Перпетуум мобиле — что это такое, характеристики и особенности

Премьера «Евгения Онегина» в Мариинском театре

Иван Фёдоров, 10.02.2014 в 14:05, количество просмотров:
21422

Новая постановка оперы «Евгений Онегин» — бесспорная творческая удача Мариинского театра.

Спектакль режиссёра Алексея Степанюка покоряет бережным отношением к замыслу Чайковского, выразившемся в единстве «звучащего» и «происходящего» на сцене. Презрев принцип, по которому оперная партитура — лишь повод для создания собственной режиссёрской концепции, по сути, «нового» спектакля, Степанюк с полным знанием дела «всего лишь» раскрыл всё то, что было заложено в музыку гениальным русским композитором. Не в этом ли истинное предназначение интерпретатора?!

Море красно-жёлто-зелёных яблок, рассыпанных по полу, — беззаботно-весёлая атмосфера в саду усадьбы Лариных. Засохшие поваленные деревья — опустошённость Татьяны после отповеди Онегина, разбившей девичью мечту о любви и счастье. Пустая сцена, на которой лишь вращающееся колесо, символизирующее неотвратимый бег времени, изменчивость фортуны — сцена дуэли на заброшенной мельнице. Мрачная чёрно-серая Нева и Петропавловская крепость сквозь большие окна — предвестник трагической развязки, чопорный бал в Петербурге.

Изысканные костюмы по моде XIX века Ириной Чередниковой выгодно подчёркивают молодость и красоту главных героев. Именно на молодых певцов была сделана ставка музыкальным руководителем постановки Валерием Гергиевым, и она себя полностью оправдала.

Её сочный «медовый» тембр голоса, безо всякого напряжения наполняющий зал, отменная вокальная техника, естественность сценического поведения и, не в последнюю очередь, превосходные внешние данные — покорили. Настоящая Татьяна!

Под стать Татьяне была и младшая сестра Ольга в исполнении Екатерины Сергеевой: артистически раскованная с качественным меццо, очень музыкально исполнившая свою арию «Я не способна к грусти томной».

Однако в пении артиста иногда недоставало музыкальной тонкости, звуковая палитра была недостаточно разнообразной. Так, он обошёл стороной многие красоты арии «Вы мне писали», когда резкая смена гармонии в оркестре требует и иной краски в голосе. Местами было коротковато дыхание: певец брал его там, где и не следовало бы. Бондаренко предстоит большая работа и над пластической выразительностью, недостаток которой явно ощущался в заключительной сцене.

Тенор Евгений Ахмедов из Михайловского театра (Ленский) и бас Эдуард Цанга (Гремин) не произвели большого впечатления: в пении первого не хватало экспрессии и объёма голоса, вокализации второго — владения легато. Высокопрофессиональной работой отметилась Елена Витман (Филиппьевна).

Великолепная работа хорового коллектива Мариинки (хормейстер Андрей Петренко) как всегда заслуживает наивысших похвал.

Интерпретация дирижёра Валерия Гергиева отличалась неспешностью темпов, многообразием агогических нюансов, выпуклой фразировкой. Оркестр под его руководством стал чутким партнёром великолепному вокальному коллективу, царившему на сцене, помогая в полной мере раскрыться каждому участнику незабываемой премьеры.

Автор фото — Н. Разина и В. Барановский / Мариинский театр

Варианты вечных двигателей

Перечень конструкций вечных двигателей можно долго продолжать. С развитием радиотехники и электроники изобретатели пытались использовать для этого элементы электрических и радиосхем.

Среди интересных вариантов:

  • Водяной винт Роберта Флада. Водяное колесо, продолжающее молоть зерно под действием рециркулирующей воды.
  • Вечные часы Кокса, которые, по его словам, были созданы на основе механических и философских принципов.
  • Батарейка Карпена, которая была создана в 50-х годах прошлого века и до сих пор выдает напряжение.
  • Электрическая машина Ньюмана, которая, по его заявлению, выдает больше энергии, чем было затрачено.
  • НЛО-двигатель Отиса Карра, который использует неизвестную науке гравитационную энергию.

Georg Solti

Дата рождения
21.10.1912
Дата смерти
05.09.1997
Профессия
дирижёр
Страна
Великобритания, Венгрия

Кто из современных дирижеров является обладателем наибольшего числа премий и наград за записи на пластинки? Хотя такой подсчет, конечно, никогда не производился, некоторые критики справедливо полагают, что чемпионом в этой области оказался бы нынешний руководитель и главный дирижер лондонского театра «Ковент-Гарден» Георг (Джордж) Шолти. Почти ежегодно различные международные организации, общества, фирмы и журналы отмечают дирижера высшими отличиями. Он является обладателем премии имени Эдисона, присуждаемой в Нидерландах, премии американской критики, французской премии Шарля Кросса за запись Второй симфоний Малера (1967); его пластинки с операми Вагнера четыре раза получали «Гран-При» французской академии грампластинки: «Золото Рейна» (1959), «Тристан и Изольда» (1962), «Зигфрид» (1964), «Валькирия» (1966); в 1963 году этой же награды была удостоена его «Саломея».

Секрет такого успеха не только в том, что Шолти записывается много, причем нередко с такими солистами, как Б. Нильсон, Дж. Сазерленд, В. Виндгассен, X. Хоттер и другие артисты мирового класса. Главная причина в складе таланта артиста, который делает его записи особенно совершенными. Как заметил один из критиков, Шолти записывает методом «перевыполнения своих задач на двести процентов, чтобы в результате получить необходимые сто». Он любит еще и еще раз повторять отдельные фрагменты, добиваясь рельефности каждой темы, эластичности и красочности звука, ритмической точности; он любит работать с ножницами и клеем над магнитофонной пленкой, считая эту часть своего труда также творческим процессом и достигая того, что слушатель получает пластинку, где незаметны никакие «швы». Оркестр в процессе записи представляется дирижеру одним сложным инструментом, который позволяет ему добиваться осуществления всех его замыслов.

Последнее, впрочем, относится и к повседневной работе артиста, основная сфера деятельности которого — оперный театр.

Наиболее сильной стороной Шолти является творчество Вагнера, Р. Штрауса, Малера и современных авторов. Однако это не значит, что дирижеру чужд и мир иных настроений, иных звуковых образов. Свою разносторонность он доказал за годы уже довольно продолжительной творческой деятельности.

Шолти воспитывался в родном городе Будапеште, окончив здесь в 1930 году Музыкальную академию по классам 3. Кодаи как композитор и Э. Донаньи как пианист. Получив диплом в восемнадцать лет, он затем поступил на работу в Будапештский оперный театр и занял там в 1933 место дирижера. Международная известность пришла к артисту после встречи с Тосканини. Это произошло в Зальцбурге, где Шолти, как ассистенту-дирижеру, довелось как-то провести репетицию «Свадьбы Фигаро». Случайно в партере находился Тосканини, который внимательно прослушал всю репетицию. Когда Шолти кончил, наступила гробовая тишина, в которой раздалось лишь одно слово, произнесенное маэстро: «Bene!» — «Хорошо!». Вскоре об этом знали все, и перед молодым дирижером открылось блестящее будущее. Но приход к власти фашистов заставил Шолти эмигрировать в Швейцарию. Долгое время он не имел возможности дирижировать и решил выступать как пианист. И тут успех пришел очень быстро: в 1942 году он завоевал первую премию на конкурсе в Женеве, стал давать концерты. В 1944 году по приглашению Ансерме он провел несколько концертов с оркестром Швейцарского радио, а после войны вернулся к дирижерской деятельности.

В 1947 году Шолти возглавил Мюнхенский оперный театр, в 1952 году стал главным дирижером во Франкфурте-на-Майне. С тех пор Шолти гастролирует во многих странах Европы и с 1953 года регулярно выступает в США; однако несмотря на выгодные предложения, он категорически отказывается переехать за океан. С 1961 года Шолти стоит во главе одного из лучших театров Европы — лондонского «Ковент-Гардена», где он осуществил ряд блестящих постановок. Энергия, фанатичная влюбленность в музыку принесли Шолти всемирное признание: особенно его любят в Англии, где он получил прозвище «суперволшебника дирижерской палочки».

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

Публикации

Джордж Шолти: Perpetuum Mobile 07.09.2017 в 21:44

Столетие Шолти 22.10.2012 в 22:48

К 100-летию Георга Шолти (operanews.ru) 21.10.2012 в 17:17

Джордж Шолти — маэстро Божьей милостью (operanews.ru) 21.10.2000 в 19:02

Поплавковый вечный двигатель

Perpetuum mobile первого рода

Боги заставили Сизифа тащить в гору камень, который срывался и катился вниз. Изобретатели этого двигателя решили, что закон Архимеда может работать не хуже наказанного царя Коринфа. Связанные в цепочку запаянные поплавки всплывают в воде, а на воздухе опускаются под действием силы тяжести, вращая соединенные с ними колеса.

На самом деле. Проблема в том, что при входе в воду поплавки должны преодолеть ее сопротивление и приподнять всю цепочку, чтобы высвободить для себя место. На это уходит ровно столько же энергии, сколько «вырабатывает» двигатель. Без участия богов лишней энергии не получится.

Грозят ли Дому музыки концерты Николая Баскова

07.06.2004 в 23:46, количество просмотров:
5645

После Хворостовского, Сковхуса и
Гулегиной и в ожидании Дамы Кири Те Канава свою очередь в июньском
вокальном натиске отпел Хосе Каррерас, выступивший с единственным
«неаполитанским» концертом в Доме музыки в сопровождении
спиваковского НФО, которым продирижировал молодой племянник звезды
Давид Хименес (маэстро с привлекательной внешностью киногероя
сорвал изрядные аплодисменты не только за нее, но и за фрагменты из
хачатуряновского «Спартака» и испанских сарсуэл). А если мыслить
декоративно, то концерт Каррераса неким символическим образом
закольцевал в нынешнем сезоне серию мемориальных визитов трех
выдающихся теноров эпохи, плавно уходящих в историю.

Чисто по-человечески Первопрестольная любит Каррераса, пожалуй,
даже больше Паваротти и Доминго и начиная с 1989 года уже,
наверное, сбилась со счета его приездам – она всегда рада
элегантному испанскому дону с любым репертуаром, в любом
пространстве (от Большого театра до Красной площади и Гостиного
Двора) и в любом окружении (от «крестной матери» в искусстве
Монтсеррат Кабалье до безголосых попсовых манекенщиц вроде Эммы
Шаплин). И Каррерас платит взаимностью – в Москве с ее недоразвитой
гастрольной инфраструктурой он пел куда чаще и куда сердечнее, чем
его «старшие братья» по теноровой троице.

Во все времена было принято искать блох у великих, тем паче на
«закате богов». Но, несмотря на свои бархатные сумерки, Каррерас
настолько не заслужил подобной процедуры, что любая музыкальная
критика должна молчать перед удивительной судьбой и душевной
красотой этого большого человека. Каррерас – истинный феникс оперы,
восставший из смертельного пепла лейкемии. Страшный диагноз был
поставлен в 1987 году во время обычного посещения дантиста, а уже в
1990-м он пел в первом шоу трех теноров в термах Каракаллы, которое
было задумано как салют коллег в честь его возвращения, но и как
сбор средств в пользу созданного Каррерасом фонда по борьбе с
лейкемией. Ясно, что все можно объяснить чудесами современной
медицины, но этот случай говорит и о безграничной сверхчеловеческой
силе, и о нечеловеческой воле, и, конечно, о чем-то мистическом,
что нельзя объяснить словами. Причем главное чудо было в том, что
певец смог вторично родиться в профессии и еще почти на 10 лет
занять прежние позиции на изрядно помолодевшем рынке вокальной
силы.

Каррерас всегда делал свое дело красиво, с достоинством гранда. Он
знает свои возможности и, как настоящий профессионал, не станет
браться за то, что не сможет сделать хорошо и качественно. Сейчас
он почти не выступает в опере (последней его новой ролью в конце
90-х был раритет «Слай» Вольфа-Феррари) и главным образом поет
«популярные» концерты по всему свету. По репертуару, в который, к
сожалению, большей частью входили второстепенные неаполитанские
песни, кое-что испанское из нового альбома «Энергия» и даже «Был у
Христа-младенца сад» Чайковского на французском, московский рецитал
мэтра носил ненавязчиво легкий, развлекательный, но и слегка
траурно-ностальгический характер. Ностальгия дымком легкой грусти
шептала нам, что прежнего Каррераса, которого мы знаем по записям,
больше не будет. Траурность в выступление кумира внесла все та же
неумолимая жизнь – накануне концерта скончался друг и партнер певца
по сцене Николай Гяуров, память которого по просьбе Каррераса зал
почтил минутой молчания.

Отметивший недавно 30 лет в профессии, 58-летний Каррерас поет
сегодня то, что может петь. Конечно, это спрос и предложение,
скажем так, не для высоколобых снобов и развращенных вокальных
гурманов, тем более не для специалистов и профессионалов. По сути
это самая настоящая эстрада домохозяек, расцветающих под Баскова, и
для богатых, любящих престижные тусовки. (Из той же серии, видимо,
и «кремлевский концерт» Хворостовского на Красной площади с ариями,
военной патриотикой и президентом вперемешку.) Но не окажется ли со
временем так (в порядке гиперболы), что, по крупицам сдавая свои
академические высоты, ММДМ сможет когда-нибудь выгодно предоставить
свою сцену не только под корпоративные вечеринки Rolex’а с участием
Паваротти, но и под эстрадные мероприятия или конкурсы красоты? В
консерватории, к слову, уже не раз певали и Николай Басков, и
Александр Малинин, и некий бизнесмен, рекламками которого были
обклеены в прошлом сезоне внутренности вагонов метро и которому
хватило денег выкупить Большой зал аж на несколько своих
«концертов». Вряд ли Концертхаус в Вене или Карнеги-холл в
Нью-Йорке могут себе позволить подобное. Впрочем, это уже тема
другой статьи.

Андрей Хрипин, ng.ru

Другие варианты неограниченно действующих агрегатов

Вечные двигатели пытались спроектировать не только в виде кольца с грузами. Так, Роберт Флад придумал колесо, которое под действием силы рециркулирующей воды перемалывает зерно.

Кокс создал вечные часы, основываясь на принципах механики и философии. В пятидесятых годах 20 века Карпен изобрёл батарейку, которая до настоящего времени не разрядилась. Ньюман спроектировал агрегат, который, по словам автора, затрачивает энергии гораздо меньше, чем потребляет.

Несмотря на объективную невозможность создать перпетуум мобиле, энтузиасты думают над его проектами, придумывают новые конструкции и разрабатывают машины. Насколько успешны новые изобретения – покажет время, но только в том случае, если получится преодолеть известные ныне законы физики.

Будем благодарны за Вашу поддержку!

Невозможное возможно

Игрушка «Пьющая птичка», наклоняющаяся к бокалу с водой. Действие основано на испарении жидкости в бокале и охлаждении головы птички. С высыханием бокала движение прекращается.

Вечное движение возможно. По крайней мере, оно не противоречит квантовой механике и первому закону Ньютона (материальная точка сохраняет состояние покоя или равномерного движения до тех пор, пока внешние воздействия не изменят этого состояния). Не так давно астрономы университета Миннесоты обнаружили в космосе «великое ничто» — пустое пространство протяженностью около миллиарда световых лет. Если представить себе, что в нем отсутствуют всякие взаимодействия, то камень, брошенный там, двигался бы с постоянной скоростью вплоть до смерти Вселенной. То есть фактически вечно.

Однако когда речь заходит о вечном двигателе, обычно имеется в виду система, вырабатывающая больше энергии, чем потребляющая (теряющая ее на трении, сопротивлении воздуха и т. п.), благодаря чему ее можно использовать для каких-либо бытовых нужд. До изобретения паровых или электрических приводов единственным универсальным и мобильным источником энергии были мускулы. Пружинные и маятниковые механизмы годились лишь для приложения малой силы в течении длительного времени (часы). Самыми мощными стационарными двигателями были водяные и ветряные мельницы.

Это сильно ограничивало механиков. Например, в средние века не составляло труда соорудить потолочный вентилятор или эскалатор, но кто бы смог безостановочно крутить их сутки напролет? Вполне логично, что люди мечтали о «халявном» источнике энергии. Их фантазия была ограничена технологиями того времени, поэтому по нынешним меркам вечные двигатели древности выглядели трогательно и примитивно.

Изобретатели вечного двигателя

Счет изобретателям вечного двигателя идет на тысячи. Попытки создать его предпринимали и великие люди. Среди эскизов Леонардо да Винчи был обнаружен эскиз перпетуум мобиле. Никола Тесла и Майкл Фарадей тоже пытались создать такое устройство.

В XVIII веке алхимик и инженер Иохан Бесслер, известный также как Орфиреус, создал «действующую» модель вечного двигателя. Устройство представляло собой деревянное колесо, обтянутое тканью, с осью в центре, которое вращалось в запертой пустой комнате 14 дней. «Самодвижущиеся колесо» произвело сенсацию в обществе. Им заинтересовался даже Петр Первый, когда молва дошла до России. Орфиреус категорически отказался раскрыть секрет своего изобретения. Служанка Бесслера, поссорившись со своим хозяином, рассказала, что колесо двигали она и брат алхимика, дергая за шнурок из соседней комнаты.

В зависимости от развития науки изобретатели пытались создать двигатели с использованием магнитов, электрических батареек, водяных струй.

Аббат Джузеппе Дзамбони создал «вечный электромотор» на основе сухой батарейки без использования кислоты. Маятник на батареях Дзамбони работал несколько десятилетий, уже после смерти изобретателя.

В 1775 г. французская академия наук объявила, что не будет рассматривать более проблемы вечного двигателя и квадратуры круга.

Подозрительные типы

Физики делят вечные двигатели на два типа.

Любая машина, получившая энергию, производит эквивалентную ей работу и (или) тепло. Если работы или тепла больше, чем энергии, мы имеем дело с вечным двигателем первого типа — самым популярным среди изобретателей. Представим, что какой-то мрачный гений поставил несбалансированное колесо на чудо-подшипник. Достаточно один раз толкнуть его — и оно должно крутиться, ускоряясь до тех пор, пока не разлетится на части. Это называется «нарушением закона сохранения энергии».

Двигатель второго типа полностью преобразует окружающее тепло в работу, игнорируя второе начало термодинамики. Сегодня высказываются предположения о том, что создание некоего подобия такого устройства все же возможно, если речь идет о преобразовании не просто тепла, а темной энергии или темной материи, из которой создана наибольшая часть нашей Вселенной.

Вечные двигатели в фантастике можно тоже поделить на четыре категории.

«Водопад» Эшера (1961). Вода вращает колесо, поднимается наверх и снова участвует в работе.

Самый простой вид вечного двигателя основан на неких магических эффектах. К примеру, в романах Уэллса упоминается чудо-материал «кейворит» с сильными антигравитационными свойствами. Если изготовить колесо, половина которого сделана из кейворита, оно будет крутиться с постоянным ускорением. В мирах фэнтези вечный двигатель не востребован, ведь вместо конструирования громоздкого механизма всегда можно сотворить перманентное заклинание (уборка помещения в диснеевском «Ученике волшебника», либо горшочек, варящий бесконечное количество каши в сказке Андерсена).

Вечный двигатель второго вида — «невозможный механизм» — действует с заведомым нарушением законов природы и имеет чисто умозрительный характер. Хорошим примером такой парадоксальной конструкции служит водяная мельница нидерландского художника Мориса Эшера (1898—1972).

К третьему — «субъективному» виду вечного двигателя относится агрегат, работающий так долго, что для практического опровержения его «вечности» не хватит даже нескольких человеческих жизней. Источником энергии здесь обычно служат какие-либо «вечные» природные явления.

«Атмос». Заплатите свыше тысячи долларов и сэкономьте на батарейках.

Этот вид возможен не только в фантастике. Например, часы «Атмос» швейцарской фирмы Jaeger-LeCoultre работают от суточных колебаний температуры воздуха. Они заполнены этилхлоридом, который расширяется при нагреве и заводит пружину. Для минимизации трения крутильный маятник совершает лишь 1 оборот в минуту (в 150 раз медленнее, чем у обычных часов). Перепада в 1 градус достаточно, чтобы часы шли два дня. Теоретически, эти часы могут пережить не одного владельца. Но на практике гарантийный срок обслуживания разных моделей «Атмоса» составляет 20—30 лет.

Ещё один вид устройств, которые можно принять за вечный двигатель, — преднамеренно усложненные механизмы длительного действия, выполняющие какую-либо примитивную задачу. Обывателю трудно понять цель и принципы их работы.

Столкнувшись с таким «вечным двигателем», можно на 99% быть уверенным, что его «изобретатель» — жулик. Чрезмерные усложнения конструкции нужны лишь для того, чтобы запутать наблюдателя и скрыть реальный источник движения (обычно — мощная пружина, спрятанная в пустотелой оси какой-либо шестеренки).

Бесконечное движение шарика по желобу «вибрационного механизма». «Изобретение» художника Рейдара Финсруда можно увидеть в его галерее в Осло.

Это интересно

Часы Артура Беверли.

В университете Отаго (г. Данидин, Новая Зеландия) находятся механические часы, построенные Артуром Беверли в 1864 году. Они заводятся от перепадов атмосферного давления и суточных температур. Часы работают уже 143 года. Этот эксперимент считается самым длительным в мире, однако термин «субъективный вечный двигатель» здесь неприменим. Их останавливали несколько раз для чистки, устранения поломок, а также в тех редчайших случаях, когда среднесуточная температура и давление были стабильны. Самыми старыми в мире работающими часами считаются куранты собора в Солсбери (Великобритания), установленные примерно в 1386 году.

Айзек Азимов не одобрял идею получения энергии из ничего. Он считал, что человечество будет развиваться, «сжигая» звезды. Вечно это длиться не может, однако писатель вышел из положения с присущей ему элегантностью: в рассказе «Последний вопрос» два пьяных техника задали суперкомпьютеру вопрос о том, как можно обратить энтропию вспять и продлить жизнь Вселенной (получив, таким образом, бесконечную энергию). Суперкомпьютер думал триллионы лет, постоянно эволюционируя, а в конце света, после тепловой смерти Вселенной, нашел ответ и сказал: «Да будет свет». Это можно понять следующим образом: энергия вечна, только вечно использовать ее нельзя. Рано или поздно все придется начинать с начала.

Существуют игры, позволяющие почувствовать себя сумасшедшим ученым, — например, The Incredible Machine (TIM) или Armadillo Run. Последняя якобы более реалистична, однако и в том, и в другом случае программы просчитывают физику таким образом, что умелый игрок может сконструировать вечный двигатель.

TIM и Armadillo Run.

* * *

Ничто не вечно, даже двигатели. Благородные безумцы древнего мира проектировали устройства, принципов действия которых они не понимали, и убеждали себя в том, что их машины будут работать вечно. Им на смену пришли ловкачи, проявлявшие чудеса изобретательности лишь в области сокрытия реальных источников энергии их двигателей. Сегодняшние непризнанные гении стремятся быть «ближе к народу», предлагая самый ходовой ресурс — бесконечное количество электроэнергии. А пока они доводят свои генераторы до ума, вы можете за несколько долларов купить на их сайте видеоролик, показывающий тестовую модель в работе. Раньше это было дешевле — посмотреть на колесо, крутящееся в амбаре, стоило лишь пару медных монет.

Наибольшая часть искренних попыток изобрести вечный двигатель приходится на людей без особых познаний в физике, но обладающих «золотыми руками» и страдающих от «творческого зуда». Интересно, что около трети из них — пенсионеры. В подавляющем большинстве случаев их проекты основаны на идеях вековой давности, причем авторы не ограничиваются одним «изобретением». Озарение приходит к ним чуть ли не каждый день, поэтому революционные чертежи поступают в патентное бюро не единицами, а килограммами.

В каком-то смысле вечный двигатель действительно существует — в виде его вечных поисков. Он работает по замкнутому циклу: то, на чем обожглись средневековые естествоиспытатели, сегодня вновь красуется на испытательных стендах. Но, может быть, это и к лучшему, ведь однажды именно так был придуман паровой насос, а Архимед перед тем, как крикнуть «Эврика!», собирался всего лишь помыться.

Демон Максвелла

Для иллюстрации второго начала термодинамики и для объяснения что это такое — перпетуум мобиле, Джеймс Максвелл придумал некое фантастическое существо, которое находится в замкнутом объеме и, как мячики для пинг-понга, бросает молекулы с большой температурой в одну сторону сосуда, а с маленькой температурой — в другую. В результате одна часть сосуда нагревается, а другая охлаждается без использования дополнительной энергии. Если пренебречь энергией, которую должен получать демон Максвелла, перед нами практически вечный двигатель. Остается придумать такого демона, который бы согласился работать, ничего не потребляя. Образ демона Максвелла встречается и в литературе. В романе братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» демоны Максвелла открывают и закрывают двери НИИЧАВО. Кен Кизи использовал этот образ для демонстрации взаимоотношений добра и зла в человеческом обществе. Демон Максвелла «первого рода» есть и у Станислава Лема.

Устройства, которые работают вечно, продолжают изобретать до сих пор. И некоторым удается даже получить патент. Правда, патентные бюро избегают наименования «вечный двигатель», но суть от этого не меняется. Так, в 2005 г. американец Борис Вольфсон запатентовал некое устройство на основе антигравитации, которое, ничего не потребляя, создавало бы силу тяжести на борту космических кораблей, а в 1995 г. американский патент получил наш соотечественник Александр Фролов за «устройства для создания полезной работы без применения внешних источников».

Название «перпетуум мобиле» относится не только к физике и неким конструкциям. Его можно встретить и в музыке. Так называются быстрые музыкальные пьесы, которые как бы не кончаются. Пьеса с таким названием есть и у Шопена.

При исследованиях определенных квантовых процессов иногда кажется, что закон сохранения энергии нарушается. Потом физики дают этому объяснение, но какое-то время кажется, что чудо возможно. Перпетуум мобиле — что это такое, как ни чудо!

И такое чудо существует. Это вечное стремление человека двигаться к новым горизонтам, исследовать космос, подниматься на Эверест и спускаться в Марианскую впадину.

Радужные мечты

Фантазия рисовала ему широчайшие перспективы применения невиданной машины как универсальной. В обращении к сенатору И. Я. Аршеневскому он писал, что «вечные двигатели» могут быть использованы для перевозки различных тяжестей и на

для транспортировки орудий во время войны,

для движения морских военных кораблей.

Ради столь заманчивых перспектив, считал Кулибин, стоит поработать. И он работал, стараясь не афишировать свои опыты, не демонстрируя модели. Для этого были причины. Кулибин опасался критики и насмешек со стороны учёных мужей. В письме к Аршеневскому он жаловался, что многие учёные

Алексей Пятериков был учеником и другом Ивана Петровича, талантливым часовых дел мастером. По воспоминаниям его сына, Кулибин очень не любил, когда ему советовали оставить безуспешные опыты.

Кулибин разработал целый ряд моделей своей машины. За основу он взял старую идею, известную ещё со времён Леонардо да Винчи, а именно – колесо с перемещающимися внутри него грузами. Последние должны были всё время занимать положение, нарушающее равновесие, и вызывать, казалось бы, безостановочное вращение колеса. Конструкция моделей изменялась, усложнялась. Увы, результат, как и следовало ожидать, оставался прежним. Преодолеть неумолимый закон сохранения энергии не удавалось даже Кулибину – изобретателю Божьей милостью.

Известные учёные, спроектировавшие perpetuum mobile

Среди тех, кто придумал конструкцию перпетуум мобиле широко известны такие имена:

  • Джузеппе Дзамбони;
  • Иоганн Эрнст Элиас Бесслер.

Кроме указанных, идеей создания работающего неограниченное время двигателя «болели» Леонардо да Винчи, Пётр Первый, Майкл Фарадей, Никола Тесла, Иоганн Бесслер. При этом алхимик даже создал свой непрерывно действующий агрегат (в пустом помещении установили деревянное колесо на оси и обтянули его тканью) и заставил его непрерывно работать две недели. Однако, после его смерти секрет «вечного» двигателя Бесслера был раскрыт: брат инженера и служанка двигали колесо за шнурок, находясь в соседнем помещении. Довольно долго (не один десяток лет) проработал перпетуум мобиле Джузеппе Дзамбони — маятник на сухих батареях без кислоты (электромотор).

Генератор Бедини

Жульнический perpetuum mobile (первого рода)

В 1984 году американский электрик Джон Бедини закрепил на колесе магниты, поставил рядом индукционную катушку и пару аккумуляторов. Когда магнит приближался к катушке, он возбуждал в ней ток, заряжающий аккумулятор. А когда удалялся, электроника подключала другой аккумулятор, который питал катушку, отталкивал магнит и раскручивал колесо. Через некоторое время батареи менялись местами. Бедини утверждал, что заряд батарей полностью восстанавливается, а колесо может совершать дополнительную работу за счет «свободной энергии» неизвестной науке природы.

На самом деле. На практике колесо, разумеется, останавливалось, но с хорошими аккумуляторами крутилось достаточно долго, чтобы впечатлить дилетантов и убедить их заплатить за набор для сборки вечного двигателя в домашних условиях.

«Вечный двигатель» изобретён!

Осенью 1801 г. Иван Петрович возвратился из Петербурга на родину, в Нижний Новгород. Он и здесь не оставил поиски «вечного движения». Прошло много времени, наступил 1817 г. И вот однажды в столичной газете «Русский инвалид» за 22 сентября Кулибин прочёл заметку, прозвучавшую для него подобно грому. В заметке сообщалось, что некий механик Петерс из Майнца

Далее описывался сам двигатель, имевший вид колеса диаметром 8 футов и толщиной 2 фута.

Это известие (разумеется, ложное) привело старого изобретателя в неимоверное волнение. Ему показалось, что Петерс присвоил его идеи, похитил его любимое детище, которому он, Кулибин, отдал многие десятилетия напряжённого труда. С лихорадочной поспешностью он начал стучаться ко всем, имевшим власть и влияние, в том числе, и к самому царю, Александру I.

Отставлена далеко в сторону осторожность, забыта былая секретность. Теперь Кулибин откровенно пишет, что давно работает над созданием «машины вечного движения», что уже недалёк от разрешения этой задачи, но ему требуются средства на продолжение последних опытов. В «просительных записках» он напоминает о своих прежних заслугах, просит разрешения вернуться в столицу, чтобы заняться постройкой железного моста через Неву, а главное, продолжить создание «вечного двигателя»

В «просительных записках» он напоминает о своих прежних заслугах, просит разрешения вернуться в столицу, чтобы заняться постройкой железного моста через Неву, а главное, продолжить создание «вечного двигателя».

Уже серьёзно больной Кулибин спешит использовать остатки своей энергии на осуществление неосуществимого. Ему представляется, что в вариантах «вечного двигателя», ранее им же самим отвергнутых, есть рациональное зерно, что забракованы они зря.

Вечная история

Бхаскара II: ртуть в колесе.

Первый вечный двигатель был придуман почти 9 веков назад. Индийский математик и астроном Бхаскара II предложил крепить к колесу сосуды с ртутью, изогнутые таким образом, чтобы во время вращения она перетекала из одного конца емкости в другой. По его замыслу колесо крутилось бы постоянно. Вероятнее всего, для ученого это был лишь символ вечного круговорота бытия (сансары, «протекания»).

Бхаскара вряд ли считал свою философскую модель вечным двигателем, однако арабские и европейские исследователи отнеслись к этому вопросу абсолютно серьезно. Несбалансированное колесо стало классикой «вечного двигателестроения». В 13 веке французский архитектор Виллар де Оннекур воспользовался той же схемой, заменив ртуть молоточками. На практике такое колесо найдет точку равновесия и остановится, не сделав даже полного оборота.

Вечные двигатели да Винчи (кодекс Форстера II, стр.90-91) и их современные модели

Леонардо да Винчи заинтересовался идеей вечного двигателя, создал несколько чертежей… и объявил о том, что ни один такой аппарат работать не будет. Он критиковал все попытки изобретателей создать очередное «волшебное колесо», однако мысль о принципиальной невозможности вечного двигателя стала аксиомой лишь двести лет спустя — когда в 1775 году Парижская академия наук перестала принимать патентные заявки на подобные устройства.

Вместе с тем Леонардо оставил чертежи водяной мельницы, вращаемой поднимаемой ею же водой, не снабдив их критическими комментариями. Считал ли он возможным вечный двигатель на воде — неизвестно.

Мельница Леонардо

Увлечение несбалансированными колесами уступило место моде на замкнутые схемы «устройство А вращает устройство Б, которое двигает устройство А». Философ, астролог и алхимик Марк Антоний Зимара (1460—1523), незнакомый с водяной мельницей да Винчи, описал ветряную мельницу, на которую дули огромные меха, приводимые в движение вращением этой самой ветряной мельницы.

Марк Зимара, как и Дон Кихот, сражался с ветряными мельницами.

В 1610 году нидерландский изобретатель Корнелиус Дреббел построил первые механические часы с автоподзаводом от перепадов атмосферного давления. Машина, представлявшая собой золотой глобус и показывавшая не только часы, но и даты с временами года, по меркам того времени казалась настоящим «вечным двигателем». За Дреббелом закрепилась слава мага и алхимика.

Трудно сказать, насколько качественно она была исполнена (к примеру, часы Atmos разрабатывались лучшими швейцарским инженерами в течение нескольких десятков лет). Но, учитывая, что Дреббел был невероятно талантлив (построил микроскоп с двумя линзами, подводную лодку для английского флота, изобрел инкубатор для цыплят с термостатом, автоматически регулирующим температуру, а также пытался создать воздушный кондиционер), разумно предположить, что его часы могли работать без поломок многие месяцы, если не годы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: