Записи
Соната для виолончели часто записывалась, исполнялась на сольных концертах для виолончели и фортепиано или в сборниках камерной музыки Дебюсси. В 1961 году Мстислав Ростропович и Бенджамин Бриттен исполнили ее в концерте на Альдебургском фестивале в концерте к премьере Сонаты для виолончели Бриттена ; Впоследствии они записали все произведения программы, сыграв произведения Дебюсси с «повышенным чувством выразительности». Соната для виолончели была записана в 1991 году виолончелистом Франсуа Гюйе и пианистом Паскалем Роже вместе с двумя другими поздними сонатами. Рецензент из Gramophone отметил, что Гайе играл «деликатные нюансы», а Роже обеспечил спонтанность и «необходимый дух каприза» во второй части. Он был записан виолончелистом Эдгаром Моро и пианистом Бертраном Шамаю в 2017 году в сборнике камерной музыки, включающем три поздние сонаты.
Структура и музыка
Дебюсси структурировал сонату в три части :
- Пролог: Великий пост, sostenuto e molto risoluto
- Серенада: модное аниме
- Финал: Аниме, страх и нервы
Последние две части соединяются attacca . Вместо использования сонатной формы Дебюсси следовал моделям монотематических сонат восемнадцатого века. Особое влияние на него оказала музыка Франсуа Куперена .
В пьесе используются лады , полнотональные и пентатонические гаммы , что типично для стиля Дебюсси. Он также использует многие типы расширенной техники виолончели, включая пиццикато левой рукой , смычок spiccato и flautando , ложные гармоники и портаменти. Произведение считается технически сложным. На выполнение работы уходит около 10 минут.
Первая часть, Пролог , написана ре минор , обычное время и отмечена (на итальянском языке) как медленная, выдержанная и очень решительная. Он открывается в стиле французской увертюры . Второй мотив — пентатоника . Средняя часть варьирует обе идеи и содержит каденцию для виолончели. Движение заканчивается «бормотанием» ре мажор.
Вторая часть представляет собой серенаду ре минор, обычное время , отмеченное (по-французски) как умеренно оживленное. Он структурирован в форме модифицированного такта , как песня. Музыка была описана как почти импровизационная и джазовая. Он полон хроматизма и был описан как «ироничный и сладострастный по характеру» и «капризный и изменчивый в речи» с испанскими элементами. Первый раздел состоит из трех мотивов, музыка виолончели напоминает гитару. Его разнообразное повторение использует гибкий темп. В контрастной части, отмеченной Vivace (живой) в размере 3/8, используются расширенные приемы виолончели, такие как флаутендо и флаттер . За ним следует укороченный повтор разнообразной части с распадающейся музыкой, ведущей к финалу.
Третья часть ре минор и размер 2/4 отмечена (по-французски) как живая и нервная. Это модифицированная форма рондо . Припев был описан как «откровенно атакующий». Первый куплет в испанском стиле. После модифицированного припева во втором куплете используется элемент припева в более медленном темпе с пометкой molto rubato con morbidezza . Третья версия припева ведет к коде с пометкой appassionato ed animando (страстная и воодушевляющая). Произведение завершается отрывистыми аккордами.
Cello Sonata (d-moll), L 135
Композитор
Клод Дебюсси
Год создания
1915
Дата премьеры
04.03.1916
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Франция
К концу 1915 года завершился период последнего подъема творчества Дебюсси, и наступил последний, сравнительно недолгий, но мучительный период его жизни.
В 1915 году Дебюсси написал ряд сочинений, совокупность которых свидетельствует об очень значительной творческой активности и о страстной борьбе композитора за возможность и право творить в условиях, столь неблагоприятных для его хрупкого и изысканного искусства. Естественно, что музыка Дебюсси при этом уже не смогла обрести свой прежний свободный полет, она тревожно билась посреди сомнений и колебаний, то ища одиночества, то пытаясь откликнуться на «злобы дня».
Дебюсси, следуя ранее наметившейся тенденции своеобразного неоклассицизма, задумал написать шесть сонат для различных ансамблей инструментов. Две из них (соната для виолончели и фортепиано и соната для флейты, альта и арфы) были сочинены летом 1915 года. В это же время возникли 12 этюдов для фортепиано и сюита «По белым и черным» для двух фортепиано.
Соната для виолончели и фортепиано сочинялась в конце июля и начале августа. Дебюсси посвятил ее (как и всю серию сонат) жене; а на первой странице подписал под своим именем слова — «французский музыкант», отныне постоянные.
При сочинении этой сонаты Дебюсси сознательно стремился к стилизации, воскрешая формы французских сонат XVII—XVIII веков и, одновременно, готовясь вложить в музыку программность старинной итальянской комедии (согласно первоначальному замыслу, соната должна была носить заглавие «Пьерро, поссорившийся с луной»). Но стилизация (как и обычно у Дебюсси) сочеталась с соблюдением собственного стиля. Сам Дебюсси писал по поводу этой сонаты Дюрану 5 августа 1915 года: «Не мне судить о ее совершенстве, но я люблю ее пропорции и форму — почти классическую в хорошем смысле слова».
Соната для виолончели и фортепиано импонирует ясностью конструкции и большим лаконизмом. В ней много изобретательности по части ритмов, гармоний и фактуры (в частности, партия виолончели очаровывает богатством регистровых контрастов и штрихов).
Однако Дебюсси не удалось создать в этом произведении что-либо подлинно свежее, открывающее новые горизонты. Он лишь с изысканным мастерством модернизировал старые сурово-сдержанные образы народных и грегорианских напевов, мелодики труверов и, напротив, накидывал на свои привычные краски полупрозрачный покров архаизирующей стилизации. Дебюсси, бесспорно, боролся (и очень последовательно) за «французский вкус», «французский стиль», но он делал это, как бы уклоняясь от задач окружающей жизни.
Волей-неволей, интересы формы начинали заслонять задачи эмоции. Возникала характерная музыка, высказывающаяся умно, изящно, с большим достоинством, но даже и не претендующая на то, чтобы захватить, увлечь (ведь этим была бы нарушена эстетика «аристократического» выражения чувств!). Когда же стихийная, подспудная эмоция все-таки прорывалась (как, например, в конце финала),— сразу делалось ясным, что она очень ослабела и не может сравниться с прежними «экстазами» Дебюсси. Жесточайшим и грубейшим деяниям войны композитор демонстративно противопоставлял нежное, узорчатое, хрупкое, как бы желая подчеркнуть, что пушки при всей своей злой силе неспособны уничтожить фарфор.
Ю. Кремлев
История и предыстория
Дебюсси сочинил сонату для виолончели как первую в проекте « Шесть сонат для разных инструментов », чтобы сочинить шесть сонат для разных инструментов. Это было вызвано исполнением Septet Сен-Сансом Septet, вдохновившим Дебюсси снова написать камерную музыку, которой он пренебрегал со времен своего струнного квартета 1893 года. В 1910 году ему поставили диагноз колоректальный рак , и он вообще не сочинял. Издатель Дебюсси Дюран поддержал проект, задуманный как дань уважения композиторам 18-го века Куперену и Рамо . На протяжении всей своей карьеры он предпочитал французскую клавишную музыку 18 века немецкому романтизму. Оставаться во французской традиции было также политическим заявлением во время мировой войны. Он назвал себя французским музыкантом на титульных листах произведений проекта.
Дебюсси запланировал три части , как и во французских традиционных сонатах. Он написал много произведений в трех частях, таких как Pour le piano , En blanc et noir и Iberia .
Дебюсси сочинил Сонату для виолончели как первую из множества за несколько недель в июле в нормандском приморском городе Пурвиль . 5 августа он написал своему издателю Дюрану, что пришлет рукопись того, что он назвал сонатой в «почти классической форме в лучшем смысле этого слова». Она была напечатана в декабре 1915 года.
Несмотря на другую информацию, премьера сонаты состоялась в лондонском Эолиан-холле виолончелистами К. Уориком Эвансом и Этель Хобдей 4 марта 1916 года. Она была сыграна в казино Сен-Пьер в Женеве в исполнении виолончелистов Леонса Аллара и Мари Пантес. Только 24 марта 1917 года состоялась французская премьера, которую дали в Париже виолончелист Жозеф Сальмон и Дебюсси.
Виолончелист Луи Росур заявил в примечаниях к программе, что Дебюсси связал музыку с персонажем Пьеро из комедии дель арте и хотел назвать сонату Пьеро «Сердитый на Луне» . Виолончелист, кажется, придумал это, написав: «Пьеро вздрагивает и стряхивает с себя оцепенение. Он спешит пропеть серенаду своей возлюбленной , которая, несмотря на его мольбы, остается неподвижной. Чтобы утешить себя в свою неудачу он поет песню свободы». Дебюсси подтвердил в письме Дюрану от 16 октября 1916 года, что виолончелист посетил его прошлой ночью и, похоже, неправильно понял его и музыку.
Дебюсси посвятил сонату, а на самом деле и весь проект, своей жене Эмме , написав « Шесть сонат для разных инструментов, которые предлагаются в честь Эммы-Клод Дебюсси (pm) Son mari Claude Debussy » (предлагаются шесть сонат для различных инструментов). в честь Эммы-Клод Дебюсси. Ее муж.). Он завершил только три из шести запланированных сонат, вторую для альта, флейты и фортепиано в октябре 1915 года и третью, сонату для скрипки, зимой 1916/17 года.
В 2008 году Беренрайтер опубликовал критическое издание сонаты под редакцией Регины Бэк. Она впервые использовала эскизы Дебюсси из частной коллекции, занимаясь балансом инструментов и проясняя неясности в автографе и первом издании.
Соната для виолончели стала основным продуктом современного виолончельного репертуара и считается одним из лучших шедевров, написанных для этого инструмента.