В Петербурге сыграл Маурицио Поллини
03.07.2003 в 18:16, количество просмотров:
2755
В Большом зале Петербургской филармонии дал клавирабенд один из самых известных пианистов второй половины ХХ столетия — Маурицио Поллини. Мировой успех пришел к восемнадцатилетнему итальянцу в 1960 году, после получения первой премии на Конкурсе имени Шопена в Варшаве. Артур Рубинштейн сказал тогда: «Да он уже сейчас играет лучше любого из нас — членов жюри!»
После варшавского триумфа был многолетний перерыв в концертной деятельности: всю первую половину 60-х годов Маурицио стажировался у великого Бенедетти-Микеланджели. Потом он говорил: «Микеланджели показал мне некоторые полезные вещи». Начиная с 1967 года Поллини выступает в лучших концертных залах мира, работает с выдающимися оркестрами и дирижерами, среди которых Караян, Аббадо, Булез, Заваллиш. По результатам опроса ведущих музыкальных критиков Европы и США, в 1976 году Поллини был назван лучшим пианистом мира.
В период с 1972-го по 1976 год он записывает все этюды, полонезы и 24 прелюдии Шопена. Эти ультраромантические, наполненные фонтанирующей экспрессией и ослепляюще яркой красочностью тембров записи и по сей день остаются вершиной творчества итальянского пианиста. Позже активно проявляется интерес Поллини к музыке ХХ века. Он записал все фортепианные сочинения Шенберга, а также множество произведений Берга, Веберна, Ноно, Мандзони, Булеза и Штокхаузена.
Последний раз Маурицио Поллини был в Петербурге больше 20 лет назад. Тогда его запомнили как очень серьезного, но при этом неудержимо страстного и пылкого исполнителя. Для своего нынешнего выступления он избрал произведения Шопена (Фантазию соч. 49, два ноктюрна, соч. 55, Баркаролу соч. 60, Колыбельную, соч. 57, Скерцо № 3 соч.39) и вторую книгу прелюдий Дебюсси. Весь этот репертуар Поллини уже много лет исполняет на крупнейших концертных площадках мира, и слушатели ждали очередного романтического триумфа. Но оказалось, что за последние два десятилетия в игре маэстро произошли значительные изменения.
Исполнение всей шопеновской программы оказалось слишком тщательно выверенным, спланированным до мелочей. Да, наверное, ни у какого другого пианиста современности нет столь точной и рациональной архитектоники музыкальной ткани, столь «сцементированной» динамики, сопровождающейся к тому же отточенной техникой. Но куда-то пропала искренность восприятия самой музыки, былая романтическая экспрессия сменилась нервозностью, а чрезмерная рационализация шопеновской музыки привела к тому, что его крупные произведения (особенно Баркарола) превратились в набор виртуозно исполненных кусочков, никак не складывающихся в единое целое. В июньском концерте Поллини предстал полной противоположностью другому великому шопенисту ХХ века — Владимиру Софроницкому. В исполнении Поллини отсутствовала та трепетность, элегантность и абсолютная искренность, которая всегда отличала искусство русского пианиста.
В том же ключе была исполнена и вторая книга прелюдий Дебюсси. Но то, что привело к отрицательным результатам в крупных произведениях Шопена, дало возможность наслаждаться импрессионистическими изысками миниатюр Дебюсси. Особенно подкупала богатейшая тембровая палитра итальянского пианиста. Маурицио проявлял гениальную колористическую изобретательность, а излишний для Шопена рационализм не позволил наполнить тончайшую фразировку ненужными аффектами, столь свойственными многим ультраэкспрессивным пианистам нашего времени. Исполнение прелюдий ознаменовалось и торжеством формы — каждая миниатюра абсолютно точно встраивалась в цикл, а не представляла вырванную из контекста виртуозную безделушку
Особо надо отметить просто образцово ровное легато и мягкое туше, столь важное именно для музыки французского импрессионизма
Алексей Трифонов
Интересные факты
1. о первом концерте генделя в лондоне
Известно, что немецкий композитор Гендель более сорока лет прожил в Лондоне. Однако его первое выступление в этом городе не имело никакого успеха. Друзья не знали, как его утешить, а он спокойно заметил, что в пустом зале музыка звучит намного лучше.
2. гендель и оксфорд
Ученый секретарь Оксфордского университета сообщил Генделю, что ему присвоено звание доктора honoris causa (т.е. почетное звание за заслуги), но за диплом доктора надо заплатить некоторую сумму. Гендель возмутился:
«За то, чтобы стать коллегой этих болтунов, я должен еще и платить? Никогда!»
3. гендель и издатель
Один из лондонских издателей за несколько дней заработал приличную сумму, издав оперу Генделя «Ринальдо», но композитору перепала лишь незначительная часть этих денег. Гендель написал издателю:
«В следующий раз, чтобы никто не был обижен, вы пишете оперу, а я её издаю».
4. тьфу на эту музыку!
Отец Генделя был недоволен слишком серьезным увлечением сына музыкой и неоднократно предупреждал юного музыканта:
— Пристрастие к музыке — это есть презренное пристрастие! Музыка — всего лишь баловство и развлечение для знатных господ. Если ты посвятишь свою жизнь разным музыкальным забавам, то довольно скоро и сам станешь их игрушкой. А вот если приобретешь почтенную профессию юриста, то до конца своих дней будешь всеми уважаемым человеком, а не каким-нибудь фигляром с флейтой или скрипкой в руках…
5. интересное наблюдение
Гендель, сделавший в Англии блистательную музыкальную карьеру, начал ее, однако, с неудачи: его первые выступления не заинтересовали лондонских ценителей музыки…
Раз за разом концерты Генделя проходили в почти пустом зале. Друзья и почитатели композитора очень переживали его неудачу. Сам же Гендель оставался невозмутимым и спокойным.
Как-то он сказал им с улыбкой:
— Не стоит так переживать, друзья мои! Ведь в пустом зале музыка звучит лучше…
6. совсем не в одиночку…
После вечерней прогулки с друзьями Гендель, прощаясь, сказал:
— До свидания, господа! Я очень спешу — отправляюсь ужинать.
-В приятном обществе, надеемся? — поинтересовались приятели.
-Еще в каком! Я и индюк!
— Вы что же, маэстро, справитесь с целым индюком в одиночку?
— Почему же в одиночку? С картошкой, овощами и десертом, наконец!
7. спасибо, не надо!
За успехи в музыке знаменитый Оксфордский университет присвоил Генделю звание почетного доктора. Получив письмо с этим приятным известием, композитор поначалу обрадовался, однако, обнаружив в конце послания приписку о том, что диплом он получит после того, как внесет за него определенную плату, прославленный музыкант покраснел от негодования.
— Только этого не хватало! — заявил он. — Я должен еще и заплатить за то, что эти велеречивые бездельники пожелали, чтобы я стал их коллегой. Что за глупости!? Да ни за что на свете!
8. сочтемся славою…
Один ловкий и пронырливый коммерсант как-то заключил с Генделем договор об издании партитуры его оперы «Ринальдо». Будучи изданной, опера была раскуплена в течение нескольких дней, принеся удачливому издателю огромные барыши. Договор же, который он подписал с композитором, был составлен столь хитроумно, что сам Гендель получил лишь ничтожные гроши…
Получая свой мизерный гонорар, Гендель сказал коммерсанту:
— Очень ловко это у вас получилось, дорогой господин, но чтобы все было по справедливости, давайте договоримся, что в следующий раз оперу напишете вы, а издам ее я…
9. гнев вельзевула
У Генделя все время происходили ссоры со знаменитой певицей Куццони, которая обладала таким же строптивым характером, как и сам композитор. Гендель совершенно не переносил, когда певцы украшали его мелодии. На одной из репетиций «Оттона» Куццони устроила Генделю скандал. Она хотела петь арию по-другому. После бесполезных уговоров Гендель просто схватил упрямую певицу в охапку и воскликнул:
— Мне хорошо известно, что вы — сам дьявол в женском обличье, но примите к сведению, что тогда я — Вельзевул, князь всех чертей! — и с этими словами Гендель понес певицу к раскрытому окну, намереваясь ее выбросить. Куццони не на шутку испугалась:
— Я все буду петь как надо! Я была не права!…
Подоспевшие музыканты с трудом вырвали из рук разъяренного Генделя несчастную певицу. Следует добавить, что потом именно в этой арии певица на спектаклях имела наибольший успех.