Франц (ференц) легар

Список опер и оперетт франца легара

Комментарии

* «Кошки» (Cats) — легендарный мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера,
поставленный более чем в 60-ти городах мира, и шедший в Лондоне 17
лет без перерыва, с момента премьеры в 1982 г. (прим. перев.).

** Этот дуэт обычно не исполняется, и восстановлен лишь теперь, в
последней постановке режиссера Тима Албери в Метрополитен-опера в
сезоне 2000 г. (на английском языке) с Пласидо Доминго в роли
Данило и Фредерикой Фон Штаде в роли Ганны Главари (прим. авт.).

*** Такая же трагедия личности была и у Рихарда Штрауса. Ему
тоже пришлось пережить позор и быть заклейменным сотрудничеством с
нацистами в глазах мировой общественности. В истории нашей
отечественной музыкальной культуры невольно напрашивается аналогия
с возвращением Сергея Прокофьева в сталинский Советский Союз. Судя
по его опубликованному дневнику 1927 г., который он вел во время
своего первого визита на родину после многолетнего отсутствия,
Прокофьев также сознавал, что, несмотря на потенциальную опасность
стать физическим и духовным заложником культурной политики
правящего в стране режима, нигде его творческая активность не будет
востребована более, нежели в родной стране, где его творчество в то
время было популярно как ни в одной стране Запада, где он жил и
гастролировал. Но вспомним, какую цену пришлось ему заплатить за
свой выбор, вспомним шедевры, написанные во славу режима:
«Здравицу» и кантату к тридцатилетию Октября на тексты Ленина и
Сталина (прим. пер.).

**** «Когда я снималась в фильмах, он мог послать мне за раз
три или четыре песни на выбор, все с колоратурными пассажами для
моего голоса». Однажды, когда Эггерт выразила разочарование в связи
с одной из песен, Легар тут же ее изъял и предложил «еще сотню на
выбор». «Он воистину был человеком безграничным». Все это делало
трудным для понимания самой Эггерт и ее мужа, знаменитого певца Яна
Кипуры (оба они эмигрировали в США в 1938 г.), поведение Легара в
отношении нацистского режима. Как и многие их коллеги, они были
очень разочарованны и чувствовали глубокую горечь при мысли о
двусмысленном положении Легара (прим. авт.).

***** Сценаристом одного из них — «Однажды в вальсе» — был
Билли Уальдер, скоро эмигрировавший в США и ставший одним из лучших
режиссеров Голливуда (прим. авт.).

****** Кстати, еврею Имре Кальману и его русской жене
нацистский режим Австрии также предложил защитный статус «почетных
арийцев», но супруги Кальман сочли более мудрым эмигрировать в США
(прим. пер.).

На фото:
Франц Легар.
Ф.Легар и Р.Таубер. 1934 г.

Увековечение памяти

В честь Легара названы:

  • театр в Бад Ишле;
  • улицы в Комарно и в других городах Австрии, Германии и Голландии;
  • ежегодный международный фестиваль оперетты в Комарно (англ. Lehar Days);
  • астероид 85317 Leh?r (1995).

Он — почётный гражданин городов Вена, Шопрон и Бад-Ишль. В парке у венской ратуши поставлен памятник Легару. В Вене есть и его музей-квартира (Вена 19, Хакхофергассе 18).

Оперетты Легара стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. Арии из его оперетт занимают достойное место в репертуаре лучших певцов и певиц мира: Николая Гедды, Элизабет Шварцкопф, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и многих других.

  • Памятники Легару
  • Памятник Легару в Вене (деталь)
  • Комарно
  • Бад Ишль

Список оперетт

Всего Легар написал более 20 оперетт, насыщенных яркой, нешаблонной музыкой. Отличительной чертой легаровской музыки является искренний, романтический лиризм, виртуозное мелодическое богатство оркестровки. Не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.

  • Кукушка (Kukuschka) 27 ноября 1896, Stadtheater, Лейпциг
  • Венские женщины (Wiener Frauen), 21 ноября 1902, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Лудильщик (Der Rastelbinder, название переводилось также как «Плетельщик корзин» или «Решетник»), 20 декабря 1902, Carltheater, Вена
  • Божественный супруг (Der G?ttergatte), 20 января 1904, Carltheater. Вена
  • Шуточная свадьба (Die Juxheirat), 21 декабря 1904, Театр Ан дер Вин
  • Весёлая вдова (Die lustige Witwe), 30 декабря 1905, Театр Ан дер Вин
  • Троеженец(Der Mann mit den drei Frauen), январь 1908, Театр Ан дер Вин
  • Княжеское дитя (Das F?rstenkind), 7 октября 1909, Театр Иоганна Штрауса, Вена
  • Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg), 12 ноября 1909, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Цыганская любовь (Zigeunerliebe), 8 января 1910, Carltheater, Вена
  • Ева (Eva), 24 ноября 1911, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Наконец одни (Endlich allein), 30 января 1914, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Звездочёт (Der sterngucker), 1916
  • Там, где жаворонок поёт (Wo die Lerche singt), 1 февраля 1918, Королевская опера, Будапешт
  • Голубая мазурка (Die blaue Mazur), 28 мая 1920, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Фраскита (Frasquita), 12 мая 1922, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Танец стрекоз (Der Libellentanz), сентябрь 1922, Милан (переделка «Звездочёта»)
  • Жёлтая кофта (Die gelbe Jacke), 9 февраля 1923, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Кло-Кло (Clo-clo), 8 марта 1924, B?rgertheater, Вена
  • Паганини (Paganini), 30 октября 1925, Театр Иоганна Штрауса, Вена
  • Царевич (Der Zarewitsch), 26 февраля 1926, Deutsches K?nstlertheater, Берлин
  • Жиголетта (Gigolette), 1926 (ещё одна переделка «Звездочёта»)
  • Фридерика (Friederike), 4 октября 1928, театр «Метрополь», Берлин
  • Страна улыбок (Das Land des L?chelns), 10 октября 1929, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция «Жёлтой кофты»)
  • Как чуден мир (Sch?n ist die Welt), 3 декабря 1930, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция оперетты «Наконец одни»)
  • Джудитта (Giuditta), 20 января 1934, Вена, Государственная опера
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: