Wednesday, October 26, 2005
Franz Liszt’s Piano Concerto No. 1 in E Flat Major
The final version of Liszt’s Piano Concerto No. 1 in E flat major, S. 124 dates 1856, however, the beginning of the composition dates to 1830 when Liszt sketched the main theme in a notebook. Liszt commenced serious work on the composition in the 1840s. It could be said that Liszt spent so long on the composition because he was fairly new at this point to the realm of orchestration. Up to this point, almost everything he wrote was for the keyboard. He even enlisted the help of his pupil Joachim Raff with the task of orchestration. The concerto was completed in 1849, but Liszt revised it several times until he arrived at the form we know and love today. There are at least six complete drafts of the concerto. Many bear the title Concerto symphonique showing Liszt’s intention to have the orchestra play just as vital a role as the soloist. Liszt was influenced by Henry Litolff, to whom the work is dedicated, in this idea of equal parts for orchestra and soloist.The concerto consists of three main sections: Allegro maestoso, Quasi adagio-Allegretto vivace-Allegro animato, and Allegro marziale animato. These three sections form one large-scale seamless whole with no pauses in between. The first movement begins with a very powerful and recognizable motif of which Liszt allegedly wrote, «‘Das versteht Ihr alle nicht’ (‘This none of you understands’). Liszt employs blistering octave passages for the piano as he so frequently does. The main theme then reappears in a more tranquil form. The piano introduces the second subject after which the piano is joined by the clarinet in a serene duet. This charming passage is soon overtaken by the main theme again, but this time in an overpowering and almost furious tone.Muted strings introduce the second section with a cantabile melody. The piano soon takes up the theme. As the mood grows more reflective, dramatic bursts from the orchestra ensue with improvisatory passages for the piano interspersed. The tempo quickens with flute, and then oboe and clarinet taking up the theme. A more lighthearted mood follows being introduced by the sounding of a triangle. It is with the use of the triangle that Liszt incurred much unnecessary criticism. Present day listeners may think nothing of the use of the triangle, but at the time of the concerto’s premiere it was nothing short of revolutionary. A particulary sneering critic, Eduard Hanslick described the work as Liszt’s «Triangle Concerto.»The piano soon introduces a cheerful theme in its upper register with other instruments gradually joining in, and all the while, the notorious triangle adds to the effect. The mood soon turns darker with the reappearance of the main theme. The piano introduces the final section with a quicker guise of the cantabile theme. Various themes make reappearances in some form or another until the concerto comes near an end with thunderous phrases and virtuosic octave passages for the piano. The concerto closes in the bravura style which Liszt has become known for.For more on Liszt, see my Dante Symphony posting. Labels: Liszt |
Subscribe:
+Yahoo
|
+Newsgator
|
+Bloglines
|
+Rojo
|
+Google
|
+Newsburst
|
+AOL
|
+MSN
|
+Blogroll
Translate: Español | Deutsche | Français | Italiano | Português
Музыка
Музыкальный талант композитора отец Адам Лист развивал с детства, поэтому неудивительно, что Ференц стал сочинять произведения в юном возрасте, в том числе этюды. Когда подростку исполнилось 14 лет, Лист приступил к созданию оперы «Дон Санчо, или Замок любви». Эта работа воодушевила многих, поэтому была представлена на сцене Grand Opera в 1825 году.
Композитор Ференц Лист
После смерти отца музыкант один на один встретился с миром. Как раз в это время началась Июльская революция. Вокруг кипела жизнь, везде звучали речи о справедливости. В голове композитора возникла идея создания «Революционной симфонии». Концерт за концертом, появлялись новые друзья, среди которых присутствовали Гектор Берлиоз и Никколо Паганини.
Скрипач воодушевил Ференца, поэтому на время музыкант отказался от концертов и вернулся к совершенствованию техники. К этому периоду жизни Листа относится переложение каприсов Паганини. В музыкальном мире данная работа до сих пор признается блестящей и неповторимой.
Ференц понимает, что призвание кроется не только в создании музыки, но и педагогике. До конца жизни Лист учит юных дарований искусству. На работу композитора оказывало влияние творчество Фридерика Шопена.
В те годы ходили слухи, что Шопен скептически относился к работе Листа. Но после встречи в Париже Фридерик признал, что Ференц – это виртуоз и художник-исполнитель. Музыкант дружил с Александром Дюма, Виктором Гюго, Жорж Санд, Альфредом де Мюссе.
Ференц Лист за фортепиано
В Швейцарии Ференц Лист приступил к работе над сборником пьес «Годы странствий». Творчество оказалось не единственным хобби музыканта. Листа приглашали преподавателем в Женевскую консерваторию. Концерты в Париже не имели популярности из-за того, что жители города увлеклись музыкой Сигизмунда Тальберга.
Вскоре Ференц организовал сольный концерт, исключив участие в мероприятии других музыкантов. Это решение оказало влияние на представление людей о выступлениях. Теперь итальянцы и жители Европы четко разграничивали салонные и концертные события.
Мечта посетить Венгрию долго не оставляла в покое семью Листа, поэтому музыкант отправился в большое путешествие. Ференца торжественно встретили в Венгрии и Австрии. Жители этих стран могли вживую услышать исполнение музыканта, известного во всем мире. После одного из концертов признание выказал давний конкурент Листа Сигизмунд Тальберг.
Путешествия Ференц Лист совмещал с концертами. В течение 6 лет музыкант посетил Россию, объехал Европу, встретился с жителями Турции, Португалии и Испании. Русская музыка в какой-то момент поглотила Ференца. Итогом увлечения стал сборник отрывков из русских опер.
Памятник Ференцу Листу
В 1865 году тематика работы Листа изменилась. Это связано с тем, что мужчина принял малый постриг в аколиты. Отныне творчество Ференца перешло в разряд духовной музыки. Позднее композитор представил оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», псалмы, венгерскую коронационную мессу и рекием.
Через 10 лет Лист принимает решение о переезде в Венгрию. В Пеште музыканта приглашают на должность президента Высшей школы музыки. Среди учеников Ференца оказались Карл Таузиг, Эмиль фон Зауэр, Софи Ментер, Мориц Розенталь. В этот период музыкант создаст «Забытые вальсы» и рапсодии для фортепиано, завершит цикл «Венгерских исторических портретов».
Произведения
Фортепианные произведения:
- C-dur (Preludio / Прелюдия)
- a-moll (Fusées)
- F-dur (Paysage / Пейзаж)
- d-moll (Mazeppa / Мазепа)
- B-dur (Feux follets / Блуждающие огни)
- g-moll (Vision / Видение)
- Es-dur (Eroica)
- c-moll (Wilde Jagd / Дикая охота)
- As-dur (Ricordanza / Воспоминание)
- f-moll (Appassionata)
- Des-dur (Harmonies du soir / Вечерние гармонии)
- b-moll (Chasse-neige / Метель)
- Этюды по каприсам Паганини S.141 / Bravourstudien nach Paganinis Capricen — (1-я ред. Бравурные, 1838, 2-я ред. Большие этюды по каприсам Паганини — Grandes Etudes de Paganini, 1851):
- Tremolo g-moll;
- Octaves Es-dur;
- La campanella gis-moll;
- Arpeggio E-dur;
- La Chasse E-dur;
- Theme et variations a-moll.
- 3 концертных этюда (около 1848)
- 2 концертных этюда (около 1862)
- «Альбом путешественника» (1835—1836)
- «Годы странствий» (Années de pèlerinage)
- 1-й год — Швейцария S.160 (9 пьес, 1835—1854)
- 2-й год — Италия S.161 (7 пьес, 1838—1849)
- Дополнение «Венеция и Неаполь» S.162 (3 пьесы, 1859)
- 3-й год S.163 (7 пьес, 1867—1877)
- «Поэтические и религиозные гармонии», S. 173 (1845—1852)
- «Утешения» (1849)
- «Венгерские исторические портреты» (1870—1886)
- 2 легенды S. 175 (1863)
- 2 баллады (1848—1853)
- Соната (1850—1853)
- «Мефисто — вальс» (около 1860, сначала — оркестровая редакция)
- Венгерские рапсодии
- Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие.
Произведения для фортепиано с оркестром:
- Первый концерт Es-dur (1849, переработка — 1853, 1856)
- Второй концерт A-dur (1839, переработка — 1849, 1853, 1857, 1861)
- «Пляска смерти» (1849, переработка — 1853, 1859)
Симфонические поэмы:
- Что слышно на горе (фр. Ce qu’on entend sur la montagne, 1847—1856)
- Тассо. Жалоба и триумф (итал. Tasso: Lamento e Trionfo, 1849; переработка — 1850—1854)
- Прелюды (фр. Les préludes, 1848; переработка — 1850—1854)
- Орфей (Orpheus, 1854)
- Прометей (Prometheus, 1850, переработка — 1855)
- Мазепа (Mazeppa, 1851)
- Праздничные звоны (нем. Festklänge, 1858)
- Плач о героях (фр. Héroïde funèbre, 1850—1854)
- Венгрия (Hungaria, 1854)
- Гамлет (Hamlet, 1858)
- Битва гуннов (нем. Hunnenschlacht, 1857), с органом
- Идеалы (нем. Die Ideale, 1857)
- От колыбели до могилы (нем. Von der Wiege bis zum Grabe, 1881—1882)
Симфонии:
- «Фауст» (1854—1857)
- «Данте» (1855—1856)
Оратории и мессы:
- «Легенда о святой Елизавете» (1857—1862)
- «Христос» (1862—1866)
- Гранская месса (1855)
- Венгерская коронационная месса (1866—1867)
Песни и романсы (около 90).
Фортепианные концерты
Примеров развития фортепианной формы у Листа масса. Взять хотя бы Первый фортепианный концерт Е бемоль мажор. Лист начала его писать, когда ему было 19 лет, в 1830 году, а закончил работу в 1849 году, но в 1853 году внес дополнительные коррективы. Впервые она была исполнена в Веймаре в 1855 году под руководством композитора у фортепиано и Гектора Берлиоза. Таким образом на концерт ушло 25 лет. Бела Барток назвал концерт «первой идеальной реализацией формы циклической сонаты, в которой общие темы рассматриваются по принципу вариации».
Ланг Ланг — фортепианный концерт N 1 E бемоль мажор
В своём
композиторском творчестве Лист выдвигал идею синтеза музыки и поэзии. Отсюда основной его принцип —
программность, музыка сочиняется на
определённый сюжет или образ.
К жанру фортепианный
концерт Лист то и дело возвращается.
К
Веймарскому периоду отностся фортепианные концерты — два фортепианных концерта
в 1847—1885 гг.
Впервые в истории фортепианной музыки этот жанр был представлен не трёхчастным, а одночастным произведением.
Личная жизнь
Первой любовью Ференца Листа была Мари д’Агу. Он познакомился с ней через Жорж Санд. Мари увлекалась современным искусством и писала любовные романы. Она влюбилась в молодого композитора и бросила ради него свою первую семью. Мари родила Ференцу трёх детей: девочек Бландину и Козиму и сына Даниэля. Пара так и не оформила официально свои отношения.
Вначале Мари нравилось путешествовать по миру с возлюбленным. Однако через какое-то время ей захотелось приобрести собственный дом, в котором она могла бы спокойно жить и воспитывать детей. В 1841 году Ференц и Мари расстались. Женщина вместе с детьми вернулась к своим родителям.
Несколько лет Ференц провёл в одиночестве, полностью посвятив себя музыкальному творчеству. В 1847 году он выступал в Киеве, где познакомился с Каролиной Витгенштейн, супругой Николая I. Женщина была большой поклонницей композитора и посещала все его концерты. Лист влюбился в неё и хотел жениться на ней, но муж Каролины не хотел с ней разводиться. Поскольку женщина была религиозной, необходимо было добиться от Николая I и Папы Римского разрешения на новый брак. Влюблённые сбежали в Веймар, где находилась резиденция сестры императора. Через неё Лист надеялся повлиять на Николая I в плане развода.
В то же время композитор столкнулся с непониманием своей творческой деятельности в Веймаре. Новый материал не нравился слушателям, что печалило Ференца. В этот же период умер его сын. Каролина так и не смогла добиться развода. Она считала, что ей не суждено быть вместе с композитором. Ференц и Каролина поехали в Рим замаливать грехи.
Краткая биография
- С 1821 г. живя в Вене, Лист начал с успехом выступать на концертах. Однажды кумир Ференца – Бетховен – был так потрясён игрой юного пианиста, что поцеловал его.
- В 1823 г. Лист отправился в Париж поступать в консерваторию. По правилам в учебное заведение могли поступить только французы, и Ференца не приняли. Тем не менее, отец музыканта решил не уезжать из Парижа. Чтобы заработать на жизнь, юноша выступал на концертах.
- В Париже Ференц начал сочинять музыку. В 1825 г. в Гранд-опера было поставлено произведение 14-летнего композитора «Дон Санчо, или Замок любви».
- В 1827 г. произошло трагическое событие в жизни юноши – умер отец. Следующие 3 года Ференц пребывал в депрессии и перестал появляться в парижских салонах.
- К активной концертной деятельности композитор вернулся в 1830 г., во время французской Июльской революции. В этот период он познакомился с известными музыкантами: Берлиозом, Шопеном, Паганини и др. Гениальный скрипач побудил Листа заняться совершенствованием собственной техники.
- В 1835 г. Лист начал заниматься преподавательской деятельностью, а также писать статьи на актуальные для современников темы.
- В том же году композитор переезжает в Швейцарию, где начинает работать над сборником пьес. Также он преподаёт в консерватории в Женеве, даёт концерты.
- В 1837 г. Лист путешествовал по Италии и опубликовал несколько статей-очерков, освещавших музыкальную жизнь страны. Там же в Италии состоялся первый сольный концерт музыканта.
- В 1838 г. вышла первая редакция 6-ти этюдов под общим названием «Большие этюды по Паганини». Лист переложил для фортепиано каприсы Паганини.
- В 1839 г. композитор переложил симфонии Бетховена для фортепиано.
- В 1841 г. Ференц Лист стал членом масонской ложи.
- В это же время композитор посетил с концертами Австрию и Венгрию. Средства от венгерских концертов музыкант направил на помощь соотечественникам, пострадавшим от случившегося недавно наводнения.
- С 1842 по 1848 гг. Лист совершил несколько концертных туров по Европе, трижды побывал в России. Занимался просветительской деятельностью, включая в свои концерты произведения классиков.
- В 1845 г. Ференц принял финансовое участие в установке памятника Бетховену в Бонне.
- В 1848 г. композитор прекратил концертную деятельность и переехал в Веймар. Там он прожил 13 лет, был руководителем городской музыкальной жизни, обновил репертуар местного оперного театра, работал дирижёром. Также Лист закончил работу над сборником пьес, вышедшим под названием «Годы странствий», и сочинил ряд новых произведений. В своём доме композитор принимал молодых музыкантов из разных уголков мира и давал им бесплатные уроки. К этому же периоду относится и литературная работа Листа. Он написал и издал книгу, посвящённую творчеству Шопена, а также множество эссе и статей.
- В начале 50-х гг. музыкант вместе с близким ему по духу Вагнером вступил в Союз немецких музыкантов.
- В 1861 г. Лист переехал в Рим.
- В 1865 г. по настоянию любимой женщины композитор стал церковнослужителем. В его музыке ведущими стали духовные и философские мотивы.
- В 1866 г. Ференц вновь поехал в Веймар, занимался с молодыми музыкантами.
- В 1875 г. композитор занял пост президента Высшей венгерской музыкальной школы в Пеште.
- В 1886 г. после перенесённого воспаления лёгких у Листа начались проблемы со здоровьем.
- Последний концерт композитор дал 19 июля 1886 г. в Елисаветграде.
- 31 июля 1886 г. в возрасте 74 лет Ференц Лист скончался.
Описание [ править ]
I. Allegro maestoso
1. Allegro maestoso 2. Квази адажио 3. Allegretto vivace — Анимато Allegro 4. Allegro marziale animato. Исполняет Артур Рубинштейн и Далласский симфонический оркестр под управлением Антала Дорати. |
|
Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ . |
Концерт состоит из четырех относительно коротких движений :
maestoso править
Оркестр вводит основную тему произведения мощным мотивом. Было сказано, что, чтобы высмеять своих критиков, Лист и его зять, Ганс фон Бюлов , использовали слова Das versteht ihr alle nicht, ха-ха! (никто из вас этого не понимает, ха-ха) на ноты первых двух тактов. Затем вступает фортепиано с октавным пассажем, охватывающим четыре октавы. Между фортепиано и кларнетом возникает дуэт в тихом и умиротворяющем отрывке, который вскоре снова сменяется основной темой. После этого фортепьяно играет быстрые нисходящие хроматические октавы перед повторением части из более ранней части, на этот раз соль мажор. Движение завершается основной темой, сыгранной струнами, в то время как фортепиано имитирует арфу с быстрыми, тихими арпеджио, завершающимися восходящей хроматической гаммой в шестых долях, уменьшающейся до громкости ppp .
Квази адажио править
Виолончели и контрабасы представляют секцию Адажио в безмятежной, унисонной кантабиле перед тем, как присоединяется остальная часть струнной секции. И снова, однако, виолончели и контрабасы опускаются до того, как присоединяется фортепиано in una corda. Фортепиано использует струнную тему и развивает ее дальше, играя в стиле ноктюрна с мягкими плавными арпеджио для левой руки и кантабельной мелодией в правой руке. Раздел достигает кульминации, когда звучит сильное фортиссимо, за которым следует нисходящая гамма диминуэндо.
После короткой общей паузы весь оркестр возобновляет исполнение той же темы. Затем на эту тему играет виолончель, а фортепиано поспешно отвечает развивающим речитативом. Это приводит к отрывку, где соло в секции деревянных духовых инструментов играют новую тему, в то время как фортепиано играет длинными трелями в правой руке и распространяет аккорды в левой. Завершает отрывок дуэт фортепиано и кларнета.
Allegretto vivace — Allegro animato править
Треугольник начинает движение со следующей за ним секцией струны. (Частое и заметное использование треугольника побудило критика Эдуарда Ханслика высмеивать произведение как «Концерт треугольника» .) Фортепиано развивает тему дальше. Это происходит на протяжении всего движения, однако предыдущие темы из последних двух частей повторно вводятся и объединяются вместе, чтобы придать этому концерту его уникальную, подобную рапсодии форму. Это движение явно шутливое по своему характеру, с направлением исполнения в начале фортепианной линии «capriccioso scherzando» и нежными игривыми дуэтами деревянных духовых инструментов и фортепиано. Вторая половина движения, однако, имеет более темный поворот, когда пианино, после завершения раздела скерцо, играет жуткое, tremolando прохода в нижних регистрах, с развитием первой темы играла выше, на стр динамике. После этого снова появляются нисходящие хроматические октавы, но на этот раз на p.Уровень, прежде чем оркестр сыграет восходящую хроматическую часть, ведущую к тональному повторению первой темы. Движение заканчивается очень похожей музыкой, как и начинается первая часть, ярким фортепианным пассажем, заканчивающимся уменьшенным септаккордом F (rh: F – A ♭ –D – F).
Allegro marziale animato править
Перед тем как оркестр сыграет тему Адажио в тематической трансформации, играет нисходящая мажорная гамма ми ♭ . Фортепиано следует за этим ярким сольным октавным пассажем, а затем сливается в дуэт с различными сольными деревянными духовыми инструментами в изящной, живой секции. Движение продолжает привлекать все темы концерта и последовательно комбинировать их. В последних нескольких пассажах вводится новая хроматическая тема, в которой фортепиано играет полукваверы и триоли одновременно, упражнение в полиритмии , в унисон со струнными. Пьеса заканчивается в бравурном стиле Листа с уже знакомой темой нисходящих хроматических октав, сыгранной в этом репортаже на головокружительной стадии.скорость, прежде чем перейти на противоположные хроматические октавы, достичь тонической тональности E ♭ мажор и fff dynamic
Только у оркестра есть последние две ноты, которые Лист тщательно использовал, чтобы подчеркнуть важность оркестра в пьесе, а не только как аккомпанирующий инструмент для фортепиано
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы, связанные с фортепианным концертом № 1 (Лист) . |
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Ференца Листа Анализ и описание фортепианного концерта № 1 Ференца Листа ми-бемоль мажор
- Piano.ru — Скачать ноты (2 фортепианные редукции)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 : партитуры в рамках проекта « Международная библиотека партитур»
vтеФеренц Лист | |
---|---|
Список сочинений | |
Музыка |
|
Оперы |
|
Симфонические стихи |
|
Другие оркестровые произведения |
|
Фортепиано и оркестр |
|
Сольное фортепиано |
|
Оперные парафразы |
|
Семья |
|
Связанный |
|
|
Авторитетный контроль |
|
---|
Études
Композитор
Ференц Лист
Жанр
фортепианные
Страна
Венгрия
Большое внимание Ференц Лист уделял этюдам, углубив, подобно Шопену, их художественно-образное содержание. «Виртуозность,— говорил он,— не пассивная служанка композиции, ибо от ее дуновения зависит как жизнь, так и смерть доверенного ей художественного произведения
Она может придать музыкальному сочинению весь блеск своей красоты, свежести и вдохновения, но может также извратить его, сделать плохим, изуродовать». Новое понимание виртуозности, которая «нужна для того, чтобы художник мог полностью высказаться»,— завоевание романтического искусства
«Виртуозность,— говорил он,— не пассивная служанка композиции, ибо от ее дуновения зависит как жизнь, так и смерть доверенного ей художественного произведения. Она может придать музыкальному сочинению весь блеск своей красоты, свежести и вдохновения, но может также извратить его, сделать плохим, изуродовать». Новое понимание виртуозности, которая «нужна для того, чтобы художник мог полностью высказаться»,— завоевание романтического искусства.
Пятнадцатилетним юношей Лист задумал создать цикл из сорока восьми этюдов во всех мажорных и минорных тональностях, из которых написал и опубликовал двенадцать (1826). Это были еще технические упражнения для развития беглости пальцев, напоминавшие этюды его учителя Черни. Спустя двенадцать лет Лист вновь вернулся к своему замыслу и, коренным образом переработав упражнения, превратил их в «Большие этюды» (1838). Но и эта редакция не удовлетворила его: в 1851 году была создана третья редакция — «Этюды высшего исполнительского мастерства» («Трансцендентные этюды»); в них десять пьес из двенадцати получили программные названия.
Этюды разнообразны по техническим приемам и содержанию. В них, согласно классификации Листа, представлены четыре вида фортепианной техники: а) октавы и аккорды, б) тремоло, в) двойные ноты, г) гаммы и арпеджио. Вместе с тем пейзажные зарисовки соседствуют с фантастическими сценами, а лирические настроения — с героическими.
Свободно-импровизационная «Прелюдия» (№ 1, C-dur) вводит в цикл. За ней следуют стремительный этюд в характере токкаты (№ 2, a-moll) и светлый, задумчивый «Пейзаж» (№ 3, F-dur), близкий по настроению «Первому году странствий». Остро драматичен «Мазепа» (№ 4, d-moll), снабженный цитатой из одноименного стихотворения Гюго. «Блуждающие огни» (№ 5, B-dur) заставляют вспомнить причудливо фантастические пьесы Мендельсона или Берлиоза.
Затем идут три героических этюда — «Видение» (№6, g-moll), навеянное торжественной картиной погребения Наполеона, «Героика» (№ 7, Es-dur) в характере блестящего марша и мрачно фантастическая «Дикая охота» (№ 8, c-moll).
Героические образы сменяются лирическим «Воспоминанием» (№ 9, As-dur), с нежной, певучей мелодией и свободно-импровизационным изложением в духе шопеновских ноктюрнов. Скорбные вздохи, стоны, страстная мольба слышатся в стремительно прерывистой мелодии следующего этюда (№ 10, f-moll). Спокойны и величавы «Вечерние гармонии» (№11, Des-dur). Завершает цикл «Метель» (№ 12, b-moll) — вновь пейзажная зарисовка вихревого движения.
Следующий цикл этюдов связан с увлечением Листа исполнительством Паганини. Как и многие другие композиторы (Шуман, Брамс, позже Рахманинов), он задумал передать на фортепиано совершенную технику итальянского скрипача, не копируя скрипичных приемов, но воссоздавая их в соответствии со спецификой своего инструмента. Этому посвящены «Большие этюды по Паганини» (первая редакция — 1838, окончательная — 1851), среди которых наибольшую популярность завоевали №3 («Кампанелла» gis-moll) и № 6 (a-moll); обе пьесы написаны в вариационной форме.
Помимо названных двух сборников, имеются у Листа и другие программные этюды, отмеченные значительным содержанием. Так, поэмный склад присущ «Шуму леса», где переданы излюбленные романтиками образы природы (ср. аналогичную картину в опере Вагнера «Зигфрид»), и «Хороводу гномов», предвосхищающему сказочно-фантастические пьесы Грига (оба этюда созданы около 1863 года).
М. Друскин
Фортепианное творчество Листа →
Публикации
Сольный концерт Даниила Трифонова в Москве 01.12.2014 в 12:43
«Трансцендентные этюды» в исполнении Лазаря Бермана 10.09.2014 в 16:29