Челеста

Челеста

Челеста: история возникновения

Камертоны были разных размеров, что позволяло извлекать звук нужной высоты. Затем в 60-х годах 19 века Виктор Мюстель изобрел похожий инструмент, который назвали «дульситон».

Сын французского мастера Виктора — Огюст — решил заменить камертоны металлическими пластинами с резонаторами.

Таким образом, в 1886 году появился новый инструмент под названием «челеста».

Применение челесты в оркестровых партитурах и в составе ансамблей

Челеста — музыкальный инструмент с очень своеобразным звучанием. Впервые ее использовал Эрнест Шоссон. В среди партий оркестра музыки к пьесе Шескпира «Буря» была и челеста. Это было в 1888 году. Посетив Париж, Петр Ильич Чайковский заинтересовался звучанием этого инструмента.

В сочинениях композитора появляется партия услышанного инструмента. Наиболее известные произведения этого композитора с использованием челесты — баллада «Воевода» и балет «Щелкунчик».

Композиторы 20 века также интересовались этим необыкновенным инструментом.

Этот инструмент широко используется как оркестровый инструмент для придания музыке особого колорита и настроения. В оркестре партию челесты обычно исполняет пианист.

Если инструмент отсутствует, партию челесты можно исполнить на рояле. Партии челесты записываются, как и партии других клавишных инструментов, на двух станах, на октаву ниже от желаемого звучания.

Примечания

  1. ↑ .
  2. .
  3. ↑ , с. 201—202.
  4. ↑  (англ.) (7 мая 2016). Дата обращения: 21 мая 2020.
  5. Челеста // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1961. — Т. IX. — Стб. 509—512
  6. Дмитриев Г. П. Челеста // Ударные инструменты. Трактовка и современное состояние. — М.: Советский композитор, 1991. — С. 66—67. — 145 с.
  7. В настоящее время размер клавиш совпадает со стандартными фортепианными.
  8. Хащеватська С. С. Челеста // Інструментознавство. Підручник для вищих навчальних закладів культури і мистецтв ІІІ–ІV рівнів акредитації (укр.). — Вінниця: НОВА КНИГА, 2008. — С. 224. — 256 с.
  9. ↑ Челеста // Энциклопедический музыкальный словарь / Г. В. Келдыш. — М.: Большая советская энциклопедия, 1959. — С. 302. — 328 с.
  10. В ранних моделях инструментов несколько звуковых пластин были прикреплены к резонатору.
  11. Модр, Антонин. Музыкальные инструменты // Пер. с чеш. Л. А. Александровой. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. — С. 12, 186—187. — 266 с.
  12. У первых модификаций челест педаль располагалась по середине.
  13. .
  14.  (англ.). Yamaha — United States. usa.yamaha.com. Дата обращения: 24 мая 2020.
  15.  (англ.). Дата обращения: 20 мая 2020.
  16. По схожему принципу изготавливаются клавишные колокольчики, а также вставные клавишные колокольчики или вставная челеста для духового органа.
  17. П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1952. — Т. 2. 1884—1893 гг.. — С. 215. — 344 с. — (Труды Государственного дома-музея П. И. Чайковского).
  18. Шостакович Д. Д. Полное собрание сочинений. — М.: Музыка, 1982. — Т. 2. Симфония №3 и Симфония №4. — С. 148. — 381 с.
  19. Шостакович Д. Д. Полное собрание сочинений. — М.: Музыка, 1980. — Т. 3. Симфония №5 и Симфония №6. — С. 160. — 321 с.
  20. Шостакович Д. Д. Полное собрание сочинений. — М.: Музыка, 1984. — Т. 7. Симфония №13. — 241 с.
  21. Bartok, Béla. Music for Strings, Percussion and Celesta: Celesta Part (англ.). — New York: Boosey & Hawkes, 1939. — 6 p.
  22. ↑  (англ.) (2 апреля 2020). Дата обращения: 21 мая 2020.
  23. Womack, Kenneth. The Beatles Encyclopedia: Everything Fab Four (англ.). — Santa Barbara: Greenwood; Abridged edition edition, 2017. — P. 28. — 656 p. — ISBN 978-1440844263.
  24. . web.archive.org (2 ноября 2009). Дата обращения: 20 мая 2020.

Устройство челесты

Челеста — клавишный ударный инструмент. Звук извлекается путем удара молоточков по металлическим пластинам. Принцип работы этого инструмента схож и звукоизвлечением на фортепиано. Отличие в том, что молоточки ударяют не по струнам, а по небольшим металлическим пластинам со специальными резонаторами из дерева. Несмотря на внешнюю схожесть с фортепиано, звучание этих инструментов заметно отличается.

История челесты

Прародителем челесты можно смело назвать клавир, который был известен с конца 18 века. Челеста же появилась на сто лет позже благодаря Огюсту Мюстель, который смог усовершенствовать дульситон — инструмент, созданный его отцом. Сегодня мы можем наслаждаться божественными звуками челесты. Вокальная студия Solo в г. Санкт-Петербург осуществляет запись на бесплатное занятие пением всех желающих. Впервые публичное выступление челесты в составе симфонического оркестра состоялось в 1888 году. Приблизительно в это же время великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский услышал этот чудесный инструмент во время своего путешествия по Франции. Её звучание буквально поразило композитора своей чистотой и воздушностью и, вернувшись домой, он включил партию для челесты в один из своих самых знаменитых балетов, которые стали популярны во всем мире. В балете «Щелкунчик» одним из самых известных номеров является «Танец Феи Драже». Главную тему этого номера исполняет челеста, создавая поистине потрясающий звуковой эффект. Создаётся впечатление невесомости и прозрачности музыкального полотна. Таким образом, благодаря Чайковскому этот замечательный инструмент стали использовать музыканты и нашей страны.

Челеста в симфоническом оркестре

В качестве сольного инструмента челеста практически не используется. Но её звучание отлично гармонирует с симфонический оркестром, в состав которого она вошла. Зачастую партию челесты исполняет пианист оркестра, ведь принцип игры такой же, как при игре на рояле. В партитурах прошлых лет иногда присутствует партия стеклянной гармоники. На сегодняшний день этот инструмент в оркестре не используется, поэтому его партию исполняет именно челеста, имеющая схожее по тембру звучание. Возможно, партия челесты в симфоническом оркестре и не отличается виртуозностью, не имеет замысловатой мелодии, но при этом её звучание добавляет музыке некий шарм и неповторимый колорит.

Челеста в джазе

Если в составе симфонического оркестра челеста была известна в конце 19 века, то в джазовый коллектив она влилась несколько позже, приблизительно с 20-х годов 20 века. В своих произведениях звучание челесты использовали такие композиторы, как: Т. Монк, М. Л. Льюис, У. Л. Смит, Д. Эллингтон, О. Питерсон и другие музыканты.
Звучание челесты довольно самобытного, но именно это и способно внести в джазовую музыку некую изюминку, которая сделает произведение незабываемым.

Услышав звучание челесты однажды, каждый слушатель уже не сможет спутать её с каким-либо другим инструментом.

Интересные факты

Целеста – удивительный по звучанию инструмент. Может выглядеть как пианино, но звучание неповторимо.
Взять хотя бы интересный факт, связанный с балетом «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Во втором акте под хрустальные капельки мелодии танцует фея Драже. Создается впечатления, что горошины из стекла падают на серебряное блюдце, а потом отскакивают и пропадают. Другие же сравнивают данные звуки с падением капель воды. Замысел композитора смог стать реальностью благодаря «небесному». Чайковский восхищался им. И в то же время боялся делиться находкой. Храня тайну, с помощью П.И. Юргенсона сумел выписать инструмент из Франции. Тайна хранилась до самой премьеры.

Описанный факт лишь подтверждает неповторимость и уникальность челесты. Простой механизм позволяет получить незабываемые звуки «колокольчика». Вплоть до настоящего времени не существует инструмента, который смог бы стать альтернативой «небесному».

история

Преформинг челесты

В 1788 году ирландец Чарльз Глаггетт изобрел инструмент под названием Aiuton , звук которого, как говорили, не превосходил ни стеклянная губная гармошка, ни струнный инструмент с точки зрения «сладости» и мягкости . Чтобы добиться этого звука, Глаггетт прикрепил к полому корпусу несколько камертонов или металлических зубцов, по которым ударяли молотками, которые можно было перемещать с помощью клавиш. Этот инструмент с диапазоном от трех до шести октав так и не вышел за пределы экспериментальной стадии.

Производитель фисгармонии Виктор Мустель , изобретатель более поздней челесты, уже в 1866 году изобрел типофон , также инструмент с клавиатурой и камертонами для стимуляции звука. Говорят, что его звук был очень похож на звук Celesta, но он был намного тише и поэтому не мог преобладать. Этот инструмент более близок к дульцитону , который был изобретен компанией Thomas Machell & Sons в Глазго в 1874 году .

Современная челеста

Схема механизма челесты по Mustel .

Старая идея 18-го века, с одной стороны, производить максимально мягкий тон, сладкий звук, который, с другой стороны, достиг определенной громкости звука, наконец, привела к изобретению челесты примерно в 1868 году. Идея оснастить металлофон клавиатурой была известна уже из клавишного глокеншпиля.

Сын Виктора Мустеля Огюст Мустель получил в Париже в 1886 году патент на инструмент под названием «Селеста», который впервые был показан публике в 1889 году на Всемирной выставке в Париже . Диапазон был четыре октавы. Этот инструмент отвечал высоким звуковым требованиям и должен зарекомендовать себя как оркестровый инструмент. Селеста Mustel уже конструктивно соответствовала современному инструменту с клавишными, стальными пластинами, резонаторами, педалью и имела желаемое «сладкое» звучание.

В 1890 году компания J&P Schiedmayer , позже Schiedmayer Pianofortefabrik, произвела первую челесту в Германии на основе патента Mustel. Диапазон достигал более пяти октав и звучал от до до 5 . Поскольку самая низкая октава звучала неудовлетворительно, второе поколение селестинцев построило инструменты с четырехоктавным диапазоном, начиная со звучания c 1 . Производство Mustels прекратилось в середине 1970-х годов.

Компания Schiedmayer Celesta — единственный производитель, который производит инструменты со звуковыми панелями, пораженными сверху в соответствии с патентом Mustels, с диапазоном до пяти с половиной октав. С другой стороны, два других производителя от Celesten, Yamaha и Kolberg , используют адаптированные механизмы рояля, в которых звуковые панели ударяются снизу.

использовать

Селестист (1917).

Челеста занимает в основном место в оркестре . У него двойная природа: по способу изготовления он относится к ударным инструментам , но по способу игры он является клавишным . Обычно его играет пианист. Типичные партии, написанные для челесты, очень динамичны и часто требуют высокой степени виртуозности.

Эрнест Шоссон использовал его в 1888 году в камерном линейке наряду с флейты, скрипки и арфы в его непредвиденной музыки La Tempete для Шекспира пьесы Буря .

Петр Чайковский был одним из первых композиторов, использовавших этот инструмент в оркестре, в 1891 году в своей симфонической балладе «Воевода» . В его балетной музыке , написанной в 1892 году, челесту также можно услышать как солистку в танце сахарной феи . Даже Рихард Штраус использовал этот инструмент в опере «Кавалер роз» (с представлением серебряной розы во втором акте), в « Ариадне на Наксосе» и «Фрау оне Шаттен» .

Музыка для струнных инструментов, ударных и челесты венгерского композитора Белы Бартока и «Планеты » Густава Хольста, где челеста в последней части звучит как в конце, также часто звучит в концертных залах .

Челесту можно найти во многих произведениях американского композитора Мортона Фельдмана — например, в произведении « Часовня Ротко» для смешанного хора, соло и ансамбля 1971 года. Он часто используется пианистом в качестве второго инструмента; затем упоминается в партитуре как «фортепиано (также челеста)».

Фильм любителей музыки является инструментом , главным образом, главной темой Тема Хедвиг от Джона Уильямса » „Гарри Поттер“ — Саундтреки терм. Челеста также является частым «приглашенным инструментом» во многих других саундтреках к фильмам; его яркий тембр идеален для удвоения гамм деревянных духовых или струнных.

Джон Кейл играл в пьесе Ника Дрейка « Северное небо » на его альбоме « Брайтер Лейтер 1970», также он был одним из лучших.

Сегодня на челесте исполняются сложные партии глокеншпиля, которые изначально были написаны для клавишного глокеншпиля (например, в Зауберфлете» Моцарта ).

В академической музыке

Модель челесты «Студио» (c—f5) фирмы Schiedmayer

Введена в симфонический и камерный оркестры французскими и русскими композиторами. Первым челесту в оркестре применил Эрнест Шоссон в музыке к пьесе Шекспира «Буря» (). Во время своего визита в Париж «челесту Мюстель» услышал Пётр Ильич Чайковский и был так очарован её звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: симфоническую балладу «Воевода» (1891) и балет «Щелкунчик» (1892). Балетмейстер Мариус Петипа в либретто указал, что в сцене «Вариация феи Драже» должен слышаться звук падающих капель в фонтане. О приобретении этого инструмента композитор просил своего издателя Петра Юргенсона, но с условием, чтобы он эту покупку осуществил скрытно и о ней не стало бы известно другим российским композиторам раньше времени. В письме от третьего июня 1891 года Чайковский писал Юргенсону:

Узнав о приобретении этого «чудного инструмента», композитор в письме от 22 августа благодарил издателя и повторил просьбу о том, чтобы никто из посторонних его не услышал до премьеры «Воеводы». Также он писал, что челеста будет иметь «большую роль в моём новом балете».

Инструмент нашёл применение в симфоническом и камерном оркестрах. Густав Малер неоднократно применял челесту, например, в Симфониях № 6 (1903—1904) и №  (1906), а также в «Песне о земле» (1908—1909). Челеста используется почти исключительно как оркестровый инструмент для создания особого колорита Густавом Холстом в сюите «Планеты», Дмитрием Шостаковичем в четвёртой, шестой, тринадцатой, пятнадцатой симфонии, другими академическими композиторами. На челесте также исполняется партия стеклянной гармоники ― инструмента, вышедшего из употребления, но предусмотренного в сочинениях некоторых композиторов XIX века. Как правило, на челесте играет штатный пианист оркестра (в случае отсутствия челесты её партия может быть исполнена на фортепиано). В области инструментовки нашла применение для передачи различных колористических эффектов и наиболее часто используется в соединении с различными деревянными духовыми инструментами оркестра, арфой, колокольчиками, а также при таком приёме игры на струнных смычковых инструментах как пиццикато.

Также среди композиторов XX века использовали челесту в своих произведениях Клод Дебюсси («Море» 1903—1905; «Образы» 1905), Франц Шрекер (опера «Дальний звон», 1912), Имре Кальман (оперетта «Королева чардаша» (традиционное название для России — «Сильва»), 1915), Джордж Гершвин («Американец в Париже», 1928), Карл Орф («Кармина Бурана», 1935—1936), Бела Барток (Музыка для струнных, ударных и челесты, 1936), Бенджамин Бриттен (опера «Сон в летнюю ночь», 1960), Филип Гласс (опера «Эхнатон», 1984), Мортон Фельдман («Филиппу Густону», 1984) и другие.

Инструмент используется и в музыке для спектаклей и кинофильмов, например: Чарли Чаплин («Огни большого города»), Бернард Херрманн («Гражданин Кейн»), Ли Харлин и Пол Смит («Пиноккио»), Шостакович («Гамлет»). Особенно часто использовал челесту при создании музыки, в том числе и для фильмов американский композитор Джон Уильямс.

Использование

Создание нового инструмента повлекло его появление в различных произведениях. Наибольшую популярность получил в конце 19 и начале 20 веков.

Впервые целеста появилась в произведении У. Шекспира «Буря» в 1888 году. Применил ее в составе своей группы композитор Эрнест Шоссон. Это было триумфальное звучание академической музыки.

Данные выступления во Франции поразили П.И. Чайковского. Русский композитор восхищался услышанным и решил привезти данное звучание на родину. Звуки колокольчика появились в произведениях великого музыканта. Впервые в России событие произошло в 1892 году в Мариинском театре на премьере балета «Щелкунчик». В последующие годы подобные звуки появились в балладе «Воевода».

В классической музыке челеста появлялась и в других творениях известных композиторов. Г. Малер включил ее в симфонии №6 и №8, «Песнь о земле». Г. Холст – в сюиту «Планеты». Симфонии номер 4, 6 и 13 Дмитрия Шестаковича также содержат подобные звучания. Появлялся инструмент в операх «Сон в летнюю ночь» (Э. Бриттен), «Дальний звон» (Шрекер), «Эхнатон» (Ф. Гласс).

Звуки «колокольчика» встречались не только в симфонических произведениях. В начале 20 века подобные звучания начали появляться в совершенно ином стиле – джазе. Сюда могут относиться Э. Хайнс, Х. Кармайкл, О. Питерсон, Ф. Уоллер, М. Льюис, Т. Монк, Д. Эллингтон. Музыканты успешно использовали челесту в своих композициях.

Звучание челесты

Челеста оправдывает свое итальянское название, напоминая перезвон колокольчиков. Строение инструмента разработано так, что основные тоны усиливаются, и это смягчает звук и придает глубину звучанию.

По диапазону звучания подразделяется на 2 вида:

  • 4 октавы – от ноты “до” первой октавы до ноты “до” пятой. Является наиболее популярным типом инструмента.
  • 5 с половиной октав.

Для челесты ноты пишутся в скрипичном или басовом ключе на октаву ниже настоящего звучания. Это связано с тем, что при игре на данном инструменте звуки получаются октавой выше.

Строение челесты

Средняя высота челесты – 1 м, ширина – 90 см. По внешнему виду похожа на пианино или фисгармонию, но имеет более простой механизм извлечения звуков.

Инструмент состоит из деревянного корпуса и механизма для извлечения звука.

В корпусе имеется нотная полка. Под ней в 2 ряда расположены 49 клавиш, которые соединяются с деревянными, обитыми войлоком молоточками. Последние при нажатии на клавиши бьют по металлическим пластинам, находящимся на деревянных резонаторах. Каждой клавише соответствует отдельный резонатор. Резонаторы настроены на основные частоты пластин, поэтому усиливают и резонируют их звук. Это позволяет получить особое звучание в нижнем регистре.

Снизу корпуса, справа от его середины находится одна педаль, аналогичная правой педали форте у фортепиано. Ее механизм позволяет сохранить одну продолжительность для каждого тона. Нажимая на нее, исполнитель удлиняет или приглушает синхронное звучание.

Челеста по некоторым параметрам напоминаем глокеншпиль – оркестровые колокольчики. Но в отличие от них игра на челесте требует навыков обращения с ударно-клавишными инструментами. Поэтому в оркестрах на инструменте могут играть пианисты. Они же на фортепиано заменяют челесту, если инструмент отсутствует.

Описание и устройство

Схема механики челесты системы Мюстеля

По своему внешнему виду, размеру и отделке челеста похожа на небольшую фисгармонию или маленькое пианино. Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами клавиатуры фортепианного типа. Механизм молоточков напоминает фортепианный, но более простой конструкции. Молоточки ударяют по стальным пластинкам (иногда стеклянным, обтянутых замшей, войлоком), укреплённым на упругих деревянных коробчатых резонаторах. Такая конструкция усиливает основные тоны и делает звук очень мягким, глубоким и отдалённо напоминающим «небесный» перезвон колокольчиков, с чем и связано название инструмента. Чешский музыковед Антонин Модр отмечал, что по своему звучанию инструмент находится посредине между звуками рояля и колокольчика или же стеклянной гармоники. По его мнению звук челесты «нежный, почти эфирный и напоминает тембр арфы».

Единственная педаль челесты выполняет ту же функцию, что и у пианино (педаль форте) и расположена в современных моделях справа от середины по корпусу инструмента. Несмотря на внешнее сходство, способ звукоизвлечения челесты отличается от других клавишно-молоточковых инструментов, как механики фортепиано (молоточки ударяют по струнам вертикально), так и рояля (молоточки ударяют по струнам снизу). Диапазон челесты ― от c1 (до первой октавы) до c5 (до пятой октавы). В настоящее время изготавливается немецкой компанией Schiedmayer и японским производителем музыкальных инструментов Yamaha. Schiedmayer, являющийся продолжателем традиций мастера Мюстеля, изготавливает модели различного размера в следующих диапазонах: 4 октавы (с1—с5); 5 октав (c—с5); 5 ½ октав (c—f5) октав.

Звукоряд хроматический. Ноты для челесты пишутся в скрипичном ключе (реже в басовом) на двух нотоносцах (как в фортепиано) на октаву ниже действительного звучания. В партитуре симфонического оркестра её партия располагается под партией арфы и над партиями струнных инструментов.

Вопрос к какой группе инструментов следует отнести челесту является довольно дискуссионным. Антонин Модр включил её в группу идиофонических (самозвучных) ударных музыкальных инструментов, у которых звук образуется путём колебания упругого материала из которого они изготовлены (колокола, тарелки, там-там, гонг, ксилофон, тубафон, треугольник, кастаньеты). В музыкознании её относили также к ударно-клавишным, ударным или клавишным инструментам. По мнению композитора и музыковеда Георгия Дмитриева несмотря на то, что по способу звукоизвлечения челеста, в строгом понимании, не совсем классифицируется как ударный инструмент, но по характеру звучания, напоминающего колокольчики, её всё же принято относить к этой группе музыкальных инструментов.

Строительство

Вид на Челесту изнутри.

Челеста похожа на маленькое пианино или фисгармонию , поэтому состоит из корпуса с клавиатурой и педалью. Внутри — стальные пластины, резонаторы и сложный стопорный механизм. Генераторы первичного тона представляют собой стальные звуковые панели, которые размещаются на войлочных полосах над полыми деревянными резонаторами. По стальным пластинам сверху бьют молотками, покрытыми войлоком. Молотки механически связаны с клавиатурой. Как и в случае с фортепиано, не все молоточки челесты имеют одинаковый размер и вес: для низких нот молоточки большего размера с толстым слоем фетра производят особенно мягкий звук. Этот мягкий звук в нижнем регистре — одно из достоинств Celesta.

Селеста с удаленной задней стенкой.

Полый деревянный ящик прикреплен в качестве резонатора под каждой стальной пластиной и точно настроен на соответствующий основной шаг. Его задача — усилить основной тон и послевкусие соответствующего стального листа

Это особенно важно по акустическим причинам, поскольку в стальных пластинах высока доля негармонических составляющих. Резонатор продвигает основную частоту и подавляет негармонические составляющие

Это обеспечивает четкое впечатление от звука. Поскольку резонаторы нижних тонов занимают много места, они расположены с соответствующими стальными пластинами на двух уровнях, чередующихся сверху и снизу по всему диапазону.

Как и в случае с фортепиано, нажатие на педаль устраняет демпфирование, и ноты остаются.

Отличие от клавиатурного глокеншпиля

Самым важным отличием глокеншпиля от клавиатуры являются резонансные корпуса, которые увеличивают громкость и, таким образом, позволяют не только расширять тональный диапазон вниз, но также и касаться мягкими войлочными молотками. Это делает звук более мягким и фундаментальным, чем у глокеншпиля с твердыми молотками из металла или твердого пластика, которые приводят к металлическому проникающему звуку. 

Видео:

https://youtube.com/watch?v=W2wxl0095XU

Похожие новости.

Полицейские Вены заняты поисками осквернителя могил великих композиторов

Вот уже третью неделю подряд венские полицейские разыскивают неизвестного вандала, вскрыл могилы великих композиторов – Штрауса и Брамса. Осквернитель похитил челюсти усопших. Самое интересное, что похититель не делает из этого

Классический музыкальный инструмент: орган

В мире существует много музыкальных инструментов. Одни из них большие, стационарные, другие — маленькие, с ними можно свободно передвигаться, даже носить с собой и брать в гости, на природу и

Рекомендации по выбору волынки

Если вы хотите сделать что-то хорошо, то важно пересмотреть не только свои умения и навыки, но и те инструменты, которые будете использовать. Если вы повар, то у вас должна быть

Музыка и музыкальный инструмент шотландцев

Волынка — это не просто музыкальный инструмент шотландцев. Это такая же неотъемлемая составляющая шотландской культуры, как и клетчатые килты, и береты-тэм-о-шентеры.

Краткая история волынки
Волынка является одним из самых древних музыкальных инструментов

Известная российская певица Валерия и талантливый певец Валерий Меладзе сегодня выложили в Сеть ультрасовременный, новый клип на совместную песню «Не теряй меня». Просмотрев этот маленький киношедевр, можно поучаствовать в трогательной,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: