Концерт для скрипки № 1 (брух)

Концерт для скрипки № 1 (брух) - violin concerto no. 1 (bruch)

История

Концерт был впервые завершен в 1866 году, а первое исполнение было дано 24 апреля 1866 года Отто фон Кенигслоу под управлением Бруха. Затем концерт был значительно переработан с помощью знаменитого скрипача Йозефа Иоахима и завершен в его нынешнем виде в 1867 году. Премьера переработанного концерта состоялась 7 января 1868 года в Бремене Иоахимом под управлением Карла Мартина Райнталера .

Судьба партитуры

Брух сразу продал партитуру издателю Н. Симроку за небольшую единовременную сумму, но оставил себе копию. В конце Первой мировой войны он оказался в нищете, поскольку не смог добиться выплаты гонораров за другие свои работы из-за хаотичных экономических условий во всем мире. Он отправил свой автограф пианистам-дуэтистам Роуз и Оттилии Сутро (для которых он написал свой Концерт ля-бемоль минор для двух фортепиано с оркестром, соч. 88a, в 1912 году), чтобы они могли продать его в Соединенных Штатах. и отправить ему деньги. Брух умер в октябре 1920 года, так и не получив денег. Сестры Сутро решили оставить счет себе, но заявили, что продали его, и отправили семье Бруха несколько бесполезных немецких бумажных денег в качестве предполагаемой выручки от предполагаемой продажи. Они всегда отказывались разглашать какие-либо подробности о предполагаемом покупателе. В 1949 году они продали автограф Мэри Флаглер Кэри, чья коллекция, включая концерт Бруха, сейчас находится в публичной библиотеке Пирпонта Моргана в Нью-Йорке .

Музыка

Первые уроки игры на скрипке Иегуди, у которого обнаружили безупречный слух, брал еще в детстве: в четыре года родители записали первенца к Зигмунду Анкеру, спустя два года учителем юного дарования стал Луис Персинджер. Первый сольный концерт в качестве солирующего скрипача в сопровождении симфонического оркестра Сан-Франциско Менухин дал в семь лет.

Спустя два года маленький гений дебютировал в Нью-Йорке на сцене оперного театра Манхэттена и впервые отправился на гастроли в Европу. Скрипач исполнял концерты Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса и завораживал публику. Газетные критики писали о выступлении Иегуди: «На сцену выходит толстый светловолосый мальчик, нелепо, как пингвин, передвигая ногами. Но подождите: вы перестанете смеяться, как только он приложит смычок к скрипке».

Первую запись концерта Менухин сделал в 15 лет, затем много сотрудничал с известными лейблами, называвшими его мастером. Спустя два года Иегуди начал выступать дуэтом с сестрой Хефцибой, аккомпанировавшей на пианино. Весь 1935 год музыкант провел в мировом турне, в рамках которого гастролировал по Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке и Европе, а после взял отпуск на полтора года.

Embed from Getty ImagesИегуди Менухин, первая жена Нола Николас и дочь Замира

В молодости Иегуди застал Вторую мировую войну. Скрипач выступал для солдат союзных войск и выживших узников концлагерей, дал более 500 концертов. Для поддержки американских военнослужащих сняли музыкальную драму «Солдатский клуб», события в которой сопровождаются выступлениями звезд того времени. В картине Иегуди исполнил Ave Maria Франца Шуберта и «Полет шмеля» Николая Римского-Корсакова.

В 1945-м Менухин отправился на гастроли в Москву, став первым зарубежным исполнителем в Советском Союзе после войны, и исполнил двойной концерт Баха вместе с советским скрипачом Давидом Ойстрахом. Двумя годами позже Иегуди выступил в Берлине в знак примирения, став первым евреем, сделавшим это после холокоста.

До преклонных лет скрипач продолжал выходить на сцену как солист и как американский дирижер, занимался благотворительностью и миротворчеством, устраивал конкурсы и фестивали для молодых талантов, обучал начинающих музыкантов. В репертуаре Менухина были не только классические произведения. Так, Иегуди записал альбом «Запад встречается с Востоком» в дуэте с индийским виртуозом-ситаристом Рави Шанкаром. Также работал с французским джазовым скрипачом Стефаном Граппелли. Последний сольный концерт Менухин дал вскоре после 80-летнего юбилея.

Неизменная популярность

Брух также написал еще два скрипичных концерта, но ни один из них не приобрел такой же известности, как его первый, который по-прежнему пользуется большой популярностью как в репертуаре, так и в аудитории. Это было источником большого разочарования для Бруха, который написал Симроку:

«Ничто не сравнится с ленью, тупостью и тупостью многих немецких скрипачей. Каждые две недели ко мне приходит еще один с желанием сыграть первый концерт. Я стал грубым; и сказали им: «Я не могу больше слушать этот концерт — может быть, я написал только этот? Уходите и сыграйте раз и навсегда другие концерты, которые так же хороши, если не лучше ».

В 1903 году Брух посетил Неаполь, и местные скрипачи собрались неподалеку от того места, где он остановился, чтобы поприветствовать его. Брух пожаловался:

«Они стоят на углу Виа Толедо, готовые выступить с моим первым скрипичным концертом, как только я позволю себе быть увиденным. (Они все могут пойти к черту! Как будто я не написал других, не менее хороших концертов!) »

В 1996 году она была признана работой номер один в Classic FM (UK) Hall of the Слава слушателей радиостанции. В своем профиле Бруха Classic FM охарактеризовал концерт для скрипки как «одно из лучших произведений романтического периода».

В октябре 2019 года концерт был предметом BBC Radio 4 «Сказки из посоха» с Джошуа Беллом, впервые увидевшим оригинал.

Интересные факты

  • Сестры Менухины имели не менее интересную биографию. Хефциба была пианисткой, правозащитницей, лингвистом и писателем, Ялта стала пианисткой, художницей и поэтессой.
  • Имя Иегуди на иврите означает «еврей». О его истории Менухин рассказывал так. После переезда в США Мойше и Марута долго не могли арендовать квартиру, потому что многие хозяева не брали евреев. В тот момент женщина зареклась, что назовет будущего сына так, чтобы была сразу понятна его раса.
  • Музыкант придерживался пескетарианства, отказываясь от мяса, но употребляя в пищу рыбу и морепродукты.
  • Напротив штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже в 2019 году открыта набережная Иегуди Менухина.
  • Снимок скрипача в детстве иногда используют в тематическом апперцептивном тесте, применяемом для работы с эмоциональными нарушениями у пациентов.

Движения [ править ]

Внешний звук
Исполняет Ицхак Перлман с оркестром Концертгебау под управлением Бернарда Хайтинка
И. Форшпиль (Allegro moderato)
II. Адажио
III. Финал (Allegro energico)

Концерт в трех частях :

  1. Форшпиль : Allegro moderato ( соль минор )
    Первая часть необычна тем, что является форшпилем , прелюдией ко второй части и напрямую связана с ней. Пьеса начинается медленно, сначала мелодия исполняется флейтами , а затем становится слышно соло скрипки с короткой каденцией . Это повторяется снова, служа введением в основную часть движения, которая содержит сильную первую тему и очень мелодичную и, как правило, более медленную вторую тему. Движение заканчивается так же, как и началось, двумя короткими каденциями, более виртуозными, чем прежде, и заключительное tutti оркестра перетекает во вторую часть, соединенную одной низкой нотой из первых скрипок.
  2. Адажио ( ми-бемоль мажор )Медленное второе движение часто восхищаются за его мелодии, и , как правило , считается сердцем концерта. Темы, представленные скрипкой, подчеркнуты постоянно движущейся оркестровой партией, поддерживая движение и помогая ему переходить от одной партии к другой.

  3. Финал: Allegro energico ( соль мажор )Третья часть, финал, открывается интенсивным, но тихим оркестровым вступлением, которое уступает место заявлению солиста об энергетической теме в блестящих двойных остановках. Это очень похоже на танец, который движется в комфортно быстром и энергичном темпе. Второй предмет — прекрасный пример романтического лиризма, более медленная мелодия, которая несколько раз прерывается в движении, прежде чем танцевальная тема возвращается с фейерверком. Пьеса заканчивается огромным аччелендо, приводящим к яркому финалу, который становится все выше по мере того, как он становится все быстрее и громче, и в конечном итоге завершается двумя короткими, но грандиозными аккордами.

Личная жизнь

Первой женой музыканта стала Нола Николас, дочь австралийского промышленника и сестра первого мужа Хефцибы Менухин. В браке родились двое детей: в 1939-м — дочь Замира, годом позже — сын Кров. Во взрослом возрасте Замира вышла замуж за британского пианиста китайского происхождения Фоу Цонга.

В 1944-м, во время второго военного визита в Великобританию, Иегуди познакомился с английской балериной Дианой Гулд, с которой в дальнейшем связал личную жизнь. После развода с Нолой в 1947 году Менухин сразу же женился на Диане, свадьба прошла в Лондоне. Во втором браке родились двое мальчиков: Джерард и Джереми. Третий сын Алексис умер вскоре после рождения. Впоследствии наследники Менухина тоже прославились: старший известен как правый активист и отрицатель холокоста, младший стал пианистом.

В первой половине 50-х Иегуди открыл для себя йогу и позже стал ее популяризатором на Западе. Музыкант путешествовал по Индии, где познакомился с влиятельным йогом Айенгаром, которого привез в Европу, чтобы тот преподавал. Также Менухин брал уроки у Индиры Деви, открывшей первую студию йоги в Лос-Анджелесе. В 1953-м журнал Life публиковал фотографии Иегуди в различных позах эзотерической йоги. А на 100-летии Берлинского филармонического оркестра музыкант стоял на голове и дирижировал ногой.

Embed from Getty ImagesИегуди Менухин и жена Диана Гулд

Также скрипач был известным филателистом, три десятилетия собирал марки и даже руководил международной организацией Philatelic Music Circle. В 2001-м была учреждена премия Иегуди Менухина за лучшую марку на музыкальную тематику.

В середине 60-х Менухин получил звание почетного рыцаря Британской империи, спустя 20 лет принял британское гражданство и стал сэром Иегуди, а его супруга — леди Дианой. Позже музыкант стал бароном и занял место в британской палате лордов. Также скрипач получил почетное швейцарское гражданство.

История жизни талантливого музыканта не раз была рассказана им самим и запечатлена в искусстве. В 1977-м Менухин опубликовал автобиографию «Неоконченное путешествие», посмертно вышла книга его мемуаров «Странствия». В середине 90-х скрипач рассказал о себе в фильме французского режиссера Бруно Монсенжона «Скрипка века», съемки которого проходили в его доме в Греции. Посвящены жизни музыканта и другие документальные картины, сериалы и телепередачи, в том числе выпуск из цикла «Великие имена» на российском канале «Культура», который показали в январе 2022-го.

Violin Concerto No. 1 (g-moll), Op. 26

Композитор
Макс Брух
Год создания
1866
Дата премьеры
24.04.1866
Жанр
концертные
Страна
Германия

Имя Макса Бруха (1838—1920) не столь громко звучит в музыкальном мире, как имена Мендельсона и Брамса. Но его Скрипичный концерт № 1 соль минор, соч. 26, занимает достойное место в родословной великих романтических шедевров. Макс Брух родился в том самом году, когда Мендельсон сделал первые наброски своего Скрипичного концерта ми минор. Премьера Концерта Бруха прошла десять лет спустя после смерти Шумана. Десятилетием позже появился знаменитый Концерт для скрипки с оркестром Брамса. Однако есть еще один великий музыкант, чье искусство объединило названные скрипичные концерты в непрерываемую на протяжении столетия традицию. Его звали Йозеф Йоахим. На титульном листе партитуры Скрипичного концерта Бруха стоит посвящение: Йозефу Йоахиму в знак дружбы.

Эскизы концерта соль минор, возможно, относятся к 1857 году, когда 19-летний Брух закончил консерваторию в Кёльне, где его учителями были Фердинанд Хиллер и Карл Рейнеке. В 20 лет Брух уже преподает в консерватории музыкально-теоретические предметы. Одна за другой следуют премьеры его опер, ораторий, симфоний, инструментальных концертов, камерных анамблей, вокальных циклов… Особенной популярностью пользуются в Германии хоры Бруха. Он дирижирует оперными представлениями и симфоническими концертами в различных городах Германии и за границей. Среди учеников Макса Бруха – представители национальных композиторских школ, такие выдающиеся мастера ХХ века, как итальянец Отторино Респиги, англичанин Ральф Воан-Уильямс.

Интерес к национальным истокам музыки, к экзотическим культурам – родовая черта романтизма. К числу популярных произведений Бруха принадлежат «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром, Adagio на кельтские темы, еврейская мелодия «Кол Нидрей» для виолончели с оркестром, обработки русских и шведских песен и танцев… Современники высоко ценили дарование Бруха – пылкого романтика, превосходного и яркого мелодиста, мастера отточенной музыкальной формы, эрудита, блистательного профессионала. В один год (1893) с Чайковским, Сен-Сансом, Григом и Бойто ему было присвоено звание почетного доктора музыки Кембриджского университета. Летом 1864 года Брух, задумывая Концерт, вернулся к давним эскизам. Премьера первой редакции соль-минорного концерта cостоялась под управлением автора 24 апреля 1866 года в Кобленце. Автор, однако, продолжал совершенствовать сочинение. Рукопись переработанного концерта он послал летом 1866 года Йозефу Йоахиму, который впервые исполнил его в окончательной версии 7 января 1868 года в Бремене. Вскоре он прозвучал и в других городах. Его включили в свой репертуар Фердинанд Давид и Леопольд Ауэр, а затем и другие крупнейшие скрипачи мира.

Необычно строение концерта: все его части выдержаны в сонатной форме. В глухом рокоте литавр рождается вступление – поддержанный оркестром речитатив скрипки, напоминающий эпический рассказ рапсода. Ритмически упругий страстный «взлет» скрипки соло и широкая экспрессивно насыщенная лирическая мелодия – обе темы Allegro moderato подвергаются разработке в диалоге солиста и оркестра, в пассажах то лирико-элегических, то бурных, виртуозно-драматических. Краткая сольная каденция скрипки (на материале вступления) «незаметно» без перерыва вливается во вторую часть – божественное Adagio, подлинную жемчужину, впечатляющую редкой красотой мелодических образов. Напряженно пульсирующий ритм вступительных тактов Allegro energico предвосхищает размашистую горделивую главную тему финала. В ее отчетливо венгерском характере можно усмотреть своеобразный «комплимент» Йозефу Йоахиму (спустя годы так же поступит Брамс в финале своего Скрипичного концерта). В облике второй, широкой патетической темы преобладают гимнические черты. Концерт венчает энергичная блестящая кода.

Иосиф Райскин, mariinsky.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: