Движение состоит из трех частей и начинается ре мажор. За двумя восходящими четвертями деревянных духовых и валторн следует основная вокальная тема. Оба солиста часто исполняются в параллельных октавах. Средняя часть фа мажор наполнена хоральной темой деревянных духовых инструментов. После повторения разнообразного раздела ре-мажор следует код, основанный на тематическом материале средней части.
III. Vivace non troppo
Здесь использована форма сонатного рондо , последовательность соответствует схеме ABA 1 -CA 2 -B 2 -A 3 . Решающим фактором является запоминающаяся, неугомонная танцевальная тема, изначально исполненная солирующей виолончелью. Движение, которое начинается в ля минор, не обходится без драматических эпизодов и с третьим и шестым отрывками, которые иногда кажутся «венгерскими», все больше меняется на более дружелюбный главный персонаж и заканчивается короткой эффективной кодой в ля мажоре.
Происхождение, премьера и прием
Часто отмечают, что Иоганнес Брамс своим двойным концертом пытался возродить сильно остывшую связь со своим другом, скрипачом Йозефом Иоахимом . Брамс встал на сторону этой партии при разводе Иоахима с его женой Амалией в 1880 году , на что Иоахим возмутился. Произведение также имеет композиционную последовательность: во время своего летнего пребывания в Туне, Швейцария, в 1886 году, Брамс написал несколько инструментальных произведений для скрипки и виолончели (2-я соната для виолончели фа мажор op.99, 2-я соната для скрипки ля мажор op.100, 3-я фортепианное трио до минор op.101). Двойной концерт ля минор для скрипки, виолончели и оркестра op.102 был написан в следующем 1887 году во время другого летнего пребывания в Туне. Несколько лет назад виолончелист Роберт Хаусманн попросил Брамса дать концерт для виолончели. По словам биографа Брамса Макса Калбека , работа включала в себя материал для запланированной 5-й симфонии, что, однако, следует рассматривать как предположение, которое не подтверждается ни рукописями, ни дизайном произведения.
24 июля 1887 года Брамс написал Иоахиму из Туна: « приготовьтесь к небольшому потрясению! На данный момент я не мог устоять перед идеей концерта для скрипки и виолончели, как бы я ни пытался отговорить себя от этого. Однако прежде всего я прошу со всей теплотой и дружелюбием, чтобы вы ни в малейшей степени не смущались. Если вы пришлете мне открытку, в которой просто написано: «Я откажусь», я буду знать все остальное и достаточно сказать себе. »
Иоахим отреагировал положительно, и буквально через несколько дней Брамс прислал ему сольные партии. 23 сентября 1887 года состоялась первая репетиция с оркестром в Баден-Бадене перед несколькими приглашенными гостями (включая Клару Шуман ) с солистами Йозефом Иоахимом и Робертом Хаусманном; оркестр исполнил курортный оркестр Баден-Бадена под управлением Брамса. Первое выступление — с теми же солистами и снова под управлением Брамса — состоялось 18 октября 1887 года в Кельнском театре Гюрзених с оркестром Гюрзених.
Восприятие работы в кругу друзей Брамса разделились, как и общественные оценки. Ганс фон Бюлов , дирижер берлинской премьеры 6 февраля 1888 года, охарактеризовал ее как «великолепную композицию». Клара Шуман заявила: « Как композиция она чрезвычайно интересна, гениальна … но нигде нет такой свежей, теплой черты, как во многих других его вещах.« Перед концертом для скрипки », — сказал Теодор Бильрот. Эдуард Ханслик : «Пустынное, скучное, чистое производство стариков».
Первый эстамп был опубликован в 1888 г. в Берлине Н. Симроком Верлагом.
литература
- Макс Кальбек : Иоганнес Брамс . Том IV, перепечатка 2-го издания 1915 г., Breitkopf & Härtel, Tutzing, 1976, ISBN 3-7952-0189-6 , стр. 60ff.
- Вульф Конольд (ред.): Lexicon Orchestermusik Romantik. А. Пайпер / Шотт, Майнц, 1989, ISBN 3-7957-8226-0 , стр. 110-113.
- Ренате Ульм : Иоганнес Брамс, Симфоническое произведение. Bärenreiter, ISBN 3-7618-2111-5 .
- Вольфганг Зандбергер (ред.): Справочник Брамса , совместное издание JB Metzler’sche Verlagsbuchhandlung и Bärenreiter, 2009 г., ISBN 978-3-476-02233-2 (Bärenr.), Стр. 493–496.
- Георг Хендрик Витте: Иоганнес Брамс, Концерт для скрипки и виолончели с оркестром (Двойной концерт) op.102 в: Иоганнес Брамс. Пояснения к его наиболее важным работам: А. Морин (ред.), Verlag H. Bechhold, Frankfurt a. М. 1897.