Сочинения
- Ф.В. Лопухов. «Величие мироздания». Танцсимфония Ф. Лопухова. — П.: Издание Г. П. Любарского, . — 500 экз.
- Ф.В. Лопухов. Пути балетмейстера. — Берлин: Петрополис, . — 173 с.
- Ф.В. Лопухов. Шестьдесят лет в балете. — М.: Искусство, . — 368 с. — 15 000 экз.
- Ф.В. Лопухов. Хореографические откровенности. — М.: Искусство, . — 216 с. — 20 000 экз.
- Ф.В. Лопухов. В глубь хореографии. — М.: Фолиум, . — 204 с. — 500 экз. — ISBN 5-93881-022-1. // 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Композитор, 2017. — 276 с. — ISBN 978-5-7379-0851-5
- Лопухов Ф. Мой ответ // Жизнь искусства.—1922.—№ 8
- Лопухов Ф. Зачинатель русского балета // За советское искусство : газета. — Л., 1947. — № 22 мая.
- Лопухов Ф. О нашем балете // Нева.—1955.—№ 8
- Лопухов Ф. Пять балерин // Театр.—1963.—№ 6
- Лопухов Ф. В дерзаниях побед // Советская музыка.—1969.—№ 6
- Лопухов Ф. Традиционно и ново // Искусство.—1970.—3 января
- Лопухов Ф. Владимир Васильев // Сборник «Музыка и хореография современного балета». — М.: Искусство, 1974. — Т. 1. — 294 с. — 8675 экз.
- Лопухов Ф. Хореограф Алексей Ермолаев // Алексей Ермолаев. Сборник статей. — М.: Искусство, 1974. — С. 51—60. — 296 с. — 25 000 экз.
Биография
Окончил Императорское Театральное училище (педагог Н. Г. Легат) и с 1905 — в труппе Мариинского театра, где проработал артистом балета до 1922 (с перерывами в 1909—1910 — приглашен А. А. Горским в Большой театр в Москве, в 1910—1911 с антрепризой русских артистов совершил турне по Европе и США).
Художественный руководитель балетной труппы Мариинского театра (ГАТОБ, театр оперы и балета им. С. М. Кирова) в 1922—1931, 1944—1946 и 1955—1956. Снимался в кино («Поэт и царь», 1927).
Жизнь и творчество Фёдора Лопухова проходили в очень сложную историко-культурную и политическую эпоху. За время руководства театром сумел отстоять и сохранить большинство балетных спектаклей классического наследия, входящих ныне в «золотой фонд» российского и мирового балетного искусства. Во время редакторской работы над классическими балетами делал это так мастерски, что поставленные им танцы нередко невозможно было отличить от первоисточника М. И. Петипа. Балетмейстерское творчество Фёдора Лопухова очень разностороннее, в нем большую роль играют экспериментальные работы, тем не менее основанные на классическом танце с привнесением разнообразных народных плясок (фольклора). Наряду с К. Голейзовским впервые ввёл в дуэтный танец сложные акробатические поддержки (в том числе стал изобретателем движений, известных ныне во всем балетном мире). За создание балета «Ледяная дева» (1927) единственный в стране был отмечен званием «Заслуженный балетмейстер РСФСР»
Фёдор Лопухов является одним из основателей бессюжетного балета. В его новаторской постановке — танцсимфонии «Величие мироздания» (1923) принимал участие Г. Баланчивадзе (Дж. Баланчин) — будущий ярчайший мастер этого балетного жанра. Лопухов — создатель балетной труппы Малого оперного театра (Театр Оперы и Балета им. М. П. Мусоргского) и её художественный руководитель в 1931—1936. Его балет «Светлый ручей» (1935) является первым советским балетом на современную бытовую тематику, где главные герои действовали под своими реальными именами.
Организатор балетмейстерских курсов при Ленинградском Хореографическом училище в 1937—1941. (Среди учеников — Б. Фенстер, В. Варковицкий, К. Боярский). Основатель (1962) и руководитель балетмейстерского отделения Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории (1962—1967). Среди учеников — Г. Алексидзе, Н. Маркарьянц, Н. Боярчиков, А. Дементьев.
Похоронен в Санкт-Петербурге на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.
На сегодняшний день все спектакли Фёдора Лопухова забыты. На сцене Мариинского театра идут лишь некоторые номера: танец персиянок в опере «Хованщина» на музыку М. Мусоргского и фанданго в балете «Дон Кихот» на музыку Э. Направника.
В 2003 году была предпринята попытка восстановить танцсимфонию «Величие мироздания» по записям Фёдора Васильевича внуком хореографа Фёдором Лопуховым-младшим совместно с балетной труппой Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (художественный руководитель — Н. А. Долгушин)