Джакомо Мейербер
Во всем этом нет ничего удивительного, в свое время французскую оперу «двигали» и другие иностранцы: итальянец Люлли или австриец Глюк. Никакой театр не захочет рисковать постановками, которые не будут востребованы публикой. Если в Париже того времени расцвела так называемая «большая опера», то есть грандиозная многочасовая постановка, еще и с балетными сценами — значит, парижанами именно такая опера была востребована. Причем для парижских театров писали не только французы, но и немцы, и итальянцы (Россини). Мейербер стал основателем «большой» французской оперы.
Джакомо МейерберФото: ru.wikipedia.org
Джакомо Мейербер (Якоб Либман Беер, 1791−1864 гг.) — крупнейший немецко-французский композитор своего времени. Один его брат — Михаэль Бер (Беер), известный драматург, другой брат — Вильгельм Бер, стал впоследствии известным астрономом (кратер на Марсе). Насколько я понимаю, Дж. Мейербер — отец жены немецкого художника Густава Карла Рихтера и дед философа Рауля Рихтера. Вот что значит пройти по ссылкам, хотя информации мало.
Главное творческое наследие Мейербера сфокусировалось в области «большой оперы». Самая известная опера — «Гугеноты», о Варфоломеевской ночи. Из соображений политкорректности название оперы часто менялось, в зависимости от страны, в которой ее ставили.
Мейерберу, как впоследствии и Мендельсону, пришлось выдержать нападки со стороны Рихарда Вагнера. Последний признавал огромную роль музыки Мейербера в становлении своего оперного стиля («без Мейербера я был бы ничто»), однако не мог удержаться от антисемитских выхлопов. Возможно, это определило дальнейшую нелегкую судьбу музыки Мейербера. В Третьем рейхе была запрещена музыка Мендельсона и Мейербера… Это — отдельная большая и грустная тема.
Роберт-Дьявол (3 акт 2 сцена, Балет монахинь), Парижская Опера (Зал Le Peletier), 1832 г.Фото: ru.wikipedia.org
В последние десятилетия, однако, замечательные оперы Мейербера вернулись на сцену. Несмотря на сложности постановки (а это действительно — «большая опера»), значительная часть оперного наследия великого композитора уже не только на концертных площадках, но и на театральных сценах большинства стран.
«Следующая остановка» — хронологически — Россия. Там творит Михаил Глинка.
Французский период
В 1825 году Мейербер по приглашению Россини посетил Париж и с 1827 года жил преимущественно во Франции.
В Париже Мейербер сблизился с драматургом Эженом Скрибом, ставшим его постоянным либреттистом. На либретто Скриба были написаны, в частности, оперы «Роберт-Дьявол» (1830) и «Гугеноты» (1835), принесшие композитору мировую славу.
В 1842 году прусский король Фридрих Вильгельм IV предложил Мейерберу пост генеральмузикдиректора театра «Королевские зрелища» в Берлине. На этом посту композитор проработал до 1846 года, написал несколько опер, в том числе «Лагерь в Силезии» (1844), в которой пытался возродить традиции немецкого зингшпиля, а также музыку к драме своего брата, М. Бера, «Струэнзе» (1846).
Как руководитель театра Мейербер, помимо своих собственных, ставил оперы К. М. Вебера; оказал протекцию Р. Вагнеру — и как композитору, поставив его оперу «Летучий Голландец», и как дирижёру. В дальнейшем Вагнер не раз поминал Мейербера недобрым словом в своих антисемитских сочинениях, представляя как образец «еврейства в музыке»; в то же время был вынужден признать: «Без Мейербера я был бы ничто».
В 1846 году Мейербер вернулся в Париж. Здесь в 1849 году в «Гранд-Опера» с большим успехом была поставлена его опера «Пророк» на либретто Скриба.
По предложению театра «Опера комик» Мейербер написал оперы «Северная звезда» (1854) и «Динора» («Плоэрмельское прощение», 1859), начал, но не закончил оперу «Юность Гёте». В 1862—1864 годах композитор работал над оперой «Африканка», которая была поставлена уже после его смерти; главную роль исполнил Франческо Таманьо.
Еврейские мотивы в музыке Мейербера
Мейербер всегда был известен как еврей; никогда не пытался креститься или скрыть свою еврейскую идентичность. Оставаясь верным иудаизму, Мейербер не только написал оперы на библейские сюжеты и музыку к Псалму 92 (91 в Синодальном переводе; 1853, для хора и солистов) и еще к 12 псалмам (для двух хоров), но и сочинил в 1820 г. по заказу синагоги в Лейпциге несколько пьес для органа на темы литургической музыки евреев Северной Франции. Нередко еврейские оттенки ощущаются в его произведениях, далеких от национальной тематики (например, «Песня ночной стражи» в опере «Гугеноты»).
Мейербер и его творчество часто подвергались при жизни и после смерти композитора злобным обвинениям, его имя обросло беспочвенными сплетнями. Эта травля сработала: с 1890 года произведения Мейербера ставились всё реже.
Начатая после 1955 г. (согласно завещанию Мейербера) публикация книги «Дж. Мейербер. Переписка и дневники» (тт. 1-2, издание продолжается; Берлин, 1960-70) Х. Беккера и его монография «Инцидент «Гейне—Мейербер» (Берлин, 1958) постепенно проясняют истоки несправедливого отношения к композитору.
В конце XX — начале XXI века всё большее число людей стало интересоваться работами Мейербера, и его оперы (прежде всего «Африканка») исполняются чаще. Например, лондонский Королевский оперный театр выступил его «Роберт-дьявол» в 2013 году впервые в 120 лет. Балетная сюита «Les Patineurs», основанная на опере «Пророк», была поставлена Константом Ламбером.
Гектор Берлиоз
Берлиоз — едва ли не первый композитор в мире, у которого в детстве не было клавишного инструмента (фортепиано). Он учился на дому, в основном образованием занимался отец — врач, а из музыкальных инструментов были только флейта и гитара.
Портрет юного БерлиозаФото: ru.wikipedia.org
А теперь на секундочку представим себе время, в котором была тишина. Это сейчас музыка (или то, что ею называется) звучит с утра до ночи отовсюду, а тогда ведь и близко такого не было. Чтобы послушать музыку, люди специально куда-то ездили (за исключением, конечно, церковных служб, где музыка звучала всегда). В случае с Берлиозом это интересно, потому что он изначально мыслил огромным и новаторским оркестром.
Хотя уже с раннего детства был очевиден интерес ребенка к музыке, родители отправили его в Париж учиться на врача. Но медицину Берлиоз быстро оставил, «сбился с пути» и поступил в консерваторию. Одно из своих первых произведений он написал по заказу одной из парижских церквей — это была Месса (напомню, что месса — это крупное церковное произведение). Также похоже, что Берлиоз — первый из музыкантов, который зарабатывал себе на жизнь журналистикой, и здесь он тоже получил признание своим острым пером.
Берлиоз перекладывает для оркестра «Марсельезу», разучивает ее с парижанами на баррикадах (во Франции было несколько революций, тогда была так называемая Июльская революция). Он влюбляется — эта история обязательно встретится в любой биографии гениального музыканта, поскольку именно любви молодого композитора к ирландской актрисе человечество обязано существованием «Фантастической симфонии».
Берлиоз получает долгожданную Римскую премию. Она дает возможность два года жить в Италии. Вернувшись в Париж, Берлиоз сталкивается с финансовыми трудностями, но случается неожиданное: великий скрипач Паганини дарит ему 20000 франков. Просто дарит. Сколько это на нынешние деньги — не знаю, но сумма огромная. Более чем щедрый дар помогает пережить тяжелые времена.
С музыкой Берлиоза все время происходило необычное: на родине ее не слишком жаловали, зато в других странах принимали очень хорошо. Когда Берлиоз по совету Оноре де Бальзака приехал в Россию, на одном из концертов в Московском манеже было зафиксировано 12000 зрителей.
Но у себя во Франции Берлиоз постоянно сталкивался с непониманием слушателей. К тому же, случилось страшное личное горе: его сын — морской офицер — погиб на Кубе от желтой лихорадки. Сам Г. Берлиоз умер в 1869 году.
Рукопись первой страницы Фантастической симфонииФото: ru.wikipedia.org
У Берлиоза обычно предлагается послушать «Фантастическую симфонию». Это интересная музыка, в которой появляется типичный «романтический герой», мятущийся и страдающий. Но это еще музыка, в которой и героиня «превращается» в ведьму на шабаше, где звучит знаменитая на весь мир старинная церковная мелодия «Dies irae», интегрированная в «музыку шабаша».
Совершенно уникальное явление — «Осуждение Фауста» Берлиоза — драматическая легенда для оркестра, солистов и хора. Написанное по мотивам Гёте, это произведение поражает своей драматургической мощью и необычностью музыки (особенно, в кульминации, где Фауст и Мефистофель на огненных конях проваливаются в ад).
«Действие» этого удивительного произведения Берлиоза происходит во многих местах. Сначала в Венгрии — и тогда звучит знаменитый Ракоци-марш, о котором нужна отдельная статья. Потом, как и у Гёте, — в реально существующем до сих пор кафе города Лейпцига. Знаменитое кафе «Погреб Ауэрбаха» в центре Лейпцига существует уже около 600 лет. Там есть «Зал Лютера» и, конечно же, «Зал Гёте», здесь великий поэт и услышал старую легенду о Фаусте, продавшем душу дьяволу. Действие одной части «Фауста» Гёте и одной части музыки Берлиоза также происходит в этом погребке.
Портрет Гектора Берлиоза, 1863 г.Фото: ru.wikipedia.org
Берлиоз и Терри Гиллиам
Последнее десятилетие — просто расцвет «музыкальной» кинорежиссуры. За оперы и другие жанры берутся крупнейшие мировые режиссеры, так называемые «культовые» (слово, конечно, не очень, но так принято говорить). Каждый фильм становится событием (как кино-оперы «Волшебной флейты» Моцарта). В театрах также случаются вполне авангардные постановки. К таким относится «Осуждение Фауста» — драматическая легенда Гектора Берлиоза для оркестра и хора. Очень сильная постановка выдающего кинорежиссера на музыку выдающегося композитора.
Могила Берлиоза на кладбище МонмартрФото: ru.wikipedia.org
Берлиоз был не единственный, кто работал во Франции в первой половине XIX века.
Братья Мейербера
Бер Вильгельм (1797–1850), брат Мейербера, астроном. Наследовал и развил банковское дело отца. Наблюдал планету Марс в собственной обсерватории в течение 1828, 1832, 1835 и 1837 гг. Его двухтомный труд о Луне (1837) и составленная им карта ее видимой поверхности долгое время считались образцовыми. Его именем названа одна из лунных гор.
Бер Михаэль (1800–33), брат Мейербера, драматург и поэт. Его пьесы с 1819 г. шли на сцене берлинского придворного театра и в Вене. Судьбе евреев он посвятил трагедию «Пария» (1826), призывавшую к равенству и терпимости и высоко оцененную И. В. Гете, а также поэму «Благочестивый раввин». Его самая известная драма «Струэнзе» (1828) — о борце за просвещение, датском министре, взошедшем на эшафот за свои убеждения и любовь к королеве, — долго не сходила со сцены.
Итальянский период
В Италии Мейербер жил до 1824 года; здесь он изучал итальянский оперный стиль, в том числе партитуры Дж. Россини, овладевал принципами вокального письма. В Италии были написаны оперы «Ромильда и Констанца», поставленная в Падуе в 1817 году, «Узнанная Семирамида» (1819, Турин), «Эмма Ресбургская» (1819, Венеция), а также для миланского театра «Ла Скала» оперы «Маргарита Анжуйская» (1820) и «Изгнанник из Гренады» (1822). Именно здесь к композитору пришло признание; наибольший успех имела опера «Крестоносец в Египте». Написанная в 1824 году, опера уже в 1825-м была представлена в Париже и Лондоне, а через несколько лет — в США и Бразилии).
В Германии же итальянские оперы Мейербера успеха не имели, а друзья по «Гармоническому союзу» восприняли перемены в его стиле как измену национальной традиции.
Ранние годы
Сын банкира, видного деятеля еврейской общины Берлина. В доме тщательно соблюдали еврейские традиции, была частная синагога.
Игре на фортепиано обучался с 1797 г. у Ф. Лауска, с 1803 г. у М. Клементи, теории музыки и композиции — у К. Ф. Цельтера и Б. А. Вебера, а с 1810 г. в Дармштадте у аббата Г. Й. Фоглера, у которого жил несколько лет и подружился с соучеником и композитором К. М. Вебером. Вместе с ним и другими организовал группу «Гармонический союз» с целью бороться за новую музыку. Некоторые биографы Мейербера указывают, что он уже около 1799 г. сочинил ко дню рождения деда кантату «Кол зимра» («Глас песнопения») на слова своего учителя иврита Б. Шотлендера (1763–1846). Рукопись этой неопубликованной кантаты находится в музыкальном отделе Библиотеки конгресса США.
К своей фамилии прибавил имя деда по материнской линии — по его настоянию; это было условием, чтобы дед объявил его своим единственным наследником.
Он начал свою музыкальную карьеру как пианист, но затем обратился к опере и провел несколько лет в Италии, изучая и сочиняя музыку.
Парижский период
В 1827–42 гг. Мейербер жил преимущественно в Париже. Новейшие романтические веяния в искусстве и дружба с драматургом Э. Скрибом, ставшим его либреттистом, стимулировали творческий взлет композитора. «Роберт-Дьявол» (1830) и «Гугеноты» (1835; по «Хронике царствования Карла IX» П. Мериме) принесли Мейерберу мировую славу и поставили его во главе создателей жанра большой оперы. Он проявил себя новатором, придав музыкальному действию динамичность и театральность, ариям, ансамблям, хорам — виртуозность, оркестровке — массивность и тембровое богатство.
Оперы Мейербера оказали влияние на музыкально-драматическое творчество Ж. Ф. Халеви, Ф. Э. Обера, Дж. Верди, Г. Доницетти, раннего В. Р. Вагнера, А. Серова, П. Чайковского и других. Но неорганичное соединение итальянской мелодики, немецкой гармонии и французской ритмики давали основание критике обвинять Мейербера в эклектизме, а погоня за нравившимися публике внешними эффектами привела впоследствии к борьбе с «мейерберовщиной» во имя правдивости и эмоциональной естественности в оперной музыке.