T
Trio Sonata in C major (Трио-соната до мажор)
WikipediaГаэтано Пуньяни (итал. Gaetano Pugnani), или Джулио Гаэтано Джероламо Пуньяни (итал. Giulio Gaetano Gerolamo Pugnani; 27 ноября 1731 года, Турин, Королевство Сардиния — 15 июля 1798 года, там же) — итальянский композитор и скрипач.
Джулио Гаэтано Джироламо Пуньяни родился 27 ноября 1731 года в Турине, в королевстве Сардиния. Большую часть своей жизни он провёл в родном городе.
Первыми учителями музыки будущего композитора и музыканта были Джованни Баттиста Сомис и Джузеппе Тартини. В 10 лет он уже играл в оркестре театра при дворе королей Сардинии в Турине. Став одним из придворных Его величества, короля Сардинии, Гаэтано Пуньяни был отправлен в Рим, где продолжил образование. Завершив обучение в 1752 году, вернулся на родину и стал первой скрипкой в капелле королей Сардинии. Заграничные турне во Францию в 1754 году и Великобританию в 1769 году снискали ему известность виртуозного исполнителя на скрипке.
Широкую известность и зрительский успех имели его концерты для скрипки в концертном зале «Консерт Спиритуэль» (фр. Concert Spirituel) в Париже, в дальнейшем получившие название «Духовных концертов» (итал. Concerti Spirituali). В Лондоне композитор получил место концертмейстера оркестра в театре Итальянской оперы. Здесь им была написана и поставлена первая опера «Нанетта и Любино» (итал. Nanetta e Lubino). Однако его популярность как композитора уступала славе скрипача и дирижёра.
После завершения турне по Европе, в 1770 году, он был назначен капельмейстером в капелле королей Сардинии. Наряду с этим композитор занимался педагогической деятельностью. В Турине Гаэтано Пуньяни основал школу игры на скрипке и дирижирования. Его учениками были Антонио Бартоломео Бруни и Джованни Баттиста Виотти.
В 1780—1781 году он совершил последнее турне по Европе, на этот раз посетив с концертами Германию и Россию. Композитора сопровождал его ученик Виотти.
Джулио Гаэтано Джероламо Пуньяни умер в Турине 15 июля 1798 года.
По мнению критиков, музыка Гаэтано Пуньяни сочетает черты итальянского и немецкого музыкальных стилей. Творческое наследие композитора включает 8 опер, 1 ораторию, кантаты, 10 увертюр, 9 концертов для скрипки, камерно-инструментальные ансамбли — 18 сонат для скрипки с басом, 6 сонат для клавесина в сопровождении скрипки, дуэты для скрипки, многочисленные струнные трио, 6 струнных квартетов, 6 квинтетов для 2 скрипок, 2 флейт и виолончели, 12 октетов-симфоний для струнных и духовых инструментов, вокальные сочинения.
В начале ХХ века под именем Пуньяни были опубликованы два коротких произведения для скрипки в сопровождении фортепиано — «Прелюдия и Аллегро» и «В темпе менуэта», первым исполнителем которых был Фриц Крейслер. Однако в 1935 году Крейслер признался, что публикация этих произведений была мистификацией и что он сам является их автором.
В конце XX — начале XXI века после почти двухсотлетнего забвения сочинения Гаэтано Пуньяни вновь приобрели популярность среди исполнителей.
Работает
Большинство упомянутых сонат издавались несколько раз и под разными номерами опусов, поэтому здесь упоминаются только первые публикации.
- 6 сонат op.3 для скрипки и континуо (впервые напечатано в Париже 1760 г.)
- 6 сонат op.7 для скрипки и континуо (впервые напечатано в Лондоне 1770 г.)
- 6 сонат op.8 для скрипки и континуо (впервые напечатано в Амстердаме 1774 г.)
- 6 трио-сонат op.1 (первое издание Париж 1754 г.)
- 6 трио-сонат op.2 (впервые напечатано в Лондоне 1765 г.)
- 6 дуэтов op.4 (впервые напечатано в Лондоне 1770 г.)
- несколько симфоний
- Симфоническая поэма Вертер, melogo in due parti , к Гете Вертеру (утрачена)
- несколько опер
- La Betulia liberata (вероятно, 1780-е годы)
использованная литература
- Джорджио Энрико Кавалло; Андреа Гунетти (2015). Gaetano Pugnani e i musicisti della corte sabauda nel XVIII Secolo. Роберто Кьярамонте Эдиторе. п. 9.
- Джорджио Энрико Кавалло; Андреа Гунетти (2015). Gaetano Pugnani e i musicisti della corte sabauda nel XVIII Secolo. Роберто Кьярамонте Эдиторе. С. 7–9.
- ^ Уорик Листер, Амико: Жизнь Джованни Баттиста Виотти (Издательство Оксфордского университета, 2009 г.).
- Ср. Саймон Маквей, Скрипачи в концертной жизни Лондона 1750–1784 (Нью-Йорк и Лондон: Гарленд, 1989), 70.
- Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Виотти, Джованни Баттиста». Британская энциклопедия. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 108.
- Джорджио Энрико Кавалло; Андреа Гунетти (2015). Gaetano Pugnani e i musicisti della corte sabauda nel XVIII Secolo. Роберто Кьярамонте Эдиторе. п. 41.
- Партии увертюры доступны по адресу Бесплатные оценки Гаэтано Пуньяни на Проект международной музыкальной библиотеки (IMSLP).
- ^
- es: Aquiles en Esciro (Пуньяни)
- ^
- Посвящение гласит: Oratorio Sacro del Abate Metastasio messo в Musica da Gaetano Pugnani, e dal medesimo umilmente dedicato A Sua Maesta Fedelissima La Regina di Portogallo.
Оперы
Оперы на музыку Гаэтано Пуньяни:
- Nanetta e Lubino . Опера-буффа, либретто Карло Франческо Бадини, 1769 г. Первое исполнение состоялось 8 апреля 1769 г. в Королевском театре в Лондоне.
- Issea . Либретто Витторио Амадео Синья-Санти , 1771 г.
- Tamas Kouli-Kan nell’Indie . Либретто Витторио Амадео Синья-Санти , 1772 г.
- Аврора . Либретто Джандоменико Боджио, 1775 г.
- Ахилл ин Скиро . Либретто Пьетро Метастазио в редакции Витторио Амедео Синья-Санти, 1785. Премьера этой оперы, разделенной на 3 действия, состоялась 15 января в Королевском театре Турина.
- Demofoonte . Либретто Пьетро Метастазио, 1787. Премьера оперы в трех действиях состоялась 26 декабря в Королевском театре в Турине.
- . Либретто Джандоменико Богжо и Джузеппе Банти, 1789 г.
- La Betulia Liberata . Священная оратория, либретто Пьетро Метастазио. Посвящается королеве Португалии . Эта опера была исполнена в 2012 году Португальским симфоническим оркестром под управлением Донато Рензетти в сотрудничестве с музыковедом Пьетро Доссеной.
История жизни Гаэтано Пуньяни
Пуньяни был и плодовитым композитором. Оперы его шли в крупнейших театрах страны, а инструментальные сочинения издавались в Лондоне, Амстердаме, Париже.
Файоль приводит в очерке о Пуньяни некоторые любопытные факты. В начале артистической карьеры, будучи уже известным скрипачом, Пуньяни решил встретиться с Тартини. Для этой цели он направился в Падую. Прославленный маэстро очень милостиво принял его. Ободренный приемом, Пуньяни обратился к Тартини с просьбой высказать свое мнение об его игре со всей откровенностью и начал сонату. Однако после нескольких тактов Тартини решительно остановил его.
— Вы играете слишком высоко! Пуньяни начал снова. — А теперь вы играете слишком низко!
Сконфуженный музыкант положил скрипку и смиренно попросил Тартини взять его в ученики.
Пуньяни был некрасив, однако это нисколько не отражалось на его характере. Он отличался веселым нравом, любил шутки, и о нем ходило множество анекдотов. Однажды его спросили, какую бы невесту он желал иметь, если бы решил жениться, — красивую, но ветреную, или безобразную, но добродетельную. «Красавица вызывает боль в голове, а безобразная повреждает остроту зрения. Это, примерно, — если б я имел дочь и желал выдать ее замуж, то лучше бы избрал для нее человека вовсе без денег, нежели деньги без человека!» «Однажды Пуньяни находился в обществе, где Вольтер читал стихи, — рассказывает Л. Н. Раабен. — Музыкант слушал с живейшим интересом. Хозяйка дома, мадам Дени, обратилась к Пуньяни с просьбой исполнить что-нибудь собравшимся гостям. Маэстро охотно согласился. Однако, начав играть, он услышал, что Вольтер продолжает громко разговаривать. Прекратив исполнение и положив скрипку в футляр, Пуньяни сказал «Мосье Вольтер пишет очень хорошие стихи, но что касается музыки, то в ней он не смыслит ни дьявола».
Пуньяни был обидчив. Один раз владелец фаянсовой фабрики в Турине, злившийся за что-то на Пуньяни, решил ему отомстить и приказал выгравировать его портрет на оборотной стороне одной из ваз. Оскорбленный артист вызвал фабриканта в полицию. Явившись туда, фабрикант внезапно вытащил из кармана носовой платок с изображением короля Пруссии Фредерика и спокойно высморкался. Затем он сказал «Вряд ли мсье Пуньяни имеет больше прав сердиться, чем сам король Пруссии».
Во время игры Пуньяни подчас приходил в состояние полного экстаза и совершенно переставал замечать окружающее. Однажды, исполняя концерт в многочисленном обществе, он так увлекся, что, забыв обо всем, продвинулся до середины зала и пришел в себя только тогда, когда каденция была закончена. В другой раз, сбившись с каденции, он обратился тихонько к артисту, находившемуся рядом с ним «Друг мой, прочитай-ка молитву, чтобы я мог опомниться!»
дальнейшее чтение
Рассел, Том; Чургин, Б .; Мур, Д. (июнь 1985 г.). Джонсон, Дж. (Ред.). Антонио Бриоски 1725-50 / Фортунато Челлери 1690-1757 / Антонио Саккини 1730-86 / Гаэтано Пуньяни 1731-1798 (Серия А, Том 3-е изд.). Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-8240-3858-4..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}
Белый, Чаппел (1992). От Вивальди до Виотти: история раннего классического скрипичного концерта. Гордон и Брич. ISBN 2-88124-495-5.