Шлыкова гранатова татьяна васильевна биография

Tatyana shlykova - turkcewiki.org

Tatyana Shlykova-Granatova

Дата рождения
1773
Дата смерти
1863
Профессия
балерина
Страна
Россия

Жемчугова была старше подруги на пять лет. Она родилась в 1768 году в семье кузнеца – коваля. Ее родители были крепостными князей Черкасских. По отцовскому ремеслу ей дали фамилию Ковалева. Позднее, когда граф Шереметев, чьей подругой она была много лет, решил с ней обвенчаться, по его приказу были сфабрикованы документы, доказывающие, что артистка происходит из рода польских шляхтичей Ковалевских.

Девочка росла в доме родственницы Шереметевых, княгини Марфы Михайловны Долгорукой. За хороший голосок ее взяли в домашний театр – на воспитание. Затем Прасковья обучалась светским манерам, пению, музыке, французскому и итальянскому языкам. Она училась у лучших русских актрис: Е. Сандуновой и М. Синявской

Когда Николай Петрович заинтересовался юной девушкой, он был прежде всего пленен ее необыкновенным певческим даром, благодаря которому Параша быстро завоевала его особое внимание и расположение. Вскоре он специально для любимой выстроил большой театр в Останкине

За время артистической карьеры она спела около пятидесяти партий, и театр составлял для нее смысл существования.

На их тайном венчании присутствовали лишь два свидетеля – знаменитый архитектор Джакомо Кваренги и бывшая крепостная актриса театра Татьяна Шлыкова-Гранатова. Но счастье их длилось недолго. 23 февраля 1803 года, через три недели после рождения сына Дмитрия, Прасковья Ивановна скончалась.

В память о жене Шереметев приказал окружить заботой Гранатову – «содержать ее в доме и иметь все возможное о ней и ее спокойствии попечение и ничем не нарушать ее мирное пребывание».

Шлыкова-Гранатова родилась в 1773 году в семье крепостного оружейника. С семи лет Татьяна была взята в домашнюю театральную школу Шереметевых, где и подружилась с Прасковьей Ковалевой. Там она получила воспитание не хуже, чем девочка из хорошей дворянской семьи: французский язык, итальянский язык, пение, музыка. Но ярче всего ее талант проявился в танцах. Именно поэтому Шлыкова-Гранатова, выступавшая так же в комедиях и операх, числилась танцовщицей. Она исполнила оперные партии: юной самнитянки в «Самнитских браках» Гретри, Клариссы в «Смешном поединке» Паизиелло.

В оширном балетном репертуаре шереметевского театра она исполняла самые различные роли, от партий в дивертисментных па-де-де и па-де-труа до комедийных и пантомимных. Современники вспоминали ее царевну Креузу в «Медее и Язоне», королевну в «Инесе де Кастро». Она начала выступать еще совсем маленькой девочкой и уже в 1785 году танцевала перед императрицей Екатериной, удостоившись высочайших похвал.

Судя по репертуару Татьяны Шлыковой-Гранатовой, а также по ее портрету, написанному крепостным художником Николаем Аргуновым, она исполняла главным образом роли совсем юных девушек. Тоненькая, стройная, с хорошо посаженной маленькой головой, с умными выразительными глазами, Татьяна была одинаково хороша и в игровых, и в танцевальных эпизодах.

К сожалению, ее сценический путь оказался недолог. К 1800 году спектакли шереметевского театра почти прекратились. Артистка, оставшись в графском доме, исполнила слово, данное умиравшей подруге, – заменила мать ее маленькому сыну, а потом помогала растить ее внука. В 1803 году она получила вольную, но Шереметева не покинула. Образованная, знающая языки и литературу артистка имела много знакомых в мире искусства. Особенно она сблизилась с «арзамасцами» – литературным кружком, в котором участвовали Жуковский, Пушкин, Батюшков и другие поэты начала девятнадцатого века.

Шлыкова-Гранатова до последних дней сохранила горячую любовь к своему искусству. По воспоминаниям внука Николая Петровича Шереметева, она уже в глубокой старости любила присутствовать на уроках танцев, которые давал молодому графу знаменитый Огюст Пуаро, и хорошо помнила все балетные термины. «Татьяна Васильевна до самой старости любила говорить о танцевальном искусстве, – писал он. – Раз даже показала она, как надобно становиться на кончики пальцев, и уверяла, что это вовсе не трудно». Очевидно, русские танцовщицы на рубеже веков тоже экспериментировали с пальцевой техникой, хотя свидетельств этого не осталось. Умерла Татьяна Шлыкова-Гранатова в 1863 году.

Д. Трускиновская

ГРАНА́ТОВА

В книжной версии

Том 7. Москва, 2007, стр. 623-624

Скопировать библиографическую ссылку:

ГРАНА́ТОВА (псевд.; наст. фам. Шлы­ко­ва) Тать­я­на Ва­силь­ев­на , рос. ак­три­са, тан­цов­щи­ца и пе­ви­ца. Ро­ди­лась в се­мье кре­по­ст­но­го ору­жей­но­го мас­те­ра гра­фов Ше­ре­ме­те­вых . С 7 лет вы­сту­па­ла на сце­не кре­по­ст­но­го те­ат­ра П. Б. и Н. П. Ше­ре­ме­те­вых. Обу­ча­лась му­зы­ке и тан­цам у Ш. Ле Пи­ка в С.-Пе­тер­бур­ге. Ра­бо­та­ла под ру­ко­во­дством хо­рео­гра­фов Ф. и К. Мо­рел­ли, А. Чи­ан­фо­не­ля (Жан­фо­не­ли), Дж. Со­ло­мо­ни, счи­та­лась пер­вой тан­цов­щи­цей труп­пы. При­ни­ма­ла уча­стие в ко­ме­ди­ях («Оболь­щён­ный» имп. Ека­те­ри­ны II), опе­рах («тан­цую­щее со­ло» – «Али­на, ко­ро­ле­ва Гол­конд­ская» П. А. Мон­си­ньи; во­каль­ные пар­тии Кла­рис­сы – «Смеш­ной по­еди­нок» Дж. Паи­зи­ел­ло и Ж. Н. Ме­ро, При­яты – «При­твор­ная лю­бов­ни­ца» Паи­зиел­ло), ба­ле­тах (Ан­нет­та – «Ан­нет­та и Лю­бен» Л. Гра­нье, Кре­уза – «Ме­дея и Язон» Ж. Ж. Ро­доль­фа, Ко­ро­лев­на – «Инес­са де Ка­ст­ро» А. Бу­аль­дьё). Близ­кая под­ру­га П. И. Жем­чу­го­вой , Г. при­сут­ст­во­ва­ла на её вен­ча­нии с гр. Н. П. Ше­ре­ме­те­вым и с 1802 слу­жи­ла при ней в с.-пе­терб. «Фон­тан­ном до­ме». В 1803, по­сле смер­ти гра­фи­ни, полу­чи­ла воль­ную, но ос­та­лась в до­ме гра­фа до кон­ца жиз­ни, вос­пи­ты­ва­ла его сы­на и вну­ка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: