Кристиан тецлафф и филипп херревеге: путь к совершенству

Philippe herreweghe music | дирижеры

Избранная дискография

За прошедшие годы Herreweghe собрал обширную дискографию из более чем 100 записей с этими ансамблями на таких лейблах, как Harmonia Mundi , Virgin Classics и Pentatone . Основные моменты включают Лагриме ди Сан-Пьетро из Ласуса, Страсти Баха по Матфею , полные симфонии Бетховена и Шумана, цикл песен Малера Des Knaben Wunderhorn , Симфонию № 5 Брукнера , Пьеро-лунар Шенберга, Скрипичный концерт Вайля , Берлинский реквием; Cantate vom Tod im Wald и Симфония псалмов Стравинского . В 2010 году он основал вместе с Outhere Music собственный лейбл φ (PHI). С тех пор были опубликованы эти записи:

  • 2010: МАЛЕР, Густав: Симфония № 4 (LPH 001)
  • 2011: БАХ, Иоганн Себастьян: Motets BWV 225-230 (LPH 002)
  • 2011: БРАМС, Йоханнес: Werke für Chor und Orchester (LPH 003)
  • 2011: БАХ, Иоганн Себастьян: Месса си минор (LPH 004)
  • 2011: ДЕ ВИКТОРИЯ, Томас Луис: Officium Defunctorum (LPH 005)
  • 2011: БЕТХОВЕН, Людвиг ван: Missa Solemnis (LPH 007)
  • 2012: БАХ, Иоганн Себастьян: Ach süsser Trost (LPH 006)
  • 2012: ДВОРАК, Антонин: Stabat Mater (ЛПХ 009)
  • 2012: ДЖЕСУАЛЬДО, Карло: Responsoria 1611 (LPH 010)
  • 2012: МОЦАРТ, Вольфганг Амадей: Последние симфонии 39, 40 и 41 Юпитер (LPH 011)
  • 2013: БАХ, Иоганн Себастьян: Ich elender Mensch — Leipzig Cantates (LPH 012)
  • 2013: HAYDN, Джозеф: Die Jahreszeiten (LPH 013)
  • 2013: BYRD, William: Infelix ego — Месса для 5 голосов (LPH 014)
  • 2014: ДВОРАК, Антонин: Реквием (ЛПХ 016)
  • 2014: HAYDN, Джозеф: Die Schöpfung (LPH 018)
  • 2014: ШУБЕРТ, Франц: Симфонии 1, 3 и 4 (LPH 019)
  • 2016: СТРАВИНСКИЙ, Игорь: Трени; Песни Реквиема (ЛПХ 020)
  • 2016: ДЖЕСУАЛЬДО, Карло: O dolce mio tesoro (LPH 024)
  • 2017: БРАМС, Йоханнес: Симфония No. 4; Альт-рапсодия; Schicksalslied (LPH 025)
  • 2017: БАХ, Иоганн Себастьян: Du treuer Gott — Leipzig Cantates (LPH 027)
  • 2017: МОНТЕВЕРДИ, Клаудио: Vespro della Beata Vergine (LPH 029)

Записи для PRIMEPHONIC

  • Шуберт — Симфонии. Филипп Херревеге, Королевский фламандский филармонический оркестр . PENTATONE PTC 5186446 (2012).
  • Бетховен — 9 симфоний Филипп Херревег, Королевский фламандский филармонический оркестр. PENTATONE PTC 5186312 (2011).
  • Мендельсон Бартольди — Концерты для фортепиано и блестящее рондо. Мартин Хельмхен , Филипп Херревеге, Королевская фламандская филармония. PENTATONE PTC 5186366 (2011).
  • Шуберт — Симфония № 9 до мажор, D. 944, «Великая». Филипп Херревеге, Королевский фламандский филармонический оркестр. PENTATONE PTC 5186372 (2011).
  • Бетховен — Симфонии № 4 и 7. Филипп Херревег, Королевский фламандский филармонический оркестр. PENTATONE PTC 5186315 (2011).
  • Стравинский — Памятник • Месса и Симфония Псомов, Баха и Стравинского — Хоровая вариация. Филипп Херревеге, Королевская фламандская филармония, Collegium Vocale Gent . PENTATONE PTC 5186349 (2010 г.)
  • Бетховен — Симфония № 9 «Хоровая» Филипп Херревеге, Кристиан Ольце , Ингеборг Данц , Кристоф Штрел , Дэвид Уилсон-Джонсон , Королевская фламандская филармония, Collegium Vocale Gent, Academia Chigiana Siena. PENTATONE PTC 5186317 (2010).
  • Бетховен — Симфонии № 5 и 8 Филипп Херревег, Королевский фламандский филармонический оркестр. PENTATONE PTC 5186316 (2007).
  • Бетховен — Симфонии № 2 и 6. Филипп Херревег, Королевская фламандская филармония PENTATONE PTC 5186314 (2009).
  • Бетховен — Симфонии № 1 и 3 Филипп Херревег, Королевский фламандский филармонический оркестр. PENTATONE PTC 5186313 (2008).

Тецлафф и Андснес

Хорошо известный у нас скрипач и, кажется, менее известный пианист (хотя оба имеют большую европейскую карьеру) выступили в филармонической программе «Камерные вечера», и более уместного названия для их концерта не найдешь. Дуэт был именно таким: вдумчивой беседой на разные важные темы.

Музыканты включили в программу три сонаты для скрипки и фортепиано, и это не просто выбор музыки для двух инструментов, но концепция, при которой публика вместе с исполнителями прошла путь от романтизма позапрошлого века до антиромантизма века двадцатого. Конечно, никаких манифестов Тецлафф и Андснес не провозглашали. Выбранная последовательность музыки всё сказала сама.

Дворжак. Его Соната для скрипки и фортепиано фа мажор, сочинение 57. Это поздний романтизм, который – в трактовке дуэта – состоит из деликатной, мягко звучащей, обольстительной скрипки и более решительного, чуть жестковатого, виртуозного рояля.

Дуэт тщательно пригнан по сыгранности, и разность подходов только усиливает впечатление. У Тецлаффа нежнейшие пиано, к которым он подходит медленно, «тягучим» смычком, постепенно приглушая громкость: захватывающий для слушателей процесс. Когда скрипач «возвышает» голос скрипки, это происходит пластично, «гибким» звуком: Тецлафф играет без внешней броскости, предпочитая утонченность.

Медленная часть сонаты была созерцанием, а частично оживленный танцевальный финал подали с толикой необходимой задорности, тоже, впрочем, вполне интеллигентной. «Кричать» Тецлафф не умеет, точнее, не считает нужным. И если кантиленная певучесть – основное свойство сонаты Дворжака, то трудно найти для нее более подходящего музыканта

Григ, Соната номер 3 для скрипки и фортепиано, соч. 45. С его чуть морозной, местами басовито-суровой и страшноватой, но в глубине – теплой и всегда загадочной музыкой (как будто за углом притаился злой тролль). Тут звучность рояля и высказывания пианиста проявились, кажется, больше, и возможно, ярче, чем в Дворжаке. Что закономерно, ибо рояль у Грига активен и намекает на некоторую нервозность больше скрипки. А скрипка была сказочной.

Броские синкопы, мчащийся темп, редкая отчетливость звука в стаккато – иной Тэцлафф, более жаркий, но в счастливом финале сонаты освобождающий от музыкальных тревог.

От драматической экспрессии норвежца – прямой путь к Бартоку, который экспрессионизм, это вам скажет любой музыковед. В Сонате номер 1 для скрипки и фортепиано до-диез минор, соч. 5, все черты «изма» есть. Вот слышно, что пришел человек двадцатого века, с его вечной неуравновешенностью. Отрывистый, рваный ритм, стон скрипки под арпеджио рояля (потом – наоборот, инструменты как бы меняются высказываниями), зловещие паузы ведут уже не в лесной овраг, как у Грига, а в неопознанную пропасть.

Смычок Тецлаффа в поисках выразительности вгрызался в струны, намеки на каденции были исполнены тоски, а темп, что у скрипки, что у рояля, похож на скачку с препятствиями. Изменчивая техника скрипичного звука подавалась непринужденно, словно смена перчаток у денди.

Венгерско-цыганский плясовой колорит последней части дуэтом не особо педалировался, входя составной частью в общий замысел, но макабрический финал – как будто едешь на американской горке. Казалось бы, всё, приехали. Но бис (фрагмент Сонаты Яначека) возвратил к утраченной идиллии. Или к ее иллюзии.

Philippe Herreweghe

Дата рождения
02.05.1947
Профессия
дирижёр
Страна
Бельгия

Филипп Херревеге — один из самых именитых и востребованных музыкантов наших дней. Он родился в Генте в 1947 году. В молодости изучал медицину в Университете Гента и обучался на фортепиано в консерватории этого старинного бельгийского города у Марселя Газелля (друга Иегуди Менухина и его партнера по сцене). В те же годы начал заниматься дирижированием.

Блестящая карьера Херревеге началась в 1970 году, когда он основал ансамбль Collegium Vocale Gent. Благодаря энергии молодого музыканта, его новаторскому по тем временам подходу к исполнению барочной музыки ансамбль быстро приобрел известность

На него обратили внимание такие мастера исторического исполнительства, как Николаус Арнонкур и Густав Леонхардт, и вскоре пригласили коллектив из Гента во главе с Херревеге принять участие в записи полного собрания кантат И. С

Баха.

В 1977 году в Париже Херревеге организовал ансамбль La Chapelle Royale, с которым исполнял музыку французского «Золотого века». В 1980—1990-х гг. он создал еще несколько ансамблей, с которыми осуществил исторически выверенные и продуманные интерпретации музыки многих веков: от эпохи Возрождения до наших дней. В их числе Ensemble Vocal Européen, специализировавшийся на ренессансной полифонии, и Оркестр Елисейских Полей, основанный в 1991 году с целью исполнения романтической и предромантической музыки на оригинальных инструментах тех времен. С 2009 года Филипп Херревеге и Collegium Vocale Gent, по инициативе музыкальной Академия Киджиана в Сиене (Италия), активно участвовали в создании Европейского симфонического хора. С 2011 г. этот проект поддерживается в рамках культурной программы Европейского Союза.

С 1982 по 2002 гг. Херревеге был художественным руководителем летнего фестиваля Académies Musicales de Saintes.

Изучение и исполнение музыки Ренессанса и барокко на протяжении почти полувека остается в центре внимания музыканта. Тем не менее, он не ограничивается только доклассической музыкой и регулярно обращается к искусству более поздних эпох, сотрудничает с ведущими симфоническими оркестрами. С 1997 по 2002 он руководил Королевским филармоническим оркестром Фландрии, с которым записал все симфонии Бетховена. С 2008 — постоянный приглашенный дирижер Камерного филармонического оркестра Нидерландского радио. В качестве приглашенного дирижера выступал с амстердамским оркестром Консертгебау, лейпцигским Гевандхауз-оркестром, Малеровским камерным оркестром в Берлине.

Дискография Филиппа Херревеге насчитывает более 100 записей на лейблах Harmonia Mundi France, Virgin Classics и Pentatone. Среди самых известных записей — Lagrimedi San Pietro Орландо ди Лассо, сочинения Шютца, мотеты Рамо и Люлли, «Страсти по Матфею» и хоровые сочинения Баха, полные циклы симфоний Бетховена и Шумана, реквиемы Моцарта и Форе, оратории Мендельсона, «Немецкий реквием» Брамса, Симфония № 5 Брукнера, «Волшебный рог мальчика» Малера и его же «Песнь о земле» (в камерной редакции Шёнберга), «Лунный Пьеро» Шёнберга, «Симфония псалмов» Стравинского.

В 2010 Херревеге создал собственный лейбл φ (PHI, совместно с Outhere Music), на котором вышли 10 новых альбомов с вокальными сочинениями Баха, Бетховена, Брамса, Дворжака, Джезуальдо и Виктории. В 2014 году вышли еще три новых CD: второй том «лейпцигских кантат» Баха, оратория Гайдна «Времена года» и Infelix Ego с мотетами и Мессой для 5 голосов Уильяма Бёрда.

Филипп Херревеге — обладатель множества престижных наград, которых он удостоился за выдающиеся художественные достижения и последовательность в осуществлении своих творческих принципов. В 1990 г. европейские критики признали его «Музыкальной персоной года». В 1993 Херревеге и Collegium Vocale Gent были названы «Культурными посланниками Фландрии». Маэстро Херревеге — кавалер ордена искусств и литературы Бельгии (1994), почетный доктор Лёвенского католического университета (1997), кавалер ордена Почетного легиона (2003). В 2010 году он награжден «Медалью Баха» г. Лейпцига как выдающийся исполнитель сочинений И. С. Баха и за многолетнее служение и приверженность творчеству великого немецкого композитора.

Публикации

О концерте Филиппа Херревеге с РНМСО 14.10.2021 в 10:56

К 450-летию Монтеверди: игра стиля и стиль игры 14.11.2017 в 19:49

«Collegium Vocale Gent» открыл Фестиваль старинной музыки 16.09.2010 в 22:37

«Дни Баха» на Пасхальном фестивале 29.04.2004 в 19:11

Херревеге и РНМСО

Филипп Херревеге и РНМСО. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Знаменитый специалист по старинной музыке, знаток Баха, при этом играющий все, от Монтеверди до Стравинского, Филипп Херревеге, взял для московского концерта два очень известных произведения. Это не удивляет, ибо проект с молодежью. несомненно, не чужд оркестровой педагогики.

Сперва – Седьмая симфония Бетховена, Херревеге этого композитора играл и записывал неоднократно, но… «Какой необычный Бетховен!», восклицали меломаны в антракте. И правда, необычный. В России привыкли к иному Людвигу, если речь идет о симфониях.

Для Херревеге – это автор, не совсем еще забывший традиции восемнадцатого века, когда неистовость рядилась в платье учтивости. В то же время трактовка гостя лишена стилизации: игры в аутентизм в Москве не проводились. Просто подчеркнута благородная ясность композиторской мысли. И ее инструментальный костяк.

Началось с умеренных темпов, с не остро подчеркнутой динамики. И с переживания прозрачности звука в немалом по составу оркестре, причем это не мешало ощущению упругой энергии, не препятствовало дружбе пасторали с фанфарами.

Оркестр с Херревеге играл Бетховена очень хорошо, в едином порыве. схватив сложное ощущение музыки. «Оплакивание» второй части, всем известное, не превратилось в некролог, скорее, в элегию. Третья часть – скоростной взлет, дарующий оксюморон – ласковую грозность, а финал – прекращение рефлексии и (кажется, со вздохом облегчения) выход на финишную прямую, где страсть льется прямым потоком. Век романтизма все-таки, напоминает Херревеге.

Брамс – его Четвертая симфония – был подан и как преемник Бетховена (взять хотя бы торжество звучности в финале), и как вещь в себе. Херревеге, кажется, хотел сказать, что Бетховен-симфонист – это большие эмоциональные периоды, ему нужно долго проживать то или иное чувство. Брамс в этом отношении гораздо подвижнее. У него много «микрочувств», не по глубине, а по времени переживания. Бетховен объясняет свои настроения, Брамс их скорее обозначает. Мало того, у него одно настроение как будто наслаивается на другое. Такая эмоциональная полифония.

Это высказывание, ярко рассказанное Молодежным оркестром, стало смыслом дирижерской трактовки. И нет у Херревеге финальной «оргии разрушения», о которой, имея ввиду финал Четвертой симфонии, писали брамсоведы. Есть слегка «импрессионистский» пафос вариаций, есть калейдоскоп. Он не разрушает, он показывает, облегчая потенциал страдания. В этом – суть московского исполнения.

Херрревеге не дает фору стандартным подходам. Но сполна вникает в неисчерпаемость великой музыки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: