Tatyana Shlykova-Granatova
Дата рождения
1773
Дата смерти
1863
Профессия
балерина
Страна
Россия
Жемчугова была старше подруги на пять лет. Она родилась в 1768 году в семье кузнеца – коваля. Ее родители были крепостными князей Черкасских. По отцовскому ремеслу ей дали фамилию Ковалева. Позднее, когда граф Шереметев, чьей подругой она была много лет, решил с ней обвенчаться, по его приказу были сфабрикованы документы, доказывающие, что артистка происходит из рода польских шляхтичей Ковалевских.
Девочка росла в доме родственницы Шереметевых, княгини Марфы Михайловны Долгорукой. За хороший голосок ее взяли в домашний театр – на воспитание. Затем Прасковья обучалась светским манерам, пению, музыке, французскому и итальянскому языкам. Она училась у лучших русских актрис: Е. Сандуновой и М. Синявской
Когда Николай Петрович заинтересовался юной девушкой, он был прежде всего пленен ее необыкновенным певческим даром, благодаря которому Параша быстро завоевала его особое внимание и расположение. Вскоре он специально для любимой выстроил большой театр в Останкине
За время артистической карьеры она спела около пятидесяти партий, и театр составлял для нее смысл существования.
На их тайном венчании присутствовали лишь два свидетеля – знаменитый архитектор Джакомо Кваренги и бывшая крепостная актриса театра Татьяна Шлыкова-Гранатова. Но счастье их длилось недолго. 23 февраля 1803 года, через три недели после рождения сына Дмитрия, Прасковья Ивановна скончалась.
В память о жене Шереметев приказал окружить заботой Гранатову – «содержать ее в доме и иметь все возможное о ней и ее спокойствии попечение и ничем не нарушать ее мирное пребывание».
Шлыкова-Гранатова родилась в 1773 году в семье крепостного оружейника. С семи лет Татьяна была взята в домашнюю театральную школу Шереметевых, где и подружилась с Прасковьей Ковалевой. Там она получила воспитание не хуже, чем девочка из хорошей дворянской семьи: французский язык, итальянский язык, пение, музыка. Но ярче всего ее талант проявился в танцах. Именно поэтому Шлыкова-Гранатова, выступавшая так же в комедиях и операх, числилась танцовщицей. Она исполнила оперные партии: юной самнитянки в «Самнитских браках» Гретри, Клариссы в «Смешном поединке» Паизиелло.
В оширном балетном репертуаре шереметевского театра она исполняла самые различные роли, от партий в дивертисментных па-де-де и па-де-труа до комедийных и пантомимных. Современники вспоминали ее царевну Креузу в «Медее и Язоне», королевну в «Инесе де Кастро». Она начала выступать еще совсем маленькой девочкой и уже в 1785 году танцевала перед императрицей Екатериной, удостоившись высочайших похвал.
Судя по репертуару Татьяны Шлыковой-Гранатовой, а также по ее портрету, написанному крепостным художником Николаем Аргуновым, она исполняла главным образом роли совсем юных девушек. Тоненькая, стройная, с хорошо посаженной маленькой головой, с умными выразительными глазами, Татьяна была одинаково хороша и в игровых, и в танцевальных эпизодах.
К сожалению, ее сценический путь оказался недолог. К 1800 году спектакли шереметевского театра почти прекратились. Артистка, оставшись в графском доме, исполнила слово, данное умиравшей подруге, – заменила мать ее маленькому сыну, а потом помогала растить ее внука. В 1803 году она получила вольную, но Шереметева не покинула. Образованная, знающая языки и литературу артистка имела много знакомых в мире искусства. Особенно она сблизилась с «арзамасцами» – литературным кружком, в котором участвовали Жуковский, Пушкин, Батюшков и другие поэты начала девятнадцатого века.
Шлыкова-Гранатова до последних дней сохранила горячую любовь к своему искусству. По воспоминаниям внука Николая Петровича Шереметева, она уже в глубокой старости любила присутствовать на уроках танцев, которые давал молодому графу знаменитый Огюст Пуаро, и хорошо помнила все балетные термины. «Татьяна Васильевна до самой старости любила говорить о танцевальном искусстве, – писал он. – Раз даже показала она, как надобно становиться на кончики пальцев, и уверяла, что это вовсе не трудно». Очевидно, русские танцовщицы на рубеже веков тоже экспериментировали с пальцевой техникой, хотя свидетельств этого не осталось. Умерла Татьяна Шлыкова-Гранатова в 1863 году.
Д. Трускиновская
ГРАНА́ТОВА
В книжной версии
Том 7. Москва, 2007, стр. 623-624
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРАНА́ТОВА (псевд.; наст. фам. Шлыкова) Татьяна Васильевна , рос. актриса, танцовщица и певица. Родилась в семье крепостного оружейного мастера графов Шереметевых . С 7 лет выступала на сцене крепостного театра П. Б. и Н. П. Шереметевых. Обучалась музыке и танцам у Ш. Ле Пика в С.-Петербурге. Работала под руководством хореографов Ф. и К. Морелли, А. Чианфонеля (Жанфонели), Дж. Соломони, считалась первой танцовщицей труппы. Принимала участие в комедиях («Обольщённый» имп. Екатерины II), операх («танцующее соло» – «Алина, королева Голкондская» П. А. Монсиньи; вокальные партии Клариссы – «Смешной поединок» Дж. Паизиелло и Ж. Н. Меро, Прияты – «Притворная любовница» Паизиелло), балетах (Аннетта – «Аннетта и Любен» Л. Гранье, Креуза – «Медея и Язон» Ж. Ж. Родольфа, Королевна – «Инесса де Кастро» А. Буальдьё). Близкая подруга П. И. Жемчуговой , Г. присутствовала на её венчании с гр. Н. П. Шереметевым и с 1802 служила при ней в с.-петерб. «Фонтанном доме». В 1803, после смерти графини, получила вольную, но осталась в доме графа до конца жизни, воспитывала его сына и внука.