Виды фагота
В истории развития фагота можно выделить три основных вида:
- Квартафагот. Этот инструмент отличался большими размерами. Музыка для него писалась аналогично музыке для обычного фагота, но звучание происходило на кварту выше. В наше время не используется.
- Фаготино (квинт-фагот). Имел меньшие размеры. Звучание происходило на квинту выше написанных нот. Есть предложения использовать фаготино для обучения детей, чтобы упростить переход к игре на фаготе.
- Контрафагот. Этот инструмент сохранил место в симфоническом оркестре. Устройство контрафагота аналогично фаготу, но звучит контрафагот на октаву ниже.
Одна из разновидностей фагота – контрфагот.
педагогика
Важными авторами фаготных школ и сборников исследований являются Юлиус Вайссенборн , Людвиг Мильде , Аламиро Джампьери и Карел Пивонка . Большинство из них сами играли на фаготе, а некоторые известные фаготисты по-прежнему очень успешны в качестве учителей, например, Клаус Тунеманн и Милан Туркович, которые помогли бесчисленному количеству студентов занять важные должности в международных оркестрах.
Долгое время из-за размеров и веса инструмента обучение игре на фаготе начиналось только в возрасте тринадцати лет. Между тем, похоже, действует правило, согласно которому молодой фаготист должен быть как минимум на «два пальца в ширину» или «в ширину на одну руку» больше, чем его инструмент, так что есть также девятилетние фаготисты. Однако с 1990-х годов конструкции меньших, перемещающихся вверх четвертого и пятого фаготов, которые вымерли в 18 веке, были восстановлены для уроков младших школьников («фагот»). Для этих инструментов постоянно создаются новые упражнения и пьесы; однако эта практика поддерживается не всеми учителями фагота.
Список опубликованных фаготовых школ обеспечивает обзор фаготовых школ , опубликованных за последние 250 лет.
Инструмент 2012 года
В 2012 году фагота был признан в Государственном музыкальном Шлезвиг-Гольштейн Совета
В этом году ему было уделено особое внимание с целью пробудить осведомленность и возродить энтузиазм по поводу инструмента. На многочисленных разнообразных концертах, семинарах и мероприятиях энтузиазм был вызван конкретными тембрами, техникой игры и тонкостями игры на фаготе
Landesmusikrat собирал, публиковал и рекламировал многочисленные мероприятия, связанные с фаготом .
Оркестр Немецкая Ассоциация приветствует и поддерживает эти кампании , а также.
Где используется инструмент
Нельзя сказать, что фагот всегда занимал какое-то важное место среди оркестровых инструментов — поначалу он исполнял всего лишь функцию усиления и поддержки басовой партии. Начиная с XVII в., для него стали писать сольные и ансамблевые произведения, а в XVIII в
— обновленный фагот получил широкое распространение и вошел в состав оперных оркестров
Начиная с XVII в., для него стали писать сольные и ансамблевые произведения, а в XVIII в. — обновленный фагот получил широкое распространение и вошел в состав оперных оркестров.
Репертуар «дульцианов» состоит из творчества таких композиторов, как Кайзер, Шпеер, Люлли, Телеман, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Вебер, Россини, Сен-санс, Глинка, Чайковский и другие — все они считали фагот ярким в мелодическом и техническом планах инструментом.
Это достаточно редкий инструмент, что во многом зависит от сложности игры на нем. Отличается яркой эффектной «внешностью», и таким же звучанием — именно поэтому без него не обходится ни один симфонический, а зачастую и духовой оркестр.
Виды фагота: разновидности инструмента
В настоящее время распространены виды фагота двух систем: французской и немецкой — отличаются механикой клапанов.
Существуют две разновидности фаготов – непосредственно классический инструмент и контрафагот — имеющий дополнительную октаву в нижнем регистре.
В былые времена были популярными следующие разновидности дульцианов:
- Дискант-фагот;
- Альт-фагот;
- Пикколо-фагот – данные виды, в основном звучали на кварту или квинту выше;
- Фаготтино или «малый фагот» – звучит на октаву выше современного инструмента. Был распространен до XIX в.
Данные разновидности отличаются высоким строем и были распространены в XVI-XVII вв.
Звучание
Фагот – это инструмент с богатым и глубоким звучанием. Он относится к семейству деревянных духовых инструментов и является самым низким в этой группе. Звук фагота можно охарактеризовать как тембрально насыщенный и характерный.
Уникальность звучания фагота обусловлена его конструкцией. Инструмент состоит из длинной трубы с множеством отверстий и одного или нескольких клапанов. При игре на фаготе музыкант использует свои губы и играет через особый набор частичек, называемых «тонков.» Их специальное размещение на фаготе позволяет формировать уникальный звук.
Звучание фагота характеризуется глубоким и насыщенным басовым диапазоном. Однако инструмент способен также производить звуки среднего и высокого регистров, варьируя тембр и громкость. Фагот способен передавать различные эмоции и настроения, что делает его популярным инструментом в оркестрах и ансамблях.
Звучание фагота может быть обогащено использованием различных техник игры, таких как легато, стаккато, трели и т.д. Также музыкант может контролировать естественные резонансы инструмента и создавать эффекты, которые добавляют экспрессии в музыку.
История происхождения
Фагот появился в XVI веке в Италии. Имя изобретателя до сил пор остается неизвестным. Он пришел на смену духового инструмента “бомбарда”. Первый фагот имел внушительные размеры, поэтому для удобства перемещения он состоял из отдельных частей. Совершенствование конструкции оказало позитивное влияние на тембр музыкального инструмента.
Инструмент стал приобретать популярность. Он был включен в число инструментов оперного оркестра. Огромный вклад в популяризацию внес Антонио Вивальди. Тридцать девять его концертов продемонстрировали возможности этого инструмента. Он на несколько десятилетий предвосхитил развитие музыки. Скачки по регистрам, стремительные переходы, изумительные пассажи стали массово применяться значительно позже.
Фагот в восемнадцатом веке часто солировал в концертных симфониях. Самые известные из них были написаны Гайдном и Моцартом. С развитием оперы роль его в оркестре возросла
Этот мало используемый прежде инструмент привлек внимание композиторов. Количество сольный партий возросло
Старинный экземпляр инструмента (19 век).
История выбора музыкального инструмента
Выбор музыкального инструмента в истории человечества был в значительной степени обусловлен целями и потребностями оркестра или ансамбля. Оркестр — это совокупность различных инструментов, которые создают разнообразные звуки, объединяясь в гармоничное целое. Каждый инструмент имеет свой уникальный тимбр, который легко вписывается в общую акустику перформанса и подчеркивает гармоничность мелодии.
В ходе развития музыки человек создавал и играл на различных музыкальных инструментах. Впервые древними людьми были использованы простые инструменты, сделанные из естественных материалов, таких как дерево или кость. С течением времени инструменты стали сложнее, с появлением механизмов и дополнительных дольк.
В различных культурах и эпохах использовались разные виды инструментов. Однако духовые инструменты всегда занимали особое место в музыкальном мире. Кларнет, саксофон и фагот — одни из самых известных и популярных духовых инструментов в оркестре.
Выбор фагота, а не кларнета или саксофона, может быть обусловлен его особенностями звучания и роли в оркестре. Фагот обладает богатым и сильным звуком, который способен эффектно звучать как соло, так и в сочетании с другими инструментами. Он может играть как высокие, так и низкие ноты, что позволяет ему занимать разные музыкальные партии в оркестре. Благодаря этим особенностям фагот заслужил свое место в оркестре и стал важным компонентом музыкальной композиции.
Рождение нового музыкального инструмента
Кто именно первым изобрел фагот неизвестно, но родиной инструмента считают Италию 17 века. Его прародителем называют древнюю бомбарду — басовый инструмент семейства язычковых. Фагот отличался от бомбарды конструкцией, трубку разделили на несколько частей в результате чего инструмент стало проще изготавливать и переносить. В лучшую сторону изменился и звук, поначалу фагот называли дульцианом, в переводе «нежный, сладкий». Он представлял собой длинную, согнутую трубку, на которой расположена система клапанов. Первый фагот был снабжен тремя клапанами. Позднее в 18 веке их становится пять. Вес инструмента составлял приблизительно три килограмма. Размер трубы в развернутом виде — более двух с половиной метров в длину. У контрфагота еще больше – около пяти метров.
Усовершенствование инструмента
Вначале инструмент использовали с целью усиления, дублирования басовых голосов. Только начиная с 17 века, он начинает играть самостоятельную роль. В это время для него пишут сонаты итальянские композиторы Бьяджо Марини, Дарио Кастелло и другие.
В начале 19 века Жан-Николь Саварр предложил музыкальному миру фагот, имевший одиннадцать клапанов. Немного позже, два мастера из Франции: Ф. Требер и А. Бюффе усовершенствовали и дополнили этот вариант.
Важный вклад в развитие фагота внесли немецкие мастера Карл Альменредер и Иоганн Адам Геккель. Именно они, в 1831 году в Бибрихе, основали предприятие по изготовлению духовых инструментов. Альменредер в 1843 году создал фагот с семнадцатью клапанами. Эта модель и стала базовой в производстве фаготов фирмой «Геккель», которая стала лидером в производстве этих музыкальных инструментов. До этого момента были распространены фаготы австрийских и французских мастеров.
С самого рождения и до сегодняшнего дня существует три вида фаготов: квартфагот, фаготино, контрфагот. Современные симфонические оркестры по-прежнему продолжают использовать контрфагот в своих выступлениях.
Место фагота в истории
В Германии в 18 веке инструмент был на пике популярности. Звуки фагота в церковных хорах подчеркивали звучание голоса. В произведениях немецкого композитора Райнхарда Кайзера инструмент получает свои партии в составе оперного оркестра. Фагот использовали в своем творчестве композиторы Георг Филипп Телеман, Ян Дисмас Зелекан. Сольные партии инструмент получил в произведениях Ф.Й. Гайдна и В.А. Моцарта, особенно часто звучит репертуар фагота в Концерт B-dur, написанный Моцартом в 1774 году. Солирует он в произведениях И.Стравинского «Жар-Птица», «Весна Священная», у А. Бизе в «Кармен», у П. Чайковского в Четвертой и Шестой симфониях, в концертах Антонио Вивальди, в сцене с Фарлафом у М. Глинки в «Руслане и Людмиле».
Майкл Рабинауиц – джазовый музыкант, один из немногих, кто в своих концертах стал исполнять партии на фаготе.
Сейчас инструмент можно услышать на концертах симфонических, духовых оркестров. Кроме того он может солировать или играть в ансамбле.
Нюансы игры
1. Правильная постановка дыхания
Одним из важных нюансов игры на фаготе является правильная постановка дыхания. Инструмент имеет множество клапанов и отверстий, которые требуют применения определенного давления воздуха для правильного производства звука. Для достижения наилучшего результата необходимо научиться контролировать дыхание, чтобы поддерживать постоянное давление и чтобы звук был четким и насыщенным.
2. Изучение аккуратной и точной атаки
Фагот также требует от игрока аккуратности и точности при атаке. Атака — это начало производства звука, и в случае фагота она может иногда быть сложной из-за его конструкции и особенностей звучания
Игрокам необходимо обратить внимание на детали атаки и практиковаться в достижении четкого, отчетливого звука с первых нот
3. Облегчение продольного давления во время игры
Фагот — это инструмент с продольным давлением, что означает, что игроку приходится продувать инструмент во время игры
В случае фагота это особенно важно, так как звук производится через листик, который требует воздушного потока. Игроки должны научиться облегчать продольное давление и создавать стабильный поток воздуха, чтобы обеспечить постоянный и качественный звук
4. Правильное расположение пальцев на клавишах
Клавиши фагота расположены в вертикальном порядке, и игрок должен научиться правильно располагать пальцы на клавишах для достижения правильной высоты ноты. Это требует от игрока гибкости и точности пальцев, чтобы они могли быстро и точно нажимать на нужные клавиши во время игры.
В целом, игра на фаготе требует от игрока технических навыков, точности и контроля дыхания. С регулярной практикой и усердным обучением возможно достичь высокого уровня игры на этом инструменте.
История фагота
Фагот — в переводе с итал. «связка дров». Именно такие ассоциации вызывал он у итальянцев в разложенном виде — достаточно молодой инструмент, в отличии от других деревянных духовых, история возникновения которых давно канула в лета.
Был изобретен итальянцами в XVI в. и носил название «дульциан», что в переводе означает «нежный», «сладкозвучный». Личность изобретателя остается неизвестной.
Его непосредственным предшественником считается «бомбарда» — старинный крупногабаритный деревянный духовой инструмент.
В отличии от него, фагот, для удобства транспортировки, разделили на несколько частей.
Изначально инструмент имел только 3 клапана, в последующие же эпохи, механика фагота постепенно совершенствовалась, вплоть до его современного вида.
Известные фаготисты
Эдгар Дега: L’Orchestre de l’Opéra
Большинство имен более ранних фаготистов сохранилось для потомков только потому, что они сами были композиторами или потому, что они посвятили известное сочинение. Иное дело с Дезире-Ипполитом Дихау, фаготистом Парижской оперы, который был хорошим другом художника Эдгара Дега и чья картина «Оркестр оперы» (1870) видна на переднем плане.
Концерт для фагота Моцарта был написан для Фрейгера Таддеуса Вольфганга фон Дюрница (1756–1807), его «Концертная симфония» — для мангеймского виртуоза Георга Венцеля Риттера (1748–1808). Концерт Карла Марии фон Вебера посвящен мюнхенскому фаготисту Георгу Фридриху Брандту, свой «Дуэт-Концертино» Рихард Штраус посвятил тогдашнему солисту Венской филармонии с надписью « Верный Хьюго Бургхаузер ».
В состав фаготистов входили Этьен Ози (1754–1813), Франсуа Девьен (1759–1803), Адольф Вайс (1891–1970) и Виктор Брунс (1904–1996). Английский композитор Эдвард Элгар принял участие в духовом квинтете, для которого сам написал пьесы.
Среди современных фаготистов особенно следует отметить Милан Туркович и Клаус Тунеманн , которые внесли большой вклад в развитие техники игры и популярность инструмента; Итальянский фагот Серджио Аццолини наиболее известен своим повышенным вниманием к игре на фаготе в стиле барокко. Другие важные современные музыканты включены в список фаготистов .
Звучание
Звучание фагота достаточно своеобразно, поэтому инструменту не доверяют сольных партий в оркестре. Но в умеренных дозах, когда необходимо подчеркнуть нюансы произведения, он незаменим.
В низком регистре звук напоминает хрипловатое ворчание; если взять чуть выше – получится печальный, лирический мотив; высокие ноты даются инструменту с трудом, звучат немелодично.
Диапазон фагота – примерно 3,5 октавы. Каждому регистру свойственен своеобразный тембр: нижнему – резкие, насыщенные, «медные» звуки, среднему – более мягкие, певучие, округлые. Звуки верхнего регистра используются крайне редко: они приобретают носовую окраску, звучат сдавленно, сложны для исполнения.
Как звучит фагот
Тембр фагота легко узнаваем среди других духовых инструментов, он имеет много обертонов и звучит экспрессивно. Данный деревянный музыкальный инструмент звучит в регистре баса, тенора, альта и частично сопрано. Чаще используются нижние регистры. Звучание в верхних регистрах отличается некоторой сдавленностью.
Диапазон фагота составляет всего три октавы. В принципе конструкция позволяет извлекать и более высокие звуки. Но добиться чистого звучания в этом случае очень сложно. Композиторы знают эту особенность и ограничиваются диапазоном от си-бемоль контроктавы до ре второй октавы. Чаще используются басовый и теноровый регистры.
Сфера использования
В наше время фагот занимает законное место в симфоническом оркестре. В оркестре, как правило, используют два или три таких инструмента. За счет совершенствования конструкции музыкального инструмента и появления новых технических приемов репертуар фагота в XX-XXI веках существенно расширился. Оркестровые партии для фагота звучали в произведениях Сергея Прокофьева, Мориса Равеля, Игоря Стравинского и других известных композиторов. В симфониях Дмитрия Шостаковича существуют сольные партия для этого инструмента.
По популярности фагот уступает многим музыкальным инструментам. Тем не менее следует отметить известных исполнителей сольных партий на фаготе. Наш соотечественник, Валерий Сергеевич Попов, считается одним из самых лучших исполнителей. Он воспитал многих известных фаготистов. Долгое время он сочетал профессию педагога с карьерой оркестрового музыканта.
Нельзя пройти мимо попыток реализовать возможности, предоставляемые фаготом, в джазовой музыке. Можно выделить американок Карен Борк и Линдсей Купер, которые смогли реализовать себя как джазовые фаготистки-виртуозы.
Саксофон и кларнет: причины невыбора
Принятие решения о выборе музыкального инструмента важно не только с точки зрения личных предпочтений, но и с учетом его акустических характеристик. Как известно, тимбр – это основная особенность звукового сигнала, и он играет важную роль в формировании индивидуального звучания
Как ограниченная по возможностям и тембровым разнообразием группа, саксофон и кларнет не всегда могут достаточно полно проявиться в составе ансамбля или оркестра.
Другим важным аспектом при выборе инструмента является его древность и достоверность в традициях исполнительства. Так, история саксофона и кларнета значительно моложе их классических коллег — скрипки, флейты или рояля. Это означает, что у них нет такой богатой истории использования в различных жанрах музыки, что может ограничивать их применение в определенных музыкальных стилях.
Не менее важной характеристикой инструмента является его способность эмулировать различные звуки и эффекты. Кларнет и саксофон обладают своими характерными звуками, но все же могут оказаться менее гибкими и универсальными по сравнению с другими инструментами, такими как скрипка или фортепиано
Это также может ограничить возможности исполнителя в создании различных музыкальных эффектов и техник в процессе игры.
Распространенность и популярность
Фагот — это древний духовой инструмент с акустическим звуком. Он имеет особый тимбр и прекрасно вписывается в звуковой паззл оркестра. Изначально фагот был усовершенствован в Европе и использовался в оркестрах уже в 17 веке.
Благодаря своей уникальной конструкции и способности воспроизводить широкий диапазон звуков, фагот получил огромную популярность у композиторов и музыкантов разных эпох. Он используется как сольный инструмент, так и в составе оркестров и камерных ансамблей.
Универсальность фагота заключается в его способности играть как низкие, так и высокие ноты, позволяя музыканту выразить широкий диапазон музыкальных идей. Фагот отличается глубоким и насыщенным звучанием, за счет которого он заполняет пространство с воздушностью и мощностью.
Также стоит отметить, что фагот является неотъемлемой частью оркестра, где выполняет важные гармонические функции, воздействуя на общую звуковую палитру. Вместе с другими духовыми инструментами создает гармоничное звучание симфонического оркестра.
Устройство инструмента
Стандартный фагот имеет длину в два с половиной метра. Вес музыкального инструмента, изготовленного из дерева, достигает трех килограммов. При изготовлении музыкального инструмента используют древесину клена. Фагот состоит из следующих частей:
- нижнее колено (другое название – сапог), которое имеет форму латинской буквы U;
- малое колено (другое название – флигель);
- большое колено;
- раструб.
Тонкая металлическая трубка, которая присоединена к малому колену носит название бокал. Она имеет форму латинской буквы S. Другое название бокала – крюк. На бокал надевается трость, посредством которой обеспечивается звучание фагота. Трость инструмента изготавливается из камыша. На корпусе расположено тридцать три отверстия. Закрывая и открывая соответствующие отверстия, можно менять высоту звука. Для управления отверстиями используется система клапанов, имеющих сложное строение. Только несколько отверстий музыкант закрывает пальцами.
Известные исполнители
Популярность контрфагота не так велика, как, например, фортепиано. И все же есть фаготисты, вписавшие свои имена в историю музыки, ставшие признанными мастерами игры на этом непростом инструменте. Одно из имен принадлежит нашему соотечественнику.
- В.С. Попов. Профессор, искусствовед, мастер виртуозной игры. Работал с ведущими оркестрами мира, камерными ансамблями. Воспитал следующее поколение фаготистов, добившихся выдающихся успехов. Является автором научных статей, методических указаний, посвященных игре на духовых инструментах.
- К. Тунеманн. Немецкий фаготист. Долгое время изучал игру на фортепиано, затем заинтересовался фаготом. Являлся главным фаготистом Симфонического оркестра Гамбурга. Сегодня активно преподает, ведет концертную деятельность, выступает сольно, дает мастер-классы.
- М. Туркович. Австрийский музыкант. Достиг высот мастерства, был принят в Венский симфонический оркестр. Владеет современными и старинными моделями инструмента. Преподает, гастролирует, делает записи концертов.
- Л. Шарроу. Американец, главный фаготист Чикагского, затем Питтсбургского симфонического оркестров.
Фагот – инструмент, мало известный широкой публике. Но это не делает его менее достойным внимания, скорее, наоборот: узнать о нем больше будет полезно любому ценителю музыки.
История инструмента
Прямым предком является старинный средневековый деревянный инструмент семейства духовых – бомбарда. Будучи слишком громоздкой, сложной по строению, она доставляла сложность в использовании, ее разделили на составные части.
Перемены благотворно отразились не только на мобильности инструмента, но на его звучании: тембр стал мягче, нежнее, благозвучнее. Новая конструкция получила первоначально название «дульциано» (перевод с итальянского – «нежный»).
Первые экземпляры фаготов снабжались тремя клапанами, в XVIII веке количество клапанов возросло до пяти. XIX век – период максимальной популярности инструмента. Модель снова подверглась усовершенствованию: на корпусе появилось 11 клапанов. Фагот стал частью оркестров, знаменитые музыканты, композиторы писали произведения, исполнение которых предполагало его непосредственное участие. Среди них – А. Вивальди, В. Моцарт, Й. Гайдн.
Мастера, внесшие неоценимый вклад в совершенствование фагота – капельмейстеры по профессии К. Альмендерер, И. Геккель. В XIX веке умельцами разработана 17-клапанная модель, ставшая впоследствии основой промышленного производства.
В ХХ веке репертуар инструмента расширился: для него начали писать сольные партии, концерты, включили в состав симфонического оркестра. Сегодня, помимо классических исполнителей, его активно используют джазмены.
Индивидуальные доказательства
- ( от 24 апреля 2013 г. в Интернет-архиве ) , B 19, Wilhelm Heckel, No. 3047, Biebrich, c. 1880 г.
- Мейер, Юрген: Акустика и практика музыкального исполнения: рекомендации для акустиков, звукорежиссеров, музыкантов, изготовителей инструментов и архитекторов . 3., полностью переработан и дополнен Версия. Бочинского, Франкфурт-на-Майне, 1995, ISBN 3-923639-01-5 , стр.68/89 .
- Мальте Коб, Тимо Грот: Исследование направленности фагота . В: Proceedings of the Stockholm Music Acoustics Conference 2013, SMAC 13, ed. v. Роберто Бресин и Андерс Аскенфельдт (Стокгольм, Швеция), стр. 391–397.
- Фридрих Диц: Этимологический словарь романских языков . Издание пятое. Август Шелер, Бонн 1887. стр. 130, sv Fagotto, fangotto .
- лемма в: Marlies Филиппе и др.: Этимологический Woordenboek ван гет Nederlands . Издательство Амстердамского университета, Амстердам, 2003-2009 гг.
- Йозеф Брюх : Комментарии к французскому этимологическому словарю E. Gamillschegs, sv Fagot . В: Journal for French Language 52, 1929, стр. 393–483, здесь стр. 408–411.
- Фрэнсис В. Галпин: Романтика Фаготума . В: Proceedings of the Musical Association 67: 1, 1940, pp. 57-72.
- ↑
- III. Том 1-е приложение к No. 1, Кельн, 1 января 1882 г., в нем: Музыканты и их расы . Юмореска Р. Китчке