Краткая биография
- Лист родился 22 октября 1811 года в деревне Доборьян, расположенной в Венгрии. Его отец Адам был музыкантом, который играл на нескольких инструментах, таких как виолончель, скрипка и фортепиано. Талант Адама был даже известен некоторым великим музыкантам, таким как Бетховен, Гайдн и Гуммель. Свои первые уроки игры на фортепиано Ференц получил от своего талантливого отца.
- В возрасте 9 лет состоялся его первый концерт, на котором оказался Шопен. Аристократы заметили талант Листа и дали ему средства на поездку в Вену для изучения музыки.
- В возрасте 11 лет он учился игре на фортепиано у Карла Черни и Антонио Сальери. Вскоре после этого молодой композитор познакомился с Бетховеном, Шубертом и Диабелли.
- Хотя Лист набирал популярность в аристократических кругах, он не был принят в Парижскую консерваторию, поэтому брал частные уроки. Согласно документам из архива консерватории ему отказали во вступлении из-за того, что он не был французом.
- Лист неоднократно выступал в Лондоне перед английским королём Георгом IV. В то же время его эпическая композиция «Новая Великая Увертюра» исполнялась в Манчестере.
- После смерти отца в 1826 году Лист начал преподавать уроки на фортепиано и композицию.
- У него был неудачный роман с дочерью французского министра внутренних дел, который привёл к тому, что 17-летний композитор увлёкся чтением религиозных и философских произведений. За это время он установил контакты с Виктором Гюго и Генрихом Гейне.
- Он был вовлечён в движение за христианский социализм и поддерживал взгляды аббата Фелисите де Ламенне. Однако когда правительство потеряло доверие к этому движению, Лист покинул его.
- Через поэта и драматурга Альфреда де Мюссе он в 1835 году познакомился с графиней Марией д’Агулет, которая была на шесть лет старше его. Они прожили вместе четыре года сначала в Швейцарии, а потом в Италии. У них было трое детей, однако, д’Агулет и Лист так и не поженились, сохраняя свои независимые взгляды и другие различия. Лист расстался с Мари д’Агулт в 1844 году.
- Каждый драматический поворот начинал новый этап в жизни пианиста. Спустя три года после расставания с Мари, Лист познакомился с княгиней Каролиной Сайн-Витгенштейн в 1847 году во время концертного тура в Киеве. Каролина, которой тогда было 28 лет, как и Мари, была с угрюмым, хотя и богатым мужем. Более того, как и её предшественница, она отличалась необычайно сильным литературным талантом. Каролина была той женщиной, которая убедила Ференца сконцентрироваться на композиции и отказаться от карьеры пианиста.
- В 1842 году Лист принял давнее приглашение великой княгини Марии Павловны поселится в Веймаре, где он был назначен чрезвычайным капельмейстером. Во времена перебивания в Германии он выступал в качестве дирижёра на придворных концертах и в особых театральных случаях. Он давал уроки ряду пианистов, в том числе великому виртуозу Гансу фон Бюлову, который женился на дочери Листа Козиме в 1857 году.
- В середине XIX века Лист пережил ряд трагических потрясений, которые изменили его жизнь. В начале декабря 1859 года он потерял своего 20-летнего сына Даниила, а 11 сентября 1862 скончалась его 26-летняя дочь Бландина. После этих трагических событий в 1865 году Лист решил уйти в монастырь.
- 2 июля 1881 года Ференц упал с лестницы в отеле в Веймаре. Хотя коллеги и друзья заметили опухание ног и ступнёй, он выглядел бодрым и здоровым. После 8 недель он так и не смог полностью восстановиться. Проявился ряд заболеваний — водянка, астма, бессонница, катаракта в левом глазу и болезнь сердца. Последнее упомянутое, в итоге стало причиной смерти Листа. Он умер в Байройте, 31 июля 1886 года, в возрасте 74 лет в результате сердечной недостаточности вызванной пневмонией.
Веймар
В 1848 году музыкант наконец-то решил осесть на одном месте и обосновался в немецком городе Веймаре.
Здесь он полностью посвятил себя композиторской деятельности, выступать перестал, привёл в порядок многочисленные музыкальные наброски. В Веймаре Ференц закончил множество ранее начатых произведений – рапсодии и фортепианные концерты, этюды и романсы, сонаты и симфонические поэмы.
Он продолжал писать статьи и эссе, занялся книгой о Шопене. Здесь же в Веймаре он принимал учеников со всего света.
Но в этом немецком городке не все понимали музыкальную деятельность Листа, он был этим крайне разочарован. К этому добавились несостоявшееся венчание с любимой женщиной Каролиной и смерть сына от первого брака. Снова Ференц погрузился в себя, его стали всё чаще посещать мистические мысли.
Произведения
Произведения Ференца Листа:
Фортепианные произведения:
- C-dur (Preludio / Прелюдия)
- a-moll (Fusées)
- F-dur (Paysage / Пейзаж)
- d-moll (Mazeppa / Мазепа)
- B-dur (Feux follets / Блуждающие огни)
- g-moll (Vision / Видение)
- Es-dur (Eroica)
- c-moll (Wilde Jagd / Дикая охота)
- As-dur (Ricordanza / Воспоминание)
- f-moll (Appassionata)
- Des-dur (Harmonies du soir / Вечерние гармонии)
- b-moll (Chasse-neige / Метель)
- Этюды по каприсам Паганини S.141 / Bravourstudien nach Paganinis Capricen — (1-я ред. Бравурные, 1838, 2-я ред. Большие этюды по каприсам Паганини — Grandes Etudes de Paganini, 1851):
- Tremolo g-moll;
- Octaves Es-dur;
- La campanella gis-moll;
- Arpeggio E-dur;
- La Chasse E-dur;
- Theme et variations a-moll.
- 3 концертных этюда (около 1848)
- 2 концертных этюда (около 1862)
- «Альбом путешественника» (1835—1836)
- «Годы странствий» (Années de pèlerinage)
- 1-й год — Швейцария S.160 (9 пьес, 1835—1854)
- 2-й год — Италия S.161 (7 пьес, 1838—1849)
- Дополнение «Венеция и Неаполь» S.162 (3 пьесы, 1859)
- 3-й год S.163 (7 пьес, 1867—1877)
- «Поэтические и религиозные гармонии», S. 173 (1845—1852)
- «Утешения» (1849)
- «Венгерские исторические портреты» (1870—1886)
- 2 легенды S. 175 (1863)
- 2 баллады (1848—1853)
- Соната (1850—1853)
- «Мефисто — вальс» (около 1860, сначала — оркестровая редакция)
- Венгерские рапсодии
- Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие.
Произведения для фортепиано с оркестром:
- Первый концерт Es-dur (1849, переработка — 1853, 1856)
- Второй концерт A-dur (1839, переработка — 1849, 1853, 1857, 1861)
- «Пляска смерти» (1849, переработка — 1853, 1859)
Симфонические поэмы:
- Что слышно на горе (фр. Ce qu’on entend sur la montagne, 1847—1856)
- Тассо. Жалоба и триумф (итал. Tasso: Lamento e Trionfo, 1849; переработка — 1850—1854)
- Прелюды (фр. Les préludes, 1848; переработка — 1850—1854)
- Орфей (Orpheus, 1854)
- Прометей (Prometheus, 1850, переработка — 1855)
- Мазепа (Mazeppa, 1851)
- Праздничные звоны (нем. Festklänge, 1858)
- Плач о героях (фр. Héroïde funèbre, 1850—1854)
- Венгрия (Hungaria, 1854)
- Гамлет (Hamlet, 1858)
- Битва гуннов (нем. Hunnenschlacht, 1857), с органом
- Идеалы (нем. Die Ideale, 1857)
- От колыбели до могилы (нем. Von der Wiege bis zum Grabe, 1881—1882)
Симфонии:
- «Фауст» (1854—1857)
- «Данте» (1855—1856)
Оратории и мессы:
- «Легенда о святой Елизавете» (1857—1862)
- «Христос» (1862—1866)
- Гранская месса (1855)
- Венгерская коронационная месса (1866—1867)
Песни и романсы (около 90).
Подробности личной жизни
После смерти отца Ференц находился, как будто в коробке. Ему не интересна была музыка, а все события, которые творились в мире, проходили мимо его ушей. Когда он познакомился с графиней Мари д’Агу, ситуация изменилась. Девушка сразу понравилась Листу. Она обладала хорошим вкусом и интересовалась современным искусством. Кроме того, она занималась написанием книг.
На момент знакомства Мари была замужем за состоятельным мужчиной. Когда она повстречала Листа, то всё перевернулось с ног на голову. Она бросила супруга, а вместе с ним и привычное общество. С новым возлюбленным женщина переехала в Швейцарию. Они так и не узаконили свои отношения. Однако это не помешало паре обзавестись тремя детьми.
Но Лист оказался не так прост, как это могло показаться Мари. Вскоре он влюбился в жену Николая Петровича Витгенштейна — Каролину. Чувства были взаимными. Они были вынуждены бросить семьи и сбежать из города.
Из-за религиозности женщины требовалось разрешение Папы Римского и русского императора на новый союз. Паре не удалось добиться желаемого, поэтому они жили в гражданском браке.
Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще сильнее!
В старом советском фильме «Веселые ребята» есть забавная сцена — в Мюзик-холле. Заезжая знаменитость — итальянский дирижер, проваливается под сцену. А на сцене нечто невообразимо-монументальное: гигантский оркестр, пара десятков роялей, столько же арф.
Незадачливый главный герой (Л. Утесов) попадает на сцену вместо итальянца, он почесывается, подергивается, оркестр играет. Герой видит Леночку в зале, делает ей знаки: «Пойми, пойми! Вот дура!». Оркестр опять принимает знаки за указания эксцентричного дирижера и продолжает играть. А исполняет оркестр Венгерскую рапсодию Листа № 2 в оркестровой обработке. «Оригинальная трактовка» — выносит вердикт некий знаток.
А оркестр все играет. Одна из зрительниц горько плачет. Ее спутник произносит сакраментальное: «Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще больше!», полагая, что она так сильно тронута музыкой Листа. А у Эммы жмут туфли… (Ох уж эта венгерская рапсодия № 2. Давайте все же любить друг друга за те и иные слезы).
Но эта же рапсодия звучит во множестве других фильмов («Delirious», «Кто подставил кролика Роджера» — 3 Оскара, «Блеск» 1996 года и других). Даже в «Томе и Джерри» и многих прочих мультфильмах. Насчитала около полусотни фильмов и мультфильмов, потом считать перестала.
Думаю, что сам Ференц Лист улыбнулся бы, узнав о такой популярности своей рапсодии в массовой культуре следующего века — что-то вроде еще одной волны листомании
. А ведь это просто хорошая музыка, пусть и чрезвычайно виртуозная.
Умение быть в общеевропейской струе и одновременное умение слышать «родную речь» — отличительная черта всех романтиков. Благодаря им мы сами учимся слышать и понимать «чужую речь». И стараемся не забывать «родную».
Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, правда это название (от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен) применялось и до него, например, чешским композитором Томашеком. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы
. Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.
Музыкальный язык
рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской венгерский фольклор, т.н. стиль вербункош
. Его особенности:
- горделивый, страстный, патетический характер;
- свободная, импровизационная манера изложения;
- острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, в частности, особые пунктирные кадансы («со шпорами»);
- использование гемиольных ладов с ув.2, в том числе — венгерской (цыганской) гаммы.
Наиболее известное произведение стиля вербункош — знаменитый «Ракоци-марш» (венгерская «Марсельеза»), который Лист использовал в своей 15-й рапсодии.
Глубоко национальные по музыкальному языку, венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм и причина широчайшей популярности.
Наиболее типичная для листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов — медленного и быстрого (лашан и фришка).
1 раздел более импровизационного склада, в духе эпического повествования либо в характере палоташа
— старинного венгерского танца-шествия, напоминающего полонез, но 2хдольного;
2 раздел рисует картину народного праздника, пляски-чардаша (очень задорный, темпераментный, зажигательный 2хдольный венгерский танец).
Возможно, однако, и большее число контрастных разделов, как, например, в 6-й рапсодии.
В развитии тематического материала преобладающую роль играют приемы орнаментального варьирования, связанного с народной инструментальной практикой. Лучшими образцами листовских рапсодий являются 2,6,12,14.
Веймарский период (1847 — 1861)
Это наиболее плодотворный период творческой деятельности Листа, когда получили окончательное воплощение его самые значительные творческие замыслы. В Веймаре были созданы 12 (из 13) симфонических поэм. Это новый жанр романтической программной музыки, вдохновленный поэзией, драматургией или живописью: «Что слышно на горе», «Мазепа», «Прелюды», «Идеалы», «Тассо», «Прометей», «Гамлет», «Битва гуннов»и т.д.. Тогда же появились 2 программные симфонии «Фауст» и «Данте», новые редакции 2х фортепианных концертов, «Этюдов высшего исполнительского мастерства» и «Этюдов по каприсам Паганини», «Утешения», «Траурное шествие», два тома «Годов странствий», соната си минор, 15 Венгерских рапсодий (из 19-ти), песни, Гранская месса и другие сочинения.
Небывалый размах получает просветительская деятельность Листа. Под его управлением на сцене Веймарского театра были поставлены 43 оперы — от Глюка и Моцарта до Верди и Вагнера, причем 8 — впервые в мире. Он исполнил все симфонии Бетховена, различные сочинения Шуберта и Берлиоза, Шумана и Глинки, многих других композиторов. К их исполнению писал пояснения и большие статьи, иногда совместно с Каролиной, в которых излагал свои взгляды на пути развития музыки. Стремясь поддерживать современных музыкантов-новаторов, Лист устраивал специальные «музыкальные недели», посвященные творчеству того или иного композитора (неделя Берлиоза, неделя Вагнера и пр.). Он боролся с обветшавшими традициями, рутиной.
Благодаря Листу маленький Веймар превратился в один из культурных центров Германии. Вокруг него группируются друзья, ученики — пианисты, композиторы, которые съезжаются в Веймар со всей Европы. Один из них, выдающийся дирижер и пианист Ганс фон Бюлов становится мужем младшей дочери Листа Козимы.
Однако консервативная веймарская публика совсем не понимала новаторских устремлений Листа. Концерты посещались плохо (симфония «Гарольд в Италии» исполнялась перед пустым залом). Положение композитора осложняла правовая неупорядоченность его личной жизни – Каролине, несмотря на все усилия, так и не удалось получить развод, поэтому Лист не мог вступить с ней в законный брак . Его тяжелое душевное состояние усугубила смерть сына и старшей дочери.
Изобретатель в музыке
Лист любил экспериментировать со смешениями музыкальных стилистик
Сейчас такие музыкальные жанры, как рапсодия и симфоническая поэма кажутся классическими, но в свое время они были диковинной новинкой, которую открыл Ференц Лист. Также он развил тему одночастно-циклической формы, над которой начинали работать Шуман и Шопен.
Кроме того, Лист любил экспериментировать со смешениями музыкальных стилистик. В 1850-году он уже на полном серьезе утверждал, что время чистых искусств осталось в прошлом, что стало причиной появления музыкальных произведений, тесно связанных со знаменитыми образцами живописи.
Так, Лист по картине Рафаэлло написал «Обручение», а по скульптуре Микеланджело – «Мыслитель». Как и множество других программных произведений.
Кстати, стоит немного рассказать о том, что же такое программная музыка. Строго говоря, программная музыка — это чисто инструментальное произведение, без вокального сопровождения. Вместо голоса певца оно сопровождается пояснительным трактатом, в котором словесно передается основной замысел мелодии. Своим пристрастием к подобному жанру искусства был известен Генрих Игнац Франц фон Бибер, ну и Ференц Лист тоже, хотя и в меньшей степени.
Он верил в просветительную силу искусства, как и в то, что музыка действительно может изменить человечество.
Кроме того, Ференц вел педагогическую деятельность, давал открытые уроки, никогда не беря за них денег. К нему же съезжались пианисты со всей Европы.
Также он написал несколько книг, среди которых была и книга о Шопене, а также книга о музыке венгерских цыган и огромное число публицистических статей.
Но в конце концов, Лист, хоть и продолжал творить, но был безнадежно разочарован плодами своего творчества. Каким бы он великим музыкантом ни был, своей цели он все-таки не достиг. Хотя изменить мир ему удалось.
https://youtube.com/watch?v=W27Qxw7lG40
Музыка.
Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Подобно Ф.Шопену и Р.Шуману, Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Наверное, самое популярное произведение Листа – Грезы любви
(Liebestraum
), а среди грандиозного списка других его сочинений для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий
, цикл из 12 Трансцендентных этюдов
(Этюдов трансцендентного исполнения
– Études d»exécution transcendante
) и три цикла небольших пьес под названием Годы странствий
(Années de pèlerinage
). Некоторые из Венгерских рапсодий
(в основе которых лежат скорее цыганские, нежели мадьярские напевы) позже были оркестрованы. Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему BACH.
Большая часть фортепианного наследия композитора – транскрипции и парафразы музыки других авторов. Первоначально поводом к их созданию послужило желание Листа популяризировать в своих концертах великие оркестровые сочинения мастеров прошлого или новую музыку непризнанных композиторов-современников. В нашу эпоху публика по большей части проходит мимо этих бравурных и стилистически устаревших аранжировок, хотя пианисты по-прежнему включают в концертный репертуар подобные пьесы, дающие возможность продемонстрировать головокружительную технику. Среди транскрипций Листа – фортепианные переложений симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.
Лист стал создателем жанра одночастной полупрограммной симфонической формы, которую он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был призван выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов или лейттем, проходящих через всю поэму. Среди оркестровых произведений Листа (или пьес с участием оркестра) наиболее интересны симфонические поэмы, в особенности Прелюды
(Les Préludes
, 1854), Орфей
(Orpheus
, 1854) и Идеалы
(Die Ideale
, 1857).
Для разных составов с участием солистов, хора и оркестра Лист сочинил несколько месс, псалмы и ораторию Легенда о святой Елизавете
(Legende von der heiligen Elisabeth
, 1861). Кроме того, можно упомянуть Фауст-симфонию
с хоровым финалом (1857) и Симфонию к Божественной комедии Данте
с женским хором в конце (1867): оба произведения в значительной степени опираются на принципы симфонических поэм. До сих пор исполняются листовские фортепианные концерты – ля мажор (1839, редакции 1849, 1853,1857, 1861) ми-бемоль мажор (1849, редакции 1853, 1856). Единственная опера Листа – одноактная Дон Санчо
(Don Sanche
) – написана 14-летним композитором и тогда же поставлена (выдержала пять спектаклей). Партитура оперы, долгое время считавшаяся утерянной, была обнаружена в 1903.
Оценки творческого наследия Листа – композитора и пианиста в период после его смерти были неоднозначными. Возможно, бессмертие его сочинениям обеспечило смелое новаторство в области гармонии, которое во многом предвосхитило развитие современного музыкального языка. Хроматизмы, используемые Листом, не только обогатили романтический стиль прошлого столетия, но и, что важнее, предвосхитили кризис традиционной тональности в 20 в. Радикальная «музыка будущего», о которой мечтали Лист и Вагнер, вызвала к жизни целотоновые последовательности, политональность, атональность и прочие элементы, типичные для музыкального импрессионизма. Подобно Вагнеру, Лист был приверженцем идеи синтеза всех искусств как высшей формы художественного выражения.
Детство
Ференц появился на свет 22 октября 1811 года в венгерском городе Доборьян. Мама будущего музыканта, Анна-Мария (девичья фамилия Лаггер), родилась в Кремсе-на-Дунае. Её отец занимался пекарным производством, умер он очень рано, когда дочке было всего лишь 9 лет. Осиротевшая девочка переехала в Вену, где поступила на работу в качестве горничной. Ближе к 20 годам Анна-Мария уехала к брату в город Маттерсбург. В 1810 году в этом городе оказался и Адам Лист, приехавший навесить папу. Молодые люди встретились, а уже в начале 1811 года стали мужем и женой.
Папа музыканта, Георг Адам Лист, состоял на службе у князя Эстерхази в должности надсмотрщика за поголовьем овец. Эта работа считалась ответственной и почётной, потому что в княжеской семье овечьи стада были главным богатством. Семья Эстерхази очень почитала искусство. В княжеском оркестре, которым руководил Йозеф Гайдн, до 14 лет занимался и Адам, он был виолончелистом. Отец прожил недолгую жизнь, всего 50 лет, но всегда он сохранял любовь к музыке, что и передалось по наследству его единственному сыну Ференцу. Куда бы ни забрасывала судьба Адама Листа (в Айзенштадт или Райдинг), в свободные часы от работы он обязательно участвовал в местных оркестрах, благодаря чему знакомился со многими приезжими знаменитыми музыкантами, например, с Бетховеном.
Формирование Ференца Листа в музыкальном направлении принадлежит исключительно его отцу. Он сам с ранних лет стал обучать своего ребёнка музыке.
Пению Ференц обучался в церковном хоре, а местный органист давал мальчику уроки игры на музыкальном инструменте.
Когда Ференцу Листу было 8 лет, состоялось его первое публичное выступление. Отец часто организовывал ему концерты в знатных вельможных домах, где ребёнок музицировал на рояле, чем вызывал у публики положительные эмоции.
Смерть
В 1886 году Ференц Лист участвовал в фестивале. Погода была плохой, поэтому музыкант простудился. Должного лечения пианист не получил. Это привело к осложнениям – воспалению легких. Постепенно Лист терял физические силы, а болезнь затрагивала и другие органы, в том числе сердце.
Ференц Лист в последние годы
Вскоре у Ференца обнаружили сильные отеки ног, которые мешали свободно передвигаться музыканту. Обходиться без посторонней помощи Лист не мог. 19 июля 1886 года прошел последний концерт великого творца. Через 12 лет родственники Ференца заявили о кончине музыканта. Смерть настигла Листа на руках камердинера в гостинице.
Усыпальница Ференца Листа
Автор «Венгерской рапсодии» стал героем картины «Грезы любви» уже после кончины. Двухсерийный художественный фильм рассказывает о путешествии музыканта в Россию. Главной темой сюжета стало знакомство с возлюбленной Каролиной Витгенштейн. На официальном фото к фильму Ференц Лист предстает загадочным персонажем, обладающим двумя сторонами личности – черной и белой.
Обучение музыке
Видя, что выступления сына пользуются успехом, отец понял, что ему надо серьёзно обучаться музыке и принял решение везти ребёнка в Вену.
Они уехали в Австрию в 1821 году. Там Ференца взялся безвозмездно обучать игре на фортепиано австрийский композитор чешского происхождения Карл Черни. Теорию музыки также безвозмездно ему преподавал Антонио Сальери.
Среди венских слушателей концертные выступления юного дарования производили сенсацию. Однажды после такого феноменального концерта мальчика поцеловал сам Бетховен, о чём Ференц Лист помнил потом до конца жизни.
В 1823 году отец повёз Ференца в Париж с целью отдать его на учёбу в консерваторию. Однако мальчика не приняли, потому что в это учебное заведение брали на учёбу только французов. Несмотря на то, что денежных средств не было, отец принял решение оставаться в Париже.
Музыкальная карьера
В 1833 году, в возрасте 22 лет, Лист встретил графиню Марию д’Агуль. Вдохновленный любовью и природой, он написал несколько впечатлений о швейцарской деревне в «Album d’un voyageur», который позже появится как «Années de Pèlerinage» («Годы паломничества»). В 1834 году Лист дебютировал со своими фортепианными композициями «Гармонии и поэзии и религии» и набором из трех «Явлений».
Укрепленный новыми работами и несколькими публичными выступлениями, Лист начал штурмом брать Европу. Его репутация была подкреплена еще большим фактом, что он отдал много своих доходов от концертов на благотворительные и гуманитарные цели. Например, когда в 1842 году он узнал о Великом огне Гамбурга, который разрушил большую часть города, он дал концерты, чтобы помочь тысячам бездомных. На личном уровне, однако, дела у Листа были менее чем славные. Его отношения с Марией д’Агул, которая к тому времени родила троих детей, наконец закончились. В 1847 году, находясь в Киеве, Лист встретил принцессу Каролину цу Сайн-Витгенштейн. Ее влияние на него было драматичным; она поощряла его прекратить гастролировать и вместо этого учить и сочинять, чтобы он мог жить с ней более домашней жизнью.
В следующем году пара переехала в Веймар, Германия, и Лист начал концентрироваться на более высокой миссии — создании новых музыкальных форм. Его самым известным достижением в это время было создание так называемой симфонической поэмы, разновидности оркестрового музыкального произведения, которое иллюстрирует или вызывает стихотворение, историю, картину или другой не музыкальный источник. Эстетически, симфоническая поэма в некотором роде связана с оперой; это не спето, но объединяет музыку и драму. Новые работы Листа вдохновили нетерпеливых учеников искать его руководства. В течение следующих 10 лет радикальные и новаторские работы Листа попадали в концертные залы Европы, завоевывая его стойких последователей и жестоких противников.
Произведения
Всего сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперёд в музыкальной архитектонике. 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina commedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым в 1887 году), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»).
Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851—1886), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклорные источники (в основном цыганские мотивы), которые легли в основу Венгерских рапсодий.
Жанр инструментальной рапсодии является своего рода «новацией» Листа.
Рапсодии создавались в следующие года: № 1 — около 1851 года, № 2 —1847 год, № 3—15 — около 1853-го, № 16 — 1882 год, № 17—19—1885 год.
Музыкальные инструменты
Известно, что для своих гастролей в Португалии и позже, в 1847 г., в Киеве и Одессе, Ференц Лист использовал рояли от Буасело. Композитор хранил инструмент от Буасело в своей резиденции «Вилла Альтенбург» в Веймаре. В 1862 г. Лист выразил глубокую привязанность к этому инструменту в письме Ксавьеру Буасло: «Несмотря на то, что клавиши почти истерлись из-за сражений с музыкой прошлого, настоящего и будущего, я никогда не соглашусь поменять его и намерен хранить до конца своих дней как помощника в работе» Этот рояль сейчас находится в непригодном для игры состоянии, однако в 2011 г., по заказу «Классик Штифтунг Веймар», современный мастер Пол Макналти создал реплику рояля Буасело, которая сейчас представлена рядом с оригиналом). В своей резиденции в Веймаре Ференц Лист, помимо Буасело, также имел инструмент «Эрар», «фортепиано-орган» от Александре, рояль Бехштейн и инструмент Бетховена «Бродвуд».
Новое начало
По приезду в Швейцарию Ференц приступил к написанию гениального сборника пьес. Речь идёт о работе «Годы странствий». Как уже было упомянуто выше, кроме написания композиций, он увлекался преподаванием. Вскоре его пригласили занять должность педагога в Женевской консерватории. В этот период времени популярность маэстро на территории Франции значительно уменьшилась. Это было связано с тем, что французы выбрали для себя нового кумира Сигизмунда Тальберга.
Примерно в этот период времени Лист впервые организовал сольный концерт. До этого времени сольные выступления были скорее редкостью, чем исключением. С этого периода времени европейцы разграничили салонные и концертные события.
Вскоре Ференц отправился с семьёй в путешествие по Венгрии. Параллельно с отдыхом Лист занимался организацией сольных концертов. На одном из выступлений музыканта побывал его конкурент Сигизмунд Тальберг. После концерта он выразил маэстро благодарность за те эмоции, которые он пережил, слушая его прекрасную музыку. В течение последующих шести лет Лист вёл концертную деятельность. Тогда же он впервые посетил Российскую Федерацию. Под впечатлением от путешествия композитор создал сборник отрывков из русских опер.
В 1865 году тематика работ Ференца изменилась. Это было связано с тем, что он принял малый постриг в аколиты. Его композиции наполнились духовностью. Вскоре он презентовал публике гениальные композиции «Легенда о святой Елизавете» и «Христос».
Последние годы жизни композитора Franz Liszt
В 1886 году маэстро принял участие в одном из местных музыкальных мероприятий. Тогда была плохая погода, в результате чего Лист заболел. Он не получил должного лечения, и в результате простое заболевание переросло в воспаление лёгких. У музыканта практически не было сил. Вскоре у него возникли проблемы ещё и с сердечно-сосудистой системой.
Advertisements
Затем медики констатировали у музыканта отёки нижних конечностей. Из-за заболевания он не мог нормально передвигаться. Вскоре он уже не мог самостоятельно передвигаться даже по дому. 19 июля 1886 года состоялось последнее выступление знаменитого гения. 31 июля его не стало. Он скончался в местной гостинице.