Ференц (франц) лист

Где похоронен ференц лист. лист, ференц - биография

Ференц Лист хронологическая таблица

Ференц Лист хронологическая таблица жизни и творчества венгерского композитора, пианиста, педагога и дирижера изложена в этой статье.

Ференц Лист хронологическая таблица

1811 г., 22 октября – на свет появился Ференц Лист в венгерском городке.

1819 г. – состоялось первое выступления Ференца на рояле в вельможных знатных домах.

1821 г. – отец вывозит сына в Австрию для того, чтобы дать ему прекрасное музыкальное образование. Его учителем стал композитор Карл Черни.

1823 г. – отец Листа везет его во Францию, чтобы отдать сына в музыкальную консерваторию. Но Листа младшего не приняли в учебное заведение, так как туда принимали только французов.

1825 г. – его первую оперу «Дон Санчо, или Замок любви» поставили в Гранд – опере.

1827 г. – умер отец великого композитора. Ференц на целых 3 года впал в депрессию.

1830 г. – Лист начал концертировать и сошелся с Гюго, Паганини, Берлиозом, Дюма и Мюссе.

1835 г. – занялся литературной и педагогической деятельностью в Женевской консерватории. Издал свои публикации социальном статусе французских артистов и Шумане. Влюбился в Мари д’Агу, с которой уехал в Швейцарию.

1835 г. – родилась дочь Бландина. Была женой политика Эмиля Оливье. Умерла в 27-летнем возрасте.

1837 г. – путешествует в Италии, ездит по городам и пишет очерки об итальянской музыке.

1837 г. – родилась дочь Казина. Была дважды замужем – за пианистом Гансом Бюловом и Рихардом Вагнером. Умерла в 93-летнем возрасте.

1839 г. – родился сын Даниель. Умер в 20-летнем возрасте от туберкулеза.

1842 – 1848 гг. – выступает с концертами в Испании, Австрии, России, Португалии, Турции.

1847 г. – влюбился в княгиню Каролину Витгенштейн. Целых 14 лет он жил с ней гражданским браком, так как муж княгини не давал ей официального развода.

1848 г. – музыкант оседает в немецком городе Веймар.

ХIХ век, 60-тые годы – Лист уезжает в Рим и принимает постриг в церковнослужители Римской католической церкви. Получил должность аколита. Заинтересовался духовной музыкой.

1875 г. – способствовал созданию Высшей школы музыки в Венгрии. Он стал ее президентом и профессором.

1886 г. – после посещения музыкального фестиваля в Байройте композитор застудился. Простуда прогрессировала в тяжелое воспаление легких. С каждым днем ему ставало все хуже: начало болеть сердце, отекали ноги. Лист не мог передвигаться самостоятельно.

1886 год, 19 июля – состоялось последнее выступление музыканта.

1886 год, 31 июля – композитор Ференц Лист скончался.

Музыкальная карьера

В 1833 году, в возрасте 22 лет, Лист встретил графиню Марию д’Агуль. Вдохновленный любовью и природой, он написал несколько впечатлений о швейцарской деревне в «Album d’un voyageur», который позже появится как «Années de Pèlerinage» («Годы паломничества»). В 1834 году Лист дебютировал со своими фортепианными композициями «Гармонии и поэзии и религии» и набором из трех «Явлений».

Укрепленный новыми работами и несколькими публичными выступлениями, Лист начал штурмом брать Европу. Его репутация была подкреплена еще большим фактом, что он отдал много своих доходов от концертов на благотворительные и гуманитарные цели. Например, когда в 1842 году он узнал о Великом огне Гамбурга, который разрушил большую часть города, он дал концерты, чтобы помочь тысячам бездомных. На личном уровне, однако, дела у Листа были менее чем славные. Его отношения с Марией д’Агул, которая к тому времени родила троих детей, наконец закончились. В 1847 году, находясь в Киеве, Лист встретил принцессу Каролину цу Сайн-Витгенштейн. Ее влияние на него было драматичным; она поощряла его прекратить гастролировать и вместо этого учить и сочинять, чтобы он мог жить с ней более домашней жизнью.

В следующем году пара переехала в Веймар, Германия, и Лист начал концентрироваться на более высокой миссии — создании новых музыкальных форм. Его самым известным достижением в это время было создание так называемой симфонической поэмы, разновидности оркестрового музыкального произведения, которое иллюстрирует или вызывает стихотворение, историю, картину или другой не музыкальный источник. Эстетически, симфоническая поэма в некотором роде связана с оперой; это не спето, но объединяет музыку и драму. Новые работы Листа вдохновили нетерпеливых учеников искать его руководства. В течение следующих 10 лет радикальные и новаторские работы Листа попадали в концертные залы Европы, завоевывая его стойких последователей и жестоких противников.

Две женщины

Вообще, в жизни Ференца Листа было две сильных любви — к княгине Мари Агу и баронессе Каролине Вигтенштейн. Обеих он увел у их мужей. Первая подарила ему трех детей, двое из которых, к сожалению, умерли в очень раннем возрасте. У баронессы Вигтенштейн была своя дочь, которую она фактически оставила ради отношений со своим гениальным возлюбленным. Буквально всю свою жизнь Каролина пыталась расторгнуть брак со своим первым супругом, но в то время это было практически невозможно. И даже когда влюбленные спустя много лет уже готовились праздновать свадьбу, неожиданно пришла бумага, свидетельствующая о невозможности заключать новый союз. Каролина восприняла это как знак свыше, мол, значит, небесам неугодна их любовь. В итоге пара рассталась, хотя к тому времени их «гражданский брак» уже трещал по швам. Но Каролина и Ференц все же сохранили дружеские отношения и постоянно писали друг другу письма.

Иногда жизнь Ференца Листа напоминала череду бесконечных концертов и светских раутов, где с ним все жаждали наладить связи. Однажды Листу представили подающего большие надежды композитора Рихарда Вагнера, который в то время являлся его ровесником. Практически всю свою жизнь Лист помогал Вагнеру: деньгами, морально, дирижировал его операми. Их дружеские отношения были заморожены на несколько лет лишь только тогда, когда средняя дочь Листа Козима без памяти влюбилась в Рихарда Вагнера. Это произошло, когда Ференц Лист привез Вагнера в свой дом погостить. А Козима, завороженная его игрой на фортепиано, уже тогда, в 16 лет, поняла, что стрела Амура навсегда пронзила ее сердце. Она выйдет замуж за Ганса фон Бюлова, родит ему двоих детей, но Вагнер по-прежнему останется ее кумиром. И во время одной из очередных встреч она упадет перед ним на колени и начнет осыпать его руки слезами и поцелуями. А потом бросит мужа и окончательно сойдется с любимым Вагнером. Первое время Лист не поощрял этот союз, что внесло раскол в его отношения с дочерью, которая поставила гениальность мужа выше гениальности отца. По крайней мере, такого мнения придерживается автор книги из серии ЖЗЛ Мария Залесская. 

Она же считает, что Лист мог бы проявить себя как композитор в гораздо большей степени, чем это вообще возможно, если бы бесконечно не отвлекался на концертные выступления, занятия с многочисленными учениками и помощь людям. Тем не менее, композиторское наследие Ференца Листа велико. В его творческой копилке 649 оригинальных произведений, самые известные из которых — симфонии «Фауст» и «Данте», оратория «Легенды о святой Елизавете», фортепианное произведение «Венгерские рапсодии» и другие знаменитые творения.  

В конце-концов Вагнер и Лист помирились. Ференц Лист очень тяжело переживал смерть друга. А сам он ушел в мир иной в возрасте 75 лет, оставив после себя огромную музыкальную Вселенную. Сейчас узнать больше о жизни Ференца Листа можно, побывав в музее его имени в Будапеште (Венгрия). Первое, что вы увидите при входе в музей, — это медная доска, где написаны дни приема Ференца Листа, и картина, на которой он изображен за роялем. Кстати, рояль, подаренный композитору Бостонской фабрикой в рамках Парижской выставки в 1867 году, является центральным элементом экспозиции музея. Еще одна реликвия — уникальный письменный стол, находящийся в рабочем кабинете и одновременно спальне виртуоза. Рядом можно увидеть бронзовый слепок кисти его правой руки. Над кроватью висит портрет дочери Козимы. Здесь же расположилась молитвенная скамья, поскольку в 1865 году Ференц Лист принял духовный сан, что вызвало у его друзей и знакомых некоторое недоумение. Естественно, своих творческих привычек Ференц Лист не поменял, и в монастырь не отправился, но его поступок выражал его позицию.

Богатством гостиной является мебельный гарнитур и два рояля, об одном из которых уже говорилось выше. Рояль Chickering украшена барельефом Листа и бюстами Бетховена, Шуберта и Вебера, на ней же можно увидеть и серебряную подставку для нот. В витрине вы увидите личные вещи композитора: его серебряную дирижерскую палочку, диплом почетного жителя города Шапрона и множество других предметов. Здесь вы сможете почувствовать атмосферу того времени и понять характер Ференца Листа, чей талант победил время.    

Веймарский период (1847 — 1861)

Это наиболее плодотворный период творческой деятельности Листа, когда получили окончательное воплощение его самые значительные творческие замыслы. В Веймаре были созданы 12 (из 13) симфонических поэм. Это новый жанр романтической программной музыки, вдохновленный поэзией, драматургией или живописью: «Что слышно на горе», «Мазепа», «Прелюды», «Идеалы», «Тассо», «Прометей», «Гамлет», «Битва гуннов»и т.д.. Тогда же появились 2 программные симфонии «Фауст» и «Данте», новые редакции 2х фортепианных концертов, «Этюдов высшего исполнительского мастерства» и «Этюдов по каприсам Паганини», «Утешения», «Траурное шествие», два тома «Годов странствий», соната си минор, 15 Венгерских рапсодий (из 19-ти), песни, Гранская месса и другие сочинения.

Небывалый размах получает просветительская деятельность Листа. Под его управлением на сцене Веймарского театра были поставлены 43 оперы — от Глюка и Моцарта до Верди и Вагнера, причем 8 — впервые в мире. Он исполнил все симфонии Бетховена, различные сочинения Шуберта и Берлиоза, Шумана и Глинки, многих других композиторов. К их исполнению писал пояснения и большие статьи, иногда совместно с Каролиной, в которых излагал свои взгляды на пути развития музыки. Стремясь поддерживать современных музыкантов-новаторов, Лист устраивал специальные «музыкальные недели», посвященные творчеству того или иного композитора (неделя Берлиоза, неделя Вагнера и пр.). Он боролся с обветшавшими традициями, рутиной.

Благодаря Листу маленький Веймар превратился в один из культурных центров Германии. Вокруг него группируются друзья, ученики — пианисты, композиторы, которые съезжаются в Веймар со всей Европы. Один из них, выдающийся дирижер и пианист Ганс фон Бюлов становится мужем младшей дочери Листа Козимы.

Однако консервативная веймарская публика совсем не понимала новаторских устремлений Листа. Концерты посещались плохо (симфония «Гарольд в Италии» исполнялась перед пустым залом). Положение композитора осложняла правовая неупорядоченность его личной жизни – Каролине, несмотря на все усилия, так и не удалось получить развод, поэтому Лист не мог вступить с ней в законный брак . Его тяжелое душевное состояние усугубила смерть сына и старшей дочери.

Биография

Ференц Лист – один из величайших пианистов XIX века. Признанный во всем мире представитель жанра романтизма в музыке, виртуозный исполнитель, педагог и создатель Веймарской школы. История жизни музыканта Ференца Листа началась в городе Доборьян, в Венгрии. Талантливый парень родился в семье чиновника и домохозяйки. Отец Адам Лист состоял на службе у князя Эстерхази. Детские годы Адам провел в княжеском оркестре. Подростком Лист играл на виолончели.

Портрет Ференца Листа

Анна-Мария Лист родилась в Кремсе-на-Дунае. В 9 лет женщина стала сиротой. Это и стало причиной переезда в Вену. Родители прославленного музыканта поженились в январе 1811 года. В октябре того же года родился Ференц. Парень оказался единственным ребенком в семье.

Адам Лист заботился о развитии музыкального таланта у сына, поэтому с младых лет приступил к урокам. В церкви Ференц учился пению и игре на органе. Первое выступление юного музыканта состоялось в 8 лет. Отец заставлял ребенка играть на рояле в домах знатных вельмож.

Творчество должно развиваться. Так считал Адам Лист, поэтом с сыном отправился в Вену, где жили лучшие учителя музыки. К органу добавилось фортепиано, азы игры на котором Ференц постигал у Карла Черни. Отцу талантливого музыканта удалось договориться о бесплатных уроках.

Ференц Лист в детстве

Великий педагог не пришел в восторг от ребенка, так как мальчишка показался физически слабым. Благодаря сотрудничеству с Черни Лист получил уникальный дар – универсальность. Теоретические занятия проводил Антонио Сальери, который каждый раз поражался таланту юного артиста.

Как и отец, Ференц благоговел перед именитым маэстро Людвигом ван Бетховеном. Поэтому когда после очередного концерта, на котором выступал Лист, музыкант подошел и поцеловал парня в знак уважения, Ференц пришел в восторг. Это событие юноша вспоминал до конца дней.

Ференц Лист в молодости

Не все было так гладко в биографии Ференца Листа. В возрасте 12 лет музыкант отправился покорять Париж. Молодой человек желал поступить в Парижскую консерваторию, но из-за того, что Ференц не являлся французом, получил отказ. Покидать Францию отец и сын не хотели. Чтобы заработать на жизнь Ференц выступал с концертами.

Уроки музыки продолжались. Лист посещал педагогов Парижской консерватории, в числе которых были Антонин Рейх, Фердинандо Паер. Настают тяжелые для Ференца времена. Адам Лист скончался, когда сыну было 16 лет. Это потрясение отразилось на моральном состоянии музыканта. Почти 3 года младший Лист находился в депрессии.

Краткая биография Ференца Листа самое главное

Замечательный всеми композитор из Венгрии и талантливый пианист появился на свет 22 октября 1811 года в крохотном селении Доборьян в семье графского служителя.

Отец его был одаренным человеком в сфере музыкальной культуры и очень рано приобщил Ференца к музыке.

Лист уже в девятилетнем возрасте выступал на концерте, что вызывало восхищение у слушающих людей. Петь он начал тоже рано

Ференц отправляется на обучение в Вену к знаменитому музыкальному деятелю Карлу Черни, который прослушав выступления юноши, поразился его способностями. Карл стал обучать юношу, даже не взяв у него платы за занятия.

Сын с отцом прибывают в Париж в 1823 году с надеждой, что Ференца, примут в знаменитую консерваторию. Увы, так как они были иностранцами, их отказались принять.

1827 год стал для юного композитора трагическим — умирает отец. Юноша сам добивается в жизни. Во время нахождения в Париже он оттачивает свое музыкальное мастерство, со значительным интересом изучает творения композиторов всех эпох.

1835 год стал для Листа основанием для занятий литературной и просветительской деятельности. Во французских журналах стали публиковаться его творения о Шумане и о социальном статусе местных актеров.

В 30-х годах о Ференце в Париже начинают говорить как о прекрасно гении. Чуть позже сочинения Листа прозвучат во всей Европе. Гастроли юноши приносят ему неимоверную славу главного пианиста в мире. Вся публика, прослушивающая игру Листа на фортепиано, сидела в оцепенении. Когда он играл, то казалось, что эту симфонию исполняет небольшой оркестр.

Но неожиданно для всех он в 1847 году отказался от гастрольных поездок. Ференц принял решение посвятить себя творчеству.

Он убывает в Веймар, где заканчивает значительное множество ранее созданных рапсодий и этюдов. Композитор не прекращает творить свои музыкальные произведения, пишет публикации, дает консультации начинающим музыкантам.

В 1848 году появилась новая прекрасная симфоническая поэма «Прелюды» по стихотворениям Ламартина.

Но местное население немецкого городка не восприняло творчества Листа. Да и личная жизнь здесь у него не состоялась. Он полностью ушел в себя, и в 60-х годах он уезжает в Рим, для того чтобы принять сан аббата.

Почти ежегодно он проводил в Венгрии, а в 1875 году он стал президентом в Будапеште Музыкальной академии, основателем которой он стал. Сейчас это учреждение носит его имя.

Ференц Лист показал себя настоящим ценителем восхитительной музыки и ее замечательным создателем.

Произведения

Про­из­ве­де­ния Ферен­ца Листа:

Фор­те­пи­ан­ные произведения:

  • До мажор (Пре­лю­дия / Прелюдия)
  • ля минор (предо­хра­ни­те­ли)
  • Фа мажор (Пей­заж / Пейзаж)
  • ре минор (Мазе­па / Мазепа)
  • B‑dur (Feux follets / Блуж­да­ю­щие огоньки)
  • соль минор (Виде­ние / Видение)
  • Эс-дюр (геро­и­че­ский)
  • до минор (Уайльд Джагд / Дикая Охота)
  • As-dur (Запись / Память)
  • фа минор (страст­ная)
  • Des-dur (Harmonies du soir / Вечер­ние гармонии)
  • си минор (шас­се-неж / метель)
  • Этю­ды о капри­сах Пага­ни­ни S.141 / Bravorstudien nach Paganinis Capricen – (1‑е изд. Бра­ву­ра, 1838 г., 2‑е изд. Боль­шие этю­ды о капри­сах Пага­ни­ни – Вели­кие этю­ды Пага­ни­ни, 1851 г):
  • Тре­мо­ло соль минор;
  • Окта­вы ми-бемоль мажор;
  • Коло­коль­чик gis-moll;
  • Арпе­джио ми-мажор;
  • Ла Шас­се ми мажор;
  • Тема и вари­а­ции ля минор.
  • 3 кон­церт­ных этю­да (око­ло 1848 г)
  • 2 кон­церт­ных этю­да (око­ло 1862 г)
  • “Аль­бом путе­ше­ствен­ни­ка” (1835–1836)
  • «Годы стран­ствий» (Années de pèlerinage)
  • 1 год – Швей­ца­рия С.160 (9 работ, 1835–1854)
  • 2 год – Ита­лия С.161 (7 работ, 1838–1849)
  • Допол­не­ние “Вене­ция и Неа­поль” С.162 (3 пье­сы, 1859 г)
  • 3 курс С.163 (7 пьес, 1867–1877)
  • Поэ­ти­че­ские и рели­ги­оз­ные гар­мо­нии, С. 173 (1845–1852)
  • «Уте­ше­ния» (1849 г)
  • “Вен­гер­ские исто­ри­че­ские порт­ре­ты” (1870–1886)
  • 2 леген­ды С. 175 (1863)
  • 2 бал­ла­ды (1848–1853)
  • Сона­та (1850–1853)
  • «Мефи­сто – Вальс» (око­ло 1860 г., пер­вая оркест­ро­вая версия)
  • Вен­гер­ские рапсодии
  • Валь­сы, галоп, поло­не­зы, чар­да­ши, мар­ши и др.

Про­из­ве­де­ния для фор­те­пи­а­но с оркестром:

  • Пер­вый кон­церт ми-бемоль мажор (1849, пере­ра­бот­ка 1853, 1856)
  • Вто­рой кон­церт ля мажор (1839, редак­ция 1849, 1853, 1857, 1861)
  • «Пляс­ка смер­ти» (1849, пере­ра­бот­ка — 1853, 1859)

Сим­фо­ни­че­ские стихи:

  • Что слыш­но на горе (фр. Ce qu’on entend sur la montagne, 1847–1856)
  • Тасо. Жало­ба и Три­умф (итал. Tasso: Lamento e Trionfo, 1849; редак­ция – 1850–1854)
  • Пре­лю­дии (фр. Les préludes, 1848; редак­ция — 1850—1854)
  • Орфей (Орфей, 1854 г)
  • Про­ме­тей (Про­ме­тей, 1850 г., пере­ра­бот­ка 1855 г)
  • Мазе­па (Мазе­па, 1851 г)
  • Рож­де­ствен­ские коло­ко­ла (нем. Festklänge, 1858 г)
  • Плач по геро­ям (фр. Héroïde funèbre, 1850–1854)
  • Вен­грия (Вен­грия, 1854 г)
  • Гам­лет (Гам­лет, 1858)
  • Бит­ва гун­нов (нем. Huntenschlacht, 1857 г.), с органом
  • Иде­а­лы (нем. Die Ideale, 1857 г)
  • From Cradle to Grave (нем., Von der Wiege bis zum Grabe, 1881–1882)

Сим­фо­нии:

  • «Фауст» (1854–1857)
  • “Дан­те” (1855–1856)

Ора­то­рии и мессы:

  • “Леген­да о свя­той Ели­за­ве­те” (1857–1862)
  • «Хри­стос» (1862–1866)
  • Вели­кая мес­са (1855 г)
  • Вен­гер­ская коро­на­ци­он­ная мес­са (1866–1867)

Пес­ни и роман­сы (око­ло 90).

Вели­кие ком­по­зи­то­ры – Ференц Лист

Песни и романсы (около 90)

Литературные сочинения

  • «Письма бакалавра музыки» (1837-1839)
  • «Паганини. По поводу его смерти» (1840)
  • «Шопен» (1851, новая редакция – 1879)
  • «Тангейзер» (1849)
  • « Лоэнгрин» (1850)
  • «Летучий голландец» (1854)
  • «Об «Орфее» Глюка» (1854)
  • «О «Фиделио» Бетховена» (1854)
  • «Об «Эврианте» Вебера» (1854)
  • «Золото Рейна» (1855)
  • «Берлиоз и его симфония «Гарольд» (1855)
  • «Роберт Шуман» (1855)
  • «Клара Шуман» (1855)
  • «Моцарт. К столетию со дня рождения» (1856)
  • «Критика критики. Улыбышев и Серов» (1857)
  • «Джон Фильд и его ноктюрны» (1859)
  • «О цыганах и их музыке в Венгрии» (1860, новая редакция – 1881)

Постановки на музыку Листа

  • «Венгерская рапсодия» № 2 (1847) — постановка 1900 года Льва Иванова
  • «Маргарита и Арман» — балет Фредерика Эштона на музыку Ференца Листа был поставлен в 1963 году для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева. (В настоящее время в роли Маргариты Сильви Гиллем).
  • В 1958 году для Ленинградского хореографического училища Касьян Голейзовский сочинил балет «Листиана», состоящий из произведений Ференца Листа: «Забытый вальс», «Утешение», «Вальс-импровизация», «Листок из альбома» «Мыслитель», «Забытый романс», «Порыв» и «Кампанелла»
  • В 1974 году балет «Отелло» на музыку Ф. Листа поставил хореограф Питер Даррелл

На экране

лучшим мультфильмом

Ференц Лист (1811-1886) – венгерский музыкант, великий виртуоз-пианист ХIХ века, дирижёр и композитор, педагог и публицист, считается одним из наиболее ярких представителей романтизма в музыке. Он основал Веймарскую музыкальную школу. Им написано 647 музыкальных произведений, а также работы по литературе – книги о музыкальном наследии венгерских цыган и о великом композиторе Шопене.

Изобретатель в музыке

Лист любил экспериментировать со смешениями музыкальных стилистик

Сейчас такие музыкальные жанры, как рапсодия и симфоническая поэма кажутся классическими,  но в свое время они были диковинной новинкой, которую открыл Ференц Лист. Также он развил тему одночастно-циклической формы, над которой начинали работать Шуман и Шопен.

Кроме того, Лист любил экспериментировать со смешениями музыкальных стилистик. В 1850-году он уже на полном серьезе утверждал, что время чистых искусств осталось в прошлом, что стало причиной появления музыкальных произведений, тесно связанных со знаменитыми образцами живописи.

Так, Лист по картине Рафаэлло написал «Обручение», а по скульптуре Микеланджело – «Мыслитель». Как и множество других программных произведений.

Кстати, стоит немного рассказать о том, что же такое программная музыка. Строго говоря, программная музыка — это чисто инструментальное произведение, без вокального сопровождения. Вместо голоса певца оно сопровождается пояснительным трактатом, в котором словесно передается основной замысел мелодии. Своим пристрастием к подобному жанру искусства был известен Генрих Игнац Франц фон Бибер, ну и Ференц Лист тоже, хотя и в меньшей степени.

Он верил в просветительную силу искусства, как и в то, что музыка действительно может изменить человечество.

Кроме того, Ференц вел педагогическую деятельность, давал открытые уроки, никогда не беря за них денег. К нему же съезжались пианисты со всей Европы.

Также он написал несколько книг, среди которых была и книга о Шопене, а также книга о музыке венгерских цыган и огромное число публицистических статей.

Но в конце концов, Лист, хоть и продолжал творить, но был безнадежно разочарован плодами своего творчества. Каким бы он великим музыкантом ни был, своей цели он все-таки не достиг. Хотя изменить мир ему удалось.

https://youtube.com/watch?v=W27Qxw7lG40

Краткая биография

  1. С 1821 г. живя в Вене, Лист начал с успехом выступать на концертах. Однажды кумир Ференца – Бетховен – был так потрясён игрой юного пианиста, что поцеловал его.
  2. В 1823 г. Лист отправился в Париж поступать в консерваторию. По правилам в учебное заведение могли поступить только французы, и Ференца не приняли. Тем не менее, отец музыканта решил не уезжать из Парижа. Чтобы заработать на жизнь, юноша выступал на концертах.
  3. В Париже Ференц начал сочинять музыку. В 1825 г. в Гранд-опера было поставлено произведение 14-летнего композитора «Дон Санчо, или Замок любви».
  4. В 1827 г. произошло трагическое событие в жизни юноши – умер отец. Следующие 3 года Ференц пребывал в депрессии и перестал появляться в парижских салонах.
  5. К активной концертной деятельности композитор вернулся в 1830 г., во время французской Июльской революции. В этот период он познакомился с известными музыкантами: Берлиозом, Шопеном, Паганини и др. Гениальный скрипач побудил Листа заняться совершенствованием собственной техники.
  6. В 1835 г. Лист начал заниматься преподавательской деятельностью, а также писать статьи на актуальные для современников темы.
  7. В том же году композитор переезжает в Швейцарию, где начинает работать над сборником пьес. Также он преподаёт в консерватории в Женеве, даёт концерты.
  8. В 1837 г. Лист путешествовал по Италии и опубликовал несколько статей-очерков, освещавших музыкальную жизнь страны. Там же в Италии состоялся первый сольный концерт музыканта.
  9. В 1838 г. вышла первая редакция 6-ти этюдов под общим названием «Большие этюды по Паганини». Лист переложил для фортепиано каприсы Паганини.
  10. В 1839 г. композитор переложил симфонии Бетховена для фортепиано.
  11. В 1841 г. Ференц Лист стал членом масонской ложи.
  12. В это же время композитор посетил с концертами Австрию и Венгрию. Средства от венгерских концертов музыкант направил на помощь соотечественникам, пострадавшим от случившегося недавно наводнения.
  13. С 1842 по 1848 гг. Лист совершил несколько концертных туров по Европе, трижды побывал в России. Занимался просветительской деятельностью, включая в свои концерты произведения классиков.
  14. В 1845 г. Ференц принял финансовое участие в установке памятника Бетховену в Бонне.
  15. В 1848 г. композитор прекратил концертную деятельность и переехал в Веймар. Там он прожил 13 лет, был руководителем городской музыкальной жизни, обновил репертуар местного оперного театра, работал дирижёром. Также Лист закончил работу над сборником пьес, вышедшим под названием «Годы странствий», и сочинил ряд новых произведений. В своём доме композитор принимал молодых музыкантов из разных уголков мира и давал им бесплатные уроки. К этому же периоду относится и литературная работа Листа. Он написал и издал книгу, посвящённую творчеству Шопена, а также множество эссе и статей.
  16. В начале 50-х гг. музыкант вместе с близким ему по духу Вагнером вступил в Союз немецких музыкантов.
  17. В 1861 г. Лист переехал в Рим.
  18. В 1865 г. по настоянию любимой женщины композитор стал церковнослужителем. В его музыке ведущими стали духовные и философские мотивы.
  19. В 1866 г. Ференц вновь поехал в Веймар, занимался с молодыми музыкантами.
  20. В 1875 г. композитор занял пост президента Высшей венгерской музыкальной школы в Пеште.
  21. В 1886 г. после перенесённого воспаления лёгких у Листа начались проблемы со здоровьем.
  22. Последний концерт композитор дал 19.07.1886 г. в Елисаветграде.
  23. 07.1886 г. в возрасте 74 лет Ференц Лист скончался.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: