Чайковский. оперное творчество (opera music)

Опера чайковского «опричник» (the oprichnik) | belcanto.ru

Опера

Опера в трёх действиях Музыка: П. И. Чайковского Либретто: Константина Шиловского по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина Возрастное ограничение: 12+ Продолжительность спектакля: 3 часа Премьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 15 ноября 2013 года

История создания

В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская предложила композитору написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Вскоре Чайковский увлекся этим предложением, за одну ночь написал сценарий и принялся за музыку.

В письме к композитору С.И.Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».

Композитор работал над оперой в мае 1877 в Москве — феврале 1878 в Сан-Ремо. Первая постановка состоялась 17 (29) марта 1879 на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории, а в Большом театре – 11 (23) января 1881 г.

Опера была изначально задумана как камерная, но позже специально для постановок на сцене Императорской оперы Чайковский создал новую редакцию. Уже в советское время первоначальный вариант, «лирические сцены», был воссоздан усилиями К. С. Станиславского. В настоящее время используются обе редакции оперы.

Картина первая.

Летний вечер, сад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют романс. Их мать – Ларина и няня Филиппьевна вспоминают о временах своей молодости. Появляются крестьяне. Их песни занимают девушек – задумчивую, мечтательную Татьяну и беззаботную, шаловливую Ольгу. Приезжает жених Ольги – помещик-сосед Владимир Ленский со своим другом, соседом по поместью, недавно прибывшего из Петербурга молодого дворянина Онегина. Татьяна глубоко взволнована встречей с Евгением.

Картина вторая.

Комната Татьяны, поздний вечер. Девушка во власти романтических грёз. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости. Татьяна едва слушает: её мысли поглощены Онегиным. Охваченная новым неведомым ей чувством, она пишет Евгению письмо, признаваясь в любви…

Светает. Няня по просьбе Татьяны посылает внука с письмом к Онегину.

Картина третья.

В саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна: приехал Онегин, сейчас он будет здесь! Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает нравоучения.

Картина четвёртая.

Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Они танцуют, играют в карты. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями вызывает у Онегина раздражение.Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский потрясён поведением друга и легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль. Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей.

Картина пятая.

Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Мысли молодого поэта обращены к Ольге и собственной судьбе. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.

Картина шестая.

В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей – Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.

Картина седьмая.

У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не вернуть. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.

Действующие лица и исполнители:

  • Ларина, помещица – лауреат международного конкурса К. Ладыгина, В. Сироцкая, И. Тисленко
  • Ее дочери: Татьяна – заслуженная артистка РФ А. Девяткина, Е. Плешакова, Ю. Почкалова Ольга – К. Ладыгина, лауреат международного конкурса О. Сабирова, И. Тисленко
  • Филиппьевна, няня – лауреат международного конкурса Е. Абламская, В. Сироцкая
  • Евгений Онегин – М. Орел, Р. Сигбатулин
  • Владимир Ленский – В. Ревякин, А. Шапошников
  • Князь Гремин – И. Тормосин
  • Зарецкий – Н. Лохов
  • Трике, француз – В. Дмитров
  • Гильо, камердинер – Е. Бессонов

Исполнители оперы

Музыка оперы П.И. Чайковского не может оставить равнодушным никого. Именно поэтому партии из оперы вошли в золотой репертуар лучших певцов мира. Например, партию Онегина исполняли в разное время такие известные оперные певцы, как А. Ворошило, П. Г. Лисициан, Ю. Мазурок, Н. Кондратюк, Г. Отс, И. Прянишников, Е. Кибкало, Д. Хворостовский и многие другие.

Известные исполнители партии Ленского: И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, Л. В. Собинов, А. Соловьяненко, З. Л. Соткилава и др.

Леонид Собинов в роли Ленского

Партию Татьяны исполняли Н. Забела-Врубель, А. Нежданова, Г. П. Вишневская, Л. Казарновская, Анна Нетребко и др.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/105989http://soundtimes.ru/opera/spektakli/evgenij-oneginhttp://www.classic-musik.com/opera/67-2016-05-31-19-07-00

голоса

Рейтинг статьи

Вокальное творчество Чайковского

Вокальные произведения занимают немаловажное место в творческом наследии композитора, придерживающегося здесь романтических тенденций. Подобно М.Глинке и А.Даргомыжскому, Чайковский опирается на традиционный круг романтических интонаций, обогащая и углубляя выразительность мелодики, усложняя фактуру, развивая формы

Это – круг пасторальных образов, лирико-драматическая линия, мир романтической грусти элегического плана, философские и психологизированные образы.

Отдельную группу сочинений составляют детские песни («Кукушка», «Мой Лизочек так уж мал», т.д.).

Композитор обращается большей частью к текстам поэтов- современников (Л.Мея, А.Апухтина, А.Майкова, А.Пушкина, зарубежных поэтом – Гейне, Гете и др.).

Важна роль фортепианной партии – очень выразительной, однако не преобладающей над вокальной, но усиливающей ее эмоциональный строй. Большое значение принадлежит прелюдиям и постпрелюдиям, выполняющим в первом случае – функцию введения в образ, во втором – итога, «досказывания».

Ряд романсов композитор объединяет в циклы, руководствуясь их образным содержанием. В последних произведениях прослеживается усиление роли драматической линии в развитии образов.

Музыка Петра Ильича также включает произведения в области:

  • хоровой музыки,
  • духовные произведения,
  • вокальные ансамбли,
  • музыки к спектаклям, т.д.

В своем творчестве П.Чайковский, великий мелодист, олицетворял себя со своими героями, раскрывая, прежде всего, свой внутренний мир, а через себя – переживания людей своего времени. Симфония для него –

Так, музыка композитора, необыкновенно личностная, позволяет назвать его субъективным художником.

Однако талант Чайковского отразил свое время в образах русской природы, где звучат интонации не прошлого, но настоящего (посредством использования жанров песни, романса, т.д.); он широко использует не только русский, но и украинский фольклор.

К какому бы жанру ни обращался композитор, некие общие закономерности, отличающие его неповторимый стиль, делают его музыкальный язык всегда узнаваемым при том, что он – изобретателен, оригинален в каждой своей мелодии. Неслучайно с его именем выдающегося мелодиста ХІХ в. связывают мысль о том, что только в его мелодиях способна выразиться вся полнота композиторской индивидуальности.

Инструментальное творчество П.И.Чайковского

По словам самого композитора,

Творчество Чайковского как композитора, мыслящего широкими категориями, особенно показательно в связи с его симфонической музыкой, к которой он обращался на протяжении всей жизни (начиная с увертюры «Гроза», заканчивая симфонией №6, исполненной за 10 дней до смерти).

Симфоническое наследие П.И.Чайковского  составляют 8 симфоний (6 симфоний, «Манфред», симфония Es-dur, создаваемая между №4 и №5, но не оконченная автором). Композитор относился к симфонии как жанру лирическому, что было для его времени необычным. Именно здесь сформировались основные образы и идеи его творчества, пронизывающие всю музыку: противостояние душевной красоты, человечности и – неизбежности, рока, слепой силы ненависти. Между этими крайними силами находится смятенный, ищущий человек, тщетно пытающийся победить роковую предопределенность. Проявившись и оформившись, эта идея со временем будет окрашивать произведения Чайковского во все более трагические тона.

Не исключая иные типы образности, произведения Петра Ильича  содержат лирико-психологическую и лирико-драматическую концепции, в большинстве своем (но не всегда) пессимистичные. Так, симфония№4, «Спящая красавица» демонстрируют победу рока. В целом, развитие симфонизма движется в двух направлениях:

  •  от лирики (симфония №1) через драму (симфонии №4, 5) – к трагедии (симфония №6);
  •  постепенный уход от жанровости в сторону психологизации образов.

Каждое из симфонических произведений несет в себе особую жанровую окраску, выделяя следующие типы симфонизма в творчестве композитора:

 Симфония №1 (1866, последующие редакции – 1868, 1874) — образец лирико-жанрового симфонизма с явным преобладанием лирического начала;

Симфонии №2 и №3 (1872, 1875) – единственные образцы жанрового симфонизма (народно-жанровый, танцевально-жанровый, к тому же, №3 – как предвосхищение сюитного типа композиции);

Симфонии №4, №5 (1877, 1888) «Манфред» (1885) — симфонии-драмы, имеющие разные типы программности («Манфред» — сюжетная, №4 – несюжетная, №5 – обобщенная). Именно здесь формируется лирико-психологический тип симфонизма, под знаком которого проходит все творчество этого композитора;

 Симфония №6 (1893) – симфония-трагедия. Если иные типы симфонизма, так или иначе, уже существовали, то жанр симфонии-трагедии создан Чайковским. В ХХ веке эту линию продолжат Н.Мясковский, Д.Шостакович, А.Онеггер. В западноевропейской музыке примерно в это же время жанр симфонии-трагедии создает Г.Малер.

Кроме симфоний, композитором написано: 10 одночастных крупных сочинений, сочетающих черты увертюры и фантазии («Буря», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», т.д.), 4 сюиты, Серенада для струнного оркестра, Итальянское каприччио, 2 фортепианных концерта (№3 не завершен), скрипичные концерты, балеты, и т.д.

Психологическая нагрузка, несомая симфониями Чайковского, отражена в процессе эволюции жанра вальса по пути психологизации (тенденцию развития этого жанра с наделением его психологической нагрузкой композитор подхватывает от М.Глинки). Марши же превращаются в парад злых сил.

«Севильский цирюльник»

Сюжет оперы «Севильский цирюльник» основан на материале первой части трилогии Пьера де Бомарше. Фигаро — главный герой оперы умён, остроумен и ловок. Для него характерны черты, которыми обладали передовые слои общества того времени — он энергичен и предприимчив, с оптимизмом смотрит на всё происходящее. Жизнерадостность, безудержное веселье, простота и мелодичность тем в музыке, покорило слушателей, и опера быстро стала популярной и любимой.К комедии Бомарше, точнее, ко второй части трилогии, обратился и Моцарт, создав бытовую комическую оперу «Свадьба Фигаро». Простолюдин и лакей Фигаро смело и остроумно ведёт борьбу со всесильным вельможей Альмавивой и морально превосходит его во всём. Самая известная и невероятно популярная ария Largo al Factorum della citta.

«Тоска»

Про другие оперы:

Опера «Тоска» — самая драматичная у Пуччини. Пьеса Виктора Сарду, которую он увидел в Миланском театре в 1889 году, в заглавной роли с Сарой Бернар, взволновала и вдохновила его на создание этого замечательного произведения. Напряжённая атмосфера реакционной обстановки в Италии, острые противоречия и конфликты были созвучны настроениям автора, и он постарался выразить это в своём гениальном творении. Каварадосси — художник, пишущий образы мадонны, его возлюбленная Тоска, злой и коварный шеф полиции Скарпья — герои трагедии. Марии Каллас, спевшей знаменитую арию Vissi d’Arte удалось создать яркий выразительный образ Тоски.

Ария Каварадосси (Франко Корелли) из оперы Тоска

Война и мир | С. Прокофьев

«Война и мир» (С. Прокофьев) — одна из самых знаменитых опер, прогремевших на весь мир. Написана по одноименному роману выдающегося писателя 19 столетия Льва Николаевича Толстого. Всего произведение включает в себя тринадцать картин. Опера начинается с появления на сцене Болконского, который находится в гостях в поместье графа Ростова. До него доносится голос дочери Графа Наташи, которая поражает его своим прекрасным пением. Тринадцатая завершающая картина повествует об остатках отступающей армии Бонапарта. Задумки написать оперу по знаменитому роману композитор вынашивал долгое время. Первые наброски появились в 1941 году, а на сцене большого театра она прогремела в 59-м, став одной из лучших мировых опер.

«Волшебная флейта»

За 2 месяца до смерти Моцарт дирижирует оркестром в Вене на премьере своей последней и горячо любимой оперы «Волшебная флейта». Моцарт с любовью вложил в неё самые заветные и глубокие мысли об идеалах доброты, веры, торжества разума и света. В основе — народные феерии, полные экзотических чудес. Фантастические персонажи — это герои с характерами реальных людей. Дочь Царицы ночи Палино, принц Тамино, который пройдя все испытания, добивается её любви, Зарастро — идеальный образ, олицетворяющий добро, разум и гармонию. Ария Der Holle Rache пользуется огромной популярностью у любителей оперного жанра.

Оркестровая музыка Чайковского

Очень редко произведения Чайковского в оркестровке содержат видовые инструменты в качестве колористических; они в его оркестре предназначены, в основном, для насыщения звучания всей группы. Композитор предпочитает чистые тембры, редко смешивая их; трактует инструменты согласно их мелодико-психологической природе.

Именно поэтому, начиная со второй половины ХІХ в., развитие оркестровки в русской музыке двигалось двумя путями:

  • Лирико-психологическая трактовка групп инструментов (П.Чайковский);
  • Виртуозно-колористическая (Н.Римский-Корсаков).

Так, например, английский рожок для Петра Ильича  являлся не столько тембром, воплощающим мир востока, сколько – выражающим скорбные переживания; любовная лирика была связана, как правило, с тембром кларнета, тромбоны же и трубы – с олицетворением образа рока.

Тематика произведений П.И.Чайковского

Музыка композитора содержит как весьма короткие, лаконичные темы, темы-символы, так и развернутые во времени мелодии широкого дыхания;

 часто интонационная основа тем внутренне конфликтна: отдельные интонации могут быть отделены от темы, получая самостоятельное развитие (мотивное вычленение). В основном, этот прием обусловлен драматической природой музыки, предполагающей интенсивность и динамику сквозного развития.

В области сонатной формы (традиционно – первая часть 4-частного симфонического цикла, очень часто – и финала) Чайковский совершает ряд открытий, среди которых:

  •  особая смысловая роль темы вступления;
  • перетекание разработки темы в зону репризы;
  • отсутствие главной тональности в начале репризы;
  • особая роль коды, где зачастую происходит тематическое преобразование.

В этом отношении композитор открывает принципы симфонической драматургии конца ХІХ – начала ХХ века.

Оперное творчество Чайковского

Оперное наследие композитора включает 10 образцов жанра. В этой области им были восприняты открытия М.Глинки — в своем творчество он реализует:

  •  лирико-героическую
  • и сказочно-эпическую линии в операх.

Развивая далее отечественную традицию, композитор постепенно приходит к жанру лирико-психологической оперы («Евгений Онегин», или, как он называл ее сам, «Лирические сцены»).

Отличительные особенности оперного жанра композитора

Это:

многогранность и богатство образного мира героев при относительно несложных по замыслу и драматургии сюжетах;

развитие образов протекает в острых, напряженных психологически ситуациях;

стремление к сквозному развитию, что приводит к созданию сцен-диалогов, сцен-арий, причем ария сохраняет полную, завершенную форму;

характеристика героев основывается на певучих мелодиях широкого дыхания (композитор считал, что опера без мелодии – не опера);

Оперы Чайковского проходят в целом путь эволюции в сторону кристаллизации нового жанра.

  • «Воевода», первая опера, развивает линию народно-бытовую, драматическое развитие в ней не играет определяющей роли.
  • «Ундина» в основе содержит фантастический сюжет, продолжая глинкинские традиции;
  • в основе оперы «Опричник» — сюжет исторический.
  • Черты лирико-комической и фантастической оперы находим в «Кузнеце Вакуле».

Начиная с пятой оперы «Евгений Онегин» развиваются черты лирико-психологической оперы. Далее следуют «Орлеанская Дева», «Мазепа», «Чародейка». Вершиной оперного творчества выступает «Пиковая Дама» (1890) как образец трагической оперы.

Завершает оперное творчество композитора одноактная опера «Иоланта» (1891), являющаяся первым шагом на пути к камернизации оперы, что составит отдельную ветвь музыки ХХ века.

Опера Я. Наполи «Скупой барон»

Якопо Наполи – итальянский композитор (род в 1911 г. в Неаполе). Оперу «Скупой барон» на сюжет Пушкина он создал в 1970 г. Либретто написал Марио Пази. Опера имела большой успех у публики и была встречена похвалами итальянской музыкальной критики. Своё обращение к «маленькой трагедии» Пушкина он объясняет так: «Я всегда любил Пушкина, с детских лет. Достаточно одного «Бориса», чтобы определить всю личность этого великого поэта». И далее он пишет: «Текст Пушкина, напряженный, мрачный, изобилующий поэтическими образами, предоставил мне возможность, как я давно желал, расширить мой музыкальный язык, особенно с точки зрения гармонии и контрапункта. Этот новый опыт внутренне обогатил меня».

Травиата | Джузеппе Верди

«Травиата» (Джузеппе Верди) завершает список лучших опер мира. В переводе на русский слово травиата означает, как «заблудшая» или «падшая». На ее написание композитора вдохновил роман Александра Дюма «Дама с камелиями». Впервые представленная публике «Травиата» потерпела полнейшее фиаско, однако после радикальной переработки, сыскала себе мировую популярность. Особенностью этой оперы является необычной выбор героини для того времени — падшей женщины, находящейся на смертном ложе. Действия «Травиаты» разворачиваются в Париже в середине 19 века. В центре внимания куртизанка, отвергнутая обществом и не кому ненужная. В оригинальной партитуре включено три акта.

https://www.youtube.com/watch?v=0fDNrEPfTgc

44 14

История создания

Опера написана на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Созданию оперы предшествовали длительные поиски оперного сюжета. В письме к композитору С. И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Сюжет был подсказан почти случайно певицей Е. А. Лавровской в мае 1877 года. В письме к брату М. И. Чайковскому композитор подробно описывает этот эпизод:

Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять „Евгения Онегина“»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина.

Опера создавалась достаточно быстро, композитор работал над ней в Москве, в Сан-Ремо, а также в Каменке и в Глебове. Либретто ему помогал создавать поэт К. С. Шиловский. 30 января (11 февраля) 1878 опера была вполне завершена, и Чайковский сообщает Н. Г. Рубинштейну: «Я кончил оперу совершенно. Теперь только переписываю либретто и, как только все будет готово, отправлю в Москву».

С самого начала работы над оперой композитор осознавал ряд трудностей, связанных с приспособлением пушкинского сюжета к оперному жанру. Прежде всего это касалось «несценичности» сюжета, отсутствия типовых для оперы конфликтов и сюжетных поворотов, а также необычным для оперы «современным» сюжетом. Кроме того, смерть одного из главных героев происходит в середине оперы, а не в конце; опера же в целом заканчивается не эффектными событиями и массовой сценой, а диалогом-объяснением двух действующих лиц. Однако это не останавливало композитора, поскольку искренность, живость и поэтичность пушкинских образов ему казалась важнее всех оперных условностей. В ответ на предполагаемую критику он писал:

Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки
Пусть опера моя будет несценична, пусть в ней мало действия! Но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня на это непреодолимо тянет. Я совершенно погружен в сочинение оперы

Мне кажется, что она осуждена на неуспех и на невнимание массы публики. Содержание очень бесхитростно, сценических эффектов никаких, музыка, лишенная блеска и трескучей эффектности… Я… писал «Онегина», не задаваясь никакими посторонними целями

Но вышло так, что «Онегин» на театре не будет интересен. Поэтому те, для которых первое условие оперы — сценическое движение, не будут удовлетворены ею. Те же, которые способны искать в опере музыкального воспроизведения далеких от трагичности, от театральности, обыденных, простых, общечеловеческих чувствований, могут (я надеюсь) остаться довольны моей оперой

Будучи убежденным в том, что публике будет трудно воспринимать это произведение на сцене, Чайковский обратился к П. И. Юргенсону с просьбой издать клавир оперы до её постановки, который действительно вскоре вышел в свет и был очень быстро раскуплен. Композитор писал:

Опера эта, мне кажется, скорее будет иметь успех в домах и, пожалуй, на концертных эстрадах, чем на большой сцене… Успех этой оперы должен начаться снизу, а не сверху. То есть не театр сделает её известной публике, а, напротив, публика, мало-помалу познакомившись с нею, может полюбить её, и тогда театр поставит оперу, чтобы удовлетворить потребность публики

Произведение оказалось очень дорого Чайковскому, он вложил в него много душевных сил, и ему жалко было отдавать его на сцену императорских театров.

Как опошлится прелестная картинка Пушкина, когда она перенесется на сцену с её рутиной и бестолковыми традициями

Почти сразу к опере пришёл триумфальный успех. Публика была очарована этой оперной интерпретацией пушкинского «романа в стихах» с её выразительнейшей музыкой.

Опера оказалась новым словом для оперного жанра, она утвердила в правах целую жанровую ветвь лирической оперы. К этому же направлению принадлежит последняя опера Чайковского — «Иоланта».

ДЕЙСТВИЕ II

Картина 1

. Бал в доме Лариных (У Чайковского в либретто нет ни малейшего намека на время года, когда происходит это событие; Пушкин же датирует его точно: «Татьяны именины / В субботу», — то есть зима, точнее 25 января (иными словами, между первым и вторым действием прошло полгода). Таким образом, это бал в честь Татьяны Лариной. Молодежь танцует. Пожилые гости сидят группами и разговаривают, наблюдая за танцующими

Все хвалят пир, удавшийся на славу. Среди танцующих Татьяна и Онегин, привлекающие внимание дам

Дамы судачат об Онегине. Проходя мимо них, он слышит их малолестные суждения о себе. Это его злит; он ругает себя, что приехал на «этот глупый бал». И он решает отомстить Ленскому: «Буду ухаживать за Ольгой!» И действительно, на все танцы он приглашает только ее. Теперь в негодование приходит Ленский. Он пытается поговорить с Ольгой, но ее раздражает его ревность. Он снова приглашает ее на танец, но она предпочитает Онегина. Ольга и Онегин отходят от Ленского. Навстречу им двигается оживленная группа барышень. С ними Трике. Он провозглашает (в форме куплетов «Какой прекрасный этот день») дифирамб в честь Татьяны. Куплеты Трике всем нравятся. Возобновляются танцы. Онегин снова танцует с Ольгой; Ленский все более мрачнеет от ревности. Кончив танцевать (это был котильон — бальный танец, соединяющий в себе вальс, мазурку и польку), Онегин заводит разговор с Ленским. Вспыхивает ссора. В порыве гнева оскорбленный Ленский бросает Онегину вызов. Царит общее смятение. Все безуспешно пытаются примирить бывших друзей, но безуспешно. Дуэли не миновать.

Картина 2.

Старая заброшенная мельница — место, назначенное для дуэли. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина. Ленский с тоской думает о возможном исходе поединка. Его ария «Куда, куда, куда вы удалились, / Весны моей златые дни?» — одна из самых блестящих страниц не только «Онегина», но, пожалуй, и во всем оперном наследии Чайковского. Появляется — с опозданием — Онегин вместе со своим камердинером (он же — его секундант) Гильо. Звучат формальные объяснения по поводу предстоящей дуэли. Пока секунданты готовятся к поединку, наши герои предаются размышлениям о случившемся: каждый про себя, они поют дуэт: «Враги!.. Давно ли друг от друга / Нас жажда крови отвела?» Но вот все колебания отброшены: законы чести превыше всего. Зарецкий разводит на нужное расстояние противников и подает им пистолеты. Гильо прячется за дерево. «Теперь сходитесь», — командует Зарецкий. Он три раза хлопает в ладоши. Противники делают по четыре шага вперед и начинают целиться. Онегин стреляет первым. Ленский падает. Он убит. Онегин в ужасе хватается за голову.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: